Реклама

Главная - Рыбалка
Великие Победы русского духа. Художник Павел Корин. Описание картины Александр Невский. Художник Павел Корин Чем прославился павел дмитриевич корин
Мастера исторической живописи Ляхова Кристина Александровна

Павел Дмитриевич Корин (1892–1967)

Павел Дмитриевич Корин

Работу над большим полотном «Реквием» Корин начал в 1929 году. Художник хотел изобразить торжественную службу в Успенском соборе Кремля. Работая над этюдами, он создал множество выразительных и правдивых образов старой жизни, хорошо знакомой ему с раннего детства. В 1931 году этюд к «Реквиему» увидел А. М. Горький. Писатель понял глубину замысла Корина, собиравшегося показать трагедию уходящего мира, но тема картины, а главное, ее название, не соответствовали духу сталинской эпохи. Горький предложил живописцу назвать свое будущее полотно «Русь уходящая».

Русский живописец Павел Дмитриевич Корин родился в Палехе, в семье потомственных иконописцев. С детства окруженный красотой русской природы, воспитанный в атмосфере иконописной мастерской, мальчик рано начал видеть окружающий его мир глазами художника.

В возрасте 16 лет Павел окончил палехскую иконописную школу, но стремление совершенствовать мастерство живописца привело его в Москву, где в 1908 году юноша поступил в иконописную палату Донского монастыря. Здесь Корина заметили художники К. П. Степанов и М. В. Нестеров, ставшие его наставниками.

С Нестеровым Корина связала настоящая, большая дружба. По рекомендации этого известного к тому времени мастера в 1912 году Павел поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества в студию К. А. Коровина и С. В. Малютина. В годы пребывания в училище Корин много внимания уделял натурным этюдам и зарисовкам. Большое влияние на него оказало творчество А. А. Иванова, автора знаменитого «Явления Христа народу». С фрагментов этой картины молодой художник сделал множество копий. Как и Иванов, Корин внимательно изучал творчество старых итальянских мастеров, часами рисовал натурщиков и античные статуи.

Замысел создания такого же грандиозного полотна, как ивановское «Явление Христа народу», появился у Корина еще в 1925 году. Вскоре он начал писать этюды к задуманной композиции. Для картины художник создал множество человеческих типов. К сожалению, полотно, которое могло бы стать шедевром исторической живописи первой половины XX века, так и не было завершено. Многие фрагменты, написанные для «Реквиема», можно считать законченными самостоятельными картинами.

Одним из лучших этюдов к «Руси уходящей» стало полотно «Отец и сын» (1931, Третьяковская галерея, Москва). При его создании Корин использовал прием сопоставления характеров. На холсте изображены двое: отец, высокий, могучий старик с седой бородой, и сын, чья хрупкая фигура и задумчивое лицо выдают в нем человека иного времени. Моделями для героев картины стали резчик по дереву, скульптор-самоучка Сергей Михайлович Чураков, и его сын, известный реставратор Степан Чураков. Показав двух художников, таких похожих и в то же время совершенно разных, Корин представил не столько портреты своих современников, сколько образы талантливых народных типов.

Благодаря А. М. Горькому Корин смог совершить путешествие по Италии, где воочию увидел знаменитые творения великих итальянцев. За границей художник начал портрет Горького (1932, Третьяковская галерея, Москва), завершенный уже в России. Художник изобразил высокую, худую фигуру писателя на берегу Неаполитанского залива. Выразительно печальное лицо Горького. Чувствуется, что этого немолодого, неизлечимо больного человека тревожат тяжелые мысли. Мастер сумел уловить душевное состояние писателя. Горькому понравился его портрет, монументальный и в то же время глубоко психологичный и искренний.

В России Корин продолжил работу над «Русью уходящей». К 1932 году относятся рисунки, изображающие Соборную площадь Кремля, этюд с интерьером церкви Воскресения на Остоженке.

П. Д. Корин. «Александр Невский». Средняя часть триптиха «Александр Невский», 1942, Третьяковская галерея, Москва

П. Д. Корин. «Северная баллада». Левая часть триптиха «Александр Невский», 1943, Третьяковская галерея, Москва

Спустя год был создан фрагмент - «Иеромонах Гермоген и схимоигумен Митрофан» (1933, Третьяковская галерея, Москва). Крепко зажав в руке крест, смотрит на зрителя суровый старик в клобуке. В его глазах - твердость веры. Рядом с ним стоит коренастый невысокий монах с непокрытой головой. Хотя его глаза опущены к земле, лицо выражает полную отрешенность. Изобразив конкретных людей, художник в то же время запечатлел образ целого поколения, постепенно уходящего в прошлое.

Глядя на лица трех женщин, показанных на этюде «Трое» (1933–1935, Третьяковская галерея, Москва), зритель чувствует эмоции, владеющие героинями картины «Русь уходящая». Центральное место в композиции отведено старухе, согбенной временем. Она тяжело опирается на клюку, но в ее глазах - необыкновенная властность и сила духа. Справа от нее стоит немолодая женщина с добрым, спокойным лицом. В огромных голубых глазах и крепко сжатых губах третьей, более молодой их спутницы чувствуется трагическое, сложное и противоречивое отношение к окружающему миру.

К самым удачным этюдам можно отнести и психологический портрет «Схимоигуменья Фамарь» (1935, Третьяковская галерея, Москва), также предназначенный для «Руси уходящей». Корин написал схимоигуменью за несколько недель до ее кончины. Фигура и лицо старой женщины кажутся неподвижными, отстраненными от мира. Живы только ее глаза, полные печали и мудрости.

П. Д. Корин. «Старинный сказ». Правая часть триптиха «Александр Невский», 1943, Третьяковская галерея, Москва

Продолжая работу над «Русью уходящей», в 1935 году Корин занимается этюдами интерьеров Успенского собора, где художник собирался поместить героев своей картины. В 1939 году по заказу Комитета по делам искусства живописец начинает писать портреты своих современников - деятелей искусства (артистов Л. М. Леонидова и В. И. Качалова, пианиста К. Н. Игумнова, художника М. В. Нестерова и др.).

В годы Великой Отечественной войны Корин обратился к образам героического прошлого России. В своей московской мастерской он создавал мозаичные панно для Дворца Советов, изобразив на них великих русских полководцев и защитников родной земли («Александр Невский», «Дмитрий Донской», «Александр Суворов», «Михаил Кутузов»).

В 1942 году по просьбе Комитета по делам искусств Корин начинает работать над триптихом «Александр Невский» (1942, Третьяковская галерея, Москва). В центральной части триптиха художник изобразил в полный рост фигуру Александра Невского. В руках князя, одетого в сверкающие металлом доспехи русского воина, огромный меч. Возвышаясь над горизонтом, Александр Невский заслоняет собой мрачное небо, раскинувшийся на берегу реки город с белокаменными храмами. Над головой князя развевается хоругвь с ликом разгневанного Спаса. Вытянутая по вертикали, лаконичная и строгая композиция имеет монументальный и величественный вид.

П. Д. Корин. «Дмитрий Донской». Эскиз к мозаике на станции метро «Комсомольская-кольцевая», 1951

В 1943 году художник завершил работу над триптихом. В левой его части, названной «Северной балладой», изображены женщина в черном платке и немолодой воин. Правой рукой он опирается на сверкающий меч, левую вытянул вперед, как бы защищая свою спутницу и город, строения которого виднеются за его спиной. Стройные стволы деревьев, растущих на берегу, подчеркивают торжественное величие человеческих фигур.

Полотно «Старинный сказ», правая часть триптиха, являет собой трехфигурную композицию. Стремясь к монументальности, автор придал ей несколько театральный вид. Так же как и в двух других частях, человеческие фигуры на картине располагаются высоко над линией горизонта. В центре композиции - маленькая хрупкая старушка, опирающаяся на клюку. Нежные, написанные почти прозрачными мазками, цветы, окружающие женщину, как будто повторяют чудесные узоры ее одежды. Художник изобразил на своем полотне известную северную сказительницу Кривополенову. Рядом с ней - защитники земли Русской - высокий мускулистый юноша и могучий седобородый старец.

Осенью 1945 года Корин начинает работу над портретом Г. К. Жукова. Знаменитый полководец, одетый в па-радный мундир, предстает на портрете суровым, мужественным человеком.

В послевоенные годы художник занимался мозаичными панно для вновь построенных станций Московского метрополитена им. В. И. Ленина. Нарядные и торжественные композиции представляют военачальников прошлого и современных полководцев, а также заключительные эпизоды войны, где главным героем является народ-победитель.

В этот период Корин продолжил работу над портретами своих знаменитых современников, запечатлев на холсте образы скульптора С. Т. Коненкова, художников М. С. Сарьяна, Кукрыниксов.

Корин известен и как талантливый реставратор, возвративший к жизни множество прекрасных шедевров, среди которых картины Дрезденской галереи.

Из книги К игровому театру. Лирический трактат автора Буткевич Михаил Михайлович

ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ О НЕРАЗДЕЛЕННОЙ ЛЮБВИ: АЛЕКСЕЙ ДМИТРИЕВИЧ ПОПОВ, РУССКИЙ ХУДОЖНИК Он не был похож на человека искусства, скорее на послевоенного директора МТС или на районного агронома: желто-коричневая ковбойка под галстук, такого же цвета мешковатый

Из книги Хиппи от А до Я. Секс, наркотики, музыка и влияние на общество с шестидесятых до наших дней автора Стоун Скип

Be-In, Сан-Франциско 1967 Это был объявленный, как «Сбор племен», первый подобного рода слет. 14 января 1967 50.000 хиппи собрались в Поло Граундз послушать Тимоти Лири, Аллена Гинзберга, Ричарда Алперта (Рам Дасс), Дика Грегори, Джерри Рубина, Лоуренса Ферлингетти и Гари Снайдера

Из книги Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. автора Коллектив авторов

Поп Фестиваль Монтерей 16–18 июня 1967 Объявленный, как «Музыка, Любовь и Цветы» поп-фестиваль Монтерей не только оправдал название, но и оказался гораздо большим. На фестиваль люди одевались как можно более дико. Это был первый большой рок фестиваль на музыкальной сцене

Из книги The Beatles. Антология автора

Лето Любви: Сан-Франциско 1967 Если ты собираешься в Сан-Франциско, убедись, что у тебя в волосах цветы. Джон Филлипс / Скотт МакКензи (Если ты собираешься в Сан-Франциско) Сан-Франциско всегда был отмечен атмосферой терпимости. В конце 50’х - начале 60’х он был городом богемы.

Из книги Мастера и шедевры. Том 2 автора Долгополов Игорь Викторович

Из книги Иллюстрированная история Рок-Музыки автора Паскаль Джереми

Из книги О пережитом. 1862-1917 гг. Воспоминания автора Нестеров Михаил Васильевич

Из книги Мастера исторической живописи автора Ляхова Кристина Александровна

БИТ-БУМ: 1962–1967

Из книги Шедевры европейских художников автора Морозова Ольга Владиславовна

ЭРА РОКА: 1967–1970

Из книги Эпоха становления русской живописи автора Бутромеев Владимир Владимирович

Рождество в Уфе. 1892 Приближалось Рождество. Картину надо было кончать, в январе быть в Москве, вовремя поспеть в Петербург на Передвижную.«Юность преп. Сергия» окончена. Мои в восторге, я же смутно чем-то недоволен. Больше всего недоволен лицом и, быть может, размером

Из книги 100 шедевров русских художников автора Евстратова Елена Николаевна

Москва - Киев. 1892 Прошли праздники. Надо было собираться в Москву.Картина кончена, уложена, и я, провожаемый самыми лучшими пожеланиями близких, простившись с моей Ольгой, выехал из Уфы.В Москве устроился в большом номере Мамонтовской гостиницы. Развернул «Сергия»,

Из книги автора

Константин Дмитриевич Флавицкий (1830–1866) Увидев картину Флавицкого «Княжна Тараканова» на выставке, Александр II сделал в каталоге отметку: сюжет взят из романа и не имеет под собой исторической основы. Княжна Тараканова умерла в 1775 году от туберкулеза, а наводнение в

Из книги автора

Из книги автора

Иван Дмитриевич Каширин Каширин был крепостным помещика А. В. Ульянова. Он учился в Арзамасской художественной школе А. В. Ступина. На деньги, собранные художниками, Каширин выкупился из крепостной зависимости. В Петербурге он посещал классы Академии художеств как

Из книги автора

Флавицкий Константин Дмитриевич (1830–1866) Княжна Тараканова В основе сюжета картины лежит литературная легенда, вероятно, из книги писателя начала XIX века Д. Дмитриева «Авантюристка». В начале 1770?х годов некая дама объявлялась иод разными именами при европейских дворах

Из книги автора

Поленов Василий Дмитриевич (1844–1927) Бабушкин сад На картине изображен дом Баумтартен на углу Трубниковского и Дурновского переулков на Арбате, где Поленов снимал комнату. По аллее парка идет хозяйка дома Юрьева со своей замужней дочерью Баумтартен. Старушка одета

»Александр Невский» левая часть триптиха «За Землю Русскую».

холст, масло, размер: 163х203, 2003 г.

Левая часть (163 х 2о3) обращена к истории Древней Руси, написанная в 2003 году. Это станковая картина, имеет горизонтальный формат, выполнена маслом па холсту в жанре исторической картины.

Картина отражает образ молодого князя-полководца Александра Невского . В момент, когда состоялась первая победа Александра на Неве, князю шел всего 22 год. После чего он покидает Новгород и уезжает к своему отцу Ярославу, который дает ему на княжество Переславль¬ Залесский, в котором родился сам Александр, но уже через год новгородские жители снова приглашают князя в Новгород, просят продолжить войну с Ливонским орденом, войска которого подошли на тот момент к Пскову. Левая часть триптиха изображает вышеописанный исторический момент — возвращение князя Александра в Новгород. Его фигура уже стоит как бы во главе собранного войска. Его поза свободна и уверенна, позади него верное ему войско, русская святая Земля, олицетворением которой служит Новгородская София, расположенная на дальнем плане картины. Стяги с иконами и знамена воинов, изображенные на среднем плане, вновь переводят взгляд зрителя на центральную фигуру Александра, за спиной которого гордо реет синий стяг со святым ликом, из-за синего полотнища выбивается икона со Св. Георгием Победоносцем, — все это русские символы веры, надежды и победы над захватчиками.

Стоит на возвышении, его гордая фигура облачена в серебристого цвета доспехи, на плечи накинут красный плащ как символ княжеской святок власти, его молодое лицо, выражает спокойствие и уверенность, оно написано правдоподобно, его голову венчает шлем, что подтверждает готовность Александра к битве. Темно-синий стяг служит фоном портретному фрагменту. Все остальное: вертикальные фигуры воинов, с поднятыми копьями, усиливают вертикали Софии новгородской, купола которой тянутся к просвету в небе. Белые объемные облака к горизонту наполняются серебром и переходят в дальний пейзаж с церквушкой, расположенной на берегу реки Волхов. Высоко парящие в небе птицы задают всей композиции и ее образу романтический настрой, но в тоже время он не лишен динамики. Напротив, произведение наполнено чувством патриотизма, верой в народную силу.

текст: Анна Мясникова

«Великий князь владимирский Александр Ярославович Невский».

Святой Александр Невский. 1243-1263 годы.

Когда княжества русские почти исчезали под жестокими ударами татар, когда все князья их, не исключая и неустрашимого Даниила Галицкого - зятя Мстислава Храброго, клялись перед троном Батыя быть его верными подданными, когда счастье, слава и радость, казалось, совсем оставили города и селения предков наших, была еще область, где раздавались песни победы, был еще князь, никогда не преклонявший колен в шатре хана татарского. Эта область была Новгородская, этот князь - Александр Ярославич Невский. Это тот князь, который почитается ангелом-хранителем северной столицы нашей, тот князь, тело которого почивает в прекрасном Александро-Невском монастыре. Маленькие обитатели и обитательницы нашего чудесного Петербурга! Верно, вы не раз были в этом монастыре, перед драгоценной гробницей. Верно, вы удивлялись военным украшениям, так прекрасно расположенным по обеим сторонам ее? И, верно, глядя на эти латы, шлемы, щиты и копья, вам очень хотелось знать историю героя Невского? Если так, то ваше желание может быть легко исполнено. Вот эта история.

Александр был сыном великого князя Ярослава II. Необыкновенно умный, храбрый, прекрасный лицом и душой, Александр еще в молодых летах сделался наследником отца своего в Новгороде, и с того времени беспрестанные победы над чудью, финнами, литовцами и ливонскими рыцарями разносили славу его по всем странам. Ливонские рыцари сделались в это время еще страшнее для русских: орден их присоединился к другому сильному немецкому ордену рыцарей Святой Марии Иерусалимской, которые завоевали почти всю Пруссию и с такой же жестокостью учили христианской вере тамошних жителей, как ливонские рыцари - чудь и литовцев. Я уже говорила вам, что эти бедные люди убегали в леса от своих учителей, которые в это время вместо прежних красных крестов нашили на белые плащи свои черные, как у немецких рыцарей Святой Марии.

Но не так думал молодой князь Александр Ярославич и его храбрые новгородцы! Не одним ливонским рыцарям, чуди и литовцам было худо от него: однажды он победил даже шведов и норвежцев. За эту победу его назвали Невским; и надобно, милые читатели мои, узнать о ней получше. К тому же ведь это случилось на берегах нашей родной прекрасной Невы!

В 1240 году королю шведскому вздумалось завоевать Ладогу и даже Новгород. Для того он отправил на реку Неву множество судов со шведами и норвежцами под начальством зятя своего Биргера. Биргер, привыкший к победам, велел гордо сказать князю новгородскому: «Иди сражаться со мною, если смеешь; я уже в земле твоей!» Александр не устрашился, не показал послам шведским досады, а спокойно отвечал им, что готов к сражению. Тотчас велел он небольшому войску своему собраться; сам же пошел в Софийскую церковь и там усердно помолился Богу, прося святой его помощи. Усердная молитва имеет чудесную силу над душой христианина: Александр, который не мог в такое короткое время ожидать помощи от отца своего, не мог даже собрать все войско свое, вышел с улыбкой на лице к своей верной дружине и весело сказал: «Нас немного, и враг силен, но Бог не в силе, а в правде: идите с вашим князем!» Надежда Александра на небесную помощь перешла и в сердца его воинов. Они приблизились к берегам Невы, где стояли шведы, дружно бросились на многочисленных врагов и одержали полную победу в то время, как один из новгородцев, по имени Миша, утопил все суда шведов, так что у них осталось лишь два судна, на которые они погрузили тела главных начальников, всех же других зарыли в яму и ночью 15 июля отправились по Неве назад в Швецию. Эта славная победа, одержанная в то время, когда бедные предки наши терпели столько горя и унижения от злых татар, обрадовала унылые сердца их и доставила храброму Александру название Невского.

Но слава не спасла его от несчастья: в 1247 году он лишился отца, который не имел даже радости умереть в милом отечестве. Батый приказал ему ехать в Китайскую Татарию, поклониться великому хану. Ярослав Всеволодович не мог не повиноваться, но был так слаб здоровьем, так печален духом, что не перенес трудного путешествия по степям и пустыням необитаемым, диким, бесплодным и даже безводным до того, что иногда люди умирали в них от жажды. Великий князь кое-как доехал туда и, возвращаясь, скончался по дороге. Бывшие с ним бояре привезли тело его во Владимир. Наследником престола был меньшой брат его Святослав III Всеволодович.

В то время как великий князь русский испытывал всю тоску кончины на голой земле киргизских степей, далеко от милого семейства и родины, другой князь, столько же знаменитый, оканчивал жизнь свою в ужасных мучениях перед шатром Батыя. Это был Михаил, князь черниговский, приехавший в Золотую Орду по приказанию хана и не хотевший поклониться ни тени Чингисхана, ни идолам татарским. «Нет! - говорил он варварам, принуждавшим его сделать это. - Я могу поклониться царю вашему, потому что Бог отдал ему судьбу государств земных, но христианин никогда не служит идолам!» Батый удивился, что еще есть люди, которые противятся ему, и объявил, что Михаил умрет, если не будет повиноваться. Русский князь не боялся смерти. С ангельской кротостью читал он молитвы в то время, когда татары мучили его самым жестоким образом, и тихо скончался, сказав: «Я христианин!» Церковь наша признала его Святым и Мучеником.

После этого рассказа о смерти Ярослава и Михаила вы можете судить, милые читатели, какова была участь бедных предков наших под властью татар. Прибавьте к тому еще все беспорядки, какие происходили в то время, когда надобно было собирать дань, все притеснения, какие делали народу татарские чиновники-сборщики, которые часто платили хану всю сумму сразу и получали за это право взымать ее с русских по мелочам почти вдвое! Прибавьте к тому ссоры князей, не усмиренные и общим несчастьем всей Руси, жалобы и клеветы их друг на друга в Орде и беды, от того происходившие в их княжествах. Одним словом, все в древнем отечестве нашем было печально и уныло, только слава князя новгородского Александра Ярославича сияла, как светлая звезда на небе русском, покрытом черными тучами. Эта слава, носясь по всем княжествам, долетела до слуха страшного Батыя, и вот уже посол татарский несет к герою Невскому повеление явиться к царю, чтобы присягнуть ему в верности и узнать славу и величие татар.

Александр, любивший свое отечество гораздо более своей славы, не хотел, чтобы за него оно испытало новые бедствия, и потому с покорностью христианина последовал примеру отца и поехал вместе с братом Андреем к Батыю, а от него в Татарию, к великому хану. Грустно было сыновьям Ярослава ехать по той самой пустыне, где скончался отец их! Они думали, что так же, как и он, не увидят уже своего отечества, но Бог подкрепил их, и через два года они возвратились, осыпанные милостями великого хана, который поручил Александру всю южную Россию и Киев, а Андрею - престол владимирский, несмотря на то что дядя их великий князь Святослав был еще жив. Так своевольно распоряжались татары судьбой и князей, и княжеств русских! Святослав Всеволодович напрасно ездил в Орду жаловаться на несправедливость и через два года скончался. Но и Андрей II недолго был государем владимирским. Он не имел столько христианской терпеливости, столько любви к своим подданным, чтобы для спокойствия и безопасности их покориться неизбежной власти победителей России пылкому, гордому сердцу его казалось лучше отказаться от престола, нежели быть государем - подданным Батыя. Вы можете представить себе, друзья мои, что с таким нравом он часто показывал свое презрение к татарам, часто не слушал приказаний их. Толпы их уже шли наказать дерзкого данника. Андрей, услышав это, убежал в Швецию со всем семейством своим и оставил Великое княжество в добычу варварам. После нового разорения оно отдано было общему любимцу не только русских, но даже и татар, князю Александру Невскому.

Видя на примере брата, как вредны были для отечества гордые и непокорные намерения его, Александр Ярославич еще более увеличил осторожность и благоразумие в сношениях с татарами, не противился им и тогда, когда они прислали чиновников своих сосчитать всех жителей России и определили над ними десятников, сотников и темников, для сбора податей, уговорил даже гордых, все еще считавших себя независимыми новгородцев заплатить дань, которую требовал от них наследник умершего в 1256 году Батыя - брат его хан Беркий, и тем избавил от разорения первую столицу русскую, богатый и великий Новгород.

Так двенадцать лет продолжалось княжение Александра, так оберегал он бедное отечество свое от новых несчастий, ему грозивших, так примирял оскорбленных соотечественников своих с самовластными ханами. Вы можете представить себе, что нелегко было благородному князю земли Русской ездить кланяться полудиким ханам татарским. Последнее путешествие его в город Сарай было в 1262 году, когда хан Беркий, собираясь идти на новое разорение чужих земель, вздумал требовать у него вспомогательного войска. Александр Ярославич, несмотря на всю кротость свою, не мог перенести мысли, чтобы бедные подданные его, кроме всех несчастий, какие терпели от неверных, еще проливали за них кровь свою. Он поехал умолять Беркия отменить такое жестокое повеление. Хан, чувствуя невольное почтение к великому князю, не мог отказать ему, но с досады продержал его в Орде всю зиму и лето. Тоскуя по родине, насмотрясь во время своего продолжительного пребывания в Сарае на силу и могущество татар и потеряв надежду видеть освобождение отечества от жестокой власти их, Александр приметно ослабевал духом и телом и осенью, возвращаясь на родину, приехал уже больной в Нижний Новгород, а оттуда - в Городец на Клязьме. Здесь он занемог и скончался 14 ноября 1263 года.

Невыразима была горесть всех русских, когда они узнали о кончине своего ангела-хранителя: им казалось, что наступила совершенная погибель отечества, что уже некому будет защитить их от нападения немцев и литовцев, умилостивить жестокость ханов, спасти от притеснений откупщиков татарских. Митрополит, встречая гроб Александра у Боголюбова, воскликнул, проливая горькие слезы: «Закатилось солнце земли Русской!» И все бояре, весь народ голосом отчаяния отвечали ему одним словом: «Погибаем!»

Видя чудеса, бывшие при погребении Александра, духовенство и вся Россия причислили его к лику святых, и с тех пор мы молимся ему, как нашему заступнику перед Богом.

Тело его погребено было в монастыре Рождества Богоматери, во Владимире. Оно находилось там до времен Петра Великого, который перевез его в новую столицу свою, как бы поручая ее особенному покровительству того, кто некогда прославил это место подвигами мужества и храбрости.

Семейство великого князя Александра Ярославича Невского

Супруга:
Александра Брячиславна, княжна полоцкая.

Сыновья:
1. Василий
2. Димитрий
3. Андрей
4. Даниил

Александра Ишимова. «История России в рассказах для детей».

«Не в силе Бог, но в Правде. Александр Невский».

«Александр Невский побеждает ярла Биргера».

В вечерних сумерках князь Александр Ярославич, вслед за старшиной Пелгусием и Евстафием, осторожно пробрался к заросшему кустами орешника берегу Невы. Александр пристально всматривался в расположение отдыхавших шведских отрядов и убедился, что Евстафий правильно рассказал, как шведы разместились на широком берегу. Обдумывая, откуда лучше всего наброситься на врага, князь заметил, что шведы совершенно не ожидают нападения и не приняли никаких мер предосторожности.

Все их отряды держались отдельно. Возле каждого на шесте развевался флажок. Особо спали шведы, особо - финны и небольшой отряд полудиких мурманцев в островерхих меховых колпаках.

Невдалеке от впадения Ижоры в Неву, среди густого леса, Александр, окруженный дружинниками, расположился на бугре под старой искривленной березой, которая под непрерывными порывами ветра размахивала длинными, гибкими ветвями.

Александр обратился к окружавшим его десятникам и старейшим дружинникам. Речь звучала тихо, но четко и твердо:

Ветер крепчает. Кажись, быть буре. Ну, да кому эта буря на горе, а нам она должна послужить к удаче. Знайте, что сейчас, может быть, еще этой ночью, решится судьба наша: быть или не быть свободной воле новгородской. Что мы должны сделать даже в такой тьме, даже в бурю?

Несколько мгновений все молчали, затем чей-то голос прошептал:

Положись на нас, Ярославич! Все, что скажешь, то и сделаем!

Александр продолжал речь, и пламенное чувство горело в нем:

Если ты приходишь домой в ночь, в бурю и видишь в оконную щель, что в твоей избе хозяйничают воровские люди, буйствуют, хотят зарезать и детей, и мать, и жену… станешь ли ты раздумывать да высчитывать: сколько злодеев в избе да справлюсь ли я с ними али не осилю? Нет, ты ворвешься в избу с топором или простым дрекольем и набросишься на охальников-злодеев, сколько бы их ни было! Верно ли я говорю?

Это верно! Так бы и мы сделали, Ярославич! - послышались тихие голоса.

Сейчас не время нам высчитывать да прикидывать, много ли свеев и немцев и остры ли у них копья и мечи… Да, увидел я, что бой будет не на жизнь, а на смерть, но мы должны их осилить. Мы должны подползти к ним неслышно, незримо, в самый свейский лагерь, и навалиться на них, как мы наваливаемся на охоте на волка, ловя его за уши. В эту ночь, думая, что мы далеко, вороги наши спят, не ждут гостей, а храпят, накрывшись чем попало. А мы набросимся на них и споем им «вечную память»!

Совещание продолжалось недолго. Все молча стали разбирать оружие.

Александр торопливо отдавал последние приказания своим дружинникам:

Подойдя к вражескому стану, сперва стойте наготове, ни слова, ни шороха! Ждите, пока наши обойдут кругом свеев: Ратша - с верхнего конца, а Гаврила Олексич - с нижнего, а еще с Ижоры подплывут в ладьях ижорцы. Когда услышите звонкий посвист новгородский, бросайтесь вперед, рубите сходни и канаты, чтобы корабли отплыли и свеям сойти на берег было уже невозможно. На берегу бейте врага нещадно, тесните к воде. А ижорцы начнут прорубать днища у кораблей, чтобы утопить их. Торопитесь, чтобы враги не успели распознать, как нас мало. Когда же вы услышите второй посвист, то быстро уходите и скрывайтесь в лесу. Нынче мы их одолеем: наше дело правое!

А ты сам где будешь, Ярославич? - спросил кто-то. - Не потерять бы тебя в темноте.

Вы меня все время будете видеть: я на гнедом разыщу главного их воеводу Биргера, чтобы посчитаться с ним. Все ли меня поняли?

Как не понять! - отвечали воины.

Теперь, други смелые, вперед! - приказал Александр. - Пробирайтесь тихо, как на медвежьей облаве, чтобы не вспугнуть до времени обложенного зверя.

Все поднялись, оправляя оружие.

«Александр Невский побеждает ярла Биргера на реке Ижоре».
Роспись Большого Кремлёвского дворца.

Подул ветер, светало, и туман стал медленно таять и уплывать. Тогда Александр, наблюдавший за битвой, хлестнул гнедого коня Серчана и бросился в середину вражеского лагеря. Он мчался, блистая железными латами, пригнувшись и направив вперед копье. За ним неслись его конные дружинники. Они врубались в гущу боя, поражая тяжелыми прямыми мечами отчаянно бившихся шведов, и проносились дальше по лагерю, где всюду разгоралась бешеная схватка.

Александр, с трудом пробившись вперед, направил коня к тому месту, где возвышался красный шатер с золотой маковкой. Он заметил, как высокий человек, торопливо надев на голову шлем со стальным наконечником, схватился за меч.

Александр догадался, что это ярл Биргер. Он налетел на него и ударом копья сбросил на землю. Со всех сторон на помощь своему воеводе спешили телохранители. Князь с трудом вырывался от наседавших на него шведов. Подоспевшие русские дружинники теснили их к реке.

Савва, чего медлишь? - крикнул Александр. - Руби скорее!

Уже подрубаю! - ответил Савва, и высокий, нарядный шатер Биргера рухнул, сползая к воде.

Гаврила Олексич бился в другом месте. Преследуя шведского воеводу, он верхом на коне по сходням ворвался на корабль. Там его встретила толпа шведов и столкнула вместе с конем в воду.

Сильный чубарый вынес Гаврилу на берег, где на него набросились бискуп и шведский воевода. Одним ударом Гаврила отсек бискупу голову с отвалом (с правой рукой), а затем поразил и воеводу.

Новгородцы во главе со своим удальцом Мишей, знаменитым в кулачных боях, лихим Збыславом Якуновичем и Яшей Полочанином взобрались на три шведских корабля, прорубили днища и потопили их.

Кузька Шолох со своей ватагой корабельных грузчиков неудержимой лавиной проносился по берегу, избивая сопротивлявшихся и стараясь не дать им добраться до кораблей.

Новый пронзительный свист донесся из лесу, заглушая крики. Все новгородские воины, твердо помня наказ Александра, стали быстро отходить в лесную чащу, следя издали за дальнейшими действиями шведов.

Последним по лагерю промчался на чубаром коне Гаврила Олексич. Задержавшись близ упавшего шатра, он поднял желтые сапоги ярла Биргера. Заметив, что привязанный на приколе огромный оседланный конь шведского полководца ржет и бесится, Гаврила отвязал его и увлек за собой, кинувшись догонять Александра.

Многие шведские воины отчаянно дрались и мужественно пали в бою, другие вскарабкались на корабли и, подрубив канаты, успели отплыть вниз по реке. Остальные разбежались по лесной чаще и позже, изможденные и голодные, были переловлены Пелгусием и другими охотниками и доставлены в Новгород.

На еще волновавшейся от бури Неве множество черных лодок кружило близ того места, где ижорские рыбаки затопили несколько шведских кораблей. Они снимали с торчавших из воды покосившихся мачт шведских матросов и воинов, уцепившихся за реи. Пленные отчаянно ругали ярла Биргера, который затащил их в русские лесные дебри.

Александр еще долго наблюдал с бугра, стараясь понять, как дальше поступят шведы. Он не препятствовал им забирать раненых, которых они переносили на корабли. Шведы, видимо, торопились удалиться от неприветливых невских берегов.

Александр оставил небольшой сторожевой отряд наблюдать за рекой, а остальным воинам приказал возвращаться в Новгород.

Василий Ян. «Юность полководца».

«Князь Александр Невский в битве на Чудском озере».
Миниатюра из «Лицевого летописного свода».

В скандинавских хрониках нет ни малейшего намека на разгром Александром Ярославичем шведского войска на Неве в 1240 году! Археологи раскопали вблизи современного Житомира целый город, полностью уничтоженный ордой в 1240 году, но названия его никто не знает - летописи о нем молчат. А много лет назад меня на всю жизнь поразило краткое сообщение Ипатьевской летописи, которой историки доверяют больше, чем другим: «В лето 6750 не бысть ничтоже», то есть не было ничего. А ведь «лето 6750» - это 1242 год, в который произошло одно из важнейших исторических событий средневековья - Александр Невский разбивает на Чудском озере немецких захватчиков!..

Владимир Чивилихин. «Память». Собрание сочинений в 4-х томах. Москва, «Современник». 1985. Т. 4.

«Александр Невский».

Клавдий Васильевич Лебедев.
«Александр Невский возвращается с Ледового побоища с полоном и добычею во Псков (1242 год)».

Надо всему войску отступить на лед Чудского озера. Здесь он одолеет Орден. «...Князь же воспятися на озеро...»
Русские двинулись к Чудскому озеру, а следом, как и предполагал Александр, «немци же и чудь поидоша по них».
Следуя с войском, Александр продолжал размышлять.

Чтобы ударить с крыл, нужно заманить и задержать клин, иначе он пройдет сквозь русскую рать, как нож, и, повернув, ударит с тыла. На Эмайыге рыцарей подвел хрупкий лед. Надеяться, что они вторично попадут впросак - значило бы идти на безрассудный риск.

Целый день спешно обследовал Александр Чудское озеро, его берега, протоки. Восточный берег Чудского озера был покрыт городищами-убежищами, к ним недавно добавились укрепления на острове Городец (тогда он вместе с островом Вороньим составлял одно целое). По рекам Желча, Плюсса, Луга население сидело густо, приросло к древней дороге на Юрьев.

Наконец он нашел самое подходящее место для боя. Узмень - ныне Теплое озеро. Сравнительно узкий проток, по берегам поросший лесом - дубом, ольхой, сосной, елью, соединявший Псковское и Чудское озера.

Узмень - место давних споров и стычек с Орденом, чьи владения на другом берегу были хорошо видны Александру с Вороньего Камня - темно-бурой глыбы, возвышающейся метров на пятнадцать.

Осмотрев озеро, Александр и избрал ледяную поверхность Узмени в 1-2 километрах от Вороньего Камня, что поднимался над окрестными лесами. Князь Александр поставил свое войско на мелководном, промерзшем до дна прибрежном участке Узмени. Его боевой порядок почти примыкал к лесистому восточному берегу.

Правое крыло защищала покрытая слабым льдом Сиговица. Перед левым был далекий ледяной обзор. Наступающее по открытому льду немецкое войско было как на ладони, полностью обнаруживая свои силы, построение и направление удара.

Под ногами у русских прочно. Нужно было пропустить немцев, когда они двинутся с той стороны, чтобы уперлись в берег, а потом с двух сторон навалиться и опрокинуть на хрупкую и пористую Сиговицу.

На рассвете 5 апреля 1242 года Александр увидел, как вся масса немецких войск устремилась на русских. Устрашающе размеренно двигался безликий железный клин, сверкающий доспехами, причудливыми шлемами рыцарей в белых плащах с изображением красного меча и креста.

Александр с возвышенного места смотрел и ждал. Он уклонился от обычно принятого встречного удара, показной дружинной доблести, он предпочел мудрость. Выставив ночью впереди заслон, он велел, ему стоять как вкопанному, пока весь рыцарский клин не втянется в русские ряды. Заслон волю его выполнил: осыпал голову «свиньи» стрелами, а затем принял ее в копья. Александр подал знак, на солнце сверкнул суздальский лев на княжеском стяге, и на рыцарей устремились главные силы русских, (с одной стороны новгородцы, псковичи, карелы, ижорян главе с тысяцким и посадником, с другой - суздальская рать Александра, и «бысть сеча ту велика немцемь и чюди».

Со слов воротившихся из плена рыцарей описание битвы попало в орденскую хронику.

Немцы начали с ними бой.

Русские имели много стрелков, которые мужественно приняли первый натиск, (находясь) перед дружиной князя. Видно было, как отряд братьев-рыцарей одолел стрелков; там был слышен звон мечей, и видно было, как рассекались шлемы.

С обеих сторон убитые падали на землю. Те, которые находились в войске братьев-рыцарей, были окружены...

Братья-рыцари достаточно упорно сопротивлялись, но их там одолели...

И Александр, и каждый его соратник сердцем чувствовали победный исход этой жаркой схватки. В тяжелые удары своих мечей они вкладывали все горе свое, всю боль за пережитое Русью.

Русские сражались за правое дело, за родину. Они «исполнишася духом ратным: бяху бо сердца их, акы сердца лвом». Русские лучники внесли полное расстройство в ряды окруженных рыцарей.

Это была дотоле невиданная битва, и казалось, что «труск от копий ломлениа и звук от сечениа мечного» был такой, будто «озеру померзшю двигнутися; и не бе видети леду, покры бо ся кровию».

Замысел Александра удался вполне. Русские люди «кровь свою прольяша» не напрасно, цвет рыцарства был разгромлен. «Немци ту падоша, а чудь (эсты) даша плеща» - показали плечи, бежали.

Русские яростно преследовали обратившегося в бегство врага по льду до Суболичьского берега. Было убито одних только рыцарей 400 (из них 200 меченосцев), а 50 попали в плен; немало пало и эстов; некоторые рыцари, спасаясь бегством, сбрасывали тяжелые доспехи и обувь. Посрамленных пленных крестоносцев подводили к Александру.

«Возвратися князь Олександр с победою славною». Рыцарей «ведяхут босы подле коний». Войско шло как было принято: «полк по полце, бьюще в бубны и трубяще во трубы и в сопели». Позади обоз с оружием: возницы телег по давнему обычаю - сидят верхом на упряжных лошадях. Когда войско приблизилось к Пскову, игумены и попы «в ризах со кресты» и «весь народ сретоша его перед градом» «поюще песнь: «Пособивый, господи, кроткому Давыду победити иноплеменьникы и верному князю нашему оружием крестным, и свободити град Плесков от иноязычников рукою Олександровою». Песнопением народ величал - славил русское войско и князя Александра. Все понимали, что с Вороньего Камня он не только увидел поле будущей битвы, но и предвидел ее победоносный исход.

В. Пашуто. «Александр Невский». Москва, «Молодая гвардия». 1974.

В. Поляков.
«Встреча великого князя Александра Невского во Пскове после Ледового побоища».

«Въезд Александра Невского в Псков после Ледового побоища».

«Александр Невский и папские легаты».
Роспись Большого Кремлевского дворца.

Гених Семирадский.
«Александр Невский принимает папских легатов».

Триптих «Александр Невский».
1942.

«Александр Невский».
1942.

«Александр Невский».
Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве.

«Великий князь Александр Ярославич Невский».

«Александр Невский».
Фрагмент росписи Грановитой палаты Московского Кремля.

«Перенесение мощей святого князя Александра Невского императором Петром I в Петербург».

Петр [I] возымел желание дать своему Петербургу местного патрона и избрал для этой цели святого князя Александра Невского. 4 июня 1723 года государь приказал перевезти его мощи из Владимира в Александро-Невский монастырь. За счет монастырских доходов положено построить раку в ковчеге с балдахином, везти ее на переменных лошадях, от города до города, посадским, ямщикам и всяким крестьянам, и прибыть в Петербург к 25 августа. Воеводы в городах и сельские начальства должны были встречать с подобающей честью эти мощи во время провоза их в Петербург. Мощи были встречены за несколько верст от Петербурга самим царем и доставлены на судне в Александро-Невский монастырь, где положены были в позолоченной раке, наглухо запертой. По этому поводу новгородский епископ делал пиршество для всего двора в монастыре, потом князь Меншиков делал вечер, ужин, а адмирал Апраксин – маскарад, на котором присутствовал государь.

Н. И. Костомаров. «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей». Санкт-Петербург, «Весь». 2005.

Работая над триптихом, художник советовался с историками, сотрудниками Исторического музея, где с натуры писал кольчугу, латы, шлем - всё снаряжение главного героя, образ которого он воссоздал на полотне всего за три недели. На картине Корина Александр Невский представлен как целеустремленный воин, готовящийся к битве. Он стоит на рубеже русских земель и зорко смотрит, откуда появится враг. Александр опирается на большой меч, а за его спиной развевается знамя с образом Спаса Нерукотворного. Цветовая гамма, использованная художником, выдержана в черных, красных и светлых тонах. Это усиливает впечатление строгости, сдержанности, целеустремленности и героизма, производимое образом князя. Вся центральная часть триптиха словно иллюстрирует знаменитую фразу, приписываемую летописцем Александру Невскому: «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет». Общий облик князя грозен. Это настоящий русский богатырь-защитник, который не даст в обиду свою землю. За спиной Александра Невского Корин изобразил простирающиеся широко русские земли. Широкоплечий воин в латах олицетворяет собой всю мощь русского оружия, смелость и мужество русского народа, который готов сражаться до последней капли крови за свою свободу и независимость, за свои идеалы. Во многом благодаря мастерству художника князь остался в памяти русских несгибаемым воителем и национальным героем. В годы Великой Отечественной войны тема борьбы Древней Руси с немцами была наиболее актуальной, а победы русских над ними возводились в ранг общенациональных достижений. Героизм Александра Невского мог служить примером для советского народа. Князь прославился смекалкой, изобретательностью и смелостью в битве на Неве в 1240 г. со шведами и немцами и в 1242 г. в знаменитом сражении с рыцарями Ливонского ордена на Чудском озере. В Невской битве Александр победил численно превосходившего врага с помощью военного искусства, нанеся противнику неожиданный удар. В 1240 г. немцы напали на Псковскую область, а шведы, побуждаемые папой, двинулись на Новгород под предводительством королевского зятя Биргера. Уверенный в победе, Биргер прислал Александру объявление войны, гордое и надменное: «Если можешь, сопротивляйся, знай, что я уже здесь и пленю землю твою». Новгород был предоставлен самому себе. Разгромленная татарами Русь не могла оказать городу никакой поддержки. С небольшой дружиной новгородцев и ладожан Александр ночью 15 июля 1240 г. напал на шведов, застав их врасплох, когда они при устье Ижоры на Неве остановились лагерем для отдыха, и полностью разгромил их. Шведы не ожидали такого мощного отпора русских, которые своим внезапным нападением полностью деморализовали противника. Сам сражаясь в первых рядах, Александр «неверному кралю их [Биргеру] возложил острием меча печать на челе». Победа в этой битве дала ему прозвание Невский и в глазах современников сразу поставила на пьедестал великой славы. Впечатление от победы было тем сильнее, что она произошла в тяжелый период, ознаменовавшийся для остальной Руси большими бедами и невзгодами.

Сочинение - портретный очерк

по картине «Александр Невский»

· Подготовить учащихся к написанию сочинения в жанре портретного очерка;

· дать понятие о композиции и структуре портретного очерка, его языковых особенностях;

· повторить сведения о публицистическом стиле;

· создать культуроведческий фон урока посредством использования специального языкового материала, про­изведения живописи (картины),

· авизировать специфическую фоновую, устаревшую лексику, необходимую для описания портрета (князь, иконопись, меч, кольчуга, панцирь и т. д.);

· ориентировать учащихся на использование изученных конструкций (простое предложение с однородными, обособленными, уточняющими членами) в тексте сочинения.

Культуроведческий фон урока (оборудование):

· репродукция картины «Александр Невский»;

· фрагмент искусствоведческого текста (жанр портретного очерка) Г. Кушнеровской (раздаточный материал).

Ход урока

Вступительное слово учителя.

Урок подготовки к сочинению мы начнем викторины.

Кто такой Александр Невский? (Известный русский князь, прославившийся в битвах со шведами и немцами)

За что Александр был наречен Невским? (За победу над шведами на Неве)

Какое событие в истории было названо «ледовое побоище»? (Рыцари тевтонского ордена взяли русские города Изборск и Псков и намеревались идти на Новгород. На Чудском озере развернулось одно из самых. крупных сражений средневековья - «ледовое побоище». Войско, которым командовал Александр Невский, разбило немецких рыцарей; это событие произошло в 1242 году.)


Что происходило в нашей стране в 1942 году? (В это. время шла Великая Отечественная война.)

Между событиями, о которых мы вспомнили, лежит
временная пропасть в 700 лет, и, тем не менее, эти события оказались тесно связаны друг с другом в сознании известного русского художника Павла Дмитриевича Корина, по картине которого мы будем писать
сочинение.

Рассказ о художнике

Павел Дмитриевич Корин - наследственный иконописец. С детства он учился писать иконы, закончил палехскую школу живописи, работал в Москве в иконописной палате Донского монастыря. Затем он снова пошел учиться, теперь уже в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В этот период определились его художественные интересы: он активно работает в жанр портрета. В портретной галерее, созданной художником, много выдающихся деятелей русской культуры: писатель, скульптор, мастера живописи, групповой портрет «Кукрыниксы» (,).

Особняком в этом ряду стоит портрет Александра Не­вского. Это символический портрет князя-героя, который разбил ливонских рыцарей в 1242 году. Через 700 лет, в 1942 году, в дни борьбы с немецко-фашистскими захватчиками, Павел Дмитриевич Корин создает произведение, на котором изображает Александра Невского.

Дело в том, что перед лицом грозного врага люди по-особому смотрят на прошлое своей страны. Страницы истории переосмысливаются, к далеким событиям обращаются словно за поддержкой: ведь было и раньше было трудно, как же выстояли? Накануне Великой Отечественной войны известный режиссер С. Эйзенштейн поставил художественный фильм «Александр Невский», а уже во время войны, в 1942 году, были утверждены ордена Александра Невского, Суворова, Кутузова. Словно великие полководцы прошлого становились в строй вновь, чтобы в трудную минуту помочь Родине одолеть врага.

Позже сам Павел Дмитриевич Корин вспоминал: «Я писал Невского в годы войны, стремясь отразить непокорный, гордый дух народа, который встал во весь свой гигантский рост».

Писать было трудно. Оружейная палата эвакуирована. А художнику нужно было писать шлемы, мечи... В историческом музее он находит копию шлема Ярослава Всеволодовича - отца Александра Невского, и пишет небольшой этюд. Он зарисовывает фрагменты кольчуги, наблюдает, как соединяются её звенья, какова конструкция панциря древнего русского воина.

Рассмотрим это полотно.

Беседа по картине

На что сразу обращаешь внимание, когда смотришь на
эту картину? (На огромную фигуру Александра Невского.)

Как изобразил художник Александра Невского? (Он изображен в полный рост, занимает почти всю картину.)

Опишите лицо героя картины. Чем оно привлекает внимание? (Мы видим мужественное лицо с правильными жесткими чертами. Выражение его сурово. Мы понимаем, что перед нами человек, готовый к трудному бою: губы его плотно сжаты, брови сдвинуты. В глазах нет страха, а есть решимость идти до конца. Он смотрит вдаль, туда, откуда, вероятно, идут полчища врага.)

Какие детали одежды подчеркивают, что перед нами воин? (На князе металлическая кольчуга, тяжелы й пан цирь, латы. Металлическими доспехами защищены руки и ноги. На голове - шлем, в руках - огромный тяжелый меч. Тяжело спадает с плеч багровый плащ. Именно так одевались на Руси воины.)

Изображая князя, художник стремился к достоверной передаче деталей. Однако в руках князя только тяжелый литой меч, но нет другого необходимого атрибута - щита. Как вы думаете, почему? («Может быть пото му, что щит предназначен для того, чтобы защищаться. Александр Невский готовится не защищаться, СА защищать свою землю, свой народ. Мне кажется, что князь - символ щита, человек, который должен защи щать свою родину».)


О чем говорит нам поза полководца? (Он твердо сто ит на своей земле и не отдаст ни одной ее пяди. Он готов защищать эту землю, ведь именно так становится че ловек, желающий защитить кого-то. Его ноги расставлены. Руки крепко сжимают меч. Его поза говорит о ду ховной и физической силе этого человека, его увереннос ти в себе и предстоящей победе.)

Справа на картине мы видим стяг с изображением Спаса - Спасителя, Христа. Этот стяг необычен. В чем это проявляется? (Необычен фон стяга - черный. В цен тре стяга - изображение Спасителя. Необычно выраже ние его глаз, они какие-то сверкающие, гневные)

Что же готов защищать герой картины? (Он готов защищать русскую землю: ее огромное небо, церкви, реки, леса, холмы - все, что мы видим за ним на заднем плане картины.)

Искусствоведческий текст (жанр nopmpem ного очерка)

Прочитайте отрывок.

Образ Невского имеет в триптихе значение исторического символа. Невский стоит над Волховом, как на краю земли, возвышаясь над старинным собором, над лесом дальнего берега. Он стоит, обеими руками сжимая рукоять меча, готовый к бою до конца. Ветер гонит грозовые тучи, развевает стяг и пурпурный плащ на плечах князя. В этом образе, словно кованном из стали с головы до ног, есть решимость и бесстрашие, и убежденность в победе. О таких писал летописец: «Се бо люди крылаты!» И веришь, благодаря таким Россия, Русь была навеки непокоренной, независимой.

«Я хотел,- говорил Павел Дмитриевич, - передать характер русского человека, воплотить тот дух отваги, что составляет неотъемлемую черту нации, что побуждал людей России насмерть стоять в битвах, идти вперед, искать новые земли, пути в науке, создавать новые песни...»

И «Александр Невский» Корина - это гимн человеку, исполнившему свой долг, прекрасному силой убежденности и осанкой благородной независимости.

Беседа по тексту

Какова тема очерка? ()

- Какова композиция очерка? (образ Невского - исторический символ.; передать через образ Невского характер русского человека; образ – гимн воину и победителю).

- В каком стиле написан текст очерка? (Цель текста - воздействие на слушателей и читателей посредством выражения своего мнения доказать, что этот образ является историческим символом. Основная форма реализации стиля – монолог автора. В тексте встречаются профессиональные слова (образ, триптих) и устаревшая лексика, которая необходима, чтобы правильно назвать предметы одежды, оружие той далекой эпохи (меч, ножны, стяг, князь...), формы (се бо люди...).

- Какой тип речи преимущественно используется в очерке? (Рассуждение. В тексте есть тезис, доказательства, вывод.)

Есть ли элементы других типов речи? (Есть элементы описания образа Невского на картине, а также элементы повествования, которые вводятся с помощью прямой речи летописцами.)

Работа над текстом сочинения

Вы должны будете написать сочинение необычного
жанра - портретный очерк, аналогичное тому, который мы только что анализировали. Аналогичный - сходный, похожий, но это не значит, что вы должны
повторить то, что мы с вами видели в данном очерке. Каждый человек, который смотрит на картину, видит что-то свое, у него возникают свои, несхожие с другими мысли, он использует свои речевые средства.

Особенности портретного очерка

Тема очерка

Личность, изображенная на картине

Основная мысль

Мозаичная

композиция

(состоит из

отдельных

фрагментов,

подчиненных

Внешний портрет (описание черт лица, фигуры, показ через внешность внутреннего мира героя: чувств, мыслей, настроеений);

Поведенческий портрет (oписание позы, взгляда, жестов, мимики);

Речевой портрет (речь человека как средство раскрытия его характера, мыслей, эмоционального состояния)

Элементы биографии человека (что совершил, когда);

Элементы характеристики человека современниками, близким людьми, историками и т. д.;

Собственная позиция и оценка, отношение к герою и картины в целом.

Публицистический

Ведущий тип речи

Рассуждение (доказательство или размышление) с элементами повествования и описания.

А теперь попробуем применить полученные знания к конкретной теме нашего сочинения. Какова будет тема и основная мысль вашего сочинения? (показать образ Александра Невского, запечатленный на картине, выразить свою оценку)

Что может включать композиция очерка? (описание внешности Александра Невского, его глаза, выражение глаз, внутреннее напряжение человека, готового к битве, и через внешность - внутренний мир героя: его чувства, мысли, настроение....)

Обязателен ли именно такой порядок изложения, который вы назвали в соответствии с таблицей? (для портретного очерка характерна мозаичная композиция.)

Сделайте прогноз относительно стилевой направленности своего сочинения. (Сочинение будет написано в публицистическом стиле)

Какой тип речи будет преобладающим? (Рассуждение)

Будут ли присутствовать элементы других типов речи в сочинении? (Обязательно будут элементы on исания героя; возможны элементы повествования, вкрапленные в сочинение: сведения о герое картины, об авторе.)

> И последнее важное замечание. Очерк всегда привлекает внимание, когда ему дается какое-то яркое, заминающееся название. Подумайте, какие бы вы предложили варианты заголовка для своего сочинения-очерка? («Защитник земли русской», «Победитель», «Легендарный герой русской земли».)

 


Читайте:


Новое

Как востановить менструальный цикл после родов:

Вкусный гарнир из цветной капусты - особенности приготовления, рецепты и отзывы

Вкусный гарнир из цветной капусты - особенности приготовления, рецепты и отзывы

Овощные гарниры всегда являлись востребованными, витаминными и вкусными блюдами. И сегодня мы предлагаем вам приготовить очень вкусный, сытный и...

Зеленые помидоры на зиму, простые рецепты вкусных зеленых помидор

Зеленые помидоры на зиму, простые рецепты вкусных зеленых помидор

Содержимое Каждая хозяйка, заготавливая запасы на зиму, всегда мечтает и о каком-нибудь необычном блюде, которым можно было бы удивить гостей на...

Салаты с кускусом — вкус, оригинальность и легкость водном блюде!

Салаты с кускусом — вкус, оригинальность и легкость водном блюде!

Шаг 1: подготавливаем кус-кус.Кус-кус – это пшеничная крупа, которую обычно пропаривают и подают с различными мясными или овощными добавками. Она...

Онлайн-гадание «Книга ведьм Гадания старой ведьмы

Онлайн-гадание «Книга ведьм Гадания старой ведьмы

На Ваше ближайшее будущее. Её короткие, но ёмкие рекомендации, скорей всего, будут Вам полезны. Особенность этого гадания - некоторые вопросы могут...

feed-image RSS