Разделы сайта
Выбор редакции:
- Молитва при зубной боли у детей и взрослых
- О боге святые отцы. Святые «О Боге. Священное писание о любви
- Лучшие цитаты достоевского о жизни, человеке и любви Любить человека по настоящему достоевский
- Женское начало и мужское начало: символы "инь" и "ян"
- Колеус: приметы и суеверия об огненном цветке Колеус цветок магические свойства
- В чем разница и сходство между католиками и православными
- Объяснения церковных и домашних молитв
- Как женить на себе мужчину по знаку зодиака Как выйти замуж за деву
- Как космическая медицина спасает людей на земле
- Рис - это зерновая культура
Реклама
Урок по биологии внутреннее строение пресмыкающихся. Тема «Внутреннее строение пресмыкающихся» |
Данный урок был представлен на муниципальном конкурсе уроков по использованию ИКТ технологий. Урок начинается с поиска ответа на проблемный вопрос: Какие изменения в строении рептилий позволили освоить им сушу? Учащиеся работают за ноутбуками, читают дополнительную информацию, доделывают презентации на заданные учителем темы, в конце урока обмениваются материалом. Частным случаем является, среди прочего, диагностика криптоспоридий, поскольку эти одноклеточные организмы часто не обнаруживаются в микроскопе. Если обнаружена подозрение на инфекцию криптоспоридией, в Институте патологии будет проведено молекулярно-диагностическое исследование. Редакционный отдел Анхель Эстрада и Сиа. Каррерас Руководитель отдела допечатной подготовки и производства: Карлос Родригес. Боливар 462, Буэнос-Айрес, Аргентина. Сделано депозит, который знаменует Закон. Частичное или полное воспроизведение, хранение, аренда, передача или преобразование этой книги в любой форме или любыми средствами, электронными или механическими, путем фотокопирования, оцифровки и других методов без предварительного разрешения не допускается. написанный редактором. Просмотр содержимого документа
|
Системы органов | Общий план строения | ||
Дыхательная | Трахея, бронхи, ячеистые легкие | Дыхательные пути, грудная клетка | Лучшее снабжение кислородом организма |
Кровеносная | 2 круга кровообращения, трехкамерное сердце | В желудочке неполная перегородка | Кровь меньше смешивается |
Пищеварительная | Рот - глотка- пищевод – желудок – тонкая кишка – толстая - клоака | Более развиты зубы, слюнные железы | Лучшее усвоение пищи |
Выделительная, половая | 2 почки - мочеточники – мочевой пузырь Раздельнополы – семенники; яичники | ||
Череп, позвоночник, состоящий из отделов шейного, грудного, поясничного, крестцового, хвостового. Пояса конечностей, скелет конечностей, грудная клетка из ребер и грудины. | 8 шейных позвонков, ребра с грудиной. | Лучшая подвижность головы, грудная клетка помогает дыханию. |
|
Размножение и развитие. | Яйцо покрыто защитной скорлупой | Развитие прямое, (без превращения), на суше |
Информационная карта для учеников:
Тема урока: Внутреннее строение пресмыкающихся
Системы органов | Общий план строения | особенности по сравнению с земноводными | Значение прогрессивных черт в строении |
Дыхательная | Трахея, …………………, ячеистые легкие | Дыхательные пути, ……………….. клетка | Лучшее снабжение …………………… организма |
Кровеносная | ……. круга кровообращения, ………………… ное сердце | В желудочке …………….. перегородка | Кровь меньше ………………………. |
Пищеварительная | Рот - глотка- …………………… – желудок – …………………….. кишка – толстая - …………………. | Более развиты зубы, …………………. железы | Лучшее усвоение пищи |
Выделительная, половая | 2 почки - ………………………….. – мочевой пузырь Раздельнополы – у самцов…………………….; у самок …………………… | Почки выделяют меньше воды (т. к. продукт обмена – мочевая кислота) | Оплодотворение возможно и на суше, сохранение воды в организме |
Череп, ……………………….., состоящий из отделов шейного, грудного, поясничного, крестцового, хвостового. Пояса конечностей, скелет конечностей, грудная ……………. из ребер и грудины. | …… шейных позвонков, ребра с грудиной. | Лучшая подвижность …………………, грудная клетка помогает ………………… |
|
Размножение и развитие. | Яйцо покрыто защитной ………………………. | Развитие ……………….., (без превращения), на суше | Приспособление к жизни на суше |
Сделайте вывод, ответив на вопрос: Какие изменения во внутреннем строении пресмыкающихся помогли им освоить сушу?
Каждая группа работая со слайдами презентации, делает там недостающие надписи, заполняет таблицу, готовится презентовать свою работу всему классу, учится сохранять документ в нужной папке, для того, чтобы учитель зашел в компьютер ученика со своего компьютера и вывел презентацию на экран. Группа, работающая с темой размножение и развитие находит информацию в Интернет о заботе о потомстве у крокодилов, затем сообщают информацию классу.
После работы в парах, ученики обмениваются информацией со всем классом, совместно заполняют таблицу. Перед выступлением учащихся о развитии пресмыкающихся, учитель показывает видеоролик о размножении черепах и указывает на причины вымирания некоторых видов.
Закрепление, рефлексия. (решение тестовых заданий) с дальнейшей взаимопроверкой см. слайд № 20,21,22,23.
Вместе с учителем делаем вывод по уроку. Слайд №25.
Ребята выставляют оценку за работу на уроке, за закрепление в листочках самооценки и выставляют общую оценку за урок (сдают учителю)
Внимание на экран: (интрига на след. урок – показ видеоролика о динозаврах)
Домашнее задание: П. 50, заполнить в таблице графу – нервная система, используя текст параграфа.
Подготовить сообщения на тему: 1. Травоядные динозавры
2. Хищные динозавры
3. Водные ящеры
4. Летающие ящеры
Выделительная система.
Почки тазовые, расположены в заднем отделе брюшной полости и прикрыты костями таза. От почек отходят мочеточники, открывающиеся в клоаку. От брюшной стенки клоаки в виде тонкостенного слепого выроста отходит мочевой пузырь.
У земноводных конечный продукт белков мочевина, на удаление которой требуется много воды. А у пресмыкающихся конечный продукт – мочевая кислота, на выделение которой организм тратит меньше воды.
Просмотр содержимого презентации
«презентация для урока»
Вариант.№1
Рассмотрите внешнее строение ящерицы. Закончите предложения:
1. Тело ящерицы разделено на …
2. Между головой и туловищем появилась ….
3. На голове расположены...
4. Глаза имеют …
5. Конечности расположены...
6. Пальцы заканчиваются …
7. Рост пресмыкающихся происходит в период ….
Вариант №2
Ответьте на вопросы:
- Какие изменения возникли у ящерицы во внешнем строении по сравнению с лягушкой?
- Что такое линька и какое значение она имеет?
- Где обитают пресмыкающиеся?
Вариант №3
Ответьте на вопросы:
1). У каких пресмыкающихся, помимо змей,
также отсутствуют конечности? Как их отличить от змей?
2). Какую роль играет язык пресмыкающихся?
3). Докажите, что отсутствие ног у змей и некоторых ящериц – явление вторичное.
4) Как проявляется у ящериц регенерация?
Вариант.№1
Рассмотрите внешнее строение ящерицы. Закончите предложения:
1. Тело ящерицы разделено на голову, шею, туловище, хвост, конечности.
2. Между головой и туловищем появилась шея.
3. На голове расположены органы чувств: глаза, ноздри, рот, барабанные перепонки.
4. Глаза имеют веки.
5. Конечности расположены по бокам туловища.
6. Пальцы заканчиваются когтями.
7. Рост пресмыкающихся происходит в период линьки.
Вариант №2
Ответьте на вопросы:
- Какие изменения возникли у ящерицы во внешнем строении по сравнению с лягушкой? (сухая ороговевшая кожа, не участвующая в дыхании, размножение на суше)
- Что такое линька и какое значение она имеет? (Сброс старого рогового покрова, рост животного)
- Где обитают пресмыкающиеся (всюду, кроме полярных областей)
Вариант №3
Ответьте на вопросы:
1). У каких пресмыкающихся, помимо змей,
также отсутствуют конечности? Как их отличить от змей? (безногие ящерицы, имеют веки).
2). Какую роль играет язык пресмыкающихся? (орган осязания и обоняния)
3). Докажите, что отсутствие ног у змей и некоторых ящериц – явление вторичное. (У некоторых удавов сохранились остатки ног под кожными покровами)
4) Как проявляется у ящериц регенерация? (отбрасывание хвоста)
графу домашнее задание):
«4» - 1 ошибка (можно 2 для 1 варианта)
«3» - 2 ошибки (3 для 1 варианта)
«2» - более 3-х ошибок.
- повторение внешнего строения пресмыкающихся
- ознакомление с внутренним строением рептилий
- рассмотрение примеров приспособления к сухопутному образу жизни
- Какие особенности строения позволили пресмыкающимся стать настоящими сухопутными животными?
Прочитайте необходимый материал по строению скелета, подпишите недостающие названия отделов скелета ящерицы на рисунке, заполните таблицу по своей теме.
Грудной отдел
крестцовый
предплечье
Кости голени
- Позвоночник состоит из отделов: шейного, грудного, поясничного, крестцового и хвостового. В шейном отделе 8 позвонков, что обеспечивает большую подвижность головы. К позвонкам грудного и поясничного отделов присоединяются ребра, образующие грудную клетку, которая не только защищает органы, но и участвует в процессе вдоха и выдоха. У змей ребра располагаются свободно, челюсти соединены растягивающейся связкой. Панцирь черепах образован срастанием ребер, позвонков, ключиц с развитыми в коже мощными костными пластинами (только в наивных мультфильмах черепахи вылезают из своих панцирей, как собаки из будок).
- Позвоночник состоит из отделов: шейного, грудного, поясничного, крестцового и хвостового. В шейном отделе 8 позвонков, что обеспечивает большую подвижность головы. К позвонкам грудного и поясничного отделов присоединяются ребра, образующие грудную клетку, которая не только защищает органы, но и участвует в процессе вдоха и выдоха. У змей ребра располагаются свободно, челюсти соединены растягивающейся связкой. Панцирь черепах образован срастанием ребер, позвонков, ключиц с развитыми в коже мощными костными пластинами (только в наивных мультфильмах черепахи вылезают из своих панцирей, как собаки из будок).
- Позвоночник состоит из отделов: шейного, грудного, поясничного, крестцового и хвостового.
- В шейном отделе 8 позвонков, что обеспечивает большую подвижность головы.
- К позвонкам грудного и поясничного отделов присоединяются ребра, образующие грудную клетку, которая не только защищает органы, но и участвует в процессе вдоха и выдоха.
- У змей ребра располагаются свободно, челюсти соединены растягивающейся связкой.
- Панцирь черепах образован срастанием ребер, позвонков, ключиц с развитыми в коже мощными костными пластинами (только в наивных мультфильмах черепахи вылезают из своих панцирей, как собаки из будок).
А1. Какое из перечисленных животных не относится к пресмыкающимся?
1) ящерица 3) крокодил
2) жаба 4) черепаха
А2. В состав какого отдела позвоночника ящерицы входят ребра?
1) шейного 3) грудного
2) хвостового 4) крестцового
А3. Куда откладывают яйца пресмыкающиеся?
2) в гнезда
3) в дупла
4) на землю
А4. Сердце большинства рептилий состоит:
1) из предсердия и желудочка
2) из двух предсердий и желудочка
3) из двух предсердий и двух желудочков
4) из двух предсердий и трех желудочков
А5. В шейном отделе ящерицы:
1) 2 позвонка
2) 4 позвонка
3) 8 позвонков 4) 7 позвонков
- В2. Как называется способ воспроизведения потомства животными, при котором зародыш развивается в теле матери, но освобождается от яйцевых оболочек только после откладки яиц?
- А1 – 2
- А2 - 3
- А3 – 4
- А4 - 2
- А5 – 3
- В1- яйцеживорождение
- Оцените товарища (оценку ставим в
- графу закрепление):
- «5» - если одна небольшая неточность
- «4» - 1 ошибка
- «3» - 2 ошибки
- «2» - 3 и более
Общие признаки пресмыкающихся:
1.Настоящие наземные позвоночные животные.
2.Дышат атмосферным воздухом.
3.Размножаются вне воды - на суше.
4.Внутреннее оплодотворение.
- П. 50. заполнить таблицу по параграфу о строении нервной системы.
- Подготовить сообщения: 1) летающие ящеры, 2) плавающие, 3) травоядные, 4) хищные динозавры).
Тема «Внутреннее строение пресмыкающихся»
Цель урока Закрепить знания учащихся о животных типа Хордовые. Изучить особенности внешнего и внутреннего строения пресмыкающихся как первых типично наземных животных.
Задачи урока .
Образовательные:
рассмотреть характерные признаки внутреннего строения пресмыкающихся на примере ящерицы прыткой;
Развивающие:
а) продолжить развитие логического мышления школьников посредством решения биологических задач
б) развитие мышления учащихся умений сравнивать и анализировать информацию.
Воспитательные :
а) совершенствовать навыки работы в группе команде;
б) Продолжить формирование у учащихся экологической культуры как основы взаимоотношения между человеком и окружающей средой. ...
Формы работы на уроке
: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методы, используемые на уроке : частично-поисковые, проблемное изложение, решение биологических проблем
Педагогические приёмы: анализ текста, сравнение информации
Оборудование: таблицы «тип Хордовые, класс Пресмыкающиеся», иллюстрации с изображением ящерицы.
Ход урока:
Учебного элемента | Деятельность учителя с указанием заданий | Деятельность учащихся |
Организационный момент. Приветствие. Выявление отсутствующих. | ||
Проверка домашнего задания. Актуализация опорных знаний. Работа по карточкам (Приложение №1) | Работа в парах, обсуждение и анализ ответов 1 бал за правильный ответ |
|
Изучение новой темы. Подводящий диалог учителя. Сообщение темы урока. (заполнение схемы) Особенности биологическая задача. Какие особенности строения скелета ящерицы, змеи, черепахи позволяют им поворачивать голову в сторону и опускать её вниз? (Учащиеся участвуют в формулировании темы урока). тема урока. Внутреннее строение и жизнедеятельность Рептилий. Приложение №2 | Обсуждение при заполнении За каждый правильный ответ 1 балл Участие учащихся в постановке темы Раздать инструктивную карту по заполнению В целях экономии времени задания разделить по вариантам. Сформулировать вывод. доработать дома. За каждый правильный ответ 1 б На усмотрение учителя 5 баллов за работу |
|
Первичное закрепление нового материала. Подведение итогов урока. Учитель создаёт проблемную ситуацию. Побуждает к поиску собственного решения. Какие особенности образа жизни и строения позволили пресмыкающимся стать настоящими сухопутными животными? (Работа идёт в группах, затем каждая группа отчитывается о проделанной работе. Общее обсуждение). | Учащиеся делятся на группы. Каждой группе выдаётся индивидуальное задание. Обсуждение внутри группы. Отчёт каждой группы по заданиям. |
|
Применение новых знаний. Рефлексия, выставление оценок, творческое домашнее задание Проверочная работа для учащихся по теме урока Оцени свою работу 18- 20 баллов- оценка - 5 14 -17 баллов- оценка - 4 10 -13 баллов- оценка -3 Дом.задание. Выбери дом.задание из вопросов после параграфа на выбор. Используй пройденный материал. | Рефлексия – мозговой штурм (фронтальный опрос) (можно ответы учащихся, вывешивать на доске) На усмотрение учителя (макс – 5 б) Учащиеся выполняют проверочную работу (ТЕСТ) Каждому раздаётся индивидуальное задание. Затем взаимопроверка. |
УО-1 Проверка готовности класса к уроку.
УО-2 Проверка домашнего задания. Актуализация опорных знаний
Повторение материала изученного на предыдущем уроке о признаках типа Хордовые. Общая характеристика Класса Рептилии. Внешнее строение и скелет пресмыкающихся.
Приложение №1
арточка-задание №1 Сформулируйте признаки Хордовых животных. Заполните пробелы в схеме классификации.Карточка-задание №2 Сформулируйте признаки класса Рептилии, как первых наземных животных.
Карточка-задание №3 Каковы особенности внешнего строения пресмыкающихся в связи с наземным образом жизни.
УО-3 Подводящий диалог учителя. Сообщение темы урока.
Какие изменения во внешнем строении пресмыкающихся по сравнению с земноводными позволили завоевать сушу(заполнение схемы)
Особенности
Шея когти сухая, линяющая кожа третье веко с роговым покровом
Решение биологической задачи.
Ящерицы, змеи, черепахи могут поворачивать голову в сторону, опускать ее вниз и поднимать вверх. В связи с чем это возможно? (Череп имеет один вступ-МЫЩЕЛОК, 2 шейных позвонка АТЛАНТ и ЭПИСТРОФЕЙ)
Сообщение темы урока.
Внутреннее строение и жизнедеятельность Рептилий
Заполнение инструктивной карты
1.Рассмотреть особенности внутреннего строения и жизнедеятельности на примере ящерицы прыткой .
Пищеварение | |||||||
Дыхательная | |||||||
Выделительная | |||||||
Кровеносная | |||||||
Неровная | |||||||
Органы размножения | |||||||
Змеи
Черепахи Крокодилы
2.Температура рептилий __________________________ зависит от_______________________
3.Годовой жизненный цикл _________________________________________
Спячка__________
4.Какие особенности поведения рептилий способствуют успешному размножению
УО-4 Первичное закрепление нового материала.
Подведение итогов урока. Учитель создаёт проблемную ситуацию. ??? Побуждает к поиску собственного решения.
Какие особенности образа жизни и строения позволили пресмыкающимся стать настоящими сухопутными животными?
(Верхний роговой слой кожи (чешуи, щитки) предохраняет тело животного от иссушения. У черепах этот слой кожи образует вместе с костями скелета мощный панцирь. Роговые покровы изнашиваются и заменяются новыми.)
УО-5 Рефлексия « Мозговой штурм»
Какие системы органов изменились у типично сухопутных животных - по сравнению с водными животными? составьте причинно-следственную связь
а) покровы (защищают от иссушения)
б) органы передвижения (двигаться по суше)
в) органы дыхания (только легкие)
г) размножение (вне воды, эмбрион защищен от иссушения оболочками)
д) органы выделения (экономия воды)
е) органы чувств (осязание не кожей)
Проверочная работа для учащихся по теме урока Тест по вариантам
1 вариант 1. К пресмыкающимся относятся А – жабы Б – лягушки В – змеи Г – тритоны 2. У ящерицы в отличие от лягушки есть А – шея Б – веки В – кожа Г – конечности 3. Кожа ящерицы А – голая Б – влажная В – чешуйчатая, сухая Г – покрыта слизью 4. В скелете пресмыкающихся в отличие от земноводных есть А – позвоночник Б – ребра В – череп Г – пояса конечностей 5. Как у земноводных у пресмыкающихся есть А – чешуйчатая кожа Б – 8 шейных позвонков В – третье веко Г – клоака 6. У пресмыкающихся в отличие от земноводных А – сердце трехкамерное Б – сердце двухкамерное В – сердце четырехкамерное Г – 1 круг кровообращения 7. По сравнению с земноводными у пресмыкающихся лучше развит мозжечок, что связано А – с более сложными условными рефлексами Б – с более сложными безусловными рефлексами В – с большей подвижностью Г – с более интенсивным дыханием 8. У пресмыкающихся в отличие от земноводных А – яйца более мелкие Б – яйца не имеют оболочки В – большой запас питательных веществ в яйце Г – яйца развиваются в воде | 2 вариант 9. Кожистая оболочка защищает яйцо пресмыкающихся от А – хищников Б- перепадов температур В – высыхания Г – света 10. К чешуйчатым пресмыкающимся относятся А – крокодилы Б – черепахи В – змеи Г – тритоны А – яда Б – кожи В- мяса Г – яйц 12.Древние пресмыкающиеся вытеснили древних земноводных, так как А – были крупнее Б – имели ряд приспособлений к жизни в условиях сухого климата В – были хищниками Г – имели покровительственную окраску 13. У ящериц, как и у тритонов, есть А – когти Б – 4 конечности В- роговой покров Г – хвост 14. Пресмыкающиеся в отличие от земноводных могут жить в сухих, прогреваемых солнцем местах благодаря А – развитой нервной системе Б – развитию органов чувств В – сухой коже с роговыми чешуйками Г – заботе о потомстве 15. Пресмыкающиеся считаются более высокоорганизованной группой по сравнению с земноводными, так как у них более сложное строение имеет В – нервная система Г – опорно-двигательная система |
||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 14 |
Список литературы
1. Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. Биология 7 класс. М; «Вентана- Граф»,2010.
2. Шабанов Д. А., Шабанова А. В., Харьков, Биология. 7 класс. 2001 г.
3. Я познаю мир: Змеи, крокодилы, черепахи: детская энциклопедия.- М.:АСТ: Астрель, 2002.- 413 с.: ил.
4. Интернет ресурс: http://www.floranimal.ru http://biodan.narod.ru
5.Биология: Школьная энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 2004.
6.Поурочные разработки по биологии. 7-8 классы. К учебникам А.И. Никишова, В.М. Константинова, В.В. Латюшина
Читайте: |
---|
Новое
- О боге святые отцы. Святые «О Боге. Священное писание о любви
- Лучшие цитаты достоевского о жизни, человеке и любви Любить человека по настоящему достоевский
- Женское начало и мужское начало: символы "инь" и "ян"
- Колеус: приметы и суеверия об огненном цветке Колеус цветок магические свойства
- В чем разница и сходство между католиками и православными
- Объяснения церковных и домашних молитв
- Как женить на себе мужчину по знаку зодиака Как выйти замуж за деву
- Как космическая медицина спасает людей на земле
- Рис - это зерновая культура
- Урок анатомии или доктор смерть Полезная информация для туриста в Амстердаме