Главная - Здоровье детей и взрослых
Отношение автора к маленькому принцу. Сочинение по «Маленький принц» А.Экзюпири. Маленький принц на Земле

Мне безумно понравилась эта книга, поэтому я решил выложить на своем сайте наиболее интересный разбор книги. Семен Кибало

Проблемно-тематический анализ произведения

Сама история о “Маленьком принце” возникла из одного из сюжетов “Планеты людей”. Это история случайной посадки самого писателя и его механика Прево в пустыне. У Экзюпери существуют ключевые, любимые образы-символы. Здесь, например, к ним ведут сюжетные линии: это поиски воды изнемогающими от жажды летчиками, их физические страдания и удивительное спасение.

Аудиокнига (2 часа):


Символ жизни – вода, утоляет жажду затерянных в песках людей, источник всего существующего на земле, пища и плоть каждого, та субстанция, которая дает возможность возрождения.
В “Маленьком принце” Экзюпери наполнит этот символ глубоким философским содержанием.
Обезвоженная пустыня – это символ мира, опустошенного войной, хаосом, разрушением, человеческой черствостью, завистью и эгоизмом. Это мир, в котором человек умирает от духовной жажды.
Другой немаловажный символ, к которому обращено практически все произведение – это роза.
Роза – это символ любви, красоты, женского начала. Маленький принц не сразу разглядел истинную внутреннюю сущность красоты. Но после разговора с Лисом ему открылась истина – красота лишь тогда становится прекрасной, когда она наполняется смыслом, содержанием. “Вы красивые, но пустые, — продолжал Маленький принц. – Ради вас не захочешь умереть. Конечно, случайный прохожий, поглядев на мою розу, скажет, что она точно такая же, как вы. Но для меня она дороже всех вас…”
Спасение человечества от грядущей неизбежной катастрофы – одна из основных тем в творчестве писателя. Ее он активно развивает в произведении “Планета людей”. Точно та же тема и в “Маленьком принце”, но здесь она получает более глубокое развитие. Ни одно свое произведение Сент-Экзюпери не писал, и не вынашивалось столько времени, сколько “Маленького принца”. Нередко мотивы из “Маленького принца” встречаются в прежних произведениях писателя
Какой путь спасения видится Антуану де Сент-Экзюпери?
“Любить - это не значит смотреть друг на друга, это значит смотреть в одном направлении” - эта мысль определяет идейный замысел повести-сказки. “Маленький принц” был написан в 1943 году, и трагедия Европы во второй мировой войне, воспоминания писателя о разгромленной, оккупированной Франции накладывают свой отпечаток на произведение. Своей светлой, грустной и мудрой сказкой Экзюпери защищал неумирающую человечность, живую искру в душах людей. В известном смысле повесть явилась итогом творческого пути писателя, философским, художественным его осмыслением.
“Маленький принц” – это в первую очередь, философская сказка. И, следовательно, казалось бы, простым и незатейливым сюжетом и иронией скрывается глубокий смысл. Автор затрагивает в ней отвлеченном виде через иносказания, метафоры и символы темы космического масштаба: добра и зла, жизни и смерти, человеческого бытия, истинной любви, нравственной красоты, дружбы, бесконечного одиночества, взаимоотношения личности и толпы и многие другие.
Несмотря на то, что Маленький принц ребенок, ему открывается истинное видение мира, недоступное даже взрослому человеку. Да и люди с омертвелыми душами, которых встречает на своем пути главный герой, намного страшнее сказочных чудовищ. Взаимоотношения принца и Розы намного сложнее, чем отношения принцев и принцесс из фольклорных сказок.
В сказке сильны романтические традиции.
Во-первых, это выбор именно фольклорного жанра – сказки. То, что “Маленький принц” - сказка, мы определяем по имеющимся в повести сказочным признакам: фантастическое путешествие героя, сказочные персонажи (Лис, Змея, Роза). Романтики обращаются к жанрам устного народного творчества не случайно. Фольклор – это детство человечества, а тема детства в романтизме является одной из ключевых тем.
Сент-Экзюпери показывает, что человек начинает жить только ради материальной оболочки, забывая о духовных стремлениях. Только детская душа и душа Художника не подвержены меркантильным интересам и, соответственно, Злу. Отсюда в творчестве романтиков прослеживается культ детства.
Но главная трагедия “взрослых” героев Сент-Экзюпери не столько в том, что они подчинены материальному миру, сколько в том, что они “растеряли” все духовные качества и стали бессмысленно существовать, а не жить в полном смысле этого слова.
Поскольку это философское произведение, то автор ставит глобальные темы в обобщенно-отвлеченном виде. Он рассматривает тему Зла в двух аспектах: с одной стороны – это “микрозло”, то есть зло внутри отдельно взятого человека. Это омертвелость и внутренняя опустошенность жителей планет, которые олицетворяют собой все человеческие пороки. И не случайно обитатели планеты Земли характеризуются через жителей планет, увиденных Маленьким принцем. Этим автор подчеркивает то, насколько мелочен и драматичен современный ему мир. Но Экзюпери вовсе не пессимист. Он верит в то, что человечество, подобно Маленькому принцу, постигнет тайну бытия, и каждый человек найдет свою путеводную звезду, которая будет освещать его жизненный путь.
Второй аспект темы зла можно условно озаглавить “макрозлом”. Баобабы – это одухотворенный образ зла вообще. Одно из толкований этого метафорического образа связано с фашизмом. Сент-Экзюпери хотел, чтобы люди заботливо выкорчевывали несущие в себе зло “баобабы”, грозившие разорвать планету на части. “Берегитесь баобабов!” - заклинает писатель.
Сама сказка была написана потому, что это было “страшно важно и неотложно”. Писатель часто повторял, что семена лежат в земле до поры до времени, а потом прорастают, и из семян кедра - вырастает кедр, а из семян терновника - терновник. Нужно, чтобы прорастали добрые семена. “Ведь все взрослые сначала были детьми…”. Люди должны сохранить и не растерять на жизненном пути все то светлое, доброе и чистое в душе, что сделает их неспособными к злу и насилию. Только человек с богатым внутренним миром и стремящийся к духовному самосовершенствованию имеет право называться Личностью. К сожалению, обитатели маленьких планет и планеты Земли забыли об этой простой истине и уподобились бездумной и безликой толпе.
Только Художник способен увидеть сущность – внутреннюю красоту и гармонию окружающего его мира. Еще на планете фонарщика Маленький принц замечает: “Когда он зажигает фонарь – как будто еще рождается одна звезда или цветок. А когда он гасит фонарь – как будто звезда или цветок засыпают. Прекрасное занятие. Это по-настоящему полезно, потому что красиво”.
Сент-Экзюпери призывает нас как можно бережнее относится ко всему прекрасному и постараться не растерять на трудном жизненном пути красоту внутри себя – красоту души и сердца.
Самое главное о прекрасном Маленький принц узнает от Лиса. Внешне красивые, но пустые внутри розы не вызывают никаких чувств у ребенка-созерцателя. Они мертвы для него. Главный герой открывает истину для себя, автора и читателей — прекрасно лишь то, что наполнено содержанием и глубоким смыслом.

Непонимание, отчужденность людей – это еще одна важная философская тема. Сент-Экзюпери не просто затрагивает тему непонимания между взрослым и ребенком, а тему непонимания и одиночества в космическом масштабе. Омертвелость человеческой души приводит к одиночеству. Человек судит о других только по “внешней оболочке”, не видя главного в человеке – его внутренней нравственной красоты: “Когда взрослым говоришь: “Я видел красивый дом из розового кирпича, в окнах у него герань, а на крыши голуби”, они никак не могут представить себе этот дом. Им надо сказать: “Я видел дом за сто тысяч франков”, — и тогда они восклицают: “Какая красота!”
Другая ключевая философская тема сказки “Маленький принц” — тема бытия. Она делится на реальное бытие – существование и идеальное бытие – сущность. Реальное бытие временное, преходящее, а идеальное – вечное, неизменное. Смысл человеческой жизни заключается в том, чтобы постичь, максимально приблизиться к сущности. Душа автора и маленького принца не скованы льдом безразличия, омертвелости. Поэтому им открывается истинное видение мира: они узнают цену истинной дружбы, любви и красоты. Это тема “зоркости” сердца, умения “видеть” сердцем, понимать без слов.

Маленький принц не сразу постигает эту мудрость. Он покидает собственную планету, не зная о том, что то, что он будет искать на разных планетах, окажется так близко – на его родной планете.
Люди должны заботиться о чистоте и красоте своей планеты, сообща беречь и украшать ее, не дать погибнуть всему живому. Так, исподволь, ненавязчиво, возникает в сказке еще одна важная тема - экологическая, которая является очень актуальной для нашего времени. Создается впечатление, что автор сказки “предвидел” будущие экологические катастрофы и предупреждал о бережном отношении к родной и любимой планете. Сент-Экзюпери остро ощущал, как мала и хрупка наша планета. Путешествие Маленького принца от звезды к звезде приближает нас к сегодняшнему видению космических далей, где Земля по неосторожности людей может исчезнуть почти незаметно. Поэтому сказка не потеряла своей актуальности и по сей день; потому и жанр ее - философский, ибо она обращена ко всем людям, она поднимает вечные проблемы.
И еще один секрет открывает Лис малышу: “Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь… Твоя Роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей всю свою душу… Люди забыли эту истину, но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил”. Приручить - значит связать себя с другим существом нежностью, любовью, чувством ответственности. Приручить - значит уничтожить безликость и равнодушное отношение ко всему живому. Приручить - значит сделать мир значительным и щедрым, ибо все в нем напоминает о любимом существе. Эту истину постигает и рассказчик, и для него оживают звезды, и он слышит в небе звон серебряных колокольчиков, напоминающий смех Маленького принца. Тема “расширения души” через любовь проходит сквозь всю сказку.
Вместе с маленьким героем мы заново открываем для себя то главное в жизни, что было скрыто, погребено всяческой шелухой, но что составляет единственную ценность для человека. Маленький принц узнает, что такое узы дружбы.
О дружбе говорит и Сент-Экзюпери еще на первой странице повествования. В авторской системе ценностей тема дружбы занимает одно из главных мест. Только дружба способна растопить лед одиночества и отчужденности, так как она основывается на взаимопонимании, взаимодоверии и взаимопомощи.
“Это печально, когда забывают друзей. Не у всякого есть друг”, - говорит герой сказки. В начале сказки Маленький принц покидает свою единственную Розу, потом он оставляет на Земле своего нового друга Лиса. “Нет в мире совершенства”, - скажет Лис. Но зато есть гармония, есть человечность, есть ответственность человека за порученное ему дело, за близкого ему человека, есть еще ответственность за свою планету, за все, что на ней происходит.
Глубокий смысл скрывается в образе-символе планеты, на которую возвращается Маленький принц. Это символ человеческой души, символ дома человеческого сердца. Экзюпери хочет сказать, что у каждого человека есть своя планета, свой островок и своя путеводная звезда, о которой человеку не стоит забывать. “Хотел бы я знать, зачем звезды светятся, — задумчиво сказал Маленький принц. – Наверное, затем, чтоб рано или поздно каждый мог вновь отыскать свою”. Герои сказки, пройдя тернистый путь, обрели свою звезду,и автор верит в то, что и читатель найдет свою далекую звезду.
“Маленький принц” – это романтическая сказка, мечта, которая не исчезла, а хранится людьми, бережется ими, как что-то драгоценное из детства. Детство ходит где-то рядом и приходит в минуты самого страшного отчаяния и одиночества, когда некуда идти. Оно подойдет, как ни в чем не бывало, как будто оно и не покидало нас на эти долгие годы, сядет рядом на корточки и, спросит, с любопытством глядя на разбитый самолет: “А что это за штука?” Тогда все встанет на свои места, и к уже взрослому человеку вернется та ясность и прозрачность, бесстрашная прямота суждений и оценок, какая бывает только у детей.
Читая Экзюпери, мы как бы меняем угол зрения на банальные, повседневные явления. Он подводит к постижению очевидных истин: нельзя прятать звезды в банке и бессмысленно их пересчитывать, нужно беречь тех, за кого ты в ответе и прислушиваться к голосу собственного сердца. Все просто и одновременно сложно.

Любимый цветок - это прежде всего, отказ от всех остальных цветов.

Иначе он не покажется самым прекрасны.

Антуан де Сент-Экзюпери

В сказке Маленький Принц Антуан Экзюпери дает оооочень хорошую картину отношений между мужчиной и женщиной, показывая это на примере отношений Маленького Принца к его Розе.

Роза - это символ любви, красоты, женского начала. Маленький принц не сразу разглядел истинную внутреннюю сущность красоты. Но после разговора с Лисом ему открылась истина - красота лишь тогда становится прекрасной, когда она наполняется смыслом, содержанием.

"На твоей планете люди выращивают в одном саду пять тысяч роз… и не находят того, что ищут… А ведь то, чего они ищут, можно найти в одной-единственной розе, в глотке воды… Но глаза слепы. Искать надо сердцем. Если любишь цветок - единственный, какого больше нет ни на одной из многих миллионов звезд, этого довольно: смотришь на небо и чувствуешь себя счастливым. И говоришь себе: «Где-то там живет мой цветок. Но если барашек его съест, это все равно, как если бы все звезды разом погасли!…"

"Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь. Твоя роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей всю душу. Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил. Ты в ответе за твою розу…"

Прилетев на планету Земля, Маленький принц увидел розы: все они были похожи на его цветок. И он почувствовал себя очень-очень несчастным. Его красавица говорила ему, что подобных ей нет во всей Вселенной. И вот перед ним пять тысяч точно таких же цветов! И именно тогда он понимает, кем для него была роза и насколько она ему была важна. Лишь благодаря Лису он осознал, что его роза - единственная в целом свете.

Маленький принц говорит розам: "Вы красивые, но пустые. Ради вас не захочется умереть. Конечно, случайный прохожий, поглядев на мою розу, скажет, что она точно такая же, как вы. Но мне она одна дороже всех вас. Ведь это ее, а не вас я поливал каждый день. Ее, а не вас накрывал стеклянным колпаком. Ее загораживал ширмой, оберегая от ветра. Для нее убивал гусениц, только двух или трех оставил, чтобы вывелись бабочки. Я слушал, как она жаловалась и как хвастала, я прислушивался к ней, даже когда она умолкала. Она - моя".

Любишь тогда, когда вкладываешь душу…

Любовь - это сложная наука, оказывается, её нужно постигать, необходимо учиться любви. Лис помогает Маленькому принцу постичь эту сложную науку, и маленький мальчик с горечью признаётся себе: “Никогда не надо слушать, что говорят цветы. Надо просто смотреть на них и дышать их ароматом. Мой цветок напоил благоуханием всю мою планету, а я не умел ему радоваться...

Надо было судить не по словам, а по делам. Она дарила мне свой аромат, озаряла мою жизнь. Я не должен был бежать. За этими жалкими хитростями и уловками я должен был угадать нежность.. . Но я был слишком молод, я ещё не умел любить”.

Роза приручила Маленького принца не своей уникальностью, а теми усилиями, что он в неё вложил.Этим она отличается от сотни других роз. Мы навсегда приручены теми, ради кого мы старались, отдавали свою душу, терпение, время. Мы можем перестать их любить и даже чувствовать что-то вроде ненависти и раздражения к бывшим мужчинам, с которыми суждено было расстаться, к бывшим друзьям, не оценившим нашей дружбы. Но мы никогда не будем чувствовать к ним полного равнодушия, потому что когда-то вложили в них частичку себя, и она в них так и осталась. Это и есть те невидимые узы, о которых говорил Лис.

«Маленький принц» – сказка, в которой можно найти множество смыслов и подтекстов. Не только детям интересна история о мальчике с другой планеты, но и взрослые могут открыть с ее помощью много нового для себя. В произведении используется множество ярких и интересных образов. Маленький принц и Роза - пример настоящей, чистой и светлой любви.

История Маленького принца и Розы

Читатель узнает о Розе лишь к середине произведения, когда Маленький принц уже доверяет пилоту настолько, чтобы открыть ему свое сердце. Роза является цветком, который оставил Маленький принц на своей далекой планете. Ее семя занесло на планету Маленького принца ветром. Роза стала украшением жизни героя. Он ухаживал и заботился о ней, несмотря на ее капризы. Оставив ее одну, Маленький принц тоскует по ней. Он понимает, что именно о своей Розе он готов заботиться, думать и вспоминать, что никакой другой цветок не способен заменить ее. В тоске по своей возлюбленной, герой соглашается на предложение Змеи и исчезает с Земли.

Символ любви

В «Маленькой принце» Роза является символом настоящей любви. В детских глазах Маленького принца еще нет понимания любви, какой видят ее взрослые. Это чувство впервые зарождается в нем. Оно вызывает в нем удивление, он исследует и изучает его. Он тоскует по своей Розе по-настоящему, а не потому что так принято. Он ухаживает за ней из побуждений совести и чувств, а не потому, что так делает кто-то еще. Именно эта наивность наряду с огромной мудростью делает чувство настоящим, неподдельным, не основанным на специальном поиске возлюбленной. Роза однажды случайно появляется на планете Маленького принца и остается в его сердце навсегда.

После разговора с Лисом Маленький принц узнает, что красота по-настоящему прекрасна только тогда, когда наполнена смыслом, когда что-то значит. Герой не сразу разглядел в своей Розе настоящую красоту и любовь. Познакомившись на земле с другими розами, Маленький принц понимает, что только его Роза наполняет его сердце любовью, только о ней хочется заботиться. Для случайного прохожего земные розы и Роза Маленького принца могут показаться одинаковыми, но именно любовь в сердце и наполненность отношений смыслом и заботой способны отличать одну от миллиона других. «Ради вас не хочется умереть» – говорит Маленький принц земным розам. А ради своей он идет на реальную смерть, заключая страшную сделку со Змеей.

Любовь в мире Маленького принца совсем не такая, как в мире взрослых. Она не заполнена стереотипами и умыслами, она чиста и наивна. Настоящее чувство, которое не окрашено негативным влиянием общества предстает перед читателем в новом свете. Любовь Маленького принца и Розы не такая, какой мы привыкли видеть ее в произведениях, но она является самым настоящим и вдохновляющим чувством.

Воплощение женственности

Не секрет, что прототипом Розы стала жена автора. Она была капризной и вспыльчивой, но это не мешало ей любить и быть любимой. Автор заведомо прощает женщинам их капризы, оправдывает их. В словах Маленького принца выражается настоящая любовь и забота, он оправдывает капризы Розы тем, что шипы даны ей для защиты. Так бывает и в реальной жизни. На самом деле сердце Розы мягкое и нежное. Она отпускает Маленького принца в путешествие, потому что по-настоящему любит его.

Капризы Розы оправданы ее нежной душой. Без заботы она просто погибнет, ведь она не в силах ухаживать за собой сама. Она просит закрыть ее колпаком, поливать ее каждое утро и каждый вечер, но взамен она дарит свою красоту, запах, чувство настоящей любви.

Отношения Маленького принца и Розы - самые нежная и трогательная история любви в литературе. Через призму детских глаз, в философской сказке не только для детей, но и для взрослых, Экзюпери показывает это чувство с точки зрения искренности, незамутненности и даже некой наивности.

Данная статья поможет написать сочинение на тему «Маленький принц и Роза».

Тест по произведению

Образ Зозы - один из основных в сказке. Конечно же он символизирует женщину и любовь к женщине. На отношениях Розы и Маленького принца автор показывает проблемы стоящие на пути у настоящей любви. Роза в сказке была очень капризна и просила принца заботится о ней. И сначала Маленький принц заботился о ней, а потом в его душе поселились сомнения. Он принимал ее слова близко к сердцу и стал очень несчастен. Но после всех своих путешествий он начал понимать истину. В строках: « - Если любишь цветок - единственный, какого больше нет ни на одной из многих миллионов звезд, - этого довольно: смотришь на небо - и ты счастлив.» Автор говорит о такой любви, когда ты не просишь ни чего в замен, когда ты просто счастлив, что где-то там есть твой цветок. Маленький принц понимает, что напрасно слушал розу, надо было просто смотреть и наслаждаться ее ароматом. Ведь роза наполняла благоуханием всю его планету, а он не умел ей радоваться. Он понимает, что судить надо по поступкам, а не по словам. Она озаряла его жизнь, а он сбежал. Маленький принц не угадал за всеми уловками розы, ее нежность к нему, он был слишком молод, он еще не умел любить.

Многие критики сходятся во мнении, что образ розы олицетворяет жену писателя - Консуэлу де Сент-Экзюпери. Но даже если это не так, Сент-Экзюпери говорит о самом главном, о том, как надо любить. Сейчас люди стали слишком эгоистичны, они забыли, что в любви важнее отдавать, а не получать.

Образ Лиса

Оказываясь на Земле, в безлюдной пустыне, Маленький принц встречает доброго и мудрого Лиса. Который символизирует дружбу. В его лице принц обретает друга, которого так искал. Как и во многих сказках, Лис олицетворяет мудрость и знание жизни и рассказывает Маленькому принцу тайну человеческого сердца. Автор передал героям этой сказки свое понимае дружбы и ответственности за друг друга. Отношения принца и лиса - это история о настоящей дружбе. Лис учит Маленького принца, как надо любить и относиться к дружбе, люди забыли об этом и потому лишились друзей, потеряли способность любить. Сент-Экзюпери сожалеет о том, что люди не видят ничего и превращают свою жизнь в бессмысленное существование. «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь... Твоя Роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей всю свою душу...».

Понятие «приручить»

Приручать - значит создать узы любви, единения душ. Тайну приручения открывает Маленькому принцу Лис, он объясняет, что принц для него просто мальчик, как и множество других мальчиков, и лис для принца просто очередная лисица среди тысяч других лисиц. «Но если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня единственный в целом свете. И я буду для тебя один в целом свете. (…) если ты меня приручишь, моя жизнь словно солнцем озарится. Твои шаги я стану различать среди тысяч других…». Автор говорит о том, что любовь и дружба - это не просто связь с другими существами, она обогащает нашу жизнь, дает понимание окружающего нас мира, наполняя его смыслом. «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил» - вот та важная истина, которую открывает Лис. Приручить - значит: создать узы. Узы любви, доверия, дружбы и ответственности. И вот вы уже не просто двое, вы друг для друга становитесь единственными на целом свете, становитесь нужными друг другу. « - Узнать можно только те вещи, которые приручишь, - сказал Лис. - У людей уже не хватает времени, что-либо узнавать». Приручение - это труд сердца, это значит связать себя с другим узами нежности, любви, ответственности. Это значит убить равнодушное отношение к этому миру. Сент-Экзюпери напомнил нам о том, что дружбу не купить в магазине, для нее нужно оксрыть свое сердце и свою душу.

Любая книга для меня, как и для любого читателя, начинается с заглавия. Однажды увидев в библиотеке книгу сказку Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц», непременно захотела прочесть её, легко и быстро, как все сказки о Золушках, принцах и волшебных королевствах.

Но чтение оказалось не таким легким, как я предполагала. Я часто откладывала книгу в сторону и обдумывала то, что я прочитала. И после первого прочтения вместо радостного спокойствия, как это обычно бывает после любой сказки, я ощутила какое-то беспокойство. Передо мной оказалось множество вопросов.

Для кого эта сказка написана – для детей или взрослых?

В чём её смысл? Чему она учит?

И вот тогда я обратилась к учителю литературы, посоветовавшись, мы приступили к анализу текста. Мы искали ответы на вопросы и старались выделить главное для себя.

Вот что у нас получилось.

Мы сопоставили два мира: мир детей, представленный образами шестилетнего Экзюпери и маленького принца, и мир взрослых героев сказки.

Мы нашли эпитеты-определения, характеризующие героев, выделили род их занятий, определили их жизненное кредо и отношение Маленького принца к ним, т. е. детский взгляд на жизнь взрослых людей.

Сравнив всё и проанализировав, мы сделали выводы.

Также я попыталась сопоставить взрослых людей в сказке с окружающими меня людьми.

Уже в самом начале сказки, в посвящении произведения своему другу Леону Верту, Экзюпери ненавязчиво говорит о проблеме, которая станет основной в сказке. Посвящая книгу взрослому человеку, он ищет оправдания, говоря о нём, что он «самый лучший друг», и неслучайно добавляет: «когда он был маленьким». Уже здесь стоит цель создания сказки – напомнить взрослым, что они «сначала были детьми».

С самого начала произведения, описывая мучительное для него, шестилетнего ребёнка, непонимание со стороны взрослых, Экзюпери передаёт нам своё чувство одиночества, которое и сроднило его с его героем. Это чувство неслучайно. «Маленький принц» написан Экзюпери в США в 1942 году, вдали от своей оккупированной в те годы родине и живущего там друга. Рассказчик-лётчик также тоскует, как и его Маленький принц тоскует по своей планете и по любимой им розе.

Первое разочарование, которое постигло Экзюпери, случилось в 6 лет. Взрослые «помогли» ему утратить веру в себя, так как «ничего не понимают сами» и «очень утомительно без конца им всё объяснять и растолковывать». Приобщившись к миру взрослых и его понятиям, он всё же оставался одинок. И вот однажды он впервые за долгие годы встречает, наконец, малыша, с которым ему «пришлось поговорить по душам». Что сроднило эти две души? Гуманистическое понимание мира, умение видеть прекрасное, видеть смысл жизни и ценить её.

Проанализировав встречу лётчика с Маленьким принцем и их беседу, сопоставив восприятие мира их душами, я нашла точки соприкосновения:

Экзюпери Маленький принц

Родство душ

Одиночество;

Тоска по родине;

Рисунки;

Умение летать;

Родство с небом;

Смеются над номерами и цифрами;

Забота о мире («Берегитесь баобабов!»);

Отношение к миру взрослых;

Восхищение красотой природы.

По совету Географа, Маленький принц отправляется в путешествие на планету Земля, которая имеет «неплохую репутацию». Но на этой планете с «неплохой репутацией» насчитывается сто одиннадцать королей, девятьсот тысяч дельцов, семь с половиной миллионов пьяниц, триста одиннадцать миллионов честолюбцев, то есть количество «странных взрослых», занимающихся бесполезными делами умножено в миллионы раз. Хотя они занимают на Земле не так уж много места. Они кажутся сами себе величественными, как баобабы, которые на самом деле, как сорняки, могут уничтожить планету.

И животный мир обеспокоен этим. Неслучайно Маленький принц попадает на планете земля в пустыню. Это предупреждение всему взрослому миру честолюбцев и деловых людей: «Не превратите планету в одинокую пустыню». И это предупреждение не случайно, так как, сопоставив жизненные истины Маленького принца и взрослых, мы можем увидеть такую картину:

Маленький принц Взрослые

1. Встал по утру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу же приведи в1. Им должны повиноваться беспрекословно.

порядок свою планету. 2. Им совестно пить.

2. Когда станет очень грустно, хорошо поглядеть, как заходит солнце 3. Они никогда ничего не понимают сами, им всегда нужно всё объяснять.

(т. е. полюбоваться красотой природы). 4. С ними нельзя поговорить по душам.

3. Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил (цветок, Лис). 5. Когда они хотят сострить, иной раз поневоле приврут.

4. Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.

5. Никогда не надо слушать, что говорят цветы. Надо просто смотреть на них и дышать их ароматом.

6. Когда вулканы аккуратно чистишь, они горят ровно и тихо, без всяких извержений. Извержение вулкана – это всё равно, что пожар в печной трубе.

Познание мира взрослых, живущих на Земле, приходит к Маленькому принцу через знакомство с обитателями планеты.

1. Среди них одиноко. (Змея)

2. Их носит ветром. У них нет корней, это очень неудобно. (Цветок)

3. У них нет воображения. Они только повторяют то, что им скажешь. (Эхо).

4. У людей не хватает времени что-либо узнавать. (Лис)

5. Ничего они не хотят. «Там хорошо, где нас нет». Одни только дети знают, чего ищут. (Стрелочник)

6. Из-за ненужной экономии разучились радоваться жизни. (Торговец)

7. Люди забираются в скорые поезда, но они уже сами не понимают, чего ищут. Поэтому они не знают покоя, бросаются то в одну сторону, то в другую. (это уже вывод Маленького принца).

Образы Цветка и Змеи. В сказке два женских образа – Цветок и Змея. И в этих образах воплощён мир женщины: женщины любимой, кокетки и мудрой женщины-матери, которая решает все загадки.

С особой нежностью описаны в сказке отношения Маленького принца со своим цветком, розой, для которого она была единственная в мире, какой больше нет ни на одной из многих миллионов звёзд. За видимой храбростью скрывалась слабая, простодушная, ранимая женская душа.

Самое ужасное для маленького принца прожить, ни разу не понюхав ни одного цветка, ни разу не поглядев на звезду, никогда никого не полюбив. Маленький принц любил свою розу, и даже встретив сад, полный роз, он замечает, что эти розы отличаются от его розы своей пустотой, ради них не хочется умереть. А его цветок стал для него дороже всех на свете, за которым он ухаживал с трепетной заботой и любовью, не смотря на её жалобы и хвастовство. «Она – моя», - говорит Маленький принц с гордостью.

Личное отношение к прочитанному.

В книге Экзюпери описана жизнь Маленького принца, а в образе Маленького принца сокрыты жизни 10000000 детей. Наш детский мир, который соединяет всех детей на планете Земля и за её пределами очень откровенный, добрый, дружелюбный, отзывчивый. Взрослым не всегда легко понять наш мир, или им не всегда хочется понимать его. Да, мы можем согласиться, что когда-то они были детьми, но сейчас у них другие понятия, и все детские быстро улетучиваются. Ведь ребёнком человек проживает четверть своей жизни, а взрослым три четвёртых.

Иногда, когда мы просим их поиграть в наши игры, взрослые обязательно вспомнят, что «на кухне кипит вермишель» или в ванной протекает труба», скажут, что очень заняты. И сократят разговор: «потом» или «извини, «в другой раз», а ведь «потом» и «другой раз» долго не наступает. Для них наши занятия ерунда, ведь есть дела поважнее. Хотя через наши игры и занятия мы познаём мир и учимся быть к нему чувственным.

Для взрослых дорога каждая секунда, и пять минут посидеть, помечтать, сложа руки, для них очень большая потеря времени. Да ведь они не понимают, что «кувыркаясь» в своих заботах, взрослые просто портят себе настроение и впустую тратят свою энергию. А ведь если отвлечься во время работы хотя бы на три минуты и подумать о чём-то хорошем, можно получить немножко хорошего настроения. Нельзя всё время быть «человеком серьёзным», ведь цифры и числа - это менее интересные вещи по сравнению с красивым ночным небо или, с нежным розовым закатом.

В нашем мире главное это- дружба, взаимопомощь, доброта, а без этого его бы и не было. Нам очень сложно живётся, если нет близкого друга или случайно поссоришься с ним. Мы преданы друг другу. Даже если мы имеем много друзей, мы всё равно тянемся к новым друзьям. И самое главное нам очень сложно расстаться с другом. В этом мы похожи с Лисом: «Но если ты меня приручишь, моя жизнь точно солнцем озарится. Твои шаги я стану различать среди тысячи других».

В отличие от взрослого мира в нашем мире нет суматохи, проблем и вечной торопливости. Мне близки суждения Маленького принца: «И ты полюбишь смотреть на звёзды. Все они станут тебе друзьями», «Ты посмотришь ночью на небо, а ведь там будет такая звезда, где я живу, где я смеюсь, - и ты услышишь, что все звёзды смеются». Мы дети намного зорче относимся к окружающему, и всегда требуем на вопрос ответа. Мы более наблюдательные и имеем более развитое чувство фантазии, даже маленькую мелочь мы можем дополнить, и из маленького вопроса сделать большой. А взрослые относятся к этому по-другому, они всегда заняты и даже если хотят что-то узнать, откладывают «на потом».

В «Маленьком принце» ностальгия свидетельствует о безусловной прочности «силовых линий», соединяющих человека с тем, что он любит, за что он в ответе. Причиняя заботы и страдания, эти духовные связи в то же время «очеловечивают» мир сказки. Здесь нет культа героического действия: гуманистическая осмысленность мира дана как его естественное состояние (отсюда образ героя-ребёнка), которое не требуется завоёвывать.

Нелепыми исключениями выглядят в этом мире «взрослые», у которых духовные связи с другими людьми отчуждены и извращены, обращены в пустоту: они показаны не просто достойными жалости, но гротескно-комическими фигурами1.

Именно поэтому, мы приходим к выводу, что эта сказка А. С. Экзюпери – напоминание взрослым о том, для чего существует этот мир и дети, живущие в нём. Очень часто взрослые в своих бесконечных «серьёзных делах» и озабоченности не находят времени даже для ответов на вопросы своих детей, которые не отступаются, пока не получат ответа.

Я не всезнайка. – Поэтому я и не буду пытаться быть им.

Я хочу, чтобы меня любили. – Поэтому я буду открыт любящим детям.

Я так мало знаю о сложных лабиринтах взрослых. – Поэтому я позволяю детям учить меня.

Я люблю, когда меня принимают таким, какой я на самом деле. – Поэтому я буду стремиться сопереживать ребёнку и ценить его.

Я – единственный, кто может прожить мою жизнь. – Поэтому я не буду стремиться к тому, чтобы управлять жизнью ребёнка.

Я не могу сделать так, чтобы страх, боль, разочарования и стрессы ребёнка исчезли. – Поэтому я буду стараться смягчать удары.

Я чувствую страх, когда я беззащитен. – Поэтому я буду прикасаться к внутреннему миру беззащитного ребёнка с добротой, лаской и нежностью.

1 Из примечаний А. В. Пояркова к сборнику произведений Антуана де Сент-Экзюпери, Москва, 1991

МИР ВЗРОСЛЫХ ЛЮДЕЙ в сказке А. Экзюпери «Маленький принц»

Герой Король Честолюбец Пьяница Деловой человек Фонарщик Географ

Эпитеты, характеризующие героя Облачённый в пурпур и Тщеславный; глух ко всему, Мрачный, с повешенной головой,Занятой, серьёзный; любит Нелепый, верный своему делу; Старик- учёный; слишком важное горностай; величественный, кроме похвал. бедняга. точность. неленивый; думает не только о лицо.

ужасно гордый; абсолютный, себе.

полновластный монарх; но: добр

Поступки Смотрит на мир упрощённо; Воображал, что все им Молча сидел и смотрел на Не поднимает головы. Не Зажигает и тушит фонарь. Не Пишет толстенные книги и вещах повелевает; запутался в восхищаются. выстроившиеся перед ним замечает потухшей сигареты. нарушает уговора. вечных и неизменных.

приказах; рассердился; не Раскланивается, когда его полчища бутылок – пустых и Ему некогда разгуливать, терпел непокорства и приветствуют. полных. Пьёт. некогда мечтать. Распоряжается возражений; не знал никаких звёздами, считает и пределов и ограничений; пересчитывает их.

отдавал только разумные приказания

Жизненное кредо Все люди для него подданные. Почитать – значит признавать, Пью, чтобы забыть, что я владею звёздами, потому что Уговор есть уговор. В учебниках географии ничего

Самое важное – чтобы ему что на всей планете я всех совестно пить. до меня никто не догадался ими не должно перепутаться. Врать повиновались беспрекословно. Скрасивее, всех наряднее, всех завладеть. и пить плохо.

каждого надо спрашивать то, богаче и всех умней.

что он может дать. Власть прежде всего должна быть разумной.

Впечатления Маленького принца «Странный народ эти взрослые» «Право же, взрослые – очень «Да, право же, взрослые – «Он рассуждает почти как тот «Может быть он и нелеп. В его «Вот это настоящее дело!»

странные люди» очень, очень странный народ» пьяница». «Нет, взрослые и работе всё-таки есть смысл»

(растерянный, недоумевающий; правда поразительный народ». (почтительно поклонился; ему жалю пьяницу) всё больше нравился этот человек, захотелось помочь, посочувствовал)

«Он думает не только о себе.

Вот бы с кем подружиться»

 


Читайте:



Трихомонадный кольпит: симптомы и лечение, причины и методы диагностики

Трихомонадный кольпит: симптомы и лечение, причины и методы диагностики

Или вагинит, - воспаление слизистой оболочки влагалища, вызванное одноклеточной простейшей бактерией трихомонадой. Наиболее распространенная...

Что такое цистаденома левого яичника

Что такое цистаденома левого яичника

Цистаденома как доброкачественная опухоль яичника.Цистаденома (устаревшее название кистома) – доброкачественная эпителиальная опухоль яичника,...

Эскадренные миноносцы ссср

Эскадренные миноносцы ссср

5 июля 2004 года экипаж эсминца «Бесстрашный» был построен по большому сбору. Заместитель Командующего Северным Флотом, вице-адмирал Доброскоченко,...

Нелюбимые корабли кайзера Флот Германской Империи в мире Царя Алексея Петровича

Нелюбимые корабли кайзера Флот Германской Империи в мире Царя Алексея Петровича

Обзор нового линкора 4 уровня от VoodooKam. Наконец вышли в свет новые с иголочки линкоры и я сегодня хочу вам рассказать о корабле, который не...

feed-image RSS