Главная - Дети 6-7 дет
Использование дидактических игр в процессе изучения пдд на уроках обж. А могла сгореть бы школа. Тема «Чрезвычайные ситуации природного характера»

Ольга Стефанова
Дидактическая игра как метод активного обучения на уроках ОБЖ

Дидактическая игра как метод активного

обучения на уроках ОБЖ .

В числе наиболее распространенных и эффективных технологийактивное обучение , которое отличают :

Принудительная активизация мышления , при которой обучаемый вынужден быть активным независимо от своего желания;

Самостоятельная выработка решений, повышенная степень мотивации и эмоциональности обучаемых ;

Постепенное взаимодействие обучаемых и преподавателя .

Активное обучение проводится на неимитационных и имитационных занятиях.

К неимитационным занятиям относятся традиционные виды : лекции, семинары и т. д.

Особенностью имитационных занятий – наличие модели изучаемого процесса (имитация индивидуальной и коллективной деятельности) .

Имитационные методы делятся на игровые и неигровые. К игровым относятся такие, при которых обучаемые играют определенные роли . Они дают наибольший эффект при усвоении материала, так как достигается существенное приближение учебного процесса к практической деятельности при высокой степени мотивации и активности обучаемых .

Использование дидактических игр на разных этапах изучения учебного материалаэффективное средство активизации познавательной деятельности учащихся, положительно влияющее на повышение качества знаний, умений и навыков учащихся. В игре они чувствуют себя свободно, активно мыслят и действуют творчески.

Дидактическая игра позволяет реализовать ведущие функции обучения : образовательную, воспитательную и развивающую.

Л. С. Выготский выявил и сформировал своеобразный педагогический парадокс игры : казалось бы, ученик в игре делает то, что ему хочется, но, тем не менее, он в игре учится подчиняться заранее принятым условиям, правилам, логике.

Играть любят все дети . Учиться, играя , не откажется ни один ученик. В процессе игры у школьников вырабатывается привычка сосредоточится, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся : познают и запоминают новое, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные ученики включаются в игру с огромным желанием, прилагая усилия, чтобы не подвести партнеров. Игра оказывает значительное воздействие на формирование положительного отношения школьников к обучению . Разнообразные игровые действия поддерживают и усиливают интерес к учебному предмету. Конечно, считать, что использование игровых ситуаций на уроке дает возможность школьникам овладевать предметом ОБЖ легко , было бы наивно, но чтобы они учились с интересом, осознали притягательные стороны ОБЖ, необходимо использовать все возможности.

Надо учитывать, что дидактическая игра на уроке – не самоцель , а средство воспитания и обучения , не забава, не удовольствие ради удовольствия, а вид преобразующей творческой деятельности, тесно связанный с другими видами учебной работы.

В последнее время большое внимание уделяется технологиям игрового обучения , которые можно использовать для различных возрастных категорий обучаемых .

Практика проведения дидактических (деловых, ролевых, управленческих и др.) игр способствует становлению творческого педагогического сотрудничества преподавателя с учащимися, которое активно переносится на другие виды их педагогических отношений.

Игра оказывает большое влияние на усвоение способов взаимодействия с другими людьми и развитие способностей учащихся к такому сотрудничеству. Они приобретают опыт взаимопонимания, учатся пояснять свои действия и намерения, согласовывать их друг с другом.

Психологи и педагоги установили, что в игре развивается способность учащихся к воображению. Образному мышлению благодаря тому, что они стремятся воссоздать различные сферы деятельности, выходящие за пределы их собственной практической деятельности , и получают возможность сделать это с помощью условных действий.

Игра на только доставляет удовольствие учащемуся, но и служит мощным средством его развития, формирования полноценной личности. Игровые технологии позволяют создавать на занятиях непринужденною обстановку и вовлекать учащихся в обсуждение серьезных проблем.

Один из широко используемых в школе типов дидактических игр – так называемые деловые игры, представляющие собой имитацию принятия решений в различных искусственно созданных или взятых из практики ситуациях путем разыгрывания соответствующих ролей (индивидуальных и групповых) по заданным или выработанным участниками игры правилами.

Массовое применение деловых игр вызвано двумя причинами. Первая – они значительно повышают познавательную активность учащихся . Это связано с широкими возможностями применения полученных знаний на практике . В процессе деловой игры учащиеся получают и усваивают значительно больше прикладной информации, чем при традиционном изучении. Свойственный деловой игре азарт, возможность рискованных решений без опасений реального ущерба позволяет участникам игры быть более раскрепощенными, полнее проявить себя. Игра способствует также формированию способностей учащихся к самооценке, делая ее более объективной, так как все основные действия и их результаты зависят от самих играющих , которые, как правило, находятся в одинаковых стартовых условиях.

Решая поставленную задачу, учащиеся анализируют ситуацию, выбирают оптимальный вариант, доказывают правильность своих суждений. Все это активизирует их познавательную деятельность, приучает к самостоятельности, инициативности, вырабатывает практические умения , способствует воспитанию организованности, дисциплинированности, четкости и оперативности в решениях, готовности к сотрудничеству.

Вторая причина популярности деловых игр определяется спецификой требований к учащемуся. Расширяющих сферу деловых контактов, требующих от выпускника помимо специальных знаний и профессиональных умений еще и навыков делового общения в различных ситуациях с различными людьми. Часто решающим фактором достижения цели становится продуктивность деловых контактов, зависящая от выбора тактики общения , культуры переговоров, гибкости, выдержки и такта. Знание правил делового этикета позволяет завоевать доверие и уважение партнеров, создавать положительный имидж, что весьма важно, особенно в начале самостоятельного жизненного пути.

В последние годы популярны индивидуальные занятия с использованием моделей на компьютере. Отличительной особенностью таких занятий является наличие только одного участника игры, взаимодействующего с компьютером, который реализует алгоритм реакции на решение играющего . Однако в этом алгоритме должны быть представлены все перечисленные выше признаки деловых игр кроме наличия различных ролей и взаимодействия участников. Отсутствие какого – либо из признаков выводит занятие за рамки игровых. Например, решение на персональном компьютере различных задач, результаты которых могут быть достигнуты с помощью формальных действий, не является игровым занятием.

Особое значение имеют ролевые игры, которые дают обучаемым возможность освоить разные социальные формы поведения в приближенных к действительности игровых ситуациях. Можно согласиться с Г. П. Щедровицким, писавшим что «игра – это инструмент , который дает возможность вытащить из людей то, чего до игры в них не было. Игра – форма и метод запуска наших возможностей».

Эффективность деловых игр зависит от многих факторов -полноты организационной подготовки; степени условности моделируемой ситуации, активности руководителя игры , четкости ее условий и цели, специфики личности преподавателя и учащихся.

В конце игры обязательно провести ее анализ, подвести итоги, указать на ошибки, отметить лучших и выставляю им оценки.

Занятия, организованные таким образом, позволяют активизировать познавательный процесс, прививать учащимся навык коллективной работы и принятия решений. Данный метод способствует положительной мотивации к изучению теоретического материала, формированию познавательных интересов, а также повышает интерес к предмету.

В своей практике использую различные дидактические игры , такие как «Восхождение на пик знаний» , «Брейн -ринг» , «Аукцион» , «Что? Где? Когда?» , «Интегрированное лото» , «Суд над курением» , «Счастливый случай» и т. д.

Использование дидактических игр дает наибольший эффект в классах, в которых преобладают ученики с неустойчивым вниманием, пониженным интересам к ОБЖ, для которых этот предмет кажется скучным малоинтересным. Создание игровых ситуаций на уроках повышает интерес к ОБЖ, придает разнообразие и эмоциональную окраску учебной работе, снимает утомление. Развивает внимание, сообразительность, состязательность и навыки взаимопомощи.

Использованная литература

1. Основы безопасности жизнедеятельности : Методическая разработка городского учебно – методического центра по делам ГО и ЧС / сост. Е. С. Егоров, В. Г. Трифонов, - Волгоград,1994

2. Основы безопасности жизнедеятельности. Н. Н. Миньков. – Самара,1994

3. Ситников, В. П. Основы безопасности жизнедеятельности : справочник школьника. М.:АСТ «Ключ-С» , 1997

4. Топоров, И. К. Методика преподавания курса «ОБЖ» в ОУ : - М.:Просвещение,2000

5. Топоров, И. К. Основы безопасности жизнедеятельности : Учебник для учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 1996

6. Бабанский М. И. Современный урок . - Москва,1999

7. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.

8. Концепция модернизации на период до 2010 года.

9. М. И. Фролов Основы безопасности жизнедеятельности. АСТ :Астрель,2008.

10. Основы безопасности жизнедеятельности. Школьный курс в тестах, играх , кроссвордах/авт. – сост. Г. П. Попова. –Волгоград : Учитель, 2005

Безопасность человека в экстремальных ситуациях.

Урок-игра по ОБЖ для 7-го класса.

Цели урока:

    Проведение в игровой форме обобщающего занятия по теме “Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера”.

    Выявление творческих способностей учащихся при анализе ситуации и составление плана выхода из нее.

    Воспитывать чувство уверенности в себе в экстремальной ситуации и ответственность за жизнь других людей, сплоченность коллектива.

Организационный момент: объявить тему, план и цели урока.

Вступительное слово учителя:

Сегодня мы проверим знания, которые вы получили на предыдущих уроках по этой теме. Учащиеся делятся на две команды, каждая команда выбирает себе капитана. Игра состоит из 4 геймов. В ходе игры команды получают баллы за каждый гейм и та команда, которая наберет больше очков, станет победителем.

Ход игры

1. “Кто первый…”

Вопросы для команд (отвечает та команда, участник которой первым поднял руку). Правильный ответ оценивается в 1 балл.

    Что приходит перед цунами на берег? (внезапный отлив, быстрое понижение уровня воды и сильная воздушная волна)

    При каком стихийном бедствии возможна эвакуация даже с животными? (при наводнении)

    Чем отличаются низовые пожары от верховых и какие опаснее? (низовой пожар распространяется по нижним ярусам лесной растительности, а верховой охватывает весь полог леса, поэтому более опасен)

    Что такое эпицентр? (участок земли, находящийся под очагом землетрясения)

    Как называют первоочередные работы в зоне ЧС? (аварийно-спасательные)

    Отрыв и падение массы горных пород называют… (обвал)

    Какие виды наводнений преобладают на реках России? (половодья и паводки)

    Какие из видов ЧС техногенного характера имеют наиболее серьезные прогнозируемые последствия? (аварии с выбросом химически опасных веществ, пожары, радиационные аварии).

    Каковы основные параметры оползня? (скорость его движения, мощность и масштаб)

    Что является следствием снежных бурь? (прекращение движения транспорта, гибель животных и даже людей).

2. Конкурс капитанов

По тестовым листам выбрать правильные ответы:

1. Где больше всего выпадает осадков?

а) в Индии б) в России в) в Бразилии

2. Может ли землетрясение быть сильным, но небольшим по разрушениям?

а) нет б) иногда в) да

3. Цунами – это:

а) сильная волна б) речное землетрясение в) “волна в гавани

4. Где зафиксировано большее число землетрясений?

а) в Китае б) в Японии в) в Америке

Практическое задание: кто из капитанов быстрее наденет противогаз.

3. “Заморочки из бочки”

Команды по очереди достают бочонки с номерами и отвечают на вопросы. За каждый правильный ответ присуждается 2 балла. При отсутствии ответа одной команды отвечает команда соперница.

    Назовите пути передачи инфекции и хотя бы по одному названию болезни, характерного для данного пути (обстоятельный ответ)

    Как действовать в случае возгорания одежды на человеке? (обстоятельный ответ)

    Какие виды возгораний запрещено тушить не только водой, но и пенным огнетушителем? (электроустановки, электропровода).

4. “Гонка за лидером”

Вопросы для 1 команды:

    Способ остановки венозного кровотечения – это (наложение жгута или закрутки)

    Кто последним покидает корабль при кораблекрушении? (капитан)

    Какой важнейший прибор на судне? (компас)

    Токсичные вещества называют… (яды)

    Затопление водой большой территории называют (наводнением)

    Ветер с большим количеством снега – это (буран, метель)

    Нарушение целостности кости называют. ..(переломом)

    Для чего предназначен противогаз? (для защиты органов дыхания от вредных примесей)

Вопросы для 2 команды:

    Первая помощь при пищевом отравлении – это (промывание желудка)

    Организованный вывоз населения из зоны ЧС (эвакуация)

    Нагромождение льдин, вызывающее подъем воды называют… (затор)

    Кто первым покидает судно во время кораблекрушения? (крысы)

    Что такое респиратор? (индивидуальное средство защиты органов дыхания от вредных примесей)

    Первая помощи при капиллярном кровотечении (промыть рану, наложить повязку)

    Простейший способ очистки воды (кипячение, фильтрование)

    Нарушение целостности кожи (рана).

Подведение итогов игры: объявить результаты по количеству набранных баллов командами.

Вывод по уроку: На этом уроке мы проверили знания о стихийных бедствиях. Участникам команды-победительницы выставляются оценки в журнал.

Сценарий развлекательного мероприятия по основам безопасности жизнедеятельности для учащихся 5-9 классов «Мы к опасностям готовы!».

Цели: контроль знаний, умений и навыков по темам «Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера. Правила поведения в чрезвычайных ситуациях»

Материальное обеспечение: карточки с заданиями, плакаты «Правила поведения при пожаре», «Первичные средства пожаротушения», фотографии чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

  1. Приветствие команд

На экране проходят документальные кадры войны, стихийных бедствий, аварий, катастроф.

Люди считают естественным постоянный рост уровня жизни, комфорта и безопасности благодаря своему труду и активной деятельности общества по преобразованию окружающей среды. Наиболее общими критериями прогресса человечества принято считать степень овладения обществом стихийными силами природы и степень освобождения людей от социально-политического неравенства и духовной неразвитости.

Преобразующая жизнедеятельность, как правило, несет с собой возникновение новых опасностей, причем с увеличением размеров преобразований растут масштабы опасностей. Под жизнедеятельностью следует понимать длительную деятельность одного человека или суммарную деятельность многих людей (общества), если в итоге этой деятельности получается заметное целенаправленное преобразование окружающей среды.

В последние десятилетия ситуация на планете резко изменилась: опасности от жизнедеятельности человечества внезапно приобрели совершенно небывалый прежде глобальный характер. При этом в опасности находится не только человечество, но и окружающая среда, природа. Наступила новая фаза в развитии цивилизации, в которой первой и главной целью людей должно стать уже не столько удовлетворение непрерывно растущих материальных потребностей, как было всегда до сих пор, сколько всестороннее обеспечение безопасности своей жизнедеятельности.


Ребята, на фоне всех этих опасных для нашей жизнедеятельности явлений мы должны обладать определенными знаниями в области безопасности жизнедеятельности, которые помогут нам их пережить.

Итак, переходим от слов к делу.

Наша игра будет включать несколько раундов. О готовности к ответу капитан команды должен сигнализировать поднятием руки. Время на обсуждение одна минута. За каждый правильный ответ команда зарабатывает один балл. А судить команды будет жюри (_____________________________________________________).

  1. Разминка.

Наш первый конкурс называется «Разминка».

Участники по очереди отвечают на вопросы. Команда, которой задают вопрос, должна как можно быстрее дать правильный и полный ответ. Если команда не справляется с заданием, вопрос переходит к соперникам.

Вопросы командам до «разминки». Ребята, назовите основные виды экстремальных ситуации в природе:

  • Смена климатогеографических условий
  • Резкое изменение природных условий
  • Заболевание или повреждения организма человека, требующие экстренной медицинской помощи.
  • Вынужденное автономное существование

Вопросы командам задаются по очереди:

  1. Назовите причины аварий на предприятиях. (стихийные бедствия, износ оборудования, теракт, ошибки персонала и т. д.)
  2. В чем измеряется доза радиоактивного облучения? (в рентгенах)
  3. Пары, какого вещества являются наиболее токсичными? (пары ртути)
  4. Какие стихийные бедствия может вызвать землетрясение? (цунами, извержение вулкана, сход снежной лавины, обвал и оползни)
  5. Назовите причины лесных пожаров. (молния, засуха и жара, человек)
  6. Назовите способы тушения лесного пожара. (вода, встречный огонь, сбить пламя, закидать землей)
  7. В каком направлении необходимо выходить из зоны заражения? (перпендикулярно направлению ветра)
  8. Какой ядовитый газ тяжелее воздуха в 2 раза? (хлор)
  9. Какие виды природных пожаров вы знаете? (Лесной, степной, торфяной)
  10. Обильные снегопады могут привести к (сход снежных лавин)
  11. По какой шкале измеряется интенсивность землетрясения? (10 бальная шкала Рихтера )
  12. Глава МЧС России. (Пучков Владимир Андреевич)

2. Конкурс «собери пословицу»

В следующем конкурсе вы должны как можно быстрее собрать пословицу из конверта. НЕ ЗНАЯ БРОДУ, НЕ СУЙСЯ В ВОДУ

  1. Конкурс «Отгадай ребус» (Твоя безопасность в твоих руках).

Ребята, следующий конкурс называется «Отгадай ребус». Перед вами шифровка. Из каждого слова берем только тот слог, который указан в коде, а затем все полученные результаты складываем в слова:

  • творог, ящик 1-1
  • берег, зола, пастух, крайность 1-1-1-2
  • натворил 2
  • руины, закладках 1-3

А теперь обратите внимание на экран. Перед вами ребусы по теме «Экстремальные ситуации».


  1. Итак, у нас следующий конкурс «Спасателей».

Случаются такие ситуации, когда человеку срочно надо оказать медицинскую помощь, от этого зависит состояние его здоровья в настоящем и будущем. Мы сможем это сделать? Конечно, окажем первую медицинскую помощь. Рассказываю о переломах, отравлениях, остановке кровотечения и т.д.

В каждом доме есть аптечка. Иногда нужно оказать помощь, а взрослых рядом нет.

Из карточек выберите те средства, при помощи которых вы будите оказывать первую помощь.

1) Какое средство из аптечки вы выберете, если человек упал в обморок?

2) Каким образом вы остановите сильное кровотечение?

3) Какое средство из аптечки вы выберете, если порезались? (Рану нужно продезинфицировать, кровь остановить).

4) Какое средство из аптечки вы выберете, если при падении получили ссадину, а рану нужно обработать?

5) Какое средство из аптечки вы выберете, если сильно заболел зуб или голова?

1. АММИАК (раствор нашатырного спирта) 6. РАСТВОР ЙОДА СПИРТОВОЙ 5%
2. АНАЛЬГИН 7. ЖГУТ
3. РАСТВОР БРИЛЛИАНТОВОГО ЗЕЛЕНОГО 8. УГОЛЬ АКТИВИРОВАННЫЙ
4. ВАЛИДОЛ 9. БИНТ
5. ВАТА 10. ПЕРМАНГАНАТ КАЛИЯ (марганцовка)
  1. Конкурс «Немного творчества»

Ребята, вам необходимо изобразить пантомиму стихийного бедствия. Капитан каждой команды вытягивает по 2 задания в конверте. Команда соперников должна отгадать пантомиму. На подготовку дается 2 минуты. Задания командам к конкурсу «Немного творчества» (на карточках)

  1. Землетрясение
  2. Наводнение
  3. Ураган, смерч
  4. Пожар

6. Конкурс «Отгадай кроссворд».

Итак, каждая команда получает кроссворд. Вопросы кроссворда включают основные понятия, связанные с чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.


По вертикали:

  1. профессия представителя чрезвычайной службы (спасатель)
  2. место возникновения лавин, оползней (горы)
  3. снежная масса, двигающаяся с вершин (лавина)
  4. гидрологическое явление, связанное с повышением уровня воды в водоемах (наводнение)
  5. химический элемент, используемый на водоочистных установках (хлор)
  6. гигантские волны (цунами)

По горизонтали:

  1. освобождение большого количества энергии за короткий промежуток времени (взрыв)
  2. подземный городской транспорт (метрополитен)
  3. атмосферное явление, затрудняющее движение транспорта (туман)
  4. объект, вырабатывающий электроэнергию, за счет высвобождения атомной энергии (АЭС)


По горизонтали:

  1. пешеходный…….(переход)
  2. сход снежной массы с горы (лавина)
  3. следствие аварии с выбросом химических и радиоактивных веществ (загрязнение)
  4. частица горящего или раскаленного вещества (искра)
  5. проезжая часть (дорога)

По вертикали:

  1. чувство острого, неудержимого страха (паника)
  2. движение земли по склону, под действием силы тяжести (оползень)
  3. атмосферное явление, сопровождающееся громом и молнией (гроза)
  4. обильное выпадение осадков в зимний период времени (снегопад)
  5. лайнер, потерпевший крушение при столкновении с айсбергом (Титаник)

7. Конкурс «Литературная викторина»

Ребята, вы знаете много сказок: авторских и русских народных. Но сейчас вам надо вспомнить сказки, где нарушение ОБЖ привело к печальным последствиям. Объяснить почему. На это задание командам дается 2 минуты, после чего капитаны отвечают. Раздаю карточки.

  1. Конкурс капитанов.

Вопрос 1 капитану В горных районах после сильных снегопадов возрастает опасность схода снежных лавин. Представим, что человека завалило снегом. Ему необходимо попытаться выбраться из-под снега.

Вопрос : Каким образом человек может определить где верх, а где низ?

Ответ : Набрать слюну и дать ей вытечь изо рта.

Вопрос 2 капитану Известно, что бой – это организованное вооруженное столкновение подразделений и частей воюющих сторон.

Вопрос: Уважаемый капитан, назовите основной вид боя.

Ответ: Наступление .

  1. Конкурс «Безопасность на водном транспорте».

Ребята, перед вам карточки с заданиями. Вам необходимо установить соответствие в действиях по спасению при кораблекрушении.

Не плыви 1. рукой
Маши 2. громче
Кричи 3. за судном
Ненужные предметы 4. надежды
Не теряй 5. выбрось
Береги 6. одежду
Не сбрасывай 7. силы

9. Конкурс «Угадай-ка»

Командам предлагается отгадать загадки, если команда не справляется с заданием, вопрос переходит к соперникам.

Загадки командам


  1. Подведение итогов. Максимальное количество баллов за конкурс -1.

Урок-игра по ОБЖ

Якунаев Лев Николаевич, преподаватель ОБЖ

Слайд 1. Тема: Итоговое обобщение «Безопасность человека в экстремальных ситуациях».

Эпиграф: «Чтобы предотвратить опасность, надо знать, чем грозит она и как ее преодолеть”.

Цели урока:

    Проведение в игровой форме обобщающего занятия по теме “Чрезвычайные ситуации природного характера”.

    Развивать творческие способности учащихся при анализе ситуации и составление плана выхода из нее.

    Воспитывать чувство уверенности в себе в экстремальной ситуации и ответственность за жизнь других людей, сплоченность коллектива.

Организационный момент: объявить тему, план и цели урока.

Вводное слово учителя:

Тема нашего сегодня урока «Безопасность человека в экстремальной ситуации».

На протяжении нескольких уроков мы изучали этот материал и важный раздел курса. Сегодня вы попробуете показать свои навыки и практические умения. А эпиграфом нашего урока будет следующее выражение: «Чтобы предотвратить опасность, надо знать, чем грозит она и как ее преодолеть”.

Слайд 2



Наш урок будет проходить в форме игры. Для этого я вас поделил на 3 команды.

Игра будет состоять из туров. В ходе игры команды получают за правильный ответ - орден, а если ответ дополняет другая команда, то в этом случае - медаль. Та команда, которая наберет больше орденов и медалей, станет победителем.

Вступительное слово учителя:

Чтобы вдруг не настигла стихия,
Не накрыла внезапно беда,
Мы должны принять меры такие,
Чтоб отпор был готов ей всегда!

Для победы решенья ищите,
Пред стихией нельзя отступать,
Солидарность с гражданской защитой
Вам поможет с бедой совладать

Ход игры

Тур 1. “Кто первый…” Слайд 3.


Вопросы для команд (отвечает та команда, участник которой первым поднял руку). Правильный ответ оценивается в 1 балл.

    Что приходит перед цунами на берег? (внезапный отлив, быстрое понижение уровня воды и сильная воздушная волна)


    При каком стихийном бедствии возможна эвакуация даже с животными? (при наводнении)


    Чем отличаются низовые пожары от верховых, и какие опаснее? (низовой пожар распространяется по нижним ярусам лесной растительности, а верховой охватывает весь полог леса, поэтому более опасен)


    Что такое эпицентр землетрясения? (участок земли, находящийся под очагом землетрясения)


    Как называют первоочередные работы в зоне ЧС? (аварийно-спасательные)


    Отрыв и падение массы горных пород называют… (обвал)


    Какие виды наводнений преобладают на реках России? (половодья и паводки)


    Землетрясение это… (это подземные толчки и колебания земной поверхности, возникающие в результате внезапных смешений и разрывов в земной коре или в верхней части мантии Земли и передающиеся на большие расстояния в виду упругих колебаний ).


    Каковы основные параметры оползня? (скорость его движения, мощность и масштаб)


    Что является следствием снежных бурь? (прекращение движения транспорта, гибель животных и даже людей, нарушение электроснабжения).


11. Каковы основные параметры лавины?


Тур 2.



В первом задании вам необходимо

Выбрать правильные ответы:

1. Где больше всего выпадает осадков?

а) в Индии
б) в России
в) в Бразилии

2. Может ли землетрясение быть сильным, но небольшим по разрушениям?

а) нет
б) иногда
в) да

3. Цунами – это:

а) сильная волна
б) речное землетрясение
в) “волна в гавани

4. Где зафиксировано большее число землетрясений?

а) в Китае
б) в Японии
в) в Америке

ТУР 3.



Вопросы для 1 команды:

    Способ остановки венозного кровотечения – это

(наложение жгута или закрутки)

    Кто последним покидает корабль при кораблекрушении? (капитан)

    Какой важнейший прибор на судне? (компас)

    Токсичные вещества называют… (яды)

    Затопление водой большой территории называют (наводнением)

    Ветер с большим количеством снега – это(буран, метель)

Вопросы для 2 команды:

    Первая помощь при пищевом отравлении – это (промывание желудка)

    Организованный вывоз населения из зоны ЧС (эвакуация)

    Нагромождение льдин, вызывающее подъем воды называют… (затор)

    Кто первым покидает судно во время кораблекрушения? (крысы)

    Что такое респиратор? (индивидуальное средство защиты органов дыхания от вредных примесей)

    Первая помощи при капиллярном кровотечении (промыть рану, наложить повязку)

Вопросы для 3 команды:

1. Нарушение целостности кости называют. (переломом)

    Для чего предназначен противогаз? (для защиты органов дыхания от вредных примесей)

    Простейший способ очистки воды (кипячение, фильтрование)

4. Чем печально знаменита дата 26 апреля 1986 года? (авария на Чернобыльской АЭС).

5. Как действовать в случае возгорания одежды на человеке? (сбросить одежду с себя, покатиться, сбивая пламя.)

6. Какие виды возгораний запрещено тушить не только водой, но и пенным огнетушителем? (электроустановки, электропровода).

Каждый из нас может оказаться в зоне стихийного бедствия, чрезвычайной ситуации природного характера. И от наших действий будет зависеть наша жизнь, жизнь близких людей. Природа Земли такова, что опасные природные явления всегда были, есть и будут, а значит, мы должны быть к ним готовы.

Поэтому следующие конкурсы будут посвящены этим вопросам.

Гейм 5. «Спаси себя сам» Слайд 18



Задания:

Командам составить алгоритм действия человека

при наводнении - 1 команде

при урагане – 2 команде. Капитаны выбирают билет с заданием:

- перелом голени

- перелом предплечья.

Подведение итогов игры:

    О бъявить результаты по количеству набранных баллов командами.

    Выставление оценок.

Вывод по уроку:

Завершая изучения раздела «Безопасность человека в экстремальных ситуациях», хотелось бы вам напомнить, что, изучая курс ОБЖ, вы уменьшаете вероятность ошибок при действиях в опасных и чрезвычайных ситуациях, возникновение страха и паники - главных причин стресса и гибели людей.

 


Читайте:



Тонкая структура спектров эпр

Тонкая структура спектров эпр

Исследование спектра атома водорода при помощи спектральных приборов с высокой разрешающей способностью и большой дисперсией показало, что...

Сонник младенец девочка на руках у мужчины

Сонник младенец девочка на руках у мужчины

Вам приснился ребенок на руках, и вам интересно, что это означает? Тогда вам стоит ознакомиться с мнениями толкователей по этому поводу. Они...

Синие, крупные, спелые: к чему снятся сливы?

Синие, крупные, спелые: к чему снятся сливы?

Вспомнив своё сновидение подробно, сновидец угадает, что ждёт его в будущем. Сон о сливовых плодах в соннике трактуется к радостям и...

Приснился лимон. К чему снится лимон. К чему видеть во сне лимон

Приснился лимон. К чему снится лимон. К чему видеть во сне лимон

Лимон ассоциируется с чем-то кислым и неприятным. Но одновременно с целебным, оздоровительным и полезным. Поэтому абсолютно непонятно, чего ожидать...

feed-image RSS