Главная - Рыбалка
Что такое Чайлдфри? Чайлдфри: а не мнима ли свобода

Общественное явление, ставшее темой данной статьи, развивается в России и других странах СНГ с конца 90-х - начала 2000-х годов. Оно имеет неоднозначную оценку среди людей, мало знакомых с этой философией. Во многом противоречивое и местами резко негативное восприятие связано, как это часто бывает, с недостатком информации. Речь идёт о понятии «чайлдфри». Что такое, когда и как появилось, какие цели преследует это И, самое главное, как оно влияет на остальную часть общества? В статье мы будем отвечать на все эти вопросы и развенчивать мифы.

История явления

Childfree («чайлдфри») по-русски значит «свободный от детей». Данное течение зародилось в 1970-е годы в США в процессе массовых выступлений за права, свободы и равенство. Так была создана Национальная организация не-родителей (NON), у истоков которых стояли две участницы феминистского движения, Эллен Пек и Ширли Радл. Смыслом деятельности организации стало донести консервативно настроенному обществу мысль, что женщина имеет право не рожать детей, если не хочет.

Данное заявление произвело значительное изменение в общественном сознании, ведь до этого считалось, что сознательный отказ от продолжения рода означает наличие недугов физического или психологического свойства. Смелое заявление двух активисток придало уверенность и другим женщинам, чувствовавшим то же самое, но не решавшимся сказать вслух. Организация НОН быстро стала популярной, а в 1980-х годах преобразовалась в движение чайлдфри. Но если в Соединённых Штатах приверженцы бездетного образа жизни нередко заняты активной социальной деятельностью и участвуют в политических акциях, то на постсоветском пространстве это общественное движение носит характер клуба по интересам.

Частые вопросы

Среди людей, не относящих себя к этому явлению и не имеющих таких знакомых, возникает немало недопонимания и даже мифов по поводу чайлдфри.

«Что такое с ними? Как можно не хотеть завести хотя бы одного ребёнка?»

Здесь необходимо напомнить, что продолжение рода не является обязанностью, а нежелание это делать никак не характеризует личность с отрицательной стороны. Напротив, это говорит о честности перед самим собой и ответственности за будущее. Иметь детей стоит в том случае, когда действительно есть желание и возможность воспитать маленького человека.

«Это осознанный отказ от материнства или отцовства, что значит, чайлдфри ненавидят детей?»

Совсем не так. В целом отношение к юному поколению у таких взрослых простирается от добродушно-нейтрального до безразличного. Многие добровольно с удовольствием проводят время со своими племянниками и племянницами, детьми друзей и т. д. Немало убеждённых чайлдфри успешно реализуют себя в педагогической сфере. Стоит лишь отметить, что «свободные от детей» весьма нетерпимы к активным попыткам навязать им иной стиль жизни.

«Чайлдхейт и чайлдфри - что такое? Одно и то же или разное?»

Путая эти совершенно разные явления, люди приходят к ошибочному мнению, что добровольная бездетность - есть следствие жгучей неприязни к подрастающему поколению. В то время как «чайлдфри» означает «свободные от детей», «чайлдхейт» переводится как «детоненавистники». Необязательно знать и использовать термины-англицизмы, чтобы понять, насколько два этих явления далеки друг от друга. Первая группа людей спокойно относится к чужим детям, но предпочитает не заводить собственных. Вторая группа испытывает стойкое негативное чувство по отношению к маленьким людям, способное проявляться даже в агрессии. Примечательно и одновременно грустно то, что ненавистники детей далеко не всегда являются бездетными. Случаи психологического или физического насилия в семье зачастую связаны с тем, что родитель в силу разных причин проявляет себя как чайлдхейтер.

Мнения психологов

Среди специалистов по внутренней жизни человека нет однозначного мнения по поводу добровольной бездетности. Пытаясь понять, что значит чайлдфри как социально-психологическое явление, практикующие психологи выделяют следующие возможные причины такого выбора:

1. Негативные переживания в собственном детстве.

Согласно этой логике, причиной вступления в ряды чайлдфри является страх (сознательный или подспудный) повторить ту модель родительского воспитания, от которой человек страдал, будучи сам ребёнком.

2. Эгоизм и инфантильность.

В этом случае добровольную бездетность выбирает человек, про которого принято говорить «вечное дитя». Таким свойственна ориентированность в первую очередь на собственные интересы, а также гедонизм - стремление получать максимальное удовольствие от жизни. Из чего следует, что эти люди не чувствуют в себе сил проявлять ту огромную ответственность, заботу, терпимость и самоотверженность, которые необходимы будущим матерям и отцам.

3. Стремление достичь профессиональных высот.

Эту группу составляют чайлдфри, род деятельности которых связан с бизнесом, искусством, спортом, наукой и другими областями, требующими большой самоотдачи. В таких условиях у человека нет ни времени, ни возможности, ни даже просто потребности заниматься рождением и воспитанием отпрысков. Ведь совместить любимую работу и полноценное воспитание детей - задача почти невыполнимая, особенно в российских реалиях.

А теперь рассмотрим причины вступления в ряды добровольно бездетных, основываясь на гендерных различиях.

Женщины и мужчины чайлдфри

Что такое есть в этом социальном движении, привлекающее представителей обоих полов?

Как показывают исследования, женщинами обычно движет желание реализоваться в профессиональном плане и посвятить больше времени саморазвитию. Действительно, имея на руках маленького ребёнка, трудно строить карьеру, а за время даже короткого декретного отпуска можно потерять работу своей мечты. Кроме того, воспитание чада, особенно в первые годы жизни, оставляет мало времени и возможностей для путешествий, учёбы и просто чтения книг.

Что касается мужчин, то они выбирают стиль жизни чайлдфри, зачастую руководствуясь противоположными причинами, нежели у женщин. Главным аргументом для мужского пола становится нежелание взваливать на себя финансовый груз, который неизбежно возникает при рождении и дальнейшем воспитании ребёнка. Мужчинам-чайлдфри хочется иметь больше независимости и меньше обязательств, а также возможностей иногда полениться или попутешествовать, не будучи связанными необходимостью кормить семью.

Другими доводами добровольно бездетные люди обоих полов называют: опасность родов для здоровья, ухудшение отношений в браке и нарушение интимной жизни родителей после рождения ребёнка.

В общем, идеальной парой для любого чайлдфри является партнёр с такими же точно убеждениями. В этом случае удастся построить более гармоничные отношения, лишённые сомнений или недоверия в таком важном вопросе, как деторождение.

Свободные и знаменитые

Из убеждённо бездетных мужчин наиболее известны актёры Джордж Клуни и

Общение для чайлдфри

Знакомства людей, выбравших добровольную бездетность, в наше продвинутое время происходят на различных интернет-площадках. Существуют соответствующие форумы, дневниковые сообщества, группы, паблики и т. д. На таких веб-ресурсах можно пообщаться с единомышленниками, задать вопрос, излить душу, а также найти себе пару с близким мировоззрением.

Форумы

Весьма популярным форумом является «Планета чайлдфри». Здесь пользователи делятся наболевшим, обсуждают жизненные истории, шутят на разнообразные темы (не только связанные с философией childfree), получают и распространяют полезную информацию - в общем, чувствуют себя комфортно. Форум «Планета чайлдфри» является в некотором смысле отдушиной для тех людей, кого в повседневной жизни окружают не единомышленники в вопросах деторождения, а, наоборот, «идеологические противники», проявляющие непонимание или бестактность в общении.

Социальные сети

Весьма развитое и информационно наполненное комьюнити childfree расположено в «Живом журнале». В своё время это была первая в рунете площадка для общения людей, выбирающих добровольную бездетность.

В самой популярной российской социальной сети также есть публичные страницы и группы направленности childfree. Одна из самых массовых называется «Чайлдфри по-русски». «ВКонтакте» объединяет пользователей из множества городов и стран, давая возможность общаться на актуальные темы в режиме реального времени. Кроме групп, существуют паблики анонимных мнений, например «Подслушано чайлдфри». Ещё одним примечательным явлением можно назвать сообщества в социальных сетях, ориентированные на женатых/замужних или состоящих в длительных отношениях людей. Здесь можно обсудить особенности семейной жизни без детей, а также попросить совета в случаях непонимания с партнёром по этому вопросу. В общем, разнообразное социальное взаимодействие - это то, чем занимаются участники группы «Чайлдфри по-русски» и других подобных сообществ в интернете.

Вместо заключения

«Свободные от детей» - значит не испытывающие потребности иметь потомство и сознательно выбравшие бездетность. Невозможно назвать сообщество чайлдфри субкультурой, поскольку у группы нет особых правил или отличительных внешних признаков. Да и общественным движением (по крайней мере в странах СНГ) их можно считать с большой натяжкой, ведь они не выдвигают лозунгов и не пытаются изменить мир. В целом можно сказать, что чайлдфри - это образ жизни, который можно понимать или нет, но уважать определённо стоит, хотя бы потому, что эти люди честны в своём выборе и не навязывают его другим.

Б ольшинство женщин уже в подростковом возрасте начинают задумываться о счастье материнства. Чуть позже у них рождается ребенок, который становится лучиком света и смыслом всей жизни жены и матери. Но некоторые представительницы прекрасного пола сознательно отказываются от детей и не собираются тратить на них свою жизнь. Почему так происходит? Почему женщины отвергают то, что заложено природой?

Движение чайлдфри

Люди, причисляющие себя к сторонникам идеи чайлдфри, не являются бездетными в прямом смысле этого слова. Существует четкое ограничение между бездетными парами, которые по медицинским показаниям не могут подарить себе малыша, и супругами, сознательно отрицающими наличие ребятишек в семье. Добровольную бездетность не понимают и не принимают во всем мире. Это понятие является неким абсурдом, идущим против природы и родительских инстинктов. Но чайлдфри – это не самое страшное. Существует еще понятие чайлдхейт. Таким английским словом называют не просто свободных от детей людей, а женщин и мужчин, ненавидящих мальчиков и девочек. Они не только не собираются рожать собственных малышей, но и не могут терпеть чужих отпрысков. Эти люди физически не выносят присутствие детей в собственной жизни. Такое положение дел смело можно назвать патологией.

Как же объясняют чайлдфри свое нежелание рожать и растить детей? Причин может быть множество. Кто-то посвящает свою жизнь иной цели, например, карьере или творчеству. Другие люди попросту не хотят портить фигуру, третьи уверены в том, что детей нельзя растить в нищете. Но психологи называют эти причины лишь отговорками. На самом деле у женщины или у обоих супругов напрочь отсутствует потребность в детях, материнский инстинкт спит и не желает просыпаться.

Некоторые причины лежат не на поверхности, а идут из раннего детства. К примеру, человек за свою жизнь так и не нашел общего языка со своей матерью или отцом или же подвергался семейному насилию. Сознательно или подсознательно у него сформировалось отрицательное мнение о родительских обязанностях. Отсюда и появилось нежелание иметь детей. Иногда люди до такой степени боятся родительской ответственности, что даже не допускают мысли о рождении ребенка. Это тоже психологическая проблема. А кто-то по своей сути является обыкновенным эгоистом, не желающим заботиться о ком-то еще.

Мотивация может быть разной. Иногда люди справляются со своими проблемами, а чайлдфри остается в прошлом. У каждого из нас свой выбор!

Настоящий европейский человек отличается множеством открытых возможностей. Общество пришло к тому, что человек имеет выбор. Личность свободна выбирать профессию, стиль жизни, сексуальную ориентацию, партнера, хобби; свободна быть чудаковатой, участвовать в той или иной субкультуре. Все это общество более - менее позволяет личности.

Конечно, остается много нетерпимых и агрессивных людей, но в целом современное европейское общество, к которому мы стремимся приблизиться, позволяет личности делать свободный выбор. Во всем, но не в желании иметь ребенка. Человек, а особенно женщина, которая заявляет другим о своем нежелании иметь ребенка, подвергается общественному порицанию. Но таких людей становится все больше, и они создают феномен под названием «.

(от английского childfree - свободный от детей, добровольная бездетность) - движение, участников которого объединяют отсутствие детей и сознательное нежелание их иметь. Этим же словом обозначаются участники этого движения. При этом речь идет не о тех людях, которые сознательно откладывают рождение ребенка на потом, и не о тех, кто не может иметь детей, а о тех, кто не желает их иметь вообще.

Чайлдфри не движение!

Движение чайлдфри в западных странах из года в год расширяется. Довольно большое количество американских женщин открыто заявляет о своих чайлдфри - взглядах. Среди русских и украинцев количество тех, кто называет себя чайлдфри, тоже растет. Представители этого течения создают свои сообщества в интернете, общаясь на форумах и в блогах.

Сегодня медиа довольно часто говорят о феномене чайлдфри, почти всегда - с осуждающим подтекстом. Но не будем давать оценку, а лишь разберемся, насколько общественное мнение о чайлдфри совпадает с действительностью. Материалом для анализа стали записи в блогах и на форумах чайлдфри. Есть ряд общественных стереотипов относительно чайлдфри.

Чайлдфри активно пропагандируют свою «идеологию».

Это совсем не так. Как правило, приобщиться к чайлдфри человека побуждает вовсе не желание убедить как можно больше людей отказаться от родительства. Скорее, причина в том, что на людей, которые в определенном возрасте не имеют детей, существует постоянное давление ближайшего окружения. Особенно это касается женщин и супружеских пар. На мужчину давление меньше, считая, что ему же «надо сделать карьеру, он еще успеет», а вот женщина считается в обществе той, которая, прежде всего, должна рожать детей. Именно в рождении детей женщина должна видеть смысл своей жизни. Женщину детородного возраста почти никто не спрашивает: «А хочешь ты иметь ребенка?» Родственники, знакомые считают, что женщина априори очень этого желает, и она постоянно слышит: «А когда Вы планируете?», «Смотри, рожай, потому что потом будет поздно» и т.д. Если женщина вдруг говорит, что не желает рожать ребенка, то выслушивает о том, что «это ненормально», «тебе надо лечиться», «ты не понимаешь, ребенок - это самое большое счастье в жизни». И такие разговоры длятся годами. Чайлдфри создают свои сообщества не через желание распространить свои взгляды на мир, а в стремлении найти окружение, которое поддерживает их выбор. Одинокий человек, который постоянно выслушивает от других: «ты урод», «ты ненормальная», «все хотят иметь детей, а ты нет, с этим срочно надо что - то делать», со временем начинает верить, что это так, что она просто ненормальная. В сообществе чайлдфри сознательно бездетные люди чувствуют себя более комфортно, впервые они не должны обосновывать свой выбор.

Как правило, чайлдфри не пытаются убедить своих родственников, друзей и знакомых в том, что ребенок им не нужен. Им это не важно. Большинство чайлдфри - это личности, которые живут довольно напряженной жизнью, делают карьеру, имеют широкий круг интересов. Они не имеют желания кого - то учить, как надо жить, и очень уважают свободу выбора. Более того, чайлдфри достаточно позитивно относятся к родителям, которые хорошо воспитывают своих детей, предъявляют к своему ребенку умеренные требования в отношении к окружению.

Чайлдфри - очень агрессивные люди, ненавидящие детей.

Это не совсем правда. Так, среди чайлдфри являются так называемые чайлдхейт, у которых дети вызывают крайне негативные эмоции. Но они не составляют подавляющее большинство чайлдфри, которое к детям относятся спокойно. Они с удовольствием иногда могут даже пообщаться со своими племянниками или детьми знакомых. На самом деле чайлдфри нетерпимы не к детям как таковым, а к родителям, которые считают, что матери с ребенком все и все должны прощать. К людям, которые требуют от общества постоянных уступок из - за того, что у них дети, и которые считают, что «это ребенок, он не может сделать ничего плохого, потому что ребенок - это ангел, а если я имею ребенка, люди должны понимать, что я имею право на все».

Чайлдфри - неудачники. Они не могут позволить себе ребенка.

Это не правда. Среди чайлдфри большинство - довольно успешные люди со средним и выше среднего уровнем достатка. Чайлдфри хорошо осознают, что воспитание ребенка требует больших затрат, но деньги - не основной элемент мотивации чайлдфри. Большинство из них говорят, что если бы у них было настоящее желание иметь ребенка и воспитывать его, то можно было бы заработать на его содержание. Одновременно с этим чайлдфри присуще повышенное ответственное отношение к проблеме обеспечения ребенка. Они с большим возмущением воспринимают людей, которые рожают детей, не задумываясь над тем, за что они будут их содержать, что смогут им дать. Абсолютное большинство чайлдфри с осуждением смотрит на людей, которые рожают и оставляют своего ребенка, на случаи плохого отношения к детям (домашнего насилия, например). У чайлдфри достаточно высокие стандарты жизни, для них важно иметь высокий уровень доходов.

Чайлдфри - бездушные эгоисты.

Так, в определенной степени эгоизм присущ большинству чайлдфри. Для них очень важно удовлетворить собственные потребности - как материальные, так и духовные. Добровольно бездетные люди очень ценят собственную свободу и возможность заниматься тем, что им нравится. Но здесь мы имеем дело с двойными стандартами в нашем обществе. Попробуем задуматься над тем, какой процент людей в современном обществе являются эгоистами. Считается ли эгоистом человек, который рожает ребенка для того, чтобы «было кому поднести стакан воды»? Какой процент родителей выбирает родительство из - за желания дать новую жизнь, а не для того, чтобы удержать партнера, избежать общественного осуждения («у всех подруг уже есть дети, а у меня нет, что люди скажут?»), решить свои материальные или жилищные проблемы? И почти никто таких родителей не осуждает, обществу нет до этого дела. Однако об эгоизме чайлдфри говорят почти всегда, именно их эгоизм вызывает широкое общественное осуждение.

Чайлдфри - несчастные люди, которые имеют большие психологические проблемы, их надо лечить.

Этот миф так же связан с двойными стандартами. Большинство людей имеют психологические проблемы. Родительство такие проблемы обостряет, поскольку оно - новый этап в жизни личности, связанный с преодолением психологических кризисов, с проблемами адаптации. Существует распространенный миф о том, что родительство - это лекарство от психологических проблем («тебе плохо, у тебя частые депрессии, тебе надо рожать») и проблем в межличностных отношениях в семье («родишь ему ребенка, все наладится»). Но, как правило, эти «лекарства» действуют с точностью до наоборот. Для того чтобы быть хорошими отцом и матерью, в идеале надо начать с гармонизации собственной личности. Но почему - то это почти никого не смущает. Общество не учитывает то, что мать, которая имеет психологическую травму с детства, передаст ее ребенку, но ее очень смущают психологические проблемы чайлдфри. Почему - то в последнее время стало очень модно говорить о том, что родительство должно быть сознательным. Конечно, такая позиция приводит к снижению демографических показателей. Чайлдфри, как это ни парадоксально, - сторонники осознанного и ответственного родительства, они с уважением относятся к успешным и гармоничным родителям (у русскоязычного чайлдфри - сообщества их называют «адекватные детные»).

Еще один двойной стандарт. Во - первых, чайлдфри, как правило, являются действующими налогоплательщиками. Если следовать этой логике, то современные дети, получая помощь от государства, получают ее частично и с заработков чайлдфри. Женщина, которая всю жизнь работает, имеет высокий уровень заработка и платит налоги, дает возможность другой женщине получать пособие на ребенка, сверх того, она не конкурирует с женщиной - матерью за денежную помощь государства. Если, например, вдруг рождаемость в стране повысится втрое, количество плательщиков налогов и рабочих рук резко уменьшится, а тех, кто нуждается в финансовой помощи государства, - резко увеличится. Кроме того, чайлдфри не очень склонны рассчитывать на помощь государства в старости, они больше задумываются над необходимостью заработать на обеспечены старость. Еще один интересный момент - ни у кого не вызывает осуждение тот факт, что среди современных и будущих пенсионеров есть такие, дети которых покидают страну и не принимают участия в «Содержании поколения, их породившего и вырастившего».

Жизнь чайлдфри лишено смысла, ибо смысл жизни - в продолжении рода.

Это не так. На самом деле смысл жизни - это очень личная категория, и для каждой отдельной личности имеет свой смысл. Но общество с негодованием решает за добровольно бездетных, что если в их жизни нет ребенка, то нет и смысла жизни. Что, в свою очередь, вызывает возмущение и определенную агрессию со стороны чайлдфри - они отстаивают свое право самостоятельно решать, что является для них смыслом жизни.

Итак, разобрав распространенные заблуждения относительно чайлдфри, попробуем выявить и скрытые причины общественной ненависти к этой группе людей. Европейское общество сделало из института родительства культ, в котором ребенок становится сверх-ценностью основным смыслом жизни. Личность не имеет права осознать, что ребенок не приносит ей радости. Итак, имеем классический фрейдистский конфликт между желаниями и общественными установками. Общественная установка не позволяет личности даже осознать тот факт, что дети для нее не является счастьем. Эти чувства вытесняются в бессознательное и вызывают психозащитную реакцию, которую Фрейд называл отрицанием. Вместо того чтобы признать свои не одобряемые обществом чувства, личность начинает демонстрировать активную ненависть к тем, кто эти чувства признает и демонстрирует.

Так, по психоаналитической теории, большинство гомофобов - скрытые гомосексуалисты. Ненависть к чайлдфри вызывается собственным скрытым конфликтом между сказкой о счастливом родительстве и реальностью. Люди, которые действительно получают удовольствие от родительства, которые само-актуализируются в воспитании детей, как правило, относятся к чайлдфри с пониманием. Чье - то нежелание иметь детей не вызывает у них бурного осуждения и ненависти.

Из этого можно сделать вывод, что негативное отношение общества к чайлдфри - это проявление внутренних конфликтов, вызванных тем, что общество мало внимания уделяет проблемам гармоничного, осознанного родительства по собственному выбору.

Отстаивать свое право на выбор в сфере родительства - это тяжелый путь от родительства по принуждению к ответственному родительству по желанию.

Исследование Чайлдфри - мифы и реальность

69 оценок, Средняя оценка: 4.9 из 5

Почему чайлдфри не теряет популярность уже более полувека? В чем гуманность данной идеи? Или наоборот, возможно она не имеет права на существование? Попытаемся разобраться с этической точки зрения, а также рассмотреть влияние такой жизненной позиции на психологическое и физиологическое здоровье последователей.

Что такое чайлдфри?

Исследователи-антропологи сообщают, что во все времена и во всех обществах непременно находились 10% женщин, которые не выполняли функцию материнства. При всем при этом испокон веков нам прививают любовь к матери, материнство воспевают во всех культурах и искусствах, и это неудивительно - только так продолжается человеческий род, только это самая крепкая кровная связь между людьми, растущие поколения нарекают гордостью, надеждой и высочайшей ценностью. Однако каждая ли женщина обязана стать матерью? Притом, что к рождению ребенка всегда причастны двое, именно женщина традиционно берет на себя максимум ответственности за здоровое наследие и за достойное его воспитание. Девочкам с детства прививают уважение к домашнему очагу и ценности семейных уз, а в каждой семье, утверждают консерваторы, должен родиться малыш или несколько детей.

ХХI век рушит любые стереотипы. И если во всеуслышание о себе спешат заявить представители сексуальных меньшинств, то движение "childfree" немного скромнее. Зародилось оно в волнующие 70-е годы прошлого века, когда на карте мира образовывались новые страны, когда формировались субкультуры, а в противовес им контркультуры, когда рушились и преобразовывались принципы не только отдельных личностей, но и различных сообществ. Развитие движения "childfree" берет начало из американского общества, где защитниками прав человека было предложено именно такое обозначение в противовес уже тогда принятому "childless", что означало бездетных, с присущей этому слову некой обреченностью. Своей популярностью движение отчасти обязано распространению среди простых обывателей .

На сегодняшний день следует различать особенности жизненной позиции и мировосприятия трех категорий людей, оказывающихся состоянием на данный момент бездетными:

  • childless (не имеющие детей) - применяется преимущественно по отношению к бездетным на данный момент людям, в том числе и к тем, кто таковым является в силу физиологических особенностей; childless можно назвать молодого человека, который не собирается заводить детей сейчас , который не может этого сделать в силу жизненных приоритетов, социального статуса или медицинских показаний; это, по сути, констатация "сухого факта" о том, что у человека нет детей;
  • childfree (свободные от детей) - применяется по отношению к людям (которые, к слову, могут являться родителями), исповедующим жизненные принципы о том, что дети обременяют и без них спокойно можно обойтись; обычно это лояльные к противоположным жизненным принципам люди, не навязывающие другим свою точку зрения, однако состоянием на данный момент или навсегда не считающие необходимым воспитывать своего наследника; это, по сути, констатация жизненной позиции о том, что человек по жизни должен в полной мере реализовать себя, а не тратить энергию на наследников;
  • childhate (ненавидящие детей) - применяется по отношению к людям, совершенно не приемлющим материнство и отцовство; обычно это агрессивно настроенные по отношению к детям личности, не упускающие возможность сообщить посторонним о своей точке зрения; данная картина мира рассматривается как особенность несостоявшейся личности, больше присуща в подростковом возрасте и с течением лет может полностью преобразоваться; позиция может рассматриваться как переходная, когда незрелая личность подвергает любые традиционные устои сомнениям, если же она проявляется в зрелом возрасте, то расценивается как патология .

Особенность движения чайлдфри в сравнении с его однокоренными словами заключается в том, что это сформировавшаяся и абсолютно обоснованная ее последователем позиция. Приверженцы движения "childfree" в большинстве своем - это люди, в силу своего житейского опыта утвердившиеся во мнении, что дети не являются наивысшей жизненной ценностью, что класть на алтарь их воспитания жизнь точно не стоит, их можно либо не рожать, либо, родив, опекать по минимуму. Такие жизненные убеждения могут быть временными, а могут повлечь за собой абсолютно осознанную бездетность.

Обычно чайлдфри терпимо относятся к детям, но не принимают их присутствия в своей жизни. Вопреки тому, что им можно привести массу преимуществ материнства, каждый из них будет опровергнут, а в противовес ему приведены аргументы в пользу бездетности.

Жизненная позиция "childfree" - это философский вопрос, требующий и взвешенности суждений, и понимания альтернативной точки зрения. Всегда можно найти как преимущества, так и недостатки данного выбора.

Преимущества позиции чайлдфри

Идея чайлдфри может диктоваться самоотверженностью человека и его стремлением посвятить себя высочайшим идеям, как то служение Богу или обществу, что занимает максимум времени и усилий. Это имело место во все времена. В таких обстоятельствах деторождение либо отнимает много времени, либо становление новой личности происходит вне родительского контроля. Полной противоположностью столь благородного и весьма оправданного, взвешенного и взрослого решения считается отказ от материнства с эгоистической и инфантильной точки зрения. В силу этих обстоятельств бездетные женщины, а реже мужчины, утверждают, что живут в свое удовольствие, способны сами добиться необходимого, а дети требуют слишком много сил, внимания, энергетических затрат, что впоследствии совсем не всегда окупается. Между этими двумя крайностями существует масса аргументов, приводимых childfree-сообществами. Некоторые из них существовали издавна, другие навеяны веком глобализации.

Основные из аргументов в пользу чайлдфри:

  • человек принадлежит исключительно себе, это можно использовать во благо, а можно просто "прожечь жизнь";
    • жить ради общества - человек не готов к воспитанию наследника в силу своих жизненных приоритетов, сосредотачивающихся за пределами построения семьи, это осознанный отказ от этого социального института, например, монашество;
    • жить ради себя - человек не готов к воспитанию наследника по причине такого сформировавшегося сознания, в котором нет места такой ценности как дети; так или иначе, но сознательное материнство или отцовство откладывает отпечаток на мировоззрении и образе жизни, что не всегда вписывается в личную систему ценностей;
  • неприятие детей в силу собственного негативного опыта - бездетность в данном случае является следствием психологической травмы, нанесенной нерадивыми родителями или кем-то из близкого окружения человека; например, если человек чувствовал себя ненужным собственной матери, не исключено, что любых детей в последствии он будет воспринимать как обузу;
  • человек в силу жизненных обстоятельств не видит в себе сил и ресурсов для воспитания ребенка - такие люди могут позитивно относиться к чужим детям, а порой даже мечтают о своих, однако бедность, насыщенный рабочий график, отсутствие пары и прочие обстоятельства создают обстановку, в которой воспитание детей кажется или объективно является непосильной ношей;
  • неуверенность в завтрашнем дне и неготовность к высокой и постоянной ответственности - осознанное материнство служит высочайшей ответственностью, которую современные женщины не готовы на себя брать в силу шаткости института брака и нестабильности жизненных обстоятельств;
  • возможность оградить себя от беременности, справедливо считающейся весьма стрессовым и рисковым периодом в жизни женщины; в силу такого рода убеждений чайлдфри полагают, что роды опасны, а боли неоправданны, что вследствие портится фигура, а воспитание ребенка - непосильная психологическая нагрузка;
  • широкие возможности современного глобализированного общества - современный человек стремится максимально реализовать свои потребительские возможности, мы больше берем, чем отдаем, а воспитание ребенка предстает как раз возможностью самоотдачи и самопожертвования; сегодня как никогда реализуются идеи гедонизма, то есть человек спешит наслаждаться жизнью в полной мере, что несколько ограничивается с рождением наследников.

Недостатки позиции чайлдфри

Каждый из выше перечисленных аргументов в пользу социального движения бездетных может быть раскритикован и уничтожен. В противовес им приводятся негативные аспекты такой жизненной позиции, однако каждый из них весьма относителен:

  • дети - естественное продолжение рода, их отсутствие делает жизнь бессмысленной; особенно остро это ощущается в старости;
  • дети - ядро семьи; нельзя говорить о полноценности бездетной "ячейки общества", поскольку для пары, в которой есть место любви и уважению, ребенок становится мотивом к свершениям и гордостью;
  • быть родителем во взрослом возрасте - это естественно, традиционно, нормально; хоть и возникает вопрос о том, что считать нормой, однако наличие детей во взрослом возрасте лишает огромного числа осудительных или сочувствующих взглядов;
  • воспитание детей в начале их жизни и их опека родителями в старости - это естественный круговорот природы; на этом строятся семьи, так люди не чувствуют себя одинокими; хотя всегда существуют исключения;
  • дети стабильно наполняют жизнь смыслом - ощущается это и в старости, и ранее, когда человеку надоедает работа, дистанцируются друзья, когда он одинок; всегда можно себя занять, увлечься чем или кем угодно, однако воспитание собственного ребенка во все времена и в любых компаниях позволит заявить о себе как о состоявшейся личности.

Чайлдфри с точки зрения медицины

Женский организм считается здоровым, когда он способен к продолжению рода. Более того, отсутствие родов может самым негативным образом отразиться на здоровье, чему также необходимо отдавать отчет. С другой стороны, и беременность справедливо считается периодом стресса и рисков в жизни женщины, и смертность во время родов никто не отменял. Так или иначе, но за своим здоровьем необходимо следить и поддерживать его, независимо от того, планируете ли вы детей сейчас, в будущем, или вовсе не планируете.

Известна широкая группа заболеваний, при которых наступление беременности является нежелательным и даже опасным. К абсолютным противопоказаниям относят:

  • тяжелый порок сердца с нарушением кровообращения;
  • тяжелая гипертоническая болезнь с нарушениями кровообращения;
  • цирроз печени;
  • заболевания легких с дыхательной недостаточностью;
  • заболевания почек, приводящие к хронической почечной недостаточности (гломерулонефрит и др.);
  • системные болезни соединительной ткани (красная волчанка);
  • онкологические заболевания.

Такого рода заболевания несовместимы с беременностью, она выступает фактором, обостряющим и без того опасные патологии, а в конечном результате развивается состояние, представляющее угрозу и для жизни матери, и для плода.

К временным противопоказаниям, то есть к таким, в период которых необходимо ограничить детородную функцию, но по их прошествии беременность допустима, относят:

  • обострения хронических болезней и инфекционных заболеваний - по причине ослабленного иммунитета и необходимости принимать сильнодействующие лекарства;
  • хирургические (полостные) операции и год после них;
  • резкое снижение веса, анорексия;
  • проведение различных курсов лечения (химиотерапия, облучение) и прием препаратов, противопоказанных при беременности.

Наступление беременности в этих обстоятельствах может представлять опасность для здоровья матери или плода, но по прошествии времени с улучшением состояния здоровья и прекращением приема несовместимых с беременностью препаратов женщина вполне может забеременеть, выносить и родить здорового ребенка.

Осознанный отказ женщины от естественного продолжения рода может обернуться ухудшением здоровья, в частности:

  • отсутствие беременностей впоследствии рискует обернуться гормональным дисбалансом, поскольку беременность и роды всегда сопровождаются гормональными перестройками, отсутствие которых в течение жизненного цикла патологично;
  • неадекватная выработка гормонов, половых в частности, лежит в основе развития злокачественных и доброкачественных новообразований в структуре половых органов;
  • у бездетных женщин раньше наступает климакс, что снова-таки связано с особенностями гормонального фона.

Вместо выводов

Сказать, что преимущества и недостатки чайлдфри относительны, это слишком мало. Это настолько философская и многосторонняя тема, что право на существование имеют обе точки зрения. Дети ни в коем случае не должны стать путем для самореализации, однако становятся. Дети непременно должны появляться на свет и расти в полноценных семьях, однако случается это не всегда. Неосознанное материнство в отдельных случаях с годами способно преобразиться в пример для подражания, однако незапланированные дети могут и поломать жизнь. Можно родить и воспитать нескольких детей, посвятить им свою жизнь, а старость провести в одиночестве. А можно быть убежденным "childfree", но быть любимой тетушкой.

Существует мнение, что бездетные женщины (ведь в бездетности в современном мире больше укоряют дам) существовали во все времена хотя бы для того, чтобы быть опорой для состоявшихся матерей. Задумайтесь, ведь случаются обстоятельства, когда помощь свободной подруги как никогда кстати - в этом и может быть ее миссия.

Так или иначе, но корить женщину за ее отказ от материнства сравним тому, как осуждают матерей-кукушек или карьеристок. Быть или не быть родителем - личный выбор каждого, и гораздо правильнее и честнее не брать на себя ответственность за ребенка вовсе, чем родив его, пустить на самотек.

Пустоцветы, больные, неуравновешенные… Как только не называют в нашей стране женщин, которые добровольно отказались от деторождения и выбрали жизнь без детей! В традиционном обществе все еще с трудом приниматся что-то, что не укладывается в социальные стереотипы и норму жизни большинства. Но давайте же беспристрастно посмотрим на «отказников» и развеем некоторые мифы. Ниже – основные стереотипы о чайлдфри.

Миф 1. «Чайлдфри – это новомодное западное движение»

На самом деле, люди, не хотящие детей, были всегда. Еще в Древнем Риме патрицианки платили местным эскулапам за зелье, которое, по преданию, защищало от беременности. Но экономическая ситуация (особенно в деревнях, где каждая пара рабочих рук – на вес золота), отсутствие социальных гарантий для людей в возрасте, отсутствие средств контрацепции не располагали к жизни в свое удовольствие без детей. Более того, чайлдфри не любят, когда их называют движением, так как считают отказ от детей своим внутренним убеждением и одной из ключевых ценностей в своей личной системе.

Миф 2. «Женщины хотят детей, но не могут их иметь, поэтому прикрываются модным словом»

Чайлдфри – это не бесплодные женщины. Вернее, чайлдфри могут быть и бесплодными, но причастными к этой категории женщин делает не это, а нежелание обзаводиться потомством. Еще в 1970-х годах в Америке ввели специальное слово, которое означает «свободный от детей», чтобы разграничить таких женщин с сhildless («бездетные», не могущие иметь детей, но хотящие). Конечно, нельзя исключать, что часть бесплодных женщин, использует убеждения чайлдфри как некую защиту от «сердобольного» общества.

Миф 3. «Чайлдфри – маргиналы»

Как показывают исследования, чайлдфри-пары весьма образованы (большинство опрошенных имеет высшее образование), имеют хороший доход и неплохую карьеру. Большинство чайлдфри живет в больших городах, которые менее подвержены власти стереотипов и традиционному укладу жизни. Многие чайлдфри часто путешествуют, заводят домашних питомцев (отсюда еще один стереотип – «старая кошатница») и занимаются благотворительностью. Многие считают это компенсацией материнских (отцовских) инстинктов

Миф 4. «Чайлдфри ненавидят наших детей»

Если быть точными, то ненавидят детей не чайлдфри, а так называемые чайлдхейтеры. Именно они распространяют в сети демотиваторы нелицеприятного вида, призывают к насилию и всячески оскорбляют участников «мамских» форумов. Но в силу того, что в нашем обществе не принято разбираться, зачастую в таком поведении обвиняют именно чайлдфри. Это не совсем правильно, ведь, как показывают опросы, достаточно большое количество чайлдфри работает в медицине, педагогике и системе дошкольного воспитания, не проявляя при этом агрессии к детям. Настоящие чайлдфри, как правило, либо положительно относятся к чужим детям, либо равнодушно, но уж точно не будут бежать за коляской с угрозами.

Миф 5. «Большинство чайлдфри – тинейджеры, которые еще сто раз передумают»

Да, в сети на чайлдфри-форумах действительно очень много совсем юных девушек, которые заявляют о своем нежелании иметь детей исключительно из духа противоречия и юношеского максимализма. Но это не значит, что все представители чайлдфри таковы. Многие чайлдфри, которым не требуется поддержка единомышленников, вообще не зарегистрированы на специальных форумах и вы вряд ли узнаете, что милая одинокая пятидесятилетняя соседка –бездетная по убеждению.

Миф 6. «Чайлдфри – злобные карьеристки»

Да, зачастую чайлдфри карьеристки, просто потому, что у них на построение карьеры есть больше времени и сил. Но отнюдь не злобные. Они такие же, как и остальные люди: могут быть добрыми, могут – злобными, замкнутыми или общительными, веселыми или серьезными. Иногда чайлдфри ведут себя вызывающе агрессивно по отношению к непрошенным советчикам просто потому, что не хотят в сотый раз слышать причитания матери: «Когда же будут внуки?» или убеждения сослуживцев: «Он найдет ту, которая родит».

Дорогие читательницы, если ваша подруга, знакомая, соседка или просто попутчица в поезде сказала, что она чайлдфри, не стоит бросаться грудью на амбразуру и тут же переубеждать ее и «причинять добро». Возможно, вам кажется, что вы творите благое дело и несете свет в массы, но может оказаться, что терпят ваши нравоучения только из вежливости. Достаточно просто улыбнуться и понять, что мир многообразный и принять это как данность.

 


Читайте:



Ульрих председатель военной коллегии верховного суда ссср

Ульрих председатель военной коллегии верховного суда ссср

Расстрелов никто из нас не пугается. Мы все - старые революционеры. Но надо знать, кого, по какой главе расстреливать. Когда мы расстреливали, то...

Джон Кабот — открытие Северной Америки 1497 джон кабот открытия

Джон Кабот — открытие Северной Америки 1497 джон кабот открытия

АНГЛИЙСКИЕ ЗАОКЕАНСКИЕ ЭКСПЕДИЦИИ ДЖОНА КАБОТА (1497-1498 ГГ) Генуэзец Джованни Кабота был моряком и купцом, ходил на Ближний Восток за индийскими...

Основные события первой русской революции

Основные события первой русской революции

Причины революции: обострение политической обстановки в стра-не из-за упорного нежелания правящих кругов во главе с Николаем II проводить...

Интерактивный плакат к урокам окружающего мира подготовила гревцова светлана анатольевна учитель начальных классов мбоу сош с

Интерактивный плакат к урокам окружающего мира подготовила гревцова светлана анатольевна учитель начальных классов мбоу сош с

Цели проведения: Развивать у учащихся интерес к урокам “Окружающего мира”; повысить образовательный уровень; осуществлять экологическое...

feed-image RSS