Главная - Познание мира
Школьная энциклопедия. Раннее Возрождение (кватроченто) Искусство раннего возрождения живопись
Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура эпохи Возрождения (Ренессанс) Опубликовано 19.12.2016 16:20 Просмотров: 9452

Эпоха Возрождения – время культурного расцвета, время расцвета всех искусств, но наиболее полно выразившим дух своего времени было изобразительное искусство.

Эпоха Возрожде́ния, или Ренесса́нс (фр. «заново» + «рождённый») имела мировое значение в истории культуры Европы. Возрождение пришло на смену Средним векам и предшествовало эпохе Просвещения.
Главные черты эпохи Возрождения – светский характер культуры, гуманизм и антропоцентризм (интерес к человеку и его деятельности). В период эпохи Возрождения расцветает интерес к античной культуре и происходит как бы её «возрождение».
Возрождение возникло в Италии – его первые признаки появились ещё в XIII-XIV вв. (Тони Парамони, Пизано , Джотто , Орканья и др.). Но твёрдо оно установилось с 20-х годов XV в., а к концу XV в. достигло своего наивысшего расцвета.
В других странах Возрождение началось значительно позже. В XVI в. начинается кризис идей Возрождения, следствие этого кризиса – возникновение маньеризма и барокко .

Периоды эпохи Возрождения

Эпоху Возрождения делят на 4 периода:

1. Проторенессанс (2-я половина XIII в.-XIV в.)
2. Раннее Возрождение (начало XV-конец XV в.)
3. Высокое Возрождение (конец XV-первые 20 лет XVI в.)
4. Позднее Возрождение (середина XVI-90-е годы XVI в.)

В становлении Возрождения свою роль сыграло падение Византийской империи. Перебравшиеся в Европу византийцы привезли с собой свои библиотеки и произведения искусства, не известные средневековой Европе. В Византии никогда не порывали и с античной культурой.
Появление гуманизма (общественно-философского движения, которое рассматривало человека как высшую ценность) было связано с отсутствием в итальянских городах-республиках феодальных отношений.
В городах стали возникать светские центры науки и искусства, которые не контролировала церковь. деятельность которых находилась вне контроля церкви. В середине XV в. было изобретено книгопечатание, которое сыграло важную роль в распространении новых взглядов по всей Европе.

Краткие характеристики периодов Возрождения

Проторенессанс

Проторенессанс является предтечей Возрождения. Он ещё тесно связан со средневековьем, с византийскими , романскими и готическими традициями. Он связан с именами Джотто, Арнольфо ди Камбио , братьями Пизано, Андреа Пизано.

Андреа Пизано. Барельеф «Сотворение Адама». Опера-дель-Дуомо (Флоренция)

Живопись Проторенессанса представлена двумя художественными школами: Флоренции (Чимабуэ , Джотто) и Сиены (Дуччо, Симоне Мартини). Центральной фигурой живописи был Джотто. Его считали реформатором живописи: он наполнил религиозные формы светским содержанием, совершил постепенный переход от плоскостных изображений к объемным и рельефным, обратился к реалистичности, ввёл в живописи пластический объём фигур, изобразил в живописи интерьер.

Раннее Возрождение

Это период с 1420 по 1500 гг. Художники Раннего Возрождения Италии черпали мотивы из жизни, наполняли традиционные религиозные сюжеты земным содержанием. В скульптуре это были Л. Гиберти , Донателло , Якопо делла Кверча, семья делла Роббиа, А. Росселлино, Дезидерио да Сеттиньяно, Б. да Майано, А. Верроккьо. В их творчестве начинают развиваться свободно стоящая статуя, живописный рельеф, портретный бюст, конный монумент.
В итальянской живописи XV в. (Мазаччо, Филиппо Липпи, А. дель Кастаньо, П. Уччеллo, Фра Анджелико, Д. Гирландайо, А. Поллайоло, Верроккьо, Пьеро делла Франческа, А. Мантенья, П. Перуджино и др.) характерны ощущение гармонической упорядоченности мира, обращение к этическим и гражданским идеалам гуманизма, радостное восприятие красоты и многообразия реального мира.
Родоначальником ренессансной архитектуры Италии стал Филиппо Брунеллески (1377-1446) – архитектор, скульптор и ученый, один из создателей научной теории перспективы.

Особое место в истории итальянского зодчества занимает Леон Баттиста Альберти (1404-1472) . Этот итальянский ученый, архитектор, писатель и музыкант эпохи Раннего Возрождения получил образование в Падуе, изучал право в Болонье, в дальнейшем жил во Флоренции и Риме. Создал теоретические трактаты «О статуе» (1435), «О живописи» (1435–1436), «О зодчестве» (опубликован в 1485). Выступал в защиту «народного» (итальянского) языка как литературного, в этическом трактате «О семье» (1737-1441) разрабатывал идеал гармонически развитой личности. В архитектурном творчестве Альберти тяготел к смелым экспериментальным решениям. Он был одним из зачинателей новой европейской архитектуры.

Палаццо Ручеллаи

Леон Баттиста Альберти разработал новый тип палаццо с фасадом, на всю высоту обработанным рустом и расчлененным тремя ярусами пилястр, которые выглядят конструктивной основой здания (палаццо Ручеллаи во Флоренции, построен Б. Росселлино по планам Альберти).
Напротив Палаццо стоит Лоджия Ручеллаи, где проводились приёмы и банкеты для торговых партнёров, праздновались свадьбы.

Лоджия Ручеллаи

Высокое Возрождение

Это время самого пышного развития стиля Возрождение. В Италии оно длилось приблизительно с 1500 по 1527 г. Теперь центр итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, благодаря вступлению на папский престол Юлия II , человека честолюбивого, смелого, предприимчивого, привлёкшего к своему двору лучших художников Италии.

Рафаэль Санти «Портрет папы Юлия II»

В Риме строится множество монументальных зданий, создаются великолепные скульптуры, пишутся фрески и картины, до сих пор считающиеся шедеврами живописи. Античность по-прежнему ценится высоко и тщательно изучается. Но подражание древним не заглушает самостоятельность художников.
Вершина Ренессанса – творчество Леонардо да Винчи (1452-1519), Микеланджело Буонарроти (1475-1564) и Рафаэля Санти (1483-1520).

Позднее Возрождение

В Италии это период с 1530-х по 1590-1620-е годы. Искусство и культура этого времени очень разнообразны. Некоторые считают (например, британские учёные), что «Возрождение как целостный исторический период закончилось с падением Рима в 1527 г.». Искусство позднего Возрождения представляет собой весьма сложную картину борьбы различных течений. Многие художники не стремились изучать природу и её законы, а лишь внешне старались усвоить «манеру» великих мастеров: Леонардо, Рафаэля и Микельанджело. По этому поводу престарелый Микеланджело сказал однажды, глядя, как художники копируют его «Страшный суд» : «Многих это моё искусство сделает дураками».
В Южной Европе восторжествовала Контрреформация, которая не приветствовала любое свободомыслие, включая воспевание человеческого тела и воскрешение идеалов античности.
Известными художниками этого периода были Джорджоне (1477/1478-1510), Паоло Веронезе (1528-1588), Караваджо (1571-1610) и др. Караваджо считается основателем стиля барокко.

Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура эпохи Возрождения (Ренессанс) Опубликовано 19.12.2016 16:20 Просмотров: 9453

Эпоха Возрождения – время культурного расцвета, время расцвета всех искусств, но наиболее полно выразившим дух своего времени было изобразительное искусство.

Эпоха Возрожде́ния, или Ренесса́нс (фр. «заново» + «рождённый») имела мировое значение в истории культуры Европы. Возрождение пришло на смену Средним векам и предшествовало эпохе Просвещения.
Главные черты эпохи Возрождения – светский характер культуры, гуманизм и антропоцентризм (интерес к человеку и его деятельности). В период эпохи Возрождения расцветает интерес к античной культуре и происходит как бы её «возрождение».
Возрождение возникло в Италии – его первые признаки появились ещё в XIII-XIV вв. (Тони Парамони, Пизано , Джотто , Орканья и др.). Но твёрдо оно установилось с 20-х годов XV в., а к концу XV в. достигло своего наивысшего расцвета.
В других странах Возрождение началось значительно позже. В XVI в. начинается кризис идей Возрождения, следствие этого кризиса – возникновение маньеризма и барокко .

Периоды эпохи Возрождения

Эпоху Возрождения делят на 4 периода:

1. Проторенессанс (2-я половина XIII в.-XIV в.)
2. Раннее Возрождение (начало XV-конец XV в.)
3. Высокое Возрождение (конец XV-первые 20 лет XVI в.)
4. Позднее Возрождение (середина XVI-90-е годы XVI в.)

В становлении Возрождения свою роль сыграло падение Византийской империи. Перебравшиеся в Европу византийцы привезли с собой свои библиотеки и произведения искусства, не известные средневековой Европе. В Византии никогда не порывали и с античной культурой.
Появление гуманизма (общественно-философского движения, которое рассматривало человека как высшую ценность) было связано с отсутствием в итальянских городах-республиках феодальных отношений.
В городах стали возникать светские центры науки и искусства, которые не контролировала церковь. деятельность которых находилась вне контроля церкви. В середине XV в. было изобретено книгопечатание, которое сыграло важную роль в распространении новых взглядов по всей Европе.

Краткие характеристики периодов Возрождения

Проторенессанс

Проторенессанс является предтечей Возрождения. Он ещё тесно связан со средневековьем, с византийскими , романскими и готическими традициями. Он связан с именами Джотто, Арнольфо ди Камбио , братьями Пизано, Андреа Пизано.

Андреа Пизано. Барельеф «Сотворение Адама». Опера-дель-Дуомо (Флоренция)

Живопись Проторенессанса представлена двумя художественными школами: Флоренции (Чимабуэ , Джотто) и Сиены (Дуччо, Симоне Мартини). Центральной фигурой живописи был Джотто. Его считали реформатором живописи: он наполнил религиозные формы светским содержанием, совершил постепенный переход от плоскостных изображений к объемным и рельефным, обратился к реалистичности, ввёл в живописи пластический объём фигур, изобразил в живописи интерьер.

Раннее Возрождение

Это период с 1420 по 1500 гг. Художники Раннего Возрождения Италии черпали мотивы из жизни, наполняли традиционные религиозные сюжеты земным содержанием. В скульптуре это были Л. Гиберти , Донателло , Якопо делла Кверча, семья делла Роббиа, А. Росселлино, Дезидерио да Сеттиньяно, Б. да Майано, А. Верроккьо. В их творчестве начинают развиваться свободно стоящая статуя, живописный рельеф, портретный бюст, конный монумент.
В итальянской живописи XV в. (Мазаччо, Филиппо Липпи, А. дель Кастаньо, П. Уччеллo, Фра Анджелико, Д. Гирландайо, А. Поллайоло, Верроккьо, Пьеро делла Франческа, А. Мантенья, П. Перуджино и др.) характерны ощущение гармонической упорядоченности мира, обращение к этическим и гражданским идеалам гуманизма, радостное восприятие красоты и многообразия реального мира.
Родоначальником ренессансной архитектуры Италии стал Филиппо Брунеллески (1377-1446) – архитектор, скульптор и ученый, один из создателей научной теории перспективы.

Особое место в истории итальянского зодчества занимает Леон Баттиста Альберти (1404-1472) . Этот итальянский ученый, архитектор, писатель и музыкант эпохи Раннего Возрождения получил образование в Падуе, изучал право в Болонье, в дальнейшем жил во Флоренции и Риме. Создал теоретические трактаты «О статуе» (1435), «О живописи» (1435–1436), «О зодчестве» (опубликован в 1485). Выступал в защиту «народного» (итальянского) языка как литературного, в этическом трактате «О семье» (1737-1441) разрабатывал идеал гармонически развитой личности. В архитектурном творчестве Альберти тяготел к смелым экспериментальным решениям. Он был одним из зачинателей новой европейской архитектуры.

Палаццо Ручеллаи

Леон Баттиста Альберти разработал новый тип палаццо с фасадом, на всю высоту обработанным рустом и расчлененным тремя ярусами пилястр, которые выглядят конструктивной основой здания (палаццо Ручеллаи во Флоренции, построен Б. Росселлино по планам Альберти).
Напротив Палаццо стоит Лоджия Ручеллаи, где проводились приёмы и банкеты для торговых партнёров, праздновались свадьбы.

Лоджия Ручеллаи

Высокое Возрождение

Это время самого пышного развития стиля Возрождение. В Италии оно длилось приблизительно с 1500 по 1527 г. Теперь центр итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, благодаря вступлению на папский престол Юлия II , человека честолюбивого, смелого, предприимчивого, привлёкшего к своему двору лучших художников Италии.

Рафаэль Санти «Портрет папы Юлия II»

В Риме строится множество монументальных зданий, создаются великолепные скульптуры, пишутся фрески и картины, до сих пор считающиеся шедеврами живописи. Античность по-прежнему ценится высоко и тщательно изучается. Но подражание древним не заглушает самостоятельность художников.
Вершина Ренессанса – творчество Леонардо да Винчи (1452-1519), Микеланджело Буонарроти (1475-1564) и Рафаэля Санти (1483-1520).

Позднее Возрождение

В Италии это период с 1530-х по 1590-1620-е годы. Искусство и культура этого времени очень разнообразны. Некоторые считают (например, британские учёные), что «Возрождение как целостный исторический период закончилось с падением Рима в 1527 г.». Искусство позднего Возрождения представляет собой весьма сложную картину борьбы различных течений. Многие художники не стремились изучать природу и её законы, а лишь внешне старались усвоить «манеру» великих мастеров: Леонардо, Рафаэля и Микельанджело. По этому поводу престарелый Микеланджело сказал однажды, глядя, как художники копируют его «Страшный суд» : «Многих это моё искусство сделает дураками».
В Южной Европе восторжествовала Контрреформация, которая не приветствовала любое свободомыслие, включая воспевание человеческого тела и воскрешение идеалов античности.
Известными художниками этого периода были Джорджоне (1477/1478-1510), Паоло Веронезе (1528-1588), Караваджо (1571-1610) и др. Караваджо считается основателем стиля барокко.

Характерные черты в искусстве эпохи Возрождения

Перспектива. Чтобы добавить трехмерную глубину и пространство в свои работы, художники эпохи Возрождения позаимствовали и значительно расширили понятия линейной перспективы, линии горизонта и точки схода.

§ Линейная перспектива. Картина с линейной перспективой - это как будто ты смотришь в окно и рисуешь именно то, что видишь на оконном стекле. Объекты на картине стали иметь свойственные им размеры в зависимости от удаленности. Те, что находились дальше от зрителя, уменьшались, и наоборот.

§ Линия горизонта. Это линия на расстоянии, при котором объекты уменьшаются до точки толщиной с эту линию.

§ Точка схода. Это точка, в которой параллельные линии как бы сходятся далеко на расстоянии, часто на линии горизонта. Этот эффект можно наблюдать, если стоять на железнодорожных путях и смотреть на рельсы, уходящие в да ль.

Тени и свет. Художники с интересом обыгрывали то, как свет падает на объекты и создает тени. Тени и свет можно было использовать для привлечения внимания к определенной точке на картине.

Эмоции. Художники эпохи Возрождения хотели, чтобы зритель, глядя на работу, что-нибудь почувствовал, испытал эмоциональное переживание. Это было формой визуальной риторики, где зритель чувствовал вдохновение, чтобы стать в чем-то лучше.

Реализм и натурализм. В дополнение к перспективе, художники стремились, чтобы объекты, особенно люди, выглядели более реалистично. Они изучали анатомию человека, измеряли пропорции и искали идеальную человеческую форму. Люди выглядели реально и проявляли подлинные эмоции, позволяя зрителю делать заключения о том, что изображенные люди думают и чувствуют.

Эпоху «Возрождения» делят на 4 этапа:

Проторенессанс (2-я половина XIII века - XIV век)

Раннее Возрождение (начало XV - конец XV века)

Высокое Возрождение (конец XV - первые 20 лет XVI века)

Позднее Возрождение (середина XVI - 1590-е годы)

Проторенессанс

Проторенессанс тесно связан со средневековьем, собственно оно и появилось в Позднем средневековье, с византийскими, романскими и готическими традициями, этот период явился предтечей Возрождения. Он делится на два подпериода: до смерти Джотто ди Бондоне и после (1337 год). Итальянский художник и архитектор, основоположник эпохи Проторенессанса. Одна из ключевых фигур в истории западного искусства. Преодолев византийскую иконописную традицию, стал подлинным основателем итальянской школы живописи, разработал абсолютно новый подход к изображению пространства. Работами Джотто вдохновлялись Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело. Центральной фигурой живописи стал Джотто. Художники Возрождения считали его реформатором живописи. Джотто наметил путь, по которому пошло её развитие: наполнение религиозных форм светским содержанием, постепенный переход от плоскостных изображений к объемным и рельефным, нарастание реалистичности, ввёл в живописи пластический объём фигур, изобразил в живописи интерьер.


В конце XIII века во Флоренции возводится главное храмовое сооружение - собор Санта Мария дель Фьоре, автором был Арнольфо ди Камбио, затем работу продолжил Джотто.

Важнейшие открытия, ярчайшие мастера живут и работают в первый период. Второй отрезок связан с эпидемией чумы, обрушившейся на Италию.

Раньше всего искусство проторенессанса проявилось в скульптуре (Никколо и Джованни Пизано, Арнольфо ди Камбио, Андреа Пизано). Живопись представлена двумя художественными школами: Флоренции и Сиены.

Раннее Возрождение

Период так называемого «Раннего Возрождения» охватывает собой в Италии время с 1420 по 1500 года. В течение этих восьмидесяти лет искусство ещё не вполне отрешается от преданий недавнего прошлого (Средних веков), но пробует примешивать к ним элементы, заимствованные из классической древности. Лишь впоследствии под влиянием всё сильнее и сильнее изменяющихся условий жизни и культуры, художники совершенно бросают средневековые основы и смело пользуются образцами античного искусства, как в общей концепции своих произведений, так и в их деталях.

Тогда как искусство в Италии уже решительно шло по пути подражания классической древности, в других странах оно долго держалось традиций готического стиля. К северу от Альп, а также в Испании, Возрождение наступает только в конце XV столетия, и его ранний период длится приблизительно до середины следующего века.

Художники Раннего Возрождения

Одним из первых и наиболее гениальных представителей этого периода по праву считается Мазаччо (Мазаччо Томмазо Ди Джованни Ди Симоне Кассаи) знаменитый итальянский живописец, крупнейший мастер флорентийской школы, реформатор живописи эпохи Кватроченто.

Своим творчеством он способствовал переходу от готики к новому искусству, прославлявшему величие человека и его мира. Вклад Мазаччо в искусство было вновь в 1988, когда его главное творение - фрески капеллы Бранкаччи в церкви Санта Мария дель Кармине во Флоренции - были восстановлены в первоначальном виде.

- Воскрешение сына Теофила, Мазаччо и Филиппино Липпи

- Поклонение волхвов

- Чудо со статиром

Другими важными представителями этого периода стали Сандро Боттичелли. великий итальянский живописец эпохи Возрождения, представитель флорентийской школы живописи.

- Рождение Венеры

- Венера и Марс

- Весна

- Поклонение Волхвов

Высокое Возрождение

Третий период Возрождения - время самого пышного развития его стиля - принято называть «Высоким Возрождением». Он простирается в Италии приблизительно с 1500 по 1527 год. В это время центр влияния итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, благодаря вступлению на папский престол Юлия II - человека честолюбивого, смелого, предприимчивого, привлёкшего к своему двору лучших художников Италии, занимавшего их многочисленными и важными работами и дававшего собой другим пример любви к художеству. При этом Папе и при его ближайших преемниках Рим становится как бы новыми Афинамивремён Перикла: в нём строится множество монументальных зданий, создаются великолепные скульптурные произведения, пишутся фрески и картины, до сих пор считающиеся жемчужинами живописи; при этом все три отрасли искусства стройно идут рука об руку, помогая одно другому и взаимно действуя друг на друга. Античность изучается теперь более основательно, воспроизводится с большей строгостью и последовательностью; спокойствие и достоинство заменяют собой игривую красоту, которая составляла стремление предшествовавшего периода; припоминания средневекового совершенно исчезают, и вполне классический отпечаток ложится на все создания искусства. Но подражание древним не заглушает в художниках их самостоятельности, и они с большой находчивостью и живостью фантазии свободно перерабатывают и применяют к делу то, что считают уместным заимствовать для себя из античного греко-римского искусства.

Творчество трех великих итальянских мастеров знаменует собой вершину Ренессанса, это - Леонардо да Винчи (1452-1519)Леона́рдо ди сер Пье́ро да Ви́нчи великий итальянский живописец эпохи Возрождения, представитель флорентийской школы живописи. итальянский художник (живописец, скульптор, архитектор) и учёный (анатом, естествоиспытатель), изобретатель, писатель, музыкант, один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения, яркий пример «универсального человека»

Тайная вечерия,

Мона Лиза,

-Вит­ру­ви­анс­кий человек ,

- Мадонна Литта

- Мадонна в скалах

-Мадонна с веретеном

Микеланджело Буонарроти (1475-1564) Микела́нджело ди Лодо́вико ди Леона́рдо ди Буонарро́ти Симо́ни. итальянский скульптор, художник, архитектор [ ⇨ ] , поэт [ ⇨ ] , мыслитель [ ⇨ ] . . Один из крупнейших мастеров эпохи Возрождения [ ⇨ ] и раннего барокко. Его произведения считались наивысшими достижениями искусства Возрождения ещё при жизни самого мастера . Микеланджело прожил почти 89 лет, целую эпоху, от периода Высокого Возрождения к истокам Контрреформации. За этот период сменилось тринадцать Пап Римских - он выполнял заказы для девяти из них.

СОтворение Адама

Страшный суд

и Рафаэль Санти (1483-1520). великий итальянский живописец, график и архитектор, представитель умбрийской школы.

- Афинская школа

-Сикстинская Мадонна

- Преображение

- Прекрасная садовница

Позднее Возрождение

Позднее Возрождение в Италии охватывает период с 1530-х по 1590-1620-е годы. В Южной Европе восторжествовала Контрреформация (Контрреформация (лат. Contrareformatio ; от contra - против и reformatio - преобразование, реформация) - католическоецерковно-политическое движение в Европе середины XVI-XVII вв., направленное против Реформации и имевшее своей целью восстановить позиции и престиж Римско-католической церкви.), которая с опаской смотрела на всякое свободомыслие, включая воспевание человеческого тела и воскрешение идеалов античности как краеугольные камни ренессансной идеологии. Мировоззренческие противоречия и общее ощущение кризиса вылились во Флоренции в «нервное» искусство надуманных цветов и изломанных линий - маньеризм. В Парму, где работал Корреджо, маньеризм добрался только после смерти художника в 1534 году. У художественных традиций Венеции была собственная логика развития; до конца 1570-х годов там работали Палладио (настоящее имя Андреа ди Пьетро). великий итальянский архитектор позднего Возрождения и маньеризма.(Маньери́зм (от итальянского maniera , манера ) - западноевропейскийлитературно-художественный стиль XVI - первой трети XVII века. Характеризуется утратой ренессансной гармонии между телесным и духовным, природой и человеком .) Основоположник палладианства (Палладианизм или Палладиева архитектура - ранняя форма классицизма, выросшая из идей итальянского архитектора Андреа Палладио (1508-1580). В основе стиля лежат строгое следование симметрии, учёт перспективы и заимствование принципов классической храмовой архитектуры Древней Греции и Рима.) и классицизма. Вероятно, самый влиятельный архитектор в истории .

Первые самостоятельные работы Андреа Палладио, как талантливого проектировщика и одаренного зодчего, - это Базилика в Виченце, в которой проявился его самобытный неподражаемый талант.

Среди загородных домов самое выдающееся творение мастера – вилла Ротонда. Андреа Палладио построил ее в Виченце для вышедшего в отставку ватиканского чиновника. Она примечательна тем, что является первой светско-бытовой постройкой эпохи Возрождения, возведенной в форме античного храма.

Другой пример – палаццо Кьерикати, необычность которого проявляется в том, что первый этаж здания был почти весь отдан на общественное использование, что согласовалось с требованиями городских властей тех времен.

Среди знаменитых градостроительных сооружений Палладио обязательно следует упомянуть о театре Олимпико, спроектированным в стиле амфитеатра.

Тициан (Тициа́н Вече́ллио ) итальянский живописец, крупнейший представитель венецианской школы эпохи Высокого и Позднего Возрождения. Имя Тициана стоит в одном ряду с такими художниками Возрождения, как Микеланджело, Леонардо да Винчи и Рафаэль. Тициан писал картины на библейские и мифологические сюжеты, прославился он и как портретист. Ему делали заказы короли и римские папы, кардиналы, герцоги и князья. Тициану не было и тридцати лет, когда его признали лучшим живописцем Венеции.

По месту рождения (Пьеве-ди-Кадоре в провинции Беллуно, Венецианская республика) его иногда называют да Кадоре ; известен также как Тициан Божественный.

- Вознесение Девы Марии

- Вакх и Ариадна

- Диана и Актеон

- Венера Урбино

- Похищение Европы

чьё творчество имело мало общего с кризисными явлениями в искусстве Флоренции и Рима.

Родиной классического Возрождения считается Италия. История итальянского Возрождения охватывает почти два столетия. Принято говорить о Раннем Возрождении (середина XIV века – XV век), Высоком, или Зрелом Возрождении (конец XV века – 30-е годы XVI века) и Позднем Возрождении (40-е – 80-е годы XVI века).

Почему феномен Возрождения ранее всего возник и ярче всего проявился именно в Италии? Ответ на этот вопрос лежит в экономической плоскости - это раннее зарождение капиталистических отношений в стране.

Решающим оказалось возросшее влияние мастеровых, ремесленников, торговцев и банкиров - то есть сословий, которые не участвовали в феодальных отношениях. Они не исповедовали иерархическую систему средневековых ценностей, самой большой ценностью стал человек и его созидающая деятельность. Это была благоприятная почва для зарождения гуманизма. Это способствовало быстрому вытеснению средневекового мировоззрения зарождающимся новым буржуазным мировоззрением с признаками новой буржуазной культуры.

Особенно ярко это проявилось в XV веке в период Кватроченто (Раннего Возрождения). В этот период сложилась эстетика искусства Возрождения, проникнутая духом порядка и меры. Глубокий светский характер является определяющей чертой ренессансной культуры. Пожалуй, только в Италии XV века любимый художник Козимо Медичи (неофициального властителя Флоренции) Филиппе Липпи (1406-1469) решился изобразить свою возлюбленную (монашку, некогда похищенную из монастыря) и своих детей в образе Мадонны и Христа с Иоаном.

В городах начали появляться светские центры науки и искусства, которые уже не контролировались церковью. Теперь искусство стало инструментом познания мира, оно шло впереди науки, философии и поэзии. Вера в силу разума была безграничной. На первое место были выдвинуты точные научные знания. Появился целый ряд научных трактатов. Первым теоретиком в области живописи и архитектуры считается Леон Баттиста Альберти (1404-1472), который разработал теорию линейной перспективы и правдивого изображения глубины пространства в картине.

Раздробленность Италии на ряд независимых областей стала той исторической особенностью развития, которая привела к появлению локальных художественных школ. У каждой школы был свой путь развития, и свои яркие представители, что, впрочем, не означало их изоляцию. Всё это способствовало быстрому избавлению от системы ценностей, созданной церковной культурой. Искусство рассталось со средневековой безымянностью мастеров. В Истории искусства Павел Муратов писал в “Образах Италии”: “Для глаза флорентийского художника не было ничего малого и незначительного. Всё составляло для него предмет познания. Но знание вещей, к которому стремился человек кватроченто, нисколько не похоже на то знание, которое составляет гордость нашего века… там, где мы видим общее, и, значит, всегда чужое, там художник кватроченто видел особенное и своё! Это сделало возможным торжество индивидуализма во флорентийском искусстве ” .

Новое мировоззрение основывалось на гуманистических отношениях античности. А изобретение книгопечатанья в середине XV века и большое количество античных памятников на итальянской земле способствовали распространению античного наследия.

Колыбелью ренессансной культуры в эпоху Кватроченто была Флоренция - богатый город-коммуна, где оставили свой яркий след в искусстве Данте и Джотто. Революционные изменения происходили не только в науке и искусстве, они затронули и общественные отношения. Ведущая роль Флоренции была предопределена новым зарождающимся общественным явлением - меценатством. Политическая власть во Флоренции принадлежала купцам и ремесленникам. Между несколькими богатейшими семьями велась постоянная борьба за первенство. В конце XIV века эта борьба закончилась победой банкирского дома Медичи (а позднее и его внука Лоренцо, прозванного Великолепным) всем искусствам, что, безусловно, подчёркивало высокий социальный статус Медичи, во Флоренции была утверждена в 1439 году Платоновская академия и Лауренцианская библиотека. Это способствовало небывалому расцвету архитектуры и живописи.

Это было время экспериментальных поисков и открытий, представленным такими уникальными именами как Донателло, Брунеллески и Мазаччо.

фото с сайтов : biografieonline.it, art-prints-on-demand.com, clubausonia.it

Также вы можете инициировать обсуждение интересных вам тем на нашего портала.

Раннее Возрождение в Италии: условия возникновения и представители - на портале 2 queens . ru !

Итальянское искусство не развивалось постоянно по восходящей линии, от более низкой ступени к более высокой. Линия культурного развития в эпоху Возрождения была более сложной и гибкой. На протя-жении трех веков при неустанном движении вперед выделились несколько подъемов. Наиболее радикальный из них в Италии произошел в XV веке. Это период раннего Возрождения, отмеченный необычайной интенсивностью поисков. Средоточием новаторства во всех видах искусства в это время, как и во времена Джотто, была Флоренция. Здесь протекала деятельность основоположников раннего Возрождения: живописца Мазаччо , скульптора Донателло , архитектора Брунеллески .

Одним из важнейших завоеваний искусства кватроченто, имевшим историческое значение, явилось учение о перспективе. Перспек-тива - это изображение предметов в соответствии с тем кажущимся изменением их величины и очертаний, которое обусловлено степенью отда-ленности их от зрителя. Первые опыты построения перспективы приме-нялись уже в античной Греции, но в своем классическом виде, как на-учно обоснованная, перспектива сложилась у мастеров итальянского кватроченто. Первым открыл ее законы Филиппо Брунеллески, установив тем самым новую программу развития для всего флорентийского искусства.

Брунеллески сделал решающий для изобразительного искусства вы-вод: если прямые лучи, идущие от выбранной точки пространства к изображаемому предмету, пересечь плоскостью - на этой плоскости получится точная проекция данного предмета. Вероятнее всего, что к изучению оптических законов Брунеллески побудило изучение римских развалин, которые он тщательно измерял и срисовывал.

Друг Брунеллески, скульптор Донателло применил линейную перспективу в скульптурном рельефе («Битва св. Георгия с драконом» , 1416), достигая впечатления пространственной глубины. Их современник Ма-заччо использовал это открытие в живописи (фреска «Троица» , 1427). Наконец, архитектор и ученый-теоретик искусства Альберти дал подроб-ную теоретическую разработку законов перспективы в «Трактате о жи-вописи» (1435).

Новые веяния в изобразительном искусстве раньше всего проявились в скульптуре . Прежде сосредоточенная главным образом в интерьерах, она выносится теперь на фасады церквей и общественных зданий, на городские площади, уже не подчиняясь архитектуре.

Исходным пунктом истории скульптуры раннего Возрождения традиционно считается 1401 год, когда молодой ювелир Лоренцо Гиберти победил на конкурсе скульпторов, состязавшихся за право изготовления бронзовых дверей флорентийского баптистерия . Гиберти вошел в число ведущих скульпторов своего времени. Ему при-надлежит одно из самых прославленных произведений раннего Возрожде-ния - вторые восточные двери баптистерия, позднее названные Микеланд-жело «Райскими вратами». Их рельефы посвящены сюжетам Ветхого завета.

Самым гениальным скульптором кватроченто был Донато ди Никколо ди Бетто Барди, вошедший в историю мировой культуры под именем Донателло (1386-1466). Он принадлежит к числу наиболее смелых рефор-маторов итальянского искусства. Одной из главных заслуг Донателло было возрождение свободно стоящей круглой статуи. Выполненная им статуя Давида-победителя (Флоренция) явилась первой скульптурой эпохи Возрождения, не связанной с архитектурой, освобожденной от тесноты ниши и доступной обозрению со всех сторон. Создавая образ легендарно-го пастуха, победившего великана Голиафа, который для многих италь-янских городов-республик стал символом свободы, Донателло стремился приблизиться к великим образцам античной пластики. Его Давид представлен обнаженным, подобно античному герою. Еще ни один скульптор эпохи Возрождения не брал на себя смелость показать библейский пер-сонаж в таком виде.

Другое знаменитое творение Донателло - памятник мужественному военачальнику Эразмо ди Нарни по прозвищу Гаттамелата («Хитрая кош-ка»). Человек из народа, Эразмо силой ума, таланта стал творцом своей судьбы, сделался выдающимся государственным деятелем. И скульптор, сохранив портретное сходство, показал обобщенный образ человека но-вого времени, словно подтверждающий слова Петрарки: «Кровь всегда одного цвета. Благородным человек делает себя сам великими своими делами».

Еще более широким было обращение к античным традициям в архитектуре . Зарисовки и обмеры древнеримских сооружений, изучение трактата Витрувия, найденного в начале XV века, способствовали быст-рому вытеснению готических форм античными. Возрождается и творчески переосмысливается античный ордер, что внесло в архитектуру нового времени логическую соразмерность и гармоничность. Если готический собор уже в силу своих гигантских размеров трудно обозрим, то зда-ния эпохи Возрождения как бы охватываются единым взглядом. Их отли-чает удивительная пропорциональность.

Первый крупный памятник ренессансного зодчества - воздвигнутый Брунеллески купол собора Санта Мария дель Фьоре во Флоренции. В сво-их размерах он лишь немногим уступает куполу римского Пантеона, но, в отличие от него, опирается не на круглое, а на восьмигранное ос-нование.

Одновременно с сооружением купола Брунеллески руководит пост-ройкой приюта для сирот, Воспитательного дома . Это первое здание ренессансного стиля, очень близкое античным сооружениям по своему строю, ясности облика и простоте форм. Самое замечательное в нем - фасад, украшен-ный портиком в виде арочной лоджии. Портик разворачивается во всю ширину здания, создавая впечатление простора и покоя, и усиливая перевес горизонтальных линий. В итоге - здание, полностью противо-положное готическому стремлению ввысь. Новым является и отсутствие богатых скульптурных украшений, характерных для готических соборов.

Использованный в Воспитательном доме тип лоджии с полукруглыми арками и широко расставленными тонкими колоннами утвердился потом в архитектуре ренессансных палаццо .

Палаццо представляет собой городской дворец-особняк, где жили состоятельные люди. Обычно это трехэтажное здание, выходящее фасадом на улицу. По своему плану палаццо прибли-жались к квадрату, в центре которого был внутренний двор, обнесен-ный арочными галереями.

Живопись итальянского кватроченто начинается с Мазаччо (1401-1428, настоящее имя Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи). Мазаччо был одним из самых независимых и последовательных гениев в ис-тории европейского искусства. Как и многие другие художники этой эпохи, он работал в области монументальной живописи, которая выпол-нялась на стенах техникой фрески. Продолжив искания Джотто, Мазаччо сумел придать изображениям невиданную ранее жизненную достоверность.

Вершиной его творчества являются фрески капеллы Бранкаччи церкви Санта Мария дель Кармине во Флоренции. В них представлена история апостола Петра, а также библейский сюжет «Изгнание из рая», тракто-ванный с исключительной драматической силой.

Все в этих фресках полно особой внушительности, эпической мощи, героики. Все подчеркнуто монументально: художник словно не прорисовывает формы, а лепит их с помощью светотени, добиваясь почти скульптурной рельефности. Замечательным образцом творческой манеры Мазаччо может служить «Чудо со статиром» (повествование о чудесно найденной во рту рыбы монете, открывшей Христу и его уче-никам доступ в город Капернаум).

Судьба оборвала взлет гения на 27-м году жизни, но уже то, что он успел сделать, принесло ему славу основоположника нового искус-ства. После смерти Мазаччо капелла Бранкаччи стала школой всех по-следующих живописцев, местом паломничества.

Мазаччо, Брунеллески, Донателло были далеко не одиноки в своих исканиях. Одновременно с ними в различных городах Италии работало множество самобытных мастеров: фра Анжелико, Паоло Учелло, Пьеро делла Франческа, Андреа Мантенья.

К концу кватроченто характер устремлений итальянской живописи существенно меняется: изучение перспективы, пропорций отходит на второй план, в то время как на первый выдвигается изучение челове-ческой натуры. Вслед за литературой и поэзией живопись открывает напряженную жизнь души, движение чувств. Это способствует развитию портретного жанра, причем нового его типа, в трехчетвертном раз-вороте, а не в профиль, как раньше.

Художником, в чьем творчестве новые художественные идеи нашли наиболее гармоничное выражение, явился Сандро Боттичелли (1445-1510, настоящее имя Алессандро Филипепи).

Боттичелли - представи-тель флорентийской школы живописи. Он был близок двору Лоренцо Ме-дичи, талантливого политика и дипломата, блестяще образованного че-ловека, одаренного поэта, любителя литературы и искусства, который сумел привлечь к себе немало крупных гуманистов, поэтов, художников

Будучи связан с кружком флорентийских эрудитов, Боттичелли охотно опирался в своих работах на составленные ими поэтические прог-раммы. Навеянные античностью и ренессансной поэзией, они носили аллегорический характер. Особую роль в них играл образ Венеры, воплощения любви как высочайшего из человеческих чувств.

Венера - центральный образ прославивших Боттичелли картин: «Весна» и «Рождение Венеры». Именно в этих мифологических композициях, где царит любовь, расцвело загадочное очарование боттичеллевского идеала красоты. В этой красоте есть особая утонченность, хрупкая беззащитность. И вместе с тем в ней скрыта огромная внут-ренняя сила, сила духовной жизни.

То же богатство внутреннего мира человека открывают зрителю порт-реты художника: «Портрет ювелира», «Джулиано Медичи» и другие.

Глубочайшие личные переживания, связанные с общественной жизнью Флоренции конца XV века , определили высокий трагизм поздних работ Боттичелли: «Оплакивание Христа», «Покинутая».

В последней трети XV века наряду с флорентийской школой выдвига-ются художественные школы в Умбрии (Пинтуриккио), Венеции (Джентиле и Джованни Беллини, Карпаччо), Ферраре, Ломбардии, и все же ведущим культурным центром Италии остается Флоренция. Здесь в 1470-х годах началась творческая деятельность Леонардо да Винчи, здесь родился и вырос Микеланджело, завоевав славу первого художника созданием статуи Давида (в качестве символа Флоренции она была поставлена перед Двор-цом Синьории). Флоренция сыграла огромную роль и в творческом станов-лении Рафаэля, написавшего здесь обширную сюиту своих мадонн (когда он приехал во Флоренцию, там работали и Леонардо, и Микеланджело). Творчество этих гениальных мастеров, наряду с искусством Браманте, Джорджоне, Тициана, ознаменовало период Высокого Возрождения.

Медичи - семейство богатых банкиров, которым в XV веке, фактически, принадлежала власть во Флоренции.

народное восстание против Медичи, возглавленное доминиканским монахом Савонаролой, яростное наступление приверженцев Савонаролы на «греховную скверну» светской культуры, наконец, отлучение Саво-наролы от церкви и его смерть на костре.

Испытав сильное влияние Савонаролы, Боттичелли был потрясен его гибелью.

 


Читайте:



Как сделать пончики в домашних условиях

Как сделать пончики в домашних условиях

Пончики донатс, пышки, пампушки – как только не называют эту пышную и нежную выпечку! Существуют самые разные рецепты: пончики готовят с творогом и...

Рецепт: Торт "Добрынинский" - Очень вкусны песочный торт с заварным белковым кремом Пирог с белковым кремом сверху

Рецепт: Торт

Вот и зима постучала в окно. А, как известно, зима – время цитрусовых, которые в большом количестве и разнообразии наполнили прилавки магазинов и...

Необычные предметы отправленные в космос Что впервые было отправлено в космос

Необычные предметы отправленные в космос Что впервые было отправлено в космос

» собрал 26 удивительных фактов о космонавтике, которых вы, скорее всего, не знали. 1. Отцы современной космонавтики — «враг народа» и эсэсовец....

Йод. Свойства йода. Применение йода. Иод  Какова температура кипения железа плавления йода

Йод. Свойства йода. Применение йода. Иод  Какова температура кипения железа плавления йода

Все когда-нибудь пользовались спиртовым раствором йода, некоторые знакомы с ним из уроков химии. Кто-то сталкивался с нехваткой йода в организме, а...

feed-image RSS