Главная - Здоровье детей и взрослых
Екатерина измайлова страстная натура или больная душа. Загадка женской души. Всегда ли цель оправдывает средства

Н.С.Лесков – художник необычайно широкого тематического диапазона. В своих произведениях он создает вереницу социальных типов, человеческих характеров. Среди них много сильных натур, неординарных личностей. Такова главная героиня очерка Н.С.Лескова "Леди Магбет Мценского уезда", написанного в 1865,- Катерина Львовна Измайлова.

"Скучною жизнью жилось Катерине Львовне в богатом свекровом доме". Еще молоденькой девушкой ее выдали замуж, "но не по любви или какому влечению, а так, потому что Зиновий Борисыч Измайлов (ее супруг) к ней присватался." В замужестве Катерина не видела счастья. Дни она проводила в тоске и одиночестве, "от которых весело, говорят, даже удавиться"; ни друзей, ни близких знакомых у нее не было. Прожив с мужем целых пять лет, судьба так и не подарила им детей, тогда как Катерина видела в младенце средство от постоянной тоски и скуки. Ей, также как и Зиновию Борисычу, хотелось нянчить, ласкать и воспитывать будущих наследников.

"На шестую весну Катерины Львовниного замужества" судьба, наконец, осчастливила героиню, подарив ей возможность испытать самые нежное и возвышенное чувство – любовь, которое, к сожалению, оказалось для Катерины губительным.

На земле многие любили и любят, но для каждого любовь – нечто свое, личное, загадочное. Кто-то испытывает романтическую, а кто-то страстную любовь. Можно выделить еще очень много типов этого прекрасного чувства, но Катерина любила так страстно и сильно, на сколько позволила ей ее пылкая и горячая натура. Ради любимого она была готова на все, на любые жертвы, могла совершить необдуманный, даже жестокий поступок. Героиня сумела убить не только мужа и свекра, но и маленького, беззащитного ребенка. Жгучее чувство не только уничтожило в душе Катерины страх, сочувствие и жалость, но и породило жестокость, необычайную храбрость и хитрость, а также огромное желание бороться за свою любовь, прибегая к любым методам и средствам.

Как мне кажется, Сергей тоже был способен на все, но не потому, что любил, а потому, что целью общения с мещанкой имел получение некоторого капитала. Катерина привлекала его как женщина, которая может обеспечить всю последующую веселую жизнь. Его план сработал бы на сто процентов после смерти мужа и свекра героини, но вдруг появляется племянник умершего супруга – Федя Мемин. Если раньше Сергей участвовал в преступлениях как сообщник, человек, только помогавший, то теперь он сам намекает на убийство невинного малыша, заставляя Катерину поверить в то, что Федя – реальная угроза для получения причитающихся денег. Говорилось, "что не будь этого Феди, то родит она, Катерина Львовна, ребенка до девяти месяцев после пропажи мужа, достанется ей весь капитал мужи, и тогда их счастью конца-меры не будет". Катерина, расчетливая и холодная, слушала эти высказывания, которые действовали словно колдовские чары на ее мозг и психику, и начинала понимать, что эту помеху необходимо устранить. Реплики эти засели глубоко в ее уме и сердце. Она готова сделать все (пусть без пользы и смысла), что скажет Сергей. Катя стала заложницей любви, рабой Сережи, хотя по социальному положению она занимала более высокую ступень, чем ее любимый мужчина.

При допросе, на очной ставке, она открыто признала, что именно ею совершены убийства из-за Сергея, "для него!", из-за любви. Любовь эта не распространялась на кого-то, кроме героя, потому и ребенка своего Катерина отвергла: "любовь ее к отцу, как любовь многих страстных женщин, не переходила никакою своею частию на ребенка". Ничто и никто уже не был ей нужен, лишь ласковые слова или взгляд могли возродить ее к жизни.

По дороге на каторгу Катерина пыталась с ним свидеться, "отдавая самый ей нужный четвертачок из ее тощего кошелька". Сергей же ее за такой поступок лишь упрекал. Он утверждал, что ему самому не помешали бы деньги, "лучше б ему отдала, полезней было бы". С каждым днем он становился все холодней и равнодушнее к Катерине. Начинал приставать к женщинам, окружавших его в поездке. Никакой надежды на скорое освобождение и дальнейшую счастливую жизнь он не имел. Свою цель также не достиг: денег ему от Кати не видать. Все усилия, которые он приложил для достижения положительных результатов, оказались напрасными.

Открыто встречаясь с Сонеткой и нарочно оскорбляя Катю на пароме, Сергей, как мне кажется, мстил героине за то положение, в котором оказался, как он думал, из-за нее. Катерина же, видя, как любимый мужчина заигрывает с другой, начинает ревновать, а ревность страстной женщины губительна не только для героини, но и для окружающих ее людей.

Издевательства со стороны Сергея и Сонетки для разума Кати не доступны, не могла она понять их смысл, но они ясно и четко действовали на нервную систему и психику женщины. Перед ней начинают появляться образы убитых ею людей. Катерина не могла говорить, думать, понимать что-либо: "блудящий взор ее сосредотачивался и становился диким". Она дичала от жестокого равнодушия Сергея, ничего, кроме самоубийства, она не смогла осуществить, так как пережить или побороть в своей душе такую сильную и страстную любовь ей было не по силам. Наверно, Катя считала, что Сонетка увела у нее возлюбленного, потому без труда сумела убить и ее. Любя Сергея, она не причиняла ему зла, лишь решила уйти из его жизни.

Мне кажется, умирая, Катерина в душе испытывала разочарование и огорчение, потому что любовь ей оказалась бесполезной, несчастной, не принесла она людям добра, лишь погубила несколько ни в чем неповинных людей

Страстная натура или больная душа

в очерке Лескова «Леди Макбет Мценского уезда».

Урок литературы в 10 кл.

Учитель Шулепова Ирина Анатольевна

Дидактическая цель : способствовать формированию УУД в процессе осознания и осмысления идеи очерка Лескова средствами активизации самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Тип урока : урок изучения нового материала и первичного закрепления.

Планируемые результаты (цели по содержанию):

Предметные :

Знать понятие «очерк»;

Сравнивать героев разных произведений;

Давать оценку поступкам героев;

Анализировать текст художественного произведения.

Метапредметные:

Познавательные :

Находить в тексте нужную информацию;

Анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать, делать выводы.

Коммуникативные :

Продуктивно сотрудничать, общаться со сверстниками при решении различных учебных задач;

Формулировать и высказывать собственное мнение по проблеме урока,

Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Регулятивные :

Выбирать действия в соответствии с поставленными задачами;

Корректировать собственные ответы.

Личностные:

Развивать смыслообразование;

Формировать художественный вкус;

Развивать способность к самостоятельной учебной деятельности;

Воспитывать творческого читателя, чуткого слушателя;

Воспитывать гражданские, нравственные качества личности.

Методы обучения : репродуктивный, частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности учащихся : фронтальная, индивидуальная, групповая.

Ход урока.

Есть счастье праведное, есть счастье грешное.

Праведное ни через кого не переступит,

а грешное все перешагнет .

Лесков «Несмертельный Голован».

Бойся человека, Бог которого на небе .

Б.Шоу.

Организация урока.

1.Вступительное слово учителя.

Очерк “Леди Макбет Мценского уезда” впервые опубликован в журнале “Эпоха” в 1865 году под названием “Леди Макбет нашего уезда”. Повесть показывает неразрывную связь капитала с преступлением на любовной почве. Это одна из художественных вершин творчества Лескова. Основное содержание очерка Н. С. Лескова “Леди Макбет Мценского уезда” составляет тема любви, тема трагической женской судьбы.

2.Жанровое своеобразие .

Дайте определение очерка.

О́черк - одна из разновидностей малой формы эпической литературы - рассказа, отличная от другой его формы, новеллы, отсутствием единого, острого и быстро разрешающегося конфликта и большей развитостью описательного изображения.

Очерк - это художественно-публицистический жанр, в котором сочетаются логико-рациональный и эмоционально-образный способы отражения действительности для решения определенных аспектов концепции человека или общественной жизни.

Очерковая литература затрагивает не проблемы становления характера личности в её конфликтах с устоявшейся общественной средой, как это присуще новелле (и роману), а проблемы гражданского и нравственного состояния «среды» (воплощённого обычно в отдельных личностях) - проблемы «нравоописательные»; она обладает большим познавательным разнообразием. Очерковая литература обычно сочетает особенности художественной литературы и публицистики.

3. Семантика названия, его осмысление.

Первая часть названия относит нас к трагедии Шекспира «Макбет»

Заранее подготовленный ученик кратко рассказывает содержание трагедии.

Вывод : Шекспир сделал Макбета законченным воплощением политического деспотизма и честолюбия.Леди Макбет во многом подобна своему мужу. Но у этой царственной женщины сердце окаменело. Все ее чувства подчинены честолюбию. Даже любовь ее честолюбива. Она любит Макбета за то, что он превосходит всех других людей. Ей важна не та радость, которую любящая женщина получает от ответных чувств мужчины, а его способность возвысить себя и заодно ее. Она хочет быть женой первого человека в государстве. Такая любовь бывает, она по-своему может быть искренней и сильной, но, конечно, представляет собой извращение истинной любви.

Отличает ее от Макбета решительность. Ее честолюбие - действительно страсть, слепая, нетерпеливая и неукротимая. Она железная женщина, дьявол в прекрасном облике. Если честолюбие Макбета - это страсть, борющаяся с его нравственным сознанием, то в ней - это мания, уничтожившая все остальные чувства. Моральных понятий она начисто лишена.

В чем странность названия лесковского произведения?

(Столкновение понятий из различных стилистических пластов: “Леди Макбет” – ассоциация с трагедией Шекспира, леди – дама из высшего общества, так мы соотносим произведение с высоким содержанием, возвышенным стилем. Мценский уезд (ассоциации: Кукарский еузд, Яранский уезд)– соотношение трагедии с глухой российской провинцией).

Вывод по названию : автор расширяет масштабы происходящего в очерке. Независимо от того, к какой социальной группе принадлежит, каким социальным статусом обладает человек (женщина), он способен испытывать как высокие, так и низменные чувства, желания, стремления. В нем одинаково уживаются и добро, и зло.

4.Анализ очерка.

Кто главный герой? (Катерина Львовна Измайлова)

Ставим проблемный вопрос урока: «Кто Катерина Измайлова - страстная натура или больная душа?»

Каков характер имела Катерина Измайлова? Подтвердите текстом.

(«характер был пылкий», т.е. страстный, она привыкла к простоте и свободе)

(текст – начало, 1 абзац)

Катерина Измайлова и в жизни, и в любви могла добиться многого.

Расскажите ее историю замужества. (Художественный пересказ-монолог (история замужества Катерины) от первого лица. (1 глава)).

Вывод : в жизни Катерины Измайловой нет любви, только скука, поэтому ищет занятия, развлечения на стороне.

Виновата ли в этом Катерина Измайлова?

(и да, и нет. Да, потому что жизнь ее не была наполнена духовно: Катерина Измайлова не любила мужа, не имела любимого дела, не молилась, не читала. Нет, потому что и муж ее не любил)

А страсть должна была найти свое проявление, ее пылкая натура должна была «развернуться во всю свою ширь»

С чего началась ее страсть?

(со встречи с Сергеем, с того, как ее взвешивали: «Диковина»)

Диковинная земная тяжесть означает чудовищную, но пока еще скрытую силу. А что говорит на это мужичок: «Разве тело наше тянет?»

Как понимаете его слова? (не тело оставляет следы на земле, а душа человеческая в памяти людской).

Каков Сергей? Как себя ведет?

(внешность: «с дерзким красивым лицом»

Аксинья о Сергее: «Какой смелый!»

С Катериной Измайловой: «развязно прошептал Сергей»)

Вывод : он знает, что делает, чувствуется в нем не любовь, а расчет. Это подтверждает

Ради чего? (ради денег, власти)

Какова Катерина Измайлова в любви?

Она ждала чего-то особенного от жизни – любви. И случайная встреча разожгла ее душу на столько, что просит свекра за любовника. Получив отказ, она отравила свекра.

Есть ли сожаление у неё, какое-либо движение совести?

(нет, страсть захватила её душу и перерастает пределы измены) «Она обезумела от своего счастия». Но ведь счастье бывает разное. У Лескова есть такие слова (см.эпиграф): “Есть счастье праведное, есть счастье грешное. Праведное ни через кого не переступит, а грешное все перешагнет.»

Через что перешагивает Катерина Измайлова?

(через божьи заповеди – не прелюбодейстуй, не убий.)

Убив раз, с легкостью убивает снова. Расскажите об убийстве мужа (главы 7–8).

По библии, закон брака: “Двое – одна плоть”. А Катерина Львовна плоть эту своими же руками раздавила – спокойно, даже с резкой гордостью за свою неодолимость.

Вспомните эпиграф к очерку. Как его поняли?

(Это ведь только “первую песенку зардевшись спеть”, «зардевшись» - смущаясь, еще не отваживаясь на решительные поступки, а дальше уж само пойдет.)

И вот живет Катерина Львовна, “царствует”, даже носит ребенка под сердцем. Все вроде бы свершилось по идеалу (помните, хотела себе “для веселости ребеночка родить”). Этот высокий идеал – материнство - сталкивается с другим высоким христианским идеалом – не прелюбодействуй, потому что ребенок не от мужа – от любовника. Вспомним Катерину из “Грозы” Островского, которая, нарушив этот божий закон, уже спокойно не смогла жить: она призналась в измене, потому что совесть не позволила перешагнуть через грешное счастье.)

- А Катерина Измайлова имеет совесть? (У лесковской героини этого нет, только сны чудные пока тревожат.)

Рассказать о снах Катерины Львовны.

1-й сон – глава 6 (кот пока – просто кот).

2-й сон – глава 7 (кот, похожий на Бориса Тимофеевича, убиенного).

Вывод: Не так просто оказывается “песенку спеть”.

Сны символичны. Уж не совесть ли просыпается в молодой купчихе? (Пока нет.)

Символичные слова звучат и в устах бабушки Феди (глава10: «Потрудись, Катеринушка…») – прочитайте.

Как поняли? (обереги отрока Божьего)

- Как же потрудилась Катерина? (Убила Федю.)

И перед очередным убийством “собственный ребенок у нее впервые повернулся под сердцем, и в груди у нее потянуло холодом” (глава 10).

- Случайно ли у Лескова упоминание этой детали?

(Сама природа, женское естество предостерегают ее от задуманного преступления. Но нет, не внемлет голосу души, не пробил светоч младенца мрак души: “Кто начал злом, тот и погрязнет в нем” (Шекспир).

В отличие от первых двух убийств, возмездие пришло сразу. Как это случилось?

- Как вы думаете, почему – сразу?

(Погублена чистая, ангельская, безгрешная душа. Маленький страдалец, отрок, угодный Богу; даже имя символично: «Федор» в переводе с греческого – “Божий дар”.)

Всмотритесь в репродукцию картины И.Глазунова «Мальчик». Что подчеркнул художник?

(Большеглазый отрок на фоне икон, ручка на груди как парафразис страстей по Дмитрию убиенному)

Арест Катерины – это укор за содеянное перед Богом. А Катерина Измайлова о Боге ни разу не упомянула. Что это? Может, в Мценском уезде все люди – безбожники? Подтвердите свою мысль текстом (гл. 12): «Наш народ набожный…»

Как антитеза звучат слова о Катерине Измайловой: «Испаскудилась…»

Вывод : нарушен высший нравственный закон, заповедь Божья – “не убий”; ибо высшая ценность на земле – это человеческая жизнь. Потому так велика глубина нравственного падения Катерины и Сергея.

К чему приводит вырвавшаяся на свободу страсть?

(Свобода, не знающая нравственных ограничений, превращается в свою противоположность. Страстная натура, оказавшись во власти «свободы» преступлений, неминуемо обречена на гибель.)

Итак, суд земной, суд людской совершился. Произвел ли он особенное впечатление на Катерину Львовну? Подтвердите текстом (гл. 13).

(Любит она по-прежнему.)

Расскажите об отношениях Катерины Измайловой и Сергея на каторге.

Изменила ли лесковскую героиню каторга?

(Да, теперь это не хладнокровный убийца, вызывающий ужас и изумление, а страдающая от любви отвергнутая женщина.)

- Жалко ее? Почему?

(Она жертва, отверженная, а любит по-прежнему, даже сильнее (гл. 14). Чем безогляднее ее любовь, тем откровеннее и циничнее надругательство Сергея над нею и ее чувствами. Бездна нравственного падения бывшего приказчика так страшна, что его пытаются усовестить даже видавшие виды арестанты-каторжники).

Бернард Шоу предостерегал: “Бойся человека, Бог которого на небе”. Как вы понимаете эти слова?

(Бог – совесть, внутренний судья. Нет такого Бога в душе – страшен человек. Таким остался Сергей. Такова была Катерина Львовна до каторги.)

Изменения в Катерине поможет увидеть обращение к символике пейзажных сцен.

Самостоятельная работа по анализу пейзажа (работа по тексту с карандашом, 3 минуты) . (Таблица заполняется в ходе работы.)

Вопросы на доске:

Какой цвет чаще встречается в описании природы?

Найдите слово-образ, который использует Лесков в этом отрывке?

Какова символика пейзажной сцены?

Вариант 1.
Текст, гл. 6.
“Золотая ночь”, “рай”,
белый цвет, молодой цвет яблони, яблоня, залитая белыми цветами.
Символика.
Белый цвет в природе - “рай”. Но чернота, грязь, тьма в душе - “ад”.

Вариант 2.
Текст, гл. 15.
“Безотраднейшая картина”, “ад”,
грязь, тьма, серое небо, ветер стонет.

Символика.
Грязь, тьма на улице - “ад”, но свет в душе - “рай” (очищающая боль)

Вывод : через физическую боль человек приходит к осознанию, ощущению души. Шекспир в своей трагедии сказал о леди Макбет: «Она больна не телом, но душою».

Больная душа у Катерины Измайловой. Но предел собственных страданий и мучений пробуждает проблески нравственного сознания у лесковской героини, не ведавшей раньше ни чувства вины, ни чувства раскаяния.

Волга заставляет вспомнить другую Катерину – из “Грозы” Островского. Мы чувствуем: близится развязка. Но Катерина Кабанова погибает сама, а Катерина Измайлова забирает с собой еще одну душу – Сонетку. Душа Катерины Львовны на миг как бы вошла в луч свет и снова погрузилась во мрак.

5.Итог беседы-анализа.

Хотелось бы привести цитату Л.Аннинского: “Страшная непредсказуемость обнаруживается в душах героев. Какая там “Гроза” Островского – тут не луч света, тут фонтан крови бьет со дна души: тут “Анна Каренина” предвещена – отмщение “бесовской страсти”. Тут Достоевскому под стать проблематика – недаром же Достоевский и напечатал “Леди Макбет…” в своем журнале. Ни в какую типологию не уложишь лесковскую героиню – четырехкратную убийцу ради любви”.

Как вы ответите на вопрос темы «Кто Катерина Измайлова - страстная натура или больная душа?» Аргументируйте.

6. Рефлексия .

Что для себя вы открыли в этом очерке классической русской литературы?

Домашнее задание: написать сочинение-сопоставление Катерины Кабановой и Катерины Измайловой.

>Сочинения по произведению Леди Макбет Мценского уезда

Загадка женской души

О чем мечтает женщина? – Настоящая загадка и по сей день. Настолько непостижима женская душа, и душа Екатерины Львовны – главной героини очерка, не исключение. Чего же она хочет, что движет ею и почему свой характер, отличающейся напористостью, страстностью и целеустремленностью проявляет не сразу. По-видимому, это любовь так меняет людей. Казалось бы, столь возвышенное и светлое чувство должно одухотворять человека, делать его лучше, однако в случае с женой купца, происходит страшная метаморфоза, и ею движут низменные и животные инстинкты.

Так, набравшись смелости, Катерина направляется к свекру с просьбой отпустить любовника, а когда тот отказывает, угрожая ей и пристыжая, она, не моргнув глазом отравляет его. Настолько затуманен рассудок Катерины, а сердце охвачено пожаром любви, что не замечает, как избранник манипулирует ею. Затем, воодушевленная идей Сергея , о их женитьбе, Катерина Львовна решает сделать из возлюбленного барина, а для этого – хладнокровно убивает законного супруга – купца Измайлова. Пожалуй, самый жестокий поступок – это убийство ребенка – Федора Лямина, маленького наследника, претендующего на часть капитала купеческой семьи Измайловых. Удивительно, что Екатерина, вынашивающая под сердцем новую жизнь, пошла на такое зверство. Еще удивительней поведение и поступок купчихи по отношению к своему ребенку. Ведь она так мечтала о материнстве, да и дитя это – плод любви с дорогим ее сердцу Сережечкой. Катерина, как завороженная в страсти к приказчику. Она ничего не видит, перед ней лишь одно желание быть рядом с любимым, даже если это тернистый путь по этапу. Екатерина Львовна слепа в своей любви.

Как известно, есть время разбрасывать камни, и время собирать камни. Так и Катерина заплатила за свои злодеяния сполна, и если для Сергея, наказанием является каторга, то для женщины – это предательство возлюбленного, разоблачение его подлой личины. Даже понимая всю бесполезность греховных действий, а также, что любовь Сергея, лишь пустышка, пустой звук, главная героиня рада обманываться дальше. Но у всего свой предел – любимый мужчина начинает издеваться над Катериной, оказывая внимание другим женщинам, надсмехаясь над купчихой. Охваченная ревностью и поглощенная болью предательства Катерина убивает себя, утопив в Волге, не забыв прихватить собой главную соперницу Сонетку.

Катерина как любая женщина хочет любить и быть любимой, но в своем стремлении она нарушает все законы морали и божьи законы. Не видя преград, она идет напролом, буквально по трупам к своей цели – любви и вниманию недостойного мужчины. Несмотря на все преступления и зло в ее душе, она лишь исполнитель, орудие в умелых руках палача, которым является ее возлюбленный Сергей.

Дочь простонародья, унаследовавшая и народный размах страстей, девушка из бедной семьи становится пленницей купеческого дома, где нет ни звука живого, ни голоса человеческого, а есть только короткая стежка от самовара в опочивальню. Преображение изнывающей от скуки и избытка сил мещаночки совершается тогда, когда на нее обращает внимание уездный сердцеед.

Любовь рассыпает над Катериной Львовной звездное небо, которого она не видела прежде из своего мезонинчика: Посмотри, Сережа, рай-то, рай-то какой! По-детски простодушно восклицает героиня в золотую ночь, смотря сквозь покрывающие ее густые ветви цветущей яблони на чистое голубое небо, на котором стоял полный погожий месяц.

Но не случайно в картинах любви гармонию нарушает вдруг вторгшийся разлад. Чувство Катерины Львовны не может быть свободным от инстинктов собственнического мира и не подпадать под действие его законов. Рвущаяся к свободе любовь превращается в начало хищно-разрушительное.

Катерина Львовна теперь готова была за Сергея в огонь, в воду, в темницу и на крест. Он влюбил ее в себя до того, что меры преданности ему не было никакой. Она обезумела от своего счастья; кровь ее кипела, и она не могла более ничего слушать…

И вместе с тем слепая страсть Катерины Львовны неизмеримо больше, значительнее, чем корысть, придающая форму ее роковым поступкам, сословным интересам. Нет, ее внутренний мир не потрясен решением суда, не взволнован рождением ребенка: для нее не существовало ни света, ни тьмы, ни худа, ни добра, ни скуки, ни радостей. Всю жизнь без остатка поглотила страсть. Когда партия арестантов выступает в дорогу и героиня вновь видит Сергея, с ним ей и каторжный путь цветет счастьем. Что для нее та сословная высота, с которой она рухнула в каторжный мир, если она любит и ее любимый рядом!

Сословный мир достает Катерину Львовну на размытых пересыльных трактах. Он долго ей готовил палача в облике любовника, поманившего когда-то в сказочную Аравию счастливую. Признаваясь, что не любил Катерины Львовны никогда, Сергей пытается отнять единственное, что составляло жизнь Измайловой, прошлое ее любви. И тогда совсем неживая женщина в последнем героическом всплеске человеческого достоинства мстит своим поругателям и, погибая, заставляет окаменеть всех вокруг. Катерина Львовна дрожала. Блудящий взор ее сосредоточился и становился диким. Руки раз и два неведомо куда протянулись в пространство и снова упали. Еще минуту и она вдруг вся закачалась, не сводя глаз с темной волны, нагнулась, схватила Сонетку за ноги и одним махом перекинулась с нею за борт парома. Все окаменели от изумления.

Лесков изобразил сильную и страстную натуру, разбуженную иллюзией счастья, но шедшую к своей цели путем преступлений. Писатель доказал, что у этого пути нет выхода, а лишь тупик ожидал героиню, и другого быть не могло.

Это прекрасное произведение послужило основой для оперы Д. Д. Шостаковича Катерина Измайлова, написанной в 1962 году. Что еще раз доказывает незаурядность произведения Н. С. Лескова, сумевшего найти и передать типичные черты характера Катерины Львовны, раскрывшиеся столь трагически и приведшие героиню к неминуемой гибели.

Каждый писатель в своем произведении создает мир (который принято называть художественным), отличающийся не только от других художественных миров, но и от мира реального. Причем давно замечено, что в разных произведениях одного и того же писателя миры могут быть тоже разными, варьируясь в зависимости от характеров изображаемых героев, от сложности социальной или духовной обстановки, изображаемой автором.

Сказанное относится в первую очередь к творчеству таких оригинальных и самобытных писателей, как Н. С. .

Сюжеты, герои, тематика его произведений настолько разнообразны, что порой бывает достаточно сложно составить представление о каком-либо художественном единстве.

Однако в них много общего, в частности: мотивы, тональность, черты характеров персонажей и главных героев. Поэтому прочитав несколько произведений Лескова и открывая очередное, невольно уже настраиваешься на определенный лад, представляешь себе обстановку, среду, атмосферу, погрузившись в которую, открываешь удивительный и прекрасный в своем своеобразии мир.

Мир Лескова неподготовленному читателю может показаться странным, мрачноватым, ведь его населяют в основном герои-правдоискатели, окруженные невежественными глупцами, для которых единственной целью является достаток и спокойствие. Однако благодаря силе неповторимого лесковского таланта в изображении героев преобладают жизнеутверждающие мотивы. Отсюда ощущение внутренней красоты и гармоничности художественного мира Герои Лескова удивительно чисты и благородны, их речь проста и вместе с тем красива, так как передает мысли, содержащие вечные истины о силе добра, о необходимости милосердия и самопожертвования. Жители огромного лесковского мира настолько реальны, что читателя не покидает уверенность в том, что они списаны с натуры. Мы не сомневаемся в том, что автор действительно встречался с ними во время своих многочисленных поездок по России. Но какими бы обыкновенными и простыми ни были эти люди, все они праведники, как их определяет сам Лесков. Люди возвышающиеся над чертой простой нравственности и потому святы господу. Читатель ясно представляет себе цель автора обратить внимание на русский народ, на его характер и душу. Лескову удается в полной мере раскрыть характер русского человека со всеми его плюсами и минусами.

Что особенно бросается в глаза при чтении произведений Лескова вера его героев в Бога и безграничная любовь к родине. Эти чувства настолько искренни и сильны, что человек, обуреваемый ими, может преодолеть все преграды, стоящие на его пути. Вообще, русский человек всегда готов пожерт – ^ вовать всем и даже своей жизнью, чтобы добиться поставленной цели высокой и прекрасной. Кто-то жертвует собой ради веры, кто-то ради Отечества, а Катерина Измайлова, героиня Леди Макбет Мценского уезда, пожертвовала всем ради того, чтобы спасти свою любовь, и когда все способы и средства были перепробованы, а выход из создавшегося положения так и не был найден, она бросилась в реку. Это похоже на финал пьесы Островского , где Катерина Кабанова гибнет из-за своей любви, и в этом Лесков и схожи.

Но как бы ни был прекрасен и чист душою русский человек, у него есть и отрицательные качества, одним из которых является склонность к пьянству. И этот порок Лесков обличает во многих своих произведениях, герои которых понимают, что пить глупо и нелепо, но ничего не могут с собой поделать. Это, наверное, тоже чисто русская особенность поведения отводить душу, заливая горе вином.

Вырастая на лоне природы, среди прекрасных пейзажей, простора и света, простой лесковский герой из народа стремится к чему-то возвышенному, к красоте и любви. У каждого конкретного героя это стремление проявляется по-своему: у Ивана Флягина это любовь к лошадям, а у Марка Александрова это восторженное отношение к искусству, к иконе.

Мир Лескова мир русских людей, трепетно творимый и хранимый ими для них же самих. Все произведения написаны Лесковым с таким пониманием даже самых непостижимых глубин человеческой психики, с такой любовью к праведникам и России, что читатель невольно проникается лесковской манерой письма, начинает по-настоящему задумываться над теми вопросами, которые волновали когда-то писателя и не потеряли своей актуальности и в наше время.

Самые популярные статьи :



Домашнее задание на тему: Леди Макбет Мценского уезда история трагической любви и преступлений Катерины Измайловой .

 


Читайте:



Ключевые фразы роберта кийосаки Лучшие цитаты кийосаки

Ключевые фразы роберта кийосаки Лучшие цитаты кийосаки

Ваш мозг может все. Абсолютно все. Главное, убедить себя в этом. Руки не знают, что они не умеют отжиматься, ноги не знают, что они слабые, живот...

Понятие брака в законодательном поле Определение брака в законодательстве рф

Понятие брака в законодательном поле Определение брака в законодательстве рф

Кто у нас ячейка общества – брак или семья? Кто из них уже много веков гарантирует общественное воспроизводство? Какие они бывают и зачем? Обо всем...

Россия в первой мировой войне: кратко об основных событиях

Россия в первой мировой войне: кратко об основных событиях

Первая мировая война 1914 - 1918 годов ДАТЫ* 1914.06.28 В результате покушения в Сараево убиты эрцгерцог Австро-Венгрии Фердинанд и...

Какие великие русские были евреями?

Какие великие русские были евреями?

Недавно обратил внимание, что много комиков и актеров на российской эстраде и в кинематографе евреи, посмотрел внимательней – оказалось...

feed-image RSS