Разделы сайта
Выбор редакции:
- К чему снится белое свадебное платье: расшифровка образа по соннику
- Аркадий Морейнис, Главстарт: «Я работаю со стартапами, а не продаю коробки с кофе Генеральный директор компании "Главстарт"
- Шкатулка качественных задач по физикеэлектричество Как устроена морская гальваноударная мина
- Сергей Черёмин: «Соотечественник – это тот, кто разделяет культурные ценности русского мира»
- «Летчик живет только в полете»
- Весна пора цветения цитаты
- Полипы матки как избавиться?
- Загадки, пословицы, поговорки, рассказы и стихи о липе Свойства липы дерева
- Час "мордобоя" Взятие Зимнего дворца
- Ульрих председатель военной коллегии верховного суда ссср
Реклама
Характеристика чиновников в поэме мертвые души. Сочинение: Изображение мира чиновников в поэме «Мертвые души Образ губернатора в мертвых душах цитаты |
Меню статьи: Поэма Гоголя «Мертвые души» не лишена значительного количества действующих персонажей. Всех героев по их значимости и временном промежутке действия в поэме можно поделить на три категории: главные, второстепенные и третьестепенные. Главные герои «Мертвых душ»Как правило, в поэмах количество главных героев небольшое. Такая же тенденция наблюдается и в произведении Гоголя. Чичиков
Павел Иванович Чичиков отличается своей нечестностью и лицемерием. Его желание обогатиться обманным путем обескураживает. С одной стороны причины такого поведения объяснимы давлением общества и действующими в нем приоритетами – богатый и нечестный человек пользуется большим почетом, чем честный и порядочный бедняк. Так как никто не желает влачить свое существование в нищете, то финансовый вопрос и проблема улучшения своих материальных ресурсов всегда актуальна и часто граничит с нормами морали и добропорядочности, которую многие готовы переступить. Такая же ситуация случилась и с Чичиковым. Он, будучи простым человеком по происхождению, фактически был лишен возможности сколотить свое состояние честным путем, поэтому возникшую проблему решил с помощью смекалки, сообразительности и обмана. Скуп «мертвых душ» в качестве идеи является гимном его уму, но в то же время обличает бесчестное естество героя. Манилов
Манилов – это человек, который всегда подстраивается под обстоятельства и никогда не выражает своего настоящего мнения по тому или иному поводу – Манилов принимает наиболее выгодную сторону. Коробочка
Коробочка слишком простая – в некоторой мере ее повадки и привычки напоминают стиль жизни крестьян, что не впечатляет стремящегося к аристократам и жизни в высшем обществе Чичикова, но зато позволяет Коробочке жить вполне счастливо и вполне успешно развивать свое хозяйство. Ноздрев
Собакевич
Плюшкин
Плюшкин живет необыкновенно экономно, но делает это не потому, что в этом есть необходимость, а из-за чувства жадности – он готов выбросить испортившуюся вещь, но только не применять ее во благо. Именно поэтому на его складах сгнивают ткань и продукты, но при этом его крепостные ходят головные и оборванные. Второстепенные героиВторостепенных героев в повести Гоголя также не много. Фактически всех их можно охарактеризовать как значимых деятелей уезда, деятельность которых не связана с помещицтвом. Губернатор и его семья
Что правда ввиду своего возраста она была слишком наивной и доверчивой. Прокурор
Председатель палаты
Так получилось и в случае с председателем палаты, который мог с легкостью цитировать произведения литературы, но при этом не смог разглядеть обман Чичикова и даже помог ему оформить документы на мертвые души. Полицмейстер
Такие предложения не делаются полицмейстером спонтанно – Алексей Иванович умеет найти в человека слабое место и пользуется этим знанием. Так, например, узнав о том, что купец имеет страсть к карточным играм, то тут же приглашает купца на игру. Эпизодические и третьестепенные герои поэмыСелифан
Петрушка
Мижуев
Феодулия Ивановна
Таким образом, в поэме Гоголь представляет читателю широкую систему образов. И, хотя большинство из них, являются собирательными образами и по своей структуре являются изображением характерных типов личностей в обществе, все же вызывают интерес у читателя. Образ города в поэме "Мертвые души"Композиционно поэма состоит из трех внешне замкнутых, но внутренне взаимосвязанных кругов - помещики, город, жизнеописание Чичикова, - объединенных образом дороги, сюжетно связанных аферой главного героя. Но среднее звено - жизнь города - само состоит как бы из сужающихся кругов, тяготеющих к центру: это графическое изображение губернской иерархии. Интересно, что в этой иерархической пирамиде губернатор, вышивающий по тюлю, выглядит как бы фигурой марионеточной. Истинная жизнь кипит в гражданской палате, в "храме Фемиды". И это естественно для административно-бюрократической России. Поэтому эпизод посещения Чичиковым палаты становится центральным, самым значительным в теме города. Описание присутствия - апофеоз гоголевской иронии. Автор воссоздает истинное святилище российской империи во всем его смешном, уродливом виде, вскрывает все могущество и одновременно немощность бюрократической машины. Издевка Гоголя беспощадна: перед нами храм взяточничества, лжи и казнокрадства - сердце города, единственный его "живой нерв". Вспомним еще раз взаимосвязь "Мертвых душ" и "Божественной комедии" Данте. В поэме Данте героя водит по кругам Ада и по Чистилищу Вергилий - великий римский поэт дохристианской эпохи. Ему - нехристианину - нет пути лишь в Рай, и в Раю героя встречает Беатриче - его вечная светлая любовь, воплощение чистоты и святости. В описании храма Фемиды важнейшую роль играет комическое преломление образов "Божественной комедии". В этом якобы храме, в этой цитадели разврата возрождается образ Ада - хоть и опошленного, комического - но истинно русского Ада. Возникает и своеобразный Вергилий - им оказывается "мелкий бес" - палатский чиновник: "...один из священнодействующих, тут же находившихся, приносивший с таким усердием жертвы Фемиде, что оба рукава лопнули на локтях и давно лезла оттуда подкладка, за что и получил в свое время коллежского регистратора, прислужился нашим приятелям, как некогда Вергилий прислужился Данту, и провел их в комнату присутствия, где стояли одни только широкие кресла и в них перед столом, за зерцалом и двумя толстыми книгами, сидел один, как солнце, председатель. В этом месте Вергилий почувствовал такое благоговение, что никак не осмелился занести туда ногу..." Гоголевская ирония блистательна: бесподобен председатель - "солнце" гражданской палаты, неподражаемо комичен этот убогий Рай, перед которым коллежского регистратора охватывает священный трепет. И самое смешное - как и самое трагичное, самое страшное! - то, что новоявленный Вергилий воистину почитает председателя - солнцем, его кабинет - Раем, его гостей - святыми Ангелами... Как же мельчают, как испошляются души в современном мире! Как жалки и ничтожны их представления об основополагающих для христианина понятиях - Рай, Ад, Душа!.. Что считают душой, лучше всего показано в эпизоде смерти прокурора: ведь о том, что "у покойника была, точно, душа", окружающие догадались, лишь когда он умер и стал "одно только бездушное тело". Для них душа - понятие физиологическое. И в этом - духовная катастрофа современной Гоголю России. В отличие от тихой, размеренной помещичьей жизни, где время, кажется, застыло, жизнь города внешне кипит, клокочет. Набоков так комментирует сцену бала у губернатора: "Когда Чичиков приезжает на вечеринку к губернатору, случайное упоминание о господах в черных фраках, снующих при ослепительном свете вокруг напудренных дам, ведет к якобы невинному сравнению их с роем мух, и в следующий же миг зарождается новая жизнь. "Черные фраки мелькали и носились врознь и кучами там и там, как носятся мухи на белом сияющем рафинаде в пору жаркого июльского лета, когда старая ключница [вот она!] рубит и делит его на сверкающие обломки перед открытым окном; дети [вот и второе поколение!] все глядят, собравшись вокруг, следя любопытно за движениями жестких рук ее, подымающих молот, а воздушные эскадроны мух, поднятые легким воздухом [один из тех повторов, свойственных стилю Гоголя, от которых его не могли избавить годы работы над каждым абзацем], влетают смело, как полные хозяева, и, пользуясь подслеповатостью старухи и солнцем, беспокоящим глаза ее, обсыпают лакомые куски, где враз-битную, где густыми кучами". <…> Тут сравнение с мухами, пародирующее ветвистые параллели Гомера, описывает замкнутый круг, и после сложного, опасного сальто без лонжи, которой пользуются другие писатели-акробаты, Гоголь умудряется вывернуть к исходному "врознь и кучами"". Очевидно, что жизнь эта - призрачна, это не деятельность, а пустая суета. Что взбаламутило город, что заставило все в нем сняться с места в последних главах поэмы? Сплетни о Чичикове. Что за дело городу до чичиковских афер, почему городские чиновники и их жены приняли все так близко к сердцу, а прокурора это заставило впервые в жизни задуматься и от несвойственного ему напряжения умереть? Лучше всего комментирует и объясняет весь механизм жизни города черновая запись Гоголя к "Мертвым душам": "Идея города. Возникшая до высшей степени Пустота. Пустословие. Сплетни, перешедшие пределы, как все это возникло из безделия и приняло выражение смешного в высшей степени... Как пустота и бессильная праздность жизни сменяются мутною, ничего не говорящею смертью. Как это страшное событие совершается бессмысленно. Не трогаются. Смерть поражает нетрогающийся мир. Еще сильнее между тем должна представиться читателям мертвая бесчувственность жизни". Контраст суетливой внешней деятельности и внутреннего окостенения поразителен. Жизнь города мертва и бессмысленна, как вся жизнь этого безумного современного мира. Черты алогизма в образе города доведены до предела: с них и начинается повествование. Вспомним тупой, бессодержательный разговор мужиков, докатится ли колесо до Москвы или до Казани; комичный идиотизм вывесок "И вот заведение", "Иностранец Иван Федоров"... Думаете, это Гоголь сочинил? Ничего подобного! В замечательном сборнике очерков быта писателя Е. Иванова "Меткое московское слово" целая глава посвящена текстам вывесок. Приводятся такие: "Шашлычный мастер из молодого карачаевского барашка с кахетинским вином. Соломон", "Профессор шансонетного искусства Андрей Захарович Серполетти". А вот совершенно "гоголевские": "Парикмахер мусью Жорис-Панкратов", "Парижский парикмахер Пьер Мусатов из Лондона. Стрижка, брижка и завивка". Куда до них бедному "Иностранцу Ивану Федорову"! А ведь Е. Иванов собирал курьезы в начале XX века - то есть более 50-ти лет прошло после создания "Мертвых душ"! И "парижский парикмахер из Лондона" и "мусью Жорис Панкратов" - духовные наследники гоголевских героев. Во многом образ губернского города в "Мертвых душах" напоминает образ города в "Ревизоре". Но - обратим внимание! - укрупнен масштаб. Вместо затерянного в глуши городишки, откуда "хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь", город центральный - "невдалеке от обеих столиц". Вместо мелкой сошки городничего - губернатор. А жизнь та же - пустая, бессмысленная, алогичная - "мертвая жизнь". Художественное пространство поэмы составляют два мира, которые можно условно обозначить как мир "реальный" и мир "идеальный". "Реальный" мир автор строит, воссоздавая современную ему действительность российской жизни. В этом мире живут Плюшкин, Ноздрев, Манилов, Собакевич, прокурор, полицмейстер и другие герои, являющие собой своеобразные карикатуры на современников Гоголя. Д.С. Лихачев подчеркнул, что "все создаваемые Гоголем типы строго локализовались в социальном пространстве России. При всех общечеловеческих чертах Собакевича или Коробочки, все они все же одновременно являются представителями определенных групп русского населения первой половины XIX века". По законам эпоса Гоголь воссоздает в поэме картину жизни, стремясь к максимальной широте охвата. Неслучайно сам он признавался, что хочет показать "хотя бы с одного боку, но всю Россию". Написав картину современного мира, создав карикатурные маски современников, в которых свойственные эпохе слабости, недостатки и пороки гипертрофированы, доведены до абсурда - и поэтому одновременно отвратительны и смешны, - Гоголь достигает необходимого эффекта: читатель увидел, как аморален его мир. И только тогда автор вскрывает механизм этого искажения жизни. Глава "Рыцарь копейки", вынесенная в конец первого тома, композиционно становится "вставной новеллой". Отчего люди не видят, как мерзка их жизнь? А как им это понять, если единственное и главное наставление, полученное мальчиком от отца, духовный завет, выражаются двумя словами: "копи копейку"? "Комизм кроется везде, - говорил Н. В. Гоголь. - Живя среди него, мы его не видим: но если художник перенесет его в искусство, на сцену, то мы же сами над собой будем валяться со смеху". Этот принцип художественного творчества воплотил он в "Мертвых душах". Дав читателям увидеть, как страшна и комична их жизнь, автор объясняет, отчего люди сами этого не ощущают, в лучшем случае ощущают недостаточно остро. Эпическая абстрагированность автора от происходящего в "реальном" мире обусловлена масштабностью стоящей перед ним задачи "показать всю Русь", дать читателю самому, без авторской указки увидеть, каков окружающий его мир. Мир "идеальный" строится в строгом соответствии с истинными духовными ценностями, с тем высоким идеалом, к которому стремится душа человеческая. Сам автор видит "реальный" мир так объемно именно потому, что существует в "иной системе координат", живет по законам "идеального" мира, судит себя и жизнь по высшим критериям - по устремленности к Идеалу, по близости к нему. В названии поэмы заложен глубочайший философский смысл. Мертвые души - бессмыслица, сочетание несочетаемого - оксюморон, ибо душа - бессмертна. Для "идеального" мира душа бессмертна, ибо она - воплощение Божественного начала в человеке. А в мире "реальном" вполне может быть "мертвая душа", потому что дня него душа только то, что отличает живого человека от покойника. В эпизоде смерти прокурора окружающие догадались о том, что у него "была точно душа", лишь когда он стал "одно только бездушное тело". Этот мир безумен - он забыл о душе, а бездуховность и есть причина распада, истинная и единственная. Только с понимания этой причины может начаться возрождение Руси, возвращение утраченных идеалов, духовности, души в истинном, высшем ее значении. Мир "идеальный" - мир духовности, духовный мир человека. В нем нет Плюшкина и Собакевича, не может быть Ноздрева и Коробочки. В нем есть души - бессмертные человеческие души. Он идеален во всех значениях этого слова, И потому этот мир нельзя воссоздать эпически. Духовный мир описывает иной род литературы - лирика. Именно поэтому Гоголь определяет жанр произведения как лиро-эпический, назвав "Мертвые души" поэмой. Вспомним, что начинается поэма с бессмысленной беседы двух мужиков: доедет ли колесо до Москвы; с описания пыльных, серых, бесконечно тоскливых улиц губернского города; со всевозможных проявлений человеческой глупости и пошлости. Завершает же первый том поэмы образ чичиковской брички, идеально преобразившейся в последнем лирическом отступлении в символ вечно живой души русского народа - чудесную "птицу-тройку". Бессмертие души - вот единственное, что вселяет в автора веру в обязательное возрождение его героев - и всей жизни, следовательно, всей Руси. Список литературыМонахова О.П., Малхазова М.В. Русская литература XIX века. Ч.1. - М., 1994 Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.gramma.ru "Мёртвые души". Помогите пожалуйста составить характеристику чиновникам. и получил лучший ответ Ответ от Ўлия[гуру] Ответ от Ўркофф
[гуру] Актуальность образовВ художественном пространстве одного из самых известных произведений Гоголя помещики и лица, стоящие у власти, связаны между собой. Ложь, взяточничество и желание наживы характеризуют каждый из образов чиновников в «Мёртвых душах». Удивительно, с какой лёгкостью и непринуждённостью автор рисует отвратительные по сути портреты, да так мастерски, что ни на минуту не сомневаешься в подлинности каждого характера. На примере чиновников в поэме «Мёртвых души» были показаны наиболее актуальные проблемы Российской империи середины 19 века. Кроме крепостного права, которое тормозило естественный прогресс, настоящей проблемой был обширный чиновничий аппарат, на содержание которого выделялись огромные суммы. Люди, в руках которых была сосредоточена власть, работали только ради накопления собственных капиталов и улучшения своего благосостояния, обворовывая и казну, и простых людей. К теме разоблачения чиновников обращались многие писатели той поры: Гоголь, Салтыков-Щедрин, Достоевский. Чиновники в «Мёртвых душах»В «Мёртвых душах» нет отдельно прописанных образов государственных служащих, но тем не менее быт и характеры показаны очень точно. Образы чиновников города Н появляются с первых страниц произведения. Чичиков, решивший нанести визит каждому из сильных мира сего, постепенно знакомит читателя с губернатором, вице-губернатором, прокурором, председателем палаты, полицмейстером, почтмейстером и многими другими. Чичиков льстил всем, вследствие чего сумев расположить к себе каждого важного человека, и всё это показано как само собой разумеющееся. В чиновничьем мире царила пышность, граничащая с пошлостью, неуместный пафос и фарс. Так, дом губернатора во время обычного обеда был освещён будто для бала, убранство слепило глаза, а дамы были одеты в свои лучшие платья. Чиновники в уездном городе были двух типов: первые были тонкими и всюду увивались за дамами, стараясь очаровать их плохим французским и сальными комплиментами. Чиновники второго типа, по словам автора, напоминали самого Чичикова: не толстые и не тонкие, с круглыми рябыми лицами и зализанными волосами, они косились по сторонам, стараясь найти для себя интересное или выгодное дело. При этом каждый пытался друг другу напакостить, сделать какую-то подлость, обычно это происходило из-за дам, но стреляться по таким пустякам никто не собирался. Но на обедах они делали вид, будто ничего не происходит, обсуждали «Московские вести», собак, Карамзина, вкусные блюда и сплетничали о чиновниках других ведомств. При характеристике прокурора Гоголь соединяет высокое и низкое: «был ни толст, ни тонок собой, имел на шее Анну, и поговаривали даже, что был представлен к звезде; впрочем, был большой добряк и даже сам вышивал иногда по тюлю… » Заметьте, здесь ничего не сказано о том, за что этот человек получил награду - орден Святой Анны выдаётся «любящим правду, благочестие и верность», а также присуждается за военные заслуги. Но ведь ни о каких боях или особых эпизодах, где упоминалось бы о благочестии и верности, не упоминается вовсе. Главным становится то, что прокурор занимается рукоделием, а не своими должностными обязанностями. Собакевич о прокуроре отзывается нелестно: прокурор, дескать, человек праздный, поэтому сидит дома, а работает за него стряпчий, известный хапуга. Тут и говорить не о чем - какой порядок может быть, если человек, совершенно не разбирающийся в вопросе, пытается его решить, пока уполномоченное лицо вышивает по тюлю. Похожий приём использован при описании почтмейстера, серьёзного и молчаливого человека, низенького, но остряка и философа. Только в этом случае различные качественные характеристики объединены в один ряд: «низенький», «но философ». То есть здесь рост становится аллегорией на умственные способности этого человека. Реакция на переживания и реформы тоже показана весьма иронично: от новых назначений и количества бумаг государственные служащие худеют («И председатель похудел, и инспектор врачебной управы похудел, и прокурор похудел, и какой-то Семен Иванович… и тот похудел»), но были и те, кто мужественно держал себя в прежней форме. А совещания, по словам Гоголя, удавались только тогда, когда можно покутить или пообедать, но в этом, конечно же, не чиновники виноваты, а менталитет народа. Гоголь в «Мёртвых душах» чиновников изображает только за обедами, игрой в вист или другие карточные игры. Только один раз читатель видит чиновников на рабочем месте, когда Чичиков приехал оформлять купчую на крестьян. В ведомстве Павлу Ивановичу недвусмысленно намекают, что дела без взятки делаться не будут, а уж о скором решении вопроса без определённой суммы и говорить нечего. Это подтверждает и полицмейстер, которому «стоит только мигнуть, проходя мимо рыбного ряда или погреба», и у него появляются балыки и хорошие вина. Ни одна просьба не рассматривается без взятки. Чиновники в «Повести о капитане Копейкине»Наиболее жестокой оказывается повесть о капитане Копейкине. Инвалид войны в поисках правды и помощи едет из российской глубинки в столицу, чтобы просить аудиенции у самого царя. Надежды Копейкина разбиваются о страшную реальность: пока города и сёла бедствуют и недополучают денег, столица шикует. Встречу с царём и высокопоставленными лицами постоянно переносят. Совершенно отчаявшись капитан Копейкин пробирается в приёмную высокопоставленного чиновника, требуя, чтобы его вопрос немедленно поставили на рассмотрение, иначе он, Копейкин, из кабинета никуда не уйдёт. Чиновник уверяет ветерана в том, что сейчас помощник отвезёт последнего к самому императору, и на секунду читатель верит в счастливый исход - радуется вместе с Копейкиным, едущим в бричке, надеется и верит в лучшее. Однако повесть заканчивается неутешительно: после этого случая Копейкина больше никто не встречал. Этот эпизод на самом деле пугающий, ведь человеческая жизнь оказывается незначительной мелочью, от потери которой нисколько не пострадает вся система. Когда афера Чичикова раскрылась, арестовывать Павла Ивановича не спешили, потому что никак не могли понять то ли он такой человек, которого нужно задержать, то ли такой, который сам всех задержит и виноватыми сделает. Характеристикой чиновников в «Мёртвых душах» могут служить слова самого автора о том, что это такие люди, которые сидят себе спокойно в сторонке, накапливают капитальчик и устраивают свою жизнь за счёт других. Мотовство, бюрократия, взяточничество, кумовство и подлость - вот что характеризовало людей, стоявших у власти в России XIX века. Тест по произведению Поэма «Мертвые души» Изображение мира чиновников в поэме Н.В, Гоголя «Мертвые души» Общество чиновников губернского города обрисовано Н.В. Гоголем в поэме «Мертвые души» резко критически. Исследователи отмечали, что образы чиновников у Гоголя обезличены, лишены индивидуальности (в отличие от образов помещиков), имена их часто повторяются (Иван Антонович, Иван Иванович), фамилии же не указаны вовсе. Более подробно охарактеризованы автором лишь губернатор, прокурор, полицмейстер и почтмейстер. Чиновники губернского города не слишком умны и образованны. С едкой иронией Гоголь говорит о просвещенности городских чиновников: «кто читал Карамзина, кто «Московские ведомости», кто даже и совсем ничего не читал». Речь этих персонажей в поэме - это не что иное, как механическое повторение слов, символизирующее их тугодумство. Все они не смогли распознать в Чичикове мошенника, считая его миллионщиком, херсонским помещиком, а затем капитаном Копейкиным, шпионом, Наполеоном, делателем фальшивых ассигнаций и даже Антихристом. Эти люди далеки от всего русского, национального: от них «не услышишь ни одного порядочного русского слова», зато французскими, немецкими, английскими «наделят в таком количестве, что и не захочешь…». Высшее общество поклоняется всему иностранному, забыв свои исконные традиции, обычаи. Интерес этих людей к национальной культуре ограничивается постройкой на даче «избы в русском вкусе». Это общество, в котором процветает безделье, праздность. Так, при оформлении сделки купли-продажи крепостных крестьян потребовались свидетели. «Пошлите теперь же к прокурору, - замечает Собакевич, - он человек праздный и, верно, сидит дома: за него все делает стряпчий Золотуха, первейший хапуга в мире. Инспектор врачебной управы, он также человек праздный и, верно, дома, если не поехал куда-нибудь играть в карты…». Не менее праздными оказываются и остальные чиновники. По словам Собакевича, «тут многие есть, кто поближе, Трухачевский, Бегушкин, они все даром бременят землю». В мире чиновников царят грабежи, обманы, взятки. Эти люди стремятся хорошо пожить «за счет сумм нежно любимого ими отечества». Взятки - обычное дело в мире губернского города. Департамент иронически назван писателем «храмом Фемиды». Так, председатель палаты советует Чичикову: «…чиновным вы никому не давайте ничего… Приятели мои не должны платить». Из этого заявления мы можем сделать вывод о регулярных денежных поборах, осуществляемых этими людьми. Описывая оформление сделки его героем, Гоголь замечает: «Чичикову пришлось заплатить самую малость. Даже председатель дал приказание из пошлинных денег взять с него только половину, а другая неизвестно каким образом была отнесена на счет какого-то другого просителя». В этом замечании нам открывается то беззаконие, которое царит в «присутственных местах». Интересно, что в первоначальной редакции это место в поэме сопровождалось замечанием автора: «Так уже исстари всегда водилось на свете. Богатому ничего не нужно платить, нужно только быть богату. Ему и место дадут славное, и в ход пустят, и деньги останутся в шкатулке; платит только тот, которому нечем платить». Описывая губернаторскую вечеринку, Гоголь рассуждает о двух типах чиновников: «толстых» и «тоненьких». Существование первых «слишком легко, воздушно и совсем ненадежно». Вторые же «никогда не занимают косвенных мест, а все прямые, и уж если сядут где, то сядут надежно и крепко… уж они не слетят». «Тоненькие» в авторском представлении - щеголи и франты, увивающиеся возле дам. Они нередко склонны к мотовству: «у тоненького за три года не остается ни одной души, не заложенной в ломбард». Толстые же порой не слишком привлекательны, но зато «основательны и практичны», «истинные столпы общества»: «послуживши богу и государю», они оставляют службу и делаются славными русскими барами, помещиками. В описании этом очевидна авторская сатира: Гоголь прекрасно представляет, какова была эта «чиновничья служба», принесшая человеку «всеобщее уважение». И первый, и второй тип проиллюстрированы у Гоголя образами городских чиновников. Вот первый чиновник города - губернатор. Это человек праздный. Единственное достоинство его сводится к умению вышивать по тюлю разные узоры. Вот полицмейстер, «отец и благодетель города», по-свойски хозяйничающий в купеческих лавках. Полицмейстеру «стоит только мигнуть, проходя мимо рыбного ряда или погреба», как ему тут же преподносят балыки и дорогое вино. При этом полиция наводит ужас на весь народ. Когда в обществе появляется слух о возможном бунте мужиков Чичикова, то полицмейстер замечает, что в предотвращение этого бунта «существует власть капитан- исправника, что капитан-исправник, хоть сам и не езди, а пошли только на место себя один только картуз свой, то один картуз погонит крестьян до самого места их жительства». Это чиновники «толстые». Но не менее критически обрисованы писателем и их «тонкие» собратья, к числу которых, к примеру, относится Иван Антонович, получивший взятку с Чичикова. Писатель подчеркивает в поэме, что произвол и беззаконие царят в России не только на уровне провинциального города, но и на уровне государственной власти. Об этом Гоголь говорит в истории капитана Копейкина, героя Отечественной войны 1812 года, ставшего инвалидом и отправившегося просить помощи в столицу. Он пытался выхлопотать себе пенсию, однако дело его не увенчалось успехом: разгневанный министр под конвоем выслал его из Петербурга. Таким образом, чиновники у Гоголя лживы, корыстны, расчетливы, бездушны, склонны к мошенничеству. Гражданский долг, патриотизм, общественные интересы - эти понятия чужды для чиновников города NN. По мысли автора, «эти блюстители порядка и законности» - такие же «мертвые души», как и помещики в поэме. Вершиной сатирического разоблачения Гоголя является картина всеобщего смятения, охватившего городское общество, когда поползли слухи о покупке Чичиковым «мертвых душ». Тут чиновники растерялись, и все «вдруг отыскали в себе… грехи». «Словом, пошли толки, толки и весь город заговорил про мертвые души и губернаторскую дочку, про Чичикова и мертвые души, про губернаторскую дочку и Чичикова, и все, что ни есть, поднялось. Как вихорь взметнулся дотоле, казалось, дремавший город!» Писатель использует здесь прием гиперболы. Возможность государственных проверок в связи с аферой Чичикова до того напугала городских чиновников, что среди них началась паника, «город был решительно взбунтован, все пришло в брожение…». Закончилась эта история смертью прокурора, главного «блюстителя закона», и окружающие лишь после смерти догадались, что у него была «душа». И эпизод этот во многом Символичен. Это авторский призыв к героям, напоминание о суде божьем за все жизненные деяния. Как отмечают исследователи, «в обрисовке Гоголем мира чиновников можно обнаружить немало традиционных мотивов русских сатирических комедий. Эти мотивы восходят еще к Фонвизину и Грибоедову. Волокита, бюрократизм, чинопочитание, взяточничество… - традиционно высмеиваемое социальное зло. Однако приемы изображения у Гоголя иные, они близки к сатирическим приемам Салтыкова-Щедрина». По точному замечанию Герцена, «с хохотом на устах» писатель «без жалости проникает в самые сокровенные складки нечистой, злобной чиновничьей души. Поэма Гоголя «Мертвые души» представляет собой ужасную исповедь современной России». Здесь искали:
|
Популярное:
Новое
- Аркадий Морейнис, Главстарт: «Я работаю со стартапами, а не продаю коробки с кофе Генеральный директор компании "Главстарт"
- Шкатулка качественных задач по физикеэлектричество Как устроена морская гальваноударная мина
- Сергей Черёмин: «Соотечественник – это тот, кто разделяет культурные ценности русского мира»
- «Летчик живет только в полете»
- Весна пора цветения цитаты
- Полипы матки как избавиться?
- Загадки, пословицы, поговорки, рассказы и стихи о липе Свойства липы дерева
- Час "мордобоя" Взятие Зимнего дворца
- Ульрих председатель военной коллегии верховного суда ссср
- Джон Кабот — открытие Северной Америки 1497 джон кабот открытия