Главная - Бараниной
План по литературе на тему уроки французского. Анализ «Уроки французского» Распутин. «Уроки французского» подробный план

В.Г. Распутин. «Уроки французского».

Душевная тонкость учительницы. Её роль в жизни мальчика

Цель урока: анализируя текст, показать учащимся душевность и чуткость учительницы; раскрыть нравственные законы, по которым живут герои В.Г.Распутина; выявить авторскую позицию и точки зрения учащихся на проблемы, поднятые автором в произведении; формировать умение анализировать художественное произведение, развивать коммуникативные навыки и умения учащихся, продолжить работу по развитию речи школьников; воспитывать чувство уважения к старшему поколению, нравственные качества в учениках.

Оборудование: портрет писателя в исполнении И.Глазунова, интерактивное оборудование, презентация, видеофрагменты из фильма «Уроки французского» (режиссёр Е.Ташков), записи песен, раздаточный материал (мини-словари с толкованием слов «прототип», «доброта», «совесть», «нравственность», «гуманизм», «урок»; образец синквейна).

Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.

Л.Н. Толстой

Ход урока

I.Организационный момент.

Здравствуйте те, кто каждое утро идёт в школу с радостью, потому что считает, что здесь их ждут открытия, верные друзья и мудрые наставники – учителя!

Здравствуйте и те, кто идет в школу не с очень большим желанием, потому что думает, что учителя к ним излишне строги.

Я думаю, что к концу нашего сегодняшнего урока первых из вас будет значительно больше.

И поможет нам в этом мудрый писатель, наш современник Валентин Григорьевич Распутин и его рассказ «Уроки французского».

II.Объявление темы и цели урока.

(Слайд № 1: четыре ключевых термина «ПРОТОТИП», «УЧИТЕЛЬ», «ПОСТУПОК», «ДОБРОТА»).

1. Вопрос к учащимся.

  • Скажите, пожалуйста, по предложенным ключевым словам вы можете определить, о чем же сегодня пойдет речь на уроке?

(Учащиеся пытаются сформулировать тему урока по предложенным ключевым словам).

2. Запись в тетради даты и темы урока.

(Слайд № 2: тема урока; слайд № 3: портрет В.Г. Распутина и эпиграф к уроку).

Музыкальное сопровождение слов учителя – песня «Учительский вальс».

3. Слово учителя.

Сегодня на уроке мы попытаемся раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои Распутина в повести "Уроки французского", выявить авторскую позицию и ваши точки зрения, продолжим учиться анализировать художественное произведение и работать над культурой речи.

Творчество В.Распутина неизменно привлекает читателей, потому что рядом с обыденным всегда присутствуют духовные ценности, нравственные законы, неповторимые характеры, авторские размышления о жизни, о человеке, о природе, которые помогают нам обнаруживать в себе и в окружающем мире неисчерпаемые запасы добра и красоты. Эпиграфом к нашему уроку мы возьмем высказывание Л.Н.Толстого "Чем человек умнее и добрее, тем больше замечает он добра в людях", который выражает суть урока.

III.Работа над темой урока.

1. Вопрос к учащимся.

  • Каким, по вашему мнению, должен быть настоящий учитель?

(Проверка домашнего задания. Сочинение-миниатюра: «Каким должен быть настоящий учитель»).

2. Слово учителя.

К этому вопросу мы обязательно еще вернемся в конце нашего урока, предварительно проанализировав образ учительницы в произведении В.Г. Распутина « Уроки французского». Возможно, что-то изменится в ваших суждениях.

Сегодня мы разделены на 4 группы, каждая из которых получила свои задания на карточках. И внутри группы вы уже самостоятельно решали, кто и какие вопросы готовил.

(Учитель представляет группы и кратко комментирует задания, предложенные им заранее).

1 группа «Теоретики» : прототип образа учительницы и словарная работа (значения слов «прототип», «доброта», «совесть», «поступок», «нравственность», «урок» должны были выписать и предоставить раздаточный материал всему классу).

2 группа «Исследователи» : работали над образом учительницы в произведении по следующим эпизодам:

Портрет учительницы;

Занятия с Лидией Михайловной (инсценировка эпизода);

Посылка (демонстрация видеофрагмента из фильма «Уроки французского»);

Игра на деньги.

3 группа «Моралисты» : пытались решить нравственные вопросы, затронутые автором в произведении. (Вопросы предоставлены учителем заранее).

4 группа «Художники» : создавали слайд-шоу о своих школьных годах и должны были продолжить предложение: «С моей точки зрения, урок – это…» (используя разные значения этого слова)

Рассказ В.Г. Распутина автобиографический. Он посвятил его своей учительнице. Прежде, чем мы послушаем сообщение учеников первой группы об истории создания рассказа, я бы хотела выяснить у вас, что представляет собой понятие «прототип».

(Ответы учащихся с использованием словариков, созданных группой № 1).

3. Сообщение учащегося группы № 1 «ПРОТОТИП Лидии Михайловны».

(Слайд № 4: фото Молоковой Л.М. Музыкальное сопровождение песней «Некогда стареть учителям»).

См. Приложение к уроку № 1.

4. Вопросы к учащимся группы № 2:

  • Опишите внешность учительницы в произведении?

(Учащиеся читают описание учительницы).

(Слайд № 5: портрет учительницы – кадр из фильма «Уроки французского»)

  • Какие чувства вызывает у вас описание портрета Лидии Михайловны?
  • Какие чувства вызывала Лидия Михайловна у героя?
  • Что тяготит героя, мучительно ожидавшего после драки разговора с Лидией Михайловной?

(Учащиеся должны отметить, что портрет учительницы дан через восприятие главного героя: «Она сидела передо мной аккуратная вся, умная и красивая, красивая и в одежде, и в своей женской молодой поре, которую я смутно чувствовал, до меня доходил запах духов от неё, который я принимал за самое дыхание…» «Лидии Михайловне тогда было, наверное, лет 25 или около того; я хорошо помню её правильное и потому не слишком живое лицо с прищуренными, чтобы скрыть в них косинку, глазами…» Ключевыми будут слова и словосочетания: «косящие внимательные глаза», «красивая», «внимательно осматривала класс», которые говорят о неравнодушном отношении учительницы к своему делу. Держалась Лидия Михайловна спокойно, уверенно, это говорит о том, что она чувствовала, что профессия учителя – это её призвание. Говорила она немного, правильно, задавала вопросы, так как всегда пыталась разобраться в ситуации. Учительница показана необычной, умной. Её образ немного возвышен автором).

5.Слово учителя.

В деревне была только начальная школа, и герой отправился в райцентр, чтобы получить дальнейшее образование, тяжело было переносить голод, страшной была тоска по дому, мальчик начинает играть на деньги, потренировавшись, он понимает, что сможет выигрывать деньги и тратить их на молоко.

Лидия Михайловна пытается шуткой выяснить причины случившегося, понимает, что мальчик ее обманывает и решает после уроков выяснить причины случившегося.

Как она это делает, давайте посмотрим!

(Слайд № 6: Кадр из фильма «Уроки французского»)

6. Инсценировка эпизода из произведения «Разговор Лидии Михайловны с главным героем после драки»

(Инсценировка эпизода в исполнении учащихся группы № 2).

7. Вопросы учащимся группы № 2.

  • Почему Лидия Михайловна начинает заниматься с мальчиком? Только ли из-за его неудач во французском языке?
  • Как пытается Лидия Михайловна помочь главному герою?

(Вначале герой настороженно относился к учительнице, так как не предполагал, что между учителем и учеником могут быть доверительные отношения. Затем он понял, что Лидия Михайловна хочет ему помочь. Учительница выделяла героя среди других учеников за его способности, за склонность и интерес к учёбе, она видела самодостаточность мальчика и чувство собственного достоинства, которое рано в нём развилось. «Сколько у нас в школе сытых лоботрясов, которые ни в чём ничего не соображают…, а ты способный мальчишка, школу тебе бросать нельзя». Она искала разные способы, как выручить мальчика, не уязвив его чувство собственного достоинства).

8. Демонстрация видеофрагмента «Посылка».

(Кадры из фильма «Уроки французского»)

9. Вопросы учащимся.

  • Почему затея с посылкой учительнице не удалась?
  • Почему герой отказывается от посылки? Как вы считаете, правильно ли он поступает?
  • Раскройте позицию учительницы, не подписавшей посылку для своего ученика, и позицию героя, отказавшегося от полученного им подарка.
  • Удалось ли учительнице найти способ помочь мальчику, не ущемляя его гордости?

(Слайд № 8. Игра главного героя и учительницы).

  • Зачем Лидия Михайловна начинает играть с мальчиком на деньги?
  • Как постепенно меняется характер их отношений? Кого находит главный герой в лице Лидии Михайловны?

(Учительница предложила игру на деньги из сострадания к мальчику, а во время прихода директора вела себя строго, не теряя чувства собственного достоинства. Это роднит её с главным героем рассказа).

  • Чем заканчивается игра?
  • Как ведет себя учительница во время прихода директора?
  • Как вы понимаете слова автора: «Почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, - нет. А за то, что сталось с нами после»?
  • О каком чувстве говорит писатель? (Ответы учащихся группы № 3).
  • что же такое «СОВЕСТЬ»?
  • каковы значения слов «ПОСТУПОК» и «ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ» (Ответы учащихся группы № 1)
  • В чем гуманистическое значение поступка Лидии Михайловны? (Ответы учащихся группы № 3).
  • Как вы можете объяснить слова писателя: «Я написал этот рассказ в надежде, что преподанные мне в свое время уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого читателя»? (Ответы учащихся группы № 3).
  • Как вы думаете, какие уроки получил герой? Только ли уроки французского? (Ответы учащихся группы № 4).

10. Слово учителя.

Наша группа № 4 пыталась найти все значения понятия «УРОК» и воплотить их в предложение: «С моей точки зрения, урок – это …» Давайте, послушаем, что же у них получилось.

11. Чтение учащимися полученных предложений.

(Примерные ответы:

  • учебные часы в расписании;
  • ростки доброты в человеке;
  • опыт общения с учителем;
  • выводы, жизненные наблюдения;
  • изменения, духовный рост человека;
  • итоги событий, раздумий, переживаний, поступков).

12. Слово учителя.

Приходим к мысли, что для писателя важен духовный опыт человека, который приобретается в течение всей жизни.

  • Каково же толкование этого слова «УРОК» в словаре? (Ответы учащихся группы № 1).

Мальчик получил уроки добра и мужества, не только дополнительно занимался французским, а еще получил жизненные уроки: научился прощать обиды, приобрел опыт переживания одиночества. Он понял, что истинное добро не требует награды, оно бескорыстно, добро имеет способность распространяться, передаваться от человека к человеку и возвращаться к тому, от кого исходило. Он получил урок бескорыстной доброты, заботы и мужества. Лидия Михайловна открыла мальчику новый мир, где люди могут доверять друг другу, поддерживать и помогать, разделять горе и радость, избавлять от одиночества. Он узнал, что на свете есть доброта, отзывчивость и любовь. Это и есть духовные ценности. Уроки французского оказываются уроками доброты.

  • Что же значит понятие «ДОБРОТА» в словаре? (Ответы учащихся группы № 1)

Я предлагаю выразить вам свои мысли о доброте в написании синквейна.

Итак, «ДОБРОТА» …

13. Составление учащимися синквейнов к понятию «ДОБРОТА».

(Музыкальное сопровождение работы учащихся – Песня о доброте).

(Слайд № 9. Образец синквейна).

(Использование раздаточного материала – образец синквейна – см. Приложение к уроку № 2).

14. Презентация синквейнов учащихся.

15. Слово учителя.

  • Каким же, по вашему мнению, должен быть настоящий учитель? (Ответы учащихся)

(Слайд № 10: с последним кадром из фильма – посылка с яблоками и макаронами; сопровождается словами В. Сухомлинского)

«Доброта, готовность защищать слабого и беззащитного – это прежде всего мужество, бесстрашие души» (В.Сухомлинский)

Настоящий учитель – это тот, кто помогает стать своим ученикам людьми, просто людьми. Настоящий учитель – это такой, которого помнят всю жизнь. Истинное добро не требует награды, не ищет прямой отдачи, оно бескорыстно. Добро имеет способность распространяться, передаваться от человека к человеку и возвращаться к тому, от кого оно исходило.

Окончание рассказа говорит о том, что даже после расставания связь между людьми не нарушается, доброта не исчезает:

16. Чтение заранее подготовленным учащимся группы № 4 отрывка наизусть из произведения.

(Музыкальное сопровождение – песня «Прощальный вальс»).

(«Среди зимы, уже после январских каникул, мне пришла на школу по почте посылка. Когда я открыл ее, достав опять топор из-под лестницы,- аккуратными, плотными рядами в ней лежали трубочки макарон. А внизу в толстой ватной обертке я нашел три красных яблока. Раньше я видел яблоки только на картинках, но догадался, что это они.»)

17. Показ учащимися группы № 4 слайд-шоу о своей школьной жизни и чтение наизусть стихотворений об учителях.

(Слайд-шоу из фотографий о школьной жизни 6 – А класса, музыкальное сопровождение песнями о школе).

См. Приложение к уроку № 3 (Стихотворения об учителях).

  1. Итоги урока.

Вопросы учащимся.

  • Что заставило В.Распутина написать этот рассказ?
  • Что своим примером показала учительница?
  • Что такое духовная память, духовный опыт человечества?
  • Передаёт ли писатель свой духовный опыт читателям? Какой?

(Оценивание учащихся).

  1. Домашнее задание.

Подготовить сочинение-миниатюру «Учитель в моей жизни».

Приложение к уроку № 1

Прототип Лидии Михайловны

Героиня знаменитого рассказа Валентина Распутина «Уроки французского» живёт в Нижнем Новгороде, зовут ее Лидия Михайловна Молокова.

Случайно школьница Лидия Данилова оказалась во время войны в Сибири вместе с родителями. Случайно поступила на отделение французского в Иркутский педагогический институт. Собиралась-то она в университет на исторический, но её смутили... стены будущей альма-матер: высокие, мрачные своды бывшего здания духовной семинарии как будто давили на молодую девушку. Абитуриентка забрала документы и ушла в педагогический. Там оставались места только во французской группе...

Случайно оказалась она и в районной школе, в глухом поселке Усть-Уда. Это было самое худшее место, куда можно было попасть по распределению. И почему-то оно досталось студентке с отличным дипломом. «За дерзость», - объясняет сама героиня.

В подшефном восьмом классе молоденькая учительница поначалу не произвела серьезного впечатления. Ребята попались озорные

Валя Распутин учился в параллельном классе. Там собрались ученики посерьезней. Классная руководительница, учительница математики Вера Андреевна Кириленко, судя по всему, спуску им не давала. «На самом деле Распутин, в первую очередь, писал свою учительницу с Веры Андреевны, - считает Лидия Михайловна. - «Красивая, немножко косили глаза», - это всё про неё. Сдержанная, опрятная, с хорошим вкусом. Говорили, что она из бывших фронтовичек». Но почему-то Вера Андреевна исчезла из всех биографий писателя.

Отработав положенные три года, Вера Андреевна уехала из Усть-Уды на Кубань. А Лидии Михайловне пришлось взвалить на свои плечи классное руководство в объединённом девятом классе. Потом Лидия Михайловна вышла замуж, жила в Иркутске, растила двух дочерей. Вскоре у нее умер муж, и она перебралась в Саранск, поближе к маме. В Саранском государственном университете Лидия Молокова отработала сорок лет. Были еще командировки за границу: сначала она работала преподавателем русского в Камбодже, потом преподавала язык в военной школе в Алжире. А потом была еще командировка во Францию, во время которой Лидия Михайловна и узнала, что стала книжной героиней.

А посвящено произведение другой учительнице, отдавшей детям всю свою жизнь, матери драматурга Александра Вампилова Анастасии Прокопьевне Копыловой.

Приложение к уроку № 2

Образец синквейна

Первая строка

Одно имя существительное

Дружба

Вторая строка

Два имени прилагательных

Искренняя, душевная.

Третья строка

Два глагола или описания действия

Помогать, понимать.

Четвертая строка

Фраза, показывающая личное отношение к теме

Настоящих друзей немного.

Пятая строка

Синоним к существительному из первой строки

Взаимопонимание

Приложение к уроку № 3

Стихотворения об учителях

№ 1. Ты помнишь, было вокруг
Море цветов и звуков.

Из теплых маминых рук
Учитель взял твою руку.
Он ввел тебя в первый класс
Торжественно и почтительно.
Твоя рука и сейчас
В руке твоего учителя.
Желтеют страницы книг,
Меняют названия реки,
Но ты его ученик:
Тогда, сейчас и навеки! (К.Ибряев)

№ 2. Учитель, дни жизни своей, как один,

Ты школьной семье посвящаешь.

Ты всех, кто учиться к тебе приходил,

Своими детьми называешь.

Любимый учитель, родной человек.

Будь самым счастливым на свете,

Хоть трудно порой достаются тебе

Твои непослушные дети.

Ты дружбой и знаньями нас наградил.

Прими благодарности наши!

Мы помним, как в люди ты нас выводил

Из робких, смешных первоклашек.

Но дети взрослеют, от школьной скамьи

Дорогами жизни шагают

И в памяти носят уроки твои,

А в сердце тебя сохраняют. (М. Садовский)

№ 3. Их много -

Курносых, несхожих,

Влетающих в школу гурьбой.

И с ними непросто. И все же

Душе его дорог - любой.

Он вел их

По лесенке знаний,

Страной научил дорожить,

И видеть сквозь даль расстояний,

И с умницей-книгой дружить…

Пусть кто-то строителем станет,

А кто-то хозяином рек,

Но верится сердцу:

поставит

Пятерку им завтрашний век.

И, взрослыми став, через годы

Ребята добром помянут

И строгость его, и заботы, -

Нелегкий учительский труд. (Б. Гайкович)

№ 4. В классе

Скомкали фартук холодные ручки,

Вся побледнела, дрожит баловница.

Бабушка будет печальна: у внучки

Вдруг - единица!

Смотрит учитель, как будто не веря

Этим слезам в опустившемся взоре.

Валентин Григорьевич Распутин Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях. Л.Н. Толстой

ПРОТОТИП Лидия Михайловна Молокова

ЛИДИЯ МИХАЙЛОВНА Образ учительницы В.Г. Распутин «Уроки французского»

УРОКИ ФРАНЦУЗСКОГО

ИГРА Иллюстрация к рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского»

Создание синквейна Первая строка Одно имя существительное Дружба Вторая строка Два имени прилагательных Искренняя, душевная. Третья строка Два глагола или описания действия Помогать, понимать. Четвертая строка Фраза, показывающая личное отношение к теме Настоящих друзей немного. Пятая строка Синоним к существительному из первой строки Взаимо-понимание

Доброта, готовность защищать слабого и беззащитного – это прежде всего мужество и бесстрашие души. В.Сухомлинский


Валентин Распутин стал известен широкому кругу читателей как «деревенский» писатель. Его прежде всего интересуют не нов-шества нашей жизни, а то древнее, исконно русское, глубинное, что уходит из нашей жизни.

Но помимо этого он изображал и тяготы, легшие на плечи крестьян, которые не могли не отразиться и на детских судьбах. В рассказе «Уроки французского» Распутин описывает нелегкую, полуголодную жизнь деревенского мальчишки. Его мать изо всех сил старается дать ему образование. В одиннадцать лет начинает-ся у него самостоятельная жизнь. И хотя он очень хорошо учит-ся, его постоянным спутником остается голод. Он ужасно поху-дел, так что даже мать напугалась его. Он прекрасно понимает, что ей нелегко, поэтому утаивает от нее тяготы своей жизни, старается не расстраивать ее жалобами. Он прекрасно знает цену деньгам, цену каждой посылки матери. У такого маленького, еще не окрепшего психологически человечка, тем не менее, есть жесткий внутренний стержень, который не дает ему сломиться под ударами судьбы. Гордо и стойко переносит он голод, отверга-ет помощь учительницы Лидии Михайловны. Терпит он и униже-ния со стороны игроков в «чику». Эта игра в один прекрасный момент становится его единственной надеждой на выживание. Но жестокость его сверстников заставляет его покинуть поле игры.

Выручает его Лидия Михайловна. Уроки французского пере-носятся из школы к ней домой. А здесь учительница сама предла-гает мальчику играть. Она прекрасно понимает, что маленький гордец ни за что не примет ее подарки. Поэтому она дает ему возможность честно их заработать, выиграть. Именно этой мыс-лью он себя и успокаивает, беря деньги. Молодая, но уже мудрая и сметливая, она сначала подыгрывает мальчику, а потом, пони-мая, как это его обижает, прямо на его глазах начинает мошенничать. Это убеждает его в честности заработанных им денег. «Я тут же напрочь забыл, что всего вчера Лидия Михайловна пыталась подыграть мне, и следил только за тем, чтобы она меня не обманула. Ну и ну! Лидия Михайловна, называется».

Таким образом, уроки французского станут уроками добро-ты, великодушия, хотя и не оцененными, не понятыми. Печален финал произведения. Лидия Михайловна уволена и уезжает на родину. Но даже там она не забывает о своем ученике, посылает ему посылку с макаронами, а на дне лежат, как догадывается мальчик, три яблока. Грусть проскальзывает в заключительных строках: мальчик видел их раньше только на картинке. Материал с сайта

Распутин задумывается о судьбах детей, принявших на свои хрупкие плечи тяжелое бремя эпохи переворотов, войн и рево-люций Но, тем не менее, есть на свете доброта, способная пре-одолеть все трудности. Вера в светлый идеал доброты — харак-терная особенность произведений Распутина.

План

  1. Деревенский мальчик приезжает в школу. Учится хорошо.
  2. Из-за бедного существования и постоянного голода он на-чинает играть на деньги. За удачу в игре его избивают.
  3. Учительница Лидия Михайловна заставляет его дополни-тельно заниматься французским.
  4. У нее дома они начинают играть на деньги. У мальчика сно-ва появляются средства на еду.
  5. За одной из игр их застает директор. Это заканчивается увольнением Лидии Михайловны.

Рассказ Распутина “Уроки французского” изучается в 6 классе на уроках литературы. Герои рассказа близки современным детям разнообразием характеров и тягой к справедливости. В “Уроках французского” анализ произведения целесообразно проводить, ознакомившись с биографией автора. В нашей статье вы сможете узнать, чему учит произведение, ознакомиться с подробным разбором по плану “Уроки французского”. Это значительно облегчит работу на уроке при анализе произведения, а также разбор рассказа понадобится для написания творческих и тестовых работ.

Краткий анализ

Год написания – 1973.

История создания – впервые рассказ был опубликован в 1973 году в газете “Советская молодёжь”

Тема – человеческая доброта, неравнодушие, значение учителя в жизни ребёнка, проблема морального выбора.

Композиция – традиционная для жанра рассказа. Имеет все составляющие от экспозиции до эпилога.

Жанр – рассказ.

Направление – деревенская проза.

История создания

Рассказ “Уроки французского”, действие которого происходит в конце сороковых годов, был написан в 1973 году. Опубликован в том же году в комсомольской газете г. Иркутска “Советская молодёжь”. Произведение посвящено матери близкого друга писателя Александра Вампилова- учительнице Копыловой Анастасии Прокопьевне.

По признанию самого автора, рассказ глубоко автобиографичен, именно детские впечатления легли в основу рассказа. После окончания четырёхлетней школы в своём родном селе будущий писатель вынужден был переехать в районный центр Усть-Уда, чтобы продолжать учёбу в старшей школе. Это был тяжёлый период для маленького мальчика: жизнь у чужих людей, полуголодное существование, невозможность одеваться и питаться, как положено, непринятие деревенского мальчика одноклассниками. Всё, что описывается в рассказе, можно считать реальными событиями, ведь именно такой путь прошёл будущий писатель Валентин Распутин. Он считал, что детство – самый главный период в формировании таланта, именно в детстве человек становится художником, писателем или музыкантом. Там же он черпает своё вдохновение всю оставшуюся жизнь.

В жизни маленького Вали была такая же Лидия Михайловна (это реальное имя учительницы), которая помогала мальчику, старалась скрасить его тяжёлое существование, посылала посылки и играла в “пристенок”. После того, как вышел рассказ, она нашла своего бывшего ученика и произошла долгожданная встреча, с особым теплом он вспоминал разговор, который состоялся с Лидией Михайловной во взрослом возрасте. Она забыла многие вещи, которые помнил писатель с детства, он хранил их в памяти много лет, благодаря чему появился чудеснейший рассказ.

Тема

В произведении поднимается тема человеческого неравнодушия , доброты и помощи тем, кто нуждается. Проблема морального выбора и особой “нравственности”, которая не принимается обществом, но имеет обратную сторону – светлую и бескорыстную.

Молодая учительница, сумевшая рассмотреть беду мальчика, его плачевное положение, стала ангелом-хранителем на определённый отрезок его жизни. Только она рассмотрела за бедностью старание и способности мальчика к учёбе. Уроки французского, которые она давала ему на дому, стали уроками жизни, как для мальчика, так и для самой молодой женщины. Она очень скучала по родине, достаток и уют не давали ощущения радости, а “возвращение в безмятежное детство”, спасало её от будней и тоски по дому.

Деньги, которые получал главный герой рассказа в честной игре, позволяли ему купить молока и хлеба, обеспечить себя самым необходимым. Кроме того, ему не приходилось участвовать в уличных играх, где за своё превосходство и мастерство в игре его избивали мальчишки от зависти и бессилия. Тему “Уроков французского” Распутин обозначил с первых строк произведения, когда упомянул о чувстве вины перед учителями. Основная мысль рассказа в том, что помогая другим, мы помогаем и себе. Оказывая помощь мальчику, поддаваясь, хитря, рискуя работой и репутацией, Лидия Михайловна поняла, чего не хватало ей самой, чтобы чувствовать себя счастливой. Смысл жизни в том, чтобы помогать, быть нужным и не зависеть от мнения окружающих. Литературная критика подчёркивает ценность творчества Распутина для всех возрастных категорий.

Композиция

Рассказ имеет традиционную для своего жанра композицию. Повествование ведётся от первого лица, что делает восприятие очень реалистичным и позволяет вводить много эмоциональных, субъективных деталей.

Кульминацией является сцена, где директор школы, не достучавшись в комнату учительницы, заходит к ней и видит играющих на деньги педагога и ученика. Примечательно, что идея рассказа подана автором в философской фразе первого предложения. Из неё же вытекает и проблематика рассказа: чувство вины перед родителями и педагогами – откуда оно?

Вывод напрашивается сам собой: они вложили в нас всё самое лучшее, они верили в нас, а смогли ли мы оправдать их ожидания? Рассказ заканчивается резко, последнее что мы узнаём – это посылка с Кубани, которая пришла мальчишке-рассказчику от бывшей учительницы. Он впервые видит настоящие яблоки в голодный 1948 год. Даже на расстоянии это волшебная женщина умудряется приносить радость и праздник в жизнь маленького человека.

Главные герои

Жанр

Жанр рассказа, в который облачил Валентин Распутин своё повествование, идеально подходит для изображения правдивых жизненных событий. Реалистичность рассказа, его небольшая форма, возможность окунаться в воспоминания и раскрывать внутренний мир персонажей различными средствами – всё это превратило произведение в маленький шедевр – глубокий, трогательный и правдивый.

Исторические особенности времени также отразились в рассказе глазами маленького мальчика: голод, разруха, обнищание деревни, сытая жизнь городских жителей. Направление деревенской прозы, к которому относится произведение, было распространено в 60-х-80-х годах 20 века. Суть его была в следующем: оно раскрывало особенности деревенского быта, подчёркивало его самобытность, поэтизировало и в чём-то идеализировало деревню. Так же прозе этого направления было свойственен показ разрухи и обнищания деревни, её упадка и тревоги за будущее села.

Тест по произведению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.8 . Всего получено оценок: 908.

Анализ произведения

Валентин Распутин стал известен широкому кругу читателей как «деревенский» писатель. Его прежде всего интересуют не нов­шества нашей жизни, а то древнее, исконно русское, глубинное, что уходит из нашей жизни.

Но помимо этого он изображал и тяготы, легшие на плечи крестьян, которые не могли не отразиться и на детских судьбах. В рассказе «Уроки французского» Распутин описывает нелегкую, полуголодную жизнь деревенского мальчишки. Его мать изо всех сил старается дать ему образование. В одиннадцать лет начинает­ся у него самостоятельная жизнь. И хотя он очень хорошо учит­ся, его постоянным спутником остается голод. Он ужасно поху­дел, так что даже мать напугалась его. Он прекрасно понимает, что ей нелегко, поэтому утаивает от нее тяготы своей жизни, старается не расстраивать ее жалобами. Он прекрасно знает цену деньгам, цену каждой посылки матери. У такого маленького, еще не окрепшего психологически человечка, тем не менее, есть жесткий внутренний стержень, который не дает ему сломиться под ударами судьбы. Гордо и стойко переносит он голод, отверга­ет помощь учительницы Лидии Михайловны. Терпит он и униже­ния со стороны игроков в «чику». Эта игра в один прекрасный момент становится его единственной надеждой на выживание. Но жестокость его сверстников заставляет его покинуть поле игры.

Выручает его Лидия Михайловна. Уроки французского пере­носятся из школы к ней домой. А здесь учительница сама предла­гает мальчику играть. Она прекрасно понимает, что маленький гордец ни за что не примет ее подарки. Поэтому она дает ему возможность честно их заработать, выиграть. Именно этой мыс­лью он себя и успокаивает, беря деньги. Молодая, но уже мудрая и сметливая, она сначала подыгрывает мальчику, а потом, пони­мая, как это его обижает, прямо на его глазах начинает мошенничать. Это убеждает его в честности заработанных им денег. «Я тут же напрочь забыл, что всего вчера Лидия Михайловна пыталась подыграть мне, и следил только за тем, чтобы она меня не обманула. Ну и ну! Лидия Михайловна, называется».

Таким образом, уроки французского станут уроками добро­ты, великодушия, хотя и не оцененными, не понятыми. Печален финал произведения. Лидия Михайловна уволена и уезжает на родину. Но даже там она не забывает о своем ученике, посылает ему посылку с макаронами, а на дне лежат, как догадывается мальчик, три яблока. Грусть проскальзывает в заключительных строках: мальчик видел их раньше только на картинке.

Распутин задумывается о судьбах детей, принявших на свои хрупкие плечи тяжелое бремя эпохи переворотов, войн и рево­люций Но, тем не менее, есть на свете доброта, способная пре­одолеть все трудности. Вера в светлый идеал доброты — харак­терная особенность произведений Распутина.

План

1. Деревенский мальчик приезжает в школу. Учится хорошо.

2. Из-за бедного существования и постоянного голода он на­чинает играть на деньги. За удачу в игре его избивают.

3. Учительница Лидия Михайловна заставляет его дополни­тельно заниматься французским.

4. У нее дома они начинают играть на деньги. У мальчика сно­ва появляются средства на еду.

План пересказа

1. Мальчик уезжает из родной деревни в райцентр продолжать свое образование.
2. Трудная жизнь героя в городе.
3. Федька, сын хозяйки, знакомит его с ребятами, которые играют на деньги.
4. Мальчик учится играть в «чику», начинает выигрывать и покупает на выигранные деньги молоко.
5. Героя бьют нечестно играющие ребята.
6. Тишкин рассказывает учительнице о том, что мальчик играет на деньги.
7. Лидия Михайловна начинает заниматься с ним французским языком индивидуально.
8. Мальчик получает посылку с макаронами.
9. Герой рассказа делает успехи во французском.
10. Лидия Михайловна учит его играть в «замеряшки».
11. Мальчик снова выигрывает деньги, на которые покупает молоко.
12. Директор школы узнает об игре.
13. Лидия Михайловна уезжает. Посылка с макаронами и яблоками.

Пересказ

В голодные послевоенные годы герой приезжает из деревни в райцентр продолжать учиться. Он поступает в пятый класс, живет у знакомых матери, страдает от недоедания, одиночества и тоски по дому. Чтобы как-то прокормиться, герой начинает играть в «чику» с местными мальчишками и быстро понимает, что эта игра нечестная. Но выхода у него нет, сам он играет честно и выигрывает каждый раз только рубль — на молоко. Честной игры ему не прощают: героя подло и жестоко избивают.

В школе приходится объяснять последствия драки — разбитое лицо. Герой не рассказывает правды, но и врет неумело — в этом сказывается его природная честность. Мальчику грозит исключение из школы, и он боится не столько наказания, сколько позора, боится показаться ненадежным человеком. Выручает его учительница: она поняла, что мальчик попросту голодает, и решила помочь ему. Начала она с того, что стала с ним дополнительно заниматься французским языком.

Автор пользуется приемом антитезы (противопоставления). Умная, красивая, хорошо одетая женщина, которую не портят даже слегка косящие глаза, «была учительницей не арифметики какой-нибудь, ни истории, а загадочного французского языка, от которого тоже исходило что-то особое, сказочное, неподвластное любому-каждому». Кого же она видит перед собой? «Перед ней крючился на парте тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом, не опрятный без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах, который впору был на груди, но из которого далеко вылезали руки, в перешитых из отцовских галифе». Да, ученик и учительница не похожи друг на друга, но у них есть то, что их объединяет. Лидия Михайловна говорит: «Иной раз полезно забыть, что ты учительница, — не то такой сделаешься бякой и букой, что живым людям скучно с тобой станет. Для учителя, может быть, самое важное — не принимать себя всерьез, понимать, что он может научить совсем немногому».

Лидии Михайловне быстро стало ясно, что прямой помощи ученик не примет, и тогда она сама решила играть с ним на деньги — в «замеряшки», незаметно подыгрывая, поддаваясь. Благодаря «честно выигранным» деньгам он снова мог покупать молоко. Кроме того, учительница пробудила интерес мальчика к французскому — он стал делать значительные успехи.

Однажды Лидию Михайловну и мальчика застал за игрой в «замеряшки» директор школы. Объяснять ему что-либо было бесполезно. Через три дня Лидия Михайловна уехала из райцентра и прислала на Новый год мальчику посылку: макароны и яблоки. Он понял, что не одинок, что есть на свете добрые, отзывчивые люди.

 


Читайте:



Курсовая работа нормативно-техническая документация на фирменное блюдо салат "цезарь с форелью"

Курсовая работа нормативно-техническая документация на фирменное блюдо салат

Регистрация на сайте Перед началом работы с FOODCOST пользователи должны зарегистрироваться. Ссылка на форму регистрации В открывшемся окне...

200 грамм овсяных хлопьев

200 грамм овсяных хлопьев

Домохозяйки часто сталкиваются с проблемой измерения ингредиентов. Между тем, процесс очень важен для приготовления вкусных блюд для гостей и...

Муж женится на другой во сне

Муж женится на другой во сне

Когда случается жениться во сне, наутро важно вспомнить сюжетные подробности своего сновидения. Дело в том, что сонник предлагает множество...

Не хочет жениться во сне

Не хочет жениться во сне

В статье на тему: "сонник жениться во сне мужчине" - представлена актуальная информация по этому вопросу за 2018 год.Овен 21.03 – 20.04 Телец 21.04...

feed-image RSS