Главная - Здоровое питание
Сюжет конфликт ключевые эпизоды барышня крестьянка. Анализ «Барышня-крестьянка» Пушкин. Анализ художественных средств

Первая ассоциация, которая возникает, когда мы слышим фамилию Пушкин - «поэт». Однако, проза Александра Сергеевича не менее прекрасна. Повести писателя поражают колоритными образами, затейливыми сюжетами с интересными поворотами и конфликтами. Ярким образцом прозы А. С. Пушкина является повесть «Барышня-крестьянка». Школьники изучают ее в 6 классе. Предлагаем ознакомиться с анализом произведения, который существенно облегчит подготовку к уроку. Для удобства в публикации представлены два разбора - краткий и полный.

Краткий анализ

Год написания - 1830.

История создания - Осень 1830 г. А. С. Пушкин провел в Болдино из-за вспышки холеры. Этот период один из самых продуктивных в творчестве писателя. За три месяца был написан цикл прозаических произведений, опубликованный в 1831 г. отдельной книгой «Повести покойного Ивана Петровича Белкина, изданные А. П.»

Тема - Главные темы произведения - любовь и обман.

Композиция - Организацию повести нельзя назвать сложной. Сюжет развивается линейно от экспозиции к развязке. Экспозиция достаточно объемная, так как в ней автор не просто знакомит с героями, но и рассказывает о причинах их неприязни.

Жанр - Повесть.

Направление - Реализм.

История создания

История создания произведения связана с поездкой Александра Сергеевича в Болдино. Там писатель вынужден был задержаться из-за вспышки холеры. В Болдино он провел 3 осенние месяцы, на протяжении которых трудился на литературной ниве. Болдинский период оказался очень продуктивным. Из-под пера А. С. Пушкина вышли как поэтические, так и прозаические шедевры.

Особое внимание привлекает цикл произведений «Повести покойного Ивана Петровича Белкина, изданные А.П.» . В него вошла и «Барышня-крестьянка». Год написания повести - 1830. Уже в 1831 она стала известной широкому кругу писателей.

Издавая произведение, Александр Сергеевич очень беспокоился, как его воспримут читатели и критика. Дело в том, что основа сюжета, а также художественный прием масок или переодеваний был заимствован Пушкиным у отечественных и зарубежных коллег по перу.

Тема

В «Барышне-крестьянке» анализ следует начинать с характеристики основных мотивов. Разбор их также поможет понять суть повести.

В основе повести – традиционная для литературы тема любви . В контексте этого мотива формируется проблематика , в которой отобразились как моральные, так и социальные аспекты жизни. Можно выделить следующие проблемы : заимствование чужой культуры, обман, положение крестьян и представителей высшего сословия, дружба.

Начинается «Барышня-крестьянка» рассказом о семьях Ивана Петровича Берестова и Григория Ивановича Муромского. Помещики не ладят между собой из-за разницы во взглядах. В деревню к Берестову приезжает его сын Алексей. Молодой человек хорош собой, образован и воспитан. Слухи о его приезде быстро распространяются по деревне. Лиза, Дочь Муромского, изъявляет желание познакомиться с Алексеем. Девушка не знает, как это сделать. Настя, служанка молодой барышни, учит ее, как сделать правильно. Так начинаются главные приключения повести.

Лиза переодевается в крестьянку и устраивает «случайную» встречу с Алексеем, представляясь дочерью местного кузнеца. Кстати, крестьянское платье барышне очень даже к лицу. Постепенно молодые люди влюбляются друг в друга. Лиза боится, что молодой человек узнает правду и тогда им отношения оборвутся. После чреды забавных ситуаций с переодеваниями правда все-таки всплывает. Тем не менее, заканчивается история счастливо, так как отцы Лизы и Алексея до того времени успевают помириться.

После прочтения произведения становится понятным смысл названия повести. Заглавие отображает переодевания главной героини.

Идея рассказа - показать, что рано или поздно любой обман обнаруживается, поэтому прибегать к вранью, пусть даже безобидному, нельзя.

Основная мысль настоящая любовь сильнее обманов и ссор. Быть откровенным, честным с близкими людьми, вот чему учит автор читателей.

Композиция

Характеристика композиции - обязательный пункт плана разбора художественного произведения. Организация анализируемой повести несложная, тем не менее, некоторые особенности композиции есть. Сюжет развивается линейно от экспозиции к развязке. Экспозиция достаточно объемная, так как автор детально описывает быт, привычки двух помещиков и их семейств. Развязки в обычном понимании нет. Автор намекает на то, как заканчивается история, но оставляет читателю право делать самостоятельные выводы.

Жанр

Жанр произведения - повесть, так как оно среднего объема, система образов, проблематика достаточно разветвленные. В произведении развивается несколько сюжетных линий. Повесть А. С. Пушкина «Барышня-крестьянка» написано в духе реализма.

Тест по произведению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 3.9 . Всего получено оценок: 453.

Главная героиня повести «Барышня-крестьянка» — дочь помещика Муромского, семнадцатилетняя Лиза. Отец любил свою дочь и ни в чем ей не отказывал, отчего характер у Лизы был озорной и веселый.

Соседом Муромского был отставной военный Берестов. Между двумя соседями по разным причинам сложились неприязненные отношения, и они не общались друг с другом. Сын Берестова, Алексей, после окончания университета приехал в имение отца. Своей молодостью и прекрасным внешним видом он снискал расположение всех местных барышень.

Лизе тоже хотелось познакомиться с молодым Берестовым, но из-за вражды их родителей такое знакомство не представлялось возможным. Тогда она придумала нарядиться крестьянкой и в таком образе как бы случайно познакомиться с молодым человеком, который каждое утро ходил на охоту.

С помощью своей верной служанки Лиза сшила крестьянское платье и рано утром тайком ушла из дома, прихватив с собой лукошко для грибов. В лесу она действительно встретила Алексея Берестова и представилась ему дочерью кузнеца Акулиной. Между молодыми людьми завязалась дружба, которая со временем переросла в более глубокое чувство, любовь.

Однажды старший Берестов оказал помощь отцу Лизы, упавшему в лесу с лошади и добрые отношения между соседями постепенно восстановились. Берестов и его сын Алексей были приглашены на обед к Муромским. Лиза, боясь быть узнанной Алексеем, появилась на обеде с очень сильно набеленным лицом и говорила только по-французски. Алексей не узнал в ней крестьянку Акулину, с которой встречался, а как дочь Муромского она оставила в его душе неприятное впечатление из-за своего внешнего вида.

Со временем отцы молодых людей пришли к общему мнению, что их дети должны пожениться. Берестов сообщил об этом сыну Алексею и настаивал на женитьбе. Но Алексею дочь Муромского была неприятна, а любил он крестьянку Акулину, не подозревая, что это один и тот же человек.

Молодой Берестов решил ехать к Муромским, чтобы объясниться. Но главы семьи дома не было. Тогда Алексей без доклада прошел в дом и встретил Лизу, в которой тут же узнал крестьянку Акулину. Радости его не было предела, и вернувшийся вскоре Муромский понял, что свадьба обязательно состоится.

Таково краткое содержание повести.

Главный смысл повести «Барышня-крестьянка» состоит в том, что судьба человека и его счастье во многом зависят от него самого. Лиза, не имея возможности официально познакомиться с молодым Берестовым, нашла оригинальный способ встретиться с ним, переодевшись крестьянкой. И, будучи в образе крестьянской девушки, сумела зародить в душе молодого человека из богатого сословия глубокое, благородное чувство. Повесть учит быть благоразумным в отношениях с окружающими людьми. Порой совершенно пустяковые причины заставляют людей враждовать и неприязненно относиться друг к другу. Лишь случайное падение с лошади отца Лизы привело к примирению двух соседей, не разговаривавших годами.

В повести мне понравился Алексей Берестов, который, полюбив, как он считал, девушку из крестьянского сословия, повел себя благородно и порядочно по отношению к ней. Он был готов жениться на Акулине вопреки воле своего отца, и даже ценой потери отцовского расположения и материального достатка.

Какие пословицы подходят к повести «Барышня-крестьянка»?

Хитрость и смекалка - родные сестры.
Не было бы счастья, да несчастье помогло.
Чему быть, того не миновать.

На уроке используется прием развития творческих способностей личности – с помощью маски. Маска как яркий, материально ощутимый элемент маскировки, преображая внешность человека, способствует к познанию его мира. Маска сильна своей наглядностью, очевидной материальностью и формой, вызывающей у носителя маски определенный эмоциональный отклик. Маска сложна своей многофункциональной направленностью. Она может являться одновременно произведением искусства, культурным знаком, игровым инструментом, частью ритуала. Дети с легкостью воспринимают и играют маскированных героев мифов, сказок, фильмов, мультфильмов. Взрослые связывают с игрой в маске розыгрыш, ребячество, юмор, но серьезно относятся к дериватам маски – психологическим маскам – имиджам. Имиджу свойственны элементы маскировки – прическа, макияж, костюм, детали туалета, не говоря о языке тела – пластике, манере держаться и стиле поведения. Маскировка разнообразна и универсальна как один из способов познания мира. На уроке используются элементы работы с маской в качестве стимуляции творческой активности учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: А.С. Пушкин «Барышня – крестьянка». (2 ч.)

Цели:

1.Познакомить учащихся с произведением А.С. Пушкина «Барышня – крестьянка», его сюжетом и героями. Выявить роль антитезы в повести.

2.Формировать умение анализа художественного текста.

3.Воспитывать эмоциональное восприятие художественного текста, внимание к художественному слову; воспитывать уважение к чувствам человека.

Оборудование: тексты повести «Барышня – крестьянка», карандаши, бумага.

Методические приемы: сообщение учащегося; рассказ учителя с элементами беседы; словарная работа; комментированное чтение; составление масок персонажей; сравнительный анализ персонажей.

Ход урока

  1. Слово учителя

Ребята, сегодня мы начинаем знакомство с циклом повестей, имеющих название «Повести Белкина». Написаны они были в Болдино, осенью 1830 года. (Сообщение учащегося о роли Болдинской осени в жизни А.С. Пушкина.)

На сегодняшнем уроке мы с вами работаем над повестью Пушкина «Барышня-крестьянка».

  1. Беседа

«Барышня – крестьянка» является пародией на романтические и сентиментальные произведения того времени. (Словарная работа – что такое пародия?) Значит, мы будем читать не совсем серьезное произведение Пушкина. Тем не менее в нем Пушкин рассуждает об очень серьезных проблемах, но с юмором.

Дома вы прочитали повесть. Начиная чтение, вы наверняка обратили внимание на ее заголовок и эпиграф. Как вы можете объяснить заголовок? Каково лексическое значение слов барышня и крестьянка? (Барышня – девушка из высшего сословия; крестьянка – из низшего.)

- Что дает совмещение этих слов? (Совмещая противоположные понятия, Пушкин интригует читателя уже названием произведения. Прием антитезы Пушкин использует на протяжении всего произведения.)

Объясните смысл эпиграфа. (Эпиграф взят из поэмы И. Богдановича «Душенька» и является как бы нравственной характеристикой героини, которая «хороша» и в дворянском, и в крестьянском облике.)

ВЫВОД: Судя по названию и эпиграфу, главной героиней будет девушка, показанная в противоречивой ситуации и сохранившая в ней высокие нравственные качества.

  1. Обсуждение персонажей повести (сопоставительный анализ)

Анализ персонажей повести начнем со старшего поколения (отличия):

Иван Петрович Берестов

Григорий Иванович Муромский

1.Ведет хозяйство на русский манер:

«В будни он ходил в плисовой (словарн. раб.) куртке, по праздникам надевал сюртук (словарн. раб.) из сукна домашней работы; сам записывал расход и ничего не читал, кроме «Сенатских Ведомостей».

2.Из людей, осуждавших Г.И. Муромского, «Берестов отзывался строже всех. Ненависть к нововведениям была отличительная черта его характера».

  1. Англоман:

«…развел он английский сад…Конюхи его были одеты английскими жокеями. У дочери его была мадам англичанка. Поля он обрабатывал по английской методе…» (В отличие от геометрически правильного французского сада английский подобен естественному лесу.)

2.Григорий Иванович «почитался человеком не глупым, ибо первый из помещиков своей губернии догадался заложить имение в Опекунский совет: оборот, казавшийся в то время чрезвычайно сложным и смелым».

Англоман «выносил критику столь же нетерпеливо, как и наши журналисты».

Отметим иронию Пушкина в описании отношений Берестова – старшего и Муромского. В их изображении Пушкин использует прием антитезы.

Однако, несмотря на отличия, у них много общего:

Благодаря общности жизни Берестов – старший и Муромский смогли найти в конце концов общий язык и помириться.

Младшее поколение

Алексей Берестов

Лиза (Бетси) – Акулина (имя героини выбрано не случайно: у всех на слуху «Бедная Лиза» Карамзина, не случайно героиня читает «Наталью, боярскую дочь» Карамзина).

1 .Характеристика персонажа, портрет :

«Он был воспитан в *** университете и намеревался вступить в военную службу, но отец на то не соглашался…Они друг другу не уступали, и молодой Алексей стал жить покамест барином, отпустив усы на всякий случай (атрибут военного).

Он был, «в самом деле, молодец…Барышни поглядывали на него, а иные и заглядывались; но Алексей мало ими занимался, а они причиной его нечувствительности полагали любовную связь».

«Легко вообразить, какое впечатление Алексей должен был произвести в кругу…барышень. Он первый перед ними явился мрачным и разочарованным, первый говорил им об утраченных радостях и об увядшей своей юности; сверх того носил он черное кольцо с изображением мертвой головы. Все это было чрезвычайно ново в той губернии. Барышни сходили по нем с ума.

1. Характеристика персонажа, портрет:

«Ей было семнадцать лет. Черные глаза оживляли смуглое и очень приятное лицо. Она была единственное и, следственно, балованное дитя. Её резвость и поминутные проказы восхищали отца и приводили в отчаянье ее мадам мисс Жаксон…»

«За Лизою ходила Настя, она была постарше, но столь же ветрена, как и ее барышня».

- Почему Лиза решила переодеться крестьянкой, разве она не могла очаровать Алексея в своем истинном обличии?

Алексей носит маску страдающего влюбленного, холодного ко всем барышням, потому что это модно в обществе, а с простыми крестьянками весел, мил, играет в горелки. С ними не нужно надевать маску, можно быть самим собой. Таким Алексей больше интересен Лизе.

- Почему Алексей и Лиза полюбили друг друга?

«…Алексей, несмотря на роковое кольцо, на таинственную переписку и на мрачную разочарованность, был добрый и пылкий малый и имел сердце чистое, способное чувствовать наслаждения невинности». Он собирался жениться на простой крестьянке, ослушавшись воли родителя.

Лиза была слишком необычна для простой крестьянки: чувство собственного достоинства (даже самолюбие), незаурядный ум, легкость в общении и в то же время неприступность и принципиальность.

«Его сношения с Акулиной имели для него прелесть новизны,… хотя предписания странной крестьянки казались ему тягостными».

Все это говорит о высоких душевных качествах Алексея

Незаурядность Лизы-Акулины вызвала сильные чувства.

  1. Работа в группах

Учащиеся рисуют маски персонажей повести и словесно их описывают.

Берестов - старший – медведь (Муромский называл его «… медведем и провинциалом»).

Муромский – франт – англичанин (английская манера речи, монокль на глазу).

Алексей – маска страдающего влюбленного (напоминает маску Пьеро) и «доброго барина».

Лиза – две маски: смешной размалеванной француженки и крестьянки Акулины.

Истинное лицо, свои настоящие душевные качества герои повести прячут под масками. Однако некоторые маски, наоборот, подчеркивают красоту души персонажей.

  1. Работа над композицией и сюжетом повести

Как произошло последнее объяснение Алексея и Лизы? (Случайно, Алексей хотел объясниться с Лизой, рассказать о своей любви к Акулине и застал Лизу в своем истинном обличии.)

А какова вообще роль случая в повести? Давайте перечислим случайности, которые двигают повесть. Так ли они случайны? Рассмотрим композицию. Напомним, как строится композиция:

На доске:

Экспозиция – завязка – кульминация – развязка – и - эпилог (не обязателен).

Э .: Рассказ о героях старшего поколения, характеристика младшего поколения.

З .: Настя, служанка Лизы знакомится с А. Берестовым и рассказывает об этом Лизе. Случайное знакомство Насти с А. Берестовым влечет за собою хорошо спланированное «случайное» знакомство Лизы с Алексеем.

К .: Случайная встреча с Лизой – Акулиной в ее доме. Кульминации предшествует еще одна случайность: падение Муромского с лошади и спасение его Берестовым – старшим.

Р. : Отсутствует: «Читатель избавит меня от излишней обязанности описывать развязку…»

Так ли случайны случайности в повести? Поразмышляйте над этим вопросом дома .

  1. Домашнее задание
  1. Сочинение – миниатюра «Роль случая в повести А.С. Пушкина «Барышня – крестьянка».
  2. Прочитать повесть «Выстрел».

Семнадцатилетняя барышня Лизавета Муромская, воспитанная отцом и им же избалованная, начитавшись сентиментальных и романтических историй, придумала себе идеал возлюбленного: непременно бледного, грустного и таинственного. Но на деле предмет ее воздыханий оказывается румяным и веселым юношей Алексеем Берестовым, способным не только пленять сердца представительниц высшего света, но и играть с дворовыми девушками в горелки. Лиза поняла: молодой Берестов, о котором ходили слухи, что он страдает от неразделенной любви, поэтому холоден ко всем барышням (ведь это модно в обществе), весел и мил только с обычными крестьянками. И героине ничего не остается, как переодеться простой крестьянкой, чтобы познакомиться с интересующим ее молодым барином.

Знакомство Лизы Муромской, представившейся дочерью кузнеца Акулиной, перерастает в романтические отношения. Алексей потрясен разумностью и образованностью «обычной крестьянки» (его даже не удивляет, что она всего за три дня выучилась писать), его привлекает не только отсутствие в ней всякого кокетства, но и красота смуглянки, ведь девушки из высшего света сохраняли белизну кожи, чтобы не походить на темнокожих крестьянок, которые становились такими от многочасовой работы в поле на солнцепеке.

Кроме того, отношения с девушкой из простого народа имели для Алексея прелесть новизны: Акулина заинтересовала его своей незаурядностью и неиспорченностью. Постепенно молодой человек так привязался к «Акулине», что подумывал о женитьбе на ней. Он прекрасно понимал, что их разделяет сословное неравенство. И когда отец настаивает на женитьбе сына на жеманной кривляке Лизе, которую увидел Алексей в гостях у Муромских (читателю известно, что Лиза вновь изменила свой облик до неузнаваемости), в какой-то момент он готов отдаться «романтической мысли жениться на крестьянке и жить трудами своими» . На него не действует даже угроза отца сделать его нищим, если он не женится, то есть, по сути, не исполнит волю отца.

Неизвестно, чем закончились бы для главных героев эти события, если бы не случайность: решив уповать на благоразумие не своего отца, а Лизиного, Алексей едет к Муромскому, а встречается со своей любезной Акулиной. Автор даже не считает нужным описывать развязку событий - читателю и так ясен финал: он не подвергает героев испытаниям, а просто позволяет им остаться вместе.

Так повествование, начавшееся весьма грустно, оборачивается веселой шуткой, а проказница, шалунья Лизавета в нужный момент превращается то в барышню, то в крестьянку. К счастью для него, герой узнает, что жеманная барышня и крестьянка, милая его сердцу, - одно и то же лицо.

  • «Барышня-крестьянка», краткое содержание повести Пушкина
  • «Капитанская дочка», краткое содержание по главам повести Пушкина
  • «Борис Годунов», анализ трагедии Александра Пушкина

Итоговая работа.

Методическая разработка уроков (2 спаренных) по повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка» из цикла «Повести покойного Ивана Петровича Белкина».

Цели урока :

1. Знакомство с повестью А.С.Пушкина "Барышня-крестьянка".

2. Выявление жанровых и композиционных особенностей повести "Барышня-крестьянка".

3. Формирование умения анализа художественного текста, в том числе с помощью других видов искусства.

4. Выявление роли эпизода в тексте.

Задачи урока:

    Развивающая - развивать умение самостоятельно мыслить, решать проблемные вопросы, находить оптимальный выход из проблемной ситуации.

    Обучающая - развивать умение анализировать произведение, видеть его взаимосвязи и закономерности.

    Воспитывающая - воспитывать уважение к творчеству Пушкина, нравственные качества у учащихся на примере произведений Пушкина, их проблематики и идейного звучания, воспитывать эмоциональное восприятие художественного текста, произведений изобразительного искусства, музыкальных произведений, внимание к художественному слову.

Оборудование урока :

компьютер, слайд-презентация, портрет Александра Сергеевича Пушкина, тексты произведения, репродукции В. Д. Поленова, Л. Серебренниковой, А. К. Саврасова, И. И. Шишкина, К. Я. Крыжицкого, С. Басова, музыкальные произведения А. Широченко, А. Архиповского, Г. Шендерева, элементы декораций для инсценировки отрывков произведения.

Предварительная работа: задание по группам – 1)подготовить небольшой тест из 6-8 вопросов на знание сюжета повести; 2) инсценировка эпизодов повести (рассказ Насти о знакомстве ее с молодым Берестовым и «случайное» знакомство Лизы-Акулины с Алексеем).

Словарная работа над литературными понятиями: цикл повестей, сюжет, пейзаж, композиция, завязка, кульминация, развязка.

Ход урока.

    Организационный момент. (Я бы предложила молча поприветствовать учеников и предложить им занять свои места, и в это время включить музыку – такое начало позволит окунуться в атмосферу урока)

    Вступление урока.

Звучит песня Анны Широченко «Тихая моя родина» (1 куплет), как бы помогая учащимся окунуться в изучаемую эпоху, уводя из городской суеты в сельский быт. На презентации – слайд с репродукцией картины Сергея Басова «За околицей».

Сегодня мы с вами обратимся к повести Александра Сергеевича Пушкина “Барышня-крестьянка”, перечитаем с вами страницы этого произведения. Поживем некоторое время с героями повести в эпохе, которую иногда называют пушкинская. Следует отметить, что «Барышня-крестьянка» - это последняя повесть из цикла повестей «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». (краткий рассказ о цикле повестей Белкина)

Что вы знаете о первой половине 19 века?

(Звучат ответы детей, учитель должен натолкнуть их на мысль, что в то время существовало крепостное право, были классовые различия: дворянство и крестьяне)

Существовало дворянство столичное и поместное. Большая часть дворянства предпочитала шумным городам жизнь в уединенных уголках России. Сам Пушкин предпочитал Михайловское и Болдино Москве и Петербургу. Ему среди деревенского пейзажа лучше писалось. Так и семьи Берестовых и Муромских предпочитали столичной суетливой жизни деревенское спокойствие. (По ходу рассказа учителя с помощью презентации слайдов демонстрируем репродукции картин:

К.Я. Крыжицкий «Хутор в Малороссии»,

В. Д. Поленов «Пруд в Абрамцеве»,

«Бабушкин сад»

И.И. Шишкин «Мельница в поле»,

А.К. Саврасов «Домик в провинции»)

О художниках, чьи репродукции мы представили, говорили и писали многие, ведь их работы вызывают самые глубокие светлые чувства. Вот, например, для знакомства учащимся предлагается стихотворение Марины Малхасян о Константине Яковлевиче Крыжицком.

Гармония жива в минутном вдохновенье...

Ковыль среди камней, и склон горы высокой, Прозрачность синевы ласкающих небес, И стаи облаков, несущих мысль к истокам Рождения мечты, и тихий моря плеск...

Гармония жива в минутном вдохновенье Природного тепла и строгой красоты. Так жизнь, даруя нам всех чувств переплетенье, Зовет познать себя, избегнув пустоты.

(Данное стихотворение уместно прочитать на уроке с озвученной темой – во-первых, оно содержит элементы сюжета, созвучные сюжету представленных репродукций картин и описанию природы в повести А.С. Пушкина. В первом четверостишии мы видим описание природы, оно, как и в изучаемом тексте и репродукциях, помогает представить образ героев, передает необходимую атмосферу, как бы окуная читателя - или зрителя – в произведение. Второе же четверостишие показывает нам появление произведения искусства – через вдохновение, не давая прожить жизнь впустую, волнуя и переплетая все чувства. И подобное описание рождения произведения искусства в равной степени подходит и для литературного произведения, и для произведения изобразительного искусства, и для музыкального, и для искусства лицедейства. Также стоит обратить внимание школьников и на художественные средства, с помощью которых создается необходимый образ и соответствующая атмосфера – эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения и т.д.)

После слова учителя и показа презентации стоит предложить учащимся ответить на вопросы: Как вы думаете, почему поместное дворянство предпочитало столичной жизни жизнь уездную? Нравилось ли им там и почему? Как в ответе на этот вопрос нам могут помочь представленные репродукции?

3. Беседа на восприятие произведения с элементами анализа (ответы учащихся должны подтверждаться текстом).

Где происходят события данной повести? (В поместьях Тугилово и Прилучино)

Что вы можете сказать о жизни поместного дворянства, их быте, привычках? (обеды, охота, встречи, поездки к соседям в гости и т.д.)

Главные герои повести. Кто они? Как Пушкин знакомит читателей с ними? (первоначальная беседа – портрет, особенности характера, поведения - о Муромском Григории Ивановиче, Берестове Иване Петровиче, Алексее, Лизе. Оформление записей в рабочей тетради – таблица с краткой характеристикой героев). Кто из героев повести понравился вам больше всего и почему?

Какой эпизод вам понравился больше всего и почему?

Завершить работу на знание сюжета можно проверкой домашнего задания – проведением учениками заранее подготовленного теста на знание текста (работа в парах).

    Особенности композиции повести. (учитель демонстрирует слайды, дети строят схему композиции в тетради).

Сначала вспоминаем с учениками строение композиции: экспозиция – завязка – кульминация – развязка – и - эпилог (не обязателен). Размышляем с учениками над элементами композиции, выделяем ее части.

Э кспозиция : Рассказ о героях старшего поколения, характеристика младшего поколения.

З авязка : Настя, служанка Лизы знакомится с А. Берестовым и рассказывает об этом Лизе. Случайное знакомство Насти с А. Берестовым влечет за собою хорошо спланированное «случайное» знакомство Лизы с Алексеем.

к ульминация : Случайная встреча с Лизой – Акулиной в ее доме.

Развязка : Отсутствует: «Читатель избавит меня от излишней обязанности описывать развязку…» Мы додумываем сами развязку и радуемся за главных героев повести Пушкина.

    Художественные особенности произведения, анализ эпизодов.

Переходим к анализу эпизодов повести, где учителю важно подчеркнуть роль пейзажа, описания природы (в эти моменты урока мы попытаемся усилить впечатление мастерства слова Пушкина с помощью репродукций известных художников и музыкальных произведений, также учителю следует акцентировать внимание на использование этих видов искусства на уроке, вместе с учениками ответить на вопросы, близки ли живопись, музыка, театр слову Пушкина, помогают ли они понять нам замысел писателя).

Эпизод первый. Роль случая в развитии сюжета этой повести играет большую роль. От Насти Лиза, а следом за ней и читатели, узнают о ее знакомстве с молодым Берестовым.

Ученики инсценируют эпизод, где Настя рассказывает о встрече с молодым барином (по ходу инсценировки на слайде – картинка из фильма с изображением Насти и Лизы, фоном музыка квартета «Московская балалайка» «Выйду ль я на реченьку» - на эпизод, когда Настя рассказывает, как прислуга в доме Берестовых с гостями играли в горелки). После инсценировки учащимися можно познакомить школьников со стихотворением о балалайке.

Галина КУКУШКИНА.

Поиграй-ка, пострадай-ка, Символ русской старины, Балалайка, балалайка - Немудреных три струны! Разудала, бесшабашна, Не даёт она скучать. С балалаечкой не страшно Горе-горькое встречать. Широка и непонятна, Словно русская душа. С балалаечкой приятно Радоваться, грусть круша. С балалаечкой не стыдно И в концертах выступать. И порой ей так обидно «Иностранцам» уступать! … Вот опять смеётся, плачет, Перебором душу рвет, В удали кручину прячет, А как за сердце берет! … Светит месяц круторогий, Тройка мчится, даль бледна.

Три струны - как три дороги, И судьба - на всех одна.

(Это стихотворение стоит прочитать школьникам при анализе данного эпизода. Оно подчеркивает атмосферу той эпохи, раскрывает русский характер. Балалайка символизирует русскую душу: «разудала», «бесшабашна», «широка», «непонятна». В стихотворении, как и в повести, показаны герои, которые так близки Пушкину. Это герои, которые умеют сталкиваться с горем – «не страшно горе-горькое встречать» -, искренне веселиться – «с балалаечкой приятно радоваться…» -, которые умеют сочувствовать – «перебором душу рвет…», «за душу берет» и т.д. Это стихотворение создает образ того русского человека, которым искренне восхищался Пушкин, которого он показывал в повести «Барышня-крестьянка». Обязательно при анализе следует обратить внимание на тропы: метафоры, сравнения, эпитеты и т.д. И стоит обратить внимание школьников на то, как это стихотворение помогает при анализе повести А.С. Пушкина)

Далее учитель задает вопросы о впечатлении от эпизода, о том, как характеризует Алексея игры с прислугой (легкий в общении, веселый, непринужденный и т.д.), как характеризует Лизу ее интерес к происходящему, ее решение переодеться крестьянкой (непринужденная в общении, любопытная, интересная, яркая и т.д.) Какая атмосфера царила на празднике для прислуги в доме Берестовых? (живая, доброжелательная, непринужденная, радостная и т.п.) Все ответы учеников необходимо подтверждать цитатами из текста. Как музыка влияет на наше восприятие этого эпизода? (помогает слушателям окунуться в атмосферу «деревенского праздника»,

Эпизод второй. Встреча Лизы-Акулины с молодым Берестовым. Инсценировка учениками этого эпизода. (По ходу инсценировки демонстрируем слайд – изображение из фильма встречи Лизы и Алексея, а также музыкальное сопровождение – сначала звук рожка пастуха (момент - по тексту), далее Алексей Архиповский «Золушка»). После инсценировки учитель предлагает работу по тексту – найти описание утра, природы в день встречи Лизы и Алексея. Какие краски использует автор в этом описании? А как вы думаете, почему именно эти?

Что добавляет повествованию это описание? Какова роль природы? а) Создает лирический фон для романтической сцены свидания; б) автор описывает весну, утро, весенний лес – это ассоциируется с зарождающимся чувством героев; в) помогает передать настроение героини, настроение «младенческой веселости»; г) создать образ героини.

А.К. Саврасов «Дорога в лесу».

И.И. Шишкин «Лесные дали»

«Сосновый бор»

С. Басов «Лиственный лес. Туман»

«Березовая роща»

В.Д. Поленов «Осень в Абрамцеве»

Л. Серебренникова «Топкая дорога»

«Перелесок»

После демонстрации слайдов учитель может задать вопросы: «Как вы думаете, картина какого художника близка к пушкинскому описанию леса?» Обучающиеся отвечают, учителю следует предложить школьникам доказать свою точку зрения. Какими красками вы бы раскрасили картину, если бы рисовали пейзаж этого утра? А как вы думаете, помогают ли нам эти картины понять описание пейзажа Пушкина?

Далее учитель предлагает кратко пересказать дальнейшие события повести . Как произошло так, что враги Муромский и Берестов вдруг стали друзьями и, более того, решили породниться? (ученики с помощью цитат из текста пересказывают эпизод падения Муромского с лошади). Почему Лиза не была рада этому неожиданному перемирию, чем ей это грозило? Как она вышла из ситуации, когда Берестовы решили приехать с неожиданным для нее визитом? (ученики пересказывают эпизод визита Берестовых). Далее учитель предлагает провести характеристику поведения героев повести в данном эпизоде. (ученики характеризируют героев и продолжают заполнять таблицу с характеристикой героев)

Развитие сюжета . Берестов настаивает на свадьбе, заставляет сына согласиться с решением отцов семейства. Учитель предлагает зачитать этот отрывок, поразмышлять, как поведение героев характеризует их. (Алексей привык не перечить отцу, но в данном случае никак не может согласиться с ним). Какие варианты выхода из данной ситуации вы могли бы предложить, но при этом ученики должны помнить, что черты характера героев повести не могут противоречить их действиям. (ученики фантазируют). Этап урока, когда идет обсуждение душевных метаний Алексея, предлагаю провести под музыку, которая звучит фоном (Алексей Архиповский «Дождик». Она поможет приблизиться к переживаниям героя).

Кульминация повести. (Этот этап урока предлагаю провести под музыку Георгия Шендерева «Хоровод из сюиты «Узоры луговые» Эта музыка наиболее созвучна с настроением Алексея: сначала тревожна, стремительна, а к концу течет спокойно, кажется светлой). Какой выход для себя нашел Алексей из ситуации, в которую он попал? (решил договориться с Муромским или Лизой, объяснить им, что никак не может жениться на Муромской и что он любит «Акулину». Он надеялся, что Лиза откажется от брака с ним, тем самым Алексей не ранит отца своим непослушанием).

На данном этапе урока учитель должен обратить внимание на конец произведения. Как мы уже подчеркивали ранее, развязки в повести нет, сам автор говорит: « Читатели избавят меня от излишней обязанности описывать развязку». Но мы искренне радуемся за героев повести. В тетради, где ранее учащиеся писали краткую характеристику и схему композиции, необходимо закончить данный вид работы.

    Итоговое слово учителя.

Несмотря на то, что данный этап урока называется «итоговое слово учителя», предлагаю формулировать выводы урока, основываясь на диалоге с учащимися.

Вопрос учителя:

Как вами была воспринята повесть, легко ли она читалась?

Повесть «Барышня-крестьянка» легка в восприятии, нам кажется – здесь нет ни особой глубины, ни особых авторских приемов, появляется ощущение, что перед нами просто веселое произведение со счастливым концом. Но так ли это? (учитель задает ученикам вопросы и, отталкиваясь от их ответов, формулирует выводы по анализу произведения)

Какой художественный образ эпохи создал Пушкин в повести “Барышня-крестьянка?” (эпоха радости, любви, счастья, праздника).

Почему они этого заслуживают?

Крестьянская девушка Настя и дочь помещика Лиза – подруги. Помещик Алексей Берестов играет в горелки со слугами и готов жениться на дочери кузница Акулине. Но Пушкин их не идеализировал. Он хотел, чтобы нормой была жизнь таких помещиков, как Берестов и Муромский. Это то, к чему нужно стремиться. Ведь эта повесть о вечных ценностях: любви, взаимопонимании, прощении, красоте природы, красивых человеческих отношениях без обмана, без притворства. Пушкину нравилась такая простота и искренность в отношениях, он звал к этому. Значит, глубина повести в том, что Пушкин провозглашает главными ценностями в человеке простоту, ум, живость, способность быть верным своим чувствам, таких людей автор «награждает» счастьем. А Лиза – привлекательная, артистичная девушка, представшая и в образе крестьянки, и в образе дворянки - символ этого. Да и незатейливость повествования – кажущаяся: автор продумал и сюжет, и композицию, и поэтические описания природы, это и делает произведение легким, жизнерадостным и удивительно гармоничным. А привлечение на уроке смежных видов искусства помогает ученикам понять замысел Пушкина, проникнуться им.

    Домашнее задание. Написать небольшое сочинение-характеристику «Мой любимый герой повести «Барышня-крестьянка», в котором нужно обязательно указать, почему именно этот герой любимый.

    Рефлексия. Учитель раздает карточки, на которых ученики подчеркивают то, что подходит для их ощущения.

1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение
6.Материал урока мне был

7.Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересным / неинтересным

После того, как ученики заполнили карточки, можно провести небольшое обсуждение, почему они довольны или не довольны своей работой, поменялось ли в течение урока их настроение, насколько интересен, понятен и близок был им материал, интересно ли им кажется домашнее задание.

    Выставление отметок за урок .

Выставление следует сопровождать обязательным комментарием, похвалой.

 


Читайте:



Утка тушеная с овощами в утятнице

Утка тушеная с овощами в утятнице

В сковороде разогреть небольшое количество растительного масла и выложить кусочки утки. Мясо лучше обжаривать не всё сразу, а порциями, чтобы оно...

Как пожарить утку в духовке, чтобы она была сочной и вкусной

Как пожарить утку в духовке, чтобы она была сочной и вкусной

Люди во всем мире наслаждаются великолепным вкусом и ароматом темного утиного мяса. Наиболее популярными рецептами являются утка по-пекински...

Значение имени андрей знак зодиака лев Что для андрея является

Значение имени андрей знак зодиака лев Что для андрея является

Имя Андрей произошло от древнегреческого слова «Андрос», что в переводе означает «мужчина», «человек». От него произошло имя Андреас, которое на...

К чему снится кормить парня

К чему снится кормить парня

Кормить кого-нибудь во сне – отличное предзнаменование, поскольку сулит хорошие перемены и достижения задуманного. Главное – кого именно женщина...

feed-image RSS