Главная - Дети 0-1 год
Рабочая программа кружка театр кукол. Дополнительная образовательная программа «Театр кукол. Раздел «Изготовление куклы»

«Утверждаю»

Директор гимназии: _____________

Приказ № _____

от «_____» ________ 20___ года

Программа кукольного кружка

Образовательная программа кукольного театра «Улыбка»

рассчитана на учащихся 7-9 лет.

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Концептуальная часть программ

Программа кукольного кружка «Улыбка » рассчитана для реализации в начальных и средних классах общеобразовательной школы.. Создание кукольного кружка в школе способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс. Сплочение коллектива класса, расширение культурного диапазона учеников и учителей, повышение культуры поведения – все это возможно осуществлять через творческую деятельность в данном кружке. Особое значение театральное творчество приобретает в начальной школе. Оно не только помогает воспитывать, но и обучает с помощью игры, т. к. для детей игра в этом возрасте - основной вид деятельности , постоянно перерастающий в работу (обучение). Театрализованные игры пользуются у детей любовью. Младшие школьники с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, перевоплощаются в тот или иной образ. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, всегда готовы прийти к ним на помощь. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Ребенку нравится играть, особенно со сверстниками. Преимущество кукольного театра, как концертного коллектива, состоит в его мобильности: он может выступать практически на любой площадке, в зале, в классе, в детском саду, на клубной сцене. Репертуар подбирается с учетом возрастных особенностей учащихся. Знакомство с позицией актера – творца накапливает их эмоциональный, интеллектуальный, нравственный, социальный, трудовой опыт и развивает его. Создание театрального спектакля дополняет и сопровождает всю работу с целью освоения терминов (режиссер, замысел, автор, пьеса, сценарий и т. д.). Каждый ребенок может попробовать себя в роли автора, режиссера, что позволяет развивать творческое начало ребенка. В атмосфере доброжелательного и терпеливого отношения друг к другу формируется чуткость детей к правдивому целенаправленному действию. Для тренировки воображения служат и упражнения голосом и речью: говорить медленно, громко, тихо, быстро, басом. Речевые упражнения выполняют пропедевтическую роль будущей работы над художественным чтением. Первые попытки сыграть героев сказок расширяют представление детей о достоверности в театре. Здесь закладываются основы для понимания “школы переживания” и “школы представления” в актерском искусстве. Играть так, чтобы тебе поверили, оказывается трудно. Так формируется база для интереса к обучающим заданиям, в процессе которых основной упор делается на игры со словом, с текстом, подтекстом, с разными словесными действиями (упрекать, приказывать, узнавать, удивлять, просить, объяснять, звать). Слово раскрывается как основное средство выполнения сценической задачи, как основной компонент создания характера. Играя в разные сочетания одного действия с различными текстами или одного текста с различными действиями, дети учатся слышать психологическую выразительность речи. По уровню освоения программа является специализированной, так как формирует и развивает знания, умения и навыки детей в области кукольного искусства. По целевой установке программа является образовательной.

Характеристика обучающихся по курсу детей

Данная дополнительная образовательная программа предназначена для учащихся 1 – 5 классов . Никакие особые условия при приёме в кружок не ставятся. Принцип организации работы кружка - добровольность. Количество участников не более 10 – 15 человек.

3. Цели и задачи воспитательно-образовательного процесса.

Цель программы: создание условий для развития творческих способностей средствами театрального искусства; эстетическое воспитание участников, создание атмосферы радости детского творчества и сотрудничества.

Образовательные задачи программы :

Изучение и освоение театральной работы с куклой; - формирование навыков театральной речи, художественных навыков при изготовлении кукол и декораций;

Воспитательные задачи программы: - воспитание уважения и любви к русской народной сказке;

Воспитание толерантности по отношению друг к другу;

Развивающие задачи программы:

Развитие творческих способностей, воображения, фантазии, самостоятельности мышления учащихся и других участников воспитательно-образовательного процесса;

Развитие коммуникативных навыков учащихся разновозрастных групп.

Основные дидактические принципы :

    Принцип добровольности; Принцип взаимного обучения; Принцип комфортности; Принцип коммуникативности;

4. Продолжительность освоения программы

Программа рассчитана на 2 года, занятия проводятся 2 раза в неделю по 40 мин.

5. Формы проведения занятий

Любая деятельность должна быть мотивирована. Для формирования положительной мотивации и создания атмосферы творчества и увлечённости используются:

v словесные игры;

v пальчиковые упражнения;

v ролевые игры;

v двигательные упражнения;

Занятия предусматривают использование как индивидуальной, так и групповой форм обучения.

6. Формы подведения итогов реализации образовательной программы

и критерии оценки.

К числу важных элементов работы по данной программе относится отслеживание результатов деятельности в рамках образовательной программы. Способы и методики определения результативности образовательного и воспитательного процессов различны и направлены на определение степени развития творческих способностей и сформированности основных умений определенных требованиями данной программы.

В процессе деятельности кружка предлагается проводить следующие виды контроля знаний, умений и навыков:

Беседы по выявлению отношения детей к занятиям в кружке, степени овладения теми или иными знаниями, умениями, навыками, снятию комплекса некоммуникативности;

Предоставление возможности проявления ребёнка в различных ролях: режиссёра, художника, сценариста, кукловода;

Участие в школьных, районных конкурсах по дополнительному образованию;

Выступление перед родителями, учащимися.

7. Ожидаемый результат:

В процессе работы кружка у учащихся формируется навык работы с куклой, приобретается необходимый багаж знаний, умений и навыков. В результате практических занятий у детей вырабатывается потребность грамотно строить свою речь, использовать приёмы выразительности и эмоциональности.

Формирование уважительного отношения к произведениям устного народного творчества способствует познавательной активности учащихся. В ходе общения дети накапливают богатый социальный опыт, овладевают навыками толерантного отношения друг к другу.

Творческие способности учащихся развиваются путём эстетического и театрального воспитания. Происходит открытие увлекательного мира превращений, сказочных «оживлений», безграничность пластических форм кукольных представлений. Результат - поиск невероятных сочетаний материалов, придумывание фантастических сюжетов, неожиданных персонажей.

Немаловажную роль играет выработка коммуникативных качеств личности школьника в процессе творческого, позитивного общения.

Дети должны знать термины

v исполнительская деятельность;

v премьера;

v спектакль;

v действующие лица;

v генеральная репетиция

Дети должны уметь:

v правильно держать куклу;

v двигаться за ширмой;

v соблюдать правила работы над ширмой;

v анализировать свою игру и игру других кружковцев.

II. Учебно-тематический план

раздела

Название разделов

и тем.

Общее кол-во часов

Кол-во часов на

теорию

Кол-во

часов на

практику

Первый год обучения

Знакомство с кружковцами

Вводное занятие. Беседа

«Искусство театра кукол»

Знакомство с правилами поведения в кружке, выбор актива.

Знакомство с планом работы кружка

Знакомство с видами кукол. Особенности работы с куклами.

Овладение навыками кукловождения на материале простейших этюдов.

Тематические этюды на развитие фантазии, творческого внимания.

Занятия техникой речи.

В течение года на каждом занятии

Работа над пьесами: «Правила дорожные знать каждому положено», « Приключения у новогодней ёлки». Читка пьесы и распределение ролей;

ü Обсуждение темы пьесы;

ü Этюды с куклами на материале пьесы;

ü Монтировочные репетиции и прогоны;

ü Генеральная репетиция.

Ремонт и обслуживание кукол, подготовка материала для оформления ширмы.

Второй год обучения

Поиск выразительных возможностей кукол в предлагаемых обстоятельствах.

Выбор и работа над произведениями Выразительное чтение произведения учителем, беседа.

Распределение ролей. Чтение произведения учащимися

Отработка чтения каждой роли (за столом).

Репетиции спектакля по кускам и полностью.

Интонация. Настроение, характер персонажа.

Обучение соединению действия куклы со словами роли

Обучение работе над ширмой.

Занятия сценическим движением

Создание эскизов и декораций.

Создание декораций и бутафории к спектаклю.

Монтировочные репетиции.

Музыкальное оформление спектакля.

Генеральные репетиции.

Демонстрация достижений. Спектакли.

Рефлексия зрителей – коррективы, изменения в спектакле. Планы на будущее.

Итого: 68 часов (1 год)

I. Кукольный театр, его возможности и особенности.

Вводное занятие: презентация деятельности кружка; знакомство с деятельностью объединения «Улыбка»;

Теоретические занятия: история возникновения кукольного театра; виды кукол – путешествие во времени; роль кукол в организации досуга детей, а так же взрослых.

Практические занятия: перчаточная кукла, использование перчаточной куклы в спектакле; отработка навыка использования перчаточной куклы; изготовление перчаточной куклы из бросового материала.

Занятия техникой речи: начало всех занятий начинается с речевой гимнастики; развитие артикуляционного аппарата средствами использования слоговой таблицы; разучивание поговорок, чистоговорок, скороговорок; рисование лиц с мимикой во время исполнения роли; тренировка голосовых связок; чтение текста за ширмой.

II. Подбор пьес и репетиционная деятельность.

Вводное занятие: особенности подбора текста для постановок (объём, читаемость, наличие кукол, соответствие характера и речи);

Теоретические занятия: разбор подготовленных материалов; правила и особенности отбора;

Практические занятия: работа в библиотеке; отбор пьес, чтение и отработка материала; распределение и выбор ролей; подготовка декораций, монтировочные репетиции, прогоны; ремонт и обслуживание кукол; оформление ширмы; спектакли; подбор музыкального сопровождения для спектакля.

III. Анализ работы и перспективные планы.

Вводное занятие: беседа об удачных постановках, их анализ и предложения участников кружка; ошибки в ходе постановок, их анализ;

Теоретические занятия: разбор постановок проходит после каждого спектакля; выявление сильных и слабых сторон работы;

Практические занятия: подготовка и выпуск газеты «Наши достижения» с анализом и мнениями участников, зрителей и родителей; составление таблицы пробелов в ходе подготовки к спектаклю.

При творческом подходе к занятиям, театральное творчество, в том числе занятия кукольного кружка не только активизируют интерес школьников к искусству театра и искусству вообще, к разным его видам, но и развивают фантазию, память, внимание и другие качества, воспитывают и улучшают психологическую атмосферу в классе, группе. Подготовка спектакля – длительный процесс, но очень важный. В подготовку его входят подбор произведений – русских народных сказок, оформление спектакля, начиная с монтировки и оформления кукол, декораций. Создание психологически комфортной атмосферы занятий необходимо. В этот период дети учатся общаться друг с другом, делятся своими мыслями, умениями, знаниями.

IV. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы:

Методическое обеспечение:

    Концепция личностно-ориентированной воспитательной системы . План работы кружка.

Планируемые формы и названия занятий.

№ п/п

Формы занятий

Название

Виды театров: - театр картинок, - театр игрушек, - “Волшебные пальцы”, - теневой театр,

Из истории возникновения кукольного театра.

Знакомство с театральной лексикой.

Роль ширмы в постановке спектакля.

Мастер-класс

Выбор и работа над произведениями пьесы.

Мастер - класс

Распределение ролей

«Скороговорка».

«Слова», «Наборщик», «Шарады», «Волшебные превращения», «Игры в рифмы».

«Кто? Где был? Что делал? Кого встретил?»

«Моя ширма лучше».

«Ты режиссер и я режиссёр».

Экскурсия в библиотеку

Подбор пьесы для спектакля.

«Лучшее дополнение пьесы».

«Вместе весело шагать».

Выпуск газеты

«Вот такие мы кукольники».

Выпуск газеты

«Наши достижения».

Артикуляционные упражнения на основе таблицы гласных

на каждом занятии

Пальчиковые упражнения

Сжимание-разжимание кулачков, потягивание, расслабление, сгибание-разгибание, упражнения для кончиков пальцев, упражнения для запястья, потягивание, составление из пальцев различных фигур.

на каждом занятии

Ролевые игры

«Сценарист, артист, художник»

Двигательные упражнения

Разминка, физические упражнения. Зарядка для глаз. Упражнения на отработку и сохранение правильной осанки.

Материальное обеспечение:

    Помещение для занятий; 2 ширмы (репетиционная и премьерная); Набор необходимых кукол для спектаклей; Канцелярские предметы для оформления спектакля; Набор ткани для ремонта и изготовления кукол;

V. Список литературы для педагога.

, «Пальчиковая гимнастика», АСТ Астрель, Москва, 2007 г.

М. Бесова, «Давайте играть!», Академия развития, Ярославль, 2007 г.

Н. Алексеевская, «Домашний театр», «Лист», Москва, 2000 г.

, «Считалки, дразнилки, мирилки», «Союз», Санкт-Петербург, 2000 г.

Журналы: «Завуч начальной школы».

«Театр кукол и игрушек в ДОУ», Волгоград, 2008 г.

Литература для детей:

Журналы: «Миша», «Муравейник», «Мурзилка», «Сделай сам».

Скороговорки, используемые на занятиях по сценической речи

Нашей Юле купили юлу,
Юля играла с юлой на полу.

Шесть мышат в камышах шуршат.

Баран Буян залез в бурьян.

Наш Полкан попал в капкан.

Бобры для бобрят добры.

Кричал Архип, Архип охрип.

Не надо Архипу кричать до хрипу.

Около кола колокола.

Съел Слава сало,
Да сала было мало.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Кукушка кукушонку
Купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон:
Как в капюшоне он смешон!

Маленькая болтунья
Молоко болтала, болтала,
Да не выболтала.

Горихвостка, горихвосточка,
Выгорихвостила горихвостят.

Хитрую сороку
Поймать морока.
А сорок сорок -
Сорок морок.

У Кондрата куртка коротковата.

Влас у нас, а Афанас у вас.

Скрепи скрепки крестиком.

Кровельщик Кирилл криво крышу крыл.

Верзила Вавила весело ворочал вилы.

Фофанова фуфайка Фефеле впору.

Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.

Злое зелье не уйдёт в землю.

На дворе - трава,
На траве - дрова.

Из кузова в кузов сгружали арбузы.

Купила Марусе бусы бабуся,
На рынке споткнулась бабуся о гуся.
Не будет подарка у внучки Маруси -
Все бусы склевали по бусинке гуси.

Бык тупогуб, тупогубенький бычок.
У бела быка губа была тупа.

Не буду Будду я будить,
А буду будоражить Будду.

Поезд мчится, скрежеща:
«Же-ча-ща, же-ча-ща!»

В шалаше шуршит шелками
Жёлтый дервиш из Алжира
И, жонглируя ножами,
Штуку кушает инжира.

От топота копыт
Пыль по полю летит.

Звенит земля от золотого зноя.

У нас на дворе погода размокропогодилась.

Щетина у чушки, чешуя у щучки.

Идёт косой козёл с косой.

Около омута охала Ольга: «Ох-ох-ох!»

Хохлатые хохотушки
Хохотом хохотали:
«Ха-ха-ха-ха-ха!»

Карл у Клары
Украл кораллы,
А Клара у Карла
Украла кларнет.

У попа поп, и поп попа похваливает.

Ткачи ткали ткани на платье Тане.

СЛОВАРЬ КУКОЛЬНИКА

Авансцена - передняя часть сцены.

Антракт - промежуток между действиями спектакля.

Батлейка - белорусское народное кукольное представление, сходное по типу с вертепом и шопкой. В её репертуар наряду с историей, рассказывающей о рождении Христа, входили народные пьесы («Царь Максимилиан») и короткие интермедии («Вольский - кузнец польский», «Корчмарь Берек» и др.).

Бутафория - предметы и украшения, имитирующие подлинные в сценической обстановке.

Вага - особая конструкция, к которой крепятся нити для управления марионеточной куклой. Она бывает горизонтальной (для марионеток-животных) и вертикальной.

Вертеп (старославян. и древнерусс. - пещера) - переносный театр кукол, в котором разыгрываются представления религиозного характера, связанные с легендой о рождении Христа. Обычно имеет строение в два этажа. На верхнем разыгрываются библейские сюжеты, на нижнем - светские (бытовые, комедийные, порой - социальные). Вертепные куклы передвигаются по прорезям в полу сцены.

Гапит - трость, на которую насажена головка тростевой куклы. Гапит, снабженный простейшей механикой, позволяет поворачивать и наклонять головку.
Возможен вариант крепления к гапиту ниток, управляющих глазами и ртом куклы.

Гансвурст (с нем. - «Ганс-колбаса») - герой немецкого народного драматического театра и театра кукол.
Появившись в XVI веке, Гансвурст уже через два столетия уступил место новому национальному героюКасперле, который унаследовал некоторые черты его
характера.

Гиньоль - персонаж французского театра кукол. Родился в Лионе в начале XIX века. Сюжеты сценок, в которых он участвовал, были заимствованы из жизни
ткачей города. Все возрастающая популярность Гиньоля в народных кругах вытеснила старого Полишинеля. До сих пор французские кукольные представления
носят его имя, а самому народному любимцу в Лионе сооружен памятник.

Грядка - верхний передний край (или план) ширмы.

Даланг - актер яванского театра кукол. В его задачу входит только кукловождение, а текст произносит на ходящийся рядом чтец.

Декорации (от латин. - украшение) - художественное оформление действия на ширме или театральной сцены.

Дубль - подменная кукла, копирующая своим внешним
видом основную и заменяющая её в случае необходимости при решении особых сценических задач,

Задник - расписной или гладкий фон на заднем плане ширмы или сцены.

Зеркало сцены - плоскость видимого зрителю игрового пространства,. ограниченная в театре кукол ширмой, порталами и портальной аркой.

Карагез (с турец. - «черный глаз») - герой турецкого теневого театра кукол. Славился своими шутками и неприязнью к «власть имущим».

Котурны - в театре кукол небольшие скамеечки, прикрепляемые к обуви, или специальные башмаки на толстой подошве. Они используются в том случае, когда рост актера-кукольника не позволяет ему держать куклу на уровне воображаемого пола ширмы Кулисы - вертикальные полосы ткани, обрамляющие сцену по бокам.

Матей Копецкии (гг.) - чешский народный кукольник, создатель знаменитого театра и его героя Кашпарека, для которого им написано более 60 пьес.
На могиле Матея Копецкого поставлен памятник избелого мрамора, на котором актер изображен со своей куклой. Сам знаменитый Кашпарек хранится в Национальном музее Праги.

Марионетка - низовая кукла, управляемая с помощью нитей. Она требует особого устройства сцены и ваги.

Мизансцена - определенное расположение декораций, предметов и действующих лиц на сцене в отдельные моменты спектакля.

Мимирующая кукла - кукла из мягких материалов с подвижным выражением лица. Пальцы актера находятся непосредственно в голове куклы и управляют ее ртом, глазами и носом.

Монолог - речь одного лица, мысли вслух.

(гг.) - знаменитый кукольный актер и режиссер, создатель собственного оригинального театра кукол. Многие его
спектакли стали хрестоматийными: «Каштанка» (по), сказки «По щучьему велению », «Волшебная лампа Аладина» и др. А спектакли Б. Штока «Божественная комедия», «Говорит и показывает ГЦТК...» и «Необыкновенный концерт» признаны
мировой классикой.

Олеарий - немецкий путешественник, посетивший Россию и оставивший «Подробное описание путешествия голштинского посольства в Московию и Персию...» (1647 г.). С именем Олеария связано первое документальное упоминание о кукольном представ-
лении на Руси, а в самой книге есть рисунок, изобра-жающий кукольника с Петрушкой, датированный 1636 годом.

Падуга - горизонтальная часть декоративного оформления сцены. Представляет собой полоску ткани, подвешенную на штанге или тросе.

Пантомима - выразительные движения телом, передача чувств и мыслей лицом и всем телом.

Панч - популярный герой английского театра кукол,
снискавший славу хулигана и драчуна. Панчу неизменно сопутствует жена Джуди. Их представления - образец английского юмора и злой социальной сатиры - пользовались в Англии огромным успехом и сохранились до сих пор.

Папье-маше - наиболее распространенный способ изготовления кукольных голов, представляющий собой оклеивание бумагой по глиняному слепку снаружи
или гипсовой форме изнутри.

Парик - накладные волосы.

Партер - места для зрителей ниже уровня сцены.

Патронка - картонная трубочка, которая вклеивается в шею и руки перчаточной куклы. Она позволяет «подогнать» руку и голову персонажа к размерам пальцев актера.

Передник ширмы (или фартук) - матерчатая занавеска, закрывающая конструкцию ширмы со стороны зрителя. В отличие от обтяжки, которая прикрепляет-
ся к рамке ширмы наглухо, передник просто подвешивается. Применяется при различных устройствах разборных ширм.

Перчаточная кукла - кукла, которая имеет вид трехпалой перчатки для управления головой и реками куклы.

Петрушка - любимый герой скоморохов, удалой смельчак и задира, в любой ситуации сохранявший чувство юмора и оптимизм. Как внешний вид куклы (длинный
нос, колпачок с кисточкой), так и сценки, которые он разыгрывал, почти не подвергались изменениям на протяжении столетий. В кукольных представления::
вместе с Петрушкой принимали участие различные персонажи: цыган, лекарь, квартальный, капрал и др.
Любопытно, что некоторые эпизоды в представлениях Петрушки перекликаются с кукольными представлениями других стран.

Пищик - специальное приспособление, которь::: пользовались актеры-петрушечники.

Полишинель - герой французского театра кукол середины XVIII века, пришедший из Италии. По своему характеру Полишинель весельчак и немного циник.

Пониженный план - окно или прорезь на основной
ширме, находящиеся ниже основной грядки. Используется для показа контрастных сцен с «живым» актером или сюрпризных моментов.

Портал (портальная арка) - плоскость, ограничивающая в виде рамки «зеркало» сцены с боков и сверху.

Пульчинелла - популярный комический герой неаполитанской комедии «дель арте». Наиболее приметная черта - черная маска.

Реквизит - подлинные и бутафорские вещи и предметы, используемые по ходу действия спектакля.

Репетиция - повторение, предваряющее показ спектакля.

Репертуар - пьесы, идущие в театре в определённый промежуток времени.

Приложение

Игры на развитие внимания и воображения к разделу «Мы

играем – мы мечтаем!» (из программы обучения детей основам сценического искусства «Школьный театр»)

· Картинки из спичек

Упражнение строится, как конкурс детей. Ученики складывают из спичек картинки по своему вкусу и объясняют их. Кроме элемента состязательности, важного для самих учеников, следует отметить, что эта игра прекрасно развивает чувство художественного вкуса, воображение, и, благодаря однотипности «строительного материала », - чувство пропорции. Лучше всего проводить упражнение на полу (ковёр), так как дети не связаны размером столов и чувствуют себя более раскованно.

· Нарисую у тебя на спине…

Упражнение на сенсорное воображение. Играют парами. Рисующий пальцем воспроизводит на спине водящего какое-либо изображение. Задача водящего – отгадать, что же было «нарисовано» у него на спине.

Стоит дать рисующему задачу – «не захотеть», чтобы водящий отгадал рисунок, поведение обоих играющих резко меняется: водящий максимально концентрирует внимание, доводя его остроту до максимума, а рисующий, «обманывая», пытается сбить накал внимания партнёра нарочитой расслабленностью. Это – одно из самых увлекательных заданий, но педагог должен тщательно контролировать ход его выполнения, не допуская обид и огорчений, присущих малышам, эмоциональной перегрузки и усталости. В конце концов, не беда, если водящий не сумеет точно определить, что за изображение вывел пальцем на его спине рисующий, - важна осознанная попытка представить себе этот рисунок и выразить это словами.

· Рисунки на заборе

Преподаватель предлагает каждому участнику нарисовать на «заборе» (стена класса) воображаемый рисунок, то есть начертить его пальцем. Наблюдающие должны рассказать о том, что они увидели, причём надо следить за тем, чтобы «рисунок» участника не «налезал» на предыдущий. Наиболее ценным дидактическим моментом является отсутствие возможности негативной оценки со стороны группы, так как условность изображения не дает повода для его критики и реального сравнения художественных достоинств. Здесь «каждый – гений», что очень важно в воспитании не только уверенности в своих творческих способностях и силах, но и «коллективного воображения», доверия к способностям партнёра.

· Цирковая афиша

Каждый ученик, сочинив свой «цирковой номер», рисует свою афишу, в которой пытается наиболее полно выразить своё представление о жанре, сложности, яркости и других особенностях своего «номера». Поощряется изобретение псевдонимов и кратких анонсов к номерам. Чем ярче ребёнок воображает свой номер, то, что он делает «на арене», тем ярче работает его художественная фантазия.

· Роботы

Играют двое. Первый – участник, дающий «роботу» команды. Второй – «робот», исполняющий их с завязанными глазами. Методические цели, стоящие перед играющими, можно сгруппировать по двум направлениям:

1. Умение поставить точно сформулированную задачу для «робота».

2. Умение реализовать словесный приказ в физическом действии.

Преподаватель должен чётко проследить за тем, чтобы команды подавались не «вообще», а были направлены на осуществление пусть простого, но вполне продуктивного действия, к примеру, - найти, подобрать и принести какой-либо предмет. Говоря о контроле за действиями самого «робота», важно подчеркнуть, что они должны строго соответствовать командам. Робот должен доверять командам, исполнять их в строгой очерёдности.

Приложение

Упражнения для развития хорошей дикции (из программы курса «Театр» для начальной школы)

[д] - [т] – попеременное постукивание кулаком по ладоням;

[г] - [к] – щелчки;

[з] - [с] – соединяем попеременно пальцы с большим пальцем;

[в] - [ф] – отталкивающие движения руками;

[ж] - [ш] – забираемся обеими руками по воображаемому канату.

· Прочитай, а затем озвучь текст. Как ты думаешь, что произошло с его героями?

Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж

Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж

Ж Ж Ж Ж
Ж…Ж…

Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж

Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж

БАЦ! БУМ! ДЗИНЬ!

Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж

ТОП – ТОП.

Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж

ШЛЁП!!! ШМЯК.

Цель программы: раскрытие творческого потенциала личности ребёнка посредством игры в кукольном театре.

Направление программы :

Коррекция недостатков в речевом развитии детей

Эстетическое воспитание

Развитие общей и мелкой моторики

Формирование у детей интереса к театрализованной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ)

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ VIII ВИДА.

г. Сатка, Челябинская область

Утверждаю

Директор МСКОУ школа – интернат

Е.А. Филиппов

«____»___________________2008г.

Программа кружка

«Кукольный театр»

Срок реализации: 3года

Данилова Оксана Александровна

г. Сатка

2008 год

  1. Паспорт программы.
  2. Пояснительная записка.
  1. Введение.
  2. Актуальность.
  3. Цели и задачи.
  4. Принципы построения программы
  1. Организация процесса.
  2. Тематическое планирование.
  3. Содержание программы.
  4. Список литературы.

Паспорт программы.

  1. Полное наименование программы : Программа кружка «Кукольный театр».
  2. Тип:
  3. Образовательная область:
  4. Направленность деятельности: творческая
  5. Уровень освоения содержания образования: общекультурный
  6. Разработчик: Данилова Оксана Александровна, воспитатель МСКОУ 8 вида
  7. Место реализации программы: МСКОУ специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат 8 вида.
  8. Адрес, телефон: Челябинская область, г. Сатка, ул. Матросова 8а. Телефон – 4-21-87.

Оснащение программы:

  1. Нормативно-правовая база:
  • Закон РФ «Об образовании»
  • Концепция модернизации Российского образования до 2010 года.
  • Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных

Учреждений 8 вида

  • Программа развития школы.
  • Воспитательная система школы
  • Программа эстетического воспитания учащихся с проблемами в

развитии.

2. Теоретическое основание:

  • Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии- М. 1973;
  • Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: Олигофренопедагогика. Под ред. Пузанова Б.П. – М: Изд.центр «Академия», 2000
  • Психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития./ сост. И общая редакция В.М. Астапова, Ю.В. Микидзе – Спб.: Питер, 2002.

3. Методическая литература:

  1. Т.Н. Караманенко «Кукольный театр в детском саду» - М.1960
  2. Г.В Генова «Театр для малышей» -М. 1968
  3. О.Емельянова Сценарий и рекомендации по постановке спектакля в домашнем кукольном театре. Под ред. С.А.Щербакова – ООО «Русский стиль Подмосковья»2001.
  4. Информационная поддержка: Интернет.
  5. Материальные ресурсы:

Краткое содержание программы

Цель программы: раскрытие творческого потенциала личности ребёнка посредством игры в кукольном театре.

Направление программы :

Коррекция недостатков в речевом развитии детей

Эстетическое воспитание

Развитие общей и мелкой моторики

Формирование у детей интереса к театрализованной деятельности .

Возрастные рамки : 7-11лет

Сроки реализации программы: 3 года

Уровень реализации программы: специальное (коррекционное) учреждение

Формы реализации программы: групповая

Способ освоения содержания материала: копирование действий, элементы творчества

Ожидаемые конечные результаты: научить показывать спектакли, развить творчество, воспитать интерес к театральной деятельности.

Пояснительная записка

Введение.

Кукольный театр - явление в нашей жизни распространённое. Детство каждого ребёнка, его эстетическое воспитание начинается, как правило, со спектаклей кукол.

Преимущество кукольных театров в том, что, как правило, все они основаны на известных и любимых детьми сказках. Все мы знаем, что без сказок невозможно полноценное развитие ребенка. Сказка затрагивает самые глубинные пласты психики человека и открывает основополагающие человеческие ценности. Очевидно благотворное влияние сказки даже на психику взрослого человека. Для ребенка же сказка – это возможность научиться думать, оценивать поступки героев, усвоить этические нормы, развить память и речь. Ритмичный, простой и певучий язык сказок, полный повторов и устойчивых оборотов ("жили-были", "жить поживать да добра наживать", "зайчик-побегайчик", "лисичка-сестричка", "бил-бил, не разбил"), значительно облегчает понимание сказок и тренирует речевой аппарат ребенка при произнесении сказки вслух.

Актуальность.

В воспитании подрастающего поколения важную роль играет его эстетическое воспитание, осуществляемое в первую очередь средствами различных видов искусства. В первую очередь это касается младшего школьного возраста, когда у большинства детей интересы еще окончательно не сформировались, а склонности к отдельным видам искусства не успели проявиться.

Дети, с ограниченными возможностями здоровья, – сложный, своеобразный контингент. Их отличает ряд особенностей: в силу недоразвития коры мозга медленно развивается словарь, замедленно формируются обобщающие понятия, дети с трудом абстрагируются от конкретной ситуации, их речевая продукция сводится к использованию заученных речевых шаблонов. Они не могут самостоятельно принимать, осмысливать, сохранять и перерабатывать информацию, полученную из окружающей среды. У них снижена ориентировочная деятельность, познавательная активность, весьма узок круг интересов, нарушена мелкая моторика рук, наблюдается недостаточность внимания, нарушение памяти, низкий уровень развития мышления. У детей не сформированы коммуникативные навыки, слабо выражен интерес к занятиям. Что дает такому ребенку игра в кукольный театр? Вспомним, что кукла полностью подвластна ребенку, зависит от него. Это дает ребенку возможность смоделировать собственный мир, который будет являться отражением "настоящего" мира, мира взрослых. В этом моделировании параллельно происходят два очень важных для развития ребенка процесса. С одной стороны, это подражание взрослым, которое является одним из ключевых факторов детского развития. Раз за разом ребенок повторяет движение, ситуацию, фразу, сказку, отслеживая при этом реакцию окружающих. Через это подражание ребенок учится самоопределению.

Второй процесс противоположен по своей сути, но внутренне тесно взаимосвязан с первым. Это процесс создания своего, нового мира, т.е. творчество. Сюжет сказки – лишь опора для ребенка, лишь толчок к самостоятельному творчеству. В идеале, кукольный театр нужен ребенку как возможность для бесконечных экспериментов, модуляций. Что такое творчество? Это способность создавать собственные идеи, не действовать по шаблонам и подсказкам. Творческие способности закладываются в детские годы и развиваются на основе собственной активности, заинтересованности реальным миром. Поэтому так важно дать ребенку возможность свободного познания окружающей действительности. Поощрять его не только в том, чтобы он выучил, запомнил и "правильно" сыграл ту или иной роль, но и в том, чтобы он развивал свои сюжеты, свободную игру, в которой он сможет реализовать свои фантазии. Именно так формируется основа будущего творческого восприятия мира. Возможность сформировать эту основу, и дает детям игра в кукольный театр.

Главное в работе с детьми – воспитание, но не как обучение различным навыкам, а как развитие творческих способностей. А творчество ребенка лучше всего проявляется в игре. Поэтому игра является основным способом привлечения детей к театральному искусству. Причем не «игровые технологии», а именно Игра, когда взрослый руководитель « играет в театр» так же самозабвенно, как дети. И тогда начинается совместный поиск, возникает взаимопонимание и происходит маленькое чудо – дети и взрослые становятся соавторами театрального действа.

Поэтому одной из форм работы с детьми с ограниченными возможностями была выбрана тема: «Кукольный театр как средство развития творчества детей с ограниченными возможностями здоровья» .

Цель программы: знакомство со спецификой кукольного театра; раскрытие творческого потенциала личности ребёнка посредством игры в кукольном театре.

Учебные задачи:

  • Объяснить назначение кукольного театра, познакомить с театральной лексикой, профессиями людей, которые работают в театре.
  • Познакомить с различными видами кукол.
  • Формирование практических навыков художественно-творческой деятельности на самореализацию.
  • Раскрыть природные данные и творческие умения, заложенные в каждом ребенке, введением их в мир театра в мир игры.
  • Развивать художественно-творческие способности и склонности ребят, познавательные процессы.
  • помочь адаптации ребенка в обществе.

Коррекционные задачи:

  • Коррекция недостатков в речевом развитии детей
  • Развитие общей и мелкой моторики
  • Формирование у детей интереса к театрализованной деятельности .

Воспитательные задачи:

  • воспитание трудолюбия, коллективизма, человечности и милосердия, обязательности, ответственности и порядочности, культуры поведения и бесконфликтного общения;
  • воспитание творческой индивидуальности.

Межпредметные связи:

Развитие речи: закрепление знаний о построении предложений, умений участвовать в беседе, отвечать на вопросы.

Чтение: закрепление умений читать и пересказывать короткие тексты.

Трудовое обучение: закрепление умений, получаемых на уроке при работе с картоном и бумагой, для изготовления декораций.

Математика: пространственная ориентировка, счет.

Работа с родителями: Показ спектаклей к празднику 8 Марта, на родительском собрании в конце года.

Принципы построения программы.

1. Принцип создания естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляет творческую активность.

2. Принцип сочетания педагогического руководства с инициативой и самодеятельностью учащихся.

3.Принцип преемственности и систематичности.

Суть этого принципа раскрывается в ряде положений, касающихся регулярности занятий и системы чередования нагрузок с отдыхом, последовательности занятий и взаимосвязь между различными сторонами их содержания.

5.Принцип наглядности.

6. Индивидуальный подход к детям.

7.Принцип повторяемости действий для закрепления в памяти.

Организация процесса.

Объект: ученики 1, 2 -4 «б» класса МСКОУ школы – интерната 8 вида.

Предмет: процесс развития творческих способностей детей

Место проведения: МСКОУ специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа- интернат 8 вида, 1 класс, 3 человека.

Программа рассчитана на 3 года:

первый год (2008-2009 уч.год) по два занятию в неделю в групповой форме

второй год (2009-2010уч. год)

третий год (2009-2010уч. год) по два занятия в неделю групповой форме

Первый год обучения

В первый год взяты подготовительные занятия и работа с пальчиковыми куклами.

Продолжительность занятий: 30 – 35 минут.

Ожидаемый результат: к концу 1 года дети

должны знать:

  1. Назначение кукольного театра.
  2. Некоторые виды кукол.
  3. 2-3 русских народных сказки
  4. Правила поведения в театре.
  5. Правила работы с пальчиковыми куклами

должны уметь:

  1. Соединять действия пальчиковой куклы со своей ролью.
  2. Показывать короткие спектакли.

Тематический план занятий по теме: «Кукольный театр»

1 год обучения.

1 четверть - 8 занятий

2 четверть - 14 занятий

3 четверть - 20 занятия

4 четверть - 18 занятий

1 четверть –8 занятий

Подготовительные занятия – (14 часов)

Цель : развитие мелкой моторики рук, развитие речи, развитие

творчества,

« Наши руки не для скуки» - 1 час

«Игры на песке» - 1 час

« Рисунки на песке» - 1 час

« Поварята» - 1 час

«Домашние животные» - 1 час

« Веселые пальчики» -1 час

« Пальчиковые куклы» - 1 час

2 четверть –14 занятий

« В гости к Красной шапочке» - 1 час

«Зачем нужен кукольный театр?»- 1 час

«Устройство театра, его элементы – театральный зал, сцена, их назначение».– 1 час

« Виды кукол» - 1 час

«Кто-кто в теремочке живет?». - 1 час

«Знакомство с куриным семейством». - 1 час

Работа с пальчиковыми куклами – 46 часов.

Цель:

Сказка «Репка». Чтение и знакомство с героями- 1 час

Сказка «Репка». Распределение ролей. Определение характера героев. - 1 час

Сказка «Репка». Разучивание ролей. -1 час

Сказка «Репка». Отработка чтения каждой роли за столом- 1 час

Сказка «Репка». Кукловождение за столом, соединение слов с движениями- 1 час

Сказка «Репка». Кукловождение за ширмой.-2 часа

Сказка «Репка». Репетиция спектакля -1час

3 четверть - 20 занятий

Сказка «Репка». Репетиция спектакля- 2 часа

Сказка «Репка». Показ спектакля- 1 час.

Сказка «Кот, петух и лиса». Чтение и знакомство с героями- 1 час

Сказка «Кот, петух и лиса». Распределение ролей. Определение характера героев. - 1 час

Сказка «Кот, петух и лиса». Разучивание ролей. -2 часа

Сказка «Кот, петух и лиса». Отработка чтения каждой роли за столом- 2 часа

Сказка «Кот, петух и лиса». Кукловождение за столом, соединение слов с движениями- 2 часа

Сказка «Кот, петух и лиса». Кукловождение за ширмой.-2 часа

Сказка «Кот, петух и лиса». Изготовление декораций.- 2 часа

Сказка «Кот, петух и лиса». Репетиция спектакля- 4 часа

Сказка «Кот, петух и лиса». Показ спектакля- 1 час.

4 четверть - 18 занятий.

Сказка «Теремок» Чтение и знакомство с героями- 1 час

Сказка «Теремок» Распределение ролей. Определение характера героев.-1 час

Сказка «Теремок» Разучивание ролей. -2 часа

Сказка «Теремок» Отработка чтения каждой роли за столом- 2 часа

Сказка «Теремок» Кукловождение за столом, соединение слов с движениями- 2 часа

Сказка «Теремок» Кукловождение за ширмой.-2 часа

Сказка «Теремок» Изготовление декораций.- 2 часа

Сказка «Теремок» Репетиция спектакля- 4 часа

Сказка «Теремок» Показ спектакля- 1 час.

Мы, играя, проверяем, что умеем и что знаем.- 1 час

Название темы

Цели

Задачи

Методы

Практические вопросы

Теоретические вопросы

Дидактические материалы,

оборудование

Словарная работа

Подготовительные занятия:

  • « Наши руки не для скуки»
  • «Игры на песке»
  • « Рисунки на песке»
  • « Поварята»
  • «Домашние животные»
  • « Веселые пальчики»
  • « Пальчиковые куклы»
  • « В гости к Красной шапочке»
  • « В гости к Красной шапочке»
  • «Зачем нужен кукольный театр?»
  • «Устройство театра, его элементы – театральный зал, сцена, их назначение».
  • « Виды кукол»
  • «Кто-кто в теремочке живет?».
  • «Знакомство с куриным семейством».
  • развитие мелкой моторики рук,
  • развитие речи,
  • развитие творчества,
  • развитие внимания и мышления.

Словесные:

беседа, разучивание коротких стихотворений, диалог, вопросы, объяснения.

Практические,

игровые.

Элементы кукловождения, игры на песке, пальчиковые игры, игры с куклами.

Виды кукол,

устройство театра, назначение,

пальчиковые игры.

Пальчиковые куклы, ширма, ящик с песком, игрушки, иллюстрации.

Актер, сцена, театр,

театральный зал, перчаточные куклы, пальчиковые куклы.

Работа с пальчиковыми куклами

  • Сказка «Репка»
  • Сказка «Кот, петух и лиса»
  • Сказка «Теремок»
  • Мы, играя, проверяем, что умеем и что знаем.

развитие коммуникативных и творческих способностей детей средствами детского кукольного театра, развитие познавательной сферы детей.

Словесные:

беседа, разучивание ролей, диалог, вопросы, объяснения.

Практические,

игровые.

Разучивание ролей, отработка чтения каждой роли за столом, изготовление декораций, кукловождение за столом, за ширмой, показ спектаклей.

Кукловождение. Распределение ролей. Репетиции.

Второй год обучения

Во второй год взяты теоретические и практические занятия с перчаточными куклами.

Занятия проводятся с 15 сентября 2009 по 15 мая 2010 года, по плану 2 часа в неделю.

Продолжительность занятий: 30 – 35 минут.

Ожидаемый результат: к концу 2 года дети

должны знать:

  1. Некоторые моменты из истории возникновения кукольного театра.
  2. Элементы техники кукловождения.
  3. Технику обращения с перчаточной куклой
  4. Правила поведения в театре.

должны уметь:

  1. Соединять действия перчаточной куклы со своей ролью.
  2. Интонацией передавать настроение, чувство, характер персонажа.
  3. Работать в группе
  4. Выступать перед зрителями

Тематический план занятий

В наш компьютерный век стремительно падает интерес детей к чтению художественной литературы. Из-за чего словарный запас детей становится беднее, их речь менее распространенная, невыразительная. Дети испытывают трудности в общении, не умеют устно или письменно излагать свои мысли.

Да и драматично выгляди ситуация, складывающаяся в сфере российского литературного образования и детского чтения. В ходе образовательных реформ чтение превращается в поверхностное знакомство с пересказами произведений, что наносит большой вред мировоззренческому, духовно – нравственному становлению и развитию детей.

Важно осознать, что детское чтение сегодня – поле битвы за души детей, а значит и за будущее России. Именно уроки литературного чтения должны научить детей любить, научить прощать, научить делать добро.

Но на мой взгляд,только уроков недостаточно. Мои исследования показали, что за три урока чтения в неделю, ребенок читает в классе 15 минут. При обсуждении произведения он в среднем проговаривает 15-17 предложений. А если это стеснительный ребенок то и того меньше.

Может дети читают дома самостоятельно или с родителями и там обсуждают прочитанное? Я провела анкетирование детей по следующим вопросам:

1.Читаете ли вы книги вместе с родителями?

2.Есть ли у тебя домашняя библиотека?

3.Как часто ты посещаешь библиотеку?

Ответы были неутешительны.

Это побудило меня искать новые пути эстетического воспитания художественного образования детей; приемы развития индивидуальных творческих способностей младших школьников.

Пояснительная записка

Кукольный театр - одно из самых любимых зрелищ детей. Он привлекает детей своей яркостью, красочностью, динамикой. В кукольном театре дети видят знакомые и близкие игрушки: мишку, зайку, собачку, кукол и др. - только они ожили, задвигались, заговорили и стали еще привлекательнее и интереснее. Необычайность зрелища захватывает детей, переносит их совершенно особый, увлекательный мир, где все необыкновенно все возможно.

Кукольный театр доставляет детям удовольствие и приносит много радости. Однако нельзя рассматривать спектакль кукол как развлечение: его воспитательное значение намного шире. Младший школьный возраст это период, когда у ребенка начинают формироваться вкусы, интересы, определенное отношение к окружающему, поэтому очень важно уже детям этого возраста показывать пример дружбы, праведности, отзывчивости, находчивости, храбрости и т.д.

Для осуществлений этих целей кукольный театр располагает большими возможностями. Кукольный театр воздействует на зрителей целым комплексом средств: художественные образы - персонажи, оформление и музыка - все это вместе взято в силу образно - конкретного мышления младшего школьника помогает ребенку легче, ярче и правильнее понять содержание литературного произведения, влияет на развитие его художественного вкуса. Младшие школьники очень впечатлительны и быстро поддаются эмоциональному воздействию. Они активно включаются в действие, отвечают на вопросы, задаваемые куклами, охотно выполняют их поручения, дают им советы, предупреждают об опасности. Эмоционально пережитый спектакль помогает определить от ношение детей к действующим лицам и их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям и быть непохожими на отрицательных. Увиденное в театре расширяет кругозор детей и надолго остается у них в памяти: они делятся впечатлениями с товарищами, рассказывают о спектакле родителям. Такие разговоры и рассказы способствуют развитию речи и умению выражать свои чувства.

Дети передают в рисунках различные эпизоды спектакля, лепят фигурки отдельных персонажей и целые сцены.

Но самое яркое отражение кукольный спектакль находит в творческих играх: дети устраивают театр и сами или при помощи игрушек разыгрывают виденное. Эти игры развивают творческие силы и способности детей. Таким образом, кукольный театр имеет большое значение для воспитания всестороннего развития детей.

Цель кружка

Ввести детей в мир театра, дать первоначальное представление о “превращении и перевоплощении” как главном явлении театрального искусства, иными словами открыть для детей тайну театра;

Задачи программы

Раскрыть специфику театра, как искусства: познакомить с историей кукольного театра, нравственную сферу детей; пробуждать интерес к чтению, учить видеть красоту родной земли, человека и его труда, чувствовать поэзию народных сказок, песен, любить и понимать искусство; сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества; научить детей самостоятельно изготавливать куклы; добиваться, чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогли использовать в повседневной жизни.

Педагогические принципы

Дифференцированный подход к образованию ребенка, учет его индивидуальных возможностей и способностей, положения ребенка в семье, школе; уважение личности; использование метода предметного обучения; поощрение творчества, достижения качества, самостоятельного поиска художественного решения: предоставление условий для участия в разнообразной деятельности.

Организация процесса

В кружок принимаются все желающие с 7 летнего возраста, имеющие склонности к этому виду искусства. Планируемое количество обучающихся в кружке 15 человек. Эта норма исходит из санитарно - гигиенических норм. Такое количество позволяет педагогу реализовать на практике принцип индивидуально - личностного подхода к обучающимся, что очень важно. Занятия начинаются с 15 сентября и заканчиваются 25 мая. Занятия проводятся 1 час в неделю. Расписание занятий составляется с учетом пожеланий учащихся, их родителей, а также возможностей учреждения. Из предложенного распределения часов на различные виды педагог по своему усмотрению может выделить часы на индивидуальную работу. Постигать данное искусство обучающиеся будут постепенно: изучат историю, овладеют навыком работы с куклой, умением самостоятельно изготавливать куклы и бутафорию, а потом приступят к работе над выбранной пьесой. При организации работы педагогу нужно помнить и выполнять одно из самых основных требований к занятиям - необходимо учитывать влияние кукольного театра на детей и с большой требовательностью относиться к идейному содержанию спектаклей, их художественному оформлению и проведению. Все, что показывается детям, должно быть высокоидейным и методически правильным. При распределении занятий учесть уровень подготовки и возраст обучающихся. Шире использовать индивидуальные формы работы. Одним из важных моментов и условий плодотворной работы кружка является подведение итогов промежуточных и годовых. Они проходят открыто в присутствии всех членов кружка. Форма проведения разная. При этом помнить: успехи каждого сравниваются только с предыдущим уровнем его знаний и умений. На каждом занятии итоги работы подводить в идее зaключительного инструктажа. Исходя из интересов и потребностей детей, порядок изложенных тем и количество часов может меняться.

Учебно – тематический план

Основные блоки

Количество часов

Практика

1 Вводное занятие
2 Таинственные превращения
3 Работа над выбранной для спектакля пьесой
4 Изготовление кукол и бутафории
5 Выбор для спектакля пьесы
6 Показ пьесы детям
7 Ремонт кукол
Всего
Вводное занятие. Театр. Его истоки. Знакомство с историей возникновения театра петрушек, с театральной лексикой, профессиями людей, которые работают в театре (режиссер, художник - декоратор, бутафор, актер).
. Таинственные превращения. Ввести детей в мир театра, дать первоначальное представление о “превращении и перевоплощении”, как главном явлении театрального искусства.
Выбор для спектакля пьесы. Выразительное чтение пьес учителем. Беседа о прочитанном. - Понравились ли пьеса? Кто из ее героев понравился? Хотелось бы сыграть ее? Какова главная мысль этой пьесы? Когда происходит действие? Где оно происходит? Какие картины вы представляете при чтении
.Распределение ролей и чтение произведения учащихся: Определить сколько действующих лиц в пьесе? Каково эмоциональное состояние персонажа? Каков его характер?
Отработка чтения каждой роли: прочитать четко, ясно проговаривая все звуки в словах, не глотать окончания, соблюдать правила дыхания; определить логические ударения, паузы; постараться представить себя на месте персонажа, подумать, как надо читать за “него” и почему именно так.
Обработка чтения каждой роли, репетиция за столом (учить детей умению вживаться в сою роль, учить их интонации передавать настроение, чувства, персонажа).
Обучение работе над ширмой: надеть куклу на руку: голову на указательный палец, руки куклы на большой и средний пальцы; проводить куклу над ширмой на вытянутой руке, стараясь делать это плавно, без скачков; проделать предложенные упражнения с каждым ребенком.
Обучение работе над ширмой, чтение каждым кукловодом своей роли, действия роли. Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка оформления, декоративных деталей, подача бутафории, помощь друг другу в управлении куклами, звуковое оформление спектакля.
Генеральная репетиция пьесы. Изготовление кукол и бутафории.
Показ пьесы детям.
Выбор пьесы. Чтение пьесы вслух в присутствии всех учащихся. Определение времени и места действия. Характеристика действующих лиц, их взаимоотношения. Распределение ролей. Читки по ролям за столом.
Читки по ролям, глубокий и детальный разбор пьесы.
Репетиция пьесы. Изготовление бутафории и кукол для пьесы.
Репетиция пьесы. Заучивание текста наизусть, соединение действия куклы со словами своей роли.
Генеральная репетиция, звуковое оформление спектакля.
Показ пьесы детям.
Выбор для спектакля пьесы. Выразительное чтение произведения учащихся. Определить сколько действующих лиц в пьесе. Каково эмоциональное состояние персонажа? Каков его характер?
Распределение роли и чтение произведения учащимися. Определить сколько действующих лиц в пьесе. Каково эмоциональное состояние персонажа? Каков его характер?
Обработка чтения каждой роли.
Репетиция пьесы. Изготовление бутафории, и кукол для пьесы.
Репетиция пьесы. Заучивание текста наизусть, соединения действия куклы со словами своей рели.
Репетиция пьесы. Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка оформления, декоративных деталей, подача бутафории, помощь друг другу в управлении куклами.
Генеральная репетиция. Музыкальное оформление.
Показ пьесы детям “как собака искала себе друга”.
Выбор для спектакля пьесы. Выразительное чтение пьес учителем. Беседа о прочитанном.
Распределение ролей характеристика действующих лиц, их взаимоотношения. Определение места и времени.
Читка по ролям. Работа с куклой на ширме.
Репетиция пьесы. Изготовление кукол и бутафории.
Репетиция пьесы. Заучивание текста наизусть. Распределение технических обязанностей.
Генеральная репетиция. Звуковое оформление.
Показ пьесы учащимся начальных классов.
Ремонт кукол.

Методическая литература: “Кукольный театр”, Т.Н. Караманенко, М. 2001;газета: “Начальная школа”, .№30.. 1999 г; Журнал: “Начальная школа” №7, 1999 г.;.“Играем в кукольный театр”, (пособие для практических работников дошкольных общеобразовательных учреждений), Н.Ф. Сорокина, М., 1999 г., Аркти.

гимназия № 2 г. Новокубанска

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тип программы:

по конкретным видам внеурочной деятельности

кружок

«Кукольный театр»

Срок реализации программы: 1 год.

Возраст обучающихся: 8 – 9 лет

Составитель: учитель начальных классов Соколова Лариса Михайловна

2013 – 2014 учебный год.

«… Драматургия – это кровь театра.

Недаром только те театры остаются в истории,

которые создали свой репертуар, свою драматургию»

С. Образцов

I. Пояснительная записка

Актуальность программы

Программа разработана с учетом требований федерального образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, направлена для реализации общекультурного направления по ФГОС по лицензии

Данная программа «Кукольный театр» рассчитана на учащихся начальных классов. В настоящий момент актуальным является разнообразное использование театрального творчества школьников. Эффективно влияет на воспитательно-образовательный процесс. Сплачивает коллектив класса, расширяет культурный диапазон учеников, – всё это, осуществляет через обучение и творчество на театральных занятиях в школе. Помогает воспитывать, с помощью игры, так как для детей игра в этом возрасте – основной вид деятельности.

Театрализованные игры пользуются у детей любовью. Младшие школьники с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, перевоплощаются в тот или иной образ. Ребята смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, всегда готовы прийти к ним на помощь. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки

Преимущество кукольного театра, как концертного коллектива, состоит в его мобильности: он может выступать практически на любой площадке, в зале, в классе, в детском саду. Репертуар подбирается с учётом возрастных особенностей учащихся.

В атмосфере доброжелательного и терпеливого отношения друг к другу формируется чуткость детей к правдивому целенаправленному действию. Для тренировки воображения служат и упражнения голосом и речью: говорить медленно, громко, тихо, быстро, басом. Речевые упражнения выполняют пропедевтическую роль будущей работы над художественным чтением.

В художественном мире сегодняшнего школьника театр занимает более скромное место, чем кино, эстрадная музыка, литература. Детскому восприятию очень близок кукольный театр, поскольку детям свойственно мысленное одушевление кукол, игрушек, предметов окружающего мира.

В воспитательном процессе в начальной школе основными средствами воспитания является: культура. Эта область человеческого бытия, в основании которой лежат общечеловеческие ценности. Накапливая опыт отношений с окружающим миром, ребенок развивается как личность

Несомненно, всё это оказывает благотворное воздействие на развитие детского восприятия, воображения, способствует переживанию положительных эмоций. Этот вид искусства доставляет детям много радости и создает у них хорошее настроение, развивается эстетический вкус, отрабатывается отчетливое произношение и выразительность речи.

В учебном плане на изучение данного курса отводится 2 часа в неделю

все 68 часов. Программа кружка “Кукольный театр” разработана для детей 7-8 лет.

Цели программы:

Объединение детей с целью реализации творческих интересов и способностей учащихся.

Удовлетворение потребностей и запросов детей, раскрытие их творческих возможностей.

Эстетическое воспитание участников, создание атмосферы детского творчества.

Задачи:

    Воспитание у детей восприимчивости, любви и интереса к искусству.

    Формирование представлений о театральном искусстве.

    Организация досуга ребят.

    Обучение технике работы с куклами.

    Развитие речи детей, их словарного запаса и выразительности речи.

    Создание условий для творческого, интеллектуального, физического и личностного развития детей через основы такого вида искусства как кукольный театр;

    Развитие творческой и трудовой активности ребят, их стремление к самостоятельной деятельности.

Формы деятельности : кружковые занятия.

Методы :

Беседа

Рассказ

Индивидуальная работа

Групповая работа

Коллективная работа.

Средства :

Иллюстрации и литература

II . Таблица тематического распределения количества часов

№п/п

III . Содержание программы :

Введение.«Здравствуйте, куклы!». (5 ч.)

Постановка теневого театра «Заяц в огороде». (8 ч.)

Постановка кукольного театра «Рукавичка». (5 ч.)

Постановка кукольного театра «Волк в Красной шапочке». (13 ч.)

Постановка кукольного театра «Заюшкина избушка». (11 ч.)

Постановка настольного кукольного театра

«Колобок на современный лад». (8 ч.)

Постановка кукольного спектакля «Козлята и волк». (16 ч.)

Посещение театральных постановок (2 час)

1.Вводное занятие.

Особенности театральной терми­нологии

Понятие о пьесе, персонажах, действии, сюжете и т. д. Поня­тие «кукловод». Ознакомление детей с принципом управле­ния движениями куклы (движения головы, рук куклы). Тех­ника безопасности. Особенности театральной терминологии.

Практическая работа: отработка техники движений куклы на руке.

2.Устройство ширмы и декораций

Знакомство с понятием «декорация». Ознакомление с элементами оформления (декорации, цвет, свет, звук, шумы и т. п.) спектакля кукольного театра. Изготовление плоскостных декораций (деревья, дома и т. д.).

3. Виды кукол и способы управления ими

Расширение знаний о видах кукол. Изготовление кукол.

Практическая работа: Развитие умения кукловождения.

4.Особенности работы кукловода

Понятие о разнообразии движений различных частей ку­кол. Отработка навыков движения куклы по передней створ­ке ширмы. Отработка навыков движения куклы в глубине ширмы. Понятие о театральных профессиях (актёр, режиссёр, художник, костюмер, гримёр, осветитель и др.).

Практическая работа: расчёт времени тех или иных сцен, мизансцен и протяжённости всего спектакля

5. Посещение театра кукол. Обсуждение спектакля (зарисовки)

Посещение областного художественного театра кукол. Знакомство с правилами поведения в театре. Учатся одновременно и последовательно включаться в коллективную работу.

6 .Речевая гимнастика

Речевая гимнастика (в декорации). Работа со скороговорками.

7. Выбор пьесы

Выбор пьесы. Чтение сценария. Распределение и пробы ролей (два состава). Разучивание ролей с применением голо­совых модуляций. Оформление спектакля: изготовление ак­сессуаров, подбор музыкального оформления. Отработка музыкальных номеров, репетиции.

8.Генеральная репетиция. 8.

8.Спектакль

Подготовка помещения для презентации кукольного спек­такля.

Установка ширмы и размещение всех исполнителей (актёров). Звуковое, цветовое и световое оформление спектакля. Разбор итогов генеральной репетиции.

Практическая работа: организация и проведение спек­такля; показ спектакля на районном семинаре, учащимся начальных классов, дошкольни­кам;

IV. Предполагаемые результаты

Это результаты в обобщенном виде можно охарактеризовать с точки зрения достижения установленных стандартом требований к результатам обучения учащихся:

Личностные УУД

1. Развитие речи детей, их словарного запаса и выразительности речи:

2. Способность обучение технике работы с куклами:

3.Правила поведения на занятиях, раздевалке, в игровом творческом процессе.

4. Умение развивать творческую и трудовую активность ребят, их стремление к самостоятельной деятельности:

Регулятивные УУД:

1. Определять цель деятельности с помощью учителя.

2. Планировать свои действия с помощью учителя.

3. Обнаруживать и формулировать общекультурную проблему с помощью учителя.

Познавательные УУД:

1. Осуществлять поиск необходимой информации.

2. Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать выводы с помощью учителя.

3. Строить логическое рассуждение.

Коммуникативные УУД:

1. Оформлять свою мысль в устной и письменной речи (в форме монолога или диалога).

2. Слушать и понимать речь других людей.

3. Договариваться и приходить к общему мнению.

Ценностные ориентиры содержания курса:

патриотизм – любовь к своей малой Родине.

гордость за жителей нашего района.

труд и творчество – уважение к труду.

Программа позволяет сочетать разные формы воспитательной работы.

Ожидаемые результаты :

В конце первого года обучения ученик будет знать:

Сценой в кукольном театре, является ширма.

Понятия «театр», «режиссер», «художник-декоратор», «бутафор», «актер».

Правила поведения в театре.

Ученик будет уметь:

Делать артикуляционную гимнастику с помощью учителя.

Правильно одевать на руку куклу.

Управлять правильно куклой и говорить за нее, спрятавшись за ширму.

Овладение детьми, занимающихся в кукольном театральном кружке, речь становится правильной, четкой. Раскрытие возможностей для самореализации, т.е. удовлетворение потребности проявить и выразить себя, передать свое настроение, реализовать свои творческие способности.

Показ спектаклей в школе, детском саду

V. Формы и виды контроля

Уровень и степень освоения знаний контролируется в ходе занятий. конкурсов, викторин и показ театра.

Беседа, рассказ и т.д.

Групповая работа (экскурсии, выставки, показ театра)

Средства :

Иллюстрации и литература

Прослушивание аудио и видеозаписей (использование технических средств).

Участие в кукольном театре «Заяц в огороде», «Рукавичка»,«Волк в Красной шапочке», «Заюшкина избушка»,«Колобок на современный лад», «Козлята и волк», посещение театральных постановок, викторина «По дорогам сказок» , создание презентации «Мой любимый 2 класс», защита проекта «Кукольный театр».

VI . Методические рекомендации

Одним из непременных условий успешной реализации курса является разнообразие форм и видов работы, которые способствуют развитию творческих возможностей учащихся, ставя их в позицию активных участников. С целью создания условий для самореализации детей используется:

    включение в занятия игровых элементов, стимулирующих инициативу и активность детей;

    создание благоприятных диалоговых социально-психологических условий для свободного межличностного общения;

    моральное поощрение инициативы и творчества;

    продуманное сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм деятельности;

    регулирование активности и отдыха (расслабления).

Основные характеристики деятельности

1. Сочетание обучения и общекультурное воспитания, интеграция духовно-нравственного содержания в эстетическое.

2. Изложение материала рассчитано на 1 год. Для реализации программы предлагаются следующие методы: наглядный, словесный, практический.

Наглядный метод

Просмотр фильмов, слайдов, презентаций;

Экскурсии в драмтеатр; наблюдения;

Целевые прогулки;

Словесный метод

Чтение стихотворений;

Беседы с элементами диалога, обобщающих сказок;

Сообщение дополнительного материала;

Рассматривание наглядного материала;

Проведение викторин, конкурсов.

Практический метод

Постановка кукольного театра,конкурсов, викторин;

Проведение экскурсии различной направленности.

VII .Материально – технического обеспечения образовательного процесса.

№п/п

Муниципальное образование Новокубанский район г. Новокубанск

муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

гимназия № 2 г. Новокубанска

муниципального образования Новокубанский район

Календарно – тематическое планирование

кружка «Кукольный театр»

Класс: 2 «Г»

Учитель: Лариса Михайловна Соколова

Количество часов: всего 68 часов, в неделю 2 часа

Планирование составлено на основе рабочей программы внеурочной деятельности кружка «Кукольный театр»

(составитель Л.М. Соколова).

2013 – 2014 учебный год

г. Новокубанск

Календарно – тематическое планирование.

Номера Занятий

VII . Описание материально – технического обеспечения программы.

п/п Для учителя Ганелин Е.Р. Программа обучения детей основам сценического искусства «Школьный театр». http://www.teatrbaby.ru/metod_metodika.htm Генералов И.А. Программа курса «Театр» для начальной школы Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2008.Похмельных А.А. Образовательная программа «Основы театрального искусства». youthnet.karelia.ru/dyts/programs/2009/o_tea.doc Как развивать речь с помощью скороговорок? Как-развивать-речь-с-помощью-скороговорок.php Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Художественные кружки. – М.: Просвещение, 1981.
Для детей Букатов В. М., Ершова А. П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения. - М.: «Первое сентября», 2000 Генералов И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования. 2-й класс. 3-й класс. 4-й класс. – М.: Баласс, 2009. Художественные кружки. – М.: Просвещение, 1981. Сборник детских скороговорок. http://littlehuman.ru/393/
Данная программа составлена для реализации общекультурного направления развития личности и культурологической направленности. Программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденная приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального образовательного стандарта начального общего образования».

В наш компьютерный век стремительно падает интерес детей к чтению художественной литературы. Из-за чего словарный запас детей становится беднее, их речь менее распространенная, невыразительная. Дети испытывают трудности в общении, не умеют устно или письменно излагать свои мысли.

Да и драматично выгляди ситуация, складывающаяся в сфере российского литературного образования и детского чтения. В ходе образовательных реформ чтение превращается в поверхностное знакомство с пересказами произведений, что наносит большой вред мировоззренческому, духовно – нравственному становлению и развитию детей.

Важно осознать, что детское чтение сегодня – поле битвы за души детей, а значит и за будущее России. Именно уроки литературного чтения должны научить детей любить, научить прощать, научить делать добро.

Но на мой взгляд,только уроков недостаточно. Мои исследования показали, что за три урока чтения в неделю, ребенок читает в классе 15 минут. При обсуждении произведения он в среднем проговаривает 15-17 предложений. А если это стеснительный ребенок то и того меньше.

Может дети читают дома самостоятельно или с родителями и там обсуждают прочитанное? Я провела анкетирование детей по следующим вопросам:

1.Читаете ли вы книги вместе с родителями?

2.Есть ли у тебя домашняя библиотека?

3.Как часто ты посещаешь библиотеку?

Ответы были неутешительны.

Это побудило меня искать новые пути эстетического воспитания художественного образования детей; приемы развития индивидуальных творческих способностей младших школьников.

Пояснительная записка

Кукольный театр - одно из самых любимых зрелищ детей. Он привлекает детей своей яркостью, красочностью, динамикой. В кукольном театре дети видят знакомые и близкие игрушки: мишку, зайку, собачку, кукол и др. - только они ожили, задвигались, заговорили и стали еще привлекательнее и интереснее. Необычайность зрелища захватывает детей, переносит их совершенно особый, увлекательный мир, где все необыкновенно все возможно.

Кукольный театр доставляет детям удовольствие и приносит много радости. Однако нельзя рассматривать спектакль кукол как развлечение: его воспитательное значение намного шире. Младший школьный возраст это период, когда у ребенка начинают формироваться вкусы, интересы, определенное отношение к окружающему, поэтому очень важно уже детям этого возраста показывать пример дружбы, праведности, отзывчивости, находчивости, храбрости и т.д.

Для осуществлений этих целей кукольный театр располагает большими возможностями. Кукольный театр воздействует на зрителей целым комплексом средств: художественные образы - персонажи, оформление и музыка - все это вместе взято в силу образно - конкретного мышления младшего школьника помогает ребенку легче, ярче и правильнее понять содержание литературного произведения, влияет на развитие его художественного вкуса. Младшие школьники очень впечатлительны и быстро поддаются эмоциональному воздействию. Они активно включаются в действие, отвечают на вопросы, задаваемые куклами, охотно выполняют их поручения, дают им советы, предупреждают об опасности. Эмоционально пережитый спектакль помогает определить от ношение детей к действующим лицам и их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям и быть непохожими на отрицательных. Увиденное в театре расширяет кругозор детей и надолго остается у них в памяти: они делятся впечатлениями с товарищами, рассказывают о спектакле родителям. Такие разговоры и рассказы способствуют развитию речи и умению выражать свои чувства.

Дети передают в рисунках различные эпизоды спектакля, лепят фигурки отдельных персонажей и целые сцены.

Но самое яркое отражение кукольный спектакль находит в творческих играх: дети устраивают театр и сами или при помощи игрушек разыгрывают виденное. Эти игры развивают творческие силы и способности детей. Таким образом, кукольный театр имеет большое значение для воспитания всестороннего развития детей.

Цель кружка

Ввести детей в мир театра, дать первоначальное представление о “превращении и перевоплощении” как главном явлении театрального искусства, иными словами открыть для детей тайну театра;

Задачи программы

Раскрыть специфику театра, как искусства: познакомить с историей кукольного театра, нравственную сферу детей; пробуждать интерес к чтению, учить видеть красоту родной земли, человека и его труда, чувствовать поэзию народных сказок, песен, любить и понимать искусство; сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества; научить детей самостоятельно изготавливать куклы; добиваться, чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогли использовать в повседневной жизни.

Педагогические принципы

Дифференцированный подход к образованию ребенка, учет его индивидуальных возможностей и способностей, положения ребенка в семье, школе; уважение личности; использование метода предметного обучения; поощрение творчества, достижения качества, самостоятельного поиска художественного решения: предоставление условий для участия в разнообразной деятельности.

Организация процесса

В кружок принимаются все желающие с 7 летнего возраста, имеющие склонности к этому виду искусства. Планируемое количество обучающихся в кружке 15 человек. Эта норма исходит из санитарно - гигиенических норм. Такое количество позволяет педагогу реализовать на практике принцип индивидуально - личностного подхода к обучающимся, что очень важно. Занятия начинаются с 15 сентября и заканчиваются 25 мая. Занятия проводятся 1 час в неделю. Расписание занятий составляется с учетом пожеланий учащихся, их родителей, а также возможностей учреждения. Из предложенного распределения часов на различные виды педагог по своему усмотрению может выделить часы на индивидуальную работу. Постигать данное искусство обучающиеся будут постепенно: изучат историю, овладеют навыком работы с куклой, умением самостоятельно изготавливать куклы и бутафорию, а потом приступят к работе над выбранной пьесой. При организации работы педагогу нужно помнить и выполнять одно из самых основных требований к занятиям - необходимо учитывать влияние кукольного театра на детей и с большой требовательностью относиться к идейному содержанию спектаклей, их художественному оформлению и проведению. Все, что показывается детям, должно быть высокоидейным и методически правильным. При распределении занятий учесть уровень подготовки и возраст обучающихся. Шире использовать индивидуальные формы работы. Одним из важных моментов и условий плодотворной работы кружка является подведение итогов промежуточных и годовых. Они проходят открыто в присутствии всех членов кружка. Форма проведения разная. При этом помнить: успехи каждого сравниваются только с предыдущим уровнем его знаний и умений. На каждом занятии итоги работы подводить в идее зaключительного инструктажа. Исходя из интересов и потребностей детей, порядок изложенных тем и количество часов может меняться.

Учебно – тематический план

Основные блоки

Количество часов

Практика

1 Вводное занятие
2 Таинственные превращения
3 Работа над выбранной для спектакля пьесой
4 Изготовление кукол и бутафории
5 Выбор для спектакля пьесы
6 Показ пьесы детям
7 Ремонт кукол
Всего
Вводное занятие. Театр. Его истоки. Знакомство с историей возникновения театра петрушек, с театральной лексикой, профессиями людей, которые работают в театре (режиссер, художник - декоратор, бутафор, актер).
. Таинственные превращения. Ввести детей в мир театра, дать первоначальное представление о “превращении и перевоплощении”, как главном явлении театрального искусства.
Выбор для спектакля пьесы. Выразительное чтение пьес учителем. Беседа о прочитанном. - Понравились ли пьеса? Кто из ее героев понравился? Хотелось бы сыграть ее? Какова главная мысль этой пьесы? Когда происходит действие? Где оно происходит? Какие картины вы представляете при чтении
.Распределение ролей и чтение произведения учащихся: Определить сколько действующих лиц в пьесе? Каково эмоциональное состояние персонажа? Каков его характер?
Отработка чтения каждой роли: прочитать четко, ясно проговаривая все звуки в словах, не глотать окончания, соблюдать правила дыхания; определить логические ударения, паузы; постараться представить себя на месте персонажа, подумать, как надо читать за “него” и почему именно так.
Обработка чтения каждой роли, репетиция за столом (учить детей умению вживаться в сою роль, учить их интонации передавать настроение, чувства, персонажа).
Обучение работе над ширмой: надеть куклу на руку: голову на указательный палец, руки куклы на большой и средний пальцы; проводить куклу над ширмой на вытянутой руке, стараясь делать это плавно, без скачков; проделать предложенные упражнения с каждым ребенком.
Обучение работе над ширмой, чтение каждым кукловодом своей роли, действия роли. Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка оформления, декоративных деталей, подача бутафории, помощь друг другу в управлении куклами, звуковое оформление спектакля.
Генеральная репетиция пьесы. Изготовление кукол и бутафории.
Показ пьесы детям.
Выбор пьесы. Чтение пьесы вслух в присутствии всех учащихся. Определение времени и места действия. Характеристика действующих лиц, их взаимоотношения. Распределение ролей. Читки по ролям за столом.
Читки по ролям, глубокий и детальный разбор пьесы.
Репетиция пьесы. Изготовление бутафории и кукол для пьесы.
Репетиция пьесы. Заучивание текста наизусть, соединение действия куклы со словами своей роли.
Генеральная репетиция, звуковое оформление спектакля.
Показ пьесы детям.
Выбор для спектакля пьесы. Выразительное чтение произведения учащихся. Определить сколько действующих лиц в пьесе. Каково эмоциональное состояние персонажа? Каков его характер?
Распределение роли и чтение произведения учащимися. Определить сколько действующих лиц в пьесе. Каково эмоциональное состояние персонажа? Каков его характер?
Обработка чтения каждой роли.
Репетиция пьесы. Изготовление бутафории, и кукол для пьесы.
Репетиция пьесы. Заучивание текста наизусть, соединения действия куклы со словами своей рели.
Репетиция пьесы. Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка оформления, декоративных деталей, подача бутафории, помощь друг другу в управлении куклами.
Генеральная репетиция. Музыкальное оформление.
Показ пьесы детям “как собака искала себе друга”.
Выбор для спектакля пьесы. Выразительное чтение пьес учителем. Беседа о прочитанном.
Распределение ролей характеристика действующих лиц, их взаимоотношения. Определение места и времени.
Читка по ролям. Работа с куклой на ширме.
Репетиция пьесы. Изготовление кукол и бутафории.
Репетиция пьесы. Заучивание текста наизусть. Распределение технических обязанностей.
Генеральная репетиция. Звуковое оформление.
Показ пьесы учащимся начальных классов.
Ремонт кукол.

Методическая литература: “Кукольный театр”, Т.Н. Караманенко, М. 2001;газета: “Начальная школа”, .№30.. 1999 г; Журнал: “Начальная школа” №7, 1999 г.;.“Играем в кукольный театр”, (пособие для практических работников дошкольных общеобразовательных учреждений), Н.Ф. Сорокина, М., 1999 г., Аркти.

 


Читайте:



Женское начало и мужское начало: символы "инь" и "ян"

Женское начало и мужское начало: символы

В каждом из нас, независимо от пола, присутствуют обе энергии, женская (Инь) и мужская (Ян), но для гармонии и ощущения целостности личности важно,...

В чем разница и сходство между католиками и православными

В чем разница и сходство между католиками и православными

Католики и православные - в чем разница? Отличия православия от католицизма? В этой статье - ответы на эти вопросы коротко простыми словами....

Объяснения церковных и домашних молитв

Объяснения церковных и домашних молитв

1 Начальнику хора. Псалом Давида, 2 когда приходил к нему пророк Нафан, после того, как Давид вошёл к Вирсавии. 3 Помилуй меня, Боже, по великой...

Как женить на себе мужчину по знаку зодиака Как выйти замуж за деву

Как женить на себе мужчину по знаку зодиака Как выйти замуж за деву

Полное собрание материалов по теме: как выйти замуж за мужчину деву? от специалистов своего дела. Дева Как добиться, чтобы он сделал предложение...

feed-image RSS