Главная - Рецепты
Древняя Русь: культура и ее особенности. Основные достижения русской культуры IX — начала XVII вв Таблица культурные достижения руси 11 век

Культура Древней Руси (или Культура Средневековой Руси ) - культура Руси в период Древнерусского государства с момента его образования до татаро-монгольского нашествия.

Письменность и просвещение

О существовании у восточных славян письменности в дохристианский период свидетельствуют многочисленные письменные источники и археологические находки. Создание славянской азбуки связывают с именами византийских монахов Кирилла и Мефодия. Кириллом во второй половине IX века был создан глаголический алфавит (глаголица), на котором были написаны первые переводы церковных книг для славянского населения Моравии и Паннонии. На рубеже IX-Х веков на территории Первого Болгарского царства в результате синтеза издавна распространенного здесь греческого письма и тех элементов глаголицы, которые удачно передавали особенности славянских языков, возникла азбука, получившая позднее название кириллица. В дальнейшем этот более легкий и удобный алфавит вытеснил глаголицу и стал единственным у южных и восточных славян.

Крещение Руси способствовало широкому распространению и быстрому развитию письменности и письменной культуры. Существенное значение имело то, что христианство было принято в его восточном, православном варианте, допускавшем, в отличие от католичества, богослужение на национальных языках. Это создавало благоприятные условия для развития письменности на родном языке.

Развитие письменности на родном языке привело к тому, что русская церковь с самого начала не стала монополистом в сфере грамотности и образования. О распространении грамотности среди слоев городского населения свидетельствуют берестяные грамоты, обнаруженные во время археологических раскопок в Новгороде, Твери, Смоленске, Торжке, Старой Руссе, Пскове, Старой Рязани и др. Это письма, памятные записки, учебные упражнения и т.п. Письмо, таким образом, использовалось не только для создания книг, государственных и юридических актов, но и в быту. Нередко встречаются надписи на ремесленных изделиях. Простые горожане оставляли многочисленные записи на стенах церквей Киева, Новгорода, Смоленска, Владимира и других городов. Самой древней на Руси книгой, из сохранившихся, является т.н. «Новгородская псалтырь» первой четверти XI в.: деревянные, покрытые воском дощечки с текстами 75 и 76 псалмов.

Большая часть памятников письменности до монгольского периода погибла во время многочисленных пожаров и иноземных нашествий. Сохранилась только их незначительная часть. Древнейшими из них являются «Остромирово Евангелие», написанное дьяконом Григорием для новгородского посадника Остромира в 1057 году, и два «Изборника» князя Святослава Ярославича 1073 и 1076 годов. Высокий уровень профессионального мастерства, с которым выполнены эти книги, свидетельствует о налаженном производстве рукописных книг уже в первой половине XI века, а также об устоявшихся к этому времени навыках «книжного строения».

Переписка книг велась, в основном, в монастырях. Ситуация изменилась в XII веке, когда в крупных городах также возникло ремесло «книжных описателей». Это говорит о возрастающей грамотности населения и возросших потребностей в книгах, которую не могли удовлетворить монастырские писцы. Переписчиков книг содержали при себе многие князья, а некоторые из них и переписывали книги самостоятельно.

В то же время, основными центрами книжности продолжали оставаться монастыри и соборные церкви, где существовали специальные мастерские с постоянными коллективами переписчиков. Они занимались не только перепиской книг, но и вели летописи, создавали оригинальные литературные произведения, переводили иностранные книги. Одним из ведущих центров этой деятельности был Киево-Печерский монастырь, в котором сложилось особое литературное направление, оказавшее большое влияние на литературу и культуру Древней Руси. Как свидетельствуют летописи, уже в XI веке на Руси при монастырях и соборных церквах создавались библиотеки, имеющие до нескольких сотен книг.

Нуждаясь в грамотных людях, князь Владимир Святославич организовал первые школы. Грамотность не была привилегией только господствующего класса, она проникала и в среду горожан. Обнаруженные в значительном количестве в Новгороде грамоты, написанные на бересте (с XI в.), содержат переписку простых горожан; делались надписи и на ремесленных изделиях.

Образованность весьма ценилась в древнерусском обществе. В литературе того времени можно найти немало панегириков книге, высказываний о пользе книг и «книжного учения».

Литература

С принятием христианства Древняя Русь была приобщена к книжной культуре. Развитие русской письменности постепенно стало основой для возникновения литературы и было тесно связано с христианством. Несмотря на то, что письменность была известна в русских землях и ранее, только после крещения Руси она получила широкое распространение. Также она получила основу в виде развитой культурной традиции восточного христианства. Обширная переводная литература стала основой для формирования с несобственной традиции.

Для оригинальной литературы Древней Руси характерны большая идейная насыщенность и высокое художественное совершенство. Её ярким представителем был митрополит Иларион, автор известного «Слова о законе и благодати», датируемого серединой XI века. В этом произведении чётко проявляется мысль о необходимости единства Руси. Использовав форму церковной проповеди, Иларион создал политический трактат, в котором нашли отражение злободневные проблемы русской действительности. Противопоставляя «благодать» (христианство) «закону» (иудаизм), Иларион отвергает свойственное иудаизму понятие богоизбранничества и утверждает идею перенесения небесного внимания и расположения с одного избранного народа на все человечество, равноправия всех народов.

Выдающимся писателем и историком был монах Киево-Печерского монастыря Нестор. Сохранились его «Чтение» о князьях Борисе и Глебе и ценное для истории быта «Житие Феодосия». «Чтение» написано в несколько отвлеченном стиле, в нем усилены назидательные и церковные элементы. Примерно к 1113 году относится выдающийся памятник древнерусского летописания - «Повесть временных лет», сохранившаяся в составе более поздних летописных сводов XIV-XV веков. Этот труд составлен на основе более ранних летописных сводов - исторических произведений, посвящённых прошлому Русской земли. Автор «Повести», монах Нестор, сумел живо и образно рассказать о возникновении Руси и связать её историю с историей других стран. Основное внимание в «Повести» уделено событиям политической истории, деяниям князей и других представителей знати. Хозяйственная жизнь и быт народа описаны менее детально. Отчетливо проявилось в летописи и религиозное мировоззрение ее составителя: конечную причину всех событий и поступков людей он видит в действии божественных сил, «провидения». Однако за религиозными расхождениями и ссылками на волю Бога часто скрываются практический подход к действительности, стремление выявить реальные причинно-следственные связи между событиями.

В свою очередь, Феодосию, игумену Печерского монастыря о котором также писал Нестор, принадлежит несколько поучений и посланий к князю Изяславу.

Выдающимся писателем был Владимир Мономах. Его «Поучение» рисовало идеальный образ князя - справедливого феодального правителя, затрагивало насущные вопросы современности: необходимость сильной княжеской власти, единство в отражении набегов кочевников и т. д. «Поучение» является произведением светского характера. Оно проникнуто непосредственностью человеческих переживаний, чуждо отвлечённости и наполнено реальными образами и примерами, взятыми из жизни.

Вопрос о княжеской власти в жизни государства, о ее обязанностях и способах осуществления становится одним из центральных в литературе. Возникает мысль о необходимости сильной власти как условия успешной борьбы с внешними врагами и преодоления внутренних противоречий. Эти размышления воплощены в одном из самых талантливых произведений XII-XIII веков, дошедшего до нас в двух основных редакциях «Слово» и «Моление» Даниила Заточника. Убеждённый сторонник сильной княжеской власти, Даниил с юмором и сарказмом пишет об окружающей его печальной действительности.

Особое место в литературе Древней Руси занимает «Слово о полку Игореве», датируемое концом XII века. В нем повествуется о неудачном походе на половцев в 1185 году новгород-северского князя Игоря Святославича. Описание этого похода служит автору только поводом для размышления о судьбах Русской земли. Причины поражений в борьбе с кочевниками, причины бедствий Руси автор видит в княжеских междоусобицах, в эгоистической политике князей, жаждущих личной славы. Центральным в «Слове» является образ Русской земли. Автор принадлежал к дружинной среде. Он постоянно пользовался свойственными ей понятиями «честь» и «слава», но наполнял их более широким, патриотическим содержанием. В «Слове о полку Игореве» воплотились характерные черты древнерусской литературы того времени: живая связь с исторической действительностью, гражданственность и патриотизм.

Большое влияние на Русскую культуру оказало Батыево нашествие. Первая работа посвященная нашествию - «Слово о погибели Русской земли». Данное слово дошло до нас не полностью. Также Батыевому нашествию посвящена «Повесть о разорении Рязани Батыем» - составная часть цикла повестей о «чудотворной» иконе Николы Зарайского.

Зодчество

До конца Х века на Руси не было монументального каменного зодчества, но существовали богатые традиции деревянного строительства, некоторые формы которого повлияли впоследствии на каменную архитектуру. Значительные навыки в области деревянного зодчества обусловили быстрое развитие каменной архитектуры и её своеобразие. После принятия христианства начинается возведение каменных храмов, принципы строительства которых были заимствованы из Византии. Вызванные в Киев византийские зодчие передали русским мастерам обширный опыт строительной культуры Византии.

Большие церкви Киевской Руси, построенные после принятия Христианства в 988 году, были первыми примерами монументальной архитектуры в восточно-славянских землях. Архитектурный стиль Киевской Руси утвердился под влиянием византийского. Ранние православные церкви были главным образом сделаны из дерева.

Первой каменной церковью Киевской Руси была Десятинная церковь в Киеве, строительство которой относят к 989 году. Церковь строилась в качестве кафедрального собора неподалеку от княжеского терема. В первой половине XII в. церковь перенесла значительный ремонт. В это время был полностью перестроен юго-западный угол храма, перед западным фасадом появился мощный пилон, подпирающий стену. Эти мероприятия, вероятнее всего, являлись восстановлением храма после частичного обрушения вследствие землетрясения.

Софийский собор в Киеве, построенный в XI, веке является одним из самых значительных архитектурных сооружений данного периода. Первоначально Софийский собор представлял собой пятинефный крестово-купольный храм с 13 главами. С трёх сторон он был окружён двухъярусной галереей, а снаружи - ещё более широкой одноярусной. Собор строился константинопольскими строителями, при участии киевских мастеров. На рубеже XVII-XVIII веков был внешне перестроен в стиле украинского барокко. Храм внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Живопись

После крещения Руси из Византии пришли новые виды монументальной живописи - мозаика и фреска, а также станковая живопись (иконопись). Также из Византии был перенят иконографический канон, неизменность которого строго оберегалась церковью. Это предопределило более длительное и устойчивое византийское влияние в живописи, нежели в архитектуре.

Наиболее ранние из сохранившихся произведений древнерусской живописи были созданы в Киеве. Согласно летописям, первые храмы украшали приезжие мастера-греки, добавившие в сложившуюся иконографию систему расположения сюжетов в интерьере храма, а также манеру плоскостного письма. Своей особой красотой известны мозаики и фрески Софийского собора. Они выполнены в строгой и торжественной манере, свойственной византийской монументальной живописи. Их создатели мастерски использовали разнообразие оттенков смальты, искусно объединили мозаику с фреской. Из мозаичных работ особенно значительны изображения Христа Вседержителя в центральном куполе. Все изображения пронизаны идеей величия, торжества и незыблемости православной церкви и земной власти.

Другим уникальным памятником светской живописи Древней Руси являются росписи стен двух башен Киевской Софии. На них изображены сцены княжеской охоты, цирковых состязаний, музыканты, скоморохи, акробаты, фантастические звери и птицы, что несколько отличает их от обычных церковных росписей. Среди фресок Софии - два групповых портрета семьи Ярослава Мудрого.

В XII-XIII веках в живописи отдельных культурных центров стали проявляться местные особенности. Это характерно для Новгородской земли и Владимиро-Суздальского княжества. С XII века формируется специфический новгородский стиль монументальной живописи, который достигает более полного выражения в росписях церквей Георгия в Старой Ладоге, Благовещения в Аркажах и особенно Спаса-Нередицы. В этих фресковых циклах, в отличие от киевских, заметно стремление к упрощению художественных приемов, к экспрессивной трактовке иконографических типов. В станковой живописи новгородские черты были выражены слабее.

Во Владимиро-Суздальской Руси до монгольского периода сохранились фрагменты фресок Дмитриевского и Успенского соборов во Владимире и церкви Бориса и Глеба в Кидекше, а также несколько икон. Основываясь на этом материале, исследователи считают возможным говорить о постепенном становлении Владимиро-суздальской школы живописи. Лучше всего сохранилась фреска Дмитриевского собора с изображением Страшного суда. Она создана двумя мастерами - греком и русским. К Владимиро-суздальской школе относятся несколько больших икон XII - начала XIII веков. Самой ранней из них является «Боголюбская Богоматерь», датируемая серединой XII века, стилистически близкая к знаменитой «Владимирской Богоматери», которая имеет византийское происхождение.

Фольклор

Письменные источники свидетельствуют о богатстве и разнообразии фольклора Древней Руси. Значительное место в нем занимала календарная обрядовая поэзия: заговоры, заклинания, песни, являвшиеся неотъемлемой частью аграрного культа. Обрядовый фольклор включал в себя также предсвадебные песни, похоронные плачи, песни на пирах и тризнах. Широкое распространение получили и мифологические сказания, отражавшие языческие представления древних славян. На протяжении многих лет церковь, стремясь искоренить остатки язычества, вела упорную борьбу с «поганскими» обычаями, «бесовскими игрищами» и «кощунами». Однако эти виды фольклора сохранились в народном быту вплоть до XIX-ХХ веков, потеряв со временем свой начальный религиозный смысл, обряды же превратились в народные игры.

Существовали также такие формы фольклора, которые не были связаны с языческим культом. К ним относятся пословицы, поговорки, загадки, сказки, трудовые песни. Авторы литературных произведений широко использовали их в своем творчестве. Письменные памятники сохранили многочисленные предания и легенды о родоначальниках племен и княжеских династий, об основателях городов, о борьбе с чужеземцами. Так, народные сказания о событиях II-VI веков отразились в «Слове о полку Игореве».

В IX веке возник новый эпический жанр - героический былинный эпос, ставший вершиной устного народного творчества и следствием роста народного самосознания. Былины – устные поэтические произведения о прошлом. В основу былин легли реальные исторические события, прототипами некоторых былинных героев являются реально существовавшие люди. Так, прообразом былинного Добрыни Никитича был дядя Владимира Святославича – воевода Добрыня, имя которого неоднократно упоминается в древнерусских летописях.

В свою очередь, в военном сословии, в княжеско-дружинной среде существовала своя устная поэзия. В дружинных песнях прославлялись князья и их подвиги. В княжеских дружинах были свои «песнотворцы» - профессионалы, слагавшие песни- «славы» в честь князей и их воинов.

Фольклор продолжал развиваться и после распространения письменной литературы, оставаясь важным элементом древнерусской культуры. В последующие столетия многие писатели и поэты использовали сюжеты устной поэзии и арсенал ее художественных средств и приемов. Так же на Руси было широко распространено искусство игры на гуслях, родиной коих она и является.

Декоративно-прикладные ремёсла

Киевская Русь славилась своими мастерами в прикладном, декоративном искусстве, которые в совершенстве владели различными техниками: сканью, эмалью, зернью, чернью о чем свидетельствуют ювелирные украшения.Не случайно велико было восхищение чужеземцев художественным творчеством наших умельцев. Л. Любимов в своей книге «Искусство Древней Руси» приводит описание звездчатых серебряных колтов из тверского клада XI–XII веков: «К кольцу с полукруглым щитком припаяны шесть серебряных конусов с шариками. На каждый конус напаяно 5000 крохотных колечек диаметром 0,06 см из проволоки в 0,02 см толщиной! Только микрофотосъемка позволила установить эти размеры. Но это не все. Колечки служат лишь постаментом для зерни, так что на каждое насажено еще зернышко серебра диаметром 0,04 см!». Ювелирные изделия украшались перегородчатой эмалью. Мастера использовали яркие краски, умело подбирали цвета. В рисунках прослеживались мифологические языческие сюжеты и образы, которые особенно часто использовались в прикладном искусстве. Их можно увидеть на резной деревянной мебели, домашней утвари, расшитых золотом тканях, в резных костяных изделиях, известных в Западной Европе под названием «резьба тавров», «резьба русов».

Одежда

Современные исследователи располагают многочисленными свидетельствами о том, как одевались князья и бояре. Сохранились словесные описания, изображения на иконах, фресках и миниатюрах, а также фрагменты тканей из саркофагов. Данные материалы различные исследователи в своих работах сопоставляли с упоминаниями одежды в письменных документальных и нарративных источниках – летописях, житиях и разного рода актах.


IX –XIII ввXIV-XVввXVI вXVII в Письменность, просвещение 1. Создание славянской азбуки (Кирилл и Мефодий) 2. Монастыри – центры книжности и образования. 3. Берестяные грамоты как свидетельства распространения грамотности в городах и пригородах 1. Замена пергамента бумагой. 2. Центрами книжности по- прежнему остаются монастыри – зарождение книгопечатания Иван Федоров. Первая книга – «Апостол»- 1564, «Часослов» , Псалтырь Переписка И.Грозного с А.Курбским. 3. Начальные знания о солеварении, истории 1.Рост печатной продукции. 2.Появление государственных и частных библиотек – открытие Славяно-греко- латинской академии Симеоном Полоцким г – «Букварь» В.Бурцева, «Грамматика» М. Смотрицкого 5. « Синопсис»- исторический труд И. Гизеля


IX –XIII ввXIV-XVввXVI вXVII в литература 1.« Повесть временных лет» Нестора (нач. XII века) 2.« Слово о законе и благодати» митрополита Илариона(40-ые годы XI века» 3.« Поучение детям»В.Мономах XIIв 4.« Слово о полку Игореве» (о событиях 1185г) 5.« Слово и Моление» Д. Заточника (XII- XIIIвв) 1.Софоний Рязанец «Задонщина»-конец XIV в. 2.Творчество Епифания Премудрого «Житие Сергия Радонежского» 3. Аф. Никитин « Хождение за три моря» 4. «Житие Ал. Невского» (XIII- XIVвв) 1. Сильвестр «Домострой» 2.А. Курбский «История о великом князе Московском» 3.Энциклопедически й труд «Великие Четьи-Минеи» под рук. Макария 4. Филофей «Москва- Третий Рим» 5. Ермолай Еразм « Повесть о Петре и Февронии» 6.Появление жанра публицистики (Иван Пересветов и Авраамий Палицын) 1.Появление жанра исторической повести «Повесть о Азовском сидении» (1642) 2.Появление автобиографическ их произведений «Житие протопопа Аввакума» 3.Сатирические повести 4.Творчество Симеона Полоцкого 5. Вирши – поэтические произведения любовных, бытовых, сатирических мотивов


IX –XIII ввXIV-XVввXVI вXVII в архитектура 1.Десятинная церковь в Киеве 2.Софийский собор в Киеве Софийский собор в Новгороде() 4.Золотые ворота в Киеве 5.Дмитриевский собор во Владимире() 6.Успенский собор во Владимире() 7.Покрова на Нерли Успенский собор Московского кремля (1326; 1475 А. Фиораванти) 2.Благовещенский собор Московского кремля()домовая церковь царской семьи 3.Грановитая палата – М. Фрязин Место торжественных приемов 4.Троице-Сергиев монастырь -1337г. 5.Андроников монастырь(Москва, 1427) 6. Кирилло-Белозерский монастырь-(Вологда 1397) 7. Соловецкий монастырь (Архангельск) 1.Строительство Китай- города (Ф. Конь) 2. Стена Белого города(Ф. Конь) 3. Новодевичий монастырь (в честь взятия СмоленскаВасилием III) 4. Церковь Вознесения в Коломенском 1532 (в честь рождения Ивана Грозного) 5. Архангельский собор Московского кремля А.Фрязин () Усыпальница русских царей. 6. Казанский собор. Барма. Постник (в честь взятия Казани Иваном IV) 7. Колокольня Ивана Великого Бон Фрязин.1505г 1.Появляется новый стиль- нарышкинское барокко 2.Дворец в Коломенском Работа зодчих Бажена Огурцова, Лариона Ушакова, Чирина, Савина.


IX –XIII ввXIV-XVввXVI вXVII в живопись 1.Иконопись Алимпия 1.Иконопись Феофана Грека. Роспись Благовещенского собора. 2. Творчество Андрея Рублева () 1.Иконопись Диони сия. () Успенский собор. 2.Строгановская школа живописи 1.Появление жанра парсуны 2.Симеон Ушаков ()мастер оружейной палаты путешественники Аф. Никитин – исследование Крыма, Турции, Индии. «Хождение за три моря» 1.Семен Иванович Дежнев () исследование Сибири, проход из Ледовитого океана в Тихий, пролив между Азией и Америкой 2.Хабаров Ерофей Павлович () освоение Амура. 3.Атласов Владимир Васильевич ()- исследование Камчатки


Тест по культуре. * А1 Укажите наиболее ранний по времени постройки собор? 1)Софийский в Киеве 2) Дмитриевский во Владимире 3) Софийский в Новгороде 4) Успенский во Владимире * А2. Популярный на Руси жанр, в котором повествование шло по годам: 1) хроника 2) летопись 3) житие 4) хождение * А3. Прочтите отрывок из литературного произведения и укажите год, к которому оно относится: « Не прилично было нам, братья, начать старинными словами тяжкое повествование о походе Игоря Святославовича… Начнем же, братья, повесть от старинного Владимира до нынешнего Игоря…» 1)))) 1224 * А4. При каком правителе сложился уникальный кремлевский ансамбль, который поражает своей красотой и ныне? 1) Иване Калите 2) Дмитрии Донском 3) Иване III 4) Симеоне Гордом * А5. При каком князе была сформирована идея « Москва – третий Рим» 1) Иван III 2) Иван Калита 3) Дмитрий Донской 4) Василий III


* А6. Автором « Хождения за три моря» является 1) Аристотель Фиораванти 2) Федор конь 3) Алевиз Фрязин (Новый) 4) Марко Фрязин * А7. Храм, построенный Грозным в честь победы над Казанью 1) Василия Блаженного 2) Успенский собор 3) Ивановская церковь 4)церковь Вознесения * А8.Назовите художника, работавшего в Оружейной палате в 17 веке 1) Георгий Зиновьев 2) Иван Максимов 3) Тихон Филатьев 4) Симон Ушаков * А9. Какие из зданий построил архитектор Казаков а) Дом Губина б) Голицынскую больницу в) Зимний дворец г) здание Сената в Московском Кремле д) здание Академии художеств е) Михайловский дворец 1) АБГ 2) АВГ 3) БГЕ 4) АВД * А10. Кто организовал первый профессиональный театр? 1) Волков 2) Пашкевич 3) Сумароков 4) Шлыкова


* А 11 Об «обмирщении культуры» 17 века свидетельствует 1) появление парсуны 2) принятие закона об обязательном начальном образовании 3) начало книгопечатания 4) открытие Академии наук * А 12 Об «обмирщении культуры» 17 века свидетельствует 1) появление профессионального театра 2) переход на новое летоисчисление 3) начало книгопечатания 4) создание Славяно-греко-латинской академии * А13 « Поляне жили в те времена отдельно … и были три брата -Хорив, Щек, Кий и их сестра –Лыбедь. И построили город и назвали в честь брата своего – Киевом…» 1)« Соборное уложение 2) « Русская правда» 3) « Поучение Владимира Мономаха» 4) « Повесть временных лет» * А 14 « Отцом» русского театра называют 1) Бирона 2) Волкова 3) Радищева 4) Ползунова * А 15 Создателем первой паровой машины считают 1) Бирон 2) Волков 3) Ползунов 4) Рокотов * А 16 В древнерусской литературе « Житием» называли 1) погодную запись событий 2) описание деятельности христианских святых 3) поучение князей наследникам 4) народные эпические сказания


* А 17 Живописное художественное произведение малых размеров получило название 1) витраж 2) заставка 3) филигрань 4) миниатюра * А 18 Русский портретист 18 века 1) Рокотов 2) Кипренский 3) Брюллов 4) Воронихин * А 19 Появление книгопечатания в России связано с именем 1) Симеона Ушакова 2) Ивана Пересветова 3) Андрея Курбского 4) Ивана Федорова * А 20 Русские архитекторы 18 века 1) Татищев, Щербаков 2) Казаков, Баженов 3) Шубин, Аргунов 4) Конь, Чохов * А 21 Мореплаватель, открывший пролив между Азией и Америкой 1) Беринг 2) Поярков 3) Ушаков 4) Нахимов * А 22 С именами Феофана Грека, Дионисия, Симеона Ушакова связано развитие 1) ювелирного искусства 2) зодчества 3) летописания 4) иконописи *


В1 Расставьте в хронологическом порядке появление исторических памятников * А) Собор Василия Блаженного б) «Повесть временных лет» в) «Слово о полку Игореве» г) белокаменный Кремль в Москве * В2 Соотнесите * А) Даниил Заточник 1) «Задонщина» * Б) Софоний Рязанец 2) «Моление» * В) Нестор 3) «Поучение детям» * Г) Владимир Мономах 4) «Повесть временных лет» 5) «Домострой» * Соотнесите: * А) Марко Фрязин 1) «Троица» * Б) Андрей Рублев 2) Грановитая палата * В) Аристотель Фиораванти 3) Архангельский собор * Г) Алевиз Новый Фрязин 4) Успенский собор Московского Кремля 5) Казанский собор


* Список литературы: * 1. История с древнейших времен до конца XVIII века., учебник для вузов. Под ред. А.Н. Сахарова. М: Аст., 2003 * 2.В.Н. Александров История русского искусства, Минск, 2007 * 3.Л. А. Беляев. Крепости и вооружение Восточной Европы. М: « Бук Хаус»,

Cлайд 1

Культура Киевской Руси в X-XII веке Выполнила: учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ №10» г. Калуги Гусарова О.Н.

Cлайд 2

КУЛЬТУРА – это вся преобразовательная деятельность человека, выраженная в материальных и духовных памятниках и ценностях.

Cлайд 3

ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ: Дошедшие до нас памятники связаны главным образом с церковью и христианской идеологией Наличие анонимности в работе (художник не должен оставлять своё имя на творении, т.к. это эгоистично по отношению к Богу) Оказания влияния на древнерусскую культуру Византии и принятие христианства Но в тоже время слабая связь с культурой Западной Европы Не появление чего-то одного, а множество направлений в культуре Др. Руси (устного народного творчества, литературы, зодчества, живописи и др.)

Cлайд 4

Форма заполнения таблицы направлений культуры Древней Руси: (на примере фольклора) Направление культуры Название вида направления и его особенности Пример Устное народное творчество или фольклор Былины– поэтические воспоминания народа о различных эпохах его истории. Главный герой БОГАТЫРЬ и основная тема – освобождение земли Русской и защита ее. Илья Муромец-могучий воин, Добрыня Никитич-рассудительный воин, Микула Селянинович –пахарь-земледелец

Cлайд 5

ПИСМЕННОСТЬ: Азбука – великий шаг каждого народа. Он нуждается в своей письменности, книгах и литературе. Рождение славянской письменности это заслуга греческих миссионеров Кирилла и Мефодия, который придумали «кириллицу» (А- «аз», Б- «буки», В- «веди», Д- «добро» и т. д.)

Cлайд 6

Кирилл и Мефодий. Кирилл (в миру Константин, по прозвищу Философ), и Михаил (после пострижения в монахи - Мефодий), братья из г. Солуни просветители славян, создатели славянской азбуки, проповедники христианства. Канонизированы и почитаются как святые и на Востоке, и на Западе. В православии почитаются как святые равноапостольные.

Cлайд 7

Первые древнерусские книги были как в Европе рукописными и дорогими. Книги были украшены МИНИАТЮРАМИ – небольшими изящными картинками. Писали на ПЕРГАМЕНТЕ (выделанная телячья кожа) Писали книги обычно гусиным пером и чернилами. Привилегию писать лебединым и даже павлиньим пером имел царь. Рукописи большого формата писали в два столбца Стали появляться переводы византийский церковный книг, жизнеописания христианский святых Открывались школы при монастырях и церквях Пример 1-х книг 1056-1057 гг. «Остромирово Евангелие», 1115 г. «Мстиславово Евангелие», 1073 г. «Изборник» - сборник изречений.

Cлайд 8

В Остромировом Евангелии - три большие иллюстрации, на которых изображены апостолы Марк, Иоанн и Лука (составители Евангелия). Евангелист Иоанн Евангелист Лука Евангелист Марк

Cлайд 9

Cлайд 10

ЛИТЕРАТУРА представлена Житием, Летописями, Словом Житие- литературное описание людей, причисленных к лику святых (житие о Борисе и Глебе, автор Нестор) Летопись- предание с ежегодными записями о текущих событиях («Свод игумена Никона» 70-е г. XIв., «Начальный Свод» 1093-95 гг., «Повесть временных лет» 1113г., автор – монах Киево-Печерской лавры Нестор, «Поучение детям», автор В. Мономах) Слово- одно из самых ранних (написано между 1037-1050 г.г.) и выдающихся произведений древнерусской литературы, торжественное или поучающее обращение. Автор Слова - Иларион, первый митрополит из русских, поставленный на киевскую митрополию из священников в 1051 г. («Слово о Законе и Благодати».

Cлайд 11

СЛОВО О ПЛЪКУ ИГОРЕВЕ, ИГОРЯ СЫНА СВЯТЪСЛАВЛЯ, ВНУКА ОЛЬГОВА Древнерусский текст Не лепо ли ны бяшетъ, братие, начяти старыми словесы трудныхъ повестий о пълку Игореве, Игоря Святъславлича? Начати же ся тъй песни по былинамь сего времени, а не по замышлению Бояню! Боянъ бо вещий, аще кому хотяше песнь творити, то растекашется мыслию по древу, серымъ вълкомъ по земли, шизымъ орломъ подъ облакы. "Слово о полку Игореве" - известнейший памятник древней русской литературы - описывает неудачный поход на половцев новгород-северского князя Игоря Святославича в союзе с Всеволодом, Владимиром и Святославом Ольговичем (1185 г.). По времени написания "Слово" относят к 1187-1188 году.

Cлайд 12

Cлайд 13

Отрывок из Повести временных лет, XII в. О расселении славян Славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие – древлянами, потому что сели в лесах, а другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, впадающей в Двину, именуемой Полота, от нее и назвались полочане. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, назывались своим именем – славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Суле, и назвались северянами. И так разошелся славянский народ. Поляне же жили в те времена отдельно. И были три брата: один по имени Кий, другой – Щек и третий – Хорив, а сестра их – Лыбедь. И построили город в честь старшего своего брата, и назвали его Киев.

Cлайд 14

Cлайд 15

Cлайд 16

СЛОВО О ЗАКОНЕ И БЛАГОДАТИ МИТРОПОЛИТА ИЛАРИОНА И все это увидев, возрадуйся, и возвеселись, и восхвали Бога Благого, всего устроителя. Ты видел уже, если не телом, то духом: Господь показывает тебе все сие. Тому радуйся и веселись, что семена веры твоей не иссушены зноем неверия, но с дождем Божия поспешения принесли обильные плоды. Радуйся, апостол во владыках, не мертвых телами воскресивший, но нас, душою мертвых, умерших от недуга идолослужения, воскресивший. Ибо твоею (волей) ожили и жизнь Христову познали. Скорчены были бесовской ложью, но твоею (волей) выпрямились и на путь жизни вступили. Слепы были от бесовской лжи, но твоею (волей) простерлись сердечными очами; ослеплены (были) неведением, но твоею (волей) прозрели для света Трисолнечного Божества. Немы были, но твоею (волей) заговорили. И ныне уже, малые и великие, славим Единосущную Троицу. Радуйся, учитель наш и наставник благоверия! Ты правдою был облечен, силою препоясан, истиною обут, умом венчан и милостью, как гривной и утварью златой, красуешься.

Cлайд 17

Из "Поучения" Владимира Мономаха Я, худой, дедом своим Ярославом, нареченный в крещении Василием, отцом возлюбленным и матерью благословенным, своею из рода Мономахов... и христианских ради людей, ибо сколько их соблюл по милости своей и по отцовской молитве от всех бед! Сидя на санях (т.е. перед смертью - В.Г.), помыслил я в душе своей и воздал хвалу Богу, который меня до этих дней, грешного, сохранил. Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому из детей моих она будет люба, пусть примет ее в сердце свое и не станет лениться, а будет трудиться. Прежде всего, Бога ради и души своей, страх имейте Божий в сердце своем и милостыню подавайте нескудную, это ведь начало всякого добра…….. …..И потом собрал я эти полюбившиеся слова и расположил их по порядку и написал. Если вам последние не понравятся, начальные хоть возьмите. Ибо как Василий учил, собрав юношей: иметь душу чистую и непорочную, тело худое, беседу кроткую и соблюдать слово Господне: "Есть и пить без шума великого, при старых молчать, премудрых слушать, старшим покоряться, с равными и младшими любовь иметь, без лукавства беседуя, а побольше разуметь; не свирепствовать словом, не хулить в беседе, не смеяться много, стыдиться старших, с нелепыми женщинами не беседовать, глаза держать книзу, а душу ввысь, избегать суеты; не уклоняться учить увлекающихся властью, ни во что ставить всеобщий почет. Если кто из вас может другим принести пользу, от Бога на воздаяние пусть надеется и вечных благ насладится". "О владычица Богородица! Отними от сердца моего бедного гордость и дерзость, чтобы не величался я суетою мира сего" в ничтожной этой жизни.

Cлайд 18

ЖИТИЕ И ХОЖЕНИЕ ДАНИИЛА, ИГУМЕНА РУССКОЙ ЗЕМЛИ "Житье и хожение Даниила, Русьскыя земли игумена" не только древнейшее описание паломничества в Святую Землю, но и одно из первых замечательнейших созданий древней русской литературы. Исследователи предполагают, что Даниил пострижен в Киево-Печерском монастыре, позднее стал игуменом одного из монастырей Черниговской земли и возглавил русских паломников, совершивших "хожение" в Святую Землю в 1104-1107 гг. Я, недостойный игумен Даниил, худший из всех монахов, смиренный, одержимый многими грехами, недоволен во всяком деле добром, понужден был своими помыслами и нетерпением, захотел видеть святой град Иерусалим и землю обетованную. И с Божией помощью посетил Иерусалим и видел Святые места, обходил всю землю Галилейскую и Святые места около града Иерусалима, где Христос ходил своими ногами и великие чудеса показал в тех местах Святых. И видел все своими очами грешными, что беззлобивый Бог позволил мне увидеть и что я долгое время жаждал увидеть Братья и отцы, господа мои, простите меня грешного и не хулите мое худоумие и грубость, что написал о святом граде Иерусалиме и о земле той доброй и о своем хоженье по святым местам. Кто путешествовал со страхом Божиим и смирением, тот не погрешит никогда против милости Бога. Но я неподобно ходил по святым местам, во всякой лености и слабости, в пьянстве и творил всякие неподобные дела. Однако, надеясь на милость Божию и на вашу молитву, полагаю, простит Христос мои бесчисленные грехи. И вот описал свой путь и места святые и не горжусь и не хвалюсь своим путешествием, что будто бы сотворил доброе дело: ничего доброго в путешествии не делал, но только ради любви к святым местам написал обо всем, что видел своими глазами, дабы не забыть то, что пришлось недостойному мне увидеть.

Cлайд 19

ЗОДЧЕСТВО Можно поделить на два типа: А) деревянное (крестьянские избы, боярские терема, характеризующиеся многояросностью строений, наличие пристроек, худ. резьбой по дереву) Б) каменное (храмы, церкви, соборы. Часто применяется тип строительства заимствованный из Византии – крестово-купольное строение).Пример, в Киеве Десятинная церковь(25-главая ц. Успения Богородицы), Софийский собор 1037г., в Новгороде Софийский собор, но проще по постройке, всего 5 глав, сохранился до наших дней, в Чернигове Спасский собор и др.

Cлайд 20

Cлайд 21

Успенский собор во Владимире 1158-1160 Церковь Покрова на Нерли 1165 г. Дмитриевский собор во Владимире 1194-1197 гг. Золотые ворота во Владимире 1158-1164 гг. Каменные строения

Cлайд 22

Софийский собор в Киеве,1037г. является первым значительным памятником древнерусского зодчества храм был сооружен на месте битвы киевлян с печенегами, окончившейся полным разгромом кочевников первоначальная София Киевская была деревянной, и только несколько лет спустя Ярослав Мудрый начал возводить на ее месте монументальный каменный храм.

Cлайд 23

Собор Святой Софии. Новгород Собор Святой Софии – главный православный храм Великого Новгорода, возведенный в 1045–1050 годах. Является древнейшим сохранившимся храмом на территории России, построенным славянами.

Cлайд 24

Cлайд 25

Кирилловская церковь (середина XII века) на окраине древнего Киева - Дорогожичах.

Cлайд 26

ЖИВОПИСЬ Представлена в виде: А) фресок – роспись водяными красками по сырой штукатурке. Б) мозаики – рисунок или узор из разноцветных камешков, кусочков стекла. А) икон - живописное - реже рельефное - изображение богов и святых, являющееся предметом религиозного поклонения.

Достижения и ценности культуры Киевской Руси

Важнейшим достижением культуры Киевской Руси является освоение огромнейшего пространства северо-востока Европы, утверждение здесь земледелия, преобразование природного ландшафта, придание ему культурного, цивилизованного облика: строительство новых городов - центров культуры, прокладывание дорог, возведение мостов, путей, связывающих отдалённейшие уголки некогда дремучих, "нехоженых" лесов с центрами культуры.

Другой, не менее важной, исторической ценностью является принятие православия и преобразование языческой культуры. Православие сыграло двойственную роль в развитии культуры Руси. С одной стороны, оно во многом искореняет наследие языческой Руси, обедняет историческую память народа, придаёт забвению сложный мир её мифологических образов. Но несомненна и его прогрессивная функция, особенно на начальных этапах её развития. В период татаро-монгольского нашествия именно православие явилось духовным центром, позволившим сохранить культурную самобытность Руси, организовать нравственный отпор завоевателям, выдвинуть цели национального Возрождения. Но по мере становления культуры Нового времени роль православия падает, оно замещается новыми формами культурного творчества, центрами инновационных изменений.

С православием приходит на Русь каменное храмовое строительство. Один из первых христианских храмов был построен в Пскове княгиней Ольгой около 965 г., то есть ещё до крещения Руси, и был посвящён Божественной Троице. Поэтому Псков иногда называли "Домом святой Троицы", а Новгород - "Домом святой Софии". В Киеве ещё в 952 г. появилась деревянная София, воздвигнутая Ольгой, она сгорела в 1016 г. и на её месте, уже при Ярославе Мудром, была построена каменная София. Она была "о 13 версях" - о 13 главах, куполах, как символе "Христовой и Апостольской церкви" (1 + 12 апостолов). Многие храмы периода Киевской Руси сгорели, были разрушены в период монгольского нашествия. Среди сохранившихся могут быть названы храм Покрова на Нерли (рис. 14.8), Дмитриевский собор (1194-1197). Покрытый сложной каменной резьбой, Дмитриевский собор из 566 изображений имеет только 46, непосредственно связанных с христианской тематикой. Это свидетельствует о том, что на Руси долго ещё сохранялось "двоеверие". Официальная "православность" и реальное "язычество" уживались в одних памятниках культуры. Культурное развитие цивилизации невозможно без появления письменности, распространения грамотности, книжного искусства. Своя система фиксации информации появляется у славян задолго до православия. Это находит своё выражение в словарном составе языка. Мы до сих пор говорим: "Завяжи узелок на память", забывая, что это "крылатое" выражение когда-то отражало реальное культурное достижение - способ "узелковой" фиксации информации, известный и другим народам. В частности, у инков с помощью такой системы, получившей название "кипу", передавались сложные исторические и художественные тексты. Другим выражением, отражающим способ передачи информации, является пословица "Заруби себе на носу". "Нос" в данном случае - это не часть лица, а дощечка, которую носили с собой, чтобы наносить зарубки память о тех или иных фактах.


Имеются свидетельства, что применялась и иная система записи, известная как "черты и резы", или славянские руны. Тексты договоров, заключённых с греками, писались также и на русском языке. Заслугой православия, несомненно, явилась та помощь, которую оказала Византия в придании русской письменности - "глаголице", совершенных форм, создании "кириллического" алфавита, отвечающего и потребностям языка того времени, и звуковому составу славянского языка, и даже современным нормам языка. Константин Философ (Кирилл) и Мефодий ещё до создания своего алфавита, который получил название "кириллица", видели в Корсуне у какого-то "русина" книгу, написанную "руськыми" письменами, которые, однако, были понятны Кириллу.

Создание современной письменности способствовало складыванию единого русского языка. Русский язык как национальный стал складываться очень рано. Он берёт своё начало от "словенского", "славянского" языка. Киевская Русь, будучи разноплеменным образованием, имела один государственный язык - "русский", он же "словенский".

"...а словенск язык и руський один... а ше и поляне звахуся, но словенская речь бе", - свидетельствует "Повесть временных лет". Таким образом, этот язык существовал ещё у полян, в полянском Киеве, и Киев русский продолжает его развивать и совершенствовать. Термин "руський" применительно к языку был зафиксирован в летописях в ХI в. При сопоставлении этносов и языков мы должны помнить, что они в то время отождествлялись. Поэтому, когда в летописи говорилось, что "словяне" и "русь" суть один язык, это означало, что это один народ. Вспомним, что ещё А. С. Пушкин писал: "и назовёт... всяк сущий в ней язык, и гордый внук славян, и финн..." Русский язык был единым, общим, государственным языком Киевской Руси. И сегодня мы можем прочитать тексты, записанные более 1000 лет назад.

Русский язык сложился на обширной территории от Карпат до Волги; лексика, правописание, грамматика были общими. Ещё в XIII в. французский язык был понятен населению Иль-де-Франса, а обширные окраины Франции говорили на каталонском, баскском, бретонском, фламандском, провансальском языках. Северные и южные немцы не понимали друг друга ещё и в XIX в. Бисмарк создал армию, где солдаты говорили на разных языках.

Для письменности русские использовали специфический материал - берёсту. Берестяные "грамоты" найдены в Новгороде (много), Смоленске (10), Витебске (1), Пскове (3), Старой Руссе (13), Мстиславле, на Замковой горе в Могилёвской области. Следует отметить, что берёста исконно использовалась индоевропейцами для записи и рисунков. Так, у ариев "веда ведовства", "Атхарваведа", была записана на берёсте .

В Киевской Руси русский язык был единственным - разговорным и богослужебным, письменным и устным, церковным и государственным, в то время как в Западной Европе церковь насаждала латынь, что тормозило развитие языка и культуры и повсеместно приводило к протестам. Так, "Остромирово Евангелие" было записано в 1050-1057 гг., а создано ещё раньше и на русском языке. А вот первое литературное произведение, к тому же переведённое на польский язык с латыни - "Псалтырь королевы Ядвиги", появилось в Польше только около 1400 г. Только в XVI в. в Польше стала зарождаться национальная литература. И вина за это падает на католичество: католическая церковь утверждала, что "известны только три языка, на которых достойно славить бога в книгах: еврейский, греческий и латинский..." Кирилл - Константин Философ на это отвечал: "не посылает ли бог дождя одинаково для всех? А также и солнце не светит ли для всех? И не возникаем ли все одинаково? И как вы не стыдитесь, признавая только три языка и повелевая, чтобы все другие народы и племена были слепы и глухи? Поясните мне, считаете ли вы бога бессильным, не могущим дать всё это, или зависимым и потому не хотящим (дать всё это)?"

Раннее складывание единого языка породило обширную русскую литературу. Ей предшествовало богатое народное творчество, создание былин. В IX-X вв. были созданы былины о Михаиле Потоке, об Илье Муромце, о Ставре Годиновиче, о Даниле Ловчанине, о Дунае, об Иване Годиновиче, о Вольге и Микуле, о Добрыне, о женитьбе Владимира и др. Ни один народ не знает такого многообразия былин в это время, их обилия. С одной стороны, в них сохраняется память о более давних временах истории славян; с другой - это творчество, в котором отражалась действительная, актуальная история. Для русских былин характерен ряд особенностей.

В былинах церковное, православное влияние - минимально. Они полны языческих символов, героев, образов. В них преобладает светское, мирское содержание, а не церковное, сакральное.

Былины сохраняются в устной традиции на протяжении почти 1000 лет.

Для былины характерно не только воспевание физической мощи, силы, "удали молодецкой". Главное в них - нравственность, этическая ценность поступка человека, его доброта, сострадательность, сочувствие.

В противоположность этому, например, "Повесть о Нибелунгах", "Старшая Эдда" индифферентны к морали, они - до моральны, до нравственны. Былины, описывая то же историческое время, что и саги, а иногда и более древнее - например, "Святогор", коренным образом отличаются от германского эпоса своим нравственным содержанием, этическими оценками и суждениями. Создаваясь в то же историческое время, они отличаются культурно - они нравственны. Нравственны с народной точки зрения. Хотя они полны военных столкновений, но все битвы, которые ведут былинные герои - оборонительные. Это не удивительно, учитывая, что по подсчётам В. О. Ключевского, с 1228 по 1462 гг. Русь выдержала 160 внешних войн и набегов.

Богатое художественное устное творчество способствовало складыванию русской литературы. Она отличалась рядом особенностей, прежде всего, основывалась на общерусском языке. Это позволило ей в кратчайшие сроки создать величайшие литературные произведения: "Слово о законе, благодати и истине" Иллариона, "Повесть временных лет" и "Житие Феодосия" Нестора, "Поучение чадам" Владимира Мономаха, "Слово" Даниила Заточника, "Слово о полку Игореве" Игоря, сына Святославля внука Ольгова, "Повесть о разорении Рязани Батыем", "Слово о погибели Русскыя земли" и многие другие.

В период позднего средневековья русскую литературу обогатили новые замечательные произведения: "Задонщина" Сафония, "Хождение за три моря" Афанасия Никитина, "Сказание о Мамаевом побоище", сочинения Ивана Грозного ("Переписка с Курбским"), Ивана Пересвета и Аввакума Петрова, "Повесть о Горе-Злосчастии".

Сравнение, сопоставление этих произведений показывает, что это - плоды единого литературного процесса, который не прерывался на протяжении почти тысячелетия, но лишь затормозился во время монгольского ига.

Русская литература очень рано осознала общность земли русской, русского народа. В "Слове о полку Игореве" уже нет племенных упоминаний, зато "Русская земля" упоминается 20 раз! Это характерная черта русской литературы, главное в ней - судьба страны, земли, родины и народа. "Светло светлая и украсно украшенная земля русская!" Этого мы не встретим ни в одной европейской литературе! "Патриотизм" - это изначальная тема, черта русской культуры. Только в 1353 г. у Петрарки появится гимн, обращённый к Италии, как Родине.

В XII в. Кирилл Туровский пишет:

"Не измерена небесная высота,

Не испытана преисподняя глубина..."

В XVIII в. Кирилл Данилов эту же мысль продолжит и эту же тему повторит и видоизменит:

"Высота ли, высота поднебесная,

Глубота, глубота акиян-море,

Широко раздолье по всей земли,

Глубоки омуты днепровские..."

Ни один народ не знал такой развитой системы летописей. Первые летописные записи появились около 872 г. в Киеве. Они характеризуются антиваряжской тенденцией и отсутствием христианского элемента. Первые Летописи опираются на устные предания, славянские мифы, эпические сказания. В них доминирует языческое начало. В частности, в Летописи занесён рассказ о Вещем Олеге и его смерти, которую предрекает не волхв, а "кудесник", то есть шаман.

Летописание Х в. распадается на две формы: светскую и церковную. В светском летописании выделяются:

"сказы", сказания о князьях: Игоре, Святославе, Ярополке и других, то есть это - дружинно-рыцарский цикл (эти сказания - продолжение славянских "слав");

летописания - хроники дел: походов, нашествий, княжеских собраний и т. д.;

тексты договоров.

Летопись появляется там, где возникает государство, цивилизация. В чём отличие русской летописи? В универсальности, летопись - совокупность разнообразных знаний; они включали в себя сведения из мифов, истории, художественной литературы, устного народного творчества. На Руси летопись велась в больших масштабах, были летописи и княжеские, и церковные, причём велись летописи не только в княжеских городах, но и в уделах. Таким образом, летопись была всеобъемлющим, единым, повсеместным явлением на Руси.

Многие летописи сгорели, погибли во время татаро-монгольского нашествия. Другие погибли во время пожаров, частых на Руси. Так, в имении В. Н. Татищева сгорело 5 летописей, в том числе Раскольничья и Галицынская. В 1812 г. в пожаре Москвы погибла уникальная Троицкая летопись, одновременно погибли рукописи Мусина-Пушкина, в том числе и рукопись "Слова о полку Игореве".

Предметов культуры Древней Руси дошло до нас немного. Русских мечей XI-XIII вв. сохранилось всего 183, а шлемов - ещё меньше, хотя их очень берегли. Ещё тяжелее судьба книг, икон: они гибли чаще всего в огне пожаров, возникавших и случайно, и в результате военных действий. В 1382 г. при нашествии Тохтамыша на Москву кремлёвские церкви были полны "до строп", то есть доверху, до крыши, книгами и иконами - всё сгорело. В 1547 г. Москва почти вся выгорела, в 1612 г. Москву сожгли поляки, в 1812 г. - французы. Но и в XVIII - середине XIX вв. монахи жгли рукописи как ненужную дрянь, топили в Волхове, гноили в сырых подвалах.

В то же время то, что удалось сохранить, отыскать, изучить, вызывает восхищение. В Государственном Историческом музее в Москве хранится оправа с крестовидной прорезью, которую специалисты считают верхом совершенства средневековой русской ювелирной техники. Вот как описывает её Б. А. Рыбаков: "Между двенадцатью камнями, оправленными в золото, мастер устроил целый цветник из миниатюрных золотых цветов, посаженных на спиральные пружинки в 4-5 витков, припаянные только одним концом к пластинке. Спиральные стебельки были сделаны из рубчатой золотой проволоки. Цветы имеют по пять тщательно сделанных лепестков, фигурно вырезанных и припаянных к пестику. На пространстве в 0,25 см2 рязанский мастер ухитрился посадить от 7 до 10 золотых цветов, которые колыхались на своих спиральных стеблях на уровне лиловых самоцветов".

Влияние
Ко времени принятия христианства Русь уже была страной с самобытной культурой. Она выросла на плодотворной почве культур местных восточно- славянских племен и постоянно развивала контакты с культурами других стран, в первую очередь Византии, Болгарии, стран Центральной Европы, Скандинавии, Хазарского каганата и Арабского Востока.

Высокого уровня достигли ремесла, техника деревянного строительства. В эпоху перехода от доклассового общества к феодальному, как и у других европейских народов, складывался эпос . Его сюжеты сохранились в основном в записанных много веков спустя былинах. К IX-X вв. относится появление сюжетов таких былин, как "Михайло Поток", "Дунай", "Вольга и Микула". Особенно плодотворным для формирования былинного эпоса оказался конец X в. - эпоха Владимира Святославича. Его княжение стало "эпическим временем" русских былин, а сам князь - обобщенным образом правителя Руси. К концу X в. относится появление былин, героями которых были Добрыня Никитич (его прототипом служил дядя Владимира Святославича по матери - Добрыня, бывший наставником и советником князя в годы его молодости) и Илья Муромец.

Не позднее конца IX начала X в. на Руси распространяются славянские азбуки- кириллица и глаголица . Созданные во второй половине IX столетия братьями Кириллом и Мефодием и первоначальное распространение имевшие в западно-слявянском государстве - великой Моравии, они вскоре проникают в Болгарию и на Русь. Первым русским памятником славянской письменности является русско-византийский договор 911 года.

Синтез славянской дохристианской культуры с тем культурным пластом, который поступил на Русь с принятием христианства из Византии и Болгарии и приобщал страну к византийской и славянской христианским культурам, а через них - к культурам античной и ближневосточной, создал феномен русской средневековой культуры. Его оригинальность и высокий уровень были во многом обусловлены бытованием в качестве языка церковной службы и вследствие этого становлением в качестве литературного - славянского языка, понятного всему населению (в отличие от Западной Европы и славянских стран, принявших католицизм, где языком церковной службы была латынь, язык незнакомый большинству населения и, вследствие этого, раннесредневековая литература являлась преимущественно латиноязычной).

Развитие культуры в XI в. было вызвано бурным ростом различных ремесел и торговли, оживлением внешнеторговых и межгосударственных связей. Она стала исходной точкой и первичной основой культуры русских, украинцев и белорусов, оказала влияние на культуру соседних народов.

В литературе Киевской Руси с некоторой условностью можно выделить несколько направлений: общественно-политическая; художественная и светская; мировая (переводная) литература. Но границы жанров часто были неуловимы и размыты. В общественно-политической литературе самую значительную роль играло летописание. Не позднее начала XI в. в Киеве и Новгороде стали составляться первые летописи. Постепенно разрастаясь, они к концу XI - началу XII вв. составили систематический свод, окончательно отредактированный и литературно обработанный монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. Свод известен под названием "Повесть временных лет" (ПВЛ). ПВЛ называют энциклопедией древнерусской жизни IX - XI вв., дающей представление не только об истории Руси, но и о ее языке, религии, мировоззрении, научных знаниях, искусстве и т.д. Позже летописи стали составляться и в других крупных городах. Кроме летописей, особой известностью пользуются такие произведения общественно-политического направления, как "Слово о Законе и Благодати" митрополита Иллариона (XI в.); жития первых русских "святых” Бориса и Глеба (XI в.); знаменитое "Поучение к детям" Владимира Мономаха (XII в.).

Самыми знаменитыми произведениями художественной литературы Киевской Руси являются сочинения Кирилла Туровского и Климента Смолятича, "Моление" Даниила Заточника и "Слово о полку Игореве".

Популярна на Руси была и мировая литература - переводились богословские сочинения, естественно-научные трактаты, греческие романы, византийские хроники. К последним, в частности, можно отнести перевод византийской "Хроники Георгия Амартола".

В XI - начале XII в. продолжалось развитие эпического жанра . Со сватовством норвежского короля Харальда к дочери Ярослава Мудрого Елизавете связан сюжет былины "Соловей Будимирович". Ряд эпических песен возник в связи с борьбой с половецкими набегами конца XI - начала XII в. Образ князя Владимира Мономаха, инициатора борьбы с кочевниками, слился с образом Владимира Святославича. К эпохе Мономаха относится появление цикла былин об Алеше Поповиче, былины "Ставр Годинович".

Высокого уровня на Руси достигло образование , получали которое в основном при монастырях. Картину грамотности даже в среде простых граждан рисуют частые находки берестяных грамот на археологических раскопках в Новгороде, Пскове, Смоленске и других городах.

Выдающегося размаха достигло развитие каменного зодчества , памятники которого сохранились в Киеве, Новгороде, Владимире-Суздальском, Чернигове, Полоцке и многих других городах. С введением христианства русское зодчество испытало влияние Византии, но постепенно вырабатывались собственные архитектурные традиции. С конца X в. до нас дошли остатки Десятичной церкви в Киеве. Во Владимире в 1158 - 1161 гг. был возведен величественный и строгий Успенский собор; неподалеку от Боголюбова воздвигнута небольшая, на редкость изящная церковь Покрова на Нерли. К лучшим произведениям русской архитектуры принадлежат собор Спаса в Чернигове, храмы Софии в Новгороде, Золотые Ворота во Владимире.

О высоком развитии культуры домонгольской Руси свидетельствует живопись XI - начала XIII вв. Если живопись новгородских и псковских мастеров выражала демократические традиции Вольного города и отличалась простотой и строгой лаконичностью письма, то мастера Владимира и Суздаля сохранили в своих работах византийскую утонченность, смягчали лиричностью аскетизм иконографических образов. Под византийским влиянием развивались здесь ее основные формы: мозаика, миниатюра, иконопись, фрески.

Блестящего расцвета достигло прикладное искусство , особенно в применении таких самобытных приемов, как чернь, перегородчатая эмаль, зернь, филигрань, иногда применявшиеся одновременно. Неуклонно развивалось устное народное творчество - былинный эпос воспевал героизм в бою и предприимчивость в делах.

Накануне монголо-татарского нашествия древнерусская культура достигла высокого уровня, сравнимого с лучшими образцами европейской и мировой культуры того времени и активно с ней взаимодействовала.

 


Читайте:



Скороговорки для развития речи у детей

Скороговорки для развития речи у детей

Раз один отважный Мыш С мышкой шел по кровле крыш- «Страшно, мыш!» - пищала мышь, - «Не боись, ведь мыши мы ж!» Но Мышка-малышка всё равно...

Презентация по окружающему миру на тему «Самолеты» скачать бесплатно Презентация для детей самолеты

Презентация по окружающему миру на тему «Самолеты» скачать бесплатно Презентация для детей самолеты

Презентация по слайдам Текст слайда: Окружающий мир Текст слайда: Текст слайда: Самолеты - это летательные аппараты для полетов с помощью...

Презентация на тему "растения-паразиты" Колумнеи - растения-эпифиты, требовательны к уходу

Презентация на тему

Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд 2 слайд 3 слайд Описание слайда: Те фрагменты проростка, которым не удалось...

Презентация на тему "звездное небо"

Презентация на тему

Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд Описание слайда: 2 слайд Описание слайда: Звездное небо раскрывается над нами...

feed-image RSS