Разделы сайта
Выбор редакции:
- Тыква для детей: полезные свойства, рекомендации по применению, рецепты
- Сказка серебряное копытце
- Скороговорки для развития речи у детей
- Презентация по окружающему миру на тему «Самолеты» скачать бесплатно Презентация для детей самолеты
- Презентация на тему "растения-паразиты" Колумнеи - растения-эпифиты, требовательны к уходу
- Презентация на тему "звездное небо"
- Презентация к уроку на тему: Презентация к уроку по дисциплине "Финансы, денежное обращение и кредит" на тему "Сущность финансов, их функции и роль в экономике
- Презентация проекта по истории средних веков на тему "викинги"
- Молитва при зубной боли у детей и взрослых
- О боге святые отцы. Святые «О Боге. Священное писание о любви
Реклама
Много общего в «Повести о Петре и Февронии» со сказочными сюжетами.7 В первой части «Повести» рассказывается о том, как змей повадился летать к жене князя Павла, принимая его образ, и был убит братом князя - Петром. Сюжет о змее-соблазнителе очень распространен в волшебных сказках. Герой такой сказки, выдержав серьезное испытание, получает чудесного помощника, вступает в борьбу со змеем, одерживает победу и становится, как правило, мужем царевны. Победа героя над змеем - это награда за его доброту, за помощь попавшим в беду (зверям, птицам, неизвестному человеку).8 И князь Петр в «Повести» ведет себя как истинный сказочный герой. Узнав, что змей умрет «от Петрова плеча Агрикова меча», он не сомневается в том, что именно он должен убить змея. Благородному и решительному князю помогают небесные силы: во время молитвы ему открывается, где лежит Агриков меч. Петр убивает змея, но его кровь попадает на князя Петра, и его тело покрывается струпьями. Сравнив построение сюжета в «Повести о Петре и Февронии» с волшебной сказкой, Р.П. Дмитриева пришла к выводу, что в «Повести» «развитие сюжета идет самостоятельным путем, не зависящим от законов, действующих в жанре волшебной сказки».9 В частности, неожиданным с точки зрения структуры волшебной сказки является завершение борьбы со змеем: вместо того, чтобы получить вознаграждение за подвиг, Петр приобретает тяжкое заболевание. Это объясняется той функцией, которую выполняет эпизод борьбы со змеем: он служит завязкой второй части «Повести», рассказывающей историю совместной жизни князя Петра и крестьянки Февронии, начиная с женитьбы и кончая смертью. Основой повествования о житии Петра и Февронии также послужил сказочный сюжет о мудрой деве: простая девушка благодаря уму, находчивости, сообразительности выдерживает испытание и становится женой человека высокого социального положения (царя, барина, воеводы).10 Как и сказочная героиня, Феврония говорит загадками, находит достойное решение невыполнимых заданий, которые дает ей Петр, испытывая ее мудрость (соткать ему рубашку из клочка льна), увозит с собой князя из города как самое дорогое (в отличие от сказки изгоняют ее из города бояре). Сказочный характер носят и чудеса Февронии: хлебные крошки превращаются в фимиам, прорастают срубленные деревья. Развитие действия в «Повести» и отдельные ее мотивы имеют прямые параллели со сказкой о мудрой деве. Но сказочный сюжет претерпевает в «Повести» значительные преобразования, он осложняется введением новых героев, изменением конфликта, психологически сложным рисунком характеров героев (Феврония не только умна, но сдержанна, благородна), что превращает сюжет сказки о мудрой деве в новеллистическое повествование о всемогуществе любви, преодолевающей все испытания. Прожив долгую жизнь, управляя городом мудро и справедливо, Петр и Феврония умирают в один день, и после смерти их тела, погребенные в разных местах, чудесным образом соединяются вместе. Беседа Февронии с юношей - своего рода испытание его ума, которое он не выдерживает. Функция отрока в Повести может быть сопоставлена с функцией сватов: отрок находит девушку Февронию, которая затем станет женой его князя. Три текста об умной невесте, записанные в Псковской области и помещенные в этом сборнике, содержат ситуацию сватовства. В двух из них (№№ 55, 57) сваты появляются в доме невесты в то время, когда она занята тем же делом, что и Феврония в момент прихода к ней княжеского отрока: сидит за ткацким станом. В вариантах, представленных текстами №№ 55,56, сваты, как и княжеский посланец в древнерусской повести, застают девушку в неприбранном виде, что и обыгрывается в сюжете: «…девка ня знала, что сваты придуть. Она холстинку тке…сидить. Матка: «Протрешь! Протрешь ситцевик!» (Все по поножнам ходить и двигаешься: юбку протре!). А она спустила юбку и сидить в рубашке. И ткала… А сват пришел, а видя, что нявеста-то сидить в рубашке. А они говорить: «Что-то в вас сорока бяз хвоста?» А нявеста ответила: «В нас двор бяз уш!». ..(…собаке нет…) (№ 55). Эти же ситуации и мотивы встречаются и в тексте № 56: «Приехали сваты, застали невесту без платья: «Почему сорока без хвоста?» А в доме нет собаки. Им отвечают. «А v нас двор без ушей!». В приведенных примерах наблюдается совершенно очевидное сходство реплик невесты («В нас двор бяз уш!», «А у нас двор без ушей!») и толкований («собаке нет», «А в доме нет собаки») с загадочными словами героини («Плохо, когда дом без ушей») и разъяснениями их смысла («пес.. .это уши дома») в «Повести о Петре и Февронии». Управления делами Президента РФ, город Москва Программное содержание:
Предварительная работа:
(реж. Н. Михайлова, ВГИК, 2008) ;
Оборудование:
Ход организованной партнерской деятельности: Дети заходят в музыкальный зал, здороваются, встают в круг. Воспитатель: Ребята, давайте сделаем «Круг доброты» и поделимся с друзьями своей добротой. Назовите своего соседа ласково и улыбнитесь ему! Что необычного сегодня в нашем зале? Дети: Наши семейные газеты украшают стены музыкального зала. Воспитатель: А для чего вы делали газеты вместе со своими родителями? Дети: Мы хотим всем рассказать про свою семью. Воспитатель: Сегодня к нам в гости кто-то придет. (Стук в дверь. Воспитатель вносит кукол) . Воспитатель (от имени кукол) : Здравствуйте, дети! Дети: Здравствуйте, Петр и Феврония! Воспитатель: А как вы узнали, что это Петр и Феврония? Дети: Когда мы смотрели мультфильм, то Феврония там была в красном сарафане, а Петр в белых штанах. Воспитатель: Да, ребята. у нас в гостях Петр и Феврония в русских национальных костюмах. Они слышали, что вы хотите поговорить о семье. Ведь наши герои тоже семья. А какая семья у Петра И Февронии? Дети: Дружная, верная, они любят друг друга. Воспитатель: Петр и Феврония являются покровителями семьи. Как можно их назвать? Дети: Пара. Супруг и супруга. Муж и жена. Воспитатель: Уважаемые Петр и Феврония, наши ребята сейчас прочитают вам стихотворение. На Руси есть сказ о том, Много бед перенесли, Пролетела та пора, Воспитатель (от имени кукол) : Ребята, какие вы молодцы! Нам так приятно, что вы о нас знаете стихотворение! Воспитатель: Где жили Петр и Феврония? Дети: В древней Руси. В городе Муроме. Воспитатель: Петр и Феврония возведены в лик святых. Они изображены не только на картинках, но и на иконах. Воспитатель: Ребята, а где находятся иконы и для чего они нужны? Дети: Иконы могут быть дома, в храме, в соборе. Люди обращаются к ним и молятся. Воспитатель: А как вы думаете, о чем люди молятся перед иконой святых Петра и Февронии? Дети: Люди молятся о семье, чтобы у них были дети… Воспитатель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на слайд. Почему, на ваш взгляд, девушка возлагает цветы к иконе? Дети: Наверное, девушка молится о том, чтобы выйти замуж, чтобы муж был добрый и заботливый, и чтобы дети потом родились. Воспитатель: А каким должен быть мужчина в семье? Дети: Мужественным, сильным, терпеливым, уступчивым. Воспитатель: Какие самые главные задачи мужчины-папы в доме, как вы считаете? Дети: Папа должен охранять дом и семью. Он должен быть хранителем и защитником семьи. Воспитатель: А что еще папа может делать по дому? Дети: Он может починить что-то, если вдруг сломалось. Может научить кататься на велосипеде. Может покупать продукты в магазине и подарки жене и детям… Воспитатель: А мама какая? Дети: Милая, добрая, женственная. Она ухаживает за мужем и детьми, за бабушкой и дедушкой. Мама заботится о том, чтобы в семье всегда было уютно, чисто и тепло. Мама кормит и лечит, стирает и убирается в доме. Воспитатель: Да, женщину называют хранительницей домашнего очага. Воспитатель: Что объединяет мужчину и женщину? Дети: Любовь. Еще они вместе ходят в гости и устраивают праздники. Воспитатель: Давайте мы тоже сейчас поиграем, ведь в семье не только трудятся, но веселятся. (Дети с воспитателем играют в подвижную игру «Змейка – папа, змейка – мама, змейка – вся моя семья» ) . Воспитатель: Теперь давайте Петру и Февронии расскажем про ваши семьи, покажите им свои семейные газеты. (Рассказы детей по газетам о традициях семьи) . Воспитатель (от имени кукол) : Какие замечательные ваши семьи! А знаете ли вы пословицы о семье? Дети:
Воспитатель: Ребята, во многих городах России Петру и Февронии установлены памятники. (Слайд с изображением памятников в Ульяновске, Архангельске, Ярославле, Ейске) . Петр и Феврония жили долго и счастливо. Правили любовью и добром, а не гневом и яростью. И сохранили свою любовь на всю жизнь. В России учреждена медаль «За любовь и верность» , которая вручается самым лучшим семьям страны. На медали изображена ромашка, которая является символом чистой, честной и верной любви. Воспитатель: Предлагаю вам сделать ромашку своими руками. (Дети коллективно изготавливают ромашку из полосок белой бумаги с помощью клей-карандаша) . А сейчас мы каждой семье пожелаем что-то хорошее, передавая ромашку из рук в руки. (Дети высказывают пожелания.) Воспитатель: Итак, ребята, как вы думаете, что самое главное в жизни каждого человека? Дети: Семья, любовь. Воспитатель: Берегите друг друга, берегите свои семьи, любите и уважайте родителей! А наших гостей Петра и Февронию мы приглашаем пожить в нашем мини-музее. Они всегда будут с нами рядом и будут помогать вашим семьям.
Цель : формирование основ семейного воспитания на примере православных святых Петра и Февронии. Задачи: познакомить с историей возникновения и смыслом празднования Дня святых Петра и Февронии; развитие восприятия и мышления при усвоении слуховой и зрительной информации; формирование нравственных основ воспитания будущего семьянина; воспитание уважительного отношения к русской православной культуре и истории православия. Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация. Ход классного часа. п\п Название слайда Содержание 1.Организационный момент. II . Вводная беседа. Много праздников у нас в стране. Это и государственные и религиозные праздники. Но народ выбирает те праздники, которые ему больше нравятся. Какие праздники любите вы и почему? Изображение Петра и Февронии III . Рассказ «Святые Пётр и Феврония». Кто такие святые? Есть ли в православии святые, покровители любви, семьи и верности? Какого человека можно назвать святым? (Тот, кто искренне служит богу; жизнь его наполнена добрыми делами для людей; способен совершать необычное для других людей). Много славных имен на Святой на Руси, …Петр в Муроме-граде на княжестве был, Многократно просили бояре Петра – И челом ему били громадою всей: И в любви благодатной – к успению лет И свершилось заветное: праведным сном В усыпальницу князеву – князя снесли, Оттого это сталось, что мертвую плоть Смерти нет, смерти нет!.. И века напролет Потому что любовь – паче смерти – для всех, IV . Беседа по теме. Сегодня даже дети знают, что 14 февраля - день Святого Валентина, покровителя всех влюбленных. А ведь в России есть свои собственные заступники влюбленных: православные святые - Петр и Феврония... Давным-давно жил- был в Муроме княжич по имени Петр. К несчастью, объявился в тех краях злой крылатый змей, причинявший, как водится, много вреда. Храбрый Петр не убоялся чудища, выступил против и убил его, но змеиная кровь брызнула на юношу, и все его тело покрылось струпьями и язвами. Никто из лекарей не мог вылечить княжича. И тут прослышали, что в селе Ласково в Рязанской земле живет мудрая девушка Феврония. Она умеет исцелять от недугов, предсказывать будущее и творить многие чудеса. Когда от Петра пожаловал посыльный, девушка так велела передать княжескому отпрыску: если не возьмет меня в жены, лечить его не стану. Петр удивился такому требованию, но, подумав, рассудил: пусть лечит, как умеет, а вылечит - женюсь. Тогда Феврония зачерпнула ковшом хлебную закваску, дунула на нее и вручила княжескому гонцу, напутствовав: мол, пусть истопят баню, вымоют больного и помажут этой закваской. Сказано - сделано. После первого же «сеанса» Петр поправился. Велел передать девушке дары, а сам, позабыв об обещании, укатил в Муром. Феврония же подарки не приняла, и вскоре Петр заболел еще сильнее. Но на сей раз раскаялся и сам пришел к ней просить прощения. Она же без обид снова исцелила его - на этот раз окончательно и бесповоротно. Они поженились и зажили в мире и согласии. Вскоре старший брат княжича умер, пришлось самому Петру принимать Муром во владение. И все бы хорошо, только бояре со своими женами с первого дня люто возненавидели Февронию. Обидно им было, что они, родовитые мужи, должны простой крестьянке кланяться. Каких только козней и наветов не возводили на княгиню, но Петр был настолько очарован умом и добрым сердцем супруги, что и слушать не хотел никаких пересудов. Несколько раз приступали к нему враги Февронии с требованием отослать ее куда подальше, пока, наконец, князь не предоставил своей мудрой жене рассудить всех. Супруга его, не долго думая, поставила ультиматум: я уеду, сказала, лишь возьму с собой то, что захочу. Бояре со гласились. Тогда Феврония, к великой радости знати, объявила, что покинет этот город только вместе с законным мужем. Короче говоря, кончилось все тем, что пара села на корабль да поплыла, куда глаза глядят. Вместе с ними, как, оказалось, путешествовала еще одна супружеская чета - тоже князь и княгиня. И надо ж такому случиться, что этому самому князю больно приглянулась Феврония. Княгиня заметила его взгляды, разгадала нечистые помыслы и решила наглеца проучить. - Зачерпни воды из реки левой рукой и испей, - сказала она ему. Тот удивился, но сделал, как просила. - А теперь зачерпни правой и скажи, одинаковая вода или одна другой слаще? Князь признался, что одинаковая. - Так и женское естество всегда одинаково, - вразумляла его мудрая женщина. - Почему же ты, забыв о жене, помышляешь о чужой? Однако Феврония не только чужие мысли читала, но и настоящие чудеса творила. Как-то на берегу срубили молодые дерева, чтобы повесить на них котлы и сварить ужин. Увидев это, княгине жалко стало обрубки. Тогда она благословила их со словами: «Да станут они утром большими деревьями с ветками и листвой». Утром, когда все проснулись, то увидели, что рядом шумят два огромных исполина. Между тем в их родном Муроме бояре передрались, как пауки в банке, желая захватить власть в свои руки. Тогда народ попросил Петра вернуться, что тот и сделал. С тех пор князь и княгиня руководили городом и слыли самыми справедливыми и кроткими правителями, принимали странников, помогали бедным. А еще неустанно молили Бога, чтоб умереть им в один день. Даже сделали себе заранее один гроб с тонкой перегородкой. Перед смертью Петр и Феврония приняли монашество, как было заведено об ту пору у князей на Руси. Его стали величать Давидом, а ее - Ефросиньей. Однажды князь почувствовал приближение смерти и послал сказать Февронии: «О сестра Ефросинья, чую я, что умираю, но жду тебя, чтобы нам вместе отойти к Богу». Княгиня же в это время заканчивала вышивать покров для церковных сосудов и просила его: «Подожди, господин, пока закончу свою работу». Справившись с ней, Феврония легла рядом с мужем, они вместе помолились и отдали свои души Богу в двадцать пятый день месяца июня (по новому стилю 8 июля). Супругов пытались разлучить и после смерти. Князя решили похоронить в городе в соборной церкви Пресвятой Богородицы, а Февронию - в загородном женском монастыре. Сделали им разные гробы и положили тела на ночь в разных церквах. Однако утром обнаружили гробы пустыми, а князя и княгиню лежащими в общем гробе, том самом, который они велели сделать для себя незадолго до смерти. Неразумные люди снова попытались разлучить их. Но и на следующий день супруги оказались вместе. После этого их тела уже не смели трогать. Петра и Февронию наконец похоронили так, как они того хотели. С тех пор супружеская чета стала символом той самой большой и чистой любви, преодолевающей все преграды. В 1547 году они были канонизированы православной церковью, а день их памяти - 8 июля (по новому стилю) - с того времени перекочевал в разряд благоприятных для влюбленных и семейных людей. Поэтому к святым праведникам стали обращаться с молитвой все желающие, прося поддержки и помощи в любовных и семейных вопросах. Таким был на Руси день Петра и Февронии - святых, которых очень почитали наши предки. Это и понятно: праведники дали людям новый, доселе неведомый идеал любви, основанной на родстве душ, взаимном уважении и многолетней привязанности... И как в старину, так и в наше время любой страждущий может обратиться к ним со своей молитвой, попросить помощи в любовных делах, благополучия и добра в семейной жизни. Если же отправиться в древний городок Муром да найти там Свято-Троицкий женский монастырь, в котором и ныне почивают мощи супругов, да загадать там сокровенное желание, оно непременно исполнится. Во всяком случае, так утверждают знающие люди. Видимо, потому туда и сегодня неиссякаемым потоком люди приходят и приезжают издалека с глубокой верой в то, что Петр и Феврония заступятся за просящих перед Господом, помогут разрешить разногласия между влюбленными и супругами, и вселят в их души покой и благодать... По инициативе жителей Мурома в городе были восстановлены дореволюционные традиции празднования дня Петра и Февронии, которые затем поддержали и во многих других городах России. До революции в России праздник в честь святых Петра и Февронии Муромских, олицетворяющих супружескую любовь и верность в русской культуре, отмечался очень широко. Сегодня эта традиция возрождается. V . Прослушивание песни о святых Петре и Февронии. О счастье семейном молятся По всей православной России Муромским чудотворцам Чтоб у Господа испросили. Надежду, любовь и веру И верность друг другу до гроба. И за гробом тоже примером Они нам сияют оба. Жизнь во все времена похожа: Те же требы у каждого века, То же горе и счастье то же, Искушенье у человека. Чтобы тьма не закрыла солнце, Чтоб не множилось беззаконие За нас с вами усердно молятся Петр и Феврония. Зажигая сегодня свечи, И сердца любовью зажгите, Чтобы были мы вместе вечно Заступничества попросите. И дарите ромашки любимым, Знаком верности и чистоты. Пусть станут навеки отныне Русского поля цветы. VI . С 2008 года в России день 8 июля объявлен Всероссийским днем семьи, любви и верности . Символично, что этот праздник впервые отмечался в 2008 году, который был объявлен годом семьи. Этот прекрасный летний день был выбран для праздника не случайно – уже более700 лет православные почитают 8 июля память покровителей семейного счастья. В некоторых российских городах с 2008 года стали устанавливать . Очень много людей в этот день совершает паломничество в Муром, чтобы поблагодарить святую супружескую паруза покровительство в их семейной жизни или попросить о даров а нии семейного лада и счастья. Почему же Пётр и Феврония, говоря современным языком, вновь оказались востребованными обществом? Ответ лежит на поверхности: богатый потрясениями ХХ век, годы реформ поколебали многие ценности, на которых покоятся жизнеспособность, физическое и нравственное здоровье общества и человека. В том числе такой важнейший устой, каким всегда являлась крепкая семья. Последствия её разрушения оказались тяжкими: сокращение рождаемости, сотни тысяч беспризорных и безнадзорных детей, распространение алкоголизма, наркомании, преступности, эгоизма и цинизма. Необходимо остановить циничное разрушение семьи и супружества глобализацией! VII . Памятник Пётру и Февронии в городе Муроме. Памятник Петру и Февронии в Архангельске. Памятник Петру и Февронии в Абакане. Памятник Петру и Февронии в Сочи. Памятник Петру и Февронии в Ярославле. VIII . Заключительная часть. Детям дарятся иконки с изображением Петра и Февронии с пожеланиями счастья и понимания в семье родителей, в удачном и счастливом семейном будущем. Список используемой литературы и сайтов: Ужанков А.Н. Повесть о Петре и Февронии Муромских ⁄⁄ Литература в школе.-2005.- №4.-с.13-18. http://artikul.ucoz.ru/forum/54 Семья - это общество в миниатюре, Цель : ознакомление учащихся с жемчужиной древнерусской литературы - «Повестью о Петре и Февронии Муромских». Задачи : Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Методические приемы: Комментарии учителя, беседа по вопросам, выразительное чтение, элементы анализа текста, словарная работа, пересказ. Ход урокаI. Орг. моментII. Слово учителя.Добрый день! В последнее время стало очень модным отмечать день святого Валентина- покровителя влюбленных. Но ведь в русском православном календаре есть свой День влюбленных - 8 июля, связанный с историей святых супругов Петра и Февронии Муромских - покровителей семьи и брака, чьи любовь и супружеская верность вошли в легенды. Жизнь Петра и Февронии - история отношений мужчины и женщины, сумевших преодолеть все сложности долгого и трудного земного пути, явив идеал христианской семьи. С 2008 года день 8 июля объявлен Всероссийским днем семьи, любви и верности. Очень много людей в этот день совершает паломничество в Муром, чтобы поблагодарить святых Петра и Февронию за покровительство в их семейной жизни или попросить о даровании семейного лада и счастья. Обращение к эпиграфу урока: Ф. Адлер говорил: «Семья - это общество в миниатюре, от целостности которого зависит нравственность человеческого общества». Как вы понимаете это высказывание, которое является эпиграфом к сегодняшнему нашему уроку? А что, на ваш взгляд, главное в жизни? (великодушие, доброта, сострадание, мудрость, верность, честность...) Как вы думаете, может ли меняться отношение к главным истинам в жизни человека на протяжении веков или оно остается неизменным? Возможно, что в древности мы найдем ответ на этот вопрос, ведь древнерусская литература составляет период в 700 лет из 1000 (с X в. по XVII в.) Сегодня мы погрузимся в мир древнерусской литературы - спокойный, торжественный, созерцательный, мудрый. Перенесемся в далекий ХVI век... Нам предстоит познакомиться с новым жанром древнерусской литературы - повестью " Повесть о Петре и Февронии«. Она написана в15 веке писателем публицистом Ермолаем-Еразмом, который был священником в Пскове, потом протопопом дворцового собора Спаса-на-Бору в Москве, потом монахом. Это неединственное, но самое известное произведение. Сохранилось 150 списков «Повести...» III. Историческая основа «Повести...»Кто является прототипом главных героев повести? И был, и есть в Русской земле красивый город Муром. Из него по преданию вышел былинный богатырь Илья Муромец. А еще спустя сто лет в конце 12-начале13 века Муром прославили святые Петр и Феврония, в иночестве Давид и Евфросиния, Муромские чудотворцы. IV. Жанр произведения (комментарий учителя)Жанр произведения определяется в заглавии: «Повесть...» Но повесть необычная, так как в ней тесно переплетаются элементы житийной литературы и фольклора. О близости к фольклору говорит вариативность повести, присутствие традиционных фольклорных жанров о герое-змееборце и мудрой деве, сказочные элементы (например, зачин). Но указание на конкретное место действия (Рязанская земля, г. Муром, село Ласково), на реальных исторических личностей говорит о том, что произведение имеет черты исторической повести. К тому же сюжет повести постепенно приобретает черты жития святых. Финал же повести - классический образец житийной литературы. Что такое житие святого? Житие святого - повествование о жизни святого, которое, обязательно сопровождает официальное признание его святости (канонизацию). Как правило, в житии сообщается об основных событиях жизни святого, его христианских подвигах (благочестивой жизни, мученической смерти), а также особых свидетельствах Божьей благодати, которой был отмечен этот человек (например, прижизненные и посмертные чудеса). Жития пишутся по особым правилам (канонам). Так, считается, что появление отмеченного особой благодатью ребенка чаще всего происходит в семье благочестивых родителей(хотя бывали случаи, когда родители, руководствуясь благими побуждениями, мешали подвигу чад, осуждали их). Чаще всего святой с ранних лет ведет строгую, праведную жизнь (хотя иногда святости достигали и раскаявшиеся грешники, например, св. Мария Египетская). В жизни святой набирается мудрости, проходит ряд испытаний, побеждает их. Святой мог предсказать свою смерть, так как чувствовал ее. После смерти его тело оставалось нетленным. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» - не каноническое житие. В композиции повести нет рассказа о благочестивых родителях, о том, как проснулась вера в Бога, о страданиях во имя Бога. Повесть проникнута лиризмом, авторским сочувствием к героям, восхищением их душевной красотой и силой. V. Чтение и составление плана «Повести о Петре и Февронии Муромских»1.Обсуждение плана повести, пересказ эпизодов, запись плана в тетрадь. Примерный план. 1.Зачин. VI. Аналитическая беседа с опорой на текстСловарная работа. Продолжите строку: Что общего вы найдете в этих словах? Приведите примеры других однокоренных слов (целый, целостный). Что привело Петра в дом Февронии (случайность или провидение)? От чего нужно исцелить Петра? (Болезнь посылает Бог человеку, чтобы смирить гордыню, для очищения от согрешений. Феврония исцеляет его от непослушания воле Божией). Сопоставьте точки зрения древнерусского читателя и современного: что излечивает князя Петра? (Не целебный настой, а бескорыстная любовь к нему). Легко ли идет исцеление героя? Когда он окончательно исцеляется? (Работа над эпизодом «Петр и бояре», чтение в лицах). Что изменилось в жизни героя после полного выздоровления? (Главное - исцеление души Петра). (Она благочестива, послушна Богу, следует в жизни заповедям Христа). Целомудрие, т. е. строгая нравственность, чистота, дают Февронии дар исцеления. Что означают слова: «Аще бы кто требовал князя твоего себе, мог бы уврачевати и...» (Варианты ответов учащихся. Исцелить человека может лишь тот, кто разделит с ним жизнь и все тяготы, в том числе и тяготы болезни.) Как Феврония убедила Петра в своей мудрости и богоизбранности? Что послужило причиной изгнания Февронии из Мурома? Через какие испытания проходят Пётр и Феврония? Для чего они им посланы? К кому они обращаются в трудную минуту? Вернувшись в Муром, мстят ли они своим недоброжелателям? Пётр, первоначально избегавший брака с Февронией, становится её половинкой, её вторым «я». Что такое монашество? Почему Пётр и Феврония приняли в конце жизни монашеский постриг? О чём они молили Бога, предчувствуя скорую кончину? - Какое значение имеет концовка? «Жили они долго и счастливо и умерли в один день» - не сказочный ли это финал? (Петр и Феврония ожидают друг друга на пороге смерти, чтобы быть вместе в дальнейшем пути к вечности. Какое чудо (и почему неоднократно) совершалось после их смерти? Как слова эпиграфа мы можем соотнести с прочитанным? 5.Характеристика персонажа Расскажите о Февронии от лица а) слуги Петра; Какими качествами и в каких ситуациях обладает Феврония? (Используем новые слова) VII. Художественные особенности повестиКакова тема и идея повести? Тема - история любви, преданности, самоотверженности. VIII. СинквейнСоставить синквейн «Любовь» «Семья» Правила составления синквейна. · правая строка - одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею; IX. Итоги урокаМы с вами знаем, что Петр и Феврония не случайно стали героями повести. Князь Петр для писателя - воплощение справедливой княжеской власти: рассказав о правлении князя Петра, автор показал, какой должна быть эта власть. Но он показал и образец супружеской жизни, верности и веры. Жизнь по заповедям Божьим, осознанное желание человека творить добро - главнее всего для автора. Но разве всегда Петр поступал по совести? Разве не вызывал осуждения? (Не женился сразу на Февронии, стал ее испытывать, когда жены бояр стали наговаривать на нее, например, про крошки, которые она собирает). Как вы думаете, почему автор в качестве главной героини выбрал девушку не знатную, а крестьянского происхождения? (Он учит ценить людей не по происхождению, по их поступкам, хотел сказать, что и среди крестьян есть люди мудрые, чистые, верные). Не забудем, что герои повести - реальные исторические лица. Какие чувства вы испытывали к героине, читая о ней? (Сочувствовали, жалели, когда ее не принял Петр, а потом бояре; уважали за ум, верность, радовались, когда все поняли, что она мудрая, добрая, справедливая, и приняли ее). Почему автор не рисует портретов героев повести? (Не внешность, не красота главное для него, как не главное это для Петра и Февронии. Петр убедился в уме, душевной красоте девушки. Ведь до того, как Петр взял с великими почестями Февронию в Муром, они друг друга не видели и все общение вели через слуг). В чем находит свое высшее выражение неиссякаемая сила взаимной любви Петра и Февронии? (Оба супруга, не мысля возможности пережить друг друга, умирают в один и тот же день и час и не разлучаются даже после смерти, наперекор тем, кто пытался их разлучить). В чем основная ценность книги? Какие жизненные ценности утверждаются в ней? Повесть эта своего рода гимн вере, любви и верности. Смысл названия произведения. Почему называется «Повесть о Петре и Февронии Муромских»? (Петр достиг идеала святости в своей жизни). В чем святость героев? (Чтение эпизода «И правили они в городе том...») Чем, по-вашему, была привлекательна «Повесть...» для современников? Что ценное для себя могут в ней найти ныне живущие и вы в частности? Кто знает, когда Православная церковь чтит преподобных Петра и Февронию? X. Домашнее заданиеПисьменный ответ на вопрос: «Над чем меня заставила задуматься «Повесть о Петре и Февронии Муромских» Святые благоверные
|
Популярное:
Новое
- Сказка серебряное копытце
- Скороговорки для развития речи у детей
- Презентация по окружающему миру на тему «Самолеты» скачать бесплатно Презентация для детей самолеты
- Презентация на тему "растения-паразиты" Колумнеи - растения-эпифиты, требовательны к уходу
- Презентация на тему "звездное небо"
- Презентация к уроку на тему: Презентация к уроку по дисциплине "Финансы, денежное обращение и кредит" на тему "Сущность финансов, их функции и роль в экономике
- Презентация проекта по истории средних веков на тему "викинги"
- Молитва при зубной боли у детей и взрослых
- О боге святые отцы. Святые «О Боге. Священное писание о любви
- Лучшие цитаты достоевского о жизни, человеке и любви Любить человека по настоящему достоевский