Разделы сайта
Выбор редакции:
- Котлеты из курицы с грибами Аппетитные куриные котлеты с грибами
- Как приготовить рыбу тилапию
- Хумус из фасоли — блюдо для царственных особ Хумус из фасоли
- Медовый торт на водяной бане
- Курник на маргарине – отменная выпечка с различными начинками
- Самые нежирные сыры: название, виды, сорта
- Технологическая карта блюд салат цезарь
- Курсовая работа нормативно-техническая документация на фирменное блюдо салат "цезарь с форелью"
- 200 грамм овсяных хлопьев
- Салат с говядиной и фасолью
Реклама
Семейная мысль в романе-эпопее «Война и мир» Льва Николаевича Толстого. Мысль семейная в романе «Война и мир» (Школьные сочинения) В семье Курагиных алчный отец воспитал недостойных детей |
Размышление о семейных ценностях (по роману Л.Н. Толстого «Война и мир») Семья - это одна из наибольших ценностей в жизни каждого человека. Члены семьи дорожат друг другом и видят в близких людях радость жизни, поддержку, надежду на будущее. Это при условии, что семья имеет правильные нравственные установки и понятия. Материальные ценности семьи нарабатываются годами, а духовные, отражающие эмоциональный мир людей, связаны с их наследственностью, воспитанием, средой. В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» в центре повествования три семьи - Курагины, Болконские, Ростовы. В каждой семье тон задаёт глава семейства, и он передаёт своим детям не только свойства характера, но и свою нравственную суть, жизненные заповеди, понятия о ценностях - те, в которых отражены стремления, наклонности, цели и старших, и младших членов семьи. Семья Курагиных является одной из известных в высших кругах Петербурга. Князь Василий Курагин, человек неискренний и недалёкий, тем не менее сумел выстроить для сына и дочери самое выгодное положение: для Анатоля - успешную карьеру, для Элен - брак с одним из самых богатых в России людей. Когда бездушный красавец Анатоль беседует со старым князем Болконским, он едва удерживается от смеха. Ему представляются «чудацкими» и сам князь, и слова старика о том, что ему, молодцу Курагину, надо служить «царю и отечеству». Оказывается, полк, к которому «причислен» Анатоль, уже выступил, и Анатолю не быть «в деле», что ничуть не смущает светского повесу. «При чём я числюсь, папа?» - цинично спрашивает он своего отца, и этим вызывает гнев и презрение старого Болконского, генерал-аншефа в отставке, человека долга и чести. Элен - жена умнейшего, однако крайне наивного и доброго Пьера Безухова. Когда умирает отец Пьера, то князь Василий, старший Курагин, строит бесчестный и подлый план, согласно которому незаконнорожденный сын графа Безухова мог бы не получить ни наследства, ни графского титула. Однако интрига князя Василия не удалась, и он с его напором, цинизмом и хитростью почти силой соединяет брачными узами доброго Пьера и свою дочь Элен. Пьера поражает то, что в глазах света Элен была очень умной, но только он один знал, насколько она была глупой, вульгарной и развратной. И отец, и молодые Курагины - это хищники. Одна из их семейных ценностей - умение вторгнуться в чужую жизнь и сломать её в угоду своим эгоистическим интересам. Материальные выгоды, способность казаться, но не быть - вот их приоритеты. Но срабатывает закон, согласно которому «…нет величия там, где нет простоты, добра и правды». Жизнь мстит им страшно: на поле Бородина ампутируют ногу Анатолю (он всё-таки должен был «служить»); рано, в расцвете молодости и красоты, умирает Элен Безухова. Семья Болконских - из знатного, известнейшего в России рода, богатая и влиятельная. Старый Болконский, человек чести, одну из важнейших семейных ценностей видел в том, насколько его сын выполнит одну из главных заповедей - быть, а не казаться; соответствовать статусу семьи; не разменивать жизнь на безнравственные поступки и низменные цели. И Андрей, человек сугубо военный, не задерживается в адъютантах «светлейшего», Кутузова, так как это «лакейская должность». Он на передовых рубежах, в центре сражений при Шенграбене, в событиях при Аустерлице, на поле Бородина. Бескомпромиссность и даже жёсткость характера делают князя Андрея человеком, крайне сложным для окружающих. Он не прощает людям их слабостей, так как требователен к себе. Но постепенно, с годами, к Болконскому приходят мудрость и иные жизненные оценки. В первой войне с Наполеоном он, будучи известным человеком при штабе Кутузова, мог радушно встретить никому не известного Друбецкого, который искал покровительства влиятельных людей. В то же время Андрей мог позволить себе небрежно и даже с презрением отнестись к просьбе боевого генерала, заслуженного человека. В событиях 1812 г. молодой Болконский, много страдавший и много понявший в жизни, служит в действующей армии. Он, полковник, командир полка и мыслями, и образом действий вместе со своими подчинёнными. Он принимает участие в бесславном и кровопролитном сражении под Смоленском, идёт тяжёлой дорогой отступления и в битве при Бородине получает рану, ставшую смертельной. Следует отметить, что в начале кампании 1812 г. Болконский «навеки потерял себя в придворном мире, не попросив остаться при особе государя, а попросив позволения служить в армии». Добрый дух семьи Болконских - княжна Марья, которая при её терпении и всепрощении сосредоточивает в себе идею любви и доброты. Семья Ростовых - это любимые герои Л.Н. Толстого, которые воплощают в себе черты русского национального характера. Старый граф Ростов с его расточительностью и щедростью, увлекающаяся Наташа с постоянной готовностью любить и быть любимой, Николай, который жертвует благополучием семьи, защищая честь Денисова и Сони, - все они совершают ошибки, которые дорого обходятся им самим и их близким. Но они всегда верны «добру и правде», они честны, они живут радостями и бедствиями своего народа. Для всей семьи это наивысшие ценности. Юный Петя Ростов убит в первом же бою, не сделав ни единого выстрела; на первый взгляд, гибель его нелепа и случайна. Но смысл этого факта в том, что юноша не щадит своей жизни во имя царя и отечества в самом высоком и героическом смысле этих слов. Ростовы окончательно разоряются, оставив в захваченной врагами Москве своё имущество. Наташа со всей горячностью доказывает, что спасти несчастных раненых гораздо важнее, чем спасти материальные ценности семьи. Старый граф гордится дочерью, порывом её прекрасной, светлой души. На последних страницах романа Пьер, Николай, Наташа, Марья счастливы в состоявшихся, построенных ими семьях; они любят и любимы, они крепко стоят на земле и радуются жизни. В заключение можно сказать, что высшие семейные ценности для любимых героев Толстого - чистота их помыслов, высокая нравственность, любовь к миру. Здесь искали:
В романе «Война и мир» очень ярко подчёркивается огромная роль семьи в развитии отдельной личности и общества в целом. Судьба человека во многом зависит от того, в какой обстановке он вырос, потому что он сам будет строить затем свою жизнь, следуя установкам, традициям и моральным нормам, принятым в его семье.
Бабкина Екатерина ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Скачать:Предварительный просмотр:Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com Подписи к слайдам:Уч-цы 10 В класса гимназии им.Есенина № 69 Бабкиной Екатерины ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему:«Мысль семейная в романе Л.Н.Толстого Война и Мир» Лев Николаевич Толстой великий писатель-философ. Он поднимает в своих произведениях массу важных нравственно-личностных вопросов, остающихся актуальными по сей день. Вершиной его творчества явился роман-эпопея Война и мир. Многие страницы этого романа посвящены семейной теме одной из любимых писателем. Свои взгляды на взаимоотношения близких людей, на семейное устройство Лев Николаевич показывает на примере нескольких семей: Ростовых, Болконских, Курагиных, Бергов, а в эпилоге еще и семей Безуховых (Пьера и Наташи) и Ростовых (Николая Ростова и Марьи Болконской). Эти семьи очень разные, каждая уникальна, но без общей, самой необходимой основы семейного бытия – любовного единения между людьми – истинная семья, по мнению Толстого, невозможна. Сопоставляя различные типы семейных отношений, автор показывает, какой должна быть семья, что такое истинные семейные ценности и как они влияют на формирование личности. Вступление Граф Илья Андреевич Ростов Графиня Наталья Ростова - жена Ильи Ростова. Граф Николай Ильич Ростов (Nicolas) - старший сын Ильи и Натальи Ростовых. Вера Ильинична Ростова - старшая дочь Ильи и Натальи Ростовых. Граф Пётр Ильич Ростов (Петя) - младший сын Ильи и Натальи Ростовых. Наташа Ростова (Natalie) - младшая дочь Ильи и Натальи Ростовых, в браке графиня Безухова, вторая жена Пьера. Соня (Sophie) - племянница графа Ростова, воспитывается в семье графа. Андрюша Ростов - сын Николая Ростова. Семья Ростовых Семья Ростовых Семья Ростовых – идеальное гармоническое целое. Незримым стержнем их семьи является жизнь душевная. Это люди сердечные и простые, в них во всех есть нечто детское. Им чужда гордость Болконских, они естественны во всех своих душевных движениях и, как никто другой, умеют радоваться жизни. Ростовы никогда не могут сдержать своих эмоций: они постоянно то плачут, то смеются, забывая о приличиях и этикете. С Ростовыми вообще связаны самые светлые и задушевно лиричные сцены романа. Праздники, балы – их стихия. Никто не умеет так щедро и с таким размахом устраивать обеды, как Илья Андреич Ростов, который славится этим даже в хлебосольной Москве. Но наиболее весело проходят в доме Ростовых не многолюдные сборища, а семейные праздники в узком домашнем кругу, иногда импровизированные и тем более запоминающиеся (как, например, святки с ряжеными). Впрочем, они вообще живут в праздничной атмосфере: в праздник превращается приезд Николая из армии, первый бал Наташи, охота и последующий вечер у дядюшки. Для Николая неожиданно ярким, праздничным впечатлением становится даже пение Наташи после его ужасного проигрыша Долохову, а для младшего Пети Ростова праздником становится приезд в партизанский отряд Денисова, вечер в кругу офицеров и бой на следующее утро, ставший для него первым и последним. Танец графа и графини Ростовых на именинах Именины графини Натальи Ростовой и младшей дочери Наташи Глава семьи Илья Андреевич добрейший человек, боготворивший свою жену графинюшку, обожающий детей, доверчивый и щедрый, совершенно не умеющий вести хозяйство. Материальные дела его находились в расстроенном состоянии, все имения были перезаложены. Но, несмотря на это, он не мог ограничить себя и семью в привычной роскоши. Граф Ростов благороден собственная честь и честь детей для него превыше всего. Как ни тяжело ему было заплатить сорок три тысячи, проигранные сыном Николаем, Илья Андреевич сделал это. Граф Илья Андреевич Ростов В начале романа Наташе тринадцать лет, она некрасивая, но живая и непосредственная девочка, живущая в атмосфере постоянной влюбленности, влюбленность в молодых людей, в родителей, во все, что ее окружает. По мере развития сюжета она превращается в привлекательную своей живостью и обаянием девушку, чутко реагирующую на все происходящее. Да, она порой ошибается. Это свойство юных, но признает свои ошибки. Наташа умеет любить искренне и преданно, в этом Л. Н. Толстой видел главное назначение женщины. Наташа Ростова «Старшая, Вера, была хороша, была неглупа, училась прекрасно... голос у нее был приятный...» Вера слишком умна для этого семейства, но ум ее обнаруживает свою ущербность, когда соприкасается с эмоционально-душевной стихией этого дома. От нее веет холодом и непомерным высокомерием, недаром она станет женой Берга - именно ему она под стать. Вера Ильинична Ростова Сын графа Ростова. "Невысокий курчавый молодой человек с открытым выражением лица". Герой отличается "стремительностью и восторженностью", он весел, открыт, доброжелателен и эмоционален. Николай участвует в военных кампаниях и Отечественной войне 1812 года. В Шенграбенском сражении Николай идет в атаку сначала очень храбро, но потом ранен в руку. Это ранение вызывает у него панику, он думает о том, как может умереть он, "кого так любят все". Это событие несколько принижает образ героя. После Николай становится храбрым офицером, настоящим гусаром, сохраняющим верность долгу. У Николая был долгий роман с Соней, и он собирался сделать благородный поступок, женившись на бесприданнице вопреки воле матери. Но получает от Сони письмо, в котором она говорит, что отпускает его. После смерти отца, Николай берет на себя заботы о семье, уйдя в отставку Николай Ростов Князь Николай Андреевич Болконский - старый князь Князь Андрей Николаевич Болконский (André) - сын старого князя. Княжна Мария Николаевна (Marie) - дочь старого князя, сестра князя Андрея Лиза (Lise) - первая жена князя Андрея Болконского Молодой князь Николай Андреевич Болконский (Николенька) - сын князя Андрея. Семья болконских Семья Болконских Несколько иная семья Болконских, служивых дворян. Николай Андреевич Болконский более всего ценил в людях две добродетели деятельность и ум. Воспитывая свою дочь Марью, он развивает в ней эти качества. Истинная любовь к Родине и сознание своего долга перед нею звучат в напутствии старого князя сыну «Помни одно, князь Андрей коли тебя убьют, мне, старику, больно будет... А коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет... стыдно!»В этой семье тоже слова не расходятся с делом, поэтому и Андрей, и княжна Марья это лучшие представители великосветской среды. Им не чужды судьбы народа, они честные и порядочные люди, искренние патриоты. Эти люди стараются жить в ладу с совестью. Не случайно Толстой показывает, что эти семьи роднятся, ибо духовное родство их объединяло изначально. Болконский Николай Андреевич - князь, генерал-аншеф, был отставлен от службы при Павле I и сослан в деревню,где живет со свой семье все остальное время в имении Лысые Горы. Он отец Андрея Болконского и княжны Марьи. Это очень педантичный, сухой, деятельный человек, не выносящий праздности, глупости, суеверия. В его доме все расписано по часам, он все время должен быть при деле. Старый князь не ни малейших изменений порядка и графика. Николай Андреевич невысок ростом, "в напудренном паричке... с маленькими сухими ручками и седыми висячими бровями, иногда, как он насупливался, застилавшими блеск умных и точно молодых блестящих глаз". Князь очень сдержан в проявлении чувств. Свою дочь он постоянно изводит придирками, хотя на самом деле очень ее любит. Николай Андреевич гордый, умный человек, постоянно заботится о сохранении фамильной чести и достоинства. В своем сыне он воспитал чувство гордости, честности, долга, патриотизма. Несмотря на уход от общественной жизни, князь постоянно интересуется политическими и военными событиями, происходящими в России. Лишь перед смертью он теряет представление о масштабе трагедии, случившейся с родиной. Князь Николай Андреевич Болконский В начале романа мы видим Болконского как умного, гордого, но достаточно надменного человека. Он презирает людей высшего света, несчастлив в браке и не уважает свою хорошенькую жену. Андрей очень сдержан, хорошо образован, у него сильная воля. Этот герой переживает большие духовные перемены. Сначала мы видим, что его кумиром является Наполеон, которого он считает великим человеком.Болконский попадает на войну, отправляется в действующую армию. Там он сражается наравне со всеми солдатами, проявляет большую храбрость, хладнокровие, рассудительность. Участвует в Шенграбенском сражении. Болконский был тяжело ранен в Аустерлицком сражении. Этот момент крайне важен, потому что именно тогда началось духовное перерождение героя. Лежа недвижим и видя над собой спокойное и вечное небо Аустерлица,он понимает всю мелочность и глупость всего происходящего на войне. Он осознал, что на самом деле в жизни должны быть совсем иные ценности, чем те, что у него были до сих пор. Все подвиги, слава не имеют значения. Есть лишь это огромное и вечное небо. В этом же эпизоде Андрей видит Наполеона и понимает все ничтожество этого человека,он возвращается домой, где все его считали погибшим. Его жена умирает при родах, но ребенок выживает. Герой потрясен смертью жены и чувствует свою вину перед ней. Он решает больше не служить, поселяется в Богучарове, занимается хозяйством, воспитанием сына, читает много книг. Во время поездки в Петербург Болконский во второй раз встречается с Наташей Ростовой. В нем пробуждается глубокое чувство, герои решают пожениться. Отец не соглашается с выбором сына, они откладывают свадьбу на год, герой уезжает за границу. После измены невесты он возвращается в армию под руководство Кутузова. Во время Бородинского сражения смертельно ранен. Случайно он покидает Москву в обозе Ростовых. Перед смертью он прощает Наташу и понимает истинный смысл любви. Андрей Болконский Княжна Марья являет собой «женственный», созерцательный тип духовности – религиозность. Она всецело живет верой и христианскими идеалами, уверенная, что истинное счастье – не в земных благах, а в соединении с источником «всякого дыхания» – с Творцом. Главное в жизни для нее – самоотверженная любовь и смирение, поэтому она очень близка к толстовским философским идеалам мира. Ей не чужды и земные чувства: по-женски страстно желает она любви и семейного счастья, но она полностью доверяется воле Божией и готова принять любую участь. Она ловит себя на дурных мыслях об отце, сковывающем ее свободу и обрекающем ее на одиночество. Но всякий раз удается ей себя пересилить, проделав привычную духовную работу в молитве: вера в ней сильней всех иных чувств, в чем она неожиданно схожа со своим отцом, тоже считающим все человеческие чувства слабостью и подчиняющим их высшему императиву долга. Только старый князь отождествляет долг с разумом, а княжна – с религиозными заповедями, которые обязывают ее опять-таки к чувствам, но высшего порядка: возлюбить Бога всем сердцем и помышлением своим, а ближнего – как самого себя. В результате для княжны Марьи долг повиноваться отцу неотделим от искренней любви к нему. Княжна Марья Болконская Жена князя Андрея. Она любимица всего света, привлекательная молодая женщина, которую все называют "маленькой княгиней". "Ее хорошенькая, с чуть черневшимися усиками верхняя губка была коротка по зубам, но тем милее она открывалась и тем еще милее вытягивалась иногда и опускалась на нижнюю. Как это всегда бывает у вполне привлекательных женщин, недостаток ее - короткость губы и полуоткрытый рот - казались ее особенною, собственно ее красотой. Всем было весело смотреть на эту полную здоровья и живости, хорошенькую будущую мать, так легко переносившую свое положение". Лиза была всеобщей любимицей благодаря своей всегдашней оживленности и любезности светской женщины, она не мыслила свою жизнь без высшего света. Но князь Андрей не любил свою жену и чувствовал себя несчастливым в браке. Лиза не понимает своего мужа, его стремлений и идеалов. После отъезда Андрея на войну,она живет в Лысых горах у старого князя Болконского, к которому испытывает страх и неприязнь. Лиза предчувствует свою скорую смерть и действительно умирает во время родов. Лиза Князь Василий Сергеевич Курагин - приятель Анны Павловны Шерер, говорил о своих детях: «Мои дети - обуза моего существования» Елена Васильевна Курагина (Элен) - первая неверная жена Пьера Безухова, дочь князя Василия Анатоль Курагин - младший сын князя Василия, « беспокойный дурак» Ипполит Курагин - сын князя Василия, «покойный дурак » Семья курагиных Семья Курагиных в мирной жизни предстает во всей ничтожности своего эгоизма, бездушия, безнравственности она вызывает у Толстого только презрение и негодование. Члены ее играют в судьбах остальных героев самую негативную роль. Все они – люди высшего света, а потому фальшивы и неискренни во всех своих словах, делах и жестах. Глава дома, князь Василий – хитрый, ловкий царедворец и завзятый интриган. Толстым всячески подчеркивается его лживость и двуличность. Он думает прежде всего о своих успехах при дворе и о продвижении по карьерной лестнице. Он никогда не имеет своего собственного мнения, поворачиваясь, как флюгер, в своих суждениях за политическим курсом двора. Во время войны 1812 года князь Василий сначала с презрением отзывается о Кутузове, зная, что император к нему не благоволит, на следующий день, когда Кутузова назначают главнокомандующим, Курагин начинает его превозносить, чтобы отречься от него при первом же недовольстве двора из-за оставления им Москвы. Свою семью Курагин воспринимает тоже как средство для завоевания общественного положения и обогащения: он старается как можно более выгодно женить сына и выдать замуж дочь. Ради наживы князь Василий способен даже на преступление, о чем свидетельствует эпизод с мозаиковым портфелем, когда Курагин пытался похитить и уничтожить завещание умирающего графа Безухова, чтобы лишить наследства Пьера и перераспределить его в свою пользу. В эти часы, как живописует Толстой, «щеки у него нервически подергивались» и «перепрыгивали» «то на одну, то на другую сторону, придавая его лицу неприятное выражение, какое никогда не показывалось на лице князя Василия, когда он бывал в гостиных». Так нечаянно выступает наружу его хищная натура. Когда же интрига срывается, князь Василий тут же «перестраивается» так, чтобы все-таки соблюсти свою выгоду: он моментально «женит» Пьера на своей дочери и под видом родственных и доверительных отношений ловко запускает руки в денежки зятя, а затем становится главным действующим лицом в салоне дочери. Толстой специально подчеркивает, что князь Василий вряд ли руководствовался при этом сознательным расчетом: «Что-то влекло его постоянно к людям сильнее и богаче его, и он одарен был редким искусством ловить именно ту минуту, когда надо и можно было пользоваться людьми». Тем самым при описании психологии Курагина автор опять акцентирует наше внимание на чувстве, интуиции, инстинкте, которые выходят на первый план, оказываясь важнее сознательной воли и разума. Семья курагины х Борьба за мозаиковый портфель Элен, выйдя замуж за Пьера, вскоре устраивает в его доме шикарный салон, быстро ставший одним из самых модных и престижных в Петербурге. Она не отличается умом и оригинальностью суждений, но умеет так обворожительно и многозначительно улыбаться, что ее считают умнейшей женщиной столицы, и в ее салоне собирается цвет интеллигенции: дипломаты и сенаторы, поэты и живописцы. Пьер же, будучи гораздо образованней и глубже своей жены, оказывается в ее салоне чем-то вроде необходимой мебели, мужа знаменитой супруги, которого гости снисходительно терпят, так что Пьер постепенно начинает ощущать себя чужим в собственном доме. Элен постоянно окружена ухаживающими за ней мужчинами, так что Пьер даже не знает, к кому ее ревновать и, истерзанный сомнениями, доходит до дуэли с Долоховым, которого жена явно выделяла более других. Элен же не только не пожалела своего мужа и не подумала о его чувствах, но устроила ему сцену и жестоко выговорила за неуместный «скандал», могущий уронить ее авторитет. В конце, уже порвав с мужем и живя отдельно от него, Элен заводит интригу сразу с двумя поклонниками: с пожилым вельможей и с иностранным принцем, прикидывая, как бы ей вновь выйти замуж и так устроиться, чтобы сохранить связь с ними обоими. Ради этого она даже переходит в католичество, чтобы объявить недействительным православный брак Элен Анатоль – блистательный кумир всех светских барышень, герой золотой молодежи обеих столиц. Стройный, рослый красавец, он сводит с ума всех женщин своей гордой осанкой и пылкой страстностью, за которой они не успевают разглядеть его бездушия и бездумности. Когда Анатоль приезжал к Болконским, то все женщины в доме невольно загорелись желанием понравиться ему и начали интриговать друг против друга. Анатоль не умеет говорить с женщинами, ибо никогда не находится сказать ничего умного, но завораживающе действует на них взглядом своих красивых глаз, как Элен улыбкой. Наташа уже при первом разговоре с Анатолем, глядя ему в глаза, «со страхом чувствовала, что между им и ей совсем нет той преграды стыдливости, которую она всегда чувствовала между собой и другими мужчинами. Она, сама не зная как, через пять минут чувствовала себя страшно-близкой к этому человеку». Анатоль Символом душевного безобразия этой семьи делается Ипполит. Внешне он удивительно похож на Элен, но при этом он «поразительно дурен собой». Лицо его было «отуманено идиотизмом и неизменно выражало самоуверенную брезгливость. Он не может сказать ничего умного, но в обществе его встречают очень любезно и прощают все сказанные им нелепости, потому что он сын князя Василия и брат Элен. К тому же он очень дерзко ухаживает за всеми хорошенькими женщинами, поскольку необыкновенно сластолюбив. Таким образом, на его примере обнажается внутреннее безобразие Элен и Анатоля, скрывающееся под их прекрасной внешностью. Ипполит Граф Кирилл Владимирович Граф Петр Кириллович Безухов (Пьер) – сын графа Безухова, единственный наследник его состояния Семья безуховых С тав наследником огромного состояния умершего отца, Пьер из бедного, смешного, никому не интересного молодого человека превратился в завидного жениха. Он доверчив, не умеет противостоять светским интригам и коварству и быстро попадает в брачные «сети» опытного расчетливого князя Василия. Сцена «сватовства» Пьера изображена в комическом духе, так как сватовства, по сути, и не было: Безухова поздравляют с предложением, которого он не делал. Однако взаимоотношения Пьера с женой складываются драматически и едва не приводят к трагическому финалу: Пьер стреляется на дуэли с Долоховым, любовником жены, и чудом не погибает сам и не становится убийцей. Ему удается развестись с Элен, оставив ей большую часть своего состояния. По мысли Толстого, брак, не освященный любовью, не может быть счастливым. Ведь Пьера в его будущей жене привлекала только красота, а со стороны Элен был только расчет. Став свободным от Элен, Пьер скептически относится к возможности для себя семейного счастья. Семья безуховых Семья друбецких Анна М ихайловна Друбецкая –княжна Борис Друбецкой – сын княжны Семья друбецких С самого начала повествования все помыслы Анны Михайловны и ее сына устремлены к одной цели – устроению своего материального благополучия. Анна Михайловна ради этого не гнушается ни унизительным попрошаничеством, ни применением грубой силы,ни интригами. Сын княгини Анны Михайловны Друбецкой. С детства воспитывался и долго жил в доме Ростовых, которым приходился родственником. Борис и Наташа были влюблены друг в друга. Внешне это "высокий белокурый юноша с правильными тонкими чертами спокойного и красивого лица". Борис с юности мечтает о карьере военного, позволяет матери унижаться перед вышестоящими, если это поможет ему. Так, князь Василий находит ему место в гвардии. Борис собирается сделать блестящую карьеру, заводит много полезных знакомств. Спустя время становится любовником Элен. Борис удается быть в нужном месте в нужное время, и его карьера и положение утверждаются особенно прочно. В 1809 году вновь встречает Наташу и увлекается ею, даже думает на ней жениться. Но это помешало бы его карьере. Поэтому Борис начинает искать себе богатую невесту. В конце концов он женится на Жюли Карагиной. Борис Друбецкой Семья в романе «Война и мир» у Толстого подвергается исследованию в переломные моменты истории. Показав в романе наиболее полно три семьи, писатель дает понять читателю, что будущее за такими семьями, как семьи Ростовых и Болконских, воплощающих в себе искренность чувств и высокую духовность, наиболее яркие представители которых проходят каждый свой путь сближения с народом. Война и мир широкая и правдивая картина жизни России первой четверти девятнадцатого века. Произведение не устарело и в наши дни, так как поднимает и решает общечеловеческие вечные вопросы добра и зла, любви и смерти, героизма и псевдолюбви к Родине. Толстой не просто бытописатель, он художник с определенной позицией. С ней можно соглашаться или спорить, но никогда не останешься равнодушным, а это, как мне кажется, главная ценность его произведений. Писатель показывает идеалы, к которым необходимо стремиться, но навряд ли можно достичь. вывод "От обычного семейного романа роман Толстого отличается тем, что это, так сказать, открытая семья, с отворенной дверью - она готова распространиться, путь в семью - это путь к людям, - "пишет о романе "Война и мир" Н. Берковский.
«Мысль семейная» в романе «Война и мир» В романе-эпопее “Война и мир” мысль семейная занимает очень важное место. Толстой видел в семье начало всех начал. Как известно, человек не рождается на свет хорошим или плохим, а таковым его делают семья и та атмосфера, которая господствует внутри нее. На примере своих героев Лев Николаевич ярко показал разнообразие семейных отношений, их положительные и отрицательные стороны. Все семьи в романе так естественны, словно существовали в реальной жизни. Даже сейчас, два века спустя, мы можем встретить дружную семью Ростовых или эгоистичную «стаю» Курагиных. У членов одной семьи есть общая, объединяющая всех черта. Так, главной чертой семьи Болконских можно назвать стремление следовать законам разума. Никому из Болконских, кроме, пожалуй, княжны Марьи, не свойственно открытое проявление своих чувств. Семья Болконских принадлежит к старинной русской аристократии. Старый князь Болконский воплощает в себе лучшие черты служивого дворянства, преданного тому, кому «присягал». Николай Андреевич Болконский более всего ценил в людях «две добродетели: деятельность и ум». Воспитывая своих детей, он развивал в них эти качества. И князь Андрей, и княжна Марья отличаются своим духовным воспитанием от других дворянских детей. Во многом миропонимание этой семьи отражают слова старого князя, отправляющего сына на войну: «Помни одно, князь Андрей: коли тебя убьют, мне старику больно будет... а коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет... стыдно!» (четкие нравственные критерии, понятие о чести семьи, рода). Вызывает уважение поведение княжны Марьи, испытывающей чувство глубокой ответственности за своих родных, бесконечно уважающей отца («Все сделанное ее отцом возбуждало в ней благоговение, которое не подлежало обсуждению») Различные по характерам, все члены семьи Болконских являются одним целым благодаря своей духовной связи. Их отношения не так теплы, как у Ростовых, но они крепки, как звенья цепи. Другая семья, изображенная в романе, в некотором роде противопоставлена семье Болконских. Это семья Ростовых. Если Болконские стремятся следовать доводам разума, то Ростовы подчиняются голосу чувств, их семья наполнена любовью, нежностью, заботой. Все откровенны друг с другом, у них нет тайн и секретов. Может, эти люди и не отличаются особыми талантами или умом, но они светятся изнутри семейным счастьем. К сожалению, на долю Ростовых выпадут страшные беды и испытания. Может, так им придётся расплатиться за счастье, которое было в доме на протяжении многих лет?.. Но, потеряв всё, ростовская семья снова оживёт, только в другом поколении, сохраняя традицию любви и уюта. Третьей семьёй является семья Курагиных. Толстой, показывая всех ее членов, будь то Элен или князь Василий, уделяет большое внимание портрету, внешнему виду. Внешняя красота Курагиных заменяет собой духовную. В этой семье присутствуют многие человеческие пороки: лицемерие, жадность, порочность, глупость. В каждом человеке из этой семьи есть греховность. Их привязанность не является духовной или любовной. Она скорее животная, чем человеческая. Они схожи друг с другом, потому и держатся вместе. Толстой показывает нам, что семьи, вроде Курагиных, в итоге обречены. Никто из её членов не способен «возродиться» из грязи и порока. Семья Курагиных умирает, не оставляя потомков. В эпилоге романа показаны еще две семьи. Это семья Безуховых (Пьер и Наташа), которая воплотила в себе авторский идеал семьи, основанный на взаимопонимании и доверии, и семья Ростовых - Марьи и Николая. Марья внесла в семью Ростовых высокую духовность, а Николай продолжил чтить ценность семейного уюта и радушия. Показывая в своем романе разные семьи, Толстой хотел сказать, что будущее за такими семьями, как Ростовы, Безуховы, Болконские. Такие семьи никогда не умрут. Семья Ростовых в романе «Война и мир» В „Войне и мире" очень много значат семейные объединения, принадлежность героя к „породе". Собственно, Болконские или Ростовы - это больше чем семьи, это целые жизненные уклады, семьи старого типа, с патриархальной основой, старые роды со своей особой для каждого рода традицией», - писал («Война и мир» . - В кн.: Три шедевра русской классики. М., 1971. с. 65). Попробуем рассмотреть в данном аспекте семью Ростовых, особенности «ростовской породы». Основные понятия, характеризующие всех членов этой семьи, - это простота, широта души, жизнь чувством. Ростовы не интеллектуальны, не педантичны, не рациональны, однако для Толстого отсутствие этих черт - не недостаток, а лишь «одна из сторон жизни». Ростовы эмоциональны, великодушны, отзывчивы, открыты, по-русски гостеприимны, приветливы. В их семье, кроме собственных детей, воспитывается Соня, племянница старого графа, с детства здесь живет Борис Друбецкой, сын Анны Михайловны, приходящейся им дальней родственницей. В большом доме на Поварской всем хватает места, тепла, любви, здесь царит та особенная атмосфера, которая привлекает окружающих. И создают ее сами люди. Глава семьи - старый граф, Илья Андреевич. Это добродушный, чудаковатый барин, беспечный и простодушный, старшина английского клуба, страстный охотник, любитель домашних праздников. Он обожает свою семью, у графа близкие, доверительные отношения с детьми: он не препятствует желанию Пети пойти в армию, беспокоится о судьбе и здоровье Наташи после ее разрыва с Болконским. Илья Андреевич буквально спасает Николая, попавшего в неприятную историю с Долоховым. Вместе с тем хозяйство Ростовых пущено на самотек, их обманывает управляющий, семья постепенно разоряется. Но исправить создавшееся положение старый граф не в состоянии - Илья Андреевич слишком доверчив, слабоволен и расточителен. Однако, как замечает В. Ермилов, именно эти качества героя выступают в «совершенно ином, новом смысле и значении» в большую, героическую эпоху (Толстой-художник и роман «Война и мир». М., 1961. с. 92). В трудное военное время Илья Андреевич бросает свое имущество и отдает повозки для того, чтобы везти раненых. Здесь в романе звучит особый внутренний мотив, мотив «преображения мира»: освобождение от мира материальных вещей - это освобождение «от всех шифоньерок ветхого, злого, глупого, осточертевшего Толстому мира с его мертвенным и мертвящим эгоизмом, - то счастье освобождения, о котором мечтал для себя» и сам писатель. Поэтому Толстой симпатизирует этому персонажу, во многом оправдывая его. «...Прекраснейший был человек. Таких людей нынче уж не встретишь», - говорят знакомые после смерти старого графа. Замечателен в романе и образ графини Ростовой, обладающей настоящим даром воспитателя. У нее тоже очень близкие, доверительные отношения с детьми: графиня - первая советчица своих дочерей. «Держи я ее строго, запрещай я ей... бог знает, что бы они делали потихоньку (графиня разумела, они целовались бы), а теперь я знаю каждое ее слово. Она сама вечером прибежит и все мне расскажет», - говорит графиня о влюбленной в Бориса Наташе. Графиня великодушна, как и все Ростовы. Несмотря на тяжелое материальное положение своей семьи, она помогает своей давней подруге, княгине Анне Михайловне Друбецкой, достав деньги на обмундирование ее сына, Бориса. Та же теплота, любовь, взаимопонимание царят и в отношениях между детьми. Долгие задушевные разговоры в диванной - неотъемлемая часть этих отношений. Наташа и Соня подолгу откровенничают, оставшись наедине. Духовно близки и нежно привязаны друг к другу Наташа и Николай. Радуясь приезду брата, Наташа, живая, порывистая девочка, не помнит себя от восторга: она от души веселится, целует Денисова, рассказывает Николаю свои секреты и обсуждает с ним чувства Сони. Когда девочки подрастают, в доме устанавливается та особая неуловимая атмосфера, «как это бывает в доме, где очень милые и очень молодые девушки». «Всякий молодой человек, приезжавший в дом Ростовых, глядя на эти молодые, восприимчивые, чему-то (вероятно, своему счастию) улыбающиеся девические лица, на эту оживленную беготню, слушая этот непоследовательный, но ласковый ко всем, на все готовый, исполненный надежды лепет женской молодежи... испытывал одно и то же чувство готовности к любви и ожидания счастья, которое испытывала сама молодежь дома Ростовых». Стоящие у клавикорд Соня и Наташа, «хорошенькие и счастливые», Вера, играющая в шахматы с Шиншиным, старая графиня, раскладывающая пасьянс - вот та поэтическая атмосфера, которая царит в доме на Поварской. Именно этот семейный мир так дорог Николаю Ростову, именно он доставляет ему одно из «лучших наслаждений жизни». Об этом герое Толстой замечает: «даровитый и ограниченный». Ростов бесхитростен, прост, благороден, честен и прям, отзывчив и великодушен. Помня о былой дружбе с Друбецкими, Николай, не задумываясь, прощает им старый долг. Как и Наташа, он восприимчив к музыке, к романтической ситуации, к добру. Вместе с тем герой лишен творческого начала в жизни, интересы Ростова ограничены миром его семьи и помещичьим хозяйством. Мысли Пьера о новом направлении для всего мира не только непонятны Николаю, но и кажутся ему крамольными. Душой семьи Ростовых является Наташа. Образ этот служит в романе тем «сводом», «без которого произведение не могло бы существовать как целое. Наташа - живое воплощение самой сущности человеческого единения. Одновременно Наташа воплощает собой эгоизм как естественное начало человеческой жизни, как свойство, необходимое для счастья, для реальной деятельности, для плодотворного человеческого общения. «Естественному эгоизму» Наташи в романе противопоставлены «холодный эгоизм» Веры и Элен, возвышенный альтруизм и самоотречение княжны Марьи, «корыстное самопожертвование» Сони. Ни одно из этих свойств, по мысли Толстого, не годится для живой, подлинной жизни. Наташа интуитивно чувствует самую суть людей и событий, она проста и открыта, близка к природе и музыке. Как и другие Ростовы, она не слишком интеллектуальна, ей не свойственны глубокие раздумья о смысле жизни, трезвый самоанализ Болконских. По замечанию Пьера, она «не удостаивает быть умной». Главную роль для нее играют чувства, «жизнь сердцем», а не рассудком. В конце романа Наташа находит свое счастье в браке с Пьером. Семья Ростовых необыкновенно артистична, музыкальна, все члены этой семьи (за исключением Веры) обожают пение и танцы. Во время званого обеда старый граф лихо отплясывает «Данилу Купору» с Марьей Дмитриевной Ахросимовой, пленяя зрителей «неожиданностью ловких вывертов и легких прыжков своих мягких ног». «Батюшка-то наш! Орел!» - восклицает няня, восхищенная этой чудной пляской. Необыкновенна и пляска Наташи у дядюшки в Михайловке, ее пение. У Наташи прекрасный необработанный голос, очаровывающий именно своей девственностью, нетронтостью, бархатностью. Николая глубоко трогает пение Наташи: «Все это, и несчастье, и деньги, и Долохов, и злоба, и честь, - все это вздор... а вот оно настоящее... Боже мой! как хорошо!... как счастливо!... О, как задрожала эта терция и как тронулось что-то лучшее, что было в душе Ростова. И это что-то было независимо от всего в мире и выше всего в мире». Отличается от всех Ростовых лишь холодная, спокойная, «красивая» Вера, от правильных замечаний которой всем делается «неловко». Она лишена простоты и сердечности «ростовской породы», она может запросто обидеть Соню, читать детям бесконечные нравоучения. Таким образом, в жизни семьи Ростовых чувства и эмоции преобладают над волей и рассудком. Герои не слишком практичны и деловиты, но их жизненные ценности - великодушие, благородство, преклонение перед красотой, эстетические чувства, патриотизм - достойны уважения. |
Читайте: |
---|
Популярное:
Новое
- Как приготовить рыбу тилапию
- Хумус из фасоли — блюдо для царственных особ Хумус из фасоли
- Медовый торт на водяной бане
- Курник на маргарине – отменная выпечка с различными начинками
- Самые нежирные сыры: название, виды, сорта
- Технологическая карта блюд салат цезарь
- Курсовая работа нормативно-техническая документация на фирменное блюдо салат "цезарь с форелью"
- 200 грамм овсяных хлопьев
- Салат с говядиной и фасолью
- Сонник: к чему снится Одеяло