Главная - Дети 6-7 дет
Зураб Церетели: биография, лучшие работы, скандалы. Пять работ скульптора, о которых не велось горячих споров Церетели зураб константинович и усыновленные дети

Телеканал "360" вспомнил самые спорные работы скульптора.

Жириновского отлили из бронзы - прижизненный монумент политику подарили друзья, а изготовил его Зураб Церетели. Скульптор уже давно носит негласное звание главного "кремлевского ваятеля". При этом слава Церетели в стране и за ее пределами весьма неоднозначна. Телеканал "360" вспомнил спорные памятники Церетели, от которых отказались заказчики.

Петр в юбке

Фото: Евгения Новоженина/РИА Новости

Еще до установки в 1997 году многострадальный памятник вызвал много споров. По слухам, изначально на лодке красовалась статуя Колумба, и Церетели безуспешно пытался продать скульптуру США, Испании и странам Латинской Америки.

В дальнейшем, уже после установки, памятник Петру пытались передарить Санкт-Петербургу, но культурная столица от презента отказалась. Скульптуру даже пытались взорвать, но теракт удалось предотвратить по звонку анонима, и с тех пор доступ к Петру закрыт.

Кроме того, памятник уж очень не понравился обычным москвичам. Жители столицы устраивали пикеты, митинги, акции протеста, расклеивали объявления со словами "Вас здесь не стояло" и с просьбами демонтировать 98-метровую скульптуру первого российского императора с набережной Москва-реки.

А в 2008 году монумент вошел в список самых уродливых строений мира. Рейтинг был составлен по итогам голосования на сайте "Виртуальный турист".

"Луи", или "памятник жандарму"

У гостиницы "Космос" в Москве стоит еще один отказник - 10-метровый памятник лидеру французского Сопротивления. Монумент задумывался как подарок, однако Париж вежливо от него отказался. Но зато на открытие памятника Шарль де Голлю у "Космоса" в 2005 году приехал президент Жак Ширак, которому впоследствии сочувствовали многие французские СМИ.

Например "Le Figaro" опубликовала такую заметку: "… опустив руки и сгорбившись, возвышается косолапый генерал, больше похожий на пугало. Или на робота. Вся российская пресса уже вдоволь поиздевалась над памятником. Издалека его силуэт комичен. Один из журналистов, Дмитрий Кафанов, говорит, что памятник напоминает ему Луи де Фюнеса в фильме про жандармов. Но вблизи лицо генерала пугает, все муки ада сразу проносятся перед глазами… Некоторые сострадательные души, проходя мимо памятника, сочувствуют Шираку. Сможет ли он удержаться от смеха? Не обидится ли он? А вдруг такое совсем не лестное изображение героя, который 18 июня 1940 года призвал французов сражаться с нацистами, вызовет скандал? Или дипломатический инцидент? Русские обожают все драматизировать. "

"Слеза скорби"


"Размер имеет значение" - таким правилом Зураб часто руководствуется при исполнении работ. Бронзовую скульптуру с титановой каплей посередине художник отправил в Нью-Йорк в знак солидарности с трагедией 11 сентября. По замыслу автора монумент, символизирующий башни-близнецы, должен стоять на месте трагедии. Однако американцы увидели в этом творении совершенно другой символ.

Вот что пишет издание Hudson Reporter: "…монумент похож на гигантскую вульву и будет оскорбителен для женщин", "что-то среднее между шрамом и женским половым органом", "…в скульптуре используется банальный символ печали, и его банальность усугубляется большим размером".

Группа активистов написала петицию властям Нью-Йорка с просьбой не устанавливать сооружение на месте теракта. Власти навстречу жителям пошли, тогда Церетели предложил установить памятник городу Джерси-Сити, находящемуся на другом берегу Гудзона. Но и там от подарка отказались. В конце концов, творение удалось пристроить в соседнем с Нью-Йорком штате Нью-Джерси, и теперь оно красуется на заброшенном пирсе бывшей военной базы в устье реки Гудзон.

"Трагедия народов", памятник жертвам Беслана или шествие гробов

Колония 8-метровых жертв фашистского геноцида выходит из могил и направляется к Кутузовскому проспекту. Надгробные плиты на Поклонной горе вызвали ужас у москвичей и просьбы "перенести зомби куда-нибудь за музей". Поэтому памятник даже было решено передвинуть внутрь парка, подальше от глаз прохожих. Однако критики назвали эту скульптурную композицию "лучшей работой Церетели".

Гробами Зураб Константинович в последствие воспользовался еще раз, при создании памятника жертвам Беслана. По замыслу, ангелы из гробов возносят детей на небо. На пьедестале скульптуры разбросаны детские игрушки. Этот монумент ни у кого критики бы не вызвал, но пользователи интернета от души прошлись по сидящему на постаменте Буратино.

Загадки от Церетели

И напоследок предлагаем вам подумать над вопросами, которые возникают у многих, глядя на некоторые работы Зураба Церетели

Загадка от Церетели №1: как Георгий Победоносец нашинковал змея на чести тоненьким копьем?

Загадка от Церетели №2: Чем занимаются люди на фото

Загадка от Церетели №3: сколько будет котят?

человек поделились статьей

Грандиозный мастер, в котором соединяются таланты художника и организатора. Сальвадор Дали

Зураб Церетели, один из самых успешных и влиятельных художников и скульпторов мира, лауреат премии Пикассо, Герой социалистического труда, лауреат ленинской и государственной премий СССР, президент Российской академии художеств, директор Московского музея современного искусства, директор Галереи искусств Церетели.

Церетели - член Общественной палаты РФ с 2005 года, Президент Московского международного фонда содействия ЮНЕСКО, действительный член Грузинской академии наук, профессор Брокпортского университета, член академий ряда стран мира.

Зураб Константинович Церетели родился 4 января 1934 года в Тбилиси. В 1952 году поступил на живописный факультет в Тбилисскую академию художеств.

В 1958 году окончил академию и поступил на работу художником в Институт истории и этнографии Академии наук Грузии. Участвовал в разнообразных выставках. В 1964 году прошел курс обучения во Франции, где общался со знаменитыми художниками Пабло Пикассо и Марком Шагалом.

В 1965-1967 годах Церетели был главным художником - оформителем при строительстве курортного комплекса в Пицунде.

Одновременно к 1967 году, будучи руководителем артели, наладил массовое производство смальты для мозаичных работ. В 1970-1980 годы был главным художником МИД СССР. В 1970-1972 годах создал ряд мозаичных и витражных композиций в Тбилиси.

В 1979 году памятник работы Церетели "Наука, образование - миру" высотой около 20 метров был установлен в американском городе Брокпорт в штате Нью-Йорк.

Там же и в том же году была установлена монументальная композиция "Счастье детям всего мира".

По некоторым данным, Церетели должен был совместно с Пикассо сделать росписи здания ООН в Нью-Йорке, но этот проект так и не был реализован.

В 1980 году Церетели был главным художником Олимпийских игр в Москве. Также в 1980 году Церетели создал монументальную скульптуру "Человек и солнце" высотой около 80 метров в Тбилиси, а в 1982 году - монумент "Дружба навеки" в Москве, посвященный 200-летию Георгиевского трактата и вхождению Грузии в состав России.

С 1985 года начал работать над ансамблем "История Грузии" под Тбилиси. Закончил работу в 2003 году. В 1989 году монумент Церетели "Разрушить стену недоверия" был установлен в Лондоне, а в 1990 году монумент "Добро побеждает зло" появился в Нью-Йорке.

В 1995 году Церетели стал главным художником при создании Мемориального комплекса на Поклонной горе. Им был создан монумент Победы в виде памятника Георгию Победоносцу и стелы высотой 142 метра. В 1995-2000 годах Церетели участвовал в работе над воссозданием храма Христа Спасителя в Москве.

В 1997 году разработал общее дизайнерское решение обновленной Манежной площади и интерьеров торгово-рекреационного комплекса "Охотный ряд". Также в 1997 году на Москва - реке был установлен памятник работы Церетели "300 лет Российского флота" или "Петр Первый".

Его установка вызвала неоднозначную реакцию в обществе. Кроме того, в 1997 году Церетели был избран президентом Российской академии художеств. В декабре 1999 года добился открытия Московского музея современного искусства и стал его директором. В 2001 году открылась Галерея искусств Зураба Церетели.

В 2003-2010 годах Церетели установил множество памятников в Москве, других городах России и мира, в том числе памятники основателю академии художеств Ивану Шувалову в Санкт-Петербурге, княгине Ольге в Пскове, Оноре де Бальзаку в городе Агда во Франции, казаку Харько в Харькове на Украине, генералу Шарлю де Голлю в Москве, Александру Пересвету, герою Куликовской битвы, в Борисоглебске, президенту Чеченской республики Ахмаду Кадырову в Грозном, Папе Римскому Иоанну Павлу II в Плоэрмеле во Франции, бывшему премьер-министру Японии ИтироХатояме в Токио, московскую композицию "Жены декабристов.

Врата судьбы" и монумент памяти жертв теракта в Беслане, а также огромный медный заяц в Баден-Бадене. Кроме того, Зураб Церетели занимался оформлением новых станций московского метро - "Парк Победы" и "Трубная".

Также в 2006 году им был возведен монумент, посвященный борьбе с международным терроризмом, в городе Бэйон в штате Нью-Джерси, напротив места теракта 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке.

Разве есть сейчас человек на территории России и СНГ, который не знал бы имени Зураба Церетели? Разумеется, нет!

Но это и неудивительно, Зураб Церетели с таких размахом вошел в творческую жизнь СССР, с таким размахом пошел по своей карьерной лестнице, что бесспорно является результатом его таланта.

"Зураб Церетели - замечательный художник. Его произведения несут людям радость, счастье познания прекрасного.

Тематика его произведений разнообразна и увлекательна: это национальный фольклор, старинные легенды, были, грузинский орнамент, наша земля и подводное царство, наша современность.

Силой творческого таланта, безграничной фантазии и воображения он создает неповторимые произведения искусства. Они искрятся как бриллианты, переливаются всеми цветами радуги, сверкают как лучи солнца, павшие на землю.

Церетели прикладывает свои силы в объектах, которые очень важны людям. Церетели художник современный, работающий в тесной связи с архитекторами, и в этом одна из причин его творческого успеха, широкая масштабность и перспективность его творчества.

Синтез изобразительного искусства и архитектуры - это будущее нашего искусства. Я очень ценю художника Церетели, верю в него. Желаю ему долгой жизни и много, много творческой радости."

КОНЕНКОВ С. Т. русский скульптор

Известные личности о Зурабе Церетели

Пабло Пикассо:

"У этого молодого художника Зураба замечательное начало. Он прекрасно чувствует цвет, обобщает форму. Я вижу в нем будущего великого живописца.

В его работах хорошие традиции, полученные от Пиросмани. А Пиросмани был одним из тех, кто помог мне, когда я был молодым художником".Марк Шагал о З. К. Церетели:

“Браво! Браво!” "Живопись для Зураба Церетели - начало всех начал".

Аршигий (Августин Франсуа Гийя), почетный член Российской академии художеств (Франция). Мне была оказана высокая честь: я был избран почетным членом академии, чем горжусь невероятно. В те дни я сделал для себя удивительное открытие.

Оказывается, Москва и Париж как близнецы. Люди и тут и там очень веселые, любят говорить тосты, любят музыку. Самое большое впечатление на меня произвело творчество Зураба Церетели - многоликое и многогранное.Его работы абсолютно универсальны. Живопись удивительно красива и поэтична.

Николай Андронов, народный художник России.

Он (З.К.Церетели) - художник, вобравший в себя все парадоксы европейской культуры XX века.

В основе его творчества лежат христианские мотивы, что очень легко проследить. И еще одно - в работах своих, в своем восприятии мира художник остается ребенком. Вот эта "детскость", если можно так сказать, впрямую связана с еще одним, очень важным, на мой взгляд, аспектом его деятельности.

Зураб Церетели постоянно и много занимается благотворительностью, в основном, направленной на нужды детей - больных, сирот, в общем, несчастных детей, которым он старается помочь. Это тоже - неотъемлемая часть творческой личности.

Георгий Данелия, кинорежиссер.

Пытаться сегодня определить его место в живописи Грузии, России, да и в мировой живописи - бесполезно. Место, как правило,определяется потом, во времени. Объективно сегодня - это имя, довольно таки "раскрученное", как сейчас говорят.

Имя, которое вызывает споры. Это уже интересно - значит, в том, что он делает, есть что-то очень необычное. Потому что когда художник идет проторенным путем - споров нет, или все хвалят, или все ругают.

А если спорят значит есть поиск. Самое главное в его натуре и в его творчестве - то, что он может одновременно держать в руке очень много дирижерских палочек, и дирижировать сразу многими оркестрами, которые не фальшивят.

Илья Резник, поэт.

У Зураба Церетели колоссальная энергетика. Мне, например, "Чаплин" очень нравится, замечательная работа. Вот в этих ярких мазках, сочных - его страсть, его мужская сила, и она вся передается сюда, нам, особенно в его "цветочной серии". В этих картинах проявляется его уверенность в себе и любовь к людям.

Альфаро Сикейрос мексиканский художник - живописец о З.К.Церетели:

Я утверждаю, что он вошел в необъятные просторы искусства будущего, искусства, сочетающего скульптуру с живописью.Творчество Зураба Церетели вышло из национальных рамок и приобретает международное значение."

Из письма Сальвадора Дали Курту Вальдхайму. 1979 г.

"Благодарю Вас за предложение сделать росписи в ООН вместе с русским художником Зурабом Церетели. Это счастливое знакомство с грандиозным мастером, в котором соединяются таланты художника и организатора.

Это придает двойную энергию всем произведениям и начинаниям Зураба. Я думаю, что это будет профессиональный творческий конкурс. Зураб предложил нам на рассмотрение эскизный проект "Движение мира".

Современность темы, новаторское исполнение и необычный способ изобразительного решения этого проекта побуждает объявить одноименный конкурс, который дал бы возможность и другим художникам создать свои произведения и выразить свою точку зрения.

Из речи сенатора Эдварда Кеннеди на открытии композиции в Брокпорте "Счастье детям всего мира":

"Какой величественный и замечательный подарок!

Церетели отобразил красоту и мощь спорта. Советский Союз совершил прекрасную акцию, посвятив эти работы детям всего мира..."

Родился 4 января 1934 года в Тбилиси в семье грузинского интеллигента, сохранявшей старинные традиции. Его отец Константин Георгиевич (1903-2002) известен в Грузии как инженер-строитель. Заметное влияние на пытливого и восприимчивого ребенка оказал дядя, брат его матери известный живописец Георгий Нижерадзе. В его доме, где мальчик провел значительную часть своего времени, постоянно бывали крупнейшие деятели культуры, видные художники - Давид Какабадзе, Серго Кобуладзе, Уча Джапаридзе и многие другие. Они стали первыми учителями увлекавшегося изобразительным искусством юноши.Мать – Нижарадзе Тамара Семеновна (1910 – 1991), представительница знатного княжеского рода, как это и принято на Кавказе, всю свою жизнь посвятила воспитанию детей. Супруга – Инесса Александровна. Дочь – Елена. Внуки: Василий, Зураб, Виктория.

Зураб Церетели окончил живописный факультет Тбилисской академии художеств, работал в Институте истории, археологии и этнографии Академии наук Грузии.

В 1964 году обучался во Франции, где общался с выдающимися художниками П.Пикассо и М.Шагалом.

С конца 1960-х годов начал активно работать в области монументального искусства. Помимо России, его скульптурные произведения находятся в Бразилии, Великобритании, Испании, США, Франции, Японии и Литве.

В 2003 году за особые заслуги Зураба Церетели перед Российской Федерацией, президентом России Владимиром Путиным ему было дано российское гражданство.

За глыбу деньги

Как Зураб Церетели стал богатым художником

Деньги-«зурабки», московские казино, вагоны с медью и парк развлечений, в котором основательно развлёкся только один человек. Журнал «Деньги» разбирался, как скульптору Зурабу Церетели удаётся дарить городам памятники, в которых только бронзы на несколько сотен миллионов рублей.

Жители Санкт-Петербурга собирают подписи под петицией против установки в городе памятника Христу работы Церетели . Статуя была отлита скульптором в 2013 году, имеет высоту 33 метра – по числу прожитых Христом лет – и поначалу предназначалась в дар городу Сочи, но там не нашлось для неё места. Теперь Церетели утверждает, что изваял статую специально для того, чтобы подарить её Санкт-Петербургу, причём не одну, а в составе композиции из 17 работ, из которых 14 являются восьмиметровыми памятниками членам царской семьи Романовых.

Против Христа, превосходящего размерами даже памятник в Рио-де-Жанейро (он без постамента – всего 30 метров), высказалась не только светская общественность, но также представители дома Романовых и даже Русская православная церковь. Последняя сообщила, что в христианстве нет практики поклонения памятникам.

Журнал «Деньги», со своей стороны, обсуждать этические или художественные аспекты не берётся, но впечатлён стоимостью подарка. Опрошенные нами скульпторы подсчитали, что, по самым скромным расчётам, без логистики, монтажа и постаментов себестоимость 17 скульптур составляет 320 млн. руб . Щедро, учитывая, что всего месяцем раньше был установлен другой подарок Церетели людям – 92-метровый памятник Колумбу в Пуэрто-Рико. Тоже ведь, наверное, миллионов 150 потратил. Впрочем, биография самого успешного российского скульптора доказывает, что обеднеть, раздавая такие подарки, нельзя.

Перспектива быть бедным художником Зураба Церетели не увлекала никогда

Как Тициан

Много лет назад, отвечая на вопрос журналиста, Зураб Церетели говорил, что бедным художником он быть никогда не хотел, а хотел быть, например, как Тициан, которого «обожал весь венецианский сенат, вся Венеция, все императоры иностранные».

Как известно, Тициан был неприлично богат, устраивал роскошные балы в своём палаццо, а не попавшие на эти балы злопыхатели писали о нём как о «наиболее алчном из людей, когда-либо созданных природой».

Зураб Церетели, которого газета The Georgian Times в 2007 году включила в десятку самых богатых грузин в мире с оценкой состояния $2 млрд ., на самом деле преуспел больше Тициана: у него практически нет даже недоброжелателей. Благодаря своему обаянию и умению договариваться, он пережил в качестве «придворного» скульптора несколько поколений власти и не растерял своего.

Звание «грузинского миллионера» Зураб Церетели получил уже в 70-е, и есть прелестная легенда о том, что 50-рублевую купюру в это время в Грузии называли «зурабкой» , потому что мельче денег молодой скульптор не признавал. Состояние пришло к нему просто: рано возглавив монументальную секцию Союза художников Грузии, Зураб Константинович получил доступ к заказам на оформление главных партийных здравниц. Его скульптуры, а также мозаичные и декоративные панно украсили Гагры, Сухуми, Боржоми, Адлер, Сочи, Мисхор и Пицунду.

В Пицунде случился первый в его биографии скандал. Ходили слухи, что у ОБХСС МВД Грузинской ССР возникли претензии к скульптору: якобы смета работ была необоснованно завышена. А подвели Церетели бамбуковые шторы: по документам они были оформлены как уникальные художественные произведения.

Но всё обошлось: у Церетели довольно рано появились высокие покровители, среди которых были и первый секретарь ЦК компартии Грузинской ССР Эдуард Шеварднадзе , и Михаил Посохин , главный архитектор Москвы.

Дружба с последним, кстати, переросла в родство: дочь Церетели вышла замуж за сына Посохина, тоже не последнего человека в архитектурной среде Москвы. С 1993 года он возглавляет «Моспроект-2», который с лёгкой руки архитектурного критика Григория Ревзина в конце 90-х годов был прозван «придворной мастерской» мэра Москвы Юрия Лужкова. В «эпоху Лужкова», конечно, и началось превращение миллионера в миллиардера.

О том, что Церетели в начале 90-х имел отношение к двум московским казино, стало известно совсем недавно

Казино и медь

В середине июля этого года в Москве арестовали вора в законе Шакро Молодого (Захария Калашова), и в результате на свет всплыли многие истории. Одна из них касается Церетели. Как выяснилось, уже в середине 90-х годов он вместе с американцем грузинского происхождения Алексом Крейном и бывшим сотрудником Минобороны СССР Карленом Азизбекяном являлся совладельцем двух московских казино – «Кристалл» и «Голден Палас». Предполагается, что в 2000 году банда Шакро отобрала оба казино у предпринимателей, а юрист Церетели Владимир Духнов и Алекс Крейн были убиты.

К началу 90-х относится и ещё один «лихой» эпизод, приписываемый Церетели. Речь идёт о скульптуре Колумба – скорее всего, о том самом Колумбе, который только что счастливо укоренился в Пуэрто-Рико . В 1992 году он только начинал свой нелёгкий путь: Россия хотела подарить его США. В связи с этим Лужков просил Бориса Ельцина освободить от таможенных сборов материалы для композиции. Ваять Колумба предполагалось из бронзы .

Но работники таможни, вскрывшие вагоны, идущие с комбината «Уралэлектромедь» под Екатеринбургом, обнаружили там 85 тыс. тонн меди , что составляло 10% годового медного экспорта России. По факту контрабанды было возбуждено уголовное дело, но корыстного интереса Церетели следствие не обнаружило.

Через два года «дело о русской статуе» обсуждалось уже в Испании: фигуру Голиафа работы Церетели мэрия Москвы преподнесла в дар испанскому городу Марбелья. Некоторое время спустя член оппозиционной испанской Социалистической рабочей партии Исабель Гарсиа Маркес заявила, что на самом деле это был никакой не подарок. Мэра Марбельи Хесуса Хиля обвинили в том, что он заплатил за статую из бюджета около $1 млн ., но не напрямую. Лужков и Церетели якобы получили оплату земельными участками, которые скульптор позже обменял на апартаменты в коттеджном посёлке Лос-Гранадос.

Однако испанская газета El Mundo снова утверждала, что статуя – только вершина айсберга , а на самом деле это была ширма, под прикрытием которой из России контрабандой вывозились медь и бронза. Правоохранительные органы Испании возбудили по этим обвинениям уголовное дело, оно было не единственным против мэра Марбельи – всего он обвинялся по 70 уголовным делам. Через несколько лет «дело о русской статуе» было прекращено: материалы по делам Хиля были украдены, а испанский служащий, которого обвинили в краже материалов, погиб при загадочных обстоятельствах.

Попасть в «придворные скульпторы» Лужкова, несомненно, было большой творческой удачей Церетели. С Юрием Михайловичем у скульптора была не просто дружба, а тоже (как и с советским покровителем Посохиным) практически родство: Церетели является крёстным отцом его дочери Ольги, родившейся в 1994 году. Скульптор лично дважды ваял Лужкова: один раз – в образе дворника (по мнению Церетели, это очень символично, поскольку работа дворника схожа с работой мэра), второй раз – в образе спортсмена, одновременно играющего в футбол и теннис. Обе скульптуры стоят в галерее Церетели на Пречистенке.

Монумент Победы на Поклонной Горе в Москве. Установлен в 1995 году. Высота 141,8 метра (по 1 дециметру за каждый день войны)

Заказы в Москве – один масштабнее другого – сыпались на скульптора как из рога изобилия. Церетели руководил работами по созданию мемориального комплекса на Поклонной горе, участвовал в реконструкции Московского зоопарка, но больше всего, конечно же, запомнится москвичам тремя вещами – реконструкцией Манежной площади, возведением памятника Петру I и проектом воссоздания храма Христа Спасителя.

В отличие от предшественников (Колумб в Америке и Голиаф в Марбелье), монумент Петра I Москве был не подарен, он был изготовлен по заказу московского правительства. Неважно, что горожане от подарка всеми силами отпихивались. Из бюджета было уплачено 100 млрд . неденоминированных рублей ($16,5 млн .) за создание и установку памятника.

По поводу гонораров, запрошенных Церетели за работы мастеров по отделке храма Христа Спасителя, между ним и мэром пробежала первая кошка. Услышав запрошенную за работу сумму (для начала Церетели потребовал $1,2 млрд .), Лужков высказал готовность за такие деньги уволиться и лично залезть на леса с кисточкой.

Примечательна и история о том, как храм стараниями Церетели пытались отделать синтетическими материалами. Лужков заверил, что на мрамор для скульптур денег не пожалеют, однако Церетели стал продвигать идею использования материала декоративит, который прочие специалисты упорно называли пластиком.

Памятник Петру I на искусственном острове на Москве-реке. Установлен в 1997 году к празднованию 850-летия города. Высота – 98 метров

В случае с ХХС от пластика удалось отбиться: в оформлении использована главным образом бронза, зато эту идею удалось масштабно реализовать на следующем проекте – торговом комплексе «Охотный ряд» . Вообще-то изначально конкурс на реконструкцию Манежной площади выиграл архитектор Борис Улькин , который предлагал создать на площади целый город под землёй с музеем, театром, кинотеатром и детским игровым центром. Но потом Улькин из проекта каким-то образом пропал, и за него взялся «Моспроект-2» во главе с зятем Церетели .

В итоге, культурные заведения из проекта исчезли тоже, остался один торговый комплекс. По стоимости строительства он стал одним из самых дорогих в мире – квадратный метр обошёлся в $5 тыс ., чего не скажешь о его отделке: исторический декор «Охотного ряда» был выполнен из пластмассы.

После бала

Отношения Лужкова и Церетели стали портиться ещё до отставки мэра. В 2007 году московское правительство отобрало у Фонда детского парка чудес, учреждённого Церетели, 330 га земли в Нижних Мневниках. Участок фонду был выделен в 1994 году в бессрочное пользование для строительства «русского Диснейленда», но за 13 лет ни парка, ни инвесторов в проекте так и не появилось. Зато, как заявил в 2007 году заместитель главы Росприроднадзора Олег Митволь, на участке были построены бензоколонка, ресторан «Ермак», байк-клуб Sexton , цементный завод и рынок. При этом фонд, сдавая участки в аренду сторонним компаниям, пользовался льготами по налогу на землю. Налоговики требовали от него доплаты 800 млн. руб. налога , но фонду удалось оспорить это в суде.

Монумент «Рождение нового человека» в Севилье. Установлен в 1995 году. Высота 45 метров

Как писала газета «Коммерсантъ», Церетели собирался построить в Нижних Мневниках и торговый комплекс. Привлечь в проект скульптор намеревался крупнейших московских девелоперов – Года Нисанова и Зараха Илиева, владеющих, в частности, ТК «Европейский» и гостиницей «Украина». Церетели был связан с бизнесменами ещё по строительству «Европейского»: скульптор выступал соучредителем ЗАО «Киевская площадь» (доля в 12%), которое являлось заказчиком и инвестором строительства торгового комплекса.

Для застройки Мневников в 2005 году было создано ООО «Город чудес»: согласно данным СПАРК, Фонд детского парка чудес выступал его совладельцем, а Год Нисанов – гендиректором.

Реализовать планы партнёры не успели, а вскоре московская эра Церетели и вовсе закончилась: в 2010 году Лужков был снят с формулировкой «в связи с утратой доверия». Церетели, в отличие от своего покровителя, ни доверия, ни состояния не утратил.

Он остаётся владельцем нескольких зданий в Москве. Так, скульптор занимает несколько зданий на Большой Грузинской. Дом под номером 15 ещё в 90-х был передан ему под жильё и мастерскую. Соседние строения (под номерами 1 и 3), которые числятся за Музеем современного искусства, созданным «под Церетели» ещё при Лужкове, также находятся в собственности скульптора. Принадлежат ему и три других здания музея – на Петровке, в Ермолаевском переулке и на Тверском бульваре.

Памятник «Слеза скорби» в городе Байонн в США. Установлен в 2006 году в память жертв 11 сентября. Высота 30 метров

Общественное движение «Архнадзор» несколько лет назад нашло у Церетели особняк в Волковом переулке – в историческом здании незаконно велась реставрация. Тем не менее, по данным «Архнадзора», сегодня она почти завершена.

У скульптора также обнаружились здания в Товарищеском переулке и на улице Брянской – городские власти судились с Церетели из-за того, что в первом случае он незаконно провёл реконструкцию, а во втором незаконно построил ювелирный магазин, аптеку и кафе, хотя участок был предоставлен всего лишь в аренду.

Столичные власти подали в суд на Зураба Церетели

Более подробную и разнообразную информацию о событиях, происходящих в России, на Украине и в других странах нашей прекрасной планеты, можно получить на Интернет-Конференциях , постоянно проводящихся на сайте «Ключи познания» . Все Конференции – открытые и совершенно безплатные . Приглашаем всех просыпающихся и интересующихся…

Любое произведение искусства неизбежно несет на себе отпечаток времени, в которое оно создается.
Ладо Гудиашвили писал: «В одном я твердо убежден – искусство не может существовать вне конкретного времени. Каким бы крупным ни являлось произведение, как бы высоко ни была его башня, прочен фундамент и первые этажи, оно должно пребывать в том времени, в котором создается. Другого не дано, и потому искусство вечно. Его формы, мысли, которые оно несет, – лишь выражение бытия времени, его неотъемлемые черты».
Впоследствии образы произведений каждой эпохи составят культурное наследие общества, но прежде превратятся в символ своего времени, оказывая влияние на сознание современников, сохраняя и пополняя их историческую память.

Монументальное творчество Зураба Церетели – не исключение. Мастер создает памятники и монументы, скульптурные группы и композиции, посвященные жертвам трагических событий современности – войн, терроризма, выдающимся современникам – деятелям искусства, культуры и науки, историческим личностям и фактам, которые вызывают наибольший интерес нашего времени. Ведь историческая память – это не навсегда ушедшая в прошлое история человечества, не растворившиеся в небытии события и люди, а то, что присутствует и действует в нашей жизни постоянно, на подсознательном уровне.
С этой точки зрения, его скульптурное творчество можно разделить на две части – портретную скульптуру и произведения, рожденные вечными для человечества темами. Данное исследование посвящено портретным образам, созданным Церетели, которые тематически можно объединить по следующим позициям: история Российской государственности, образы святых и галерея «Моя современники». В основе их общего фундамента лежат вопросы морали и нравственности. Портретные образы, созданные скульптором, объединяет повышенное внимание общества к судьбам и характерам конкретных личностей.

1. История Российской государственности в портретах

Скульптурной серии работ Зураба Церетели, посвященной истории России в лице ее правителей IX–XX веков, принадлежит особое место. Серия исполнена в форме бронзовых бюстов и портретных статуй. Кульминационная точка пристального внимания художника к истории Грузии и России – его двух родных сторон, о чем говорилось ранее, по времени почти совпала с невероятным всплеском интереса к отечественной истории. «Почти», потому что Церетели, верный только собственному мироощущению, не ждал этой волны. С 1980 годов он постепенно создает сначала пластическую сюиту «Правители России» в форме бюстов-герм , а затем полномасштабные портретные изображения и скульптурные композиции, посвященные представителям династии Романовых, 400-летие которой отмечалось в 2013 году. Сам скульптор отзывается об этой работе так: «У меня была потребность высказаться. Я почти тридцать лет делал скульптурную серию "Правители России" и "История Грузии". И сейчас я закончил. Это не так просто. Это есть тот профессиональный крик, который я пережил…»

Сегодня мы видим, как в этих пластических летописях отразился дух нашей эпохи, как в них прозвучала тема, серьезно волнующая общество все эти годы, – возвращение исторической памяти нации, возвращение к своим истокам.

Композиция состоит из двух бронзовых фигур: юного императора и его матери, - водруженных на круглые высокие подиумы. По брусчатой мостовой азартно бежит маленький Петр со шпагой в руке, вполоборота оглядывающийся на шествующую позади него царицу Наталью, урожденную Нарышкину. Сын словно настойчиво зовет ее за собой, призывая присоединиться к нему. Император изображен еще мальчуганом, но вся его фигура выражает безудержное стремление к движению вперед. Его энергичный бег передан настолько живо, что, кажется, герой может оступиться с подиума, на котором установлена его фигура. Напор и энергия в движении Петра подчеркивается резким контрастом динамики его фигуры и статикой фигуры его матери. Ее образ уподоблен образу России конца XVII столетия – огромной неповоротливой империи, возглавить которую будет суждено Петру.

Фигуру Натальи Нарышкиной Церетели трактует как сказочную боярыню, абсолютно закрытую от посторонних глаз. Он располагает фигуру царицы строго фронтально и одевает ее в длинное, по моде XVII века, «глухое» платье, орнаментированное богатым узором, сверху укрывает ее столь же богато изукрашенной накидкой без рукавов, стянутой пряжкой на груди, и укутывает шалью ее головной убор. Статуя царицы выглядит безмолвным произведением искусства, безучастным к происходящему вокруг. В такой одежде едва можно передвигаться, и она стоит словно застывший кокон диковинной бабочки. Ее надо лишь разбудить, встряхнуть, чтобы она показала себя во всей красе. По сути, скульптор создал аллегорию патриархальной Руси – красивой, богатой, непонятной для соседей, застывшей в дремотной спячке. Пройдет совсем немного времени, и ее разбудит Петр. Глубокое постижение исторических событий помогло автору достичь высокого художественного обобщения образа. Все детали скульптурной композиции «Детство Петра» тщательно проработаны. Смоделирован выразительный облик будущего императора, мимика его лица, жесты, детали костюма, а также удивительный образ его матери, олицетворяющий родину будущего реформатора.

Говоря о скульптурной серии «Правители России», нельзя не сказать о памятнике «Святая равноапостольная великая княгиня Ольга, покровительница Пскова» – один из трех монументов на тему Российской государственности, установленных в России в реальной городской среде. Памятник был сооружен в 2003 году к 1100-летию Пскова. С именем великой княгини Ольги, которая в Пскове почитается как его основательница, связано первое упоминание города в летописи в 903 году. В силу обстоятельств вставшая во главе огромного, еще формирующегося государства, княгиня вошла в историю как великая созидательница государственной жизни и культуры Киевской Руси. Именно Ольге выпала честь сделать выбор, который определил последующую судьбу России, – она первой из династии Рюриковичей приняла христианство. Впоследствии великая княгиня была причислена Русской Православной Церковью к лику святых как равноапостольная.

Монумент характеризуется лаконичностью и сдержанностью. В пластическом решении образа святой скульптор выразил запечатленный в национальной памяти величественный образ женщины с несгибаемой волей и высоким чувством собственного достоинства, несокрушимым мужеством и подлинно государственным умом. Фигура решена строго и монументально. Сохраняя реальные черты, образ Ольги подчеркнуто условен – она стоит, в одной руке держа меч, а другой – опирается на щит. Фигура установлена на высоком гранитном постаменте с широким многоступенчатым основанием, что обеспечивает, с одной стороны, масштабную соразмерность монумента, а с другой – создает визуальную опору для тех нравственных ценностей, которые олицетворяет образ великой княгини.

Охватывая взглядом портретную галерею правителей России, созданную Зурабом Церетели, в смысловом аспекте напрашивается параллель с памятником «Тысячелетие России» М.О.Микешина в Великом Новгороде. Монумент Микешина был призван «благовестить потомкам о героическом прошлом России» за прошедшее тысячелетие. В нашем случае скульптор ограничился образами правителей страны, продемонстрировав свое желание познакомить современников с теми, чьи деяния и судьбы в разные исторические эпохи не всегда оценивались объективно, порой замалчивались или искажались, но вершили судьбы родины.

2. Образы святых - повествование об утраченных нравственных ценностях

Вопрос сохранения нравственных ценностей – один из тех, которые сегодня волнуют многих. В свое время Михаил Аникушин, размышляя о творчестве скульптора, отмечал: «Есть вечные человеческие ценности, есть благородные традиции – надо напоминать о них людям неустанно. Только так искусство воспитает гражданственность и высокую духовность» . Подобный подход к творчеству характерен и для Зураба Церетели. Словно вторя эстетике классицизма, мастер создает произведения, проникнутые высоким нравственным идеалом, совершенствующим человека, воспитывающим в нем гражданские добродетели, преданность родине. Ведь в конечном счете главная задача художника – увидеть то, чего не смогли увидеть другие, и рассказать об этом так, чтобы и другие на это обратили внимание.

С этой точки зрения, интересны два монумента работы Зураба Церетели, установленные в поселке Борисоглебск Ярославской области. Речь идет о памятниках двум инокам Борисоглебского монастыря – святому Александру Пересвету и святому преподобному Иринарху Затворнику. Первый памятник, установленный в 2005 году, был создан скульптором в честь 625-летия Куликовской битвы. Александр Пересвет – легендарный монах-воин, получивший благословение самого Преподобного Сергия Радонежского на участие в Куликовской битве вместе с воинами Димитрия Донского и павший в единоборстве с татарским богатырём Челубеем. Русская Православная Церковь причислила инока Пересвета к лику святых. Второй памятник, установленный годом позже, в 2006-м, посвящен Иринарху Затворнику – монаху Борисоглебского монастыря, благословившего гражданина К.Минина и князя Д.Пожарского возглавить народное ополчение для освобождения Москвы в 1612 году. В Борисоглебске имя святого Иринарха почитается издавна. В возрасте 30 лет он принял иноческий постриг в Борисоглебской обители, здесь же впоследствии упокоились и мощи святого.

Эти два памятника вполне можно назвать парными. Как это не может показаться странным для творческого метода Зураба Церетели, в данном случае скульптуры объединяет схожесть пластического решения – фигуры святых в монашеском одеянии даны в полный рост, фронтально к зрителю. Александр Пересвет держит в одной руке копье, в другой – крест, словно передает благословение Преподобного Сергия Радонежского ныне живущим, за кого сам он сложил голову на поле брани. Святой Иринарх изображен с покрытой головой – отличительный элемент одеяния монаха-затворника, его правая рука приподнята для благословления. Каждый памятник имеет высоту 3,2 метра, включая гранитный постамент, на который он водружен. В пластической трактовке образов святых проявилось пристрастие автора к игре светотени, создаваемой глубокими складками одежды, что оживляет позы фигур, придавая им динамику. Но главное, что объединяет эти памятники, – это идея. Оба они посвящены двум важнейшим для сохранения Российской государственности событиям в отечественной истории – битве с татаро-монгольским войском Мамая в 1380 году на Куликовом поле и освобождению Москвы от польско-литовских захватчиков силами народного ополчения в 1612 году. «Очень хочу, чтобы люди полюбили свою историю» , – говорит Церетели. Во всяком случае, благодаря подобным памятникам мы хотя бы вспоминаем историю своей страны.

Сохранение исторической памяти – лишь одна сторона неустанной деятельности «безмолвного проповедника», по выражению митрополита Филарета (Дроздова). Второй, не менее важный, – это разговор со зрителем о вершинах человеческого духа через образы подвижников, чьи отличительные характеристики – высокие нравственные качества, гражданская доблесть, истинный, а не квасной патриотизм.

В современную эпоху отсутствия авторитетов, тех, кого принято называть «совестью нации», образы святых оказались чуть ли не единственными, не подверженными девальвации примерами для подражания. Поэтому в творчество Церетели естественно и логично вошли образы тех, кого издавна называли подвижниками. Два памятника одному из самых почитаемых святых на Руси – Святителю Николаю Чудотворцу работы скульптора установлены в итальянском городе Бари, 2003, и в поселке Хаапсала Выборгского района, 2002. Монумент святому князю Олегу Рязанскому сооружен в Рязани, 2007. Монументальные портреты двух патриархов – Святейшего Патриарха всея Руси Алексия II и Святейшего и Блаженнейшего Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II в 2009 году украсили внутренний дворик Музея современного искусства РАХ на Гоголевском бульваре.

О памятниках равноапостольной Нине , Георгию Победоносцу и великой княгине Ольге говорилось выше. Летом 2013 года в греческом городе Верия, в котором проповедовал апостол Павел, был открыт монумент святому. Скульптура, представляющая фигуру апостола , истонченного трудами и постами, с босыми ногами, но со взором убежденного праведника, прижимающего обеими руками к груди Священное писание, не оставляет равнодушным. Контраст между вдохновенным лицом человека, уверенного в благодатной силе проповедуемого им учения, и тщедушным босоногим телом, облаченным в свободный хитон, создает эмоциональное напряжение, заставляющее зрителя остановиться. Нарочитая простота в трактовке образа одного из величайших миссионеров христианства лишь приближает к нему зрителя. Внимание приковывает Вечная Книга, прижатая к груди. В образах святых скульптор видит примеры духовного величия и, ощущая запрос времени, повествует о них зрителю. При этом воображение автора, знание, насколько это возможно, историй жизни святых позволили ему создать иллюзию близкого знакомства с изображаемыми героями.

Как пишет М.А.Чегодаева, «особое внимание стоит обратить на то, что собственно религиозные работы Церетели ни стилистически, ни пластически не отличаются от его “светских” произведений, составляют с ними единое художественное целое».

Одна из недавних работ скульптора, в которой он обращается к образу святых, – памятник Папе Римскому Иоанну Павлу II , открытие которого состоялось в Париже в октябре 2014 года. Наш современник, многократно прославленный своими делами добра и благотворительности, своей невероятной скромностью, миротворческими инициативами, Папа Иоанн Павел II был причислен католической Церковью к лику святых. Как бы это ни показалось странным, но автором первого памятника Папе Иоанну Павлу II во Франции стал не католик, а православный: монумент работы Церетели был открыт в городе Плоэрмель в 2006 году.

«После открытия памятника в Плоэрмеле, – рассказывает скульптор, – представители Польской католической Церкви во Франции обратились ко мне с просьбой создать памятник Иоанну Павлу II для установки в Париже. Статуя Иоанна Павла II установлена во дворике Собора Парижской Богоматери. Фигура возвышается на гранитном основании, общая высота монумента составляет 3,2 метра. В этом священном для французов месте никогда не было установлено ни одного памятника. Это большая честь для меня. Памятник передан в дар от российского народа, о чем сообщает надпись на основании монумента».

Понятия нравственности, долга, достоинства занимают особое, почетное место в системе мировоззрения Зураба Церетели. И эта черта – одна из тех, которые позволяют говорить не только об историзме мышления художника, но о монументальном историзме. Рассматривая жизнь человека с позиции вечности, мастер четко выделяет самое важное и значимое для его благополучного существования на земле – сохранение духовности, приверженность многовековым нравственным ценностям. Поэтому в стремлении сделать собственные размышления более понятными для зрителя скульптор в своем творчестве выходит из портретного образа в символический. В данном случае пластической метафорой обозначенной темы является памятник «Русская Правда» , установленный в 2001 году в городе Когалым Ханты-Мансийского автономного округа. Скульптурную композицию образует столп из увражей. На корешке каждого четко выгравировано название: «Великие Четьи-Минеи», «Житие Преподобного Сергия Радонежского» и «Житие Александра Невского», «Повесть о Петре и Февронии Муромских», «Хронограф», «Сказание о битве новгородцев с суздальцами», Никоновская и Троицкая летописи, «Сказание о Мамаевом побоище», «Задонщина», «Слово о полку Игореве»… В свое время каждая из этих книг олицетворяла веху в русской истории, но сегодня лишь узкий круг специалистов знаком с большинством из них. И хотя эти труды посвящены историческим событиям, по мнению З.К. Церетели, они служат не только источником информации о происходившем столетия назад. С течением времени они трансформировались в рукописный свод нравственных постулатов, которые помогали русскому народу сохранять государственную независимость, строить великую державу.

Создав метафорический образ вечных категорий, мастер призывает современников учиться на примере великих предков, включая в их число мудрых правителей, собиравших Россию по крупицам – удельным княжествам и потом стоявших не на жизнь, а на смерть за ее единство; героев, положивших свои жизни на Куликовом поле против полчищ Мамая; храбрых и мужественных новгородцев, не раз отбивавших атаки суздальцев, стремившихся подчинить себе независимый Великий Новгород. В число образцов высокой нравственности и духовности страны художник включает всех святых, жития которых из века в век передают «Четьи-Минеи», и в первую очередь – наиболее почитаемых в народе Сергия Радонежского и Александра Невского. Повторим: отсутствие идеала высоконравственного современника, способного объединить своих сограждан, – серьезная проблема для России сегодня. Художник это чувствует наиболее остро.


В поисках метафорических образов вечных ценностей и высоконравственных принципов Зураб Церетели продолжает обращаться к прошлому и создает еще одну монументальную композицию, посвященную верности, долгу, любви. Иначе говоря, важнейшим ценностным ориентирам человека во все времена, но представляющим серьезный дефицит сегодня. Речь идет о скульптурном произведении «Жены декабристов . Врата судьбы » (2008, Музей современного искусства РАХ). Дюжина женских фигур, некоторые с детьми, стоят перед наглухо запертой массивной дверью с крошечным зарешеченным оконцем. Героиня в центре композиции, находящаяся ближе остальных к заветной двери, держит в руках икону Богоматери с младенцем. На лицах изящных молодых женщин в красивых платьях – смирение, обрученное с решимостью не оставлять возлюбленных мужей чего бы им это ни стоило, несмотря на условия жизни каторжников, суровый климат и т.п. Это памятник женской жертвенности, решимости круто изменить свою судьбу ради тех, кого любишь. Пока «врата судьбы» не распахнулись, у героинь есть возможность передумать, вернуться из далекой и холодной Сибири в привычный Петербург, но, похоже, малодушных среди них нет.

3. Галерея «Мои современники» - пластическая симфония о высоте и силе человеческого духа

Для Зураба Церетели существуют ориентиры и в сегодняшней жизни, представленные им в виде образов, знаковых для своего времени, представителей искусства – писателей и поэтов, музыкантов, танцовщиков и певцов, актеров и режиссеров, художников... Скульптурный цикл с традиционным названием «Мои современники» был начат в 2000 году и продолжает пополняться сегодня, насчитывая в настоящее время почти полусотни скульптур в бронзе. Часть из них представляет собой крупные горельефы, часть – полномасштабную портретную скульптуру, в том числе композиции с включением монументальных деталей, выполненных в технике эмали. Паоло Трубецкой, создатель одного из сильнейших по эмоциональному воздействию в русском искусстве памятника императору Александру III в Петербурге, говорил: «Без портретности не может быть памятника, а без символа – произведения искусства». Этому утверждению вторит портретная галерея «Мои современники» в трактовке Зураба Церетели.

М.А.Бурганова пишет в своей монографии о монументальной скульптуре России XX века: «В 1970-1980 годы и в станковой, и в монументальной скульптуре одним из ведущих жанров становится портрет творческой личности. Жизнь писателя, поэта, художника, музыканта осмысляется как явление сомасштабное истории и даже как факт самой истории». В 1990-2000 годы эта тенденция не только продолжается, но и усиливается, что обусловлено снятием запретов на имена многих деятелей искусства, не лояльных к советской власти, и привлечением к ним повышенного внимания общества. Зураб Церетели не остался в стороне, начав создавать пластический цикл «Мои современники». Несколько слов о том, кто входит в круг портретируемых. Открывают цикл горельефные портреты поэтов и писателей Серебряного века – А.Ахматовой, М.Цветаевой, А.Блока, О.Мандельштама, И.Бунина...

Уже этот факт говорит о том, что концепция скульптора с самого начала предполагала создание портретной галереи знаменитых деятелей искусства не только из образов личных знакомых и живущих непосредственно в одно время с автором, но гораздо шире – галереи фигур, символизирующих русскую культуру XX столетия. Ту сферу, которой Россия, быть может, внесла наибольший вклад в общемировую кладовую цивилизации. С ее представителями, жившими и творившими на протяжении одного столетия русской истории, скульптор связывает свои глубокие размышления о судьбах современной России, о живой перекличке столь разных времен в пределах одного XX века, о нравственных проблемах, в частности о проблеме долга личности перед своей страной. М.Аникушин не сомневался, повторяя вслед за В.Мухиной: «По современным произведениям в будущем станут судить о нашей эпохе, и мы не имеем права забывать об этом». Церетели, сам – представитель эпохи, не мог допустить, чтобы безжалостное время стерло в памяти стремительно меняющегося мира имена выдающихся личностей, его современников по XX веку. Сам скульптор признается: «Стараюсь как можно больше расширить серию “Мои современники”, сохранив впечатление о тех, кого знал лично. Образ великого человека, его внутреннее состояние для художника очень важен…»

Свойственное творчеству мастера синтезирующее начало ярко проявилось в построении горельефных образов. Здесь скульптор соединяет портретное изображение модели с символом, использует атрибуты, связанные с ее профессиональной деятельностью, активно задействует пластические возможности фона горельефа, вплоть до изменения фактуры его поверхности, что тоже превращает этот фон в символ. Часто этот прием автор сочетает с элементами летризма (что характерно и для его памятников в городской среде) и включает фрагменты конкретных литературных произведений, иногда – высказываний героев в фон горельефа. Эти тексты играют большую роль в восприятии образа, мгновенно напоминая зрителю о творчестве и даже судьбе модели. Категория судьбы в контексте рассмотрения персонажей, выбранных скульптором, чрезвычайно важна. Это относится и к представителям Серебряного века, и к непосредственным современникам автора – А.Вознесенскому, Р.Нуриеву , М.Плисецкой, Е.Светланову… Этим людям с мировой известностью и славой довелось немало претерпеть за право найти, отстоять и сохранить свою индивидуальность как художника и как личности. На наш взгляд, прежде всего об этом – о верности своему таланту вопреки обстоятельствам – и ведет речь Зураб Церетели, о духовной стойкости и нравственном мужестве гениальных людей.

Одновременно каждый портрет цикла воспринимается и как обобщение отличительных особенностей, нравственного и общественного содержания времени, которому принадлежит герой. Скульптор пробуждает историческую память зрителя, заставляя задуматься о причине выбора того или иного персонажа для своего произведения, хотя со многими из них он просто дружил или дружит. Ведь истории жизни и творчества героев Церетели, а значит, и их портреты, содержат реальный урок для современности. Скульптор обращается к таким представителям XX века, чей жизненный опыт может многое сказать человеку сегодня, отвечая на его сокровенные вопросы и духовные поиски. В то же время цикл «Мои современники» вполне можно рассматривать и как исповедь автора – откровенный рассказ о том, как мастер представляет себе судьбу художника, что думает о его способности к самопожертвованию во имя таланта, об умении сохранить преданность своему призванию, не утратив своего творческого «я». Общее ощущение от всех работ цикла можно описать одним словом – вдохновение. Именно вдохновение исходит от задумчиво-грустного С.Есенина, мудрого Е.Светланова, снисходительного Ю.Любимова, артистично-спокойного А.Вознесенского, ироничного О.Табакова, взволнованного А.Блока… Так что цикл «Мои современники» прочитывается зрителем пластической поэмой Церетели о вдохновении, одновременно вызывая гордость за принадлежность к нации, подарившей миру созвездие знаменитостей, обогативших мировую культуру в самых разных областях.

Церетели сам принадлежит к звездному поколению творческих людей, вышедших на отечественную сцену искусства в 1960 годах, поэтому и включает в серию «Мои современники» свой барельефный автопортрет. Благодаря этому работы, вошедшие в серию, слагаются не только из исторического знания скульптора, но и из причастности к эпохе, прежде всего к ее культуре и искусству. Расширяя круг изображенных до представителей русской культуры начала XX столетия, Зураб Церетели провозглашает преемственность русского искусства на протяжении всего прошедшего века вплоть до нынешнего, объявляя, в том числе, и себя преемником этого величайшего культурного наследия. Перед зрителем встает образ эпохи, характеризующийся достоверностью, исторической точностью. Хочется особо отметить, что скульптор обратился к образам представителей всех видов искусства – изобразительного, музыкального, литературы, архитектуры, театра и кино…, что многое говорит об интересах автора, о питательных истоках его творчества.

Стоит подчеркнуть, что скульптурная поэма «Мои современники» – портретная, многие из моделей, по словам автора, ему позировали, например, Вознесенский, Башмет, Дементьев , Спиваков, Айтматов, Волчек… С кого-то, прежде чем приступить к лепке, скульптор делал наброски во время выступлений, как, например, с Ростроповича, Солженицына… и тогда эти сеансы не являлись в привычном смысле слова сеансами. Так, помимо концертных выступлений М.Ростроповича Зураб Церетели делал с музыканта наброски и во время заседаний ЮНЕСКО, на которых присутствовали и модель и художник в ранге послов Доброй воли этой организации. На выручку приходила и прекрасная зрительная память: скульптор до сих пор с благодарностью вспоминает Иосифа Шарлеманя – одного из своих учителей в Академии художеств в Тбилиси, учившего студентов рисовать по памяти. Конечно, приходилось пользоваться и иконографическими материалами.

На вопрос, чьи портреты было создавать труднее всего, художник отвечает: «Трудно было почти все портреты создавать. Я хотел передать внутреннее состояние этих людей – не люблю перерисовывать. Я создаю портреты тех, чье творчество мне созвучно и кого я люблю. Например, мои близкие друзья – Вознесенский, Евтушенко, Айтматов, Дементьев… Свое отношение к ним я могу выразить только через искусство, поэтому создал их образы».

В каждом скульптурном портрете зритель видит, прежде всего, портретное сходство с портретируемым. Помимо этого автор обязательно включает в образ отдельные детали, характерные только для конкретной модели, которые делают портрет ярче и глубже. Одновременно скульптор оставляет пространство для участия зрителя в восприятии образа. Диалог этот всегда различен – в зависимости от степени «подкованности» зрителя, но он обязательно присутствует. М.А.Чегодаева обращает внимание на особенности реализма скульптур Зураба Церетели: «Совсем как живые, они лишены каких-либо следов натурализма – их нет ни в скульптурном образе апостола Павла, ни в памятниках Папе и Патриарху, как нет в скульптурных портретах артистов, писателей, политических деятелей. Их “натуральность” – это своего рода “сверхреализм”, то, что в 1920-е годы Таиров, Волошин, Замятин называли “неореализмом”, “мистическим”, “фантастическим” реализмом. Герои Зураба Церетели, и ныне живущие, и ушедшие – кто совсем недавно, кто столетия назад, пребывают в некоем непреходящем временном пространстве; они бессмертны, воскрешены силой искусства».

Говоря о пластических средствах создания образа в портретном цикле, любопытно отметить следующую деталь. Одним из элементов горельефа порой выступает образ родного города скульптора – Тбилиси. Так, этот прием используется в горельефах, посвященных поэтам конца XX столетия – Б.Ахмадулиной и Б.Окуджаве . В первом случае для поэта, не раз воспевшего красоту Тбилиси, пьедестал образует колонна, почти погруженная в рельеф, составленный из громоздящихся друг на друга типичных грузинских домиков. Во втором – череда домишек словно лавиной спускается по крутому горному хребту, окружая поэта, который родился в Тбилиси. Этот прием, используемый скульптором, отражает давнюю тесную связь литературных кругов Грузии и России. Вспоминая Тбилиси 1920 годов (тогда – Тифлис), Л. Гудиашвили писал: «Тбилиси – город с большими поэтическими традициями. Правда, поэтические кафе утратили во многом свой прежний колорит, но все же жизнь здесь шла интересная, напряженная. Продолжались диспуты, вечера, встречи, в которых принимали участие и грузинские, и русские писатели. Ведь многие русские поэты получили в Тбилиси свое первое крещение и теперь их, словно магнитом, тянуло сюда» .

Имена С.Есенина, В.Маяковского, О.Мандельштама , К.Бальмонта, Б.Пастернака, Н.Заболоцкого, Н.Тихонова и других русских поэтов оказались навечно связанными с Тбилиси, с Грузией, в которой они обретали новые источники вдохновения, а последующее поколение литераторов сохранило эту традицию. И Зураб Церетели, многократно в своем искусстве прославлявший любимый город, не мог не обратиться к его образу даже в портретном цикле, когда это уместно. Подобное пластическое разнообразие, несомненно, расширяет возможности представления портретируемого и активизирует историческую память зрителя.

Некоторые горельефы, о которых говорилось выше, послужили основой для рождения портретных статуй цикла «Мои современники». Так, образы В.Высоцкого, И.Бродского, Р.Нуриева, М.Цветаевой были созданы сначала в горельефе, а потом переработаны в увеличенном масштабе, превратившись в полном смысле слова в монументальные скульптуры, которые зритель имеет возможность обойти и рассмотреть со всех сторон. Некоторые из них установлены в реальной среде: памятник М.Цветаевой ныне украшает эспланаду французского городка Сен-Жиль-Круа-де-Ви (2012), памятник В.Высоцкому сооружен в городе Покачи Ханты-Мансийского автономного округа (2012). Другие статуи, входящие в цикл, были созданы как самостоятельные произведения. Это статуи М.Ростроповича, О.Табакова, Н.Михалкова, В.Гергиева, А.Солженицына.

Как уже отмечалось, скульптор широко использует в портретной галерее атрибуты и символы, усиливающие психологическую характеристику портретируемого и отсылающие зрителя то к творчеству модели, то к ее судьбе. По мнению А.Золотова, это связано с особенностями восприятия модели художником: «Присущая работам Зураба Церетели и ему самому как художнику поэзия восприятия реальности и устремляет к символу избранный объект изображения и может “вывести” его из сферы художественного любования в иную сферу – психологически убеждающего “распознания” человеческой сущности героя».

Много писали, например, о памятнике В.Высоцкому: поэт с гитарой, с которой он никогда не расставался в жизни, из-за спины которого «выглядывают» образы златоглавых храмов и коней из наиболее популярных песен артиста. Или о памятнике И.Бродскому, половину фигуры которого скульптор представил в одежде зэка, а вторую – в одежде Нобелевского лауреата. Чего стоит горельеф, посвященный Владимиру Спивакову, который предстает с «бабочкой» на обнаженном торсе с мускулистыми руками и невероятно вдохновленным лицом, и само произведение воспринимается как гимн «каторжному» труду музыканта! Автор отзывается о портрете В.Спивакова следующим образом: «Это уникальный музыкант. Он же занимается спортом! Народ должен об этом знать. Поэтому я сделал его портрет с обнаженным торсом, но с “бабочкой” как знаком принадлежности к артистическому миру». Подобные ёмкие детали-характеристики говорят невообразимо много каждому, кто знаком с историей жизни этих выдающихся личностей.
Памятник А.Солженицыну – особенный, не похожий на других. В нем нет атрибутов, связанных с его деятельностью как писателя, или правозащитника, или историка. В нем отсутствуют метафоры и аллегории, наталкивающие зрителя на некие параллели и ассоциации с жизнью и творчеством этого уникального человека. Этот памятник сам является символом – символом вечной боли за родную страну. Именно так, на наш взгляд, Зураб Церетели понял и средствами пластики передал жизнь Александра Исаевича, подняв образ реальной личности до значения символа.

В конце своей «Автобиографии», изложенной по просьбе Нобелевского Комитета в 1970 году, А.Солженицын написал: «Даже событий, уже происшедших с нами, мы почти никогда не можем оценить и осознать тотчас, по их следу, тем более непредсказуем и удивителен оказывается для нас ход событий грядущих». Эти слова, прежде всего, относятся к самому Александру Солженицыну, к тому, что означает для нашей страны его явление в русской философии, истории, литературе, нравственности, да и просто к его явлению как мужественного и цельного человека. В скульптурном портрете работы Зураба Церетели А.Солженицын изображен в погребальном саване. Его земная жизнь висела на волоске от смерти слишком много раз, он неоднократно становился жертвой разных обстоятельств, в том числе самой Истории. Длинная рубаха с глухим воротом, ниспадающая с плеч, создает образ величайшего смирения, сосредоточенности и тишины при колоссальной внутренней напряженности – жизни духа, будто «материя и тело не напоминали о себе». Большую роль в портрете играют руки. Как говорит скульптор, «я очень старался поймать его характер – как он руками разговаривал. У каждого человека искусства есть какая-то особенная деталь… присущая лишь ему одному».
Почти соединенные, но так и не сомкнувшиеся пальцы рук А.Солженицына усугубляют ощущение напряженной внутренней работы, глубокая морщина на лбу – знак непреходящей боли за родину.

«Это фигура Художника – художника-проповедника, художника-мыслителя, художника духовного склада» . Ощущение, что этот великий человек продолжает болеть за судьбу страны даже за чертой жизни и смерти… Статуя наполнена глубочайшим внутренним содержанием, в ней отчетливо просматривается эмоциональный подход скульптора к судьбе модели.
В стремлении создать наиболее развернутый портрет героя – не только его внутренней сущности, жизни его души, но и характеризующий его творческую деятельность, особенно когда речь идет о собратьях по профессиональному цеху, скульптор свободно экспериментирует в области новейших техник и технологий, насыщая новыми элементами синтезирующий метод своего творчества. Хорошо известен интерес мастера к технике эмали, в которой Церетели работает с конца 1970 годов, и поиски в области которой развивает по следующим направлениям: увеличение числа цветовых тональностей, соединение ювелирного искусства эмали с монументальной формой, переход от плоскостности к объемно-пространственным структурам и выход эмальерного произведения в реальную среду.

Символично, что впервые скульптор включил монументальные картины в технике перегородчатой эмали в состав скульптурных композиций, посвященных авангардистам XX века – Казимиру Малевичу (2013) и Василию Кандинскому (2013). В обоих из них в технике эмали исполнены фрагменты знаковых работ этих легендарных художников. Присутствие эмалевых монументальных частей в составе композиции из бронзы подчеркивает художественную индивидуальность автора, широту его творческих устремлений. По сути, мастер соединил портретное изображение и декоративное начало, которое в монументальной пластике имеет большое значение, одновременно превратив эти произведения в символы вследствие заключенной в них обобщающей силы.

Подводя итог рассмотрению трех обширных пластических циклов Зураба Церетели – истории Российской государственности, образов святых и галереи «Мои современники», можно утверждать, что в истоках их создания лежит отклик скульптора на запросы современного общества. В них отразилась атмосфера нынешнего переломного времени в стране, которое характеризуется огромным интересом людей к своему историческому прошлому, повышенным вниманием к традициям, в силу известных причин прерванным на десятилетия, морально-нравственным кризисом, отсутствием авторитетов среди современников, способных объединить разобщенных и разочарованных людей. В своих «Заметках об искусстве» один из ярчайших скульпторов своего времени Иван Шадр писал, что «самое важное для художника – отразить духовную сущность эпохи».

Годы спустя в продолжение этой мысли скульптор Михаил Аникушин подчеркивал: «Искусство всегда требует переживания, осмысления; поверхностная злободневность не дает подлинного образа сегодняшнего дня. Изобразительное искусство – “фотофиксаж”, оно сродни философии, его область – не беглые поделки, но реалистическая картина, образ Времени» . Зураб Церетели смог четко уловить настроение современности на рубеже двух веков и, согласно своему мировоззрению, предоставил ответы на вопросы, волнующие общество, создав пластический образ своей эпохи.

 


Читайте:



Женское начало и мужское начало: символы "инь" и "ян"

Женское начало и мужское начало: символы

В каждом из нас, независимо от пола, присутствуют обе энергии, женская (Инь) и мужская (Ян), но для гармонии и ощущения целостности личности важно,...

В чем разница и сходство между католиками и православными

В чем разница и сходство между католиками и православными

Католики и православные - в чем разница? Отличия православия от католицизма? В этой статье - ответы на эти вопросы коротко простыми словами....

Объяснения церковных и домашних молитв

Объяснения церковных и домашних молитв

1 Начальнику хора. Псалом Давида, 2 когда приходил к нему пророк Нафан, после того, как Давид вошёл к Вирсавии. 3 Помилуй меня, Боже, по великой...

Как женить на себе мужчину по знаку зодиака Как выйти замуж за деву

Как женить на себе мужчину по знаку зодиака Как выйти замуж за деву

Полное собрание материалов по теме: как выйти замуж за мужчину деву? от специалистов своего дела. Дева Как добиться, чтобы он сделал предложение...

feed-image RSS