Главная - Как сделать самому
На чем держится жизненная сила характера катерины. Сочинение по литературе на тему Сила характера Катерины в драме А. Н. Островского «Гроза. III. Обсуждение смысла названия драмы «Гроза»

Кейс-технология на уроке литературы.

Тема урока: Сила и слабость характера Катерины (по пьесе А.Н. Островского «Гроза»)

Эпиграф: Так и рвётся душа

Из груди молодой!

Хочет воли она,

Просит жизни другой.

А. Кольцов.

Цель урока :

Задачи:

- научить обучающихся выявлять проблемы произведения и давать обоснованные суждения о нем;

Способствовать развитию речевых и коммуникативных навыков;

Формировать ценностное отношение к окружающей действительности, воспитывать чувство уважения к другим людям и их чувствам.

Применяемая технология: описание конкретной ситуации (кейс-технология)

Контингент обучаемых : обучающиеся 1 курса

Количество : 15-20 человек

Год разработки: 2017

1. Подготовительный этап

1.1. Определение места урока в системе предмета, обозначение темы, формулировка целей урока, определение проблемы, разработка задания для обучающихся и возможных вопросов для ведения дискуссии и презентации кейса

1.2. Чтение студентами драмы А.Н. Островского «Гроза».

2 . Ознакомительный этап

2.1. Вступительное слово.

С покойною важностью лиц.

С красивою силой движенья.

2.2. Введение в ситуацию.

Действие пьесы происходит в середине XIX веке в городке Калинов на берегу Волги. Главная героиня пьесы - молодая замужняя женщина Катерина Кабанова, добрая и чуткая натура. Она замужем за нелюбимым мужчиной, Тихоном Кабановым. Катерина глубоко несчастлива в семье Кабановых. Главой семьи является злая и властная старуха Кабаниха, мать Тихона. Глуповатый бесхарактерный Тихон во всем слушается свою мать. Катерина влюбляется в Бориса, молодого человека, который приехал из Москвы к своему дяде, купцу Дикому. Катерина мучается оттого, что она любит не своего мужа Тихона, а Бориса.

3. Основной (аналитический) этап.

3.1. Раунды:

1)вступительное слово преподавателя; распределение студентов по группам (4-5 человек в каждой); организация работы групп: краткое изложение членами групп прочитанных материалов и их обсуждение; выявление проблемных моментов; определение докладчиков;

    первый раунд дискуссии - обсуждение проблемных моментов в малых группах, поиск аргументов и решений;

    второй раунд дискуссии - предоставление результатов анализа, общегрупповая дискуссия, подведение итогов дискуссии и найденных решений.

3.2.Указания по проведению анализа конкретной ситуации

После знакомства обучающихся с предоставленными фактами начинается их анализ в групповой работе. Этот процесс выработки решения, составляющий сущность метода, имеет временные рамки, которые определяет преподаватель.

Продуктивность групповой аналитической работы обеспечивается путем следования определенному алгоритму:

    анализ ситуации - целесообразно начинать с выявления и формулировки проблемы;

    выработка различных способов действия в данной ситуации - альтернатив;

    выбор лучшего решения (альтернативы) с опорой на анализ положительных и отрицательных последствий каждого, а также на анализ необходимых ресурсов для их осуществления;

    составление программы деятельности с ориентацией на первоначальные цели и реальности их реализации

4. Итоговый этап.

4.1 Заключительная презентация результатов аналитической работы (студенты могут узнать и сравнить несколько вариантов решений одной проблемы).

4.2. Обобщающее выступление преподавателя - анализ ситуации.

4.3. Оценивание преподавателем обучающихся.

5. Описание ситуации. Используется пьеса А.Н. Островского «Гроза».

Вопросы для обсуждения.

ХОД УРОКА.

1. ОРГМОМЕНТ.

Здравствуйте, юноши! Очень приятно вас видеть. На нашем уроке сегодня присутствуют гости: преподаватели нашего техникума.

2. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

Сегодня на уроке мы поговорим на тему, которая волнует не одно поколение писателей, поэтов, художников, композиторов, – о женщине.

Давайте вспомним произведения, в которых писатели и поэты воспевают красоту и величие женщины.

(Пушкин «Евгений Онегин» - милый образ Татьяны Лариной, Толстой «Война и мир» – образ Наташи Ростовой, вспоминаются строки Некрасова:

Есть женщины в русских селеньях

С покойною важностью лиц.

С красивою силой движенья.

С походкой, со взглядом цариц.

А. Солженицын в рассказе «Матренин двор» восхищается простой крестьянкой Матреной).

Как и многие другие писатели, не обошел стороной эту тему и Александр Николаевич Островский, он написал пьесу «Гроза».

Тема нашего урока«Сила и слабость характера Катерины (по пьесе А.Н. Островского «Гроза»)» - (запись темы в тетрадь)

- Как вы думаете, какова цель нашего урока?

Цель урока : выяснить, почему Катерина решилась на самоубийство, что это – проявление силы или слабости духа? (на экране) Запись в тетрадь.

Для эпиграфа я взяла следующее высказывание:

Так и рвётся душа

Из груди молодой!

Хочет воли она,

Просит жизни другой.

А. Кольцов.

Эпиграф – на экране. Запись в тетрадь.

3. УКАЗАНИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ АНАЛИЗА КОНКРЕТНОЙ СИТУАЦИИ

«Любовь сильнее смерти, сильнее страха смерти».

Как вы понимаете эти слова?

(Ответы студентов).

Когда человек любит, то он готов на все, готов пожертвовать собой ради любимого, готов совершить подвиг во имя любви. Главная героиня пьесы – Катерина готова пожертвовать многим во имя любви, даже своими принципами, она кидается в омут, не боясь кары божьей. Мы должны разобраться, почему Катерина решилась на любовь к Борису, почему Катерина покончила жизнь самоубийством, смерть Катерины – победа или поражение?

Для того чтобы выяснить это,вы будете работать в группах.

На партах лежит раздаточный материал, который содержит: краткое содержание пьесы «Гроза», вопросы и информационный материал. Используя текст и информационный материал вам нужно ответить на следующие вопросы:

    Какая проблема затрагивается в пьесе?

    Могла ли Катерина найти счастье в семье? При каких условиях?

    Достоин ли Борис Катерины, её любви?

    В чем сила и слабость характера Катерины?

    Смерть Катерины – победа или поражение? Почему?

Сегодня неправильных ответов не может быть, каждый высказывает свою точку зрения.

4. РАБОТА В ГРУППАХ – 10 МИН. (Звучит тихая музыка)

5. ПРЕЗЕНТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ АНАЛИТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ – по 4 мин. каждой группе

6. ОБОБЩАЮЩЕЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ.

Вы ответили на все вопросы, высказали свое мнение, выявили проблемы произведения.

Предлагаю вам вернуться к эпиграфу нашего урока – к словам А. Кольцова.

Так и рвётся душа

Из груди молодой!

Хочет воли она,

Просит жизни другой.

Как вы думаете, почему именно эти слова мы выбрали эпиграфом нашего сегодняшнего урока?

(Ответы студентов).

Катерина не может смириться с укладом жизни, который царит в доме Кабановых и принимает решение умереть... Она решилась на самоубийство: с высокого обрыва кинулась она в Волгу, в свой последний полет, покончила с собой.

Что подтолкнуло ее совершить такой поступок?

(Ответы студентов).

В тех условиях она не могла поступить иначе: так она опять проявила свой характер - доказала, что для нее лучше смерть, чем неволя. Свой поступок Катерина совершила в условиях необычных, исключительных, безвыходных. При этом она проявила снова большую волю, и даже отвагу. Ведь христианская религия объявила самоубийство смертным грехом и запретила молиться за самоубийц. А Катерина, хотя она и религиозный человек, говорит: «Кто любит, тот будет молиться». Любовь к человеку и ненависть к самодурству, к неволе для нее сильнее всех церковных запретов. Причина - в неясном для самой Катерины ощущении кризисности бытия: прежние моральные принципы устарели, а новые она не может воспринимать иначе, как грех. Виновны окружающие, набожность, замкнутый образ жизни: дом, вышивания, рассказы богомолок не подготовили Катерину к жизни с другими правилами. Она жертва «собственной чистоты».

7. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА УРОКА.

Катерина – сильная личность, которая умела любить, готова на самопожертвование во имя любви, но она честна, искренна и поэтому она не способна притворяться, обманывать, т.е. жить по законам «темного царства», она избрала выход – самоубийство, чтобы избавить себя и свою душу от угрызений совести и уйти от норм и правил города Калинова.

Звучит романс «Любовь - волшебная страна»

2. Выставление оценок в группах.

8. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Составить характеристику литературного героя – Катерины по плану.

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

1. ОПИСАНИЕ СИТУАЦИИ

А.Н. ОСТРОВСКИЙ «ГРОЗА»

(Краткое содержание)

События пьесы происходят в , в вымышленном городке Калинове, который расположился на высоком волжском берегу. В центре событий семья местной богатой купчихи и, по совместительству, законодательнице местной морали, Кабанихи. Действие происходит в общественном саду, на берегу Волги, где на сцене появляются все основные персонажи пьесы. Вначале местный механик-самоучка Кулигин обсуждает неподобающее поведение купца Дикого, богатея и самодура, с его молодым приказчиком Кудряшом и местным обывателем Шапкиным. К ним присоединяется Борис, родной племянник Дикого, который рассказывает, что его привело из в эту глушь и почему он вынужден терпеть выходки своего дяди. Дикой пообещал отдать положенную часть его наследства при условии, что Борис будет к нему почтителен. Кулигин утверждает, что вряд ли Дикой согласится добровольно отдать деньги, а Борис жалуется, что ему тяжело привыкать к обычаям, царящим как в доме дяди, так и в городе.

Следом появляется странница, которая расхваливает город за благолепие и, особенно дом Кабановой. На вопрос Бориса о семье Кабановой, Кулигин называет ее ханжой, которая “нищих одаривает, а домашних поедом ест”.

Появляется Кабанова, ее сопровождает дочь Варвара, довольно бойкая девушка, которая научилась скрывать от матери свои чувства. Сын Тихон, не особенно злой, но полностью находящийся под влиянием властной матери, который в ее присутствии не скажет поперек и слова. Вместе с ним его жена Катерина, молодая, скорее приятная, чем красивая, спокойная девушка. Она никак не может привыкнуть к строгим порядкам в семье своей свекрови, где никто не может высказать свое мнение и ей, после ее вольного детства, обстановка в семье мужа напоминает тюрьму.

Во время прогулки по бульвару, Варвара смогла выпытать тайну Катерины, которая признается, что ей очень понравился Борис, что он не такой как все и она чувствует в нем родственную душу. Варвара предлагает ей устроить свидание, но Катерина приходит в ужас от этого предложения и отказывается.

Напряженность ситуации усугубляется начинающейся грозой и городской сумасшедшей, которая при виде молодых девушек пророчит им адские муки, крича, что красота ведет в омут. Все это производит на Катерину гнетущее впечатление, и она торопится домой, чтобы помолиться и выпросить прощение за греховные мысли.

Проводив мужа в поездку, оскорбленная унижением, которое высказывает свекровь, Катерина соглашается встретиться с Борисом на тайном свидании.

Заключительное действие происходит в саду, где гуляют горожане и видны развалины с уцелевшей фреской, на которой изображена огненная гиена и опять вот-вот начнется гроза.

Катерина не в силах избавиться от чувства вины за измену. Прилюдно бросается ему в ноги и признается в своем грехе, чем вызывает гнев Кабанихи, ужас и смятение Тихона, досаду у Варвары, сожаление Бориса и злорадство обывателей.

Не выдержав чувства греховности за свой проступок и понимая, что никто не собирается помочь и поддержать, Катерина бросается с крутого волжского обрыва.

2. ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

    Какая проблема затрагивается в пьесе?

    Могла ли Катерина найти счастье в семье? При каких условиях?

    Достоин ли Борис Катерины, её любви?

    В чем сила и слабость характера Катерины?

    Смерть Катерины – победа или поражение? Почему?

Пьеса Островского написана в середине XIX века, во время подъема революционного движения масс, в эпоху, когда личность поднималась на борьбу за свое раскрепощение. «Гроза», по мнению Н. А. Добролюбова, «самый решительный произведение Островского», потому что в нем показан сложный трагический процесс раскрепощения души, оживает. В пьесе мрак борется со светом, взлеты сменяются падениями, здесь показаны и живучесть морали «темного царства», и непрочность этой морали, и сила характера, которая смогла перешагнуть через нее даже ценой собственной жизни. И со всей жестокостью, несправедливостью «темного царства» борется Катерина — главная героиня пьесы Островского. Светлым и тихим было ее детство. Екатерина ходила в церковь, слушала рассказы паломниц, вышивала золотом по бархату Но религиозность Катерины — это вера в волшебные сказки, которые она слушала в детстве. В религии Катерину привлекает прежде красота переводов, церковная музыка, иконопись, «ее представления работает неутомимо и уносит ее в новый мир,« тихий и светлый.

Но смелый и решительный характер Катерины проявляется еще в детстве. Она рассказывает Варваре: «Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем дома, а дело было вечером, уже темно: я выбежала на Волгу, села в лодку и оттолкнула его от берега. На другое утро уже нашли верст за десять »Светлое детство прошло, и Катерину выдают замуж за нелюбимого. Жизнь у свекрови сразу не понравилось Екатерине. Сварливая и жестокая Кабанихи, что своих родных «поедом ест», «точит, как ржа железо», пытается подавить свободолюбивую натуру Катерины. Но героиня смело вступает в борьбу с Кабанихи. Честная и правдолюбна, Екатерина не умеет приспосабливаться к жизни «темного царства». «Не хочу здесь жить, так не буду, хоть ты меня край» — решительно говорит она Варваре.

Нежно и страстно Екатерина любит Бориса. Ее любви — это тоже протест против моральных устоев «темного царства». Сила ее чувства такова, что она готова пренебречь общественные обычаи и религиозные понятия: «Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю» Но счастье только поманили Екатерину. Две недели она встречалась с Борисом, но вот приезжает Тихон. Напуганная грозой и причитаниями полусумасшедших дамы, Екатерина во всем признается мужу. «Что, сынок! Куда воля-то ведет! Говорила я, так ты слушать не хотел. Вот и дождался! — Зло говорит Кабанихи Тихону. Она зловтишаеться, получившая верх над Екатериной. Но мы видим, что в этой борьбе морально побеждает Катерина, а не Кабанихи. Протест Катерины растет. Она готова на все, поэтому просит Бориса взять ее с собой. Но Борис «не по своей воле» едет, он полностью зависит от своего дяди, купца дикого. Последняя надежда угасла в душе Катерины. «Сову жить? Нет, нет, не надо … нехорошо! »- Думает она. Екатерина понимает, что жить в доме Кабанов — это аморально. Но лучше не жить совсем, чем мириться с «жалким прозябанием. Н. А. Добролюбов пишет: «… Она рвется к новой жизни, хотя бы пришлось умереть в этом порыве. Вот он, протест Катерины, протест против зла и мещанства, жестокости и лжи, протест, «доведенный до края»

В ответ на статью Н. А. Добролюбова через четыре года вышла статья Д. И. Писарева «Мотивы русской драмы». В ней Писарев критикует статью Добролюбова «Луч света в« темном царстве »и удивляется, что критики не смогли« сделать Добролюбову ни одного возражения. Писарев говорит о Катерине: «Что это за любовь, которая возникает от обмена несколькими взглядами? .. Наконец, что это за самоубийство, вызванное такими мелкими обидах, которые переносятся совершенно благополучно всеми членами всех русских семейств? »Критик подтверждает, что Добролюбов, увидев в каждом поступке Катерины что-нибудь хорошее, составил идеальный образ, увидел вследствие этого« луч света в «темном царстве». Писарев не может согласиться с этим, потому что «воспитание и жизнь не могли дать Катерине ни твердого характера, ни развитого ума. Разум дороже превыше всего, или, вернее, ум — все ».

Почему же так расходятся взгляды Писарева и Добролюбова Что заставляет одного писать о силе характера Катерины, а другого — о слабости этого характера? Вспомним, что статья Добролюбова вышла в 1860 году, во время революционного подъема, когда на первом плане стояли смелые и решительные герои, рвались к новой жизни, готовы к смерти ради него. В то время другого протеста быть не могло, но даже такой протест утверждал силу характера личности. Статья Писарева была написана в 1864 году, в эпоху реакции, когда нужны были мыслящие натуры. Поэтому Д. И. Писарев так и пишет о поступке Катерины: «… Сделав много глупостей, бросается в воду и делает таким образом последнюю и самую глупость.

Как я отношусь к Катерине ли считаю ее «лучом света в« темном царстве »? Да, я люблю Катерину, люблю ее доброту и нежность, искренность ее чувств, ее решительность и правдивость. Я считаю, что Катерину можно назвать «лучом света в« темном царстве », потому что она протестует против кабанивських представлений о нравственности,« не хочет мириться, не хочет пользоваться жалким прозябанием, которое ей дают в обмен за ее живую душу ». В этом и состоит, по-моему, сила характера Катерины.

Самоубийство Катерины: сила или слабость?

Драма Островского “Гроза” была написана во второй половине XIX века, вызвав в среде критиков и рецензентов заметные противоречия. Главная героиня пьесы - Катерина, воспринималась одними критиками как светлое явление, олицетворение добродетели в “тёмном царстве” города Калинова, другими - как слабая, ранимая и суеверная женщина. Основной вопрос, рассматриеваемый критиками - является ли самоубийство Катерины в конце пьесы силой или слабостью.

Рассмотрим этот вопрос поподробнее. Для начала, нужно определить жанровую принадлежность этого произведения. Что же это- драма, как пишет Островский в начале, или трагедия? На первый взгляд кажется, что разницы между этими жанрами не существует, но это не так. Трагедия- это форма героического представления, у неё возвышенный стиль и конфликт в ней всегда глобален, то есть выходит за рамку мыслей и чувств одного человека, становится всеобъемлющим и актуальным для всех. Обычный исход трагедии- смерть главного героя, которая является не поражением, а победой и разрешением конфликта. Драма, несомненно, во многом похожа на трагедию, но конфликт происходит лишь между главными героями, не выходя за пределы личных интересов персонажей. Проблема героя- его личная проблема, которая не может быть всеобъемлющей. Очень часто завершением драмы является смерть главного героя, как и в трагедии, но конфликт далеко не всегда разрешается смертью.

Что же мы видим в “Грозе”? Провинциальный городок Калинов, располагающийся на живописном берегу Волги, дворянская семья. Основной конфликт “Грозы” заключается во взаимоотношениях Катерины с обществом города, в котором правят самодуры. Конфликт Катерины- её личная проблема, так как она смиряется с порядками, царящими в среде дворян. Где-то в глубине души Катерины всё-таки есть искорка противостояния, но её постоянно заглушает неуверенность и шаткость характера. В результате самоубийства конфликт не решается. Значит “Гроза” всё-таки драма.

Катерину, по старинному дворянскому обычаю, выдают замуж за Тихона, сына купчихи Кабановой. Кабаниха постоянно наставляет Тихона на верный путь, рассказывая ему, что и как делать. Сам же Тихон не способен принимать серьёзные решения и во всём соглашается со своей матушкой, никогда не нарушая её волю. Катерина страдает от этого, потому что она вместе с Тихоном находится в подчинении у Кабанихи, более того, она не любит своего мужа, но “жалеет” его, как она впоследствии сказала Варваре. Сама Катерина очень набожна, она считает, что её брак- подчинение воле божьей, но в то же время влюбляется после обмена несколькими взглядами в Бориса, человека, приехавшего за наследством в город, но желает сохранить в целости свою добродетель. Зная, что измена- грех, она всё-таки встречается с Борисом во время непродолжительного отъезда Тихона. Варвара помогает Борису встречаться с Катериной, но неожиданно приезжает Тихон и главная героиня терзается угрызениями совести, худеет, бледнеет, очень пугается грозы, принимая её за выражение божьего гнева, пугается она также слов сумасшедшей барыни о “геене огненной” и на улице при народе падает на колени и признаётся мужу в совершённом ею поступке. Тихон пытается обнять и успокоить жену, но Кабаниха, выслушав рассказ Катерины, приказывает сыну побить немного супругу. Катерина ещё сильнее падает духом. Затем выясняется, что Борис, по приказу своего дядюшки Дикого, уезжает в Сибирь, на заработок. Катерина сбегает из дома, встречается последний раз с Борисом, они обсуждают свои чувства и после отъезда Бориса, немного подумав, решает покончить жизнь самоубийством, решая, что нет выхода из её положения.

Конечно же, можно сказать, что Катерина светлое явление, “луч света в тёмном царстве”. В каждом поступке Катерины можно найти нечто хорошее, и если сложить всё это вместе, получится героическая персона, полная добродетели и достойная обожания. Можно сказать, что такое было время, что у Катерины не было выбора, но разве Катерина, не любя Тихона, пыталась хоть как-нибудь предотвратить свадьбу? Разве она пыталась доказать, что нельзя выходить замуж без любви? Нет, она покорно следовала мнению необразованных людей старшего поколения.

Но заглянем всё-таки поглубже в характер героини. Вся жизнь Катерины основана не на разуме, а на чувствах и предубеждениях. С детства не приученная размышлять, она кидается из одной крайности в другую. Примером этого может служить монолог с ключом. Первой мыслью Катерины было выбросить ключ, данный Варварой: “Бросить его, бросить далеко, в реку кинуть, чтоб не нашли никогда. Он руки-то мне жжёт, точно уголь”. Затем, немного порассуждав о поступке Варвары и испугавшись быть увиденной с ключом в руках, она прячет его в карман: “ Видно, сама судьба того хочет! Да какой же в этом грех, если я взгляну на него [Бориса] раз, хоть издали-то!” и заканчивает монолог словами “Ах, кабы ночь поскорее!”. Одна встреча с Борисом повлекла за собой другую, третью, и вот Катерина уже встала на порочный круг. Её совесть просыпается только после приезда мужа.

Катерина думала, что её жизнь управляется судьбой и поэтому всегда предоставлялась воле случая. Она не понимала, что человек должен сам управлять своей жизнью, что он сам хозяин своим действиям.

Каждое внешнее впечатление, самое ничтожное событие, пустой разговор потрясает весь её организм. Катерина прислушивается к словам полоумной барыни, тогда как Варвара проносит их мимо ушей:

“Барыня. Что, красавицы? Что тут делаете? Молодцев поджидаете, кавалеров? Красота- то ваша вас радует? Не радуйтесь, все в огне будете гореть неугасимом!

Катерина. Ах, как она меня испугала, я дрожу вся, точно она пророчит мне что-нибудь”

Более того, услышав гром, Катерина ужасно пугается, воспринимая это природное явление как гнев бога.

Если Катерина всё-таки любит Бориса, то сам Борис глубокого чувства к героине не имеет. Когда Дикой отправил его в Сибирь, Борис не согласился взять Катерину с собой, объясняя это просто: “Нельзя мне, Катя. Не по своей воле еду”. Прощяясь с “Катей” он даже не хотел с ней встречаться, он хотел лишь “С тем местом проститься, где они встречались”. Кто же после этого Борис? Но Катерина не видит этого, полагая что им положено разлучиться судьбой. И затем, наконец, следует смерть главной героини. Что она нам доказывает? Разрешается ли конфликт драмы? На мой взгляд, нет. Все свои проблемы, которые она сама себе создала, Катерина хочет решить смертью, показывая слабость своего характера и разума. Так что самоубийство Катерины, я считаю, является слабостью.

При подготовке данной работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru

Урок 35. Тема: СИЛА И СЛАБОСТЬ ХАРАКТЕРА КАТЕРИНЫ.

Цели: углубить представления учащихся о главной героине пьесы Островского;

раскрыть силу и слабость характера Катерины;

развивать умение анализировать образы-персонажи;

совершенствовать навыки самостоятельной работы над текстом драматического произведения;

определить, в чем смысл заглавия пьесы.

Ход урока

I. Беседа с учащимися по вопросам:

  1. Чем Катерина отличается от других героев драмы «Гроза»?
  2. Почему мы не можем назвать ее ни «жертвой», ни «хозяйкой»? (Ответ в чертах ее характера.)
  3. Какие черты ее характера проявляются в первых же репликах? (Неспособность лицемерить, лгать, прямота. Конфликт намечается сразу: Кабаниха не терпит в людях чувства собственного достоинства, непокорности, Катерина не умеет приспосабливаться и покоряться.)
  4. Откуда появились в героине эти черты? Зачем автор только о Катерине рассказывает так подробно, говорит о ее семье, детстве? Как воспитывалась Катерина? Какая атмосфера окружала ее в детстве и в семье мужа?

В детстве

В семье Кабановых

«Точно птичка на воле», «маменька души не чаяла», «работать не принуждала».
Занятия Катерины: ухаживала за цветами, ходила в церковь, слушала странниц и богомолок, вышивала по бархату золотом, гуляла в саду

«Я у вас завяла совсем», «да здесь все как будто из-под неволи».
Атмосфера дома - страх. «Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет?»

Черты Катерины: свободолюбие (образ птицы); независимость; чувство собственного достоинства; мечтательность и поэтичность (рассказ о посещении церкви, о снах); религиозность; решительность (рассказ о поступке с лодкой)

Принципы дома Кабановых: полное подчинение; отказ от своей воли; унижение попреками и подозрениями; отсутствие духовных начал; религиозное лицемерие

Для Катерины главное - жить согласно своей душе

Для Кабанихи главное - подчинить, не дать жить по-своему

(Взаимоотношения героев находятся в состоянии резкого контраста и рождают непримиримый конфликт.)

  1. В чем выражается протест Катерины? Почему мы можем назвать ее любовь к Борису протестом. В чем сложность внутреннего состояния героини? (Любовь к Борису - это: свободный выбор, диктуемый сердцем; обман, который ставит Катерину в один ряд с Варварой; отказ от любви - это подчинение миру Кабанихи. Любовь-выбор обрекает Катерину на мучения.)
  2. Как в сцене с ключом и сценах свидания и прощания с Борисом показаны мучения героини, борьба с собой и ее сила? Проанализируйте лексику, построение предложений, фольклорные элементы, связи с народной песней.
  3. Докажите, что смерть Катерины - это протест. Далее решается проблема выбора: что предпринимает Катерина, чтобы изменить свою жизнь? По какому пути она пойдет? Думаю, у нее было 3 пути:

Смириться и жить по законам ей навязываемым “темным царством”

Бежать с любимым человеком- Борисом

Покончить жизнь самоубийством, что она и сделала.

Учитель: Почему она выбрала 3-ий путь?

Ученик: Катерина выбрала смерть, потому что она вступила в конфликт сама с собой, она переступила собственные нравственные законы, по которым жила, но привели ее к этому обстоятельства. Ложь, ханжество, давление Кабанихи на всех членов семьи, отсутствие всякой возможности жить так, как хотелось, несвобода во всем сделали саму жизнь, дом, невыносимыми.

Катерина просит Тихона взять ее с собой в поездку, но он отказывает ей. Ведет себя малодушно.

Он раб своей маменьки. И Катерина поняла, что она не дождется радости в этом доме. И тогда она решается на свидание с Борисом, хотя мучается, терзается, но желание хоть раз поступить так, как хочется одерживает верх: “Будь что будет, а я Бориса увижу. Ах, кабы ночь поскорее!”

Учитель: Оправдались ли надежды Катерины?

Работа в группах :

  1. Первая группа: анализ сцены 1-го свидания (д3,явл.3) и вывод.
  2. Вторая группа: анализ сцены грозы (Д.4 явл1,4,6), ее символическое значение.
  3. Третья группа: анализ д.5 – явл.2

Вывод: надежды Катерины в любви к Борису не только не оправдались, но и стало даже хуже. Совестливая Катерина, не умеющая жить во лжи, испытывает сильные нравственные муки, чувствует себя грешницей, которая может отчиститься лишь в аду. Борис тоже, как и Тихон, оказался слабым человеком, он не мог быть ей парой, хотя духовно он был ей ближе, чем Тихон. Он уезжает, призывая Катерину смириться, покориться свекрови. Теперь ей предстоит остаться наедине с позором и с душевными муками. И она приходит к мысли, что лучше умереть. Трагически звучит ее монолог (анализ д.5, явл.6).

В первых трех строчках слово могила повторяется 4 раза, и, наконец, она (в 5-ый раз!) повторяет его: “Под деревцем могилушка… как хорошо…..”

“…И люди мне противны, и дом мне противен, и стены противны! Не пойду туда!”

В ее монологе могила противопоставляется дому, а значит и самой жизни.

В могилах – хорошо, дома – плохо, а больше идти-то некуда. Вот и получается, что выход у нее один – могила. Из ее монолога следует, что жить так, как ее вынуждают, она не хочет. Значит, другого выбора нет. В этом и заключается трагедия ее жизни. А смерть ее можно рассматривать как протест против устоев жизни “темного царства”.

  1. Сможет ли город Калинов жить по-старому?

Вывод: Н. Добролюбов пишет о Катерине: «Вот истинная сила характера». Героиня Островского, в отличие от окружающих ее людей, – натура искренняя, поэтическая. Катерина везде ищет красоту: в труде, в общении с людьми, с Богом. Все, что происходит в душе, для нее важнее событий внешнего мира.

Но нельзя не заметить решительности и свободолюбия в характере Катерины. Бесполезно такую героиню «переделать» или подчинить кому бы то ни было. И вот такая женщина попадает в обстановку произвола и лицемерия. Катерина пытается противопоставить деспотизму и ханжеству Кабанихи чувство собственного достоинства. В этом – начало ее гибели.

Трагедия Катерины обусловлена тем, что она не любит мужа. Она понимает, что Тихон недостоин не только ее любви, но и уважения. Во время проводов Тихон повторяет Катерине оскорбительные наставления матери.

Но в душе Катерины уже возникло чувство к Борису. Проснувшаяся любовь воспринимается ею как страшный грех, позор, потому что чувство к чужому человеку для нее, замужней женщины, есть нарушение нравственного долга. Душевная драма разгорается.

Катерина не может жить обманывая. В этот период она одинока, даже любимый человек не способен ее поддержать… Земные муки кажутся ей страшнее ада, а смерть она воспринимает как избавление от них. Со стороны Катерины самоубийство – это сила, даже протест, очевидно, в том случае, когда иные формы борьбы невозможны.

Кто же виновники ее гибели? Их предостаточно. Это и властная Кабаниха, и безвольный Тихон, и нерешительный Борис. Катерина одержала нравственную победу над всеми этими людьми и обстоятельствами.

«Смерть Катерины произвела существенные последствия в калиновском сознании и поступках обывателей», – пишет А. Анастасьев .

Домашнее задание.

Конспект статей Добролюбова «Луч света в тёмном царстве» и Писарева «Мотивы русской драмы» (по вариантам). Сопоставить положения о жанре произведения, взгляды на образ Катерины.


Пьеса Н. А. Островского «Гроза» до сих пор является предметом дискуссий, разворачивающихся вокруг вопроса о жанре произведения. Дело в том, что авторское определение жанра недостаточно верно. Логичнее было бы отнести «Грозу» к жанру трагедии, ведь самоубийство Катерина в «Грозе» является развязкой произведения. Для трагедии характерен финал, в котором показана гибель одного или нескольких персонажей; к тому же сам конфликт в «Грозе» переходит из бытовой сферы в сферу вечных ценностей.

Вообще, вопрос о том, чем же является суицид - проявлением силы или слабости - достаточно интересен. Итак, в тексте показано, условно говоря, преступление - гибель Катерины. Для того чтобы разобраться кто виновен, а также ответить на вопрос: «самоубийство Катерины - сила или слабость», нужно рассмотреть причины самоубийства Катерины в пьесе «Гроза». Для совершения того или иного действия у человека должны быть мотивы. У Кати мотивов было несколько. Во-первых, проблемы в семье. Свекровь Катерины, Марфа Игнатьевна, при любой удобной возможности унижала, оскорбляла и издевалась над молодой девушкой. В то время не принято было перечить старшим, даже если их точка зрения была ошибочна. Хорошее воспитание не позволяло Кате оскорбить в ответ. Марфа Игнатьевна знала, что у Кати сильный характер, поэтому опасалась, как бы невестка не изменила безропотного Тихона. Отношения с мужем у Кати складывались натянуто. Девушку рано выдали замуж за того, кого она так и не смогла полюбить. Катерина признаётся Варваре, что испытывает к Тихону чувство жалости. Сам Тихон настолько подчинён матери, что не может защитить Катю от истерик Кабанихи, несмотря на то, что искренне любит жену. Спасение и отдушину мужчина находит в выпивке.

Во-вторых, разочарование в Борисе. Катя влюбилась в приехавшего из Москвы молодого человека очень быстро. Её чувства оказались взаимны. Скорее всего, девушка, благодаря силе своего воображения, дополнила настоящего Бориса несвойственными ему чертами, создала идеальный образ и полюбила именно образ, а не самого человека. Катерина считала, что с Борисом её жизнь будет соответствовать представлениям: быть наравне с мужем, не врать, быть свободной. Вот только Борис оказался немного другим. Он приехал в Калинов лишь затем, чтобы просить денег у своего дяди Савла Прокофьевича. В один из самых важных для Кати моментов жизни Борис отказывает в помощи. Молодой человек отказывается брать Катю с собой в Сибирь, отвечает очень неясно. Борис не хочет брать на себя ответственность за свои чувства, за девушку Катю. Катя осталась одна. Она понимает, что ей некуда и не к кому идти. С этой точки зрения, сом. Ведь можно найти в себе силы, смириться с позором, и прочее-прочее. Но важно знать одно обстоятельство.

В-третьих, Катю беспокоило несоответствие реальной жизни и её представлений об этой жизни. Девушку учили жить честно, по законам христианской морали. В Калинове подменили это понятие на жестокие законы общества. Катя видит, что прикрываясь христианскими ценностями, люди творят ужасные вещи. Происходящее напоминает замкнутый круг, болото, которое рано или поздно заберётся в душу каждого жителя города. Кате невозможно выбраться из этого мира, потому что Калинов - это исчерпывающее пространство. Другого пространства не существует. Долгое время девушка чувствует себя в клетке, ничто не позволяет ей почувствовать саму жизнь.

Добролюбов при анализе образа Катерины, говорил, что таким людям «лучше гибель, нежели жизнь при тех началах, которые ему противны». Критик считал, что именно «в цельности и гармонии характера заключается его сила. Вольный воздух и свет, вопреки всем предосторожностям погибающего самодурства, врываются в келью Катерины, она рвётся к новой жизни, хотя бы пришлось умереть в этом порыве. Что ей смерть? Всё равно - она не считает жизнью и то прозябание, которое выпало ей на долю в семье Кабановых». Самоубийство Катерины, по мнению Добролюбова, является проявлением силы. Её решение не было импульсивным. Катя прекрасно знала, что скоро умрёт. Она была из той породы людей, которые живут крайностями для того, чтобы сохранить себя. Катя не хотела оставлять свою душу на растерзание самодурам тёмного царства, девушка просто не могла поступить иначе. Смириться и молча терпеть выходки Кабанихи, равно как и врать, пусть и во благо, девушка не смогла бы. Получается, для неё жизнь невозможна ни в каких смыслах. Нельзя ни оставаться больше, ни уйти. Катя принимает решение переступить порог реального мира, чтобы обрести свободу через смерть.
Интересно, что Добролюбова можно считать адвокатом Катерины, а вот Писарев, другой русский критик, вполне заслуживает место прокурора. Дело в том, что в статье «Мотивы русской драмы» Писарев искренне недоумевает: Борис посмотрел - Катя влюбилась, «Кабаниха ворчит - Катерина изнывает». Критик расценил самоубийство Кати как бессмысленный поступок, который ничего не изменил. Вместо тог чтобы облегчить страдания себе или другим, Катя бросается в Волгу. С такого ракурса Катерина представляется жертвой самой себя; слабой девочкой, которая не видит других способов решения проблем.

Мнения критиков во многом противоположны. Выбирать чем же на самом деле является гибель Кати - личное дело каждого человека. В пользу теории Писарева можно сказать, что смерть девушки действительно не поменяла ничего. Только Тихон, который неспособен на больший протест, говорит, что завидует мёртвой жене.

В данной публикации мы попытались объяснить причины и последствия поступка Катерины. Эта информация поможет 10 классам при написании сочинения на тему «Самоубийство Катерины в «Грозе» - сила или слабость?».

Тест по произведению

 


Читайте:



Молитва от язвенной болезни

Молитва от язвенной болезни

Нарежьте свежую капусту кусочками и съешьте ее натощак, запивая ½ стакана свежего картофельного сока. Сразу же после этого необходимо лечь и...

Молитва «Богородице Дево, радуйся

Молитва «Богородице Дево, радуйся

Молитва «Богородица Дева, радуйся, Благодатная Мария Господь с тобою» — это одно из основных и самых главных православных молитвословий, который...

Как наказать обидчика с помощью магии: можно ли решить вопрос ритуалами?

Как наказать обидчика с помощью магии: можно ли решить вопрос ритуалами?

По-христиански правильным считается, что назло нужно отвечать добром.Однако часто случается так, что оставшись безнаказанным, зло возвращается к...

Ходовые испытания Программа ходовых испытаний судов в ссср

Ходовые испытания Программа ходовых испытаний судов в ссср

Ходовые испытания -- технологический этап сдаточных испытаний, целью которых является проверка работы оборудования и его параметров на ходовых...

feed-image RSS