Главная - Дела семейные
Наблюдение. Наблюдение и наблюдательность. Индивидуальные различия восприятия

Особым видом восприятия является наблюдение. Это преднамеренное, планомерное восприятие, предпринимаемое с какой-либо определённой целью. Наблюдение - это изучение, исследование объекта, осуществляемое в процессе восприятия.

Уменье наблюдать имеет огромную ценность в самых различных областях деятельности. Достаточно напомнить, с одной стороны, роль наблюдения для художника, с другой - место, которое занимает наблюдение в научном исследовании. Уменье это даётся не сразу, оно воспитывается. Для приобретения его очень полезно знать, от чего зависит качество наблюдения, какими условиями оно определяется. С важнейшими из этих условий мы сейчас познакомимся.

Хорошее наблюдение предполагает прежде всего ясную постановку задачи. Нельзя наблюдать «вообще», не имея перед собой никакой определённой задачи. Предложите кому-нибудь стать на людном перекрёстке улиц и наблюдать. Разумный человек обязательно спросит вас, что же именно он должен наблюдать и для какой цели. Иначе говоря: какова задача его наблюдения? Задача, стоящая перед наблюдателем, организует его внимание, указывает, на что именно оно должно быть направлено. Хорошим наблюдателем мы назовём того, кто умеет подчинять своё восприятие стоящей перед ним задаче.

Наблюдение должно быть возможно более полным и детальным. Но полнота наблюдения не характеризуется просто количеством собранных сведений. Наблюдение, производимое артиллерийским наблюдателем в боевой обстановке, не станет полнее от того, что он заметит, какие растения имеются на лугу, и откроет птичьи гнёзда на соседнем дереве. Полнота наблюдения предполагает уменье подмечать всё существенное с точки зрения стоящей задачи. В этом же смысле надо понимать и требование детальности наблюдения. Хороший наблюдатель умеет заметить мельчайшие детали, ускользающие от внимания другого человека, но не какие-нибудь вообще детали, а именно те, которые существенны с точки зрения цели и задачи наблюдения.

Успех наблюдения в сильной мере зависит от предварительных знаний о наблюдаемом объекте. Поэтому-то наилучшими наблюдателями являются хорошие специалисты в данном предмете. Наблюдение агронома за молодыми всходами будет тем эффективнее, чем больше он знает о посеянном сорте семян, о характере почвы, о тех агротехнических приёмах, которые могут быть использованы. Чтобы успешно вести наблюдение, надо хорошо к нему подготовиться. Знания не только дают человеку возможность глубже и содержательнее мыслить; они дают ему также возможность глубже и содержательнее воспринимать вещи. Кто много знает, тот умеет и многое видеть в вещах. Знающий ботаник откроет немало важного и интересного в малозаметной травинке, в которой неосведомлённый человек не увидит ничего, достойного внимания.

Наблюдение должно быть систематическим и планомерным. Если попросить школьника лет восьми-девяти перечислить предметы, которые имеются в комнате, он немедленно начнёт называть то, что первым попадается ему на глаза, выхватывая то из одного, то из другого угла комнаты. Это пример бессистемного и непланомерного наблюдения. Очевидно, что таким путём никогда нельзя составить исчерпывающего перечня. Взрослый, получив такое же предложение, поступает в большинстве случаев иначе. Он намечает некоторый план, систему или порядок наблюдения: «начну от двери и сначала буду называть то, что стоит вдоль стен», или: «сначала перечислю все крупные вещи - столы, шкафы, диваны, потом то, что стоит на них, затем то, что висит на стенах». При более сложных и содержательных задачах и план наблюдения будет соответственно более сложным. Опытные наблюдатели обыкновенно имеют привычную, выработанную длительным опытом систему наблюдения, составляющую существенную часть их индивидуального мастерства.

Характерным признаком наблюдения является связь восприятия с активной работой мышления. Недаром наблюдение называют иногда «мыслящим восприятием» или «думающим восприятием».

Мыслительная деятельность в процессе наблюдения ярче всего проявляется в сравнении наблюдаемых вещей. Сравнивая данный объект с другим, можно легче уловить его сущность, понять, к какой категории вещей он относится и в чём его своеобразие.

Большое значение для наблюдения имеет словесная формулировка результатов наблюдения. Процесс целенаправленного наблюдения не может дать плодотворных результатов, если мы ограничимся простым созерцанием объекта. Определённую сторону, черту предмета человек часто может выделить лишь тогда, когда назовёт её, обозначит её словом.

Если человек знает, что по окончании наблюдения он должен дать отчёт обо всём, что он видел и слышал, полнота и точность наблюдения значительно увеличиваются. Это объясняется тем, что, готовясь к предстоящему отчёту, мы уже в самом процессе наблюдения стремимся закрепить словами содержание восприятия: подыскать точное название предметам, которые мы замечаем, описать их отличительные особенности и т. д. А это заставляет нас до конца осмысливать воспринимаемые факты, сосредоточивать внимание на всём существенном, добиваться ясности и точности наблюдения. С этой стороны очень полезна имеющаяся у некоторых людей привычка во время путешествия, при посещении музеев, выставок, спектаклей, при случайном столкновении с интересными событиями мысленно готовить рассказ друзьям, товарищам или родным о том, что пришлось увидеть и услышать.

Чтобы стать хорошим наблюдателем, недостаточно овладеть искусством полного и точного восприятия; надо ещё приобрести искусство закреплять результаты восприятия, в той или другой форме давать отчёт о них.

Наблюдение отличается от простого восприятия тем, что здесь ведущую роль играет работа второй сигнальной системы. Весь процесс наблюдения основан на тесном взаимодействии первой и второй сигнальных систем.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Психология

Учпедгиз Москва г.. оглавление.. оглавление глава i предмет психологии общее понятие о психике..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Общее понятие о психике
Психология - наука, изучающая психику человека. Под психикой разумеются наши чувства, представления, мысли, стремления, желания, хорошо знакомые каждому человеку по его собственному опыту. К психик

Психика и деятельность
Пока человек живёт, он так или иначе действует, в той или иной форме проявляет свою активность. Вся жизнь человека наполнена той или другой деятельностью. Воздействуя на вещь, человек руко

Основные законы высшей нервной деятельности
Учение И. П. Павлова о высшей нервной деятельности раскрывает физиологические основы психики и обусловленность психики условиями существования. Как известно, И. П. Павлов, изучая физиологию высшей

Методы изучения психической жизни человека
Основными методами психологии являются наблюдение и эксперимент. Важнейшей особенностью подлинно научной психологии является объективное изучение психики. «Неисчислимые выгоды и чрезвычайн

Значение психологии
Изучение человека составляет одну из важнейших задач науки, а среди наук о человеке психология занимает одно из первых мест. Изучение психологии, наряду с другими науками, необходимо для выработки

Вопросы для повторения
1. Какими вопросами занимается психология? 2 В чём заключается материалистическое понимание психики? 3. В чём отличие психических процессов от психических свойств личности?

Общее понятие о возникновении и развитии психики
В основе материалистического мировоззрения лежит учение о развитии материи. Определённым этапом в развитии материи является возникновение жизни, т. е. появление живой, или органической, ма

Условия жизни и психика животных
Развитие психики является составной частью общей эволюции животных. Животные приспособляются к изменениям среды не только соответствующими изменениями в строении тела, но и изменениями форм поведен

Сознание человека
1) Роль труда и языка в развитии сознания Сознание человека возникло в результате перехода от животного существования к трудовой деятельности. Животное приспособляется к природе,

Вопросы для повторения
1. В чём различие между раздражимостью и чувствительностью? 2. Что называется инстинктом? 3. Что вам известно по вопросу об изменчивости инстинктов? 4. Что представляют с

Общее понятие об ощущениях
Ощущением называется тот простейший психический процесс, который возникает в результате воздействия на органы чувств предметов или явлений материального мира и заключается в отражении отдельных сво

Виды ощущений
Все ощущения можно разделить на две группы: 1) Ощущения, отражающие свойства вещей или явлений, находящихся вне нас. Органы этих ощущений расположены на поверхности тела или близко к ней.

Чувствительность и пороги
Чувствительностью, как мы знаем, называется способность иметь ощущения. Следует различать: абсолютную чувствительность и чувствительность к различению. Под абсолютной чувствительностью разумеется с

Адаптация
Если на органы чувств в течение некоторого времени действуют достаточно сильные раздражители, то чувствительность к этим раздражителям постепенно уменьшается. Если же раздражители очень слабы или о

Взаимодействие ощущений
Чувствительность к какому-нибудь раздражителю сильно зависит от других ощущений, имеющихся в данный момент. Зависимость эта очень сложная, и не все законы, управляющие ею, изучены в настоящее время

Изменение чувствительности под влиянием требований жизни и деятельности
Мы видели, как велика может быть чувствительность органов чувств человека. Однако на деле у большинства людей развитие ощущений далеко отстаёт от тех возможностей, которые даются устройством органо

Вопросы для повторения
1. Что называется ощущением? 2. Какая разница между терминами «раздражение» и «возбуждение»? 3. На какие две группы разделяются ощущения? 4. Перечислите виды кожных ощуще

Общее понятие о восприятии
На наши органы чувств всегда действует огромное количество раздражителен, причём значительная часть из них лежит выше порога. Таким образом, мы всегда имеем множество ощущений, отражающих отдельные

Физиологические основы восприятия
Так как восприятие всегда включает в себя ощущения, получаемые от разных органов чувств, то и физиологические процессы, лежащие в основе восприятия, включают в себя процессы возбуждения, начинающие

Анализ процесса восприятия
1) Выделение объекта в восприятии Как мы видели, важнейшее значение в процессе восприятия имеет выделение из всей совокупности ощущений определённой группы их, относящейся к данно

Иллюзии
Иллюзией называется неправильное, искажённое восприятие. Познакомимся с некоторыми иллюзиями, которые вызываются определёнными законами ощущения и восприятия и возникают при данных условия

Индивидуальные различия в восприятии и наблюдении
Ознакомившись с тем, насколько сложен процесс восприятия, мы легко можем понять, что у разных людей он протекает неодинаково. Каждый человек имеет свою индивидуальную «манеру» воспринимать, свои пр

Вопросы для повторения
1. Что такое восприятие и чем оно отличается от ощущения? 2. Каковы физиологические основы восприятия? 3. Перечислите условия, от которых зависит объединение в группы (группировка

Общее понятие о внимании
Вниманием называется направленность сознания на определённый объект. Объектом внимания может быть любой предмет или явление внешнего мира, наши собственные действия, наши представления и мысли.

Физиологические основы и внешнее выражение внимания
В основе внимания лежит один из важнейших законов работы больших полушарий мозга, подробно изученный И. П. Павловым,- закон индукции нервных процессов (стр. 8). Согласно этому закону, всякий возник

Непроизвольное и произвольное внимание
Когда человек смотрит в кино интересный фильм, внимание без всяких стараний с его стороны направлено на экран. Когда, идя по улице, он внезапно услышит близко от себя резкий свисток милиционера, он

Борьба с отвлечением внимания
Немало усилий требуется иногда, чтобы направить внимание в желательном нам направлении. Но ещё больше нужно усилий, чтобы в течение длительного времени поддерживать достаточную сосредоточенность вн

Основные свойства внимания
1) Устойчивость внимания Устойчивым мы называем такое внимание, которое способно в течение долгого времени оставаться непрерывно сосредоточенным на одном предмете или на одной и т

Рассеянность
Слово "рассеянность" употребляется в двух смыслах. Этим словом обозначают два вида невнимательности, происходящие от разных причин. Рассеянность в первом смысле - это слабость произвольно

Воспитание внимания
Мы знаем, что внимание проявляется во всей нашей психической жизни. Поэтому хорошая работа внимания является обязательным условием, без которого невозможен успех ни в какой деятельности. П

Вопросы для повторения
1. Что называется вниманием? 2. В чём заключается закон индукции нервных процессов и какова его связь с явлениями внимания? 3. При каких условиях какой-нибудь объект становится «и

Общее понятие о памяти
Образовавшиеся в коре головного мозга временные (условные) связи могут сохраняться многими годами и десятилетиями. В тех случаях, когда возникшие связи время от времени подкрепляются, возо

Ассоциации и их физиологическая основа
Запоминая какие-либо образы, мысли, слова, чувства, движения, мы всегда запоминаем их в определённой связи друг с другом. Без установления тех или других связей невозможно ни запоминание, ни узнава

Запоминание
Запоминание может быть непреднамеренным и преднамеренным. При непреднамеренном запоминании мы не ставим себе специальной цели запомнить и не производим для этого никаких усилий. Запоминани

Борьба с забыванием
Далеко не всё из того, что мы однажды запомнили (намеренно или ненамеренно), навсегда сохраняется в нашей памяти. Многое мы забываем. Забывание - длительный процесс, развивающийся постепенно. Для у

Воспроизведение
Воспроизведение, так же как и запоминание, бывает непреднамеренным и преднамеренным. При непреднамеренном воспроизведении те или другие представления, мысли, слова вспоминаются сами собой,

Представления и их характерные особенности
Одним из основных проявлений памяти является воспроизведение образов. Представлениями называются образы предметов или явлений, которых мы в данный момент не воспринимаем. В отличие от восп

Типы памяти
Чтобы охарактеризовать память какого-нибудь человека, недостаточно сказать, что она плохая или хорошая. Известно, что память может быть хорошей по отношению к одним объектам и плохой по отношению к

Качества памяти
В предыдущем параграфе мы говорили о том, что нельзя характеризовать память человека просто как плохую или хорошую, потому что она может быть различной по отношению к разным объектам. Теперь мы дол

Воспитание памяти
Всякий человек хотел бы иметь возможно лучшую память. Это желание вполне естественно, но, чтобы осуществить его, необходимо отдать себе ясный отчёт в том, что разумеется под хорошей памятью.

Вопросы для повторения
1. Что такое память? 2. Что называют законом ассоциации? 3. В чём заключается физиологическая основа ассоциации? 4. Что является основным условием механического и что - с

Общее понятие о воображении
Образы предметов и явлений, которых мы в данный момент не воспринимаем, называются представлениями. Если представление является воспроизведением прошлого восприятия, оно относится к области памяти.

Пассивное и активное воображение
В процессах воображения мы можем различать разную степень активности. Крайним случаем совершенно пассивного воображения являются сновидения, в которых образы рождаются непреднамеренно, сам

Воссоздающее воображение
Воссоздающим воображением называется построение образа объекта в соответствии с описанием (или чертежом, схемой и т. п.) этого объекта. Читая в учебнике физики или химии описание какого-нибудь опыт

Творческое воображение
Творческим воображением называется самостоятельное создание новых образов, включённое в процесс творческой деятельности, т. е. деятельности, дающей в результате оригинальные и ценные продукты. Тако

Воображение и чувство
Деятельность воображения теснейшим образом связана с эмоциональной жизнью человека. Связь эта двусторонняя. С одной стороны, чувства пробуждают деятельность воображения: под влиянием страха воображ

Преобразование представлений в воображении
Деятельность воображения, как уже указывалось, всегда является переработкой, преобразованием тех данных, которые доставляются восприятием. Познакомимся теперь с тем, как осуществляется это преобраз

Вопросы для повторения
1. Что называется воображением? 2. В каком отношении находится воображение к восприятию? 3. Какое значение имеет воображение в трудовой деятельности? 4. Что называется во

Общее понятие о мышлении
Проснувшись утром, человек подходит к окну и видит, что крыши домов мокрые. «Значит, ночью был дождь»,- думает он. Этот случай даёт нам типичный пример мыслительного процесса. Человек непо

Речь и отношение её к мышлению
Наше мышление неразрывно увязано с речью. Во-первых, люди с помощью речи сообщают друг другу свои мысли. Речь есть средство общения между людьми. Во-вторых, люди мыслят с помощью речи. Реч

Понятие и слово
В процессе мышления мы всегда оперируем понятиями. Понятие - это форма мышления, в которой отражаются общие и притом существенные свойства предметов и явлений. Так, например, в геометричес

Основные мыслительные процессы
1) Обобщение и абстракция В основе образования понятий лежит процесс обобщения, т. е. мысленного объединения предметов и явлений действительности, имеющих те или другие общие свой

Процессы мышления при решении задач
Процесс мышления обычно начинается с того, что у человека возникает потребность справиться с каким-нибудь затруднением, что-либо понять, разрешить какую-нибудь задачу. Иначе говоря, мышление всегда

Качества ума
Стремясь к развитию и воспитанию ума, надо принимать во внимание отдельные его качества. Наиболее важны из них следующие. 1. Критичность ума, т. е. уменье строго оценивать работу мысли, тщ

Культура речи
Мы знаем уже, что наша мысль достигает полной чёткости и ясности только тогда, когда она получает выражение во внешней речи. Мы знаем, что невозможность сделать свою мысль понятной для другого свид

Вопросы для повторения
1. Что называется мышлением? 2. Каково взаимоотношение между мышлением и речью? 3. В чём различие между понятием и представлением? 4. Какое значение имеют представления в

Общее понятие о чувствах
Чувством, или эмоцией, называется переживание человеком своего отношения к тому, что он познаёт и делает: к вещам и явлениям окружающего мира, к другим людям и их поступкам, к своей работе, к самом

Физиологическая основа чувств
У человека, как мы знаем, в основе всех психических процессов лежат нервные процессы, протекающие в коре больших полушарий. Чем же с физиологической стороны отличается чувство от других психических

Выражение чувств
Одна из важнейших особенностей чувств заключается в том, что они изменяют жизнедеятельность организма и выражаются в целом ряде телесных признаков. Во-первых, они вызывают изменения в рабо

Чувства и познавательные процессы
Источником чувств являются разнообразные объекты действительности, с которыми человек входит в соприкосновение в процессе своей жизни и деятельности. Понятно, однако, что всякий объект может стать

Чувства и деятельность
Самый сильный источник чувств находится в деятельности человека. Какой бы из основных видов деятельности мы ни брали - труд, ученье, игру,- мы всегда увидим, как много разнообразных чувств возникае

Эмоциональная память
Эмоциональная память выражается в запоминании и воспроизведении чувств. Вспоминая прошлые события нашей жизни, мы не только воспроизводим зрительные образы людей и обстановки, слова, произ

Основные качества чувств
Чувства отличаются огромным разнообразием качеств и оттенков. При этом можно отметить одну особенность, отличающую чувства от других психических процессов. Большинство чувств легко сгруппировать в

Аффекты
Аффектами называются эмоциональные процессы, стремительно и бурно овладевающие человеком и имеющие характер сравнительно кратковременных вспышек. Таковы, например, взрывы гнева, отчаяния, страха.

Настроения
Чувства обычно бывают направлены на какой-нибудь объект: человек радуется чему-то, грустит о чём-то, сердится на что-то, боится чего-то, любит кого-то. Но наряду с такими чувствами, относящимися к

Чувство долга
Чувство долга является важнейшим, центральным в той группе чувств, которые называются моральными чувствами и которые связаны с переживанием человеком своего отношения к другим людям и в особенности

Индивидуальные различия в области чувств
Различия в эмоциональной стороне психики имеют важнейшее значение для психологической характеристики человека. Чтобы понять человека, надо знать не только то, как он мыслит, как он действует, но и

Вопросы для повторения
1. Что называется чувством, или эмоцией? 2. В чём различие между чувством и ощущением? 3. В чём выражается общественный характер чувств? 4. Какова физиологическая основа

Мотивы и цели
Термином «воля» обозначается та сторона психической жизни, которая получает своё выражение в сознательных целенаправленных действиях человека. Действия человека исходят из определённых мот

Непроизвольные и произвольные движения
В предшествующих главах, изучая отдельные психические процессы, мы много раз отмечали, что эти процессы могут быть непроизвольными или произвольными, непреднамеренными или преднамеренными. Мы разли

Виды действий
Деятельность взрослого человека состоит не из отдельных самостоятельных движений, а из более или менее сложных действий, которые осуществляются посредством целого ряда движений. Действиями

Понятие о воле
Воля - та сторона психики, которая проявляется в сознательных и целенаправленных действиях. Волевые действия в собственном смысле - это действия, которые связаны с преодолением внутренних или внешн

Анализ волевого действия
Волевое действие, как мы знаем, предполагает предварительное осознание цели действия и средств, ведущих к достижению этой цели. Это значит, что человек, прежде чем приступить к действию, намечает м

Волевые качества человека
Характеризуя волевые качества человека, мы выделим, во-первых, те, которые касаются мотивации волевого действия, во-вторых, те, которые проявляются в принятии решения, и, в-третьих, те, которые свя

Воспитание воли
Воля выражается в преодолении трудностей, а преодолевать трудности человек может только в том случае, если он знает, во имя чего он это делает. Поэтому первым и решающим условием воспитания воли яв

Вопросы для повторения
1. В чём различие между мотивом и целью действия? 2. В чём различие между влечением и желанием? 3. Какими признаками отличаются произвольные движения от непроизвольных? 4

Задачи и мотивы деятельности
Всякая деятельность - труд, ученье, игра - направлена на определённые цели или задачи: например, выработать установленную норму, повысить дневную выработку до трёх или четырёх норм, научиться читат

Сознание и деятельность
В предыдущей главе мы установили, что всякое действие человека является сознательным, хотя степень этой сознательности и бывает различной. Тем более относится это к сложной деятельности, состоящей

Привычки
Привычки, так же как и навыки, представляют собой автоматизированные элементы поведения. Отличаются же они от навыков следующим: навык предполагает лишь уменье совершать автоматизированно, т. е. бе

Творческая деятельность
Творческой деятельностью в собственном смысле называется, как мы уже говорили, деятельность, дающая новые, оригинальные продукты высокой общественной ценности. Научное исследование или изобретение,

Вопросы для повторения
1. Какова связь между мотивами и задачами деятельности? 2. Что называется «высотой мотивации»? 3. Что называется навыком? 4. Каково взаимоотношение между навыками и творч

Психические свойства личности
Психология изучает не только отдельные психические процессы и те своеобразные сочетания их, которые наблюдаются в сложной деятельности человека, но и психические свойства, характеризующие каждую че

Интересы и склонности
Первое, что характеризует с психической стороны человека,- это его интересы и склонности, в которых выражается направленность личности. Самый факт направленности нашего сознания в данный момент на

Способности и одарённость
Способностями называют такие психические свойства, которые являются условиями успешного выполнения какой-либо одной или нескольких деятельностей. Способностью мы называем, например, наблюд

Темперамент
Ещё со времён древности принято различать четыре основных темперамента: холерический, сангвинический, меланхолический и флегматический. Темпераментом называются индивидуальные особенности человека,

Характер
Словом «характер» обозначается совокупность стержневых психических свойств человека, накладывающих отпечаток на все его действия и поступки, тех свойств, от которых прежде всего зависит, как ведёт

Черты характера советского человека
Самые важные черты характера определяются общественными условиями, в которых живёт человек, и его мировоззрением, его убеждениями. Поэтому можно говорить о типичных характерах, являющихся продуктам

Вопросы для повторения
1. От чего зависит формирование психических свойств человека? 2. Дайте определение интереса. 3. Охарактеризуйте основные особенности интересов. 4. В чём различие между ин

Особым видом восприятия является наблюдение. Это преднамеренное, планомерное восприятие, предпринимаемое с какой-либо определённой целью. Наблюдение - это изучение, исследование объекта, осуществляемое в процессе восприятия.

Уменье наблюдать имеет огромную ценность в самых различных областях деятельности. Достаточно напомнить, с одной стороны, роль наблюдения для художника, с другой - место, которое занимает наблюдение в научном исследовании. Уменье это даётся не сразу, оно воспитывается. Для приобретения его очень полезно знать, от чего зависит качество наблюдения, какими условиями оно определяется. С важнейшими из этих условий мы сейчас познакомимся.

Хорошее наблюдение предполагает прежде всего ясную постановку задачи. Нельзя наблюдать «вообще», не имея перед собой никакой определённой задачи. Предложите кому-нибудь стать на людном перекрёстке улиц и наблюдать. Разумный человек обязательно спросит вас, что же именно он должен наблюдать и для какой цели. Иначе говоря: какова задача его наблюдения? Задача, стоящая перед наблюдателем, организует его внимание, указывает, на что именно оно должно быть направлено. Хорошим наблюдателем мы назовём того, кто умеет подчинять своё восприятие стоящей перед ним задаче.

Наблюдение должно быть возможно более полным и детальным. Но полнота наблюдения не характеризуется просто количеством собранных сведений. Наблюдение, производимое артиллерийским наблюдателем в боевой обстановке, не станет полнее от того, что он заметит, какие растения имеются на лугу, и откроет птичьи гнёзда на соседнем дереве. Полнота наблюдения предполагает уменье подмечать всё существенное с точки зрения стоящей задачи. В этом же смысле надо понимать и требование детальности наблюдения. Хороший наблюдатель умеет заметить мельчайшие детали, ускользающие от внимания другого человека, но не какие-нибудь вообще детали, а именно те, которые существенны с точки зрения цели и задачи наблюдения.

Успех наблюдения в сильной мере зависит от предварительных знаний о наблюдаемом объекте. Поэтому-то наилучшими наблюдателями являются хорошие специалисты в данном предмете. Наблюдение агронома за молодыми всходами будет тем эффективнее, чем больше он знает о посеянном сорте семян, о характере почвы, о тех агротехнических приёмах, которые могут быть использованы. Чтобы успешно вести наблюдение, надо хорошо к нему подготовиться. Знания не только дают человеку возможность глубже и содержательнее мыслить; они дают ему также возможность глубже и содержательнее воспринимать вещи. Кто много знает, тот умеет и многое видеть в вещах. Знающий ботаник откроет немало важного и интересного в малозаметной травинке, в которой неосведомлённый человек не увидит ничего, достойного внимания.


Наблюдение должно быть систематическим и планомерным. Если попросить школьника лет восьми-девяти перечислить предметы, которые имеются в комнате, он немедленно начнёт называть то, что первым попадается ему на глаза, выхватывая то из одного, то из другого угла комнаты. Это пример бессистемного и непланомерного наблюдения. Очевидно, что таким путём никогда нельзя составить исчерпывающего перечня. Взрослый, получив такое же предложение, поступает в большинстве случаев иначе. Он намечает некоторый план, систему или порядок наблюдения: «начну от двери и сначала буду называть то, что стоит вдоль стен», или: «сначала перечислю все крупные вещи - столы, шкафы, диваны, потом то, что стоит на них, затем то, что висит на стенах». При более сложных и содержательных задачах и план наблюдения будет соответственно более сложным. Опытные наблюдатели обыкновенно имеют привычную, выработанную длительным опытом систему наблюдения, составляющую существенную часть их индивидуального мастерства.

Характерным признаком наблюдения является связь восприятия с активной работой мышления. Недаром наблюдение называют иногда «мыслящим восприятием» или «думающим восприятием».

Мыслительная деятельность в процессе наблюдения ярче всего проявляется в сравнении наблюдаемых вещей. Сравнивая данный объект с другим, можно легче уловить его сущность, понять, к какой категории вещей он относится и в чём его своеобразие.

Большое значение для наблюдения имеет словесная формулировка результатов наблюдения. Процесс целенаправленного наблюдения не может дать плодотворных результатов, если мы ограничимся простым созерцанием объекта. Определённую сторону, черту предмета человек часто может выделить лишь тогда, когда назовёт её, обозначит её словом.

Если человек знает, что по окончании наблюдения он должен дать отчёт обо всём, что он видел и слышал, полнота и точность наблюдения значительно увеличиваются. Это объясняется тем, что, готовясь к предстоящему отчёту, мы уже в самом процессе наблюдения стремимся закрепить словами содержание восприятия: подыскать точное название предметам, которые мы замечаем, описать их отличительные особенности и т. д. А это заставляет нас до конца осмысливать воспринимаемые факты, сосредоточивать внимание на всём существенном, добиваться ясности и точности наблюдения. С этой стороны очень полезна имеющаяся у некоторых людей привычка во время путешествия, при посещении музеев, выставок, спектаклей, при случайном столкновении с интересными событиями мысленно готовить рассказ друзьям, товарищам или родным о том, что пришлось увидеть и услышать.

Чтобы стать хорошим наблюдателем, недостаточно овладеть искусством полного и точного восприятия; надо ещё приобрести искусство закреплять результаты восприятия, в той или другой форме давать отчёт о них.

Наблюдение отличается от простого восприятия тем, что здесь ведущую роль играет работа второй сигнальной системы. Весь процесс наблюдения основан на тесном взаимодействии первой и второй сигнальных систем.

1) Выделение объекта в восприятии

Как мы видели, важнейшее значение в процессе восприятия имеет выделение из всей совокупности ощущений определённой группы их, относящейся к данному объекту.

Я смотрю из окна на улицу и замечаю в толпе, идущей по тротуару, своего знакомого. Я начинаю следить за ним. Тогда фигура моего знакомого становится объектом восприятия, а всё остальное, что я вижу на улице: дома, мостовая, движущаяся толпа, едущие машины,- образует фон, из которого выделяется этот объект.

В фойе театра я веду с кем-нибудь разговор. На фоне множества голосов, шума шагов сотен людей и других звуков речь моего собеседника выделяется для меня как объект восприятия.

В огромном большинстве случаев выделение объекта из фона совершается без всякого труда, мгновенно, «само собой». Возможны, однако, такие условия, при которых выделение объекта становится трудной задачей (...). Одним из важнейших условий хорошего наблюдения является уменье легко и быстро выделять из фона объекты, имеющие значение для проводимого наблюдения.

В основе выделения объекта лежат определённые группировки пятен и линий в зрительном восприятии, звуков - в слуховом и т. д. Такого рода объединение отдельных элементов в группы зависит от целого ряда условий. В зрительном восприятии существенную роль играет расстояние: близко расположенные элементы объединяются в одну группу. (...) Не менее существенное значение имеет сходство цвета. (...) На этом принципе основана маскировочная окраска пятнами разных цветов: в результате «отпадения к фону» некоторых пятен форма предмета кажется искажённой. Гораздо большее значение для результатов группировки имеют, однако, факторы другого рода. При беглом взгляде на комнату я сразу различаю столы, стулья, шкафы, картины и т. д. как отдельные, самостоятельные вещи. Но тут я руководствуюсь главным образом не близостью отдельных воспринимаемых пятен друг к другу и не сходством их по цвету. Ножка стола может быть совсем рядом с ножками стула и иметь одинаковый с ними цвет. И всё же она объединяется не с ними, а с другими ножками того же стола, хотя они отстоят от неё гораздо дальше, и с крышкой его, хотя она обита зелёным сукном и, следовательно, совсем не похожа по цвету на ножки. Отдельные пятна в поле зрения объединяются друг с другом на том основании, что они соответствуют отдельным частям одного и того же предмета. А это возможно лишь потому, что наше восприятие имеет осмысленный характер.

Глядя на комнату, я осмысливаю всё, что я вижу. Длинное коричневое пятно определённой формы я понимаю как ножку стола, и вследствие этого оно объединяется с пятнами, соответствующими другим частям того же стола. Такого рода смысловые группировки, играющие центральную роль в нашей восприятии, возможны только на основе знакомства с предметами, которое мы постепенно приобрели, начиная с самых первых лет нашей жизни.



2) Значение прошлого опыта для восприятия

Глядя на мрамор стола или подоконника, я воспринимаю его поверхность как твёрдую и холодную. Но ведь ни твёрдости, ни холода нельзя увидеть. Эти свойства узнаются только с помощью осязательных и температурных ощущений. Не прикасаясь к мрамору, я, конечно, не могу получить этих ощущений. Но в прошлом я многократно получал их при прикосновении к мрамору. В результате у меня образовалась прочная связь внешнего вида мрамора с теми свойствами его, которые узнаются осязанием. Совершенно так же, глядя на мех, я воспринимаю его мягкость, ворсистость, теплоту. Известно, что некоторые вещи «выглядят» тяжёлыми, другие - лёгкими, хотя зрение само по себе не может давать ощущений тяжести или лёгкости. Всё зто происходит благодаря оживлению возникших в прошлом опыте нервных связей, отражающих совокупность свойств предмета.

Значение временных связей, возникших в прошлом опыте, очень ярко выступает в процессе чтения. Как показывают точные опыты, мы можем одновременно видеть с полной отчётливостью не больше шести-семи букв обычного печатного шрифта, так как изображения остальных букв уже не попадают на центральную ямку сетчатки, дающую ясное видение предметов. Однако всякий человек легко читает знакомые слова в 10-12 букв, когда они показываются всего на одну десятую секунды. Отчётливо видит он только часть букв, остальные же добавляются в силу выработавшихся связей.

Для проведения таких опытов пользуются специальными приборами, которые называются тахистоскопами (от греческих слов: «тахистос» - быстрейший, самый быстрый, и «скопео» - смотрю). Эти приборы позволяют показывать карточку с изображёнными на ней буквами, словами, рисунками, картинами и т. п. на любой короткий промежуток времени, начиная с тысячной доли секунды.

Уменье правильно прочитать длинное слово, успев уловить лишь несколько букв, объясняется тем, что в случае прочного закрепления лежащих в основе восприятия временных связей в коре образуется соответствующий динамический стереотип. Динамический стереотип облегчает процесс восприятия и позволяет прочитать слово даже при неполном наборе обычных раздражителей, иногда лишь по немногим буквам данного слова. Ожидая появления знакомого слова, мы сразу «схватываем» его, ибо система нервных процессов уже подготовлена к соответствующим раздражителям многократным повторением последовательности этих раздражителей в прошлом опыте.

Если новая последовательность раздражителей, попадая на пришедшую в возбуждение сложившуюся в прошлом опыте систему нервных процессов, не отвечает ей полностью, то возможно возникновение ошибок восприятия. Например, ожидая появления определённого слова, мы можем ошибочно «узнать» его в слове с неполным набором букв или с перестановкой букв.

Если показать в тахистоскопе следующий бессмысленный набор букв: «элекртечитсво»,- то большинство людей прочтут слово «электричество», и притом будут твёрдо уверены в том, что воспринимали именно это слово. Очевидно, что образ слова «электричество» возник в этом случае на основе закрепившейся в прошлом опыте системы временных связей, на основе прочного динамического стереотипа.

Иллюзии

Иллюзией называется неправильное, искажённое восприятие.

Познакомимся с некоторыми иллюзиями, которые вызываются определёнными законами ощущения и восприятия и возникают при данных условиях у всех или у большинства людей.

1. Иллюзии контраста. Кроме примеров, приведённых в параграфе 12, укажем ещё на случаи, когда предмет кажется больше вследствие соседства с меньшими предметами, меньше - вследствие соседства с большими. На рис. 11 средние кружки в действительности равны, но кажутся разными, потому что один окружён большими, а другой меньшими кружками.

2. Переоценка верхней части фигуры. При делении на глаз вертикальной линии пополам неопытный человек почти всегда делает ошибку, указывая середину слишком высоко. В печатных цифрах 3 и 8 верхняя половина кажется одинаковой с нижней, тогда как на самом деле она меньше; в этом легко убедиться, перевернув книгу.

3. Перенесение свойств целой фигуры на отдельные части её. Отрезок, входящий в состав большой фигуры, кажется длиннее равновеликого ему отрезка, входящего в состав маленькой фигуры.

4. Кажущееся изменение направления линии и искажение формы фигуры под влиянием направления других линий. На рис. 13 и 14 параллельные линии кажутся непараллельными под влиянием направления линий, примыкающих к ним или пересекающих их. Рис. 15 и 16 показывают, как искажаются формы квадрата и круга пересекающими их линиями.

В иллюзиях большое значение может иметь наше понимание, осмысливание видимых нами линий и фигур. В некоторых случаях оно может вызывать иллюзию, в других - уничтожать её.

На рис. 17 все три столбика одинаковы по величине, но правый кажется больше левого. Происходит это потому, что мы понимаем данный рисунок как изображение постепенно удаляющихся от нас столбиков, а из опыта мы знаем, что при достаточном удалении видимая величина предмета должна уменьшаться. Мы знаем, что и на рисунках далёкие предметы изображаются меньшими по размеру. Если же в данном рисунке далёкий столбик нарисован в том же размере, как и близкий, то, очевидно, полагаем мы, он изображает столбик большего размера. Здесь определённое понимание смысла рисунка вызывает иллюзию.

Приведём обратный случай. Существует одна широко известная иллюзия: отрезки прямой, пересечённой двумя параллельными линиями, не кажутся продолжением друг друга. На рис. 18 отрезок CD составляет истинное продолжение отрезка АВ. Но он кажется как бы сдвинутым книзу, а продолжением А В кажется скорее отрезок EF. Стоит нам, однако, дополнить рисунок так, чтобы отрезки АВ и CD приобрели определённый смысл - стали пониматься как части одной верёвки, которую тянут в разные стороны два человека, и мы начинаем видеть их как продолжение друг друга (рис. 19). Иллюзия исчезает. Здесь определённое понимание смысла рисунка уничтожает иллюзию.

Истинность восприятия, как мы знаем, проверяется практикой. Достаточно измерить размеры средних кружков на рис. 11 или диагоналей на рис. 12, чтобы убедиться в том, что они на самом деле равны, что впечатление о различии их, получающееся при первом взгляде на рисунок, ошибочно. Изучение различных иллюзий восприятия вскрывает причины, вызывающие в отдельных случаях искажённое, неправильное восприятие предметов. А знание этих причин помогает бороться с неправильностями восприятия, исправлять ошибки восприятия.

Наблюдение

Особым видом восприятия является наблюдение. Это преднамеренное, планомерное восприятие, предпринимаемое с какой-либо определённой целью. Наблюдение - это изучение, исследование объекта, осуществляемое в процессе восприятия.

Уменье наблюдать имеет огромную ценность в самых различных областях деятельности. Достаточно напомнить, с одной стороны, роль наблюдения для художника, с другой - место, которое занимает наблюдение в научном исследовании. Уменье это даётся не сразу, оно воспитывается. Для приобретения его очень полезно знать, от чего зависит качество наблюдения, какими условиями оно определяется. С важнейшими из этих условий мы сейчас познакомимся.

Хорошее наблюдение предполагает прежде всего ясную постановку задачи. Нельзя наблюдать «вообще», не имея перед собой никакой определённой задачи. Предложите кому-нибудь стать на людном перекрёстке улиц и наблюдать. Разумный человек обязательно спросит вас, что же именно он должен наблюдать и для какой цели. Иначе говоря: какова задача его наблюдения? Задача, стоящая перед наблюдателем, организует его внимание, указывает, на что именно оно должно быть направлено. Хорошим наблюдателем мы назовём того, кто умеет подчинять своё восприятие стоящей перед ним задаче.

Наблюдение должно быть возможно более полным и детальным. Но полнота наблюдения не характеризуется просто количеством собранных сведений. Наблюдение, производимое артиллерийским наблюдателем в боевой обстановке, не станет полнее от того, что он заметит, какие растения имеются на лугу, и откроет птичьи гнёзда на соседнем дереве. Полнота наблюдения предполагает уменье подмечать всё существенное с точки зрения стоящей задачи. В этом же смысле надо понимать и требование детальности наблюдения. Хороший наблюдатель умеет заметить мельчайшие детали, ускользающие от внимания другого человека, но не какие-нибудь вообще детали, а именно те, которые существенны с точки зрения цели и задачи наблюдения.

Успех наблюдения в сильной мере зависит от предварительных знаний о наблюдаемом объекте. Поэтому-то наилучшими наблюдателями являются хорошие специалисты в данном предмете. Наблюдение агронома за молодыми всходами будет тем эффективнее, чем больше он знает о посеянном сорте семян, о характере почвы, о тех агротехнических приёмах, которые могут быть использованы. Чтобы успешно вести наблюдение, надо хорошо к нему подготовиться. Знания не только дают человеку возможность глубже и содержательнее мыслить; они дают ему также возможность глубже и содержательнее воспринимать вещи. Кто много знает, тот умеет и многое видеть в вещах. Знающий ботаник откроет немало важного и интересного в малозаметной травинке, в которой неосведомлённый человек не увидит ничего, достойного внимания.

Наблюдение должно быть систематическим и планомерным. Если попросить школьника лет восьми-девяти перечислить предметы, которые имеются в комнате, он немедленно начнёт называть то, что первым попадается ему на глаза, выхватывая то из одного, то из другого угла комнаты. Это пример бессистемного и непланомерного наблюдения. Очевидно, что таким путём никогда нельзя составить исчерпывающего перечня. Взрослый, получив такое же предложение, поступает в большинстве случаев иначе. Он намечает некоторый план, систему или порядок наблюдения: «начну от двери и сначала буду называть то, что стоит вдоль стен», или: «сначала перечислю все крупные вещи - столы, шкафы, диваны, потом то, что стоит на них, затем то, что висит на стенах». При более сложных и содержательных задачах и план наблюдения будет соответственно более сложным. Опытные наблюдатели обыкновенно имеют привычную, выработанную длительным опытом систему наблюдения, составляющую существенную часть их индивидуального мастерства.

Характерным признаком наблюдения является связь восприятия с активной работой мышления. Недаром наблюдение называют иногда «мыслящим восприятием» или «думающим восприятием».

Мыслительная деятельность в процессе наблюдения ярче всего проявляется в сравнении наблюдаемых вещей. Сравнивая данный объект с другим, можно легче уловить его сущность, понять, к какой категории вещей он относится и в чём его своеобразие.

Большое значение для наблюдения имеет словесная формулировка результатов наблюдения. Процесс целенаправленного наблюдения не может дать плодотворных результатов, если мы ограничимся простым созерцанием объекта. Определённую сторону, черту предмета человек часто может выделить лишь тогда, когда назовёт её, обозначит её словом.

Если человек знает, что по окончании наблюдения он должен дать отчёт обо всём, что он видел и слышал, полнота и точность наблюдения значительно увеличиваются. Это объясняется тем, что, готовясь к предстоящему отчёту, мы уже в самом процессе наблюдения стремимся закрепить словами содержание восприятия: подыскать точное название предметам, которые мы замечаем, описать их отличительные особенности и т. д. А это заставляет нас до конца осмысливать воспринимаемые факты, сосредоточивать внимание на всём существенном, добиваться ясности и точности наблюдения. С этой стороны очень полезна имеющаяся у некоторых людей привычка во время путешествия, при посещении музеев, выставок, спектаклей, при случайном столкновении с интересными событиями мысленно готовить рассказ друзьям, товарищам или родным о том, что пришлось увидеть и услышать.

Чтобы стать хорошим наблюдателем, недостаточно овладеть искусством полного и точного восприятия; надо ещё приобрести искусство закреплять результаты восприятия, в той или другой форме давать отчёт о них.

Наблюдение отличается от простого восприятия тем, что здесь ведущую роль играет работа второй сигнальной системы. Весь процесс наблюдения основан на тесном взаимодействии первой и второй сигнальных систем.

Индукция связана с наблюдением и экспериментом. Прежде чем делать обобщающий вывод о каком класс предметов, необходимо знать отдельные предметы этого класса. Методами изучения отдельных предметов, частных случаев, фактов является наблюдение и эксперимент.

Наблюдение - это изучение в том виде, в котором они происходят и существуют на самом деле.

Во время наблюдения предметы изучаются в их естественном состоянии. Наблюдающий не вмешивается в ход событий, не изменяет процесс их протекания. Так, во время следственного осмотра и в начальной его стадии все объекты исследуются в том виде, в котором их застает следователь. Никакие изменения в обстановке не делаются, вещи из их мест не сдвигаются, к предметам, как правило, не прикасаются. Следователь и лица, которые с ним находятся, только внимательно рассматривают все предметы, их признаки, состояние и расположение.

Наблюдение отличаются от обычного восприятия. При простом восприятии человек не ставит перед собой какой-то цели, она осматривает то, что действует на его органы чувств. Наблюдения же - это восприятие целенаправленное, активное. Оно всегда проводится ранее определенной целью. Наблюдая явление, мы имеем в виду задача - найти определенные факты, связи и отношения между ними.

Целеустремленность наблюдения позволяет выявить такие предметы, явления, факты, могут быть не замечены при обычном восприятия. Наблюдение при расследовании уголовных дел сводятся главным образом к поискам различных предметов и следов преступления. Нередко следователю приходится искать следы преступления, умышленно замаскированы или скрытые преступником.

В естественных науках при наблюдении широко пользуются приборами и инструментами, которые расширяют сферу наблюдения, позволяют воспринимать предметы и явления, недоступные непосредственно органам чувств.

В судебном исследовании наблюдение проводится с помощью различных научно-технических средств. Использование криминалистической техники значительно расширяет сферу непосредственного наблюдения, создает возможность выявить такие следы преступления, которые обычном восприятию недоступны.

Наблюдение - средство получения знания об отдельных предметах, явлениях. Наблюдая факты, мы выражаем о них суждения. Эти суждения становятся затем посылками индуктивных умозаключений.

Экспериментом называется умышленный вызов или изменение какого-либо явления с целью его наблюдения при самых благоприятных условиях.

Наблюдение позволяет выявить в явлении лишь то, что непосредственно открывается нашим органам чувств или прибором, которым мы пользуемся. Во время наблюдения явление изучается в своих природных условиях в неизменном виде.

В эксперименте изучается специально воспроизведено или изменено явление. Во время экспериментального изучения исследователь вмешивается в процесс течения явления. Эксперимент создает возможность изучить явление при различных условиях, похожих на те, в которых оно происходит при естественном развитии, и в условиях, непохожих на природные. Эксперимент расширяет рамки наблюдения, создает новые, более удобные условия для всестороннего наблюдения предмета или явления, позволяет многократно повторять опыт. Эксперимент создает возможность ввести в состав условий опыта какую-то новую обстановку для того, чтобы проследить ее влияние на явление, которое изучается, изолировать явление от побочного воздействия, проследить действие введенной обстоятельства в чистом виде. Благодаря эксперимента можно выявить такие свойства в предметах, которые в естественных условиях обнаружить довольно трудно или вовсе невозможно.

Эксперимент никогда не ставится вслепую. Прежде чем проводить эксперимент, необходимо выяснить его цель. Экспериментатор имеет зовут исследуемого и для чего, с какой целью ставится эксперимент. С помощью эксперимента получают знания об отдельных явлениях, фактах, которые в дальнейшем могут служить предпосылками в индуктивных умозаключений.

Эксперименты широко применяются в естественных науках. Ими часто пользуются также и в судебном исследовании. Следует только иметь в виду, что в ходе расследования и рассмотрения судебных дел не всякий факт может быть проверенным с помощью эксперимента.

Билет №1

Виды восприятия. Индивидуальные особенности и развитие восприятия.

Восприятие – это отражение предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

I.По модальности анализатора выделяют: зрительные, слуховые, осязатель-ные, обонятельные и вкусовые восприятия.

Неправильное восприятие величины предмета. Например, высокий чело-век рядом с низким кажется еще выше, чем он есть на самом деле; кружки одинаково-го диаметра кажутся разными в зависимости от того, окружает ли их больший или меньший; одинаковые предметы кажутся разной величины, если они воспринимаются как находящиеся на известном удалении друг от друга, при этом предмет, располо-женный ближе, кажется больше, а далекий – меньше своей действительной величины.

иллюзии объясняются тем законом восприятия, по которому величина предметов оценивается не по действительным размерам их изображений на сетчатке глаза, а в соответствии с оценкой расстояния, на котором эти предметы находятся.

Восприятие времени – это отражение длительности и последовательности яв-лений или событий. Оно во многом зависит от содержания деятельности. Время, за-полненное значимыми для человека событиями, течет быстро. Если же событий мало, или они мало существенны, время тянется медленно. При воспоминании событий прошлого, наоборот, отрезки времени, наполненные в прошлом событиями, вспоми-наются как длительные, не наполненные событиями – как короткие.

На оценке времени сказывается также установка личности. Ожидание неприят-ных событий вызывает восприятие быстро текущего времени. При ожидании прият-ного кажется, что желанное долго не наступает.

Восприятие вызывается действующими одновременно комплексными раздра-жителями, осуществляется одновременной и согласованной деятельностью несколь-ких анализаторов и протекает при участии ассоциативных отделов коры головного мозга и центров речи.

Возбуждения улавливаются органами чувств и передаются в нейроны-детекторы соответствующих мозговых центров анализаторов. Нейроны-детекторы – высокоспециализированные нервные клетки, способные избирательно реагировать на тот или иной раздражитель.

Одновременное или последовательное возбуждение этих мозговых отделов приводит к образованию временных нервных связей между ними, к сложным инте-гративным нервным процессам.

По сравнению с ощущениями восприятие, является высшей формой аналитико-синтетической деятельности мозга. Без анализа не возможно осмысленное воспри-ятие. Анализ обеспечивает выделение объекта восприятия, на основе которого осуще-ствляется синтез всех свойств объекта в

целостный образ.

Билет №2.

Виды и свойства внимания. Развитие внимания.

Внимание – это избирательная направленность сознания человека на опреде-ленные предметы и явления

Существует несколько подходов к классификации видов внимания.

I. По особенности объектов, на которые направлено внимание, выделяют чув-ственное и интеллектуальное внимание.

Чувственное внимание – это внимание, которое направлено на непосредст-венно воспринимаемые объекты

Интеллектуальное внимание – это внимание, которое направлено на пред-ставления об этих объектах.

II. По наличию или отсутствию культурных средств внимание делят на непо-средственное и опосредованное.

Непосредственное внимание не направляется ни чем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребно-стям человека.

Опосредованное внимание регулируется с помощью специальных средств, на-пример, жестов, слов, указательных знаков, предметов.

III. По своему происхождению и способам осуществления выделяют непроиз-вольное, произвольное и комплексное (прослепроизвольное).

Непроизвольное внимание – это внимание, которое возникает и поддержива-ется независимо от сознательных намерений и целей человека

Произвольное внимание носит отчетливо выраженный сознательный характер и наблюдается при преднамеренном выполнении какой-либо деятельности.

Внимательность – это свойство личности, связанное со способностью к про-извольному вниманию.

Комплексное (послепроизвольное) внимание – это внимание, которое произ-вольно по своему происхождению и непроизвольно по своему протеканию. Появле-ние этого вида внимания связано с возникновением интереса к данной деятельности.

Свойства внимания

Вниманию присущ ряд свойств, среди которых важнейшими являются объем, устойчивость, концентрация, переключаемость и распределение.

Объем внимания – это количество объектов, воспринимаемых человеком од-новременно.

Устойчивость – это время удержания устойчивого внимания на объекте. При-чины устойчивости внимания связаны с индивидуально-типологическими особенно-стями, психическими состояниями, мотивацией, с внешними условиями осуществле-ния деятельности.

Концентрация – это степень и интенсивность сосредоточенности на объекте, т.е. основной показатель выраженности внимания.

Нарушением концентрации внимания является рассеянность. Выделяют два вида рассеянности.

1.Рассеянность как неумение сколько-нибудь длительно сосредотачивать внимание. Она выражается в патологическом отвлечении внимания. Такая рассеян-ность может наступить вследствие экстремального состояния, возраста или заболева-ния.

2.Псевдорассеянность как односторонняя сосредоточенность, выражающаяся в том, что человек не замечает того, что с его точки зрения кажется ему незначимым. Здесь рассеянность выступает как оборотная сторона сосредоточенности. Такой тип рассеянности часто встречается у многих известных ученых.

Переключаемость – это преднамеренный перенос внимания, который определяется скоростью перехода от одного вида деятельности к другому.

Распределение внимания – это способность человека выполнять несколько ви-дов деятельности одновременно.

Развитие внимания

Первоначально (до 10 месяцев) ребенок способен лишь к непроизвольному вниманию. Позднее развивается произвольное внимание, которое всю остальную жизнь сосуществует с непроизвольным. Произвольное внимание возникает в соци-альном контакте. Когда мать называет предмет и указывает на него ребенку, выделяя его тем самым из среды, происходит перестройка внимания. Оно перестает откли-каться только на естественные ориентировочные реакции ребенка, которые управля-ются либо новизной, либо силой раздражителя, и начинают подчиняться речи или жесту взаимодействующего с ним взрослого. Когда у ребенка развивается собствен-ная речь, он может сам назвать предмет и таким образом произвольно выделить его из остальной среды. Функция анализа среды, которая раньше была разделена между взрослым и ребенком, становится для ребенка внутренней и выполняется им само-стоятельно.

В начале своего развития произвольное внимание проходит определенные ста-дии. Они обнаруживаются в том, что, обследуя среду, ребенок сначала может отме-тить лишь ряд предметов обстановки, затем способен дать целостное описание ситуа-ции, и, наконец, становится способным дать интерпретацию случившегося.

Билет №3.

Билет №4.

Билет №5.

Билет №6.

Билет №7.

Восприятие как целостное отражение предметов и явлений. Свойства восприятия. Иллюзии восприятия .

– это отражение предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

В отличие от ощущений, в которых отражаются отдельные свойства раздражи-теля, восприятие отражает предмет в целом во всей совокупности его свойств. Про-дуктом восприятия является образ предмета или явления.

Восприятие не сводиться к сумме отдельных ощущений, а представляет собой качественно новую ступень чувственного познания с присущими ей особенностями.

Способность ощущать дана человеку от рождения и не требует какой-либо ак-тивности со стороны субъекта.

Способность воспринимать складывается и совершенствуется у человека в жизненном опыте. Воспринимая какой-то предмет, человек склонен основываться на опыте прежних восприятий этого предмета – это явление получило название аппер-цепция.

Основой становления восприятия как высшей психической функции, и как те-кущего психического процесса служит активное движение.

Изящные эксперименты Хелда и Хейна на котятах подтверждают роль актив-ного движения в становлении восприятия. Суть экспериментов такова. Новорожден-ные котята содержались в темноте, а на свету находились только в специальном стан-ке.

Этот станок представлял собой подобие карусели с двумя корзинами для котят, каждая из которых могла двигаться вокруг трех осей: главной оси карусели, верти-кальной и горизонтальной осей корзины. Активно двигался только один котенок, для которого в корзине были сделаны отверстия для лап. Другой не мог производить ни-каких движений и перемещался пассивно – его возил первый. При этом обе корзины совершали аналогичные движения, поэтому зрительные впечатления котята получали одновременно и одинаковые.

Впоследствии у котенка, который двигался самостоятельно, не наблюдалось никаких нарушений зрительного восприятия, в то время как у пассивного обнаружи-лась неспособность различать форму. Дело в том, что у первого котенка изменения в зрительной стимуляции связывались с его активными движениями, у второго такой связи не возникало

I.По модальности анализатора выделяют: зрительные, слуховые, осязатель-ные, обонятельные и вкусовые восприятия.

II.По формам движения материи выделяют: восприятие пространства, времени и движения.

Наиболее изученным является восприятие пространства, оно включает в се-бя восприятие формы, объемности и величины предметов, восприятие глубины и уда-ленности предметов, линейную и воздушную перспективу.

Восприятие пространства включает в себя также изучение различных зритель-ных иллюзий.

Зрительные иллюзии – это неправильное или искаженное восприятие величи-ны, формы и удаленности предмета.

К видам зрительных иллюзий относятся:

Переоценка вертикальных линий. Из двух линий одинакового размера вертикальная зрительно всегда воспринимается как значительно большая по сравне-нию с горизонтальной.

Неправильное восприятие величины предмета. Например, высокий чело-век рядом с низким кажется еще выше, чем он есть на самом деле; кружки одинаково-го диаметра кажутся разными в зависимости от того, окружает ли их больший или меньший; одинаковые предметы кажутся разной величины, если они воспринимаются как находящиеся на известном удалении друг от друга, при этом предмет, располо-женный ближе, кажется больше, а далекий – меньше своей действительной величины

Восприятие времени – это отражение длительности и последовательности яв-лений или событий.

Восприятие движений – это отражение направления и скорости пространст-венного существования предметов. Оно помогает человеку ориентироваться в окру-жающей среде.

III.В зависимости от цели выделяют: преднамеренное и непреднамеренное восприятие.

Преднамеренное восприятие характеризуется тем, что в его основе лежит сознательно поставленная цель. Оно связано с известными волевыми усилиями чело-века.

Непреднамеренное восприятие – это такое восприятие при котором, предметы окружающей действительности воспринимаются без специально поставленной зада-чи, когда процесс восприятия не связан с волевыми усилиями человека.

IV.В зависимости от степени организации выделяют: организованное (наблю-дение) и неорганизованное восприятие.

Организованное восприятие (наблюдение) – это целенаправленное планомер-ное восприятие предметов или явлений окружающего мира. Наблюдение отличается от простого восприятия тем, что здесь ведущую роль играет вторая сигнальная систе-ма.

Неорганизованное восприятие – это обычное непреднамеренное восприятие действительности.

Кроме этого в психологии выделяется и анализируется отдельно особый вид восприятия, который получил название социальной перцепции.

К нему относят восприятие других людей, восприятие жилой среды и воспри-ятие социального окружения.

В настоящее время нет общепринятой психологической классификации иллюзий восприятия. Иллюзии имеют место во всех сенсорных модальностях. Лучше остальных изучены зрительные иллюзии, например иллюзия Мюллера – Лайера.

Примером проприоцептивной иллюзии может служить «пьяная» походка бывалого моряка, которому палуба кажется устойчивой, а земля уходит из-под ног, как палуба при сильной вертикальной качке. Элемент неопределенности несет в себе локализация звука, например «эффект чревовещателя», или приписывание голоса кукле, а не артисту.

Вкусовые иллюзии относятся к иллюзиям контраста: в данном случае вкус одного вещества влияет на последующие вкусовые ощущения. Например, соль может придать чистой воде кислый вкус, а сахароза заставить ее горчить.

Для объяснения иллюзий был выдвинут целый ряд теорий. По мнению И. Рока, наиболее пригодной для этой цели является гештальтпсихология, так как она указывает на ошибочность гипотезы константности.

С точки зрения данной теории иллюзии не являются чем-то аномальным или неожиданным: восприятие зависит не от отдельного стимула, а от их взаимодействия в зрительном поле. Например, если нейтральный цвет основан на соотношении интенсивностей соседних областей, то контраст будет хотя и иллюзорным, но предсказуемым.

Теория смещения, или ошибочного сравнения, объясняет возникновение иллюзий исходя из эффекта асимметрии. Например, иллюзия Мюллера – Лайера является скорее результатом удлиняющего эффекта расходящихся клиньев, чем сокращающего эффекта клиньев сходящихся.

Билет №8.

Билет №11

Билет №12.

Исследование внимания.

Внимание – это избирательная направленность сознания человека на опреде-ленные предметы и явления.

В жизни человека внимание выполняет много различных функций. От внимания зависит отбор значимых и торможение не значимых для протекания данной дея-тельности воздействий. Внимание является необходимым условием выполнения лю-бой деятельности и влияет на эффективность общения. С вниманием связаны направ-ленность и избирательность познавательных процессов. С помощью внимания чело-век осуществляет контроль за протеканием своей деятельности.

Одна из существенных особенностей внимания заключается в том, что его нельзя выделить в «чистом» виде как самостоятельный психический процесс. Оно не-зримо присутствует в любых актах общения и деятельности, сопровождает познава-тельные, эмоциональные и волевые процессы, образуя их неотъемлемую составную часть. Внимание относят к универсальным познавательным процессам, участвующим в организации и осуществлении всех уровней человеческого познания. В отличие от других познавательных процессов оно не имеет собственного продукта. Внимание можно рассматривать не столько как самостоятельный психический процесс, сколько как некоторое общее свойство любых процессов и действий.

2. Физиологические основы и теории внимания

Внимание не имеет такого специального нервного центра как зрительные, слу-ховые и другие ощущения и восприятия, а также движения, которые связаны с дея-тельностью определенных участков коры больших полушарий головного мозга.

Физиологически внимание обусловлено работой тех же самых нервных цен-тров, с помощью которых осуществляются сопровождаемые вниманием психические процессы. Но оно означает наличие участков с повышенной и пониженной возбуди-мостью, взаимосвязанных в своей деятельности по закону отрицательной индукции: когда в каком-то участке коры головного мозга начинается сильное возбуждение, то одновременно по индукции в других участках коры, не связанных с выполнением данной деятельности, возникает торможение, затухание или даже полное прекраще-ние нервного процесса, в результате чего одни центры оказываются возбужденными, другие – заторможенными.

Внимание обеспечивает за счет явления доминанты наличие в каждый данный момент в коре больших полушарий головного мозга участка (очага) с повышенной нервной возбудимостью, господствующего (доминирующего) над остальными частя-ми коры. В результате этого осуществляется сосредоточение сознания человека на определенных предметах и явлениях.

Теории внимания

Н. Н. Ланге, анализируя наиболее известные подходы к пониманию природы внимания, объединил существующие теории и концепции внимания в несколько групп.

1.Внимание как результат двигательного приспособления. Приверженцы это-го подхода исходят из того, что поскольку человек может произвольно переносить внимание с одного предмета на другой, то внимание невозможно без мышечных дви-жений. Именно мышечные движения обеспечивают приспособление органов чувств к условиям наилучшего восприятия.

2.Внимание как результат ограниченности объема сознания. Не объясняя, что понимается под объемом сознания, И. Герберт и У. Гамильтон считают, что более интенсивные представления в состоянии вытеснить или подавить менее интенсивные.

3.Внимание как результат эмоции. Эта теория получила наибольшее призна-ние в английской ассоциативной психологии. Она основывается на утверждении о за-висимости внимания от эмоциональной окраски представления. Например, достаточно хорошо известно следующее высказывание представителя данной точки зрения Дж. Миля: «Иметь приятное или тягостное ощущение или идею и быть к ним внима-тельным – это одно и тоже».

4.Внимание как результат апперцепции, т.е. как результатжизненного опыта индивида

5.Внимание как особая активность духа. Сторонники данной позиции при-нимают внимание за первичную и активную способность, происхождение которой необъяснимо.

6.Внимание как усиление нервной раздражительности. Согласно данной ги-потезе, внимание обусловлено увеличением местной раздражительности центральной нервной системы.

7.Теория нервного подавления пытается объяснить основной факт внимания – преобладание одного представления над другим – тем, что один физиологический нервный процесс задерживает или подавляет другие физиологические процессы, ре-зультатом чего является факт особой концентрации сознания.

Билет №13.

Билет №14.

Краткая история становления психологии как науки .

В истории любой науки следует выделять условно два периода: донаучный и собственно научный период развития. До того момента, когда наука заявляет о своем рождении, идет длительный процесс накопления знаний в рамках других наук и в жи-тейском опыте. Предшествующий период играет большую роль в подготовке катего-риальной и методологической базы любой науки.

Обращение к прошлому науки может осуществляться с двух различных пози-ций. Позиция антикваризма (перевод. - древний) предполагает введение научного факта в контекст эпохи, выяснение того, как то или иное явление трактовалось самим автором научного открытия. Позиция презентизма (перевод. - настоящее время) за-ключается в соотнесении исторического источника с современными знаниями об описанном в нем факте. Например, Р. Декарт объясняет механизм воздействия внеш-них стимулов на наши органы чувств с помощью термина «животные духи». Историк науки, стоящий на позиции антикваризма, исследовал бы фрагмент, который включает такого рода описания с точки зрения господствовавших во времена Декарта мета-физических представлений. Презентист, напротив, обнаружил бы в данной модели несомненное сходство с учением о нервном импульсе как носителе сенсорной ин-формации.

Научные психологические знания в течение длительного времени вызревали в недрах других наук, прежде всего философии и физиологии. Многие ученые наращи-вали объем психологического знания, являясь при этом представителями иных дис-циплин. «Концентрация психологических знаний происходила на многих участках интеллектуальной работы человечества», - пишет М.Г. Ярошевский. Вместе с тем знания, которые изначально позиционировались как психологические, спустя опреде-ленное время оказывались весьма далекими по содержанию от того, что сегодня при-нято включать в круг психологического знания. По мнению М.Г. Ярошевского, задачи истории науки сводятся к: 1) изучению внутренних закономерностей смены кате-горий, понятий и методического аппарата науки; 2) выявлению зависимости процес-сов порождения, восприятия и передачи знаний от «социального запроса», характер-ного для того времени, когда ученый разрабатывал свои идеи; 3) реконструкции лич-ностной неповторимости (мотивов, картины мира, стиля мышления, черт характера, способностей и т.д.) ученых прошлого. Первая из трех задач реализуется преимуще-ственно в презентистском типе анализа, вторая – в антикваристском, третья требует смешанного типа анализа. Использование этих двух линий изучения развития научной мысли задает положение предмета истории психологии в системе трех координат: историологической

I этап – психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.

II этап – психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали соз-нанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.

IIIэтап – психология как наука о поведении. Возникает в XX веке. Задача психологии – ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие по-ступки, не учитывались).

IVэтап – психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.

Как и любая система научных знаний, психология имеет свою историю, кото-рую условно можно разделить на четыре этапа.

Билет№15.

Билет №16.

Методы изучения личности.

Для характеристики человека как субъекта деятельности необходимо и достаточно характеризовать его отношение к деятельности. Поскольку сознание человека вообще активно, отношениями являются не только психические свойства личности, но и качественные особенности психических процессов: наблюдательность, чувствительность, внимательность. Как отношения могут быть охарактеризованы и мотивы деятельности: потребности и интересы.
Поэтому общие принципы психологического исследования личности определяются тем, как понимаются отношения личности.
Характеристики личности (обобщенно): статус, позиция, роли, функции, цели, ценности, мотивационная сфера, характер, способности.
Проблемы исследования личности:
1. Свойства личности всегда индивидуально своеобразны. Для выявления своеобразия необходима индивидуальная ситуация. Однако условия эксперимента должны быть общими для всех. Выход - формирующий эксперимент (например, педагогический или терапевтический).
2. Свойства личности - это свойства нравственно оцениваемые; поэтому испытуемый чрезвычайно напряженно контролирует свои проявления и, стремясь к положительной оценке может обнаруживать не те свойства, какие ему в действительности присущи. Методы борьбы с тестовой установкой:
- создание различных шкал личности (только в опросниках);
- введения ограничения времени;
- одмена объекта оценки;
- создание мнимой безоценочности (испытуемый не знает о присутствии экспериментатора).
3. Экспериментатор заинтересован в более полном проявлении активности. Но всякий эксперимент предполагает ее ограничение. Частично это устраняется в проективных методиках и анализе продуктов деятельности.
Методы:
Метод беседы - специфическая роль беседы, как метода исследования личности, вытекает из того, что в ней испытуемый отдает словесный отчет о свойствах и проявлениях своей личности. Поэтому в беседе с наибольшей полнотой обнаруживается субъективная сторона личности - самосознание и самооценка свойств личности, переживания и эмоциональное отношение, выраженное в них и т.д.
Большое значение имеет правильная постановка вопросов. Необходимое условие при данном методе - наличие доверительного контакта испытуемого с экспериментатором.
Метод характерологической беседы является особой формой естественного эксперимента.
Особое место в системе методов исследования, промежуточное между методом наблюдения и искусственным экспериментом, занимает "естественный эксперимент" А.Ф. Лазурского. Характерной особенностью естественного эксперимента является то, что он приближает исследование к естественным условиям; производится в обычной для испытуемого обстановке. Пользуясь методом естественного эксперимента, можно наблюдать испытуемого при определенных условиях в целенаправленно создаваемых ситуациях, организуя наблюдение по заранее намеченному плану. Наблюдение за поведением и реакциями испытуемого позволяет получить представление об особенностях личности в целом и отдельных ее свойствах.
Биографический метод - позволяет изучить этапы жизненного пути, особенности формирования личности, может быть дополнением при интерпретации данных, полученных экспериментальными методами.
Опросники как один из методов изучения личности применяются для диагностики степени выраженности у индивида определенных личностных характерологических или других черт.
Можно выделить 2 вида опросников: одномерные - диагностируется одна какая-либо характеристика и многомерные - дают информацию о целом ряде различных свойств личности. Вопросы только закрытые.
Опросники состоят из ряда шкал или факторов. В состав каждой шкалы входит набор вопросов / утверждений, направленных на выявление того или иного свойства.
Примеры опросников:
MMPI - основные шкалы (10): ипохондрии, депрессии, истерии, психопатии, мужественности-женственности, паранойи, психастении, шизофрении, гипомании, социальной интраверсии + 3 контрольных (лжи, контроля достоверности).
16-PF - 16-факторный личностный опросник Кеттелла. ПДО (Патахарактерологический диагностический опросник) - выявление акцентуаций характера. Исследование экстраверсии-интроверсии и нейротизма по Айзенку. Исследование личностной и ситуативной тревожности (Спилбергер-Ханин). Экспресс-диагностика эмпатии. Оценка уровня притязаний и т.д.
Недостаток метода применения опросников - характеристика личности основывается на данных самооценки.

Проективные методы
Группа методов, предназначенных для диагностики личности, в которых обследуемым предлагается реагировать на неопределенную (многозначную) ситуацию; например, интерпретировать содержание сюжета картинки (ТАТ), прореагировать на фрустрирующую ситуацию, встав на место героя в методе Розенцвейга, дать истолкование неопределенных очертаний (пятна Роршаха)... Ответы на задания проективных методов не могут быть расценены как правильные или неправильные, возможен широкий диапазон решений, при этом предполагается, что характер ответов испытуемого определяется особенностями личности, которые проецируются на ответы. Для испытуемого цель проективных методов относительно замаскирована, что снижает его возможности произвести на экспериментатора желаемое впечатление.
К проективным методам условно можно отнести метод анализа продуктов деятельности - изучение продуктов творческой деятельности (живопись, стихи, дневники...).

Билет №17.

Билет №18.

Мозг и психика.

Среди многочисленных тайн природы, над разгадками которых работает современная наука, пожалуй, одной из самых сложных является головной мозг - тончайший нервный аппарат, представляющий собой наивысшую форму организованной материи в известной нам части вселенной. Предполагая, что всегда стремились выяснить, как он устроен и функционирует.

Мысль о том, что мозг есть орган души, принадлежит древнегреческому именно мозг, составляет материальную основу психических явлений, ученые врачу Алкмеону из Кротона (6 век до н.э.), который пришел к этому выводу в результате наблюдений и хирургических операций. В частности он установил, из мозговых полушарий идут к глазным впадинам «две узкие дорожки».

Полагая, что ощущение возникает благодаря особому строению периферических чувствующих аппаратов, Алкмеон вместе с тем утверждал, что имеется прямая связь между органами чувств и мозгом.

Тогда зародилось учение о психике как продукте мозга, благодаря тому, что была открыта зависимость ощущений от строения мозга, а это, в свою очередь стало возможным благодаря накоплению эмпирических фактов. Но ощущения, по Алкмеону, исходный пункт всей познавательной работы. «Мозг доставляет ощущение слуха, зрения, обоняния, из последних же возникают память и представления (мнение), а из памяти и представления, достигших непоколебимой прочности, рождается знание, являющееся таковым в силу этой прочности». Тем самым и другие психические процессы, возникающие из ощущений, связывались с мозгом, хотя знание об этих процессах, в отличие от знаний об ощущениях, не могло опереться на анатомо-физиологический опыт.

Вслед за Алкмеоном Гиппократ также трактовал мозг как орган психики, полагая, что он является большой железой. «Люди должны знать, что из мозга, и только из мозга, возникают наши удовольствия, радости, смех и шутки, так же как и наши горести, боль, печаль и слезы. С помощью мозга мы думаем, видим, слышим, отличаем уродливое от красивого, плохое от хорошего, приятное от неприятного. Иначе говоря, с помощью мозга осуществляется то, что мы называем «духовная жизнь»».

Из медицины эти представления перешли в философию.

Открытие Алкмеоном мозга как органа психики в течение нескольких столетий рассматривалось как гипотеза.

Аристотель, который сам прошел превосходную медицинскую школу возвращается к «сердцецентрической» схеме. «Мозг, по его мнению, не орган психики, а аппарат, охлаждающий, регулирующий жар крови».

Итак, учение о мозге прошло длительную историю, в которой выделяются две основные тенденции:

Концепция строгой локализации психических явлений;

Точка зрения, согласно которой мозг функционирует как единое целое.

В итоге длинного ряда исследований установлено, что мозг дифференцирован на различные участки, обладающие функциональным своеобразием.

Благодаря успехам тонкой анатомии головного мозга, физиологии (в частности, электрофизиологии), психологии, неврологии и нейрохирургии удалось показать, что мозг - это, прежде всего, сложнейшая психическая система, действующая как дифференцированное целое.

Мозг живого человека представляет небольшое овальное тело с неровной поверхностью, состоящее из податливого желеподобного вещества. Каким образом это тело (средняя масса которого составляет 1500 г.) продуцирует мысли и чувства, управляет тонкими движениями руки художника? Каким образом возникающие в нем процессы связываются с философией и религией, поэзией и прозой, добротой и ненавистью? Каким способом эта серовато-белая желеподобная масса постоянно накапливает идеи и знания, заставляя тело совершать действия разной сложности - от простого поднятия руки до виртуозных движений гимнаста или хирурга?

И.М. Сеченов, отец русской физиологии, высказал предположение («Рефлексы головного мозга», 1863), что «головной мозг - орган сознания и воли - работает по принципу рефлекса (но существенно видоизмененному)», доказав, что действия организма, регулируемые психикой, подобны рефлексам в том плане, что возникают в жизненных встречах организма со средой и посредством центров головного мозга включают в круговорот этих жизненных встреч мышечную систему. Сеченовские представления - о сигнальной функции психики, о кольцевом управлении движением, о саморегуляции поведения организма - были после продолжены Павловым.

Мозг является таким же телесным устройством как другие органы. Но деятельность его - согласно Павлову - имеет качественно особые признаки и законы. Он назвал ее высшей нервной деятельностью. Уточняя специфику этой формы деятельности, Павлов рядом со словом высшая нервная деятельность поставил в скобках по-особому зазвучавший в его устах термин «поведение».

Вывод: Мозг - это не простой отражатель импульсов, а орган, который воспринимает сигналы о той внешней среде, в которой организм действует с тем, чтобы адекватно на нее реагировать. Из мышц обратно в мозг поступает сигнал о том, правильно ли исполнена команда, направленная мозгом к исполнительным органам, Так происходит кольцевое управление движениями организма. Оно невозможно без психики, информирующей о происходящем во внешнем мире. Но психика выступает в роли сигнала, а не простого ощущения или восприятия.

3. Психика

Рост жизни не в одном развитье мышц,

По мере роста, в нем, как в храме,

Растет служенье духа и ума.

В. Шекспир «Гамлет».

Когда возникает психика? Есть ли «душа» у растений? С чем связано важнейшее для существования человеческого рода событие - пробуждение сознания?

«Психика не существует вне материального процесса жизни определенным образом физически организованных веществ. Поэтому мы изучаем развитие психики не в ее отделенности от развития жизни, но именно в связи с развитием жизни - как развитие высших ее форм, порождаемое развитием определенных материальных условий».

Леонтьев А.Н. Очерк развития психики.

 


Читайте:



Утка тушеная с овощами в утятнице

Утка тушеная с овощами в утятнице

В сковороде разогреть небольшое количество растительного масла и выложить кусочки утки. Мясо лучше обжаривать не всё сразу, а порциями, чтобы оно...

Как пожарить утку в духовке, чтобы она была сочной и вкусной

Как пожарить утку в духовке, чтобы она была сочной и вкусной

Люди во всем мире наслаждаются великолепным вкусом и ароматом темного утиного мяса. Наиболее популярными рецептами являются утка по-пекински...

Значение имени андрей знак зодиака лев Что для андрея является

Значение имени андрей знак зодиака лев Что для андрея является

Имя Андрей произошло от древнегреческого слова «Андрос», что в переводе означает «мужчина», «человек». От него произошло имя Андреас, которое на...

К чему снится кормить парня

К чему снится кормить парня

Кормить кого-нибудь во сне – отличное предзнаменование, поскольку сулит хорошие перемены и достижения задуманного. Главное – кого именно женщина...

feed-image RSS