Главная - Здоровье детей и взрослых
Я – концепция - психология. курс лекций. Общая характеристика «Я–концепции» в психологии

Введение

концепция психологический личность

В процессе познания окружающего мира человек пользуется системой внутренних средств: представлений, образов, понятий, среди которых важную роль играет представление человека о самом себе («Я-концепция» или «Я-образ») - о своих личностных чертах и качествах, способностях, мотивах. Представление о себе является продуктом самосознания. Но в то же время, оно способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию опыта, является источником ожиданий и установок. Таким образом, Я-концепция является и продуктом самосознания и, одновременно, существенным условием этого процесса.

Я-образ формируется под воздействием различных внешних влияний, которые испытывает индивид в процессе жизни в обществе. Наиболее важными являются для него контакты со значимыми другими, которые, в сущности, и определяют представления индивида о самом себе. На начальных этапах жизни практически любые социальные контакты оказывают на него формирующее воздействие, способствуют формированию Я-концепции. Однако с момента своего зарождения Я-концепция сама становится активным началом, важным фактором в интерпретации опыта. Таким образом, Я-концепция формируется под влиянием социальных контактов индивида, определяет восприятие этих контактов и всего опыта в целом, а также является источником ожиданий индивида.

Поэтому исследования в области самосознания имеют огромное значение для каждого индивида, т. к. позволяют наиболее глубоко изучить особенности собственной психики, и, возможно, решить какие-либо значимые проблемы.

На сегодняшний день существует немало исследований о зарождении Я-концепции, ее развитии и измерении. Разнообразие подходов, некоторые из которых являются достаточно противоречивыми, и недостаточность сведений об этом феномене обосновывают актуальность заявленной темы. Ведь человек издавна хотел знать кто он, почему он именно такой. В настоящее время к традиционным философским вопросам добавился еще один: «Почему я воспринимаю себя таким?».

Объект исследования: Я-концепция личности

Предмет исследования: структурные характеристики Я-концепции личности

Цель исследования : изучить структурные характеристики Я-концепции личности

Задачи исследования :

изучить теоретические подходы к пониманию Я-концепции в психологической науке;

выявить различные представления о структуре Я-концепции;

экспериментальным путем выявить, какие содержательные характеристики Я-концепции выделяет человек и как это связано с его самооценкой.

Гипотеза: Люди с различным уровнем самооценки различаются по представленности содержательных характеристик Я-концепции.

В процессе исследования использовались следующие методы :

теоретические (анализ психологической, педагогической, философской, социальной литературы в рамках избранной темы);

эмпирические;

методы обработки и интерпретации результатов исследования.

Структура работы состоит из двух глав, четырёх параграфов, введения, заключения и списка используемой литературы.

Глава 1. Теоретические подходы к изучению Я-концепции в психологической науке


.1 Понимание отечественных и зарубежных психологов сущности Я-концепции


Проблема Я-концепции привлекала и привлекает внимание многих авторов, однако, в различных работах она может опредляться как «образ Я», «когнитивный компонент самосознания», «самовосприятие», «самоотношение» и т. п.

Для начала необходимо определить, что же это такое - «Я-концепция»? Рассмотрим варианты, представленные в различных психологических словарях. Так, в психологическом словаре, редакторами которого выступили А.В. Петровский и М.Г. Ярошевский, мы находим следующее определение: «Я-концепция - относительно устойчивая, в большей или меньшей мере осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себt. В словаре под редакцией В.П. Зинченко и Б.Г. Мещеряков Я-концепция определяется как динамическая система представлений человека о самом себе, включающая: а) осознание своих физических, интеллектуальных и прочих свойств; б) самооценку; в) субъективное восприятие влияющих на собственную личность внешних факторов. Также, при анализе посвященной Я-концепции литературы, можно найти еще два ее развернутых определения. Первое определение принадлежит К. Роджерсу. Он утверждает, что Я-концепция складывается из представлений о собственных характеристиках и способностях индивида, представлений о возможностях его взаимодействия с другими людьми и с окружающим миром, ценностных представлений, связанных с объектами и действиями, и представлений о целях или идеях, которые могут иметь позитивную или негативную направленность. Получается, что Я-концепцию можно представить как сложную структурированную картину, существующую в сознании индивида и включающую как собственно Я, так и отношения, в которые оно может вступать, а также позитивные и негативные ценности, связанные с воспринимаемыми качествами и отношениями Я - в прошлом, настоящем и будущем. В другом определении, принадлежащем Дж. Стейнсу, Я-концепция формулируется как существующая в сознании индивида система представлений, образов и оценок, относящихся к самому индивиду. Она включает оценочные представления, возникающие в результате реакций индивида на самого себя, а также представления о том, как он выглядит в глазах других людей; на основе последних формируются и представления о том, каким он хотел бы быть и как он должен себя вести. Подобное определение даёт и М. Розенберг. Я-концепция - это рефлексивное Я, Я, видимое самим собой. Это совокупность мыслей и чувств индивида в отношении себя как объекта

Таким образом, обобщив эти на первый взгляд различные понимания, можно говорить о том, что Я-концепция - это устойчивая, но в тоже время изменяющаяся система, включающая в себя представления человека о самом себе и самооценку, на основе которых он строит свое поведение.

Составляющую Я-концепции, связанную с описанием себя, представлениями о себе, часто называют образом Я или картиной Я. Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, - самооценкой или принятием себя. Получается, что Я-концепция определяет не только то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем [Бернс, 2004].

Р. Бернс, выделяя в структуре Я-концепции содержательную и оценочную части, рассматривает ее как систему установок человека, направленных на себя самого. Применительно к Я-концепции три главных элемента установки можно определить следующим образом:

Когнитивная составляющая установки - образ Я - представление индивида о самом себе. Как элементы обобщенного образа индивида они отражают, с одной стороны, устойчивые тенденции в его поведении, а с другой - избирательность нашего восприятия.

Эмоционально - оценочная составляющая - самооценка - аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.

Потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия, которые могу быть вызваны образом Я и самооценкой. [Бернс, 2004].

Считается, что образ «Я» есть то, что определяет поведение. Данную позицию мы находим в трудах многих исследователей. Вот что пишет об этом, в частности, И.С. Кон: «От детства к юности и от юности к зрелости человек яснее сознает свою индивидуальность, свои отличия от окружающих и придает им больше значения, так что образ «Я» становится одной из центральных, главных установок личности, с которой она соотносит все свое поведение» [Кон, 1979]. «Я» - это активно-творческое, интегративное начало, кторое дает индивиду возможность не только осознавать себя, свои качества, но и сознательно направлять и регулировать свою деятельность. Автор отмечает, что сознание самого себя заключает в себе двоякое «Я»:

) «Я» как субъект мышления, рефлексивное «Я» - активное, действующее, субъектное, экзистенциальное «Я» или «Эго»;

) «Я» как объект восприятия и внутреннего чувства - объектное, рефлективное, феноменальное, категориальное «Я» или образ «Я», «понятие Я», «Я-концепция» [Кон, 1984].

И.С. Кон рассматривает возможность адекватного восприятия и оценки себя самого, в связи с проблемой соотношения главных функций самосознания - регуляторно-организующей и Эго-защитной. Для успешного направления своей деятельности и регулирования своего поведения субъект должен обладать адекватной информацией, как об окружающей среде и обстоятельствах, так и о состояниях и свойствах своей личности. Однако, иногда в целях поддержания самоуважения и сохранения стабильности образа Я Эго-защитная функция может приводить к искажению воспринимаемой информации. В результате такого искажения, на ряу с адекватными, у испытуемого могут появляться и ложные самооценки. [Кон,1978].

Эта идея, наравне с рядом других положений, лежит в основе теории Я-концепции Р. Бернса. Он отмечал, что «еще одна функция Я-концепции в поведении заключается в том, что она определяет характер индивидуальной интерпретации опыта. Два человека, столкнувшись с одним и тем же событием, могут воспринять его совершенно по-разному» [Бернс, 1989]. Однако здесь обсуждаемое положение расширено категорией восприятия. Имеется ввиду, что образ «Я» есть то, с помощью чего мы интерпретируем события нашей жизни. Бернс представляет нам данную идею следующим образом: «Я-концепция действует как своего рода внутренний фильтр, который определяет характер восприятия человеком любой ситуации. Проходя сквозь этот фильтр, ситуация осмысливается, получает значение, соответствующее представлениям человека о себе» [Бернс, 1989].

Обобщая данные положения, можно сказать, что образ «Я» есть то, с помощью чего человек осмысливает происходящее, и, на основе результата подобного осмысления, ведет себя некоторым образом, реагирует в соответствии со своим взглядом на ситуацию. В то же время, поведение есть то, что во многом влияет на саму Я-концепцию. То есть существует некоторый круг: образ «Я», формируемый на основе поведения, влияет на это самое поведение. Точнее, на образ «Я» воздействует не само поведение как таковое, а происходящее в окружающем мире в результате нашего поведения или сопровождающее его.

Целесообразно будет уделить внимание и другой стороне формирования образа «Я». Имеется в виду образ человека в глазах других людей, обратную связь и их влияние на развитие образа «Я». Этот процесс является частью вышеизложенного положения о взаимосвязи поведения и образа «Я». я концепция психологический личность

Влияние оценки других на восприятие человеком самого себя впервые обнаружил Ч. Кули. В 1912 году он разработал теорию «зеркального «Я». В основе этой теории лежит положение о том, что на восприятие человеком самого себя значительно влияет мнение данного человека о том, как его воспринимают другие. В дальнейшем данная теория находила свое отражение в работах большинства авторов, посвятивших свои работы Я-концепции. Основным ее положением можно считать то, что «главным ориентиром для Я-концепции является Я другого человека, то есть представление индивида о том, что думают о нем другие. «Я-каким-меня-видят-другие» и «Я-каким-я-сам-себя-вижу» весьма сходны по своему содержанию. Иными словами, человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие» [Бернс, 1989]. «Дж. Мид утверждал: человек только тогда становится подлинной личностью, когда относится сам к себе как к объекту, то есть относится к себе так, как к нему относятся другие люди. Наши взгляды на все объекты (в том числе на самый любимый объект наших мыслей - на себя) возникает из нашей способности видеть мир глазами других людей, понимать и поддаваться воздействию социальных символов» [Аллахвердов, 2000].

Структура феноменального «Я» зависит от характера тех процессов самопознания, результатом которых она является. В свою очередь, процессы самопознания включены в более широкие процессы общения человека с другими людьми, в процессы деятельности субъекта. От того, как будут поняты эти процессы и каким, следовательно, предстанет в исследовании сам субъект, носитель самосознания, зависят и результаты анализа строения его представлений о себе, его Я-образов, его отношения к самому себе. [Столин, 2006].

Развитое и дифференцированное позитивное самоотношение предполагает самоприятие одновременно в двух ценностно-смысловых позициях, модусах личности: в модусе активного самоэффективного, успешного Я и в модусе спонтанного, любящего, «теплого» Я. Парциальное или фрагментарное самоотношение реализуется посредством усечения одной из осей целостного самоотношения - аутосимпатии или самоуважения [Соколова, 1991].

Признание и принятие всех аспектов своего аутентичного Я в противоположность «условному самопринятию» обеспечивает интегрированность Я-концепции, утверждает Я в качестве мерила самого себя и своей позиции в жизненном пространстве. Внутренний диалог здесь выполнят функции прояснения и утверждения самоидентичности, а его конкретные формы, причины возникновения и мотивы указывают на степень гармоничности - противоречивости, зрелости самосознания. Психологические конфликты тогда становятся препятствием личностному росту и самоактуализации, когда прерывается, «расщепляется» взаимодействие, диалог Я-образов [Соколова, 1991].

Отношение личности к себе, возникающее как результат деятельности самосознания, является в то же время одним из фундаментальных ее свойств, значительно влияющих на формирование содержательной структуры и формы проявления целой системы других психических особенностей личности. Адекватно осознанное и последовательное эмоционально-ценностное отношение личности к себе является центральным звеном ее внутреннего психического мира. Это отношение создает его единство и целостность, согласовывает и упорядочивая внутренние ценности личности, которые она приняла в отношении самой себя [Чеснокова, 1977].

Эмоционально-ценностное отношение личности к себе возникает на основе переживаний, включенных в рациональные моменты самосознания. Разнообразные чувства, эмоциональные состояния, прережитые в разное время, в разных жизненных обстоятельствах в связи с размышлением о себе, понимание самого себя и т.д. составляют тот эмоциональный «фонд». Включаясь в самопознание, эта эмоциональная сфера самосознания на более или менее зрелом уровне развития делает его более тонким и совершенным и, включаясь в саморегуляцию поведения, обуславливает ее большую адекватность и дифференцированность.

Большая часть пережитого из области отношения личности к себе в свернутом виде переходит в сферу неосознаваемого и существует там в форме внутренних возможностей, эмоциональных резервов, потенций и актуализируется при определенных условиях, включаясь в эмоциональную жизнь личности в настоящем, создавая своеобразную апперцепцию ее эмоциональной жизни в будущем.


1.2 Структура Я-концепции и ее формирование


Анализ «Я-образа» позволяет выделить в нем два аспекта: знания о себе и самоотношение. В ходе жизни человек познает себя и накап¬ливает о себе различные знания, эти знания составляют содержатель¬ную часть его представлений о себе - его «Я-концепцию». Однако знания о себе человеку не могут быть небезразличны. То, что входит в эти знания, вызывают у человека эмоции (как положительные, так и отрицательные), оценки. Содержание знаний о себе станоится проедметом его более или менее устойчивого самоотношения [Бодалев, Столин, 2006].

Рассматривая структуру Я-концепции, Р.Бернс отмечает, что образ Я и самооценка поддаются лишь условному концептуальному различению, поскольку в психологическом плане они неразрывно взаимосвязаны. Образ и оценка своего Я предрасполагают индивида к определенному поведению; поэтому глобальную Я-концепцию можно рассматривать как совокупность установок индивида, направленных на самого себя [Бернс, 2004].

Идеальное Я - установки, связанные с представлениями индивида о том, каким он хотел бы стать [Бернс, 2004].

Столин отмечает, что анализ итоговых продуктов самосознания, которые выражаются в строении представлений о самом себе, Я -образе, или Я-концепции осуществляется либо как поиск видов и классификаций образов «Я», либо как поиск «измерений» (содержательных параметров) этого образа. Наиболее известным различением образов «Я» является различение «Я-реального» и «Я-идеального», которое присутствует уже в работах У. Джемса, З. Фрейда, К. Левина, К. Роджерса и многих других. Также известно предложенное У. Джемсом различение «материального Я» и «социального Я». Более дробная классификация образов предложена Розенбергом: «настоящее Я», «динамическое Я», «фактическое Я», «вероятное Я», «идеализированное Я» [Столин, 2006].

Идеальное Я складывается из целого ряда представлений, отражающих сокровенные надежды и стремления индивида, эти представления бывают оторваны от реальности. Согласно Хорни, большое расхождение между реальным и идеальным Я нередко ведет к депрессии, обусловленной недостижимостью идеала. Олпорт считает, что идеальное Я отражает цели, которые индивид связывает со своим будущим. Комбс и Соупер рассматривают идеальное Я как образ человека, которым индивид хочет или надеется стать, то есть как набор личностных черт, которые необходимы, с его точки зрения для достижения адекватности, а иногда и совершенства. Многие авторы связывают идеальное Я с усвоением культурных идеалов, представлений и норм поведения, которые становятся личными идеалами благодаря механизмам социального подкрепления, такого рода идеалы свойственны всякому индивиду [Бернс, 2004].

Идеальный образ, как и «сверх-Я», считается инстанцией, осуществляющей регулирующую функцию, ответственной за отбор поступков. Однако, ошибочно смешивать эти два понятия. «Сверх-Я» выполняет репрессивные функции, и оно лежит в основе чувства вины, тогда как посредством идеального образа осуществляется относительная оценка различных действий; возможно, что идеальный образ влияет на намерения, а не на действия. Можно соотнести это понятие идеального образа с тем, что Адлер называет целью или планом жизни [Фресс, Пиаже, 2008].

Реальное Я, будучи сильным и активным, позволяет принимать решения и брать на себя ответственность за них. Оно ведет к подлинной интеграции и здоровому чувству целостности, тождества. [Хорни, 1998].

Хорни отделяет актуальное, или эмпирическое Я от идеализированного Я, с одной стороны, и реального Я - с другой. Актуальное Я - всеохватывающе понятие для всего, чем является человек в данное время: для его тела и души, здоровья и невротичности. Актуальное Я - то, что имеет в виду субъект, когда говорит, что хочет знать себя, то есть хочет знать, каким является. Идеализированное Я - это то, чем субъект является в своем иррациональном воображении или чем должен быть согласно диктатам невротической гордости. Реальное Я - это «изначальная» сила, действующая в направлении индивидуального роста и самореализации. Реальное Я - это то, на что ссылается субъект, когда говорит, что хочет найти себя. Для невротиков реальное Я является возможным Я - в противоположность идеализированному Я, которое невозможно достигнуть [Хорни, 1998].

Ш. Самюэль выделяет четыре «измерения» Я-концепции: образ тела, «социальное Я», «когнитивное Я» и самооценку. Практически любой из образов Я имеет сложное, неоднозначное по своему происхождению строение [Столин, 2006].

Понятие «возможное Я» было введено в рамках анализа структуры Я-концепции как целостного образования. М. Розенберг и Г. Каплан, рассматривая идею многоуровневой организации Я -образов (строения Я-концепции), выделяют различные «планы функционирования» Я-концепции: план реальности, план фантазии, план будущего и пр., в том числе - и план возможности. «Возможное Я» - это представление человека о том, каким он мог бы стать. Оно не тождественно «идеальному Я», заданному социальными нормативами и требованиями, потому что включает в себя негативные самохарактеристики, оно отлично от «желаемого Я», непосредственно определяемого нашими мотивациями, так как включает в себя рефлексию моментов непроизвольности в саморазвитии [Белинская, 1999].

Более детально и в отрыве от идеи уровневого строения понятие «возможное Я» разработано в концепции Х. Маркус. Ею было введено понятие «рабочей Я-концепции» - Я-концепция в данное время и в заданном социальном контексте взаимодействия, часть Я, определяемого на микро- и макро-социальном уровне. Какие-то рабочие Я-концепции актуализируются чаще, какие-то - реже. Стабильность и изменчивость Я-концепции зависит от вероятности появления той или иной частной Я-концепции в ситуации конкретного социального взаимодействия. Эта идея «вероятности», определенной относительности самопроявлений определила появление категории «возможного Я» - согласно Маркус и Нуриус [Белинская, 1999], оно является экстраполяцией нашей текущей рабочей Я-концепции. «Возможных Я» столько же много сколко и рабочих Я-концепций. Они могут быть как негативными, так и позитивными. По Маркус и Нуриус «возможное Я» - это наши представления о том, чем мы станем в будущем, которые имеют мотивирующую функцию - образ себя успешного в будущем или представление о себе как о потенциальном неудачнике является предпосылкой для реального успеха или неудачи. Кроме того, сильные различия между текущей рабочей Я-концепцией и «возможным Я», является источником тревожных или депрессивных состояний [Белинская, 1999].

И.С. Кон психологические процессы и механизмы самосознания, способствующие формированию, поддержанию и изменению представления индивида о себе, обозначил термином «рефлексивное Я». Автор приводит модель рефлексивного Я, предложенную Розенбергом [Кон, 1984]. Компоненты рефлексивного Я, образующие его части, элементы, представляют собой существительные (отвечают на вопрос «Кто Я?») и прилагательные (ответ на вопрос «Какой Я?»). Структура этих компонентов строится по следующим критериям:

.По степени отчетливости осознания, представленности того или иного из них (компонентов) в сознании;

.По степени их важности, субъективной значимости;

.По степени последовательности, логической согласованности друг с другом, от чего зависит и последовательность, непротиворечивость образа Я в целом [Кон, 1978].

У каждой личности существует принцип организации восприятия и мышления, черт характера, способностей, воли, эмоций, установок, ценностей и т. д. в единое целое. Этот центр образует ядро человеческой личности и в различных психологических теориях называется «самость», «Я-концепция», «самосознание» и т. д. В зарубежной психологии наибольшее распространение получил термин «Я-концепция».

Я-концепция - это относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознаваемая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он относится к самому себе и строит свое взаимодействие с другими людьми.

Анализируя представления о структуре Я-концепции, можно выделить основные и более менее универсальные три компонента:

) когнитивный компонент - образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости, своего характера и т. д. (Я-реальное и Я-идеальное);

) эмоционально-оценочный компонент - переживание человеком своих представлений о себе, самооценка, самоуважение или самоуничтожение, себялюбие или любовь к другим и т.д.

) поведенческий компонент - действия, которые предпринимает человек, исходя из системы представлений о себе, социальные установки в отношении себя и окружающих

Возможность развивать систему представлений о себе (Я-концепцию) у человека возникает на основе способности к рефлексии, то есть благодаря самонаблюдению, самоанализу.

Глава 2. Исследование содержательных характеристик Я-концепции и самооценки личности


2.1 Методы исследования


Анализ «Я-образа» позволяет выделить в нем два аспекта: знания о себе и самоотношение. В процессе своей жизни человек познает себя и накапливает о себе знания, которые составляют содержательную часть его представлений о себе - его «Я-концепции». Однако знания о себе самом, естественно, ему небезразличны: то, что в них раскрывается, оказывается объектом его эмоций, оценок, становится предметом его самоотношения. Не все в этой системе ясно осознается человеком; некоторые аспекты «Я-образа» оказываются неосознанными, потому мы имеем достаточно сложно поддающееся исследованию образование.

Также, одни и те же по своему содержанию знания о себе у разных людей могут обладать различной субъективной значимостью.

Исходя из этого, задача нашего эмпирического исследования состояла в диагностике самооценки личности человека и в выявлении содержательных компонентов его Я-концепции. Целью данной диагностики стало определение уровня самооценки своей личности и выявление наиболее употребляемых человеком характеристик своего Я.

В соответствии с поставленными задачами для исследования когнитивного компонента самосознания, т. е представления человека о самом себе или «образа Я» использовался тест М.Куна и Т.Мак-Партленда «20 утверждений самоотношения». Для исследования эмоционального компонента самосознания, который является переживаемым отношением к себе в целом или к отдельным сторонам своей личности, использовалась анкета «Самооценки личности» С.А.Будасси.

В исследовании принимали участи 30 студентов разных ВУЗов города Волгограда.

На первом этапе мы провели исследование самооценки наших испытуемых. Анкета включала в себя 20 различных качеств личности, которые испытуемому необходимо оценить сначала в той степени, в какой они ему более нравятся, более значимы (20 - высший балл, 1 - низший балл). Затем нужно оценить эти качества относительно себя самого, в какой мере они присущи (от 20 до 1 балла). Далее, путем рассчета среднего значения и стандартного отклонения, выяснялся уровень самооценки испытуемого и происходило отнесение его результата к одной из трех групп: с низким, средним или высоким уровнем самооценки.

На втором этапе мы провели исследование когнитивной составляющей Я-концепции. Для это использовался вариант нестандартизированного самоописания с последующим контент-анализом.

Испытуемым предлагалось дать 20 различных ответов на вопрос «Кто Я?» в течение 12 минут.

Обработка теста проводилась методом контент-анализа. Контент-анализ- метод качественно-количественного анализа содержания текстов с целью выявления или измерения различных фактов и тенденций, отраженных в этих текстах.

В соответствии со стандартным применением контент-анализа обработка тестов проводилась в несколько стадий. Вначале были определены категории анализа - наиболее общие, ключевые понятия, соответствующие исследовательской задаче. Система категорий играет роль вопросов в анкете и указывает, какие ответы должны быть найдены в тексте.

Затем была выбрана единица анализа - слово, словосочетание или суждение и установлена еденица счета - частота их появления в тесте.

Были выделены 7 основных категорий утверждений Кто Я:

Обозначение «человек»

Физические характеристики

Социальные характеристики

Интересы

Личные качества

Сюда входит прямое указание половой принадлежности человека: мужчина, женщина, парень, девушка.

Включает описание физических данных, внешности. Например: блондинка, левша.

Здесь присутствует указание социальной идентичности человека -

семейной, групповой, гражданской, этнической, профессиональной. Например: муж, брат, парикмахер, гражданин.

Включает интересы и ценности человека. Например: автомобилист, дачница.

Отражает эмоциональную оценку личностных характеристик. Например: упрямая, увлекающаяся, душа компании.

Указывает на надличностный характер утверждения, интегративные характеристики, необычные переживания. Например: часть вселенной, воин света, космос.

2.2 Результаты эмпирического исследования


В результате диагностики и статистической обработки данных, полученных с использованием анкеты самооценки личности, было получено среднее значение самооценки 0,46 баллов со стандартным отклонением 0,6 баллов.

В соответствии с этими показатеями были выделены три группы испытуемых:

.С низким уровнем самооценки (результаты ниже среднего значения плюс стандартное отклонение);

.Со средним уровнем самооценки (показатели укладывались в область стандартного отклонения);

.С высоким уровнем самооценки (результаты выше суммы среднего значения и стандартного отклонения).

Следующим шагом мы проанализировали когнитивную составляющую у испытуемых этих трех групп. В результате обработки теста «20 утверждений самоотношения» методом контент-анализа были выделены 7 категорий утверждений Кто Я:

Обозначение «человек»

Физические характеристики

Социальные характеристики

Интересы, ценности

Личные качества

Экзистенциальные характеристики

В Таблице 2.1. представлено соотношение средних значений по категориям и процентное распределение категорий утверждений «Кто Я». Для наглядного представления данное распределение процентных показателей выражено в диаграмме Рис. 2.1.

Таблица 2.1 Процентное распределение между категориями ответов на вопрос «Кто я?» среди трех групп

Низкий уровеньСредний уровеньВысокий уровеньСреднее%Среднее%Среднее%1. Обозначение «человек»0.840,753,750,753,752. Пол0.552.750,753,750,633. Физические характеристики2.2511.250,954,750,753,754. Социальные характеристики9.7548.757,4537,255,2526,255. Интересы, ценности0.753.751,557,752,3511,756. Личные качества5.4527.258,341,510507. Экзистенциальные характеристики0.452.250,251,250,31,5

Рис. 2.1. Процентное распределение между категориями ответов на вопрос «Кто я?» среди трех групп


Как видно из таблицы 2.1. и рисунка 2.1., среди трех групп испытуемых, выделенных нами при сравнении уровней самооценки, наиболее явные различия присутствуют в представленности таких категорий, как «Социальные характеристики», «Личные качества», «Физические характеристики» и «Интересы, ценности».

Причем, у группы с низким уровнем самооценки, в большей степени прослеживается преобладание категорий «Социальные характеристики» и «Физические характеристики», чем у испытуемых со средним и тем более с высоким уровнем. Можно сделать вывод о том, что эти люди переживают выполнение своих социальных ролей как неудачное, что придает им особое значение. Например такие роли как друг или сын/дочь. Нехватка эмоциональных переживаний или напряженность в сферах, связанных с данной характеристикой, приводит к ее выделению как наиболее значимой. Тоже мы можем сказать и о «Физических характеристиках». Скорее всего отношение к собственному физическому образу вызывает у человека какое-то эмоциональное напряжение. Это не обязательно будет связано у него с недовольством своим внешним обликом, а, возможно, будет иметь более глубокий смысл в том случае, когда человек за физическими характеристиками воспринимает какие-то стереотипы. Например, высказывание «Я-блондинка» может содержать в себе отношение человека к стереотипу «Все блондинки глупые» и тем самым, вызывая некое эмоциональное напряжение, выводить данную характеристику как наиболее значимую.

У группы с высокими показателяи самооценки выше рассматриваемые категории наоборот, представлены в меньшей степени. Однако, более представленными, чем у других групп испытуемых, явились такие категории как «Личностные качества» и «Интересы, ценности». Возможно, это связано с тем, что другие характеристики не вызывают у этих испытуемых особого эмоционального отклика, поэтому не так представлены в их сознании. Наиболее актуальными для них являются «Личностные качества» и «Интересы, ценности». Именно они являются для этих испытуемых источником развития и самореализации, потому что по физическим и социальным характеристикам они считают себя достаточно адаптированными. С другой стороны, представления об уникальности своих личностных характеристик, которые испытуемые заявляют, могут являться источником высокого уровня самооценки.

Таким образом, мы можем говорить о том, что у испытуемых с разным уровнем самооценки, по-разному представлены выделяемые ими концепты «Образа Я». Различия в определении содержания собственной Я-концепции может отражаться и на ее оценочной составляющей.

Предполагая, что содержание Я-концепции отражается на самооценке человека, можно говорить о психологической поддержке людей с разными уровнями самооценки. Так, анализ выделенных человеком компонентов образа Я и расширение представлений о них, изменение фокуса самовосприятия, может привести к изменению самооценки, и, таким образом, к лучшей психологической адаптации и благополучию.

По результатам проведенного нами исследования когнитивной и эмоциональной составляющих Я-концепции личности можно говорить о том, что у людей с разными уровнями самооценки различные ее структурные компоненты представлены по-разному. Возможно такое различие в выделении характеристик образа Я связано с некоторой эмоциональной напряженность, вызванной ее реализацией, и за счет этого большей актуальностью этой характеристики для человека. Однако, для более точных выводов и подтверждения выдвинутых нами по результатам исследования гипотез, необходимо провести дополнительное исследование с применением статистических средств обработки результатов.

Заключение


Актуальность проблемы изучении Я-концепции не вызывает сомнений у психологов, педагогов и других специалистов. Как теоретическая проработка различных подходов к пониманию сущности Я-концепции так и практическое ее исследование могут стать источником новых знаний, которые смогут помочь на практике помогать людям достигать внутренней гармонии личности, находить ресурсы для развития, видеть и разрешать какие-проблемы. Нами был проведен анализ психологической литературы по проблеме Я-концепции, рассмотрен ряд подходов к рассмотрению ее сущности и структуры. В частности, мы рассмотрели идею Р. Бернса, который рассматривал Я-концепцию как сложную систему установок на себя и, в связи с этим, выделял такие ее компоненты как:

1. Когнитивная составляющая установки - образ Я

Эмоционально - оценочная составляющая - самооценка

Потенциальная поведенческая реакция

Также, было рассмотрено положение о том, что Я-концепция, формируясь в процессе жизнедеятельности человека под влиянием происходящих событий окружающей среды, сама одновременно является важным фактором детерминирующим поведение и восприятие человеком окружающего мира.

Реальное Я - установки, связанные с тем, как индивид воспринимает свои актуальные способности, роли, свой актуальный статус, то есть с его представлениями о том, каков он на самом деле;

Зеркальное (социальное) Я - установки, связанные с представлениями индивида о том, как его видят другие;

Идеальное Я - установки, связанные с представлениями индивида о том, каким он хотел бы стать.

В результате анализа психологических исследований Я-концепции нами было выдвинуто предположение о том, что люди с различным уровнем самооценки различаются по представленности содержательных характеристик Я-концепции.

Для проверки данного предположения мы исследовали когнитивный компонент самосознания с помощью теста М.Куна и Т.Мак-Партленда «20 утверждений самоотношения», и эмоциональный компонент самосознания с использованием анкеты «Самооценки личности» С.А.Будасси.

В результате проведенного исследования показали нам, что люди с различными уровнями самооценки определяют себя по разному. У людей с низким уровнем самооценки некоторые характеристики их Я-концепции представлены в большей степени, чем у людей с нормальным и средним уровнем, и наоборот, касательно других характеристик. Таким образом, можно говорить от о том, что подтвердилась и сама наша гипотеза, то есть у людей с различными уровнями самооценки содержательные характеристики Я-концепции представлены по-разному. Однако, по результатам нашего исследования нельзя говорить об одностороннем влиянии уровня самооценки на представленность тех или иных характеристик. Для этого необходимо будет продолжить изучение данной области и подвергать экспериментальной проверке выдвинутые нами в процессе интерпретации получившихся результатов предположения.

Список литературы

  1. Аллахвердов В.М. Сознание как парадокс. (Экспериментальная психологика, Т.1) СПб, 2000.
  2. Баклушинский С.А., Белинская Е.П. Развитие представлений о понятии социальная идентичность.//Этнос. Идентичность. Образование. М., 1998, с. 63-67.
  3. Башев В.В. Открытое действие взрослого // Журнал практического психолога. №2, 1999. С. 13-24.
  4. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1989.
  5. Джемс У. Психология. М., 1991, С. 34-53.
  6. Кон И.С. Психология юношеского возраста (проблемы формирования личности). М., 1979.
  7. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1975.
  8. Мясищев В.Н. Психология отношений. Избранные психологические труды. М. - Воронеж, 1995.
  9. Первин Л. Джон О. Психология личности: теория и исследования / Пер. с англ. М.С. Хамкочьян под ред. В.С. Мигуна. М., 2000.
  10. Перлз Ф.С. Внутри и вне помойного ведра. Перлз Ф.С., Гудмен П., Хефферлин Р. Практикум по гештальтерапии. Спб., 1995.
  11. Поливанова К.Н. Возраст: норма развития и метод // Журнал практического психолога, 1999 №2. с. 80-86.
  12. Похилько В.И. Когнитивная дифференцированность // Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М., 1987. с. 238-240.
  13. Психологический словарь / под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. М., 1996.
  14. Психологический словарь / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М. 1990.
  15. Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности. М., 1987.
  16. Харин С.С. Искусство психотренинга. Заверши свой гештальт. Минск, 1998.
  17. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. Спб., 1998.
  18. Элкинд Д. Предисловие. // Эриксон Э. Детство и общество. Спб., 1996.
  19. Эльконин Д.Б. избранные психологические труды. М.,1989.

Лев Толстой в статье «Верьте себе», опубликованной в 1906 г. в молодежном журнале, писал, адресуя слова юношеству: «Верьте себе, выходящие из детства юноши и девушки, когда впервые поднимаются в вашей душе вопросы: кто я такое, зачем живу я и все окружающие меня люди? И главный, самый волнительный вопрос: так ли я живу и все окружающие меня люди? Верьте себе и тогда, когда те ответы, которые представляются вам на эти вопросы, будут не согласны с теми, которые были внушены вам в детстве… Да, верьте себе в то великой важности время, когда в первый раз загорится в вашей душе свет сознания своего божественного происхождения. Не тушите этот свет, а всеми силами берегите его и давайте ему разгореться. В этом одном, в разгорании этого света, единственный великий и радостный смысл жизни всякого человека».

Я-концепция - так в психологии называют относительно устойчивую систему представлений человека о себе, сопряженную с оценкой себя и отношением к себе.

Я-КОНЦЕПЦИЯ не сводится только к осознанию своих качеств или совокупности самооценок. Ответ на вопрос: «Кто я такой?» - подразумевает не столько самоописание, сколько самоопределение: «Каким я могу стать, каковы мои возможности и перспективы, что я еще могу сделать в жизни? »

Составляющие Я-концепции

Я-концепция - это целостный, хотя и не лишенный внутренних противоречий образ «Я». Это, прежде всего, установка человека по отношению к себе самому, содержащая следующие компоненты:

1. познавательная составляющая - знания о себе, своих возможностях, способностях, свойствах, внешности, значимости для других людей;
2. оценочная составляющая (самооценка) - это эмоциональная оценка знаний и представлений о себе, с которой связаны самоуважение, самолюбие, самоуничижение и т. п.;
3. поведенческая составляющая - практическое отношение к себе, производное от первых двух компонентов, что проявляется, например, в стремлении повысить самооценку, завоевать уважение, развить способности и т. д. Я-концепция формируется под влиянием индивидуального опыта и опыта взаимодействия с другими людьми. Особенно важно и взаимодействие с близкими людьми, теми, чье мнение и отношение и чья оценка наиболее значимы для человека.

Российский император Петр III (1728-1762), царствование которого длилось всего 6 месяцев, вызывает у историков разноречивые оценки. С одной стороны, Петр III провел три важнейшие реформы: освободил дворянство от обязательной службы, положил начало обращению церковных земель в светские и ликвидировал Третью канцелярию — сыскное политическое ведомство.

С другой стороны, Петр III был человеком ограниченным, его интересы не простирались далее военных занятий. Он с детства представлял себя военным, открыто симпатизировал прусской армии, щеголял в прусском мундире. Однако как военный деятель не проявил себя ничем. Личность Петра III — яркий пример варианта, когда в структуре Я-концепции главным является идеальное «Я», т. е. представление человека о том, каким бы он хотел стать.

Развитие Я-концепции

Уже в первые годы жизни у ребенка начинает складываться представление о себе и отношение к себе на основе отношения к нему родителей, братьев и сестер. В дальнейшем значимыми становятся и оценки сверстников, воспитателей детского сада, учителей. Развиваясь под влиянием контактов с другими людьми, Я-концепция сама становится активным началом, важным фактором, на основании которого ребенок строит свои взаимодействия с другими людьми.

В подростковом возрасте Я-концепция развивается особенно интенсивно, причем важное место в ней начинает занимать оценка особенностей своей внешности, привлекательности в глазах сверстников. Подростки постоянно связывают себя с другими, часто испытывают тревогу и неуверенность в себе, нередко низко оценивают свою привлекательность и значимость в глазах взрослых и сверстников.

По мнению известного американского психолога Вирджинии Сатир, «все боли человека, его проблемы, а иногда недопустимо безобразная жизнь и даже преступления - все это результат низкой самооценки, которую люди не могли ни осознать, ни изменить ». Повышение самооценки через осознание своей самоценности, уникальности, неповторимости, а также стремление к самосовершенствованию - необходимые условия для благоприятного развития Я-концепции в подростковом возрасте.

Основные функции Я-концепция

По мнению психологов, Я-концепция имеет три основные функции в психической жизни человека:

1) способствует достижению внутренней согласованности, стабильности личности;
2) помогает интерпретировать, оценивать индивидуальный опыт;
3) определяет ожидания, представления человека о том, что должно произойти.

Третья функция является центральной. Человек, уверенный в собственной значимости, будет ожидать, что окружающие также высоко оценят его и будут относиться к нему соответствующим образом. Люди, сомневающиеся в своей ценности, считают, что другие не будут их высоко ценить, и ожидают проявлений пренебрежения по отношению к себе.

Структура Я-концепции

В структуре Я-концепции можно выделить:

1) реальное «Я» - представления человека о своих реальных возможностях, способностях, социальном статусе, т. е. о том, какой он на самом деле;
2) идеальное «Я» - представления человека о том, каким он хотел бы стать;
3) зеркальное (социальное) «Я» - представления человека о том, каким его видят другие люди.

«Я»-концепция понимается в психологии как устойчивая система обобщенного представления индивида о себе, как образ собственного «Я» (образ «Я»), который определяет отношение индивида к самому себе и другим людям. Другими словами, «Я»-концепция включает в себя всю совокупность знаний и представлений индивида о себе, эмоциональное отношение к своей личности, а также те формы поведения, которые обусловлены этими знаниями, представлениями и оценками.

Значительная часть вопросов, связанных с описанием этой системы (ее структурой, формированием и динамикой), еще подлежит дальнейшей разработке. Разночтения по ряду фрагментов «Я»-концепции таковы, что не имеет смысла подвергать их критике. Однако важность проблемы столь велика, что высшую степень актуальности приобретает ознакомление с уже имеющимися результатами исследований как основой для дальнейших разработок. Трудность изучения проблем «Я»-концепции заключена в наличии противоречий во внутреннем мире человека, в слабой осознанности им некоторых сторон своей личности. Характерно, что за последние 30 лет количество исследований и книг по проблематике «Я»- концепции более чем удвоилось.

Образ «Я» - это целостное представление человека о самом себе. Оно не сводится к простому осознанию своих отдельных черт и качеств. В образе «Я» более значимым моментом является не столько автобиографическое самоописание, сколько самоопределение: Кто я? Каков я? Чего я хочу? Что я могу? Каким я стану? От того, каким видит себя индивид (каков его образ «Я»), зависят его стратегии взаимодействия с другими людьми, его формы поведенческой саморегуляции, отношение к деловым партнерам и в целом его отношения с окружающим миром. Важно, что образ «Я» обусловливает отношение к себе, самоуважение, любовь к себе или, как говорят психологи, принятие себя. Любовь к себе не означает возвышение над окружающими. Наоборот, именно любовь К себе позволяет человеку любить других, оценивать их по достоинству. Об этом писал Э. Фромм: «Мое собственное «Я» должно быть таким же объектом моей любви, как и другой человек».

Образ «Я» обычно включает в себя:
- «Я» - реальное - как представление индивида о себе, каков он на самом деле;
- «Я» - идеальное - как его представление о своем желаемом образе;
- «Я» - зеркальное - как его представление о том, что о нем думают другие;
- «Я» - фантастическое - как представление индивида о том, каким он мог бы стать при благоприятном стечении обстоятельств и др.

Сложное взаимодействие всех этих сторон образа «Я» практически исключает возможность нахождения индивида в состоянии полного «психологического штиля», бесцельного существования и бездеятельности.

В отечественной психологии в структуре «Я»-концепции выделяют следующие компоненты:
- когнитивный, содержащий образ своей внешности, способностей, личностных качеств, своего статуса в коллективе и др.;
- эмоциональный, отражающий отношение к себе;
- оценочно-волевой, выражающий стремление индивида повысить свою значимость, социалыгую роль, авторитет и т.п.

Все эти компоненты формируются и развиваются в общении и деятельности. В рамках психологии личности особое значение имеет самосознание как высший уровень развития сознания. Символично, что фундаментальный курс «Общая психология» начинается и завершается понятием «сознание», охватывая все стадии его развития в онтогенезе человека.

Особой формой сознания является самосознание, где личность выступает как субъект и как объект познания. С помощью процесса самосознания человек познает себя и относится к самому себе. Самосознание характеризуется своим продуктом – Я-концепцией.

Я-концепция представляет собой развивающуюся систему представлений человека о самом себе и включает:

  • Осознание своих свойств – физических, интеллектуальных, характерологических, социальных и др.
  • Самооценку;
  • Субъективное восприятие влияющих внешних факторов на собственную личность.

Понятие Я-концепция появилось в 1950-е годы в русле гуманистической психологии. Её представители А. Маслоу, К. Роджерс, стремились рассмотреть целостное человеческое Я как фундаментальный фактор поведения и развития личности.

Первые теоретические разработки в этой области принадлежат У. Джемсу. Он разделил личностное Я на взаимодействующие Я-сознающее и Я-как-объект.

Я-концепцию определяют как совокупность установок, которые направлены на себя и выделяют три структурных компонента:

  1. Когнитивный компонент – это «образ Я». К нему относится содержание представлений о себе – ролевые, статусные, психологические характеристики. Независимо от того, истинны они или ложны, индивиду они кажутся убедительными – надежный, общительный, сильный и др.
  2. Оценочный компонент или эмоционально-ценностный. Включает в себя самоуважение, самокритичность, себялюбие, самоуничижение;
  3. Поведенческий компонент. Он характеризует проявления когнитивного и оценочного компонентов в поведении, в речи, в высказываниях о себе и др. Сюда можно отнести стремление повысить свой социальный статус, желание быть понятым, скрыть свои недостатки.

Все компоненты Я-концепции тесно взаимосвязаны, хотя и обладают относительно самостоятельной логикой развития. Единой схемы описания сложного строения Я-концепции в литературе пока нет.

Р. Бернс, например, представляет Я-концепцию в виде иерархической структуры, вершиной которой является глобальная Я-концепция. Она конкретизирует установки личности, имеющие различные модальности, на себя.

Далеко не всегда объективными бывают те качества, которые люди приписывают собственной личности и другие люди не всегда готовы с ними согласиться. Объективные на первый взгляд показатели, такие как рост, возраст, для разных людей могут иметь разное значение, которое обусловлено общей структурой их Я-концепции.

Я-концепция играет следующую роль:

  • Способствует достижению внутренней согласованности личности;
  • Определяет интерпретацию приобретенного опыта;
  • Является источником ожиданий относительно самого себя.

Человеку свойственно стремиться к достижению максимальной внутренней согласованности и для этого он готов предпринимать различные действия для восстановления утраченного равновесия. На основе представлений о себе человек строит не только свое поведение, но и интерпретирует собственный опыт. В этом плане Я-концепция действует как внутренний фильтр и определяет характер восприятия человеком любой ситуации. Ситуация, проходя через этот фильтр, осмысливается, получает значение, которое соответствует представлениям человека о себе.

Если между Я-концепцией и реальным поведением идет рассогласование, то это порождает страдания. Несмотря на то, что Я предполагает внутреннее единство, индивид фактически имеет множество «образов Я».

Людям свойственно желание иметь положительный «образ Я», отрицание собственного Я переживается всегда очень болезненно, потому что ассоциируется с такими чувствами как гордость или унижение.

Знание самого себя не может быть ни исчерпывающим, ни свободным от оценочных характеристик другими людьми и противоречий.

Я-концепция в различных теориях личности

До настоящего времени объем и содержание этого понятия остаются дискуссионными.

В исследование этого феномена большой вклад внесли Х.Ч Кули, Л.С. Выготский, Э. Эриксон, И.С. Кон, Р. Бернс, В.В. Столин и многие другие ученые.

Такие ученые как, Кули и Мид в начале XX века начали изучать Я-концепцию с позиций социологии. Данное направление стали называть «социальный интеракционизм», но еще задолго до них, в 1752 г. А. Смит говорил, что отношение человека к себе и его самооценка зависят от других людей. Свои собственные достоинства и недостатки можно увидеть, если опираться на их отношение. Поэтому не секрет, что человек судит о себе и своем поведении во многом так же, как думает, что судят о нем.

Развив теорию «зеркального Я» Мид и Кули в основу своей позиции поставили тезис о том, что развитие и содержание Я-концепции определяет именно общество.

Авторы индивиду ального подхода – Д. Сьюпер, Р. Эквайер, Д. Бугенталь – в основу своей теории поставили внутренние факторы становления Я-концепции. Представители психоаналитической школы предложили другой подход к изучению этого феномена.

Так, Э. Эриксон, опираясь на взгляды З. Фрейда, рассматривает Я-концепцию сквозь призму эго-идентичности, характер которой связан с особенностями культурной среды, окружающей индивида и его возможностями. Ученый описывает восемь стадий развития личности, которые напрямую связаны с изменениями эго-идентичности, указывает кризисы, возникающие на пути решения внутренних конфликтов, которые характерны для различных возрастных этапов. Подростковому и юношескому возрасту Эриксон уделяет особое внимание. Он говорит о механизме формирования Я-концепции как о бессознательном процессе в отличие от символического интерракционизма.

Нельзя не сказать о таком исследователе Я-концепции как Р. Бернс. В основу своей теории он положил взгляды Э. Эриксона, Д. Мида, К. Роджерса.

Его Я-концепция связана с самооценкой индивида. Это совокупность установок «на себя». Автор описательную составляющую Я-концепции называет образом Я или картиной Я, а составляющую, связанную с отношением к себе, он называет самооценкой или принятием себя. По его мнению, Я-концепция определяет не только то, что собой представляет индивид, но еще и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и каковы возможности развития в будущем.

Исследуя Я-концепцию И.С. Кон считает, что она входит в структуру личности в качестве установки и называет два свойства Я – дифференцированность и обобщенность, а также предлагает четыре закона, по которым конструктируется образ Я:

  1. Интеграция или система отраженного, зеркального Я. Суть сводится к тому, что образ Я формируется на основе других людей;
  2. Система социального сравнения. Сравнение настоящего с прошлым и будущим. Свои достижения сравниваются с притязаниями, сравнение себя с другими людьми. Формируется самооценка;
  3. Система самоатрибуции – приписывание себе определенных свойств;
  4. Система смысловой интеграции жизненных переживаний. С помощью интегрирования все предыдущие системы взаимосвязываются.

Я-концепция в отечественной психологии в основном рассматривалась в русле изучения самосознания. Данной проблемой занимались В.В. Столин, Е.Т. Соколова, С.Р. Пантелеев и др. Множество теорий в исследовании «Я» авторы делят на структуралистические – они рассматривают Я-концепцию как структуру, выполняющую определенные функции и функциональные – исследующие «Я» как часть психического опыта и структуру этого опыта.

При первом подходе «Я» будет сложно и многомерно, а при втором – едино и целостно.

Таким образом, в изучении Я-концепции в научной литературе существует множество подходов. Все они рассматривают проблему в тесной связи с самосознанием личности с различных теоретических позиций, которые порой противоречат друг другу.

Но тот факт, что Я-концепция является важной единицей развития личности и формируется под влиянием жизни человека, навряд ли можно оспорить.

Понятие Я-концепции появилось в 1950-е гг. в русле гуманистической психологии, представители которой стремились к рассмотрению целостного, уникального человеческого Я.

Зародившись в зарубежной психологической литературе, в последние десятилетия XX в. понятие «Я-концепция» прочно вошло в обиход отечественной психологии. Однако в литературе нет единой трактовки этого понятия, ближе всего по смыслу к нему находится понятие «самосознание». Соотношение понятий «Я-концепция» и «самосознание» до сих пор точно не определено. Часто они выступают как синонимы. Вместе с тем существует тенденция рассматривать Я-концепцию в отличие от самосознания как результат, итоговый продукт процессов самосознания.

Что же означает термин «Я-концепция», какой реальный психологический смысл в него вкладывается? Психологические словари трактуют Я-концепцию как динамическую систему представлений человека о самом себе. Английский психолог Р. Берне в книге «Развитие Я-концепции и воспитание» определяет Я-концепцию как «совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженную с их оценкой». Я-концепция возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный результат психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним изменениям и колебаниям психическое приобретение. Первоначальная зависимость Я-концепции от внешних влияний бесспорна, но в дальнейшем она играет самостоятельную роль в жизни каждого человека. Окружающий мир, представления о других людях воспринимаются нами сквозь призму Я-концепции, формирующейся в процессе социализации, но имеющей и определенные соматические, индивидуально-биологические детерминанты.

Каким образом происходит формирование Я-концепции индивида? Взаимосвязи человека с миром богаты и разносторонни. В системе этих взаимосвязей ему приходится выступать в разных качествах, в разных ролях, быть субъектом самых разнообразных видов деятельности. И из каждого взаимодействия с миром вещей и миром людей человек «выносит» образ своего Я. В процессе самонализа, расчленения отдельных конкретных образов своего Я на составляющие их образования - внешние и внутренние психологические особенности - происходит как бы внутреннее обсуждение с самим собой своей личности. Каждый раз в результате самоанализа, по словам С.Л. Рубинштейна, образ своего Я «включается во все новые связи и в силу этого выступает во все новых качествах, которые фиксируются в новых понятиях... он как бы поворачивается каждый раз другой стороной, в нем выявляются все новые свойства».

Так постепенно возникает обобщенный образ своего Я, который как бы сплавляется из многих единичных конкретных образов Я в ходе самовосприятия, самонаблюдения и самоанализа. Этот обобщенный образ своего Я, возникая из отдельных, ситуативных образов, содержит общие, характерные черты и представления о своей сущности и выражается в понятии о себе, или Я-концепции. В отличие от ситуативных образов Я Я-концепция создает у человека ощущение своей константности, самотождественности.

Сформировавшаяся в процессе самопознания Я-концепция в то же время не есть нечто раз и навсегда данное, застывшее, ей присуще постоянное внутреннее движение. Ее зрелость, адекватность проверяется и корректируется практикой. Я-концепция в значительной степени влияет на весь строй психики, мировосприятия в целом, обусловливает основную линию поведения человека.

Какова структура Я-концепции? Р. Берне (как и многие отечественные психологи) выделяет три составляющих в структуре Я-концепции: когнитивную, оценочную и поведенческую. Когнитивная составляющая, или образ Я, включает представления индивида о самом себе. Оценочная составляющая, или самооценка, включает аффективную оценку этого представления о себе. Поведенческая составляющая включает в себя потенциальные поведенческие реакции либо конкретные действия, которые могут быть вызваны знаниями о себе и отношением к себе. Такое деление Я-концепции на компоненты условно, на самом деле Я-концепция - это целостное образование, все компоненты которого, хотя и обладают относительной самостоятельностью, тесно взаимосвязаны.

Какую роль играет Я-концепция в жизни личности?

Я-концепция играет, по существу, тройственную роль в жизни личности: она способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию ее опыта и является источником ожиданий.

Первой, важнейшей функцией Я-концепции является обеспечение внутренней согласованности личности, относительной устойчивости ее поведения. Если новый опыт, полученный индивидом, согласуется с существующими представлениями о себе, он легко ассимилируется, входит в Я-концепцию. Если же новый опыт не вписывается в существующие представления о себе, противоречит уже имеющейся Я-концепции, то срабатывают механизмы психологической защиты, которые помогают личности тенденциозно интерпретировать травмирующий опыт либо отрицать его. Это позволяет удерживать Я-концепцию в уравновешенном состоянии, даже если реальные факты ставят ее под угрозу. Это стремление защитить Я-концепцию, оградить ее от разрушающих воздействий является, по мнению Бернса, одним из основополагающих мотивов всякого нормального поведения.

Вторая функция Я-концепции заключается в том, что она определяет характер интерпретации индивидом его опыта. Я-концепция действует как своего рода внутренний фильтр, который определяет характер восприятия человеком любой ситуации. Проходя сквозь этот фильтр, ситуация осмысливается, получает значение, соответствующее представлениям человека о себе.

Третья функция Я-концепции заключается в том, что она определяет также и ожидания индивида, т.е. представления о том, что должно произойти. Люди, уверенные в собственной значимости, ожидают, что и другие будут относиться к ним так же и, наоборот, люди, сомневающиеся в собственной ценности, считают, что они никому не могут нравиться, и начинают избегать всяких социальных контактов.

Таким образом, развитие личности, ее деятельность и поведение находятся под существенным влиянием Я-концепции.

 


Читайте:



Бим бом пародийная группа

Бим бом пародийная группа

- ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ КОНЦЕРТНОГО АГЕНТА 123 ШОУ. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ, КОНЦЕРТА. Концертно-праздничное агентство 123 ШОУ - заказ звезд юмора на...

Программа для расчета баланса водопотребления и водоотведения

Программа для расчета баланса водопотребления и водоотведения

При оборудовании холодного водопровода зданий или сооружений смывными кранами вместо смывных бачков следует принимать расход воды...

Фуросемид Мочегонные таблетки для спортсменов

Фуросемид Мочегонные таблетки для спортсменов

Препараты, ускоряющие вывод урины из организма, называют диуретиками . Эти лекарственные средства снижают способность к обратному всасыванию...

Повышенный тестостерон у мужчин: симптомы, причины и последствия

Повышенный тестостерон у мужчин: симптомы, причины и последствия

Тестостероном называется мужской половой гормон (один из андрогенов), который синтезируют железы внутренней секреции — мужские семенники и...

feed-image RSS