Главная - Дети 0-1 год
Пасха и Двунадесятые праздники. Главные праздники Православной Церкви. Двунадесятый праздник все двунадесятые православные праздники

Все двунадесятые праздники, как Господские, так и Богородичные, имеют особые дни:

  • предпразднство - это дни, подготавливающие праздник;
  • попразднство - продолжение праздника;
  • отдание - заключительная точка в праздновании праздника, на богослужении повторяются основные моменты праздничной службы.

Некоторые из Господских праздников, кроме того, предваряются и заключаются особыми субботами и неделями (воскресными днями).

Все двунадесятые праздники имеют по одному дню предпразднства, за исключением:

  • Рождества Христова - 5 предпразднственных дней, в связи с тем, что Рождество — самый большой из Двунадесятых праздников;
  • Богоявления - 4 предпразднственных дня, ибо Богоявление — второй после Рождества Двунадесятый праздник;
  • Входа Господня в Иерусалим - нет предпразднства, в связи с Великим постом и фактом, что день самого праздника приходится на Страстную седмицу (в церковном календаре седмица начинается с Воскресения);
  • Вознесения Господня - нет предпразднства, ибо сам праздник стоит на следующий день после отдания Пасхи, которая выше всех праздников (праздников Праздник и Торжество из торжеств), поэтому предпразднство Вознесения «не помещается» на своё место;
  • Дня Святой Троицы - нет предпразднства.

Число дней попразднства бывает неодинаковым - от 1 до 8 дней, смотря по большей или меньшей близости одних праздников к другим или к дням поста. Последний день попразднства носит название отдания праздника и отличается от остальных дней попразднства бо́льшей торжественностью богослужения, имея в службе большую часть песнопений и молитв самого праздника.

Богослужение

Службы двунадесятых праздников неподвижного круга находятся в Минеях месячных, где расположены службы святым и праздникам на каждый день года. Службы двунадесятых праздников подвижного круга находятся в Триодях Постной и Цветной, где записаны все богослужения пасхального цикла.

В период предпразднства на службах, посвященных рядовым дням Минеи, начинают появляться песнопения грядущего великого праздника, все увеличиваясь в количестве и достигая кульминации в сам день праздника, когда поются только одни эти праздничные песнопения. В дни попразднства содержание служб опять возвращается к святым и событиям Минеи, но также имеют место и праздничные песнопения, количество которых все уменьшается, а в день отдания праздника снова преобладают.

На праздничном всенощном бдении всех двунадесятых праздников служится лития (что значит «усиленное моление»). На литии поминаются общецерковные и местные святые, произносятся особые прошения об избавлении от всяческих бедствий. В это время поётся особая ектения с многократным «Господи, помилуй». Затем бывает благословение пяти хлебов (в память о евангельском чуде насыщения 5000 человек пятью хлебами), а также пшеницы, вина и елея. Этот обычай идёт с глубокой древности - это освящение «плодов земли», во время которого люди молят Бога о ниспослании изобилия, благоденствия и мира. Во время каждения хлебов трижды торжественно поётся тропарь праздника.

Богослужение двунадесятых Господских праздников

Двунадесятых Господских праздников всего восемь.

  • Непереходящие праздники: Воздвижение Креста Господня, Рождество Христово, Крещение Господне, Сретение, Преображение.
  • Переходящие праздники: Вход Господень в Иерусалим, Вознесение, Пятидесятница.

Особенности богослужения:

  1. Служба Господского праздника будет одинакова в любой день седмицы (даже если праздник выпадает в Воскресный день, то воскресная служба просто-напросто «откидывается»).
  2. Если Господский праздник попадает на воскресенье или понедельник, то на Великой вечерне поется «Блажен муж », если со вторника по субботу, то «Блажен муж » отменяется.
  3. На литургии поются праздничные антифоны.
  4. На Малом входе добавляется входной стих в речь диакона перед Царскими Вратами, после этого «Приидите поклонимся » не поется, а поется тропарь праздника.
  5. Имеют особый отпуст.
  6. В день двунадесятого праздника вечером совершается Великая вечерня с вечерним входом и великим прокимном. Если праздник случится в субботу, то великий прокимен переносится с вечера дня праздника на вечерню самого праздника и читается на великой вечерне вместо рядового прокимна.
  7. В отдание праздника на Литургии читается один Апостол и одно Евангелие дня.

Богослужение двунадесятых Богородичных праздников

Двунадесятых Богородичных праздников всего четыре: Введение, Успение, Благовещение и Рождество Богородицы.

На эти праздники положено Всенощное бдение. Если праздник выпадает на будни дни и на субботу, то служится служба празднику, если на воскресенье, то происходит соединение двух служб - Богородичной и воскресной. Это происходит потому, что нельзя отменять господский праздник, которым является воскресный день, праздником меньшим, пусть даже и двунадесятым, так как Богородица не выше Христа.

Особенности богослужения:

  1. На «Господи, воззвах» поются стихиры праздника.
  2. После прокимна вечерни («Господь воцарися, в лепоту облечеся ») читаются паремии праздника.
  3. На Благословении хлебов (не путать с литиёй) трижды поется тропарь праздника.
  4. На «Бог Господь » воскресный тропарь поется дважды, на «Слава и ныне » тропарь праздника.
  5. Полиелей, величание празднику с избранным псалмом и тропари воскресные по непорочных.
  6. Антифоны воскресные текущего гласа, но прокимен и Евангелие праздника.
  7. После Евангелия поется «Воскресение Христово видевше »
  8. Воскресная стихира по Евангелии заменена стихирой праздника.
  9. Канон читается воскресный, Богородице и празднику.
  10. После 3-й песни Канона кондак воскресный, по 6-й Богородицы.
  11. Припевы по 8-й песни не поют, а читают «Честнейшую ».
  12. «Свят Господь Бог наш » не отменяется.
  13. После Великого славословия тропарь только воскресный.
  14. На Литургии по входе «Воскресый из мертвых… », а не «молитвами Богородицы ».
  15. Прокимен, Апостол, аллилуиарий, Евангелие и запричастный стих - сначала воскресный, затем праздника.
  16. «Достойно есть » заменяется задостойником.
  17. На славлении после отпуста, или по заамвонной молитве, тропарь, кондак и величание праздника.

Двунадесятые праздники разделяются на переходящие и непереходящие. Даты переходящих праздников каждый год зависят от времени празднования Пасхи, которая всегда приходится на воскресный день. Дата Пасхи определяется по правилу, которое было установлено на Первом Вселенском Соборе в 325 году в городе Никея. По этому правилу, православная Пасха всегда припадает на первое воскресенье после весеннего полнолуния.
Переходящих двунадесятых праздников три: Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье), Вознесение Господне и День Святой Троицы (Пятидесятница)
Даты непереходящих праздников не изменяются.

Двунадесятые непереходящие праздники

Рождество Христово занимает в православной церковной традиции особое место и является одним из главных православных праздников.

Рождеству предшествует продолжительный пост, непосредственно перед праздником становящийся особенно строгим.

День самого строгого поста - канун праздника Рождества Христова, именуемый Навечерием Рождества или рождественским сочельником. Есть обычай в знак благоговейного ожидания духовного торжества рождественской ночи не вкушать в этот день пищу до сумерек, до появления на небе первой звезды, напоминающей о звезде Вифлеемской, приведшей некогда волхвов и пастухов к колыбели Богомладенца Иисуса.

Праздник установлен в воспоминание о чудесном рождении Иисуса Христа Сына Божия от Девы Марии. С догматической точки зрения, Рождество Христово - воплощение Бога-Слова в человеческом образе - центральный момент в истории Божественного домостроительства, начало человеческого спасения. Вместе с тем это исполнение ветхозаветных пророчеств о явлении Мессии, Спасителя и Небесного Царя.

Крещение Господне (Богоявляение)
(19 января)

Крещение Господне также называется Богоявлением и Просвещением. Богоявлением - потому, что Господь после принятия крещения выступил на евангельскую проповедь , показав себя миру, как спаситель и мессия, Просвещением - потому, что Бог - это вечный свет, просвещающий мир.

Как и празднику Рождества Христова, Крещению предшествует день строгого поста - Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник), которое свидетельствует об особом значении начинающегося торжества.

В этот день православные вспоминают крещение Иисуса Христа, которое он принял в 30-летнем возрасте в водах реки Иордан. Согласно церковному преданию, в праздник Крещения вода приобретает особые целительные свойства. Считается, что крещенская вода, к которой верующие люди относятся с особым благоговением, придает силу и дарует здравие каждому, прикоснувшемуся к ней.

Поэтому издавна, в этот день, несмотря на морозы, существует традиция купания в проруби. Православные христиане верят, что крещенская вода приносит телесное и духовное здоровье. Однако по правилам купаться можно только после того, как духовенство совершит чин великого освящения воды.

Сретенье Господне
(15 февраля)

В праздник Сретения Господня Церковь вспоминает важное событие в земной жизни Господа нашего Иисуса Христа, когда в 40-й день после рождения, Богомладенец был принесен в Иерусалимский храм. По закону Моисееву женщине, родившей младенца, в продолжение 40 дней было запрещено входить в храм Божий.
Праздником Сретения Господня заканчивается рождественский цикл праздников, связанных с явлением Спасителя в мир. В этот день верующие идут в церкви и храмы, чтобы поклониться Младенцу-Христу.

Считается, что в этот день зима встречается с летом.

Благовещение Пресвятой Богородицы
(7 апреля)

Согласно Евангелию, в этот день к Деве Марии спустился архангел Гавриил и произнес: "Господь с Тобою; благословенна Ты между женами", после чего сказал, что на Марию "сойдет Святой Дух и у Нее родится Сын Божий, именем Иисус". По преданию, в руках архангел держал белую лилию - символ чистоты и непорочности, которая изображена практически на всех иконах благовещения.

Дата праздника была определена путем отсчета девяти месяцев назад от Рождества Христова.

В этот день у православных во время праздничного богослужения совершается особый чин хлебопреломления, после чего благословленные "благодатные" хлеб и вино раздаются прихожанам.

Праздник Благовещения почти всегда приходится на дни Великого Поста, однако в этот день по церковному уставу разрешается вкушать рыбу.

Согласно существующей многовековой традиции, труд в Благовещение считается тяжким грехом. Отсюда поговорка: "На Благовещение птица гнезда не вьет, а девка косы не плетет".

Преображение Господне
(19 августа)

Праздник установлен в воспоминание об одном из важнейших моментов земного служения Христа: во время молитвы на Фаворской горе, при которой присутствовали апостолы Петр, Иаков и Иоанн, от Христа стал исходить Божественный свет, поразивший апостолов и ниспровергший их ниц.

В праздник преображения Господня во всех православных храмах совершается обряд освещения яблок нового урожая - яблочный Спас.

Успение Пресвятой Богородицы
(28 августа)

Праздник успения Пресвятой Богородицы является одним из почитаемых в православии. В этот день верующие вспоминают о деяниях Богородицы и просят у нее заступничества. Пресвятая Богородица после крестных страданий Спасителя, по Его божественному завету, жила в доме Его возлюбленного ученика Иоанна Богослова. Славное Ее Успение совершилось на 72-м году земной жизни. В этот день у Владычицы чудесным образом собрались святые апостолы, проповедовавшие Евангелие в разных концах мира, и погребли Ее тело в Гефсимании у Елеонской горы. Через три дня апостолы по общему совету открыли гроб, но тела Божией Матери в нем уже не оказалось. В тот же день апостолы во время молитвы увидели в воздухе Божию Матерь, окруженную ангелами, в сиянии небесной славы. Православная Церковь верует, что Господь воскресил Ее и взял к Себе с пресвятым телом.

Рождество пресвятой Богородицы
(21 сентября)

Праздником Рождества пресвятой Богородицы начинается Годовой цикл великих - двунадесятых - праздников. Считается, что это событие является рубежом Ветхого и Нового Заветов. Та, Которой предстояло стать Матерью Спасителя, родилась в небольшом галилейском городе Назарете. Предание гласит: Ее родители Иоаким и Анна, известные своей праведной жизнью, до преклонных лет были бездетны, что считалось знаком гнева Божьего, но Анна дала обет Богу: если Он дарует им дитя, то оно будет служить в храме Богу. Молитвы были услышаны: Божий посланник Архангел Гавриил явился и возвестил им о рождении дочери Марии (что значит "Госпожа, Надежда"), будущей Матери Иисуса Христа.

Воздвижение Креста Господня
(27 сентября)

Праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня установлен в честь появления культового знака христианства - Креста.

Гонения на христиан прекратились только в начале IV века, при Римском императоре Константине Великом. Накануне решительной битвы, он и все его войско увидели на небе знамение креста, составившееся из света, с надписью: "сим побеждай". В следующую ночь императору явился сам Иисус Христос с крестом в руке и сказал, что этим знамением он победит врага, и повелел устроить воинское знамя с изображением святого Креста.

Император Константин Великий, желая отыскать крест, на котором был распят Иисус, отправил мать свою, царицу Елену, в Иерусалим на поиски. На горе Голгофе были найдены три креста. Чтобы узнать, на котором из низ был распят Спаситель, поочередно возложили кресты на покойника. Когда был возложен Крест Господень, мертвец ожил. Собравшиеся христиане просили поднять, воздвигнуть Крест, чтобы все могли, хоть издали, созерцать его.

В память обретения Креста Господнего и Его воздвижения Святая Православная Церковь установила праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. В этот праздник положен пост, чтобы углубить благоговейное воспоминание крестных страданий Спасителя.

Введение во храм Пресвятой Богородицы
(4 декабря)

Введение во храм Пресвятой Богородицы совершилось, по сохраненным Преданием рассказам, следующим образом. Родители Девы Марии, праведные Иоаким и Анна, молясь о разрешении неплодства, дали обет: если родится дитя, посвятить его на служение Богу.

Когда Пресвятой Деве исполнилось три года, святые родители решили выполнить свое обещание и отдали ее на послушание в Иерусалимский храм. 4 декабря, в День введения во храм Пресвятой Богородицы православная церковь празднует как бы второе, духовное, рождение Богоматери.

Двунадесятые преходящие праздники

Вход Господень в Иерусалим (Вербное Воскресенье)

Вербное Воскресенье отмечается родно за неделю до Пасхи.

Этот праздник установлен в память о событиях, описанных в Новом Завете. За несколько дней до Пасхи Иисус Христос торжественно въехал в Иерусалим на осле. Ни ученики, ни жители города не знали тогда, что Спаситель движется навстречу крестным мукам, смерти и воскресению. Горожане, взяв в руки пальмовые ветви, приветствовали его криками "Осанна! Благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!"

С тех пор этот день называют Пальмовым Воскресеньем, а пальмовые листья считаются символом мученичества и чистоты. В Беларуси, как и в России, где пальмы не растут, а другие деревья в это время года еще не распустились, издревле существует традиция освящать ветки вербы.

С Вербным воскресеньем связаны многие народные приметы и поверья. В частности, в этот день старались прикоснуться к человеку принесенной из храма веткой вербы, чтобы наделить его здоровьем и красотой. Считается, что освященная верба обладает особой целительной силой и ее нужно хранить до следующего Вербного воскресенья.

Вознесенье Господне

Вознесение отмечается на сороковой день после Пасхи. По преданию, через 40 дней после Своего Воскресения Иисус Христос в последний раз явился своим апостолам, пообещав им скорое ниспослание на землю Святого Духа. Затем Спаситель вывел своих учеников из Иерусалима на Елеонскую гору, благословил их, поднимаясь в небо, и скрылся за облаками.

Этим событием завершилось земное служение Иисуса Христа, который в своем лице вознес человеческую природу к престолу Бога-Отца и таким образом подготовил ее к принятию Святого Духа.

День Святой Троицы (Пятидесятница)

Этот праздник, совершаемый через семь недель после Пасхи, посвящен воспоминанию сошествия Святого Духа на апостолов на пятидесятый день после Воскресения Христова. Поэтому день Святой Троицы именуется также Пятидесятницей. Как свидетельствуют библейские источники, ниспослание Святого Духа было обещано Господом своим ученикам перед его Вознесением. После этого все они получили дар языков - способность говорить на различных, неизвестных им ранее языках, проповедуя о великих делах Божиих. Поэтому день Святой Троицы именуется также днем рождения христианской Церкви.

В день Святой Троицы с давних времен христиане украшают храмы и свои дома зелеными свежими ветками деревьев и сами стоят на службе в храмах с цветами.

ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ
Двунадесятые праздники отмечаются в честь важнейших событий земной жизни Иисуса Христа и его матери - Богородицы. Этих особых праздников - двенадцать, поэтому они называются двунадесятыми (от древнерусского два на десяте - двенадцать).
Двунадесятые праздники организуют православный календарь. Они делятся на непереходящие , фиксированные по датам календаря, и переходящие , отсчитывающиеся от дня Пасхи , дата которой меняется и рассчитывается по специальным таблицам - пасхалиям . Пасха считается у православных праздником праздников и не входит в число двунадесятых праздников. Русской Православной Церковью двунадесятые праздники отмечаются по старому стилю , поэтому в современных календарях указаны две даты - по новому стилю и старому стилю.
В двунадесятых праздниках выделяются Господские праздники , связанные с земной жизнью Иисуса Христа, и Богородичные праздники , связанные с земной жизнью Богородицы.
К Господским праздникам относятся: - отмечается 7 января (25 декабря) в память о рождении Иисуса Христа. - отмечается 19 января (6 января) в память о крещении Иисуса в реке Иордан. Сретение Господне - отмечается 15 февраля (2 февраля). Слово сретение в церковнославянском языке означает «встреча». Согласно Евангелию, на 40-й день после рождения, в соответствии с законом, младенца Иисуса принесли в Иерусалимский . Туда же пришел и праведник Симеон, которому было предсказано, что он не сможет умереть, пока не увидит нового Бога - Христа. Симеон увидел Иисуса и поблагодарил Бога за то, что теперь он может спокойно уйти из жизни.
Как «встреча», Сретение в народной традиции связывается со сменой времен года. По народным поверьям, в этот день с весной встречаются, а если на Сретение оттепель, то весна будет ранней и теплой. Вход Господень в Иерусалим - отмечается за неделю до Пасхи в память о дне, когда Иисус приехал в Иерусалим, а народ приветствовал его пальмовыми листьями. В России в этот день вместо пальмовых ветвей верующие украшают храмы ветками вербы - первого распускающегося весной кустарника. Освященные букетики вербы ставят и дома. Праздник имеет бытовое название - Вербное Воскресенье . Вознесение Господне - отмечается на 40-й день после Пасхи в честь дня, когда Иисус Христос завершил свою земную жизнь и поднялся в Небо, или вознесся . Троица (День Святой Троицы) - один из главных христианских праздников. В христианском учении Святая Троица - это Бог, единый в трех лицах: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. Праздник установлен, по преданию, в честь сошествия Святого Духа на апостолов на 50-й день после Пасхи. Отсюда другое название праздника - пятидесятница . Это событие трактуется церковью как начало широкого распространения христианства. На Троицу храмы и дома украшают берёзовыми ветками (см. ). В субботу накануне Троицы (Троицкая суббота ) ходят на кладбища и поминают (см. ) умерших.
Триединство Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого отражено на знаменитой иконе Андрея Рублёва , созданной им для Свято-Троицкой Сергиевой Лавры Сергия Радонежского . Этот образ Троицы русская церковь считает лучшим и каноническим. «Троица» Рублева хранится в Третьяковской галерее . Репродукции иконы часто помещаются не только в церковной литературе, но и в светских книгах о русской культуре, одним из символов которой «Троица» считается и в наше время. Преображение Господне - отмечается 19 августа (6 августа) в память о дне, когда Христос во время молитвы преобразился перед учениками, явив свою божественную сущность: его лицо начало излучать сияние, одежда стала белой. В это время с неба раздался голос Бога Отца, который произнес: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, Его слушайте». Преображение не только церковный праздник, это один из любимых русских народных праздников. Его называют Яблочным Спасом . Считается, что только к этому дню созревают яблоки (см. ). В этот день в церкви освящают плоды, чаще всего - яблоки. Воздвижение Креста Господня (Воздвижение честного и животворящего креста Господня) - отмечается 27 сентября (14 сентября) как праздник в честь нахождения места казни Иисуса, Гроба Господня и креста , на котором был распят Иисус Христос. Единственный из двунадесятых праздников, не связанный непосредственно с земной жизнью Христа.
К Богородичным праздникам относятся: Рождество Пресвятой Богородицы - отмечается 21 сентября (8 сентября) в память рождения Девы Марии - Богородицы. Введение во храм Пресвятой Богородицы - отмечается 4 декабря (21 ноября) в память о дне, когда трехлетнюю Деву Марию родители впервые привели в храм на служение Богу. Благовещение Пресвятой Богородицы - отмечается 7 апреля (25 марта) в память о дне, когда, по преданию, Дева Мария получила благую (хорошую, счастливую) весть от Архангела Гавриила о том, что она станет матерью Богочеловека. Исстари на Руси существовала традиция в этот день отпускать на волю птиц. Успение Пресвятой Богородицы - отмечается 28 августа (15 августа) как день ухода из жизни Девы Марии. Праздник называется Успением («засыпанием»), потому что Божия Матерь умерла тихо, как бы уснула. , проходящий с 14 по 27 августа, называется Успенским.
На двунадесятые праздники проходят особенно торжественные богослужения. В эти дни церкви и храмы посещают много верующих.
Именами двунадесятых праздников часто называются храмы (см. , ), центральное место в которых занимают иконы, посвященные соответствующему празднику: например, в Благовещенском соборе Московского Кремля храмовой иконой является икона «Благовещение Пресвятой Богородицы» (ХVII в.), в Троицком соборе Свято-Троицкой Сергиевой Лавры - «Троица» (ХIV в.) Андрея Рублева. Темы двунадесятых праздников отражаются и в росписи соборов. Иконы с изображением двунадесятых праздников обычно составляют праздничный чин русского иконостаса .
Темы и сюжеты двунадесятых праздников занимают значительное место в русской классической живописи. Широко известны: картина А.А. Иванова «Явление Христа народу» (1855 г.), росписи киевского Владимирского собора (1885–1893 гг.) В.М. Васнецова , мозаики и иконы церкви Спаса на Крови в Петербурге (1894–1897 гг.) М.В. Нестерова . О месте двунадесятых праздников в жизни русских , о праздничных традициях рассказывается в знаменитой книге И.С. Шмелёва «Лето Господне» (где слово лето означает ‘год’).
Верба - символ Вербного воскресенья:

Вербное воскресенье на Красной площади в Москве. Вербный базар. Фотография начала XX в.:


Праздничный чин иконостаса:


Россия. Большой лингвострановедческий словарь. - М.: Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина. АСТ-Пресс . Т.Н. Чернявская, К.С. Милославская, Е.Г. Ростова, О.Е. Фролова, В.И. Борисенко, Ю.А. Вьюнов, В.П. Чуднов . 2007 .

Смотреть что такое "ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ" в других словарях:

    Двунадесятые праздники - в богослужении Православной Церкви двенадцать великих праздников годового богослужебного круга (кроме праздника Пасхи). Подразделяются на Господские, посвященные Иисусу Христу, и Богородичные, посвященные Пресвятой Богородице. К великим… … Политология. Словарь.

    ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ, 12 - важнейших православных церковных праздников: Рождество Христово, Крещение Господне (Богоявление), Сретение Господне, Благовещение Пресвятой Богородицы, Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье), Вознесение Господне, День Святой Троицы,… … Современная энциклопедия

    ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ - 12 важнейших православных церковных праздников: 25 декабря (7 января) Рождество Христово, 6(19) января Крещение (Богоявление), 2(15) февраля Сретение, 25 марта (7 апреля) Благовещение, за неделю до Пасхи вход в Иерусалим (Вербное воскресенье), 40 … Большой Энциклопедический словарь

    Двунадесятые праздники - ДВУНАДЕСЯТЬ, и, числит. колич. (стар.). То же, что двенадцать. Нашествие двунадесяти языков (об армии Наполеона во время Отечественной войны 1812 г.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Двунадесятые праздники - (также дванадесятые праздники) двенадцать важнейших после Пасхи праздников в православии. Посвящены событиям земной жизни Иисуса Христа и Богородицы, входят в число великих праздников, в Типиконе отмечены красным крестом в полном круге … Википедия

    ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ - Оклад Евангелия с изображением праздников. Сербия. Нач. XVI в. (МСПЦ) Оклад Евангелия с изображением праздников. Сербия. Нач. XVI в. (МСПЦ)[дванадесятые] [греч. Ϫωδεκάορτον], 12 праздников, в правосл. традиции считающихся наиболее важными после… … Православная энциклопедия

    двунадесятые праздники - 12 важнейших православных церковных праздников: 25 декабря(7 января) Рождество Христово, 6(19) января Крещение Господне (Богоявление), 2(15) февраля Сретение, 25 марта(7 апреля) Благовещение, за неделю до Пасхи Вход Господень в Иерусалим… … Энциклопедический словарь

    двунадесятые праздники - устойчивое сочетание Двенадцать важнейших православных праздников: Рождество/ Христо/во 7 января (25 декабря), Креще/ние Госпо/дне 19 (6) января, Сре/тение 15 (2) февраля, Благове/щение 7 апреля (25 марта), Вход Госпо/день в Иерусали/м (Вербное… … Популярный словарь русского языка

    Двунадесятые праздники - двенадцать важнейших после Пасхи церковных праздников. Некоторые из них имеют раз и навсегда установленные даты: Рождество Христово 25 декабря/7 января, Богоявление (Крещение Господне) 6/19 января, Сретение Господне 2/15 февраля, Благовещение… … Православный энциклопедический словарь

Двунадесятые праздники

Двунадесятые праздники - двенадцать важнейших после Пасхи праздников в православии. Все они посвящены событиям земной жизни Иисуса Христа и Богородицы и входят в число самых больших религиозных праздников.

Если перечислять двунадесятые праздники по хронологии церковного года, который начинается 14 сентября (1 сентября по старому юлианскому календарю), то первым идет Рождество Пресвятой Богородицы - 21 сентября - праздник, посвященный рождению Девы Марии (Пресвятой Богородицы) в семье праведных Иоакима и Анны .


Рождество Богородицы. Фреска Джотто

27 сентября - Воздвижение Креста Господня (Воздвижение Честнóго и Животворящего Креста Господня) - праздник установлен в память обретения Креста Господня, которое произошло, согласно церковному преданию, в 326 году в Иерусалиме около Голгофы - места Распятия Иисуса Христа . C VII века с этим днём стали соединять воспоминание о возвращении Животворящего Креста из Персии греческим императором Ираклием (629). Как при обретении, так и при прославлении Креста, возвращённого из Персии, предстоятель, чтобы дать возможность всем собравшимся на торжество видеть Святыню, воздвигал (то есть поднимал) Крест, обращая его ко всем сторонам света.


Воздвижение Креста Господня (миниатюра из иллюстрированной рукописи XV века - «Великолепный часослов герцога Беррийского»)

Введение во храм Пресвятой Богородицы - 4 декабря - христианский праздник, основанный на Священном Предании о том, что родители Богородицы святой Иоаким и святая Анна , исполняя обет посвятить своего ребёнка Богу , в трёхлетнем возрасте привели свою дочь Марию в Иерусалимский храм , при котором она жила до своего обручения с праведным Иосифом .


Введение во храм Пресвятой Богородицы
(Тициан, 1534-1538)

Рождество Христово - 7 января - один из главных христианских праздников, установленный в честь рождения по плоти Иисуса Христа от Девы Марии . Иерусалимская, Русская, Украинская, Грузинская, Сербская православные церкви, а также Украинская греко-католическая церковь, старообрядцы и некоторые иные празднуют 25 декабря по юлианскому календарю, что приходится на 7 января по современному григорианскому календарю. Католическая церковь, Элладская и ряд иных поместных православных церквей празднуют 25 декабря по григорианскому календарю; Древневосточные церкви - 6 января.


«Рождество Христово», икона Андрея Рублёва

Крещение Господне - 19 января - событие евангельской истории, Крещение Иисуса Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем , а также это и двунадесятый христианский праздник, установленный в честь этого события. Во время Крещения, согласно всем четырём Евангелиям, на Иисуса сошёл Святой Дух в виде голубя. Одновременно с этим был Глас с Небес ,что провозгласил: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение ».


Сретение Господне - 15 февраля - христианский праздник, отмечаемый в Исторических церквях и некоторых протестантских конфессиях, в частности, в лютеранстве. Принесение во Иерусалимский Храм младенца Иисуса Христа его родителями состоялось на 40-й день после Рождества и на 32-й день после Обрезания. В Иерусалимском Храме Святое Семейство встретил Симеон Богоприимец . Согласно евангельскому повествованию, на сороковой день после рождества Христова и по исполнении дней законного очищения Пречистая Богородица вместе со святым Иосифом пришла из Вифлеема в Иерусалим ко храму Божию, принеся сорокадневного младенца Христа . По закону Моисееву, родители должны были приносить в храм для посвящения Богу своих первенцев (то есть первых сыновей) на сороковой день после рождения. Славянское слово «сретение» переводится на современный русский язык как «встреча». Сретение - это встреча человечества в лице старца Симеона с Богом .


«Сретение». Дуччо, «Маэста», фрагмент, 1308-1311

Благовещение Пресвятой Богородицы - 7 апреля - евангельское событие и посвящённый ему христианский праздник; возвещение архангелом Гавриилом Деве Марии о будущем рождении по плоти от неё Иисуса Христа .


«Благовещение», мозаики на двух столбах Софии Киевской, ок. 1040 года. Старейшее изображение сцены в древне-русском искусстве

Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье, Пальмовое воскресенье) - переходящий (не имеющий фиксированной календарной даты) христианский праздник, отмечаемый в воскресенье (Неделю), предшествующее Неделе Пасхи, то есть шестую Неделю Великого Поста . В тот день Иисус въезжает верхом на осле в Иерусалим, где его встречает народ, полагая на дорогу одежду и пальмовые ветви с восклицаниями: «осанна (слава!) Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних (спаси, Всевышний)! ». Праздник символизирует, с одной стороны, признание Иисуса Мессией (Христом), а с другой - прообраз входа Сына Человеческого в Рай. Иудеи ожидали, что Мессия - Спаситель Израиля - явится на Пасху. В то время Иудея находилась под оккупацией римлян, и ожидали национального освободителя от иноземного господства. Народ Иерусалима, зная о воскрешении Лазаря, встречает Иисуса очень торжественно. Иисус, показывая, что он входит в Иерусалим с желанием мира, а не войны, въезжает на ослёнке (на Востоке въезжать в город на осле - символ мира, верхом на коне - символ войны).


Вход Господень в Иерусалим. Русская икона

Вознесение Господне - событие новозаветной истории, восшествие Иисуса Христа во плоти на небо , а также установленный в память этого события и обещания о Его втором пришествии переходящий христианский праздник, полное название: Вознесение Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа , который отмечается в 40-й день по Пасхе . Как изъясняет Афанасий Великий (ок. 298-373, Архиепископ Александрийский), Вознесение Спасителя означает обóжение Его человеческой природы , которая становится невидимой для телесного ока. Праздник всегда приходится на четверг.


Вознесение Господне. Новгородская икона, XIV век

День Святой Троицы (Троица, Пятидесятница, Сошествие Святого Духа) - переходящий праздник. Православные церкви отмечают День Святой Троицы в воскресенье на 50-й день после Пасхи , поэтому праздник называется ещё Пятидесятницей. В пятидесятый день после Воскресения Христова (десятый день после Вознесения) апостолы находились в Сионской горнице в Иерусалиме, «…внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать ». Своё первое название праздник получил в честь сошествия Святого Духа на апостолов, которое им обещал Иисус Христос перед Своим вознесением на небеса. Сошествие Святого Духа указало на тройственность Бога - Бог Отец , который ни от кого не рождается и ни от кого не исходит; Бог Сын , что предвечно рождается от Бога Отца; Бог Святой Дух , что предвечно исходит от Бога Отца. Все три Лица Троицы существуют в полном единстве, которое творит мир, промышляет о нём и освящает его.


Троица (икона Андрея Рублёва, прибл.1422-1427, Москва, Третьяковская галерея)

Преображение Господне (Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа)- 19 августа - описанное в Евангелиях таинственное преображение, явление Божественного величия и славы Иисуса Христа перед тремя ближайшими учениками (Петром, Иаковом и Иоанном) во время молитвы на горе; праздник христианской церкви (Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в русской народной традиции называется также Яблочный Спас или Второй Спас ).


Преображение Господне (Икона, Новгород, XV век)

Успение Богородицы (Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии) - 28 августа - праздник православной и католической церквей, посвящённый воспоминанию смерти (успения) Божией Матери . Согласно церковному преданию, в этот день апостолы, проповедовавшие в различных странах, чудесным образом собрались в Иерусалим, чтобы проститься и совершить погребение Девы Марии.


Икона Феофана Грека

Ежедневно церковь чтит память какого-либо святого или празднует какое-нибудь событие. Любое церковное празднество несет в себе глубокий смысл — этим-то такие торжества и отличаются от светских: они всегда назидательны, воспитывают людей, побуждают их к добрым делам и настраивают на правильный лад.

Чтобы лучше осмыслить, что такое двунадесятые праздники, следует поискать в светском календаре им аналогичные. К примеру, может ли быть подобным аналогом День города? Конечно, нет — это веселье пускай и с поводом, но без причины. Или Новый год? Это торжество, любимое всеми, однако пустое — посидеть за накрытым столом, пошуметь ночью, а утром с пола собрать осколки посуды, разбитой гостями, — вот и весь смысл! Единственное событие, пожалуй, которое чем-то напоминает двунадесятый праздник, — это День Победы. Данное торжество вдохновляет, дает жизненные ориентиры, наставляет. То же происходит в душе верующего во время церковных празднеств.

Двунадесятые православные праздники — особые дни, которые посвящены главным событиям мирской жизни Христа и его матери Пресвятой Богородицы. Всего таких торжеств — двенадцать, потому и именуются они двунадесятыми. Еще тысячу лет назад возникла традиция их празднования, и сейчас они отмечаются во всем мире не только православными христианами, но и убежденными атеистами. Такая заинтересованность не случайна — именно церковные праздники (двунадесятые) выразительно и превосходно отражают обычаи и национальную культуру общества. На славянской земле они утверждались ступень за ступенью, отметая бесовскую обрядность и темные предрассудки и наполняясь элементами древнеславянских традиций. Становление их было длительным и сложным. Только благодаря Православной Церкви большинство таких торжеств сохранилось. Именно она, бранимая, запрещаемая и преследуемая более 8 десятилетий 20 века, взяла христианскую веру под защиту и сберегла народно-православное наследие.

Что значат двунадесятые праздники для людей

Эти дни для верующих — вершины ликования в году, дни приближения к Иисусу, дни спасения. Они радуются от того, что Господь обратил на людей свое внимание, что Матерь Божья, будучи человеком, таким же, как и мы все, стала в Царствии Небесном, и каждый может к ней обратиться со словами: «Спаси нас». Верующие празднуют то, что уже здесь, на земле, человек может соединиться с Богом. Такие торжества дают людям надежду, укрепляют веру, пробуждают любовь в сердцах.

Общие понятия

Двунадесятые праздники разграничиваются в зависимости от:

  • содержания — Господские (Господние), Богородичные, дни святых;
  • торжественности церковной службы: малые, средние, великие;
  • времени празднования: неподвижные, подвижные

Для прославления Иисуса Христа установлены восемь дней, для почитания Девы Марии — четыре, вот почему одни называются Господскими, а другие — Богородичными. Пасха к таким торжествам не относится — это самое главное и прекрасное празднество. Если двунадесятые дни — как звезды, радующие людей своим мерцанием, то святейшая Пасха — как солнце, без которого жизнь на Земле невозможна, и перед блеском которого любые звезды меркнут.

21 сентября — Рождество Богородицы

Эта дата — день рождения матери Иисуса, Девы Марии. Немного известно о мирской жизни женщины, всему миру давшей спасение. Согласно легенде, у благочестивых Анны и Иоакима долго не было детей. Однажды при молитве они дали обет, что если родится дитя, то предназначат его для служения Богу. После этого одновременно обоим приснился ангел, он возвестил, что скоро появится необыкновенный ребенок, и слава о нем прозвучит по всей великой земле. Как свидетельствуют известные каждому последовавшие события, это пророчество сбылось.

14 сентября — Воздвижение Креста Господня

Данный двунадесятый праздник посвящен поклонению Кресту, на котором Спаситель принял муки и смерть. Этот Крест, а также место захоронения Христа были найдены на святой земле царицей Еленой спустя триста лет.

21 ноября — Введение во храм Пресвятой Богородицы

Когда исполнилось Деве Марии три года, праведные родители решили, что настало время исполнить обет, данный Господу. Для посвящения Богу оставили они свою единственную дочь в храме, где она, непорочная и безгрешная, стала усиленно готовиться к Богоматеринству.

7 января — Рождество Христово

Это один из самых главных христианских праздников. Официально он объявлен днем рождения Иисуса. В Евангелии рассказывается, что Мария и Иосиф — родители Христа — вынуждены были целую ночь провести в пещере, там младенец и появился на свет. После его рождения пещера озарилась светом, а на небе вдруг засияла ярчайшая звезда.

19 января — Богоявление, или Крещение Господне

В 30 году новой эры в городе Вифавара, на берегу Иордана, в этот самый день произошло крещение безгрешного тридцатилетнего Иисуса. Каяться ему было не нужно, он пришел, дабы собой освятить воду и даровать ее нам для святого Крещения. Затем Спаситель на 40 дней отправился в пустыню в поисках божественного просветления.

15 февраля — Сретение Господне

Этот двунадесятый праздник посвящен сретению, то есть встрече богоприемца Симеона, ожидавшего с нетерпением Спасителя мира, с Иисусом — 40-дневным младенцем, которого родители впервые принесли в храм для посвящения Богу.

7 апреля — Благовещение Пресвятой Девы Марии (Пресвятой Богородицы)

Судя по всему, в истории людского рода есть два первостепенных события: это рождение и воскрешение Христа. От Архангела Гавриила 25 марта (по старому стилю) получила Дева Мария благую весть о том, что преднамечено рождение ею Спасителя мира. Отсюда и такое название — Благовещение.

Накануне Пасхи, в воскресенье — Вербное воскресенье

После проведенных в пустыне сорока дней Иисус вошел в Иерусалим. В эту дату верующие печалятся, осознавая, какие мучения и страдания предстояли в последующие дни Христу. Начинается строгий пост Страстной недели.

Спустя 40 дней после Пасхи, в четверг — Вознесение Господне

Двунадесятый праздник в честь того дня, когда Иисус вознесся на небеса, но пообещал вернуться. Заметим, что число 40 — не случайно. В священной истории это тот срок, когда заканчиваются все подвиги. В случае с Иисусом это завершение его земного служения: в 40-й день после Воскресения он должен был войти в Храм своего Отца.

На 50-й день после Пасхи, в воскресенье — Святая Троица

Иногда Троицу называют Пятидесятницей. На апостолов именно в этот день снизошел Святой Дух и сделал их пророками. В этом явлении раскрылось таинство святой Троицы.

19 августа — Преображения Господне (Спас)

Христос за небольшое время до Крестных мучений вместе со своими учениками Иоанном, Петром и Иаковом взошел на гору Фавор для совершения молитвы. Пока Иисус молился, ученики уснули, а проснувшись, увидели, что Он говорит с Богом-отцом. В этот момент Христос преобразился полностью: Его лик сиял, как солнце, а одежда стала белоснежной.

28 августа — Успения Божией Матери (Пресвятой Богородицы)

Это символический день (он не указан в канонических текстах) смерти Девы Марии. Богородица прожила довольно долгую жизнь — семьдесят два года по меркам первого века новой эры.

Иконография

Свои символические изображения имеют все двунадесятые праздники. Икона какого-либо торжества, в честь которого освящен храм, может быть размещена на иконостасе во втором ряду снизу или в местном ряду. В храмах, где имеется полный иконостас, иконы двунадесятых праздников, как правило, размещают между деисусным и местным рядами.

 


Читайте:



Тонкая структура спектров эпр

Тонкая структура спектров эпр

Исследование спектра атома водорода при помощи спектральных приборов с высокой разрешающей способностью и большой дисперсией показало, что...

Сонник младенец девочка на руках у мужчины

Сонник младенец девочка на руках у мужчины

Вам приснился ребенок на руках, и вам интересно, что это означает? Тогда вам стоит ознакомиться с мнениями толкователей по этому поводу. Они...

Синие, крупные, спелые: к чему снятся сливы?

Синие, крупные, спелые: к чему снятся сливы?

Вспомнив своё сновидение подробно, сновидец угадает, что ждёт его в будущем. Сон о сливовых плодах в соннике трактуется к радостям и...

Приснился лимон. К чему снится лимон. К чему видеть во сне лимон

Приснился лимон. К чему снится лимон. К чему видеть во сне лимон

Лимон ассоциируется с чем-то кислым и неприятным. Но одновременно с целебным, оздоровительным и полезным. Поэтому абсолютно непонятно, чего ожидать...

feed-image RSS