Главная - Как сделать самому
Сравнительный анализ жилина и костылина кавказский пленник. Сравнительная характеристика Жилина и Костылина. Жилин и Костылин: разные судьбы. Образ героя в произведении
Сравнительная характеристика Жилина и Костылина

Цели деятельности учителя: Создать условия для составления сравнительные характеристики героев на основе выявленных сходств и отличий в их поведении; выяснить мотивы действий Жилина и бездействия Костылина.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, обучать учащихся созданию художественного образа, формулировать идею, проблематику произведения, развивать умения сравнивать литературных героев, развивать речевую деятельность учащихся, их воображение, воспитывать грамотного читателя

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные : учащийся осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Регулятивные : учащийся принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные : учащийся осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.

Коммуникативные : учащийся вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдает правила речевого поведения.

Ход урока:

1. Организационный этап

    Приветствие учащихся, настрой на хороший урок.

2. Актуализация, мотивация учебной деятельности

Какое произведение мы с вами читали на уроке литературы? (Слайд 1)

1. Работа над эпиграфом

Война не сказка об Иване,

И мы ее не золотим…

Борис Пастернак.

Прочитайте эпиграф. (Слайд2)

Почему война не сказка?

Что значит «мы ее не золотим»?

Вывод:

Война – это страшно, больно, жестоко; это потери, смерть, искалеченные судьбы, незаживающие раны.

Война - цвета пепла, поэтому мы ее «не золотим», ее нельзя приукрасить.

Для многих война – испытание на прочность, выносливость, человечность.

Какое историческое событие отражено в рассказе? (Кавказская война) (Слайд3)

Кавказская война 1817 – 1864 г.г. (47 лет) – это война Российской империи с горскими народами Северного Кавказа (чеченцами, дагестанцами, осетинами, татарами). О каком народе идет речь в рассказе? (о татарах).

Кавказская война - самая продолжительная война.

3.Создание проблемной ситуации.

В рассказе изображены два офицера. На ваш взгляд, какими качествами должен обладать офицер? (офицеру не чужды понятия чести, совести, достоинства; это смелый, мужественный, храбрый человек; он предан своему Отечеству).

Как вы считаете, оба наши героя обладают этими качествами? Отличаются ли они друг от друга?

Как бы вы сформулировали тему нашего урока? (Сравнительная характеристика Жилина и Костылина) (Слайд 4)

4. Целеполагание.

А какова задача нашего урока? Чему мы должны научиться на уроке? (Научиться сравнивать героев, понять, чем отличаются два героя)

5. Осмысление текста (анализ)

а). Приемы составления характеристики героев

(портрет, поступки героя, поведение, характеристика героя другими действующими лицами)

Приемы составления характеристики литературных героев: (Слай5)

Внешние черты (портрет);

Поступки героя, отношение к другим людям, его чувства, речь;

Характеристика героя другими действующими лицами

б). Сравнительная характеристика Жилина и Костылина. (Слайд 6)

- Сравним Жилина и Костылина.

Порой требуются годы, чтобы понять человека, а мы с вами попытаемся узнать героев за урок. Задача не из легких, но вполне разрешима.

Сравнить, значит, найти общее и различие в их характере.

Что общего?

Офицеры, служили на Кавказе, оба попали в плен, оба писали письмо, чтобы прислали выкуп, участвовали в побеге.

Конечно, это не качества характера, а события, но именно они помогут нам разобраться, кто есть настоящий офицер и настоящий человек.

Различие.

I . Портрет

Найдите в тексте описание героев;

О каких качествах характера героев узнаем по описанию внешности?

Жилин – удалой, смелый, отважный.

Костылин – физически слабый человек.

Можно ли ограничиться только этим приемом? (нет, может сложиться ошибочное представление о герое).

II . «Говорящая» фамилия

(Фамилия Жилин – от слова жила (кровеносные сосуды, сухожилия). Наш герой – жилистый человек.)

Как еще можно сказать про него? (сухощавый, крепкий, выносливый).

Как вы определите смысл фамилии: Костылин?

(Фамилия Костылин – от слова костыль. Что такое костыль? (палка, служащая опорой при ходьбе хромым или людям с больными ногами).

Какой наш герой? (слабый).

III

- Какое решение принимает Жилин?

Что характерно для него? (решительность, смелость, способность противостоять врагу; он не из робкого десятка).

Как себя ведет Костылин?

Что вы о нем думаете? (нарушил уговор – не разъезжаться; ведет себя как трус и предатель).

IV . В плену

1. Письмо о выкупе

Почему Жилин указал в письме неправильный адрес? (он знал, что у матери нет денег)

Предположим, что он написал письмо. Послала бы мать деньги, несмотря на свою бедность? Да, потому что ничего нет в жизни выше и сильнее материнской любви.

    Жилин способен щадить чувства близких и дорогих ему людей.

Почему Костылин много раз писал письма домой?

    Костылин не одно письмо написал, потому думал только о себе.

2. Внутреннее состояние героев

Во время пребывания в плену Жилин знакомится с татарской девочкой Диной. Этот образ не случайный. «Дина» в арабском языке значит «вера».

Во что верит Жилин? (в собственные силы, в удачу; он сильный духом.)

Во что верит Костылин? (в выкуп)

3. Занятия героев

Рукодельничает;

Изучает местность, так как думает о побеге;

Общается с Диной;

Лечит людей аула.

Что скажете о нем? (мастер, умный, хитрый, находчивый; человек дела).

Костылин:

Бездействует и стонет.

4. Мнение татар о героях.

    Жилин завоевал уважение детей и взрослых: «Корош урус», «джигит».

    Костылин – «смирный».

V . Побег

Расскажите об этом.

Как вели себя герои?

    Жилин проявляет волю, мужество, находчивость, стойкость, активно борется.

    Костылин – обуза; страдает, проявляет эгоизм, слабость.

6. Вариативное применение открытых смыслов в разнообразных ситуациях.

1. - Найдите в тексте глаголы, которые обозначают действия Жилина и Костылина, распределите их в 2 столбика и запишите в тетрадь. (Слайд 7)

Жилин Костылин

ходит по аулу спит

всматривается

Скучает

Считает дни

Выпытывает информацию

Рукодельничает ждет ответ на письмо

2. - Как называется выразительное средство, которое используется при описании героев? (Антитеза)

Что такое антитеза?

(Антитеза - противопоставление, противоположность)

Какие изобразительно – выразительные средства вы еще знаете?

(- метафора; - эпитет; - сравнение)

2. Сейчас мы это проверим. Игра «Отгадай-ка!». (Слай8)

«По целым дням сидит в сарае (Костылин) и считает дни, когда письмо придет, или спит. А Жилин знал, что его письмо не дойдет, а другого не писал…» (антитеза)

«… нос крючком, как у ястреба…» (сравнение)

3-4. -Самостоятельно найдите примеры изобразительно-выразительных средств из текста рассказа и запишите. (3-4примера)

5.–Составьте синквейн по группам (1 группа – Жилин, 2 группа – Костылин) (Слайд 9)

7. Контроль.

Заполните таблицу «Сравнительная характеристика Жилина и Костылина» (Слайд 10)

(Дети заполняют таблицу)

Жилин

Костылин

Общее

Офицеры, служили на Кавказе, оба попали в плен, оба писали письмо,

чтобы прислали выкуп, участвовали в побеге.

Различие

I . Портрет

Удалой, выносливый, смелый.

Физически слабый.

II . «Говорящая» фамилия

Жилы – кровеносные сосуды, сухожилия.

Жилистый, выносливый, крепкий человек.

Костыль – палка, опора при ходьбе хромым

или людям с больными ногами.

Слабый человек.

III . Поведение героев во время нападения татар

Не из робкого десятка, смелый,

решительный,

способен противостоять врагу.

Нарушил уговор – не разъезжаться

(ведет себя как трус и предатель).

IV . В плену

1. Письмо о выкупе

Способен щадить чувства близких и

дорогих ему людей.

1. Письмо о выкупе

Трус, думает только о себе.

2. Внутреннее состояние

Сильный духом, верит в удачу,

собственные силы.

1. Внутреннее состояние

Душевно слаб, верит в выкуп.

3. Занятия

Мастер, умный, хитрый, находчивый;

человек дела.

3. Занятия

Бездействует, стонет.

4. Мнение татар о Жилине

Жилин завоевал уважение детей и

взрослых:

«Корош урус», «джигит».

4. Мнение татар о Костылине

Костылин – «смирный».

V . Побег

Жилин проявляет волю, мужество,

находчивость, стойкость,

активно борется.

Костылин – обуза; страдает, проявляет

эгоизм, слабость.

8.Домашнее задание. (Слайд11)

Вообразите, что вы пригласили на урок Жилина и Костылина как участников Кавказской войны. О чем бы они могли вам рассказать? О чем бы вы их спросили?

9. Рефлексия (Слайд12)

1. Значимость темы

Надо ли учиться определять качества характера человека или можно обойтись без этого в жизни?

Это необходимо в жизни, чтобы….

Различать добро и зло, любовь и ненависть, смелость и трусость;

Сделать правильный выбор друзей;

Понимать внутренний мир человека.

Чтобы войти в мир, необходимо открыть книгу, а для этого надо подобрать особые «ключи», потому что с них и начинается путь читателя: знакомство с литературными законами, постижение художественной структуры.

В центре этого мира стоит человек, поэтому особое место в произведении занимают персонажи – действующие лица.

Образ каждого героя автор создает при помощи особых приемов. Моя задача – научить детей видеть их в тексте, чтобы составить полное впечатление о герое, научить понимать их чувства и мысли. Сравнительная характеристика даст полное представление о них.

Знания теории литературы помогут ученикам свободно ориентироваться в прочитанном, а это значит, что книга в их руках «заговорит».

Урок сопровождается презентацией

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования Администрации города Ноябрьска

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная образовательная школа №2»

С углубленным изучением

Иностранных языков» муниципального образования город Ноябрьск

Урок по литературе в 5 а классе

Тема: «Сравнительная характеристика Жилина и Костылина»

Учитель Швецова Елена Анатольевна

2011г

Тема: «Сравнительная характеристика Жилина и Костылина»

Цель:

1. Обучать учащихся созданию художественного образа.

2. Развивать умения сравнивать литературных героев, развивать речевую деятельность учащихся, их воображение.

3. Воспитывать грамотного читателя.

Ход урока:

I. Работа по произведению Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»

Слайд №1

Л.Н.Толстой «Кавказский пленник»

Рисунок

1. Повторение знаний теории литературы

Продолжаем разговор о произведении Л.Н.Толстого «Кавказский пленник».

Воспользуйтесь литературными терминами и не дайте себя запутать.

а) «Кавказский пленник» - это литературная сказка?

Нет, это рассказ, потому что данное произведение повествовательное, небольшое по объему, объединенное сюжетом и состоящее из нескольких эпизодов;

б) Если это повествовательное произведение, значит, присутствует личное повествование? Повествование безличное, потому что разговор в «Кавказском пленнике» идет от лица повествователя;

в) Я считаю, что в произведении нет сюжета, кругом одни события. А как думаете вы?

В произведении есть сюжет. Сюжет – это цепь событий;

г) Эпизод и сюжет - одно и то же?

Нет, эпизод

д) Какие группы персонажей есть в рассказе?

Главные, второстепенные и эпизодические.

Назовите главных героев.

Жилин, Костылин и Дина .

А теперь посмотрите на экран, не ошиблись ли вы.

Слайд №2

Рассказ – небольшое повествовательное произведение, объединенное сюжетом и состоящее из одного или нескольких эпизодов.

Сюжет – это цепь событий, происходящих в произведении.

Эпизод – одно событие, имеющее начало и конец.

Слайд №3

Повествование:

Личное – от лица героя-рассказчика;

Безличное – от лица повествователя.

Слайд №4

Персонажи:

Главные ;

Второстепенные ;

Эпизодические .

Вы согласны со своими ответами? (да)

Оценки за ответ…

2. Работа над эпиграфом

Какое историческое событие отражено в рассказе? (Кавказская война)

Кавказская война 1817 – 1864 г.г. (47 лет) – это война Российской империи с горскими народами Северного Кавказа (чеченцами, дагестанцами, осетинами, татарами). О каком народе идет речь в рассказе? (о татарах).

Кавказская война - самая продолжительная война.

Война не сказка об Иване,

И мы ее не золотим…

Борис Пастернак.

Прочитайте эпиграф.

Почему война не сказка?

Что значит «мы ее не золотим»?

Вывод:

Война – это страшно, больно, жестоко; это потери, смерть, искалеченные судьбы, незаживающие раны.

Война - цвета пепла, поэтому мы ее «не золотим», ее нельзя приукрасить.

Для многих война – испытание на прочность, выносливость, человечность.

В рассказе изображены два офицера.

На ваш взгляд, какими качествами должен обладать офицер? (офицеру не чужды понятия чести, совести, достоинства; это смелый, мужественный, храбрый человек; он предан своему Отечеству).

3. Тема урока

Слайд №4

а). Приемы составления характеристики героев

Слайд №3

Приемы составления характеристики литературных героев:

Внешние черты (портрет);

Поступки героя, отношение к другим людям, его чувства, речь;

Характеристика героя другими действующими лицами

б). Сравнительная характеристика Жилина и Костылина.

- Сравним Жилина и Костылина.

Порой требуются годы, чтобы понять человека, а мы с вами попытаемся узнать героев за урок. Задача не из легких, но вполне разрешима.

Сравнить, значит, найти общее и различие в их характере.

Что общего?

Офицеры, служили на Кавказе, оба попали в плен, оба писали письмо, чтобы прислали выкуп, участвовали в побеге.

Конечно, это не качества характера, а события, но именно они помогут нам разобраться, кто есть настоящий офицер и настоящий человек.

Различие:

I. Портрет

Найдите в тексте описание героев;

О каких качествах характера героев узнаем по описанию внешности?

Жилин – удалой, смелый, отважный.

Костылин – физически слабый человек.

Можно ли ограничиться только этим приемом? (нет, может сложиться ошибочное представление о герое).

II. «Говорящая» фамилия

Фамилия Жилин – от слова жила (кровеносные сосуды, сухожилия). Наш герой – жилистый человек. Как еще можно сказать? (сухощавый, крепкий, выносливый).

Фамилия Костылин – от слова костыль. Что такое костыль? (палка, служащая опорой при ходьбе хромым или людям с больными ногами).

Какой наш герой? (слабый).

- Какое решение принимает Жилин? Зачитайте. Что характерно для него? (решительность, смелость, способность противостоять врагу; он не из робкого десятка).

Как себя ведет Костылин? Зачитайте. Что вы о нем думаете? (нарушил уговор – не разъезжаться; ведет себя как трус и предатель).

IV. В плену

1. Письмо о выкупе

Почему Жилин указал в письме неправильный адрес? (он знал, что у матери нет денег)

Предположим, что он написал письмо. Послала бы мать деньги, несмотря на свою бедность? Да, потому что ничего нет в жизни выше и сильнее материнской любви.

Жилин способен щадить чувства близких и дорогих ему людей.

Костылин не одно письмо написал, потому что был трусом, думал только о себе.

2. Внутреннее состояние героев

Во время пребывания в плену Жилин знакомится с татарской девочкой Диной. Этот образ не случайный. «Дина» в арабском языке значит «вера».

Во что верит Жилин? (в собственные силы, в удачу; он сильный духом.)

Во что верит Костылин? (в выкуп)

3. Занятия героев

Жилин:

Рукодельничает;

Изучает местность, так как думает о побеге;

Общается с Диной;

Лечит людей аула.

Что скажете о нем? (мастер, умный, хитрый, находчивый; человек дела).

Костылин:

Бездействует и стонет.

Подтвердите сказанное о героях текстом.

4. Мнение татар о героях.

Костылин – «смирный».

V. Побег

Расскажите об этом.

Как вели себя герои?

в). Создание устного высказывания «Сравнительная характеристика Жилина и Костылина»

(с использованием таблицы, составленной в ходе работы).

Жилин

Костылин

Общее

Офицеры, служили на Кавказе, оба попали в плен, оба писали письмо, чтобы прислали выкуп, участвовали в побеге.

Различие

I. Портрет

Удалой, выносливый, смелый.

Физически слабый.

II. «Говорящая» фамилия

Жилы – кровеносные сосуды, сухожилия.

Жилистый, выносливый, крепкий человек.

Костыль – палка, опора при ходьбе хромым или людям с больными ногами.

Слабый человек.

III. Поведение героев во время нападения татар

Не из робкого десятка, смелый, решительный, способен противостоять врагу.

Нарушил уговор – не разъезжаться; ведет себя как трус и предатель).

IV. В плену

1. Письмо о выкупе

Способен щадить чувства близких и дорогих ему людей.

1. Письмо о выкупе

Трус, думает только о себе.

2. Внутреннее состояние

Сильный духом, верит в удачу, собственные силы.

1. Внутреннее состояние

Душевно слаб, верит в выкуп.

3. Занятия

Мастер, умный, хитрый, находчивый; человек дела .

3. Занятия

Бездействует, стонет.

4. Мнение татар о Жилине

Жилин завоевал уважение детей и взрослых: «Корош урус», «джигит».

4. Мнение татар о Костылине

Костылин – «смирный».

V. Побег

Жилин проявляет волю, мужество, находчивость, стойкость, активно борется.

Костылин – обуза; страдает, проявляет эгоизм, слабость.

г). Значимость темы

Надо ли учиться определять качества характера человека или можно обойтись без этого в жизни?

Это необходимо в жизни, чтобы:

Различать добро и зло, любовь и ненависть, смелость и трусость;

Сделать правильный выбор друзей;

Понимать внутренний мир человека.

4. Домашнее задание:

1. Устное высказывание «Встреча с Жилиным и Костылиным»

Вообразите, что вы пригласили на урок Жилина и Костылина как участников Кавказской войны. О чем бы они могли вам рассказать? О чем бы вы их спросили?

Подписи к слайдам:

Л.Н.Толстой «Кавказский пленник»
Рассказ – небольшое повествовательное произведение, объединенное сюжетом и состоящее из одного или нескольких эпизодовСюжет – это цепь событий, происходящих в произведенииЭпизод – одно событие, имеющее начало и конец
Приемы характеристики литературных героев:
Внешние черты (портрет);Поступки героя, отношение к другим людям, его чувства, речь;Характеристика героя другими действующими лицами
Тема: «Сравнительная характеристика Жилина и Костылина»


Цели:

  • Обучать учащихся созданию художественного образа.
  • Развивать умения сравнивать литературных героев, развивать речевую деятельность учащихся, их воображение.
  • Воспитывать грамотного читателя.

ХОД УРОКА

I. Работа по произведению Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»

(Приложение 1 . Слайд 1)

1. Повторение знаний теории литературы

– Продолжаем разговор о произведении Л.Н.Толстого «Кавказский пленник».
Воспользуйтесь литературными терминами и не дайте себя запутать.

– «Кавказский пленник» – это литературная сказка? (Нет, это рассказ, потому что данное произведение повествовательное, небольшое по объему, объединенное сюжетом и состоящее из нескольких эпизодов)

– Если это повествовательное произведение, значит, присутствует личное повествование? (Повествование безличное, потому что разговор в «Кавказском пленнике» идет от лица повествователя)

– Я считаю, что в произведении нет сюжета, кругом одни события. А как думаете вы? (В произведении есть сюжет. Сюжет – это цепь событий)

– Эпизод и сюжет – одно и то же? (Нет, эпизод – одно событие, имеющее начало и конец)

– Какие группы персонажей есть в рассказе? (Главные, второстепенные и эпизодические.)

– Назовите главных героев. (Жилин, Костылин и Дина.)

– А теперь посмотрите на экран, не ошиблись ли вы.

(Приложение 1 . Слайд 2)

Рассказ – небольшое повествовательное произведение, объединенное сюжетом и состоящее из одного или нескольких эпизодов.
Сюжет – это цепь событий, происходящих в произведении.
Эпизод – одно событие, имеющее начало и конец.

(Приложение 1 . Слайд 3)

Повествование:

  • Личное – от лица героя-рассказчика;
  • Безличное – от лица повествователя.

(Приложение 1 . Слайд 4)

Персонажи:

  • главные;
  • второстепенные;
  • эпизодические.

– Вы согласны со своими ответами? (Да)

Оценки за ответ…

2. Работа над эпиграфом

– Какое историческое событие отражено в рассказе? (Кавказская война)
Кавказская война 1817 – 1864 г.г. (47 лет) – это война Российской империи с горскими народами Северного Кавказа (чеченцами, дагестанцами, осетинами, татарами). О каком народе идет речь в рассказе? (О татарах).
Кавказская война – самая продолжительная война.

Война не сказка об Иване,
И мы ее не золотим…

Борис Пастернак.

– Прочитайте эпиграф.
– Почему война не сказка?
– Что значит «мы ее не золотим»?

Вывод:

Война – это страшно, больно, жестоко; это потери, смерть, искалеченные судьбы, незаживающие раны.
Война – цвета пепла, поэтому мы ее «не золотим», ее нельзя приукрасить.

– Для многих война – испытание на прочность, выносливость, человечность.
– В рассказе изображены два офицера.
– На ваш взгляд, какими качествами должен обладать офицер? (Офицеру не чужды понятия чести, совести, достоинства; это смелый, мужественный, храбрый человек; он предан своему Отечеству).

3. Тема урока

(Приложение 1 . Слайд 4)

а) Приемы составления характеристики героев

(Приложение 1 . Слайд 3)

Приемы составления характеристики литературных героев:

– внешние черты (портрет);
– поступки героя, отношение к другим людям, его чувства, речь;
– характеристика героя другими действующими лицами

б) Сравнительная характеристика Жилина и Костылина.

Сравним Жилина и Костылина.
– Порой требуются годы, чтобы понять человека, а мы с вами попытаемся узнать героев за урок. Задача не из легких, но вполне разрешима.
– Сравнить, значит, найти общее и различие в их характере.

Что общего?

– Офицеры, служили на Кавказе, оба попали в плен, оба писали письмо, чтобы прислали выкуп, участвовали в побеге.
Конечно, это не качества характера, а события, но именно они помогут нам разобраться, кто есть настоящий офицер и настоящий человек.

Различие:

Портрет

– Найдите в тексте описание героев;
– О каких качествах характера героев узнаем по описанию внешности?
Жилин – удалой, смелый, отважный.
Костылин – физически слабый человек.
– Можно ли ограничиться только этим приемом? (нет, может сложиться ошибочное представление о герое).

«Говорящая» фамилия

– Автор наделил Жилина и Костылина «говорящими» фамилиями.
Фамилия Жилин – от слова жила (кровеносные сосуды, сухожилия). Наш герой – жилистый человек. Как еще можно сказать? (Сухощавый, крепкий, выносливый).
Фамилия Костылин – от слова костыль. Что такое костыль? (Палка, служащая опорой при ходьбе хромым или людям с больными ногами).
– Какой наш герой? (Слабый).

Поведение героев во время нападения татар

Какое решение принимает Жилин? Зачитайте. Что характерно для него? (Решительность, смелость, способность противостоять врагу; он не из робкого десятка).
– Как себя ведет Костылин? Зачитайте. Что вы о нем думаете? (Нарушил уговор – не разъезжаться; ведет себя как трус и предатель).

В плену

1. Письмо о выкупе

– Почему Жилин указал в письме неправильный адрес? (Он знал, что у матери нет денег)
– Предположим, что он написал письмо. Послала бы мать деньги, несмотря на свою бедность?
– Да, потому что ничего нет в жизни выше и сильнее материнской любви.
Жилин способен щадить чувства близких и дорогих ему людей.
Костылин не одно письмо написал, потому что был трусом, думал только о себе.

2. Внутреннее состояние героев
Во время пребывания в плену Жилин знакомится с татарской девочкой Диной. Этот образ не случайный. «Дина» в арабском языке значит «вера».
– Во что верит Жилин? (в собственные силы, в удачу; он сильный духом.)
– Во что верит Костылин? (в выкуп)

3. Занятия героев

Жилин:
– Рукодельничает;
– Изучает местность, так как думает о побеге;
– Общается с Диной;
– Лечит людей аула.

– Что скажете о нем? (Мастер, умный, хитрый, находчивый; человек дела).

Костылин:
– Бездействует и стонет.
– Подтвердите сказанное о героях текстом.

4. Мнение татар о героях.

Жилин завоевал уважение детей и взрослых: «Корош урус», «джигит».
Костылин – «смирный».

Побег

– Расскажите об этом.
– Как вели себя герои?

Жилин проявляет волю, мужество, находчивость, стойкость, активно борется.
Костылин – обуза; страдает, проявляет эгоизм, слабость.

в) Создание устного высказывания «Сравнительная характеристика Жилина и Костылина»
с использованием таблицы, составленной в ходе работы

Жилин Костылин
Общее
Офицеры, служили на Кавказе, оба попали в плен, оба писали письмо, чтобы прислали выкуп, участвовали в побеге.
Различие
I. Портрет
Удалой, выносливый, смелый. Физически слабый.
II. «Говорящая» фамилия
Жилы – кровеносные сосуды, сухожилия.
Жилистый, выносливый, крепкий человек.
Костыль – палка, опора при ходьбе хромым или людям с больными ногами.
Слабый человек.
III. Поведение героев во время нападения татар
Не из робкого десятка, смелый, решительный, способен противостоять врагу. Нарушил уговор – не разъезжаться; ведет себя как трус и предатель).
IV. В плену
1. Письмо о выкупе
Способен щадить чувства близких и дорогих ему людей.
1. Письмо о выкупе
Трус, думает только о себе.
2. Внутреннее состояние
Сильный духом, верит в удачу, собственные силы.
2. Внутреннее состояние
Душевно слаб, верит в выкуп.
3. Занятия
Мастер, умный, хитрый, находчивый; человек дела.
3. Занятия
Бездействует, стонет.
4. Мнение татар о Жилине
Жилин завоевал уважение детей и взрослых: «Корош урус», «джигит».
4. Мнение татар о Костылине
Костылин – «смирный».
V. Побег
Жилин проявляет волю, мужество, находчивость, стойкость, активно борется. Костылин – обуза; страдает, проявляет эгоизм, слабость.

г) Значимость темы

– Надо ли учиться определять качества характера человека или можно обойтись без этого в жизни?

Это необходимо в жизни, чтобы:

– различать добро и зло, любовь и ненависть, смелость и трусость;
– сделать правильный выбор друзей;
– понимать внутренний мир человека.

4. Домашнее задание:

1. Устное высказывание «Встреча с Жилиным и Костылиным»

– Вообразите, что вы пригласили на урок Жилина и Костылина как участников Кавказской войны.
– О чем бы они могли вам рассказать?
– О чем бы вы их спросили?

В произведении Льва Толстого Кавказский пленник , которому сам автор дал подзаголовок «быль» Костылин – персонаж второстепенный. Его образ введен для сравнения с главным героем – Жилиным.

События, описанные в произведении, происходят в летнюю пору на Кавказе, во время войны. В отдалённой крепости находится русский гарнизон. Свободно перемещаться по дорогам нельзя даже днём – татары или убьют, или в плен уведут. Дважды в неделю между крепостями проходили отряды солдат, под охраной которых и передвигался прочий люд. С одним из таких отрядов выехал однажды и Костылин.

Костылин – офицер русской армии. Вместе с Жилиным он уехал вперед от задержавшегося отряда. Телосложение у Костылина полное, он красный от жары, и ему неохота поджидать отряд. К тому же у него есть ружьё, и он верхом на лошади – в случае погони надеется спастись. Когда же действительно рядом оказались враги – человек тридцать татар против двух офицеров – он бросился наутёк, даже не думая помочь попавшему в беду товарищу, Жилину.

Жилина татары поймали, но он сперва надеялся, что хоть Костылин спасся. Встретились они уже в плену. Оказалось, что лошадь под Костылиным остановилась, а ружьё дало осечку. Так и он попал в плен – босой и оборванный. Он не стал перечить татарам, как Жилин, а сразу написал письмо домой, чтобы прислали выкуп – пять тысяч рублей. Костылин совсем упал духом, а Жилин не струсил, сумел настоять, чтобы их с товарищем кормили, одежду дали, держали вместе (так хоть веселее), и колодки с ног на ночь снимали.

В плену Костылин только считал дни - ждал, когда его освободят, и спал. А Жилин не бездельничал, зарекомендовал себя мастером на все руки, и даже доктором. Ему разрешали ходить по аулу, и он старался разведать дорогу домой, готовился к побегу. Когда выяснил, куда бежать – Костылин отказался: мол, и дороги не знаем, и за ночь не дойдем. Но всё-таки уговорил его Жилин – бежали ночью. Костылин быстро стал отставать, всё шёл и охал, а потом и совсем обессилел. Только его Жилин не бросил – товарища в беде он не мог оставить, хотя в одиночку давно бы ушел к своим: на себе толстяка Костылина поволок. Татары их заметили, поймали, забили в колодки и в яму кинули.

Жилин сумел уговорить хозяйскую дочку Дину помочь ему бежать, и с огромным трудом добрался до своих. А Костылин с ним не пошёл, смалодушничал – его только через месяц выкупили за пять тысяч, и привезли едва живого.

Костылин с самого начала показал себя сперва самонадеянным трусом и малодушным человеком. Он бросил в беде товарища, даже не пытаясь ему помочь. Попав в плен, он с готовностью написал домой с просьбой прислать выкуп, хотя его товарищ, жалея небогатую мать, заранее не рассчитывал на выкуп. Крупный, сильный мужчина, Костылин подвел своего соратника во время побега, не смог пересилить себя и по существу, выказал себя и товарища татарам. Он отказался от второго побега, даже понимая, что выжить в плену почти нет шансов.

Автор к Костылину относится с неодобрением, явно подчёркивая слабость его духа. Значение этого персонажа подчёркивает мужество, смекалку, силу духа главного героя – Жилина. Ведь, по сути, «кавказских пленников» оказалось двое, но один преодолел трудности и бежал, а второй добровольно остался в плену.

Сочинение Костылин в произведении Кавказский пленник

Костылин – это один из двух главных героев рассказа Льва Николаевича Толстого «Кавказский пленник». Он офицер, которого вместе с его новым товарищем Жилиным взяли в плен татары. Костылин противоположен ему, как и по характеру, так и по внешнему виду. Внешне это большой, неуклюжий, высокий, толстый и неповоротливый мужчина. У него слабое здоровье.

Однажды Костылину дали отпуск. Он поехал домой. По пути он познакомился с Жилиным, который тоже собирался отдыхать. В связи с тем, что дороги не безопасны, было решено ехать вместе. Вдруг на них напали татары. Они хотели взять их в плен, а потом требовать выкуп в довольно немалых размерах. Жилин сказал Костылину стрелять. Он оказался трусом. Костылин предал своего нового товарища и пустился в бегстство. Это ему конечно не удалось, у татар были кони. Жилина повязали, Костылина догнали и тоже обезвредили. Обоих кинули в аул.

Пока Костылин вместе с Жилиным сидели в плену, предатель не захотел показывать себя с хорошей стороны. Татары приказали пленным писать письмо о выкупе. Костылин сразу сдался и написал письмо. Говорил, что семья у него богатая, пять тысяч найдут. Жилин же сказал, чтобы их накормили и только после этого он напишет письмо. Адрес он указал неверный, чтобы не дошло. Он придумывал план побега. К счастью побег удался. Костылин решил побежать вместе с ним. Но, к большущему сожалению, тут он тоже не показал свое мужество и силу воли. Он все время твердил, что у него сильно болят ноги, ему сильно натирает обувь. В итоге Жилину пришлось нести его на себе, в следствии чего их заметил татарин и вернул их в аул. Костылин был пессимистом, так как не верил в то, что можно сбежать.

По поступкам данного персонажа можно понять, что он человек очень ненадежный. Костылин не умеет терпеть, у него нет силы воли. Еще он трус. Костылин не привык к трудностям из-за того, что был уж слишком изнеженным барином. Он не умеет самостоятельно принимать важные решения. Его фамилия (Костылин) происходит от слова «костыль». То есть опора для людей, у которых проблемы с ногами. Видимо автор намекает таким образом либо на то, что у офицера тоже проблемы с ногами, либо на то, что он должен быть опорой для человека, что на него можно положиться. Но к сожалению первый вариант будет подходить данному персонажу.

Второй раз трусливый офицер бежать не захотел. Он предпочел смирно сидеть и ждать выкуп. Жилину удалось сбежать, а за Костылиным выкуп пришел через месяц. Его забрали еле живым. Он был сильно измучен.

Вариант 3

Костылин – это офицер советского союза и друг Жилина. Он долго служил на благо народа и перед началом Кавказской битвы вышел в отпуск. Решив отдохнуть в курорте, Костылин вышел в путь. По дороге он познакомился с Жилиным, и они решили поехать вместе. Костылин был полной противоположностью новому другу Костылину. Внешне офицер был большим и неуклюжим мужчиной высокого роста. При этом он не отличался худобой и имел слабое здоровье.

По пути на Жилина и Костылина напали татары. Костылин был трусливым и не смог застрелить татаров. Из – за трусливости первым в плен попал Жилин. Костилину не удалось далеко убежать, и он попал в плен вместе с товарищем. Попав в плен, офицер также показал свою трусость. Он делал все, что скажут ему татары. По их приказу он написал письмо родственникам, чтобы те заплатили за него выкуп в 5000 золотых монет. При этом он выдал все накопления и имущество семьи. А Жилин потребовал, чтобы их накормили и после этого он написал письмо. Чтобы сбить врагов с толку, он указал неверный адрес родственников.

Находясь в плену, офицер с нетерпением ждал, когда выйдет на свободу. Все свое свободное время он только и делал, что спал. А Жилин показал свои лучшие качества и стал мастером, одновременно доктором в лагере. Ему разрешали свободно разгуливать по лагерю. Он ввел записи и искал пути побега. После долгого поиска он нашел способ сбежать. А Костилин придумал несколько причин не сбегать, и полностью отказался уходить из лагеря.

Им получилось сбежать. Тут Костылин показал себя не с лучшей стороны. Чтобы сбежать подальше им пришлось постоянно идти. А Костылин был пессимистом и постоянно жаловался, что у него болят ноги. С пессимистическим настроем он твердил, что обувь натирает мозоли. Чтобы спасти товарища Жилин потащил его на себе. Так их заметил татарин, и они обратно вернулись в лагерь.

Поступки Костылина описывают его как ненадежного человека, на которого нельзя положиться. У офицера отсутствовала сила воли, он не мог терпеть трудности. При этом он был очень трусливым человеком. Он родился в богатой семье. Костылина всегда опекали, и он не привык испытывать трудности. За свою жизнь он никогда не брал на себя ответственность. При этом он боялся принимать важные решения от своего имени.

Назвав его Костылиным, автор хотел, чтобы герой стал опорой для простого народа и смог помогать всем. После ужесточения мер, Костылин отказался бежать и остался в лагере. А Жилин смог подружиться с дочерью хозяина, которая помогла ему сбежать. А Костылин остался в лагере еще на месяц. Спустя месяц его родственники заплатили за него выкуп и привезли офицера домой в плохом состоянии.

Несколько интересных сочинений

  • Анализ повести Горького Детство 7 класс

    В произведении «Детство» раскрыты эпизоды трудного детства Алексея Пешкова. Печатался он под псевдонимом М. Горький.

    Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин своим романом высмеял российское правительство и описал все его изъяны в сатирической форме.

Учитель: Аратова Г.Б.,МКОУ Андреевской СШ

План-конспект урока русской литературы в 5 классе (ФГОС)

Тема: «Сравнительная характеристика Жилина и Костылина»

Цель: Дать сравнительную характеристику героев

Задачи:

1. Обучать учащихся созданию художественного образа.

2. Развивать умения сравнивать литературных героев, развивать речевую деятельность учащихся, их воображение.

3. Воспитывать грамотного читателя.

Технологии: технология проблемного обучения, диалоговая технология, элементы технологии развития критического мышления

Ход урока:

    Организационный этап

    Проверка домашнего задания

Домашнее задание – составить план рассказа

    Мотивация учебной деятельности

1. Работа над эпиграфом

Какое историческое событие отражено в рассказе? (Кавказская война)

(47 лет)

Война не сказка об Иване,

И мы ее не золотим…

Борис Пастернак.

Прочитайте эпиграф.

Почему война не сказка?

Что значит «мы ее не золотим»?

Вывод:

Война – это страшно, больно, жестоко; это потери, смерть, искалеченные судьбы, незаживающие раны.

Война - цвета пепла, поэтому мы ее «не золотим», ее нельзя приукрасить.

Для многих война – испытание на прочность, выносливость, человечность.

    Какое историческое событие отражено в рассказе? (Кавказская война)

Кавказская война 1817 – 1864 г.г. (47 лет) – это война Российской империи с горскими народами Северного Кавказа (чеченцами, дагестанцами, осетинами, татарами). О каком народе идет речь в рассказе? (о татарах).

Кавказская война - самая продолжительная война.

    В рассказе изображены два офицера. На ваш взгляд, какими качествами должен обладать офицер? (офицеру не чужды понятия чести, совести, достоинства; это смелый, мужественный, храбрый человек; он предан своему Отечеству).

    Как вы считаете, оба наши героя обладают этими качествами? Отличаются ли они друг от друга?

    Как бы вы сформулировали тему нашего урока? (Сравнительная характеристика Жилина и Костылина)

    А какова задача нашего урока? Чему мы должны научиться на уроке? (Научиться сравнивать героев, понять, чем отличаются два героя)

4. Работа по новой теме

а). Приемы составления характеристики героев

(портрет, поступки героя, поведение, характеристика героя другими действующими лицами)

Приемы составления характеристики литературных героев:

Внешние черты (портрет);

Поступки героя, отношение к другим людям, его чувства, речь;

Характеристика героя другими действующими лицами

б). Сравнительная характеристика Жилина и Костылина.

- Сравним Жилина и Костылина.

Порой требуются годы, чтобы понять человека, а мы с вами попытаемся узнать героев за урок. Задача не из легких, но вполне разрешима.

Сравнить, значит, найти общее и различие в их характере.

Что общего?

Офицеры, служили на Кавказе, оба попали в плен, оба писали письмо, чтобы прислали выкуп, участвовали в побеге.

Конечно, это не качества характера, а события, но именно они помогут нам разобраться, кто есть настоящий офицер и настоящий человек.

Различие:

I . Портрет

Найдите в тексте описание героев;

О каких качествах характера героев узнаем по описанию внешности?

Жилин – удалой, смелый, отважный.

Костылин – физически слабый человек.

Можно ли ограничиться только этим приемом? (нет, может сложиться ошибочное представление о герое).

II . «Говорящая» фамилия

Фамилия Жилин – от слова жила (кровеносные сосуды, сухожилия). Наш герой – жилистый человек. Как еще можно сказать? (сухощавый, крепкий, выносливый).

Фамилия Костылин – от слова костыль. Что такое костыль? (палка, служащая опорой при ходьбе хромым или людям с больными ногами).

Какой наш герой? (слабый).

III

- Какое решение принимает Жилин? Зачитайте. Что характерно для него? (решительность, смелость, способность противостоять врагу; он не из робкого десятка).

Как себя ведет Костылин? Зачитайте. Что вы о нем думаете? (нарушил уговор – не разъезжаться; ведет себя как трус и предатель).

IV . В плену

1. Письмо о выкупе

Почему Жилин указал в письме неправильный адрес? (он знал, что у матери нет денег)

Предположим, что он написал письмо. Послала бы мать деньги, несмотря на свою бедность? Да, потому что ничего нет в жизни выше и сильнее материнской любви.

Жилин способен щадить чувства близких и дорогих ему людей.

Костылин не одно письмо написал, потому что был трусом, думал только о себе.

2. Внутреннее состояние героев

Во время пребывания в плену Жилин знакомится с татарской девочкой Диной. Этот образ не случайный. «Дина» в арабском языке значит «вера».

Во что верит Жилин? (в собственные силы, в удачу; он сильный духом.)

Во что верит Костылин? (в выкуп)

3. Занятия героев

Рукодельничает;

Изучает местность, так как думает о побеге;

Общается с Диной;

Лечит людей аула.

Что скажете о нем? (мастер, умный, хитрый, находчивый; человек дела).

Костылин:

Бездействует и стонет.

Подтвердите сказанное о героях текстом.

4. Мнение татар о героях.

Костылин – «смирный».

V . Побег

Расскажите об этом.

Как вели себя герои?

5. Применение знаний

Заполните таблицу «Сравнительная характеристика Жилина и Костылина»

Жилин

Костылин

Общее

Офицеры, служили на Кавказе, оба попали в плен, оба писали письмо, чтобы прислали выкуп, участвовали в побеге.

Различие

I . Портрет

Удалой, выносливый, смелый.

Физически слабый.

II . «Говорящая» фамилия

Жилы – кровеносные сосуды, сухожилия.

Жилистый, выносливый, крепкий человек.

Костыль – палка, опора при ходьбе хромым или людям с больными ногами.

Слабый человек.

III . Поведение героев во время нападения татар

Не из робкого десятка, смелый, решительный, способен противостоять врагу.

Нарушил уговор – не разъезжаться; ведет себя как трус и предатель).

IV . В плену

1. Письмо о выкупе

Способен щадить чувства близких и дорогих ему людей.

1. Письмо о выкупе

Трус, думает только о себе.

2. Внутреннее состояние

Сильный духом, верит в удачу, собственные силы.

1. Внутреннее состояние

Душевно слаб, верит в выкуп.

3. Занятия

Мастер, умный, хитрый, находчивый; человек дела.

3. Занятия

Бездействует, стонет.

4.Мнение татар оЖилине

Жилин завоевал уважение детей и взрослых: «Корош урус», «джигит».

4. Мнение татар о Костылине

Костылин – «смирный».

V . Побег

Жилин проявляет волю, мужество, находчивость, стойкость, активно борется.

Костылин – обуза; страдает, проявляет эгоизм, слабость.

6.Информация о домашнем задании

1. Составить синквейн по группам (1 группа – Жилин, 2 группа – Костылин)

2. Вообразите, что вы пригласили на урок Жилина и Костылина как участников Кавказской войны. О чем бы они могли вам рассказать? О чем бы вы их спросили?

7.Подведение итогов урока. Рефлексия

1. Значимость темы

Надо ли учиться определять качества характера человека или можно обойтись без этого в жизни?

Это необходимо в жизни, чтобы:

Различать добро и зло, любовь и ненависть, смелость и трусость;

Сделать правильный выбор друзей;

Понимать внутренний мир человека.

 


Читайте:



Бим бом пародийная группа

Бим бом пародийная группа

- ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ КОНЦЕРТНОГО АГЕНТА 123 ШОУ. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ, КОНЦЕРТА. Концертно-праздничное агентство 123 ШОУ - заказ звезд юмора на...

Программа для расчета баланса водопотребления и водоотведения

Программа для расчета баланса водопотребления и водоотведения

При оборудовании холодного водопровода зданий или сооружений смывными кранами вместо смывных бачков следует принимать расход воды...

Фуросемид Мочегонные таблетки для спортсменов

Фуросемид Мочегонные таблетки для спортсменов

Препараты, ускоряющие вывод урины из организма, называют диуретиками . Эти лекарственные средства снижают способность к обратному всасыванию...

Повышенный тестостерон у мужчин: симптомы, причины и последствия

Повышенный тестостерон у мужчин: симптомы, причины и последствия

Тестостероном называется мужской половой гормон (один из андрогенов), который синтезируют железы внутренней секреции — мужские семенники и...

feed-image RSS