Реклама

Главная - Детские поделки
Околыш фуражки. Военная фуражка своими руками

Армия всегда стремилась отличаться от гражданских лиц своей одеждой и головными уборами. Но в отличии от цивильной, армейская мода всегда была более консервативной… Благодаря этому, а также уважению к армейским традициям, до наших времен дожили некоторые образцы военной формы и головных уборов армий мира , которые не менялись практически на протяжении сотен лет.

И так, головные уборы в армиях мира. Для удобства, расположим их в алфавитном порядке.

Балаклава – головной убор, который охватывает всю голову, оставляя открытыми только небольшую часть лица, например, нос и глаза. Назван в честь города Балаклава в Крыму. Во время Крымской войны 1853-1856 годов, такие вязаные шлемы защищали британские войска от холода. Но другое название этого предмета одежды, подшлемник, упоминается в печати гораздо раньше. Вообще, этот головной убор стал известен с 19 века.


Бандана – треугольный или квадратный платок. Изначально банданы использовались американскими ковбоями для защиты от пыли. Они повязывались на шее так, чтобы можно было их быстро надеть на лицо. В конце 1980-х – начале 90-х годов в Калифорнии банданы использовали, как знак принадлежности к определенной преступной группировке.


Бейсбольная кепка представляет собой мягкую шапочку с жесткими краями и козырьком. История кепки началась в 1860 году, когда ее стали носить игроки команды Brooklyn Excelsiors. К 1900 году этот головной убор стал популярным. В 1940-ом произошло рождение современной бейсболки. Козырек стал намного короче, и шляпа стала более удобной. В настоящее время бейсболки стали популярным предметом гардероба не только спортсменов, но и военных.


Берет . Современный берет происходит от традиционной шляпы пиренейских пастухов. Промышленное производство этого головного убора началось только в 17 веке на юге Франции. А к 1920 году береты выпускали уже более 20-ти французских заводов. Берет является частью униформы многих военных подразделений армий мира.


О беретах в элитных подразделениях армий мира я писал в своей статье

Бескозырка — форменный головной убор (фуражка без козырька) солдат, матросов, некоторых младших командиров, воспитанников военно-морских училищ ряда армий и флотов. В российской армии и флоте с 1811. В 1872 в российском флоте на бескозырки были введены ленточки, на которых обозначались наименование корабля или номер флотского экипажа. В 1921 году был утвержден образец обмундирования для военных моряков. Со временем бескозырка подверглась лишь небольшим изменениям. Вместо названия корабля на лентах появилось название флота или военно-морского училища. Бескозырка представляет собой русский национальный головной убор. Ее внешний вид многие нашли красивым и привлекательным, он так импонировал иностранным морякам, что вскоре русская бескозырка завоевала признание во всех флотах мира.



Американские моряки носят бескозырки, больше похожие на панамы.


Красные помпоны на белых шапочках французских военных моряков — давняя традиция. Раньше в кораблях были тесные помещения с низкими потолками, и помпон предохранял голову моряка от удара об их выступы. Сейчас корабельные помещения стали более просторными, но традиция использования красного помпона на белых шапочках французских военных моряков сохранилась до сих пор.

Гленгарри (Glengarry). Шапочка, сплюснутая с боков (наподобие пилотки), декорированная двумя ленточкам, прикреплёнными сзади, и небольшим помпоном, пришитым сверху. Обычно шьётся из плотной шерстяной ткани. По легенде гленгарри в конце XVIII века изобрёл британский полковник Александр Рэнелдсон МакДоннелл из Гленгарри. Прототипом для нового головного убора стал национальный шотландский берет балморал, также украшавшийся лентами и помпоном. Изначально гленгарри носился с рабочей формой одежды как военный головной убор в британской армии. Позже гленгарри стали популярны в британской армии, благодаря своей практичности и удобству ношения. Также гленгарри стали носиться в качестве основного головного убора волынщиков шотландских полков. Обычно окраска гленгарри черная или темно-синяя, современные военные гленгарри всегда темно-синего цвета. Сегодня гленгарри носят многие шотландские полки британской армии.

Конфедератка - известный с XVIII века четырёхугольный головной убор в польской армии.


Тропический шлем . Каска с широкими полями и полусферической тульей. Часто имеет подбородный ремешок и навершие в виде маленькой пики или эмблемы. Обычно изготавливается из пробки или растительных волокон, а сверху обтягивается тканью. Колониальный шлем появился в британской армии в середине XIX века во время войн с другими европейскими державами за свои колонии в тропиках и вооружённых восстаний в Индии. Позже колониальный шлем использовался американцами во время войн во Вьетнаме и Корее. Сегодня колониальный шлем – элемент парадной формы некоторых армейских подразделений Великобритании и стран Британского Содружества.


Тэм о шэнтер (tam o shanter). Традиционный головной убор в Шотландии. Круглая шапочка с плотно облегающей лентой вокруг головы и мягким объемным верхом. На макушке обычно украшена помпоном. Носят ее, заломив на одну сторону. Британская и канадская пехота начала носить тэм-о-шентеры цвета хаки во время Второй мировой войны. В условиях окопной войны такой берет являлся наиболее практичной альтернативой другому головному убору – гленгарри. Современные тэм-о-шентеры, которые носят в разнообразных шотландских полках, отличаются эмблемами и перьевыми султанчиками различных цветов. Сейчас встречается только в качестве головного убора шотландских полков в армии Великобритании, и в некоторых воинских подразделениях Канады.


Тюрбан (turban) — мужской и женский головной убор у народов Азии и Северной Африки - полотнище лёгкой ткани, обёрнутое вокруг головы. Тюрбан обычно наматывается на тюбетейку, феску или шапку. Для его изготовления обычно требуется 6-8 метров ткани, но на некоторые виды тюрбанов уходит до 20 метров материи.



Тюрбан сейчас носят во многих армиях, где служат индусы-сикхи.



Ушанки считаются традиционным головным убором в России. Ушанка сделана из меха или овчины и предназначается для защиты от холода. В 1934 году шапка-ушанка обрела вид, привычный всем до сих пор, её стали носить Военно-морские силы Рабоче-крестьянской Красной Армии. Шапка-ушанка черного цвета состояла из окола, суконного черного колпака, козырька и назатыльника с наушниками. Наушники в опущенном положении завязываются на тесьму, а в поднятом заправляются внутрь назатыльника. В соответствии с приказом Наркома ВМФ № 426 от 20 октября 1939 года, суконный колпак заменили на кожаный, а также добавили обтянутую кожей пуговицу. Шапки высшего и старшего командного состава изготовляли из меха мерлушки черного цвета, а шапок среднего комсостава и сверхсрочнослужащих - из меха цигейки чёрного цвета. С 1940 года шапка-ушанка стала зимним головным убором армии и милиции. Головной убор делали из светлой овчины, хотя на флоте ушанки оставались чёрными.




Фуражка (forage cap). Головной убор с высокой тульей, околышем и козырьком. Обычно декорируется по околышу и верхнему краю тульи специальным ремнём, рантом и кокардами, крепящимися на тулью и околыш. Фуражка получила своё название от слова «фураж» (корм для лошадей). Дело в том, что первые фуражки появились во время наполеоновских войн, и их носили русские, прусские и британские кавалеристы, занимавшиеся поиском корма для лошадей. Сегодня фуражка, в различных её формах является частью военной формы армий многих стран мира. Следует добавить, что в Великобритании и странах Британского Содружества термин forage cap используют также и для обозначения пилотки.


Шляпа рейнджера (). Эти шляпы также называют шляпой сержанта или шляпой бойскаутов. Широкополая фетровая шляпа, с высокой верхушкой, симметрично «защипнутая» с четырех сторон, и таким образом образующая пик в центре – «пик Монтаны». Изначально верхушка шляпы заканчивалась обычной складкой, но из-за обильных тропических дождей, дизайн шляпы был изменен в угоду практичности: в «складках Монтаны» вода не задерживается. Сегодня эти шляпы в обиходе у королевской полиции Канады, новозеландской армии, вооруженных сил США, правоохранительных органов США, а также у бойскаутов.

Шляпа-таблетка (pillbox hat). Небольшая шляпа без полей, с цилиндрической тульей; часто совсем плоская, с небольшим желобком, опоясывающем центр тульи. В это трудно поверить, но ещё совсем недавно шляпа-таблетка, дополненная подбородочным ремешком, была военным головным убором. Её и сейчас в этом качестве используют в некоторых странах Британского содружества.



В этой статье я конечно описал не все головные уборы, используемые в армиях мира , так как их очень много. Не коснулся я и боевых шлемов, предназначенных для защиты головы солдата, но об этом уже в следующих статьях.

Использованы материалы сайтов: http://tomall.ru и http://www.softmixer.com


Posted in and tagged


Форменная фантасмагория от Павла I до Сергея Шойгу.

Воскресенье. Лето в разгаре. Севастополь изнывает от жары. В Балаклавской бухте застыли у причалов раскаленные на солнце черные сигары подводных лодок. В казарме оставшийся старшим в бригаде командир 1-го дивизиона (комдив-1) лениво расставляет фигуры на шахматной доске.

– Кто хочет сыграть?

Желающих нет. Все знают, что комдив – шахматный бог бригады подводных лодок. С ним мог бы сразиться на равных только флагманский штурман, но он сегодня, как говорят моряки, сошел на берег – редкая возможность побыть дома с семьей.

Оперативная смена – дежурный по бригаде офицер, оставшийся за флагманского механика командир БЧ-5 (по-простому – механик) одной из подводных лодок, другие офицеры, обреченные в выходной день тянуть лямку военной службы, – изнывает от вынужденного безделья.

Механик мысленно пересчитывает деньги, оставшиеся в кошельке до «дня моряка» – так военные называют на флоте день выдачи денежного содержания, а гражданские шпаки – получкой. Хватит на ужин в лучшем ресторане Севастополя. Такова ставка в игре.

– Я сыграю.

Комдив-1 и все офицеры сразу оживляются. Комдив просит оперативного дежурного по бригаде позвонить в ресторан, заказать ужин на одну персону и вызвать две машины такси на 19.00 к КПП части. Кто-то поедет ужинать в ресторан. Комдив не сомневается, что сегодня этим счастливчиком будет он. Игра начинается. Но итог ее совершенно неожиданный для участников и зрителей. Шах и мат шахматному богу объявляет механик.

Вечером, после смены с дежурства, начинается кульминационный момент. К КПП подъезжают две машины с шашечками на дверках. В первую машину на переднее сиденье (командирское) возлагают белоснежную фуражку механика. Во вторую машину усаживается сам механик, и небольшая кавалькада, провожаемая приунывшим комдивом (он оплачивает этот праздник), отъезжает от КПП.

В центре города машины не сразу подъезжают к ресторану, а совершают три круга почета – вдоль Южной бухты по улице Ленина, с нее, около Графской пристани, поворачивают на проспект Нахимова, дальше – на Большую морскую и вновь – на улицу Ленина. Наконец подъезжают к гостинице «Севастополь», где на первом этаже лучший в городе ресторан. Водитель первой машины торжественно вносит через распахнутую услужливым швейцаром дверь фуражку механика. После этого из второй машины выходит «его высокоблагородие».

Этот ритуал был хорошо известен в Севастополе всем, кому довелось служить здесь в 60-е годы прошлого века. Но наш рассказ не о нем, а о фуражке.

ИСТОРИЯ ДЛИНОЙ ПОЧТИ В 220 ЛЕТ


Фуражка образца 1900 года

Слово «фуражка» – ярчайший образец народной этимологии, считает ведущий научный сотрудник Центрального пограничного музея ФСБ РФ, кандидат исторических наук Александр Печейкин. Происходит оно от головных уборов, которые солдаты носили в тех случаях, когда строевой головной убор был не к месту – при выполнении различных работ, на заготовке продовольствия и фуража (fourrage – корма для животных). От слова «фураж» шапка стала называться фуражной шапкой, а проще – фуражкой.


Достоверные сведения о фуражных шапках в России датируются правлением Павла I. В частности, документом от 21 декабря 1796 года гусарам предписывалось изготавливать фуражные шапки цвета ментиков, а околыши – цвета доломанов. Так что в будущем году нашим фуражкам исполнится 220 лет. По этому случаю Министерство обороны, смеем предположить, устроит праздник и выпустит юбилейную медаль, ведь фуражка того стоит.


Фуражка, выдаваемая со склада вещевой службы, как правило, сразу выкидывалась.

На флоте редкий офицер носит фуражку, выданную ему на складе вещевой службы. Уважающий себя военный моряк заказывает головной убор в ателье, особым шиком считается сшить его у известного всему флоту мастера. К сожалению, как заметил два века назад поручик французского Инженерного корпуса Сади Карно, иных уж нет, а те – далече…

В 70-е годы прошлого века офицера Черноморского флота легко можно было отличить от балтийца или североморца по фасону фуражки, сшитой по особому заказу. У черноморского офицера фуражка была с высокой тульей и изогнутым, повторяющим форму морской волны, донышком – верхней части головного убора. То есть передняя часть донышка гордо задиралась вверх, а нижняя была приопущена. В тулью подкладывали ватный валик, отчего она была выгнута, как лук с туго натянутой тетивой.


Фуражка на заказ "севастопольского" образца

Фуражки балтийцев отличалась ровным донышком. Говорят, шили их старые мастера, которые еще помнили прежние названия городов Восточной Пруссии и старую школу фуражечного пошива. Можно было встретить у балтийцев и фуражки без армированной вставки – стального обруча, который поддерживает форму тульи и придает ей щеголеватый изгиб. Без вставки тулья обвисала, и в этом люди с понятием тоже видели определенный шик: сразу видно, что перед вами не паркетный служака, а просоленный морем и обветренный всеми ветрами боевой офицер. По форме его фуражка напоминала ту, что носили немецкие подводники в годы Второй мировой войны, но это сравнение весьма условное. Вместе с тем обладателями таких фуражек чаще всего были подводники дважды Краснознаменного Балтийского флота.


Такую фуражку носил мой дед на Балтике в 50-х

Неплохо шили флотские фуражки и в далеком Владивостоке. Но они не оставили заметного следа в истории фуражечного искусства.

Североморцы же были самыми обездоленными в Советском Союзе, потому что на Севере не было мастеров, следовательно, и сногсшибательных по фасону головных уборов. Фуражки североморцев оценивали обычно на твердую тройку. Нет, это не цена, а отметка из школьного дневника. Цена же на головную красоту, в зависимости от места создания и «бренда» мастера, варьировалась от 25 до 35 советских рублей (в современной системе денежных координат умножайте на 1000). К такой фуражке полагался еще шитый «краб» (то, что у сухопутных офицеров называется кокардой). «Краб» стоил 5 рублей. Шили его тоже мастера, но попадались и ремесленники, которые неплохо справлялись с этим делом. На «краб» распускали нарукавные звездочки, сделанные из тонкой металлической нити, потом эту нить заново скручивали с помощью небольшого приспособления, и заготовленные «колбаски» пришивали к заготовке «краба» строго по намеченным контурам «веточек».

Шитой краб

Обязательным шикарным дополнением считались плетеные шнуры не из шелковой нити, а из металлической, «под золото», и медные пуговицы образца 50-х годов. Вот такие произведения искусства, мало отличающиеся, по сути, от уставных казенных фуражек, с гордостью носили флотские офицеры и, конечно, ими дорожили, как боевым знаменем части.

ПОСЛЕДНИЙ ЭКЗАМЕН

В конце июля 1984 года в Военно-политической академии имени Ленина в последний раз принимали вступительный экзамен по уставам Вооруженных сил СССР. Позже абитуриенты, приехавшие с должностей замполитов батальонов и им равных, вместо уставов сдавали иностранный язык. А вот до 1984 года – либо иностранный язык офицерам не требовался, либо высшее командование сомневалось: а может ли политработник за пять лет выучить основу основ военной службы – уставы?

В группе журналистов начальник академии перед самым экзаменом поменял состав приемной комиссии по уставам. Это означало для абитуриентов, что список с предварительно проставленными отметками напротив фамилий тех, кто обязательно должен поступить в академию, остался где-то вне стен аудитории. Пасьянс проходного балла явно не складывался.

Офицеры, не привыкшие полагаться на волю случая, заволновались. Капитан Задунайский носился с альбомом для рисования, в котором были наклеены вырезки из газет с его заметками, всем совал их под нос и убежденно бубнил:

– Ведь я редактор дивизионной газеты. Ну если не меня, то кого еще принимать на редакторское отделение?

На слове «редакторское» он делал особое ударение, и голос его при этом предательски дрожал.

Все офицеры в высшей степени ответственно отнеслись к сдаче уставов. Каждый старался внести в процесс испытания личное творческое начало. Особо отличился офицер, который все четыре года обучения в училище просидел в каптерке, выдавая однокурсникам чистое исподнее и портянки. Этот практический багаж хозяйственной деятельности вряд ли пригодился ему в течение пяти лет службы в редакции военной газеты, но оставил неизгладимый след в его жизни. Строевым шагом он вышел к столу, за которым сидели члены приемной комиссии. Это были полковники – убеленные сединами кандидаты каких-то наук и даже один профессор. Капитан хорошо поставленным голосом (в каптерке что ли научился?) прочитал первый вопрос билета:

– Отдача чести вне строя. Члены приемной комиссии согласно закивали головами.

– Разрешите взять матчасть? Тут полковники недоуменно взглянули на капитана.

– В смысле головной убор, – уточнил капитан.

Недоумение во взглядах полковников сменилось, можно сказать, каким-то умиротворением, и они вновь одобрительно закивали.

Капитан надел головной убор на голову и отдал честь вне строя. За первый вопрос экзаменационного билета оценка была «отлично».

Вы думаете, только за бравое приложение руки к козырьку? Отнюдь нет. Абитуриент вскрыл в ходе сдачи вступительного экзамена самое святое в армейской службе: к пустой голове руку не прикладывают. Тем самым он показал глубокое знание философии уставов: главное не голова, главное – фуражка. Но это не значит, что голова – второстепенная часть военнослужащего. Ведь если бы ее не существовало у служивого, то и фуражку надевать было бы не на что. А военного без фуражки не бывает. Следовательно, и армии как большой массы военных людей не существует без фуражки.

ЗЕРКАЛО ВОЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Фуражка – не только часть формы одежды, но и зеркало военной организации государства. Мода на форму и размер фуражки имеет большое политическое значение. Чем выше тулья – тем ниже уровень боеспособности. Говорят, что Грачев, который, как известно, был невысокого росточка, ввел моду на высокую тулью, чтобы казаться выше. Но это наглая ложь. Во времена Грачева тулья и околыш увеличивались прямо пропорционально сокращению и ослаблению Вооруженных сил. При Сергееве эта мода получила дальнейшее развитие. Офицеры щеголяли уже не в «аэродромах», а в «космодромах» на голове. Потом президент назначил гражданского министра обороны, и начался разброд и шатание в головных уборах, следовательно, и в головах офицеров. Никто не знал, какая фуражка в моде, потому что гражданский министр ее не носил.


Детище Грачева

Назначенный министром обороны Сергей Шойгу ни минуты не служил в армии. Первое офицерское звание «лейтенант» он получил после окончания Красноярского политехнического института и сразу отправился в запас, не прослужив на действительной службе даже положенного года. Это помогло Сергею Кужугетовичу счастливо избежать веяний фуражечной моды. В душе он, несомненно, человек военный, это отмечалось в нем еще во времена его председательства в Российском корпусе спасателей, но при этом не отягощенный фуражечными традициями советской и российской армии. Когда Сергей Кужугетович возглавил Минобороны, в войсках повеяло модой на новую фуражку – такую, как в МЧС: с низким околышем и маленькой тульей. Так и хочется назвать ее «a la Choпgou». Но если присмотреться внимательнее, то в этой фуражке явно просматривается фасон русской армии образца 1916 года и еще сохранявшиеся в то время имперские амбиции. Кстати, такую фуражку в 1916 году носил унтер-офицер Георгий Жуков, названный много десятилетий спустя Маршалом Победы. Иными словами, если судить по фуражке, то сегодня показуха ельцинских времен канула в лету, и армия под руководством министра Шойгу возвращается к реальной боевой деятельности, становится сильной и в отличие от императорской, будем надеяться, – победоносной.


Новые фуражки "от Шойгу", на Флоте именуются "шойгувками".

А что еще нужно для обеспечения безопасности Отечества? – Была бы фуражка, а голова для нее найдется.

Источник

P.S. На Флоте очень негативно относятся к новой реформе по изменению формы одежды. Упразднили шинели и куртки. На форме появились "бирки" и "таблички". Все фуражки старого образца так же упразднили. Говорят, на майские праздники кортики будут подвешивать на пуховики:(Скоро появятся белые "шойгувки" и запретят носить флотские шитые фуражки. Однако, выбора нет.... будем привыкать...

Аннотация. В статье рассказывается об образцах военных фуражек, их изменениях, введении козырька как обязательного элемента этого головного убора.

Summary . The article describes the types of military peak caps, their changes, introduction of visor as a mandatory element of the headdress.

ИЗ ИСТОРИИ ВОЕННОГО ОБМУНДИРОВАНИЯ И СНАРЯЖЕНИЯ

ПЕЧЕЙКИН Александр Валерьевич - ведущий научный сотрудник Центрального пограничного музея ФСБ РФ, кандидат исторических наук (Москва. E-mail: pe4av@mail. ru)

ФУРАЖКА ВОЕННОГО ОБРАЗЦА

Несмотря на очевидную пользу козырька, прикрывающего глаза человека от солнечного света, солдатская фуражка с круглой тульей, введённая в России царским указом от 23 сентября 1811 года, почти сто лет изготавливалась без этой детали. По сохранившимся иконографическим источникам даже офицеры носили фуражки как с козырьками, так и без них1. Фуражки с козырьками для нижних чинов, судя по всему, сначала появились у самокатчиков (велосипедистов), которым они были определены в июле 1892 года в качестве добавочного обмундирования. Полутора годами позже такую же фуражку ввели для ратников конных сотен государственного ополчения, в январе 1897 года нижние чины армейских драгунских полков также получили фуражку с козырьком. Но процесс не затрагивал основной массы армии - её пеших частей2. Лишь в 1907 году с введением в Русской армии походного обмундирования защитного цвета головным убором была определена фуражка с козырьком. Её подробное описание и рисунок установил приказ по военному ведомству № 632 от 15 декабря 1907 года.

Предполагалось, что данный головной убор будет использоваться летом, поэтому фуражки шились из льняной или хлопчатобумажной ткани. Но иметь отдельную летнюю фуражку, видимо, оказалось накладно, и к 1910 году походные фуражки стали изготавливать из сукна защитного цвета, которые теперь полагалось носить и на всех манёврах, и на зимних полевых занятиях, и в лагерном расположении.

Тулья такой фуражки имела высоту 5 см, диаметр круглого дна, в зависимости от размера головы человека, допускался трёх размеров: 26,7, 25,5 и 24,4 см. Шов на околыше шириной 4,4 см располагался спереди и прикрывался кокардой. Изнутри фуражка подбивалась хлопчатобумажной рубашечной тканью на дне и под тульей. Околыш усиливался картоном и подшивался кожаным подтулейником. По окружности дна внутрь вкладывался стальной обруч, прикреплявшийся на равных расстояниях в четырёх точках. Для сохранения формы фуражки поверх подкладки тульи вертикально накладывалась стальная пластинка, одним концом упиравшаяся в дно, а другим опускавшаяся на 0,5 см ниже верхнего края околыша. Эта пластинка прикрывалась пришивавшейся к подкладке тканью шириной 9 см.

Козырёк к фуражке изготавливался из толстой кожи, окрашенной с лицевой стороны в защитный цвет. По прямой линии с угла на угол длина готового козырька определялась в 21,1-21,7 см, ширина - от 5,4 до 5,5 см. На расстоянии 0,8 см от верхнего края и 0,3 см от нижнего края козырька по периметру лицевой стороны шёл тиснёный ободок шириной 0,6 см. После лакировки края готового козырька обрезали и закрашивали. Подбородные ремешки на походных фуражках образца 1907 года имели защитный цвет, изготавливались из кожи и полагались офицерам всех родов войск, а нижним чинам - только в кавалерии и конной артиллерии.

После 1909 года походная фуражка стала одинаковой для всех военнослужащих, единственным отличием офицерской были металлические пуговицы цвета мундирных, к которым пристёгивался подбородный ремешок.

30 марта 1914 года приказом по военному ведомству № 211 был введён новый образец походной фуражки. Теперь она изготавливалась на шесть ростов, а тулья стала шиться из четырёх долей различной высоты: две передние доли имели одинаковую высоту по всей длине (5,8 см), а две задние постепенно сужались от 5,8 до 4,7 см. Дно стало иметь овальную форму (длина по большой оси для 1-го роста - 27,5 см, для 6-го роста - 28,6 см, длина по малой оси, соответственно, 26,4 и 27,5 см). Спереди тулья по всей ширине подкладывалась сложенной вдвое крашениной до боковых швов. С началом Первой мировой войны циркуляром Главного интендантского управления № 31 было разрешено использовать холщовые подтулейники вместо кожаных, а дефицитное сукно всё чаще стали заменять хлопчатобумажной тканью3.

Введение в 1907-1909 гг. козырька и подбородного ремешка на фуражке окончательно сформировало привычный для нас облик этого военного головного убора. Носить фуражку, как бескозырку, так и снабжённую козырьком, нижними чинами русской армии было принято немного набекрень, на правую бровь, но чтобы при этом вертикальная ось кокарды совпадала с линией носа.

Офицерские фуражки имели некоторые особенности, вызванные веяниями моды. Так, перед Первой мировой войной в армии распространился обычай носить фуражки с тульями прусского образца, что отмечалось и циркуляром Главного штаба № 215 от 23 декабря 1909 года. На походных фуражках шедший по околышу подбородный ремешок нередко убирали под нижний край кокарды. С началом войны распространилась мода на «энглизированные» фуражки с обтянутым сукном козырьком. Далеко не все офицеры разделяли подобные увлечения, многие справедливо негодовали: «…нельзя же менять наш форменный костюм на Бог весть что… Сплошь и рядом не можешь отличить нашего офицера от англичанина, которым почему-то надо подражать»4. Судя по фотоматериалам, офицеры носили фуражку прямо, без заметного наклона.

Походные фуражки образцов 1907-1909 и 1914 гг. остались основным летним головным убором и в Красной армии. Правда, использовавшиеся в РККА фуражки, как правило, не имели жёсткой основы, а размер тульи был существенно меньше.

Первым самостоятельным образом следует считать утверждённую в 1924 году летнюю фуражку для всех родов войск. Её шили из льняного походно-палаточного полотна или из хлопчатобумажной походно-палаточной ткани защитного цвета, пропитанных химическим водонепроницаемым составом. Козырёк и подбородный ремешок изготовлялись из того же материала, что и фуражка. Для придания козырьку жёсткости он простёгивался несколькими параллельными строчками или прокладывался картоном. Ремешок пристёгивался к околышу двумя пуговицами близкого к защитному цвета или обтянутыми тканью. Спереди, посредине околыша, высота которого составляла 4,5 см, в сшивной шов крепился красноармейский значок-кокарда - красная пятиконечная звезда5.

Летняя фуражка образца 1924 года впоследствии претерпела ряд изменений. Наибольшего интереса заслуживают образцы 1928 и 1935 гг. Образец суконной фуражки 1928 года, установленный приказом РВС СССР № 31 от 4 февраля, оказался едва ли не единственным у нас, в котором с боков тульи были предусмотрены вентиляционные отверстия - по два с каждой стороны. А введённые с 3 декабря 1935 года приказом НКО СССР № 176 фуражки получили лакированный угловатый козырёк удлинённой формы, который иногда называют или «ворошиловским», или «козырёк лопатой». В суконной фуражке образца 1935 года частично возродилась дореволюционная традиция - околыш и выпушки стали соответствовать предписанному роду войск или службе цвету6. В дальнейшем расцветка, конечно же, изменялась, но принцип остался до конца советской власти.

Нельзя не отметить характерную черту периода 1920 - начала 1940-х годов: военнослужащие носили фуражки, особым образом заламывая у них переднюю часть тульи и козырька. Эта мода распространилась практически на весь личный состав, вне зависимости от должностного положения и воинского звания. Положение было решено исправить. «Правилами ношения формы одежды военнослужащими РККА» от 18 ноября 1932 года (приказ РВС СССР № 220) предписывалось носить фуражки прямо, без излома передней части тульи и козырька. Но, видимо, мода оказалась живуча, и данное требование пришлось повторять в новых «Правилах», утверждённых приказом НКО СССР 17 декабря 1936 года за № 2297. Однако, судя по фотоматериалам, ещё и в 1941 году отдельные военнослужащие, в основном из числа молодёжи, продолжали носить фуражку с заломленными передними частями тульи и козырька.

В фуражках образца 1935 года советские солдаты встретили Великую Отечественную войну. Впрочем, незадолго до её начала была предпринята попытка почти полностью отказаться от фуражки. Так, согласно приказу НКО СССР № 005 от 1 февраля 1941 года суконная фуражка с цветным околышем должна была остаться летним головным убором мирного времени только у командно-начальствующего состава РККА, а рядовым, младшему начсоставу срочной и сверхсрочной службы, курсантам военно-учебных заведений фуражка на мирное время заменялась суконной пилоткой. Впрочем, полностью претворить данное решение в жизнь помешала начавшаяся война8. Только младший начсостав срочной и сверхсрочной службы, курсанты военно-учебных заведений и рядовой состав органов и войск НКВД СССР сохранили фуражку в качестве летнего головного убора9.

Трудно складывались «отношения» с фуражкой и в отечественной авиации. Военнослужащим советских ВВС то вручали фуражку в качестве парадного и повседневного головного убора, то заменяли её пилоткой. Вопреки тому, что мы иной раз видим в художественных кинофильмах, фуражка никогда не была и не является и женским головным убором. Конечно, имелись исключения, но никакими правилами ношения формы одежды фуражки военнослужащим-женщинам не предусматривались. Случалось, женщины носили фуражки, но только в тех случаях, когда им полагались предметы мужского вещевого довольствия. Например, по указанию начальника Управления обозно-вещевого снабжения РККА от 22 ноября 1935 года обмундирование мужского образца полагалось курсанткам (слушательницам) военно-учебных заведений.

Отметим, что с момента установления советской власти статус фуражки стал максимальным, то есть её стали применять и как парадный головной убор, в том числе и для почётного караула. Например, прибывших в Москву в 1944 году премьер-министра Великобритании У. Черчилля и министра иностранных дел А. Идена встречал почётный караул из состава Отдельной мотострелковой дивизии особого назначения войск НКВД имени Ф.Э. Дзержинского, одетый в шинели и фуражки. Правда, на проводах делегации почётный караул уже был в стальных шлемах10.

К началу Второй мировой войны фуражка с козырьком и круглым донышком тульи стала почти повсеместно применявшимся головным убором. Вопреки распространённому мнению такие фуражки использовали даже поляки. Конечно, основная масса польской армии к 1939 году носила фуражки с квадратным донышком тульи, которые в русском языке получили название «конфедератка». Правда, польские специалисты применяют другой термин - rogatywka. Так вот, несмотря на то, что большинство польских солдат носили конфедератки, польские лётчики, военнослужащие 1, 2 и 3-го легкоконных полков, пограничного корпуса и дивизиона морской жандармерии носили фуражки с круглым донышком тульи11. . <…>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http : www . elibrary . ru

___________________

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Историческое описание одежды и вооружения российских войск. Ч. 8. М.: Кучково поле, 2010. С. 173, 177; Леонов О., Попов С., Кибовский А. Русский военный костюм. Армия Александра I: пехота, артиллерия, инженеры. М.: Фонд «Русские Витязи», 2013. С. 205-207.

2 Военная одежда русской армии. М.: Воениздат, 1994. С. 300, 301, 308, 309, 330-333; Сакович А. Кавалерийский мундир образца 1897 г. Армейские драгуны. // Цейхгауз. 2013. № 4(54). С. 35-49 и др.

3 Аранович А.В. Русский военный костюм 1907-1917: Учеб. пособие. СПб.: ИПЦ СПГУТД, 2005. С. 32-38; Клочков Д.А. Гвардейская пехота: нижние чины. М.: Фонд «Русские Витязи», 2011. С. 72-77, 117, 118 и др.

4 Клочков Д.А. Обмундирование, снаряжение и вооружение Российской императорской армии, 1914-1917 гг.; Гвардейская пехота. Офицеры и генералы. М.: Фонд «Русские Витязи», 2012. С. 87-89, 112-115, 140-151.

5 Харитонов О.В. Иллюстрированное описание обмундирования и знаков различия Красной и Советской Армии (1918-1945 гг.). М.: МКЦ «Новикъ», 1993. С. 13, 14.

6 Там же. С. 24, 27.

7 На военнослужащих войск и органов ОГПУ - НКВД «Правила» 1932 г. были распространены приказом ОГПУ от 21 февраля 1933 г. № 35, а «Правила» 1936 г. формально для войск и органов НКВД отдельно не утверждались, но все основные положения действовали в отношении личного состава войск, а в ряде случаев - и органов госбезопасности.

8 Цыпленков К. Форма одежды - секретная… Парадное обмундирование обр. 1941 г. // Цейхгауз. 2001. № 3(15).С. 31-40.

9 Соответствующее постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) № 1010-405/cc для данного ведомства было опубликовано 15 апреля и объявлено приказом НКВД и НКГБ СССР № 00606/00193 от 16 мая того же года. Центральный архив ФСБ РФ. Ф. 66. Оп. 6. Д. 1. Л. 38-46.

11 Дарман П. Униформа Второй мировой. Полная иллюстрированная энциклопедия / Пер. с англ. А. Гришина. М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. С. 250; Stanis ł aw Komornicki , Zygmunt Bielecki , Wanda Bigoszewska , Adam Jo ń ca . Wojsko Polskie. 1939-1945. Barwa i Broń. Warszawa: Interpress, 1984. S. 113, 120, 121 и др.

Фуражки — мужской головной убор с козырьком, плоским донышком и жёстким широким околышком.

Ранее фуражки назывались картузами , которые стали выходить из употребления с наступлением в стране Советской власти и началом времени атеизма, когда покрытая голова и наличие пояса стали необязательным для мужчин, т.е. произошла смена культуры определённого внешнего облика. Картузы вышли из широкого употребления до Великой Отечественной войны.

Классификация фуражек даётся по шестидесятому году.

Фуражки разделялись на общегражданские и форменные; были для взрослых и детей.

Гражданская фуражка


Гражданские Фуражки для взрослых изготовлялись — от № 53 до № 62; Фуражки для мальчиков школьного возраста семи размеров — от № 50 до № 56; для мальчиков дошкольного возраста пяти размеров от № 47 до № 51.

Детская фуражка

Форменные фуражки для детей и подростков выпускались размеров с 49 по 56; для взрослых — с 52 по 61. Форменные фуражки подразделялись на военные и ведомственные, в том числе для учащихся. Фуражки военного образца в соответствии с формой бывали: для сухопутных войск, военно-воздушных сил, пограничной охраны, морского флота и речных флотилий, милиции и военизированной охраны.

Фуражка военного образца

Фуражка для офицеров ВМФ

Особым видом военных фуражек являюлись казачьи.

Фуражки для старшин, матросов срочной службы и воспитанников нахимовских военно-морских училищ делались без козырька, подбородного ремешка и пуговиц (фуражка-бескозырка), с флотской репсовой шёлковой лентой, с надписью золотыми буквами наименования флота или экипажа и изображением якоря золотистого цвета на концах.

Фуражка-безкозырка

Ведомственные фуражки были установлены для работников железных дорог, водного и воздушного пассажирского транспорта и некоторых других, для учащихся общеобразовательных школ, профессиональных и специальных училищ и некоторых высших учебных заведений. Фуражки разных типов были введены отдельными организациями для своих работников: обслуживающего персонала гостиниц, работников городского транспорта, носильщиков и т. п.

Гражданские фуражки изготовлялись шерстяные (из сукна, шевиота, трико, драпа), х.-б. (из рогожки, пике, букле), шёлковые (из чесучи), льняные (из полотна, парусины) и реже кожаные, меховые, соломенные, трикотажные и другие. На верх фуражек для офицеров шли чистошерстяная фуражечная ткань (образец 11128 БТУ МО 275-59 / ТК 2835) для маршалов, генералов и офицеров — чистошерстяной габардин артикул 1511; для других военнослужащих — фуражечное сукно артикул 852. По виду козырька различали фуражки с лаковым козырьком и с козырьком из основного материала. В летних форменных фуражках часто применяли для верха белую ткань. В этом случае из неё делали съёмные чехлы, чтобы их можно было стирать. В комплект фуражки включалсь два чехла.

Основными частями фуражки являются: верх (головка), околыш и козырёк. Верх состоит из плоского донышка и боковых сторон, составленных из четырёх дугообразно выкроенных частей — четвертинок. Донышко имеет форму незначительно вытянутого эллипса (разность длин полуосей от 2 до 10 мм); изготовлялось трёхслойным: верх из основного материала, подкладка, называемая «кружком», и промежуточная прокладка, обеспечивающая некоторую жёсткость. На подкладке посередине печаталось клеймо, иногда его покрывали целлофаном, или нашиваласьромбовидная накладка из влагостойкого материала (потничок) с клеймом. В форменных фуражках между донышком и околышем прокладывался узкий цветной (установленного цвета) кант; в общегражданских Фуражках шов между донышком и скосом обычно бывал без канта или с кантом (выпушкой) из основной ткани, из которой изготовлен верх Фуражки. Внутрь боковых стенок между четвертинками основного материала и их подкладкой давались различные прокладки для обеспечения устойчивости формы фуражки. Основными из них являлись стойки, поддерживающие перед верха фуражки в поднятом состоянии, в то время как зад спущен, и кольцевой каркас из тонкой узкой (1—8 мм) металлической или пластмассовой полоски (или проволоки), обеспечивающий устойчивость краёв донышка. Стоек две: большая (широкая, почти во всю длину козырька) и малая (узкая высокая, ставилась посередине переда). Околыш (называемый также околышек и окол) делался более или менее жёстким, нёс на себе верх и козырек. Каркасом жёсткости околышка служили полоска картона, чаще всего обшитая парусиной. Внешняя сторона околыша была крыта обычно таким же материалом, из которого сделан верх, в форменных фуражках часто бывала другого цвета или из другого материала — цветного бархата; отделывалась репсовой лентой. Внутренняя сторона околыша была образована прокладкой; к ней по нижнему краю пришивался налобник — защитная от пота полоска из дерматина или ледерина. На передней стороне околыша, над козырьком, был укреплён ремешок (из кожи, лаковой клеёнки или основной ткани) с двумя пуговицами по концам и декоративными шлевками перед ними, декоративный двойной витой шнур или двойной ремешок, который можно было раздвинуть и спустить вниз под подбородок. На форменных фуражках крепятся кокарды, эмблемы, гербы.

Козырьки изготовлялись из фибры или картона — лаковые либо с двойной обшивкой тканью. Лаковые имеют покрытие только с верхней (лицевой) стороны, часто делаются с выпуклым прессованным бортиком. Лицевой слой ткани называется также козырьком, нижняя обшивка — подкозырьком.

Основные измерения фуражек зависят от их фасона.; в таблице приведены основные размеры для нескольких основных типов форменных фуражек.

Основные размеры форменных фуражек в см (1960 год)

Измерение

Размеры (номера)

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

Длина продольной оси донышка для военных фуражек

26,3

26,6

26,9

27,2

27,5

27,8

28,1

28,4

28,7

Длина продольной оси донышка для фуражек ВМФ

27,3

27,6

27,9

28,2

28,5

28,8

29,1

29,4

29,7

Длина продольной оси донышка для школьных фуражек

23,1

23,4

23,7

24,3

24,6

24,9

25,2

25,5

25,8

26,1

Длина поперечной оси донышка для военных фуражек

25,5

25,8

26,1

26,4

26,7

27,3

27,6

27,9

28,2

Длина поперечной оси донышка для фуражек ВМФ

26,5

26,8

27,1

27,4

27,7

28,3

28,6

28,9

29,2

Длина поперечной оси донышка для школьных фуражек

21,7

22,3

22,6

22,9

23,2

23,5

23,8

24,1

24,4

24,7

Размеры остальных деталей для фуражек всех номеров 1960-го года одинаковы: высота околыша военных фуражек 4,5 см, морского флота и школьных 4,2 см, ширина налобника фуражек военных и военно-морского флота 5,0 см, школьных 3,7 см, высота четвертинки для Фуражек военных 5,0 см, военно-морского флота 4,8 см, школьных 3,7 см. В общегражданских фуражках в зависимости от фасона размеры деталей колебались довольно значительно. Верх форменных фуражек чаще всего соответствовал цвету костюма. Фуражки подразделялись на парадно-выходные (только для военнослужащих), повседневные и полевые (только для маршалов, генералов и офицеров Советской Армии). Все виды фуражек по конструкции были одинаковы и различались лишь расцветкой, качеством материала, размерами, а также на тулье, околышке и козырьке фуражки.

Расцветка форменных фуражек (1960 год)



Требования к качеству . Строчка швов ровная без пропусков. Стачные швы четвертинок и околыша прямые. Шов околыша должен совпадать со швом между задними четвертинками, образуя одну прямую. В фуражках с козырьком, обшитым тканью, шов стачки козырька с подкозырьком делается на стороне подкозырька. Козырёк пристрочен симметрично; середина точно совпадает с серединой переда фуражки. Пошив должен производиться нитками под цвет изделия. Наружная строчка фуражки из чистошерстяных тканей выполняется шёлком.

В зависимости от качества материалов и изготовления, а также наличия или отсутствия отдельных дефектов фуражки рассортировывались на три сорта. К 1-му сорту относились фуражки, в которых основные материалы не имеют дефектов (утолщений, слётов, близн, пролётов, пятен, заломов и т. д.) или имеют их в количестве не свыше пределов для 1-го сорта, а фуражки полностью соответствовали требованиям ТУ или имели незначительные допустимые отступления. Ко 2-му сорту относились фуражки, имеющие дефекты 2-го сорта по тканям или определённые дефекты пошива; к 3-му сорту относились Фуражки с соответствующими дефектами по тканям, а также при соответствующих дефектах изготовления.

Приёмка и упаковка фуражек производилась по правилам приёмки швейных изделий. Упаковывались (по ГОСТ 4869-50) в ящики с крестовиной, образующей гнёзда. Гнёзда и стенки ящика изнутри выстилались бумагой. После заполнения одного ряда гнёзд накладывался лист картона, на него новая крестовина и в неё таким же порядком следующий ряд фуражек и так до заполнения ящика.

Маркировка . К каждой фуражке прикреплялся ярлык с зарегистрированной фабричной маркой, наименованием предприятия, его подчинённости и местонахождения, наименованием изделия, указанием вида ткани, артикула, сорта, цены и ГОСТ или ТУ.

Фуражка министерства обороны (офисная). Фуражка сделана из ткани рипстоп, цвета олива. Согласно временному регламенту № 256/41/3101. На фуражках и кепках размещается знак различия по принадлежности к органам исполнительной власти, где законом предусмотрена военная служба (кокарда золотистого цвета), у высших офицеров, кроме того, козырек и околыш фуражки с шитьем золотистого цвета.

Фуражка пограничная с верхом зеленого цвета, черным околышем и красным кантом. Фуражка укомплектована кокардой и металлизированным филигранным (либо лакированным) шнуром. Высота тульи -7 см. Изготавливается в течении 3-5 рабочих дней.

Фуражка Военно-космических сил Российской Федерации офицерская с верхом синего цвета, голубым околышем и голубым кантом. Фуражка укомплектована кокардой, эмблемой на тулью и металлизированным филигранным шнуром. Высота тульи -7 см. Фуражка производится в течении 3-5 рабочих дней.

Фуражка ФСИН России с верхом серо-синего цвета, краповым околышем и краповым кантом. Фуражка укомплектована кокардой и металлизированным филигранным шнуром. Высота тульи -7 см. Фуражка изготавливается в течении 3-5 рабочих дней.

Фуражка МВД России с верхом стального цвета, темно-синим околышем и красным кантом. Фуражка укомплектована кокардой и металлизированным филигранным шнуром. Высота тульи -7 см.

Фуражка Прокуратуры Российской Федерации офицерская с синим верхом, черным околышем и зеленым кантом. Фуражка укомплектована кокардой, эмблемой на тулью и металлизированным филигранным шнуром. Высота тульи -7 см. Фуражка изготавливается в течении 3-5 рабочих дней.

Уменьшенная копия оригинального форменного головного убора удачно подчеркнёт причастность владельца к военной службе или силовой структуре и не займёт много места, что в условиях современного мегаполиса немаловажно

Фуражка ФССП России с верхом графитового цвета, темно-зеленым околышем и темно-зеленым кантом. Фуражка укомплектована кокардой, эмблемой на тулью и металлизированным филигранным шнуром. Высота тульи -7 см. Фуражка изготавливается в течении 3-5 рабочих дней.

Фуражка ФСБ\ФСО России с верхом иссиня-черного цвета, васильковым околышем и васильковым кантом. Фуражка укомплектована кокардой и металлизированным филигранным шнуром. Высота тульи -8-10 см. Фуражка изготавливается в течении 3-5 рабочих дней.

Фуражка ФСБ\ФСО России с верхом иссиня-черного цвета, васильковым околышем и васильковым кантом. Фуражка укомплектована кокардой и металлизированным филигранным шнуром. Высота тульи -7 см. Фуражка изготавливается в течении 3-5 рабочих дней.

Фуражка Военно-морского флота Российской Федерации офицерская парадная с белым верхом, черным околышем и белым кантом. Фуражка укомплектована кокардой и металлизированным филигранным шнуром. Высота тульи - от 8 до 10 см. Фуражка производится в течении 3-5 рабочих дней.

Фуражка МЧС России с верхом цвета морской волны цвета, околышем цвета морской волны и оранжевым кантом. Фуражка укомплектована кокардой и металлизированным филигранным шнуром. Высота тульи -7 см. Изготавливается в течении 3-5 рабочих дней.

Фуражка Военно-космических сил Российской Федерации офицерская с верхом синего цвета, голубым околышем и голубым кантом. Фуражка укомплектована кокардой, эмблемой на тулью и металлизированным филигранным шнуром. Высота тульи -8-10 см. Фуражка производится в течении 3-5 рабочих дней.

Фуражка Го­сав­то­инс­пек­ции МВД России с верхом темно-синего цвета, светоотражающим околышем и красным кантом. Фуражка укомплектована кокардой и металлизированным филигранным шнуром. Высота тульи -7 см. Изготавливается в течении 3-5 рабочих дней.

 


Читайте:


Новое

Как востановить менструальный цикл после родов:

Вкусный гарнир из цветной капусты - особенности приготовления, рецепты и отзывы

Вкусный гарнир из цветной капусты - особенности приготовления, рецепты и отзывы

Овощные гарниры всегда являлись востребованными, витаминными и вкусными блюдами. И сегодня мы предлагаем вам приготовить очень вкусный, сытный и...

Зеленые помидоры на зиму, простые рецепты вкусных зеленых помидор

Зеленые помидоры на зиму, простые рецепты вкусных зеленых помидор

Содержимое Каждая хозяйка, заготавливая запасы на зиму, всегда мечтает и о каком-нибудь необычном блюде, которым можно было бы удивить гостей на...

Салаты с кускусом — вкус, оригинальность и легкость водном блюде!

Салаты с кускусом — вкус, оригинальность и легкость водном блюде!

Шаг 1: подготавливаем кус-кус.Кус-кус – это пшеничная крупа, которую обычно пропаривают и подают с различными мясными или овощными добавками. Она...

Онлайн-гадание «Книга ведьм Гадания старой ведьмы

Онлайн-гадание «Книга ведьм Гадания старой ведьмы

На Ваше ближайшее будущее. Её короткие, но ёмкие рекомендации, скорей всего, будут Вам полезны. Особенность этого гадания - некоторые вопросы могут...

feed-image RSS