Разделы сайта
Выбор редакции:
- К чему это - разбиться во сне?
- К чему снится сало женщине
- Ольга седакова: неизвестная знаменитость
- Что значит сон, в котором вы пили воду — нюансы толкования
- Значение имени Аврора. Толкование имени. Аврора – значение имени Женское имя аврора значение
- К чему снится борода на лице у ребенка
- Княгиня зинаида николаевна юсупова
- Смысл жизни и судьба человека Наш мозг принимает решения раньше, чем сознание
- Нейтринная обсерватория Баксанская Нейтринная Обсерватория
- Нельзя фотографироваться на мосту: откуда взялось это суеверие
Реклама
Православные Иконы Пресвятой Богородицы. Божья матерь оранта |
Оранта — это один из трех основных типов изображения БогоМатери, представляющий её с поднятыми, раскинутыми в стороны руками и раскрытыми ладонями. Традиционно данная поза трактуется как жест молитвы, хотя в действительности имеет более древние корни, нежели принято считать. Мы ещё вернёмся к этому вопросу и рассмотрим его подробнее. А сейчас остановимся на символике изображения Оранты и его особенной роли. В XI веке, во времена существования государства Киевская Русь, князь Владимир Красно Солнышко, задумал построить в Киеве, Новгороде и Полоцке величественные храмы, которые по пышности и красоте своей могли бы сравниться лишь с самыми красивыми и впечатляющими соборами мира. Эту идею он успешно воплотил, соорудив в столице собор, который и поныне славится на весь мир своей уникальностью, ежегодно собирая тысячи туристов. Все три собора были посвящены Софии - Премудрости Божией. Закончил строительство соборов его сын - Ярослав Мудрый. Мы же поговорим сегодня соборе в Киеве - Софии Киевской, как его еще называют. Известность данному месту приносит не только его историческая слава, но и одна особенность, можно сказать, жемчужина собора — первая и прославленная на весь мир фреска Богородицы «Оранта». Высота фигуры — 5 метров 45 сантиметров. В славянских странах она именуется также «Нерушимая Стена».
Археологические исследования подтверждают, что народы Киевской Руси массово почитали Богородицу Оранту, носили медальоны и обереги с её изображением. Даже князья, зная о такой всенародной любви к Богородице и почитании её простыми людьми, внедрили почётное право ставить образ Богородицы на одну из сторон своих княжеских печатей.
Богородица является признанной и почитаемой народами покровительницей множества населённых пунктов по всему миру, во многих странах, в особенности — славянских. Вникая в истинную суть этого символа, понимаешь, какое действительно глобальное единство он таит в себе, соединяя исторически поколения, влияя на понимание смысла своей жизни и судьбы каждого, кто соприкоснулся душой с тайной этого образа, с живоносным источником всепробуждающей Любви ― духовной силы Богородицы. «Из видимого познавай невидимое», — учил выдающийся украинский философ XV века Григорий Сковорода. Так и в случае с удивительным символом Оранта: видимая форма этого жеста хранит в себе широкое пространство невидимых глазу значений, о которых мы и поговорим. Самые ранние изображения Оранты в данной молитвенной позе найдены на стенах римских катакомб и датируются 2-3 веками нашей эры. Но что интересно, ещё до появления там этого символа на территориях Средиземноморья бытовали статуэтки, именуемые «адоранты». В словаре есть такое определение слова «адорант»: Адорант — фигура (преимущественно женщины) с простёртыми к небу руками в античном и раннехристианском искусстве (особенно в росписи катакомб), служившая для передачи образа просящего или его просящей души. (Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. — М.: Центрполиграф. В. Д. Гладкий. 1998 г.). Слово «adorant» латинского происхождения и обозначает «обожествлять». Образовано это слово от «orante» — «молиться», что, в свою очередь, происходит от латинского корня «ōrō», «ōrāre»» — говорить, молиться. Яркий пример ещё одного использования этого корня в нашем языке — слово «оратор». Таким образом, слово «Оранта» и «оратор» однокоренные. Любопытно также, что в древнеарамейском языке (язык, на котором говорил Иисус) понятие «говорить» и «молиться» также было объединено в одно слово. Всё это говорит о глубинной сути значения, заложенного в само слово «Оранта». Ведь в древности считалось, что слово дано людям как начало пути к пониманию и осознанию своей Божественной природы. Вернёмся к статуэткам. Адоранты довольно древние. Возраст самых древних найденных статуэток в позе Оранта, как это не поразительно, — 45 тысяч лет! И это ещё не всё! Такие фигурки находят исследователи во всех, без исключения, культурах мира. И фигурками данный список не ограничивается, схематические изображения людей в позе Оранта встречаются и среди наскальных рисунков, петроглифов по всему миру! Австралия, Африка, Северная и Южная Америка, Сибирь, Италия, Франция, Китай…. ЕЩЕ ОБ ИКОНЕ ИМЕНУЕМОЙ "ЗНАМЕНИЕ" И ДНЯХ ЕЕ ПРАЗДНОВАНИЯ Таким образом, мы видим, что символ «Оранта» — это не просто значимое изображение в рамках какой-то определённой религии, это символ, берущий свои корни в общечеловеческом, всемирном знании, которое раннее присутствовало как некая, сама собою разумеющая истина в древних культурах нашей планеты! Это знание, которое сегодня объединяет людей, города и страны. Знание, которое объединяет весь мир. Фигура Божией Матери, изображенная в полный рост с Богомладенцем, именуется «Великая Панагия», что означает «Всесвятая». Поясные изображения икон типа «Великая Панагия» в древнерусской иконописи получили широкое распространение и стали называться «Знамение». Одно из значений славянского слова знамение — чудо. И действительно, изображение младенца Христа на лоне Богородицы — это символ самого величайшего чуда, чуда Боговоплощения, когда Безначальный и Невместимый Бог вместился в человеческое тело. Слово знамение родственно славянскому глаголу знаменаю — созываю, призываю к богослужению. Это раскрывает второй глубинный смысл данной иконографии: воздетые руки Богоматери, как символ молитвы; младенец Христос в круге, как символ Евхаристии; поручи на руках Божией Матери — символ сослужения всей Церкви своему Небесному Предстоятелю. Наиболее распространенные иконы этого типа: * икона Божией Матери «Знамение» Курская * икона Божией Матери «Знамение» Новгородская С языческих времен наши предки просили заступничества у Матери-Берегини, богини сил земли, поднимая руки к небу в молитвенной позе. Позднее с распространением христианства образы праславянских верований тускнели, меняли свой облик, возникали новые символы веры, но люди все также возводя руки к небу, просили о помощи. Так формировался образ христианской Богини-Матери — покровительницы человека с его страхами, горестями, и мольбами, Заступницы, возносящей молитву через поднятые руки от земного человека дальше к небу и к Богу. Богоматерь Оранта: истоки образаЭтот традиционный в иконографии и монументальном искусстве жест восходит к периоду раннего христианства и является символом заступнической молитвы, стойкости, несокрушимой духовной силы, духовного воинства. Он известен с ветхозаветных времен, когда Моисей давал силу своему народу в битве с амаликитянами , держа руки поднятыми к Богу. Со времен раннего христианства 2-4 веков в римских катакомбах найдены изображения женщин (предположительно, первые изображения Богородицы) с поднятыми в молитве руками, они далеки от канонического изображения Оранты, однако стоят у истоков одной из самых распространенных традиций изображения Богородицы. Изображение Оранты в «кубикуле пяти святых» — небольшом помещении с захоронениями в стенах, найденном в Катакомбе святого Каллиста (Рим, начало 4-го века). Источник — Википедия . Богоматерь Оранта в переводе с латинского означает «молящаяся» . Ее образ издревле был связан с заступничеством, защитой города, а церковные песнопения органично придали образу Оранты эпитет «царствия нерушимая стено» (акафист Богоматери). В византийской системе росписи храмов изображение «Богоматерь Оранта» традиционно помещалось в верхней части алтаря. Оранта величественна и монументальна, спокойна и гармонична. Появление Оранты в Софии КиевскойВ начале 11 века с появлением в Киеве греческого митрополита Великий князь Ярослав Мудрый начал возведение большого кафедрального Собора святой Софии — в честь долгожданной победы над печенегами, на месте решающей битвы. Центральная мозаика, расположенная в надалтарной полукруглой части Храма, была выполнена греческими мастерами в соответствии с канонами столичных храмов константинопольского образца. Речь идет о мозаике Богоматери-защитницы Оранты, или «Нерушимой стены», возводящей руки к Спасу Вседержителю в куполе Храма. В соответствии с канонами византийского образца Богоматерь стала восприниматься не только как покровительница, премудрая, проводник от земных людей (молящихся) к Богу (к небу, к куполу Храма), источник Благодати, но и стала считаться заступницей Города , защитницей его крепостных стен. Восприятие города, как «хранимого Богом» имело большое значение также и для светской жизни, так как укрепляло веру людей в непобедимость и избранность, давало силы в борьбе с врагами, побуждало к развитию общества, строительству, принятию законов. ![]() Символика киевской ОрантыЦентральная мозаика Храма сразу останавливает на себе внимание входящего. Свойственная раннему христианству простота изображения делает ее близкой простому человеку, гармоничной, естественной и как будто живой. Оранта непреклонная, сильная, уверенно стоящая, при этом ее лик ясен и безмятежен. Богоматерь будто сияет на фоне обрамляющей ее золотой смальты. Синий хитон — византийская традиция — символизирует небесную совершенную чистоту, девство. Золотые нарукавники (деталь облачения священников) — символ сослужения Первосвященнику Христу. За красным поясом видим отрез ткани (лентион ) — согласно верованиям Богородица вытирает им слезы молящихся. Покров , ниспадающий на плечи и закрывающий волосы — символ милосердия и защиты. Покров золотого цвета — символ света, чистоты, славы. Три звезды на плечах и на челе — традиционные элементы иконографии Богородицы — символ приснодевства — Дева до Рождества Христова, во время и после. Сияющий нимб. Сочетание золотого и красного цветов в одежде Богородицы (пурпурные сапожки, красный пояс ) является признаком ее Царственности, так как в древние времена это были цвета правителей. Красный цвет в вострочнохристианской традиции также является символом человеческого начала. ![]() Богоматерь Оранта стоит на четырехугольном золотом камне — незыблемом основании. Интересно, что в древнехристианском восприятии наряду с трактовкой угла как фигуры устойчивости и основания (вспомните значение понятия “краеугольный камень”), угол считался в то же время фигурой уязвимой, нуждающейся в покрове или защите. По изгибу арки, обрамляющей Оранту, размещена надпись на греческом языке:
Речь идет о противопоставлении мировому хаосу несокрушимого Града, в котором пребывает Бог. | |||||
1
Иконография этой иконы Богоматери, получившей известность под названием Оранты, являлась одним из распространенных константинопольских типов Марии Влахернитиссы. Опубликовавший икону в 1928 г. А. И. Анисимов назвал ее Орантой ошибочно, так как иконография Оранты представляет фигуру Богоматери в рост, с поднятыми руками, но без младенца. Композиция произведения из Ярославля обычно определяется в византийской иконографии, как Великая Панагия (см. Н. П. Кондаков
, Иконография Богоматери, т. II, Пг., 1915, стр. 63–84, 114–115; «История русского искусства», т. I, M., АН СССР, 1953, стр. 490). В Древней Руси такое изображение называлось «Богородица Воплощение».
Около 1114 (?) года. Киев 2 . 2
В приведенной ниже библиографии всеми, кроме И. Э. Грабаря и Д. В. Айналова, икона датируется ХIII в. и относится к ростово-суздальской школе. В. Н. Лазарев считает, что Великая Панагия написана в Ярославле в 20–30-х годах ХIII века. Между тем стиль живописи Великой Панагии - монументальный образ, в выразительности которого, как в киевских мозаиках, большую роль играет золото, тип классически-законченных лиц матери и младенца, эллинистические облики ангелов, характер украшений одежд и ковра - все это не находит аналогии в начинавшей складываться в начале XIII в. ростово-суздальской школе живописи. Ни во Владимире Залесском, ни в Ростове Великом, ни в Суздале, ни в самом Ярославле - крупнейших центрах этой школы - не сохранилось от XIII века памятников, отмеченных, как Великая Панагия, законченным живописным мастерством, предполагающим длительное предшествующее развитие. Средой, породившей такое зрелое выдающееся произведение, в то время могла быть почти недошедшая до нас киевская школа живописи.
Богоматерь стоит на овальном орнаментированном 3 красном ковре, поднявши руки с раскрытыми маленькими ладонями до уровня плеч. На ее груди помещен золотой диск с поясным Еммануилом, широко распростершим руки с пальцами, сложенными в ораторском жесте. В верхних углах расположены заключенные в белые кольца полуфигуры предстоящих Богоматери архангелов в крещатых омофорах, с зерцалами в руках. 3
А. Н. Свирин нашел аналогию этому орнаменту на андалузской ткани XII в. (см. О. von Fа1kе
, Kunstgeschichte der Seidenweberei, Berlin, 1921, табл. 144).
Богоматерь до пояса строго фронтальна, что в сочетании с круглящимися полами мафория придает ее фигуре своеобразную статуарность 4 . Ноги Богоматери, подчеркнутые изломами складок, смещены вправо, сообщая композиции скрытое движение. Оно выражено и тем, что справа у ног пола мафория доходит до ковра, оканчиваясь значительно выше слева, где это движение уравновешивают прямые, повторяющиеся складки туники. Этому же служит и то, что взор Богоматери слегка раскосый, а архангелы в кругах (в особенности правый) смещены в сторону от продольной оси; они как бы откинулись назад. 4 Колоколообразность фигуры Богоматери отвечала кривой поверхности конхи - месту Нерушимой стены мозаичного прототипа иконы Великой Панагии. Насыщенные плотные краски темно-зеленой туники и красновато-коричневого мафория покрыты широкими золотыми полосами, обрисовывающими складки. На мафории и на одеждах Спаса эти широкие ассистные золотые пробела-полосы, иногда образуемые тонкими параллельными линиями, имеют гребенчатые окончания. Золотая, обведенная двумя киноварными полосками кайма мафория украшена наколотым по левкасу точечным орнаментом. Кайма была обнизана жемчужной бахромой, уцелевшей в виде фрагментов. На лбу и плечах Богоматери - золотые фибулы-квадрифолии, с жемчужинами на спнях. Поручи и туфли Богоматери золотые, низаные жемчугом, образующим орнамент в виде кругов. В покрытых золотом одеждах Еммануила и архангелов чередуются киноварные оранжевого оттенка, белые, коричневые и темно-зеленые краски. На аламе Еммануила - тонкий травный орнамент византийского характера. Из-под рукавов его хитона и у шеи виднеется прозрачная белая рубашка 5 .
с. 51
Доска липовая. От древних набивных шпонок сохранились на обороте следы - отверстия для деревянных гвоздей. Встречные, врезные, сосновые шпонки более позднего времени. Паволока, левкас, яичная темпера. 194 x 120. Икона обнаружена в 1919 году экспедицией ЦГРМ в «рухлядной» (кладовой) Спасского монастыря в Ярославле. Раскрыта в ЦГРМ в Москве в 1925–1929 годах И. И. Сусловым, Г. О. Чириковым и В. О. Кириковым. Поступила в 1930 году из ЦГРМ.
с. 52
Около 1224 года. 194×120. Третьяковская галерея, Москва . Из Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле, чья церковь была освящена 6 августа 1224 года. Около этого времени и должна была быть написана икона. Сохранность в целом
с. 167
Литература:
|
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое "Оранта" в других словарях:
ОРАНТА, один из древнейших христианских образов, изображающий человеческую фигуру с поднятыми в жесте моления руками. Был связан прежде всего с изображением мучеников, восходит к языческой погребальной иконографии. В первые века христианства… … Энциклопедический словарь
- (от лат. orans, род. падеж огаntis молящийся) один из иконографических типов богоматери. О. изображается в рост с поднятыми до уровня лика руками и повёрнутыми к зрителю ладонями. Тип О. восходит к раннехристианским изображениям молящихся … Большая советская энциклопедия
Ж. Иконографический тип Божией Матери. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Оранта - Ор анта, ы (иконогра фический тип Божией Матери) … Русский орфографический словарь
оранта - и, ж. Один із найдавніших християнських образів; зображення фігури людини з піднятими в жесті моління руками; Богородиця … Український тлумачний словник
оранта - (лат. що молиться) Один з іконографічних типів Богоматері, монументальне зображення якої звичайно поміщається в консі центральної апсиді храму, а також на візантійських та давньоруських іконах. Фігура показана фронтально у зріст з піднятими до… … Архітектура і монументальне мистецтво
ОРАНТА - (лат. orans молящийся) один из иконографич. образов богоматери, сложившийся в ср. века. Богородица изображалась в рост с поднятыми до уровня лица руками и повернутыми от себя ладонями. О. получила распространение в иконографии и в живописи… … Атеистический словарь
Страховая компания "Оранта" - ООО Страховая компания Оранта была основана в 1995 году. Оранта Страхование универсальная страховая компания, которая имела лицензии от 8 августа 2013 года на проведение операций по 23 видам страхования (включая ОСАГО), а также по перестрахованию … Энциклопедия ньюсмейкеров
ДИМИТРИЙ СОЛУНСКИЙ - († ок. 306), вмч. (пам. 26 окт.), один из наиболее чтимых святых в правосл. мире, покровитель г. Фессалоника (слав. Солунь). Греки именуют Д. С. Мироточцем (ὁ μυροβλύτης / μυροβλήτης), т. к. его мощи источали миро, а в визант. текстах… … Православная энциклопедия
Катакомбы Рима (итал. Catacombe di Roma) сеть античных катакомб, использовавшихся как места погребений, по большей части в период раннего христианства. Всего в Риме насчитывают более 60 различных катакомб (150 170 км длиной, около 750 000… … Википедия
Книги
- Лондонские тайны , Поль Феваль. Романом Поля Анри Феваля (1817-1887) "Лондонские тайны" к русскому читателю возвращается неизвестное произведение нашей переводной литературы. Определить жанр этого романа вряд ли возможно,…
Читайте: |
---|
Популярное:
Эскадренные миноносцы ссср![]() |
Новое
- К чему снится сало женщине
- Ольга седакова: неизвестная знаменитость
- Что значит сон, в котором вы пили воду — нюансы толкования
- Значение имени Аврора. Толкование имени. Аврора – значение имени Женское имя аврора значение
- К чему снится борода на лице у ребенка
- Княгиня зинаида николаевна юсупова
- Смысл жизни и судьба человека Наш мозг принимает решения раньше, чем сознание
- Нейтринная обсерватория Баксанская Нейтринная Обсерватория
- Нельзя фотографироваться на мосту: откуда взялось это суеверие
- Игры для развития речи Интересные игры по развитию речи