Главная - Как сделать самому
Что означала политика оттепели в духовной сфере. "оттепель" в духовно-культурной сфере. История России. XX - начало XXI века

Кинематограф

Театр

5 марта 1953 г. Умер Сталин. Со смертью Сталина закончилась целая эпоха в жизни страны. Наследники Сталина, пришедшие к власти после его смерти, с одной стороны, понимали, что сохранение или упрочение системы невозможно и даже гибельно, но, с другой стороны, были готовы отказаться лишь от некоторых наиболее одиозных ее элементов (культа личности вождя, массового террора и репрессий, полного подавления товарно-денежных отношений и пр.). Первыми с предложениями о частичной реабилитации заключенных, пересмотре основ внешней политики, корректировке аграрной политики выступили Г. М. Маленков, ставший Председателем Совета Министров СССР после смерти Сталина, и Л. П. Берия, с конца 30-х гг. руководивший карательной системой. В июле 1953 г. Берия был арестован и вскоре расстрелян. Набиравший силу Первый секретарь ЦК КПСС Н. С. Хрущев сумел к 1955 г. добиться победы над главным конкурентом - Маленковым. К этому времени из тюрем и лагерей были освобождены десятки тысяч человек, реабилитированы жертвы «дела врачей», «ленинградского дела», военачальники, осужденные после Великой Отечественной войны. Преобразования были обещаны сельскому хозяйству: подняты закупочные цены, списаны долги, увеличены капиталовложения в колхозную экономику, снижены налоги на личное подсобное хозяйство и разрешено увеличить его размеры в пять раз. Началось освоение целинных и залежных земель в Казахстане и Западной Сибири (1954).

25 февраля 1956 г. на закрытом заседании XX съезда КПСС с докладом «О культе личности и его последствиях» выступил Н. С. Хрущев. В докладе приводилось ленинское «завещание» («Письмо к съезду»), с критикой Сталина, рассказывалось о расстреле подавляющего большинства делегатов XVII съезда, о поведении Сталина в первые дни войны, о репрессиях 40-х гг. и о многом другом.

Доклад Хрущева носил обличительный характер и произвел сильнейшее впечатление на делегатов съезда. До народа содержание доклада решено было не доводить, ограничились чтением его на собраниях партийных активов. Однако через несколько дней после съезда полный текст доклада Хрущева «О культе личности и его последствиях» появился в зарубежных газетах и был передан западными радиостанциями. В нашей стране доклад Хрущева был опубликован только в 1989 г.

После XX съезда процесс десталинизации пошел быстрее. Из лагерей были освобождены многие политические заключенные, с учета сняты многие категории спецпоселенцев. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление, улучшавшее правовое положение бывших советских военнопленных. В 1957 г. восстановлены: Калмыцкая, Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская, Чечено-Ингушская автономные республики. Происходило оздоровление нравственного климата создавались благоприятные условия для развития науки и культуры, что позволило публицистам определить этот период советской истории как «оттепель». Было восстановлено доброе имя многих деятелей науки и искусства, стали издаваться находившиеся под запретом произведения А. А. Ахматовой, М. М. Зощенко, С. А. Есенина.

Во второй половине 50-х гг. значительно расширились международные культурные связи: в СССР проходили фестивали зарубежных фильмов, театральные гастроли, выставки зарубежного изобразительного искусства. В 1957 г. в Москве состоялся Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Советские деятели науки и культуры стали снова бывать за границей. В Москве и Ленинграде возникают неформальные кружки студенческой молодежи, участники которых стремились глубже осмыслить политический механизм советской системы. В Москве молодежь стала собираться у памятника В. В. Маяковскому, установленного в 1958 г Участники этих встреч читали свои стихи, прозу, вели политические дискуссии. Именно из студенческой среды вышли те, кого позже стали называть диссидентами.

В 1959 г. был принят новый устав КПСС, в котором впервые говорилось о возможности внутрипартийных дискуссий, обновлении кадров и пр. В 1961 г XXII съезд КПСС, приняв новую программу партии -«программу строительства коммунизма», принял постановление о перезахоронении тела Сталина на Красной площади и об активизации борьбы с культом личности. Из партии были исключены Молотов, Каганович и др. Наконец, в 1962 г. Хрущев предложил приступит к разработке проекта новой Конституции.

Отходом от сталинской модели являлась и социальная политика, проводимая Хрущевым: на колхозников была распространена паспортная система, упорядочено пенсионное обеспечение, развернуто массовое жилищное строительство, началось расселение коммунальных квартир.

Однако десталинизация не была последовательной. В промышленной политике Хрущев придерживался курса на приоритетное развитие тяжелой и оборонной промышленности, сохранял командные методы управления. В аграрной сфере в 1958-1959 гг. произошло возвращение к административным методам управления. Знаменитая кампания по насильственному внедрению кукурузы, реорганизация машинно-тракторных станций, борьба против личных подсобных хозяйств были проявлениями директивного стиля руководства и нанесли колоссальный вред сельскому хозяйству. Последствиями непродуманных решений стали трудности со снабжением городов продовольствием и хлебом, начались закупки зерна за рубежом (1963). Произошло повышение розничных цен на продукты. Вызванные этим волнения в Новочеркасске были подавлены силой (участники демонстрации протеста расстреляны).

Непоследовательным был курс на десталинизацию в сфере культуры, идеологии, духовной жизни. «Оттепель» воспринималась с опаской, в ней видели нежелательное «брожение умов», «подрыв основ». Вот почему была развернута идеологическая кампания против Б. Л. Пастернака, опубликовавшего за рубежом роман «Доктор Живаго», высмеяны художники-абстракционисты, раскритикованы писатели и поэты, пытавшиеся отойти от устаревших догм. «В культуре я сталинист», - говорил сам Хрущев. Но в то же время именно он дал разрешение на публикацию повести А, И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», направленной против сталинизма.

Хрущев был освобожден от должности Первого секретаря ЦК КПСС и Председателя Совета Министров СССР на Пленуме ЦК в октябре 1964 г. Тоталитарная система, унаследованная от времен правления Сталина, претерпела некоторые изменения, но по существу не изменилась. Духовная я культурная жизнь общества в период хрущевской “оттепели” носила противоречивый характер. С одной стороны, процесс обновления, либерализации в политике не мог не вызвать оживления культуры, ослабления идеологического контроля, подъема науки и образования. С другой - общий подход к культурной сфере отличался прежним стремлением поставить ее на службу официальной идеологии. Все-же, особенно до начала 1960-х гг., наблюдалось духовное возрождение творческой интеллигенции. Духовным центром шестидесятников стал журнал “Новый мир”, который возглавлял А. Т. Твардовский. В Москве начал работать театр “Современник” под руководством О. Н. Ефремова. Многие писатели, артисты, ученые смогли побывать за границей. Стали выходить в свет мемуары советских военачальников: в прежние годы никто из государственных и военных деятелей не решался даже записывать свои воспоминания. В исторической науке наблюдался отход от догм “Краткого курса истории ВКП(б)”, пересматривалась роль Сталина в истории Советского государства. Начали издаваться новые журналы “Юность”, “Москва”, “Наш современник”, “Молодая гвардия”, “История СССР”, “Новая и новейшая история”, “Культура и жизнь”, альманахи и газеты. Создавались новые творческие союзы. В 1958 г. было принято постановление ЦК КПСС “О исправлении ошибок в оценке опер “Великая дружба”, “Богдан Хмельницкий”, “От всего сердца”. Приметой времени стала реабилитация части деятелей культуры, осужденных при Сталине. Публиковались запрещенные стихи С. А..Есенина, Д. А. Ахматовой, М. И. Цветаевой, рассказы М. М. Зощенко и др. В период “оттепели” впервые заявили о себе Ф. А. Абрамов, В. П. Астафьев, Е. А. Евтушенко, Р. И. Рождественский, А. А. Вознесенский, Б. А. Ахмадулина, В. П. Аксенов и др. Однако противоречивость культурной политики давала себя знать. Некоторые произведения литературы и искусства принимались Н. С. Хрущевым, его советниками и рядом деятелей культуры в штыки (романы В. Д. Дудинцева “Не хлебом единым”, Б. Л. Пастернака “Доктор Живаго”, фильм М. М. Хуциева “Застава Ильича” и др.). В опалу незаслуженно попали талантливые живописцы Э. Белютин, Б. Жутовский, скульптор Э. Неизвестный. Значительные достижения имелись в развитии науки и техники, особенно в космонавтике (запуск искусственного спутника; полет Ю. А. Гагарина; успехи в ракетостроении). В Дубне был создан крупный международный исследовательский центр - Объединенный институт ядерных исследований. Большое внимание уделялось среднему и высшему образованию: была отменена плата за обучение в вузах, техникумах и старших классах средней школы; вместо семилетнего вводилось всеобщее обязательное восьмилетнее образование. Увеличилось число вузов и научных учреждений. Начавшаяся в 1958 г. реформа общеобразовательной школы (одиннадцатилетка вместо десятилетки) с акцентом на производственное обучение и профессиональную подготовку учащихся не была научно обоснована. В 1964 г. от нее отказались. В целом же духовное раскрепощение советских людей в рассматриваемый период не было и не могло быть полным. В начале 1960-х гг. произошло усиление идеологического диктата в области литературы и искусства, проявилась нетерпимость к инакомыслию. На эти годы приходится начало диссидентского движения.

«Теплый ветер перемен», подувший с трибуны XX съезда КПСС в феврале 1956 г. резко изменил жизнь советских людей. Точную характеристику хрущевскому времени дал писатель Илья Григорьевич Эренбург, назвав его «оттепелью». В его романе с символическим названием «Оттепель» был поставлен целый ряд вопросов: что следует сказать о прошлом, в чем миссия интеллигенции, какими должны быть ее отношения с партией.

Во второй половине 1950-х гг. общество охватило чувство восторга от внезапной свободы, сами люди до конца не понимали этого нового и, несомненно, искреннего чувства. Особую прелесть ему придавала именно недоговоренность. Это чувство господствовало в одном из характерных фильмов тех лет – «Я шагаю по Москве»…(Никита Михалков в главной роли, это его одна из первых ролей). И гимном неясному восторгу стала песня из фильма: «Бывает все на свете хорошо, в чем дело сразу не поймешь…».

«Оттепель» отразилась, прежде всего, на литературе. Возникли новые журналы: «Юность», «Молодая гвардия», «Москва», «Наш современник». Особую роль сыграл журнал «Новый мир», возглавляемый А.Т. Твардовским. Именно здесь была опубликована повесть А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Солженицын стал одним из «диссидентов», как их позже называли (инакомыслящих). В его сочинениях излагалась правдивая картина труда, страданий и героизма советского народа.

Началась реабилитация писателей С. Есенина, М. Булгакова, А. Ахматовой, М. Зощенко, О. Мандельштама, Б. Пильняка и др. Советские люди стали больше читать, больше думать. Именно тогда появилось утверждение о том, что СССР – самая читающая страна в мире. Стилем жизни стало массовое увлечение поэзией, выступления поэтов проходили на стадионах и в огромных залах. Пожалуй, после «серебряного века» русской поэзии интерес к ней не поднимался так высоко, как в «хрущевское десятилетие». Например, Е. Евтушенко, по свидетельствам современников, выступал 250 раз в год. Вторым кумиром читающей публики стал А. Вознесенский.

Стал приоткрываться «железный занавес» перед западом. В журналах начали публиковаться произведения зарубежных писателей Э. Хемингуэя, Э.-М. Ремарка, Т. Драйзера, Дж. Лондона и др. (Э. Золя, В. Гюго, О. де Бальзака, С. Цвейга).

Ремарк и Хемингуэй повлияли не только на умы, но и на образ жизнь некоторых групп населения, прежде всего молодежи, которые пытались копировать западную моду, манеры поведения. Строчки из песни: «… Носил он брюки узкие, читал Хемингуэя…». Это образ стиляги: молодой человек в узких брюках, в длинноносых ботинках изогнулся в странной вычурной позе, подражая западному рок-н-роллу, твисту, шейку и др.


Процесс «оттепели», либерализации литературы не был однозначным, и это было характерно для всей жизни общества хрущевского времени. Остались под запретом такие писатели, как Б. Пастернак (за роман «Доктор Живаго), В.Д. Дудинцев («Не хлебом единым»), Д. Гранин, А. Вознесенский, И. Эренбург, В.П. Некрасов. Нападки на писателей были связаны не столько с критикой их произведений, сколько с изменением политической ситуации, т.е. со сворачиванием политических и общественных свобод. В конце 1950-х гг. начался закат «оттепели» во всех сферах жизни общества. В среде интеллигенции все громче звучали голоса против политики Н.С. Хрущева.

Борис Пастернак долгие годы работал над романом о революции и гражданской войне. Стихи из этого романа были напечатаны еще в 1947 г. Но сам роман ему не удавалось напечатать, т.к. цензоры усматривали в нем отступление от «социалистического реализма». Рукопись «Доктор Живаго» попала за границу и была напечатан в Италии. В 1958 г. Пастернак был удостоен Нобелевской премии по литературе за этот не напечатанный в СССР роман. Это вызвало однозначное осуждение со стороны Хрущева и партии. Развернулась кампания бичевания Пастернака. Его исключили из Союза писателей. Практически все писатели были вынуждены присоединиться к этой кампании, подвергая Пастернака оскорблениям. Шельмования Пастернака отразило попытки партии сохранить полный контроль над обществом, не допуская никакого инакомыслия. Сам Пастернак в эти дни написал стихотворение, ставшее известным годы спустя:

Что же посмел я намаракать,

Пакостник я и злодей?

Я весь мир заставил плакать над красой земли моей.

Общество хрущевского периода заметно изменилось. Люди чаще стали ходить в гости, они «соскучились по общению, соскучились по возможности говорить громко обо всем, что тревожило». После 10-тий страха, когда разговоры даже в узком и, казалось, доверительном кругу могли кончиться и кончались лагерями и расстрелами, появилась возможность поговорить и пообщаться. Новым явлением стали горячие споры на рабочем месте после окончания рабочего дня, в небольших кафе. «… Кафе стали на манер аквариумов – со стеклянными стенами всем на обозрение. И вместо солидных… [названий] страну усыпали легкомысленные «Улыбки», «Минутки», «Ветерки». В «стекляшках» говорили о политике и искусстве, спорте и сердечных делах. Организованные формы принимало общение и во дворцах и домах культуры, количество которых возросло. Устные журналы, диспуты, обсуждение литературных произведений, кинокартин и спектаклей – эти формы общения заметно оживились по сравнению с предшествующими годами, да и высказывания участников отличались определенной долей свободы. Стали возникать «объединения по интересам» – клубы филателистов, аквалангистов, книголюбов, цветоводов, любителей песни, джазовой музыки, и т.д.

Самыми необычными для советского времени были клубы интернациональной дружбы, тоже детища «оттепели». В 1957 г. в Москве прошел VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Он привел к установлению дружеских контактов между молодежью СССР и других стран. С 1958 г. стали праздновать День советской молодежи.

Характерным штрихом «хрущевской оттепели» стало развитие сатиры. Восторженно публика принимала выступления клоунов Олега Попова, Тарапуньки и Штепселя, Аркадия Райкина, М.В. Мироновой и А.С. Менакера, П.В. Рудакова и В.П. Нечаева. Страна взахлеб повторяла райкинские словечки «Уже смеюсь!», и «Бу’сделано!».

В быт людей входило телевидение. Телевизоры были редкостью, их смотрели вместе с друзьями, знакомыми, соседями, оживленно обсуждали передачи. Неимоверную популярность снискала игра КВН, появившаяся в 1961 г. Сама эта игра в 1960-е гг. приобрела характер всеобщей эпидемии. В КВН играли все и всюду: школьники младших и старших классов, учащиеся техникумов и студентов, рабочие и служащие; в школах и красных уголках общежитий, в студенческих клубах и дворцах культуры, в домах отдыха и санаториях.

В киноискусстве была снята установка на съемку только безусловных шедевров. В 1951 г. особо заметен стал застой в кино – за год сняли всего 6 художественных полнометражных лент. В дальнейшем на экранах начали появляться новые талантливые актеры. Зрители познакомились с такими выдающимися работами как «Тихий Дон», «Летят журавли», «Дом, в котором я живу», «Идиот» и др. В 1958 г. киностудии выпустили 102 худож. фильма («Карнавальная ночь» с И.И. Ильинским и Л.М. Гурченко, «Человек-амфибия» с А. Вертинской, «Гусарская баллада» с Ю.В. Яковлевым и Л.И. Голубкиной, «Пес Барбос и необычайный кросс» и «Самогонщики» Л.И. Гайдая). Была заложена высокая традиция интеллектуального кино, которая была подхвачена в 1960–1970-е гг. Многие мастера отечественного кинематографа получили широкое международное признание (Г. Чухрай, М. Калатазов, С. Бондарчук, А. Тарковский, Н. Михалков и др.).

В кинотеатрах стали показывать польские, итальянские (Федерико Феллини), французские, немецкие, индийские, венгерские, египетские фильмы. Для советских людей это был глоток новой свежей западной жизни.

Общий подход к культурной среде был противоречивым: он отличался прежним стремлением поставить ее на службу административно-командной идеологии. Сам Хрущев стремился привлечь на свою сторону широкие круги интеллигенции, но рассматривал ее в качестве «автоматчиков партии», о чем прямо сказал в одном из своих выступлений (т.е. интеллигенция должна была работать на нужды партии). Уже с конца 1950-х гг. начал усиливаться контроль партаппарата за деятельностью художественной интеллигенции. На встречах с ее представителями Хрущев по-отечески наставлял писателей и художников, говорил им, как нужно работать. Хотя сам он слабо разбирался в вопросах культуры, имел средние вкусы. Все это рождало недоверие к политике партии в области культуры.

Усилились оппозиционные настроения, прежде всего в среде интеллигенции. Представители оппозиции считали необходимой проведение более решительной десталинизации, чем ее предусматривали власти. Партия не могла не реагировать на публичные выступления оппозиционеров: к ним применялись «мягкие репрессии» (исключение из партии, увольнение с работы, лишение столичной прописки и др.).

что означала политика "оттепели" в духовной сфере? (при хрущеве) и получил лучший ответ

Ответ от Vicont[гуру]
"Оттепель" в духовной жизни. Развитие науки и образования.
На перемены, начавшиеся в обществе, первыми откликнулись представители литературы. Еще до ХХ съезда КПСС появились публицистические и литературные произведения, обозначившие рождение нового направления в советской литературе - обновленческого. Од-ной из первых таких работ стала опубликованная в 1953 г. в «Новом мире» статья В. Померанцева «Об искренности в литературе» , где он впервые поставил вопрос о том, что «честно писать - это значит не думать о выражении лиц высоких и не высоких читателей». Здесь же поднимался и вопрос о жизненной необходимости существования различных литературных школ и направлений.
В ходе начавшейся реабилитации жертв политических репрессий были возвращены читателю книги М. Кольцова, И. Бабеля, А. Веселого, И. Катаева и др.
Сама жизнь поставила вопрос о необходимости изменения стиля руководством Союзом писателей и отношений его с ЦК КПСС. Попытка А. Фадеева добиться этого через изъятие у Министерства культуры идеологических функций привели к его опале, а затем и к гибели. В своем предсмертном письме он отмечал, что искусство в СССР «загублено самоуверенно-невежественным руководством партии» , а литераторов, даже самых признанных, низвели до положения мальчиков, уничтожали, «идеологически ругали и называли это партийностью». Об этом же говорили в своих произведениях В. Дудинцев («Не хлебом единым») , Д. Гранин («Искатели») , Е. Дорош («Деревенский дневник») .
Невозможность действовать репрессивными методами вынуждала партийное руково-дство искать новые приемы воздействия на интеллигенцию. С 1957 г. регулярными стали встречи руководства ЦК с деятелями литературы и искусства. Личные вкусы Н. С. Хрущева, выступавшего на этих встречах с многочисленными речами, приобрели характер официальных оценок. Подобное бесцеремонное вмешательство не находило поддержки не только у большинства самих участников этих встреч и интеллигенции в целом, но и у самых широких слоев населения. В письме, адресованном Хрущеву, Л. Семенова из Владимира писала: «Вам не следовало выступать на этом совещании. Ведь Вы не специалист в области искусства... Но хуже всего то, что высказанная Вами оценка принимается как обязательная в силу Вашего общественного положения. А в искусстве декретирование даже абсолютно правильных положений вредно» .
На этих встречах откровенно говорилось и о том, что, с точки зрения власти, хороши лишь те работники культуры, которые в «политике партии, в ее идеологии находят неисчер-паемый источник творческого вдохновения» .
В мае 1958 г. ЦК КПСС издал постановление «Об исправлении ошибок в оценке опер «Великая дружба» , «Богдан Хмельницкий» и «От всего сердца» , в котором признавались бездоказательными и несправедливыми прежние оценки Д. Шостаковича, С. Прокофьева, А. Хачатуряна, В. Шебалина, Г. Попова, Н. Мясковского и др. Таким образом, с выдающихся представителей отечественного музыкального искусства было снято сталинское клеймо представителей «антинародного формалистического направления» .
Одним из ярких примеров допустимых пределов «оттепели» в духовной жизни стало «дело Пастернака». Публикация на Западе его запрещенного властями романа «Доктор Живаго» и присуждение ему Нобелевской премии поставили писателя буквально вне закона. В октябре 1958 г. он был исключен из Союза писателей и вынужден отказаться от Нобелевской премии, чтобы избежать высылки из страны. Настоящим потрясением для миллионов людей стал выход в свет произведений А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» , «Матренин двор» , в полный рост поставивших проблемы преодоления сталинского наследия в повседневной жизни советских людей.
Не оправдала надежд и система подготовки инженерно-технических кадров на заочных и вечерних отделениях вузов. Вместе с тем вполне положительно зарекомендовали себя заводы-втузы, созданные на базе крупнейших предприятий. Однако они не могли изменить общей ситуации в системе образования.

Начавшиеся после смерти Сталина изменения в духовной и политической жизни советского общества получили название "оттепель". Появление этого термина связано с публикацией в 1954 г. повести И. Г. Эренбурга "Оттепель " в ответ на призыв критика В. М. Померанцева поставить в центр внимания литературы человека, "поднять подлинную тематику жизни, ввести в романы конфликты, занимающие людей в быту". Духовная жизнь общества в период хрущевской "оттепели" имела противоречивый характер. С одной стороны, десталинизация, приоткрытие "железного занавеса" вызвали оживление общества, развитие культуры, науки и образования. В то же время сохранилось стремление партийно-государственных органов поставить культуру на службу официальной идеологии.

развитие науки и образования

В середине ХХ в. наука стала ведущим фактором развития общественного производства. Главными направлениями науки в мире являлись комплексная автоматизация производства, управления и контроля на основе широкого применения ЭВМ; создание и внедрение в производство новых видов конструкционных материалов; открытие и использование новых видов энергии.

Советскому Союзу удалось в 1953-1964 гг. добиться крупных научных достижений в атомной энергетике, ракетостроении, освоении космического пространства. 27 июня 1954 г. в г. Обнинске Калужской области начала действовать первая в мире промышленная электростанция на атомной энергии . Научным руководителем работ по ее созданию был И. В. Курчатов, главным конструктором реактора - Н. А. Доллежаль, научным руководителем проекта - Д. И. Блохинцев.

Атомная электростанция АН СССР. в г. Обнинске Калужской обл.

4 октября 1957 г. в СССР был запущен первый в мире искусственный спутник земли . Над его созданием работала группа ученых во главе с С. П. Королёвым в составе: М. В. Келдыша, М. К. Тихонравова, Н. С. Лидоренко, Г. Ю. Максимова, В. И. Лапко, Б. С. Чекунова, А. В. Бухтиярова.


Почтовые марки СССР

В том же году спущен на воду атомный ледокол "Ленин" - первое в мире надводное судно с ядерной силовой установкой. Главным конструктором был В. И. Неганов, научным руководителем работ - академик А. П. Александров; атомная установка проектировалась под руководством И. И. Африкантова.

В 1961 г. осуществлен первый в истории полет человека в космос ; им стал советский летчик-космонавт Ю. А. Гагарин . Корабль "Восток", на котором Гагарин облетел вокруг Земли, создавался ведущим конструктором О. Г. Ивановским под руководством генерального конструктора ОКБ-1 С. П. Королёва. В 1963 г. состоялся первый полет женщины-космонавта В. И. Терешковой.


Ю. А. Гагарин С. П. Королев

В 1955 г. на Харьковском авиазаводе начался серийный выпуск первого в мире турбореактивного пассажирского самолета "ТУ-104 ". Проектированием новых, сверхскоростных самолетов занимались авиаконструкторы А. Н. Туполев, С. В. Ильюшин.

Самолет "ТУ-104"

Вступление Советского Союза в эпоху научно-технической революции ознаменовалось расширением сети научно-исследовательских учреждений. А. Н. Несмеянов, крупнейший химик-органик, в 1954 г. открыл Институт элементоорганических соединений АН СССР. В мае 1957 г. в целях развития производительных сил Сибири и Дальнего Востока было организовано Сибирское отделение Академии наук СССР. В марте 1956 г. Дубне был создан международный исследовательский центр – Объединенный институт ядерных исследований с целью изучения фундаментальных свойств материи. В становлении ОИЯИ участвовали известные физики А. П. Александров, Д. И. Блохинцев, И. В. Курчатов. Появились подмосковные научные центры в Протвино, Обнинске и Троицке. И. Л. Кнуня́нц, известный советский химик-органик, основал научную школу фтороргаников.

Синхрофазотрон, построенный в ОИЯИ в Дубне в 1957 г.

Значительные достижения имелись в развитии радиофизики, электроники, теоретической и химической физики, химии. Были удостоены Нобелевской премии за труды в области квантовой электроники A. M. Прохоров и Н. Г. Басов - совместно с американским физиком Ч. Таунсом. Ряд советских ученых (Л. Д. Ландау в 1962; П. А. Черенков, И. М. Франк и И. Е. Тамм , все в 1958) получили Нобелевские премии по физике, что свидетельствовало о признании вклада советской науки в мировую. Н. Н. Семенов (совместно с американским исследователем С. Хиншелвудом) стал в 1956 г. единственный советским Нобелевским лауреатом по химии.

После XX съезд КПСС открылась возможность изучения закрытых документов, что способствовало появлению интересных публикаций по отечественной истории:"Очерки исторической науки в СССР", "История Великой Отечественной войны Советского Союза. 1941- 1945 гг." и журнала "История СССР"

Характерной особенностью "оттепели" стали бурные научные дискуссии. Кризис сельского хозяйства, разочарование в совнархозах, необходимость найти сбалансированные решения большого числа проблем способствовали возрождению экономической мысли в СССР. В научных дискуссиях экономистов сформировались два направления. Во главе теоретического направления стояли ленинградские ученые Л. В. Канторович и В. В. Новожилов , выступавшие за широкое применение математических методов в планировании . Второе направление - практики - требовали большей самостоятельности для предприятий, менее жесткого и обязательного планирования, позволяющего развивать рыночные отношения. Группа ученых начала изучать экономику Запада. Однако полностью освободиться от определенных идеологических установок историки, философы, экономисты не могли.

Л. В. Канторович

Официальная советская пропаганда рассматривала достижения советской науки не только как символы научно-технического прогресса, но и как доказательство преимущества социализма. Обеспечить осуществление коренной перестройки технических основ материального производства в СССР в полной мере не удалось. Что стало причиной технического отставания страны в последующие годы на наиболее перспективных направлениях.

Большое внимание уделялось в период "оттепели" среднему и высшему образованию, была отменена плата в вузах, техникумах. Согласно данным Всесоюзной переписи населения 1959 г., высшее, среднее и неполное среднее образование имело 43% населения. Были открыты новые вузы в Новосибирске, Иркутске, Владивостоке, Нальчике и др. городах.

Рос престиж высшего образования, в особенности инженерно-технического, в то время, как привлекательность рабочих профессий для выпускников школ начала падать. Для изменения ситуации принимались меры по приближению школы к производству. В декабре 1958 г. всеобщее обязательное 7-летнее образование было заменено обязательным 8-летним образованием. Выпускники восьмилетки могли закончить профтехучилище (ПТУ) или техникум для получения полного среднего образования и рабочей специальности.

На школьном уроке по автоделу

В старших классах средней школы вводилась обязательная производственная практика. Однако выбор предлагаемых в школе профессий (повар, швея, автослесарь и др.) был узок, не позволял получить необходимой современному производству подготовки. Кроме того, недостаток средств не давал возможности оборудовать школы современным оборудованием, а предприятия не могли полноценно нести педагогическую нагрузку. В 1964 г. в связи с неэффективностью школьной реформы, перегрузкой учебных программ вернулись с десятилетнему школьному образованию.

литература

В центре внимания писателей в 1950-е гг. оказался человек, его духовные ценности, повседневные жизненные коллизии. Научным изысканиям, поиску, борьбе между ищущими, принципиальными учёными и людьми недаровитыми, карьеристами, бюрократами были посвящены романы Д. А. Гранина ("Искатели", "Иду на грозу"). В центре внимания Ю. П. Германа (роман-трилогия "Дело, которому ты служишь",1957, "Дорогой мой человек",1961, "Я отвечаю за всё",1964) - формирование человека высокой идейности и гражданской активности.

Появились интересные произведения о жизни послевоенной деревни (очерки В. В. Овечкина "Районные будни" и "Записки агронома" Г. Н. Троепольского). В жанре деревенской прозы писали в годы "оттепели" В. И. Белов, В. Г. Распутин, Ф. А. Абрамов, ранний В. М. Шукшин, В. П. Астафьев, С. П. Залыгин . Произведения молодых писателей (Ю. В. Трифонов, В. В. Липатов) о молодых же современниках сформировали «городскую" прозу.

В. Шукшин и В. Белов

Продолжала развиваться "лейтенантская" проза. Писатели, прошедшие войну (Ю. В. Бондарев, К. Д. Воробьев, В. В. Быков, Б. Л. Васильев, Г. Я. Бакланов, К. М. Симонов ), переосмысливавшие свой опыт, размышляли о мироощущении человека на войне, о цене победы.

В процессе десталинизации в литературе была поднята тема репрессий. Большой резонанс общественности вызвали роман В. Д. Дудинцева "Не хлебом единым", 1956, повесть А. И. Солженицына "Один день Ивана Денисовича", 1962.

18 ноября 1962 г. журнал "Новый мир" публикует повесть "Один день Ивана Денисовича" А. И. Солженицына

Росла популярность молодых поэтов: Е. А. Евтушенко, А. А. Вознесенского, Б. Ш. Окуджавы, Б.А. Ахмадулиной, Р.И. Рождественского. В своем творчестве они обращались к современникам и современным темам. Большую притягательность в 1960-е гг. имели вечера поэзии в Политехническом музее в Москве. Поэтические чтения на стадионе в Лужниках в 1962 г. собрали 14 тыс. человек.


Е. А. Евтушенко Б.А. Ахмадулина А. А. Вознесенский

Оживление культурной жизни способствовало появлению новых литературно-художественных журналов: "Юность", "Нева", "Наш современник", "Иностранная литература", "Москва". Журнал "Новый мир" (глав. ред. А. Т. Твардовский) публиковал произведения демократически настроенных писателей и поэтов. Именно на его страницах увидели свет произведения Солженицына ("Один день Ивана Денисовича", 1962 , "Матренин двор" и "Случай на станции Кречетовка", 1963). Журнал стал прибежищем антисталинских сил в литературе, символом "шестидесятников", органом легальной оппозиции советской власти.

Были реабилитированы некоторые деятели культуры 1930-х гг.: И. Э. Бабель, Б. А. Пильняк, в печати появились запрещенные стихи С. А. Есенина, А. А. Ахматовой, М. И. Цветаевой.

Однако "оттепель" в культурной жизни страны имела определенные рамки, установленные властью. Любые проявления инакомыслия уничтожались цензурой. Так произошло с B.C. Гроссманом, автором "Сталинградских очерков" и романа "За правое дело. Рукопись романа "Жизнь и судьба" о трагедии ввергнутого в войну народа в 1960 г. была изъята у автора органами госбезопасности. Это произведение было опубликовано в СССР только в годы перестройки.

Из документа (Из выступлений Н. С. Хрущева перед деятелями литературы и искусства):

…Вовсе не означает, что теперь, после осуждения культа личности, наступила пора самотека, что будто бы ослаблены бразды правления, общественный корабль плывет по воле волн и каждый может своевольничать, вести себя как ему заблагорассудится. Нет. Партия проводила и будет твердо проводить выработанный ею ленинский курс, непримиримо выступая против любых идейных шатаний…

В конце 1950-х гг. возник литературный самиздат - машинописные или рукописные издания, не прошедших цензуру произведений переводных иностранных и отечественных авторов, и тамиздат - печатавшиеся за границей произведения советских авторов. Роман Б. Л. Пастернака "Доктор Живаго" о судьбе интеллигенции в годы революций и Гражданской войны сначала распространялся в самиздатовских списках. После запрещения публикации романа в журнале "Новый мир" книга была передана за границу, где издана в ноябре 1957 г. в итальянском переводе. В 1958 г. Пастернак получил за роман Нобелевскую премию по литературе. В СССР не без ведома Н. С. Хрущева была организована кампания травли писателя. Его исключили из Союза писателей СССР, потребовали покинуть страну. Пастернак отказался уехать из СССР, но под давлением властей был вынужден отказаться от премии.

На даче Пастернаков в день присуждения Нобелевской премии: Е. Ц. и К. И. Чуковские, Б. Л. и З. Н. Пастернаки. Переделкино. 24 октября 1958

"Дело Пастернака" стало сигналом к новому ужесточению цензуры. В начале 1960-х гг. произошло усиление идеологического диктата в области литературы, проявилось еще большее нетерпение к инакомыслию. В 1963 г. на официальной встрече руководства партии с творческой интеллигенцией в Кремле Хрущев выступил с резкой критикой в адрес поэта А. Вознесенского и предложил ему эмигрировать из страны.

Театр, музыка, кинематограф

В Москве начали работать новые театры "Современник" под руководством О. Н. Ефремова (1957)и Театр драмы и комедии на Таганке под руководством Ю. П. Любимова (1964), спектакли которых пользовались огромной популярностью зрителей. В театральных постановках молодых коллективов "Современника" и "Таганки" нашли отражение настроения эпохи "шестидесятников": обостренное чувство ответственности за судьбу страны, активная гражданская позиция.

Театр "Современник"

Больших успехов достигла отечественная кинематография. На экраны вышли фильмы об обыкновенной судьбе человека на войне: "Летят журавли" (реж. М. К. Калатозов), "Баллада о солдате" (Г. И. Чухрай). "Летят журавли" Калатозова стали единственным советским полнометражным фильмом, получившим в 1958 г. приз "Золотая пальмовая ветвь" Каннского кинофестиваля.

Кадр из фильма "Летят журавли"

В лучших кинофильмах начала 1960-х гг. поднималась тема поиска жизненного пути молодым поколением: "Я шагаю по Москве" (реж. Г. Н. Данелия), "Застава Ильича" (реж. М. М. Хуциев), "Девять дней одного года" (реж. М. И. Ромм). Многие артисты смогли побывать за границей. В 1959 г. было возобновлено проведение Московского кинофестиваля. После Карибского кризиса усилилось разоблачение "идейных шатаний" деятелей литературы и искусства. Так, неодобрительную оценку партийно-государственных лидеров получил художественный фильм М. М. Хуциева "Застава Ильича", один из символов эпохи "оттепели" о молодёжи шестидесятых годов.

Из документа (С. Н. Хрущев. Трилогия об отце):

Как это случается с сильными натурами, отец, казалось, сам ощущал слабость своей позиции и от этого становился еще резче и непримиримее. Я присутствовал однажды при разговоре о фильме "Застава Ильича" режиссера Марлена Хуциева. Весь стиль, агрессивность этого разбора произвели на меня тягостное впечатление, которое я помню и по сей день. По дороге домой (заседание проходило в Доме приемов на Воробьевском шоссе, мы жили рядом, за забором) я возражал отцу, мне казалось, что ничего антисоветского в фильме нет, более того, он именно советский и одновременно высококачественный. Отец промолчал. На следующий день разбор "Заставы Ильича" продолжился. Взяв слово, отец посетовал, что идеологическая борьба идет в трудных условиях и даже дома он не всегда встречает понимание.

Вчера Сергей, мой сын, убеждал меня, что в своем отношении к этому фильму мы не правы, - заявил отец и, оглядев темноту зала, спросил: -Правильно?

Я сидел в задних рядах. Пришлось встать.

Так, верно, фильм хороший, - заикаясь от волнения, произнес я. Это был мой первый опыт участия в столь большом собрании. Однако мое заступничество только подлило масла в огонь, ораторы один за другим клеймили режиссера за идеологическую недозрелость. Фильм пришлось переделать, лучшие куски вырезать, он получил новое название "Нам двадцать лет".

Постепенно я все более убеждался, что отец трагически ошибается, теряет свой авторитет. Однако сделать что-нибудь было далеко не просто. Нужно было выбрать момент, осторожно высказать ему свое мнение, попытаться убедить его во вредности столь безапелляционных суждений. В конце концов он должен понять, что бьет по своим политическим союзникам, по тем, кто поддерживает его дело.

С конца 1950-х гг. в советской музыке развивался неофольклоризм. В 1958 г. ЦК КПСС принял постановление "Об исправлении ошибок в оценке опер "Великая дружба", "Богдан Хмельницкий", "От всего сердца". Были сняты идеологические обвинения с композиторов С. Прокофьева, Д. Шостаковича, А. Хачатуряна. В 1955–1956 гг. в США проходили гастроли выдающихся советских музыкантов: Д. Ф. Ойстраха и М. Л. Ростроповича.

Популярностью у советских людей пользовались песни, написанные к VI Всемирному фестивалю молодежи и студентов: "Подмосковные вечера" (В. Соловьев-Седой, М. Матусовский) в исполнении В. Трошина и Э. Пьехи, "Если бы парни всей Земли…" (В. Соловьев-Седой, Е. Долматовский), "Зори московские…" (А. Островский, М. Лисянский), "Звенит гитара над рекою…" (Л. Ошанин, А. Новиков) и др. В этот период начинается творческая деятельность композиторов Э. Денисова, А. Петрова, А. Шнитке, Р. Шедрина, А. Эшпая. Огромной популярностью пользовались произведения Г. Свиридова и песни А. Пахмутовой на стихи Н. Добронравова.

В становлении духовной атмосферы рубежа 1950-60-х гг. важную роль сыграло авторское песенное творчество. Аудиторией Б. Ш. Окуджавы, Н. Н. Матвеевой, Ю. И. Визбора, Ю. Ч. Кима, А. А. Галича стало молодое поколение "физиков" и "лириков", спорившие о проблемах научно-технического прогресса и гуманистических ценностях.

Б. Окуджава А. Галич

живопись, архитектура, скульптура

В конце 1950-х - начале 1960-х гг. в работах художников-шестидесятников из молодёжной секции Московского отделения Союза художников наши отражение трудовые будни современников, возник так называемый "суровый стиль". Картины представителей "сурового стиля" В. Е. Попкова, Н. И. Андронова, Т. Т. Салахова, П. П. Оссовского, В. И. Иванова и др. воспевали судьбы современников, их энергию и волю, "героику трудовых будней".

В. Попков. Строители Братска

1 декабря 1962 г. Н. С. Хрущев посетил юбилейную выставку Московской организации Союза художников в Манеже. Он обрушился с грубыми, некомпетентными нападками на молодых живописцев-авангардистов студии Э. М. Белютина: Т. Тер-Гевондян, А. Сафохина, Л. Грибкова, В. Зубарева, В. Преображенскую. На следующий день газета "Правда" опубликовала разгромный доклад, который послужил началом кампании против формализма и абстракционизма в СССР.

Из документа (Из выступления Хрущёва во время посещения выставки в Манеже 1 декабря 1962 г.):

…Ну я не понимаю, товарищи! Вот он говорит: «скульптура». Вот он - Неизвестный. Вот это скульптура? Вы извините!… Я в 29 лет занимал положение, когда я чувствовал ответственность за страну, за нашу партию. А вы? Вам 29 лет! Вы всё чувствуете, что вы ходите в панталонах коротких? Нет, вы уже в штанах! И поэтому отвечай!…

Не хотите с нами идти в ногу - получите паспорт, уходите… Мы в тюрьму вас не посылаем! Пожалуйста! Вам нравится запад? Пожалуйста!…Давайте представим это. Вызывает ли это какое-нибудь чувство? Хочется плюнуть! Вот эти чувства - вызывает.

…Вы скажете: каждый играет, так сказать, в свой музыкальный инструмент - вот это и будет оркестр? Это какофония! Это… Это дом сумасшедший будет! Это джаз будет! Джаз! Джаз! Я не хочу обидеть негров, но вот, э-э, по-моему, это музыка негритянская…Кто же полетит на это жареное, которые вы хотите показать? Кто? Мухи, которые на падаль бросаются! Вот они, знаете, огромные, жирные… Вот и полетели!.. Тот кто хочет услаждать наших врагов - тот может браться за это оружие…

В скульптуре расцветает монументализм. В 1957 г. у здания ООН в Нью-Йорке появилась скульптурная группа Е. В. Вучетича "Перекуем мечи на орала". Военная тематика была представлена скульптурными портретами полководцев, созданными в советских городах Е. В. Вучетичем, Н. В. Томским, лучшими мастерами этого жанра.

"Перекуем мечи на орала" Скульптор - Вучетич Е. В.

Советские скульпторы в это время запечатлели исторических личностей и деятелей культуры. С. М. Орлов, А. П. Антропов и Н. Л. Штамм - авторы памятника Юрию Долгорукову в Москве перед зданием Моссовета (1953-1954); А. П. Кибальников завершает работу над памятником Чернышевскому в Саратове (1953) и В. Маяковскому в Москве (1958). Скульптор М. К. Аникушин в реалистической манере исполнил памятник А. С. Пушкину, установленный на площади Искусств в Ленинграде, у здания Русского музея.

Памятнику Пушкину. Скульптор М. К. Аникушин

За рамки соцреализма вышло в период "оттепели" творчество скульптора Э. Неизвестного: "Самоубийца" (1958), "Адам" (1962-1963), "Усилие" (1962), "Механический человек" (1961-1962), "Двухголовый гигант с яйцом" (1963. В 1962 г. на выставке в Манеже Неизвестный был экскурсоводом Хрущева. После разгрома выставки его несколько лет не выставляли, опала завершилась лишь с отставкой Хрущева.


Э. Неизвестный Надгробный памятник Н. С. Хрущеву работы Э. Неизвестного

После смерти Сталина начинается новый этап в развитии советской архитектуры. В 1955 г. было принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР "Об устранении излишеств в проектировании и строительстве", "противоречащих демократическому духу жизни и культуры нашего общества". На смену сталинскому ампиру пришла функциональная типовая советская архитектура, которая с теми или иными изменениями сохранилась до распада СССР. По такому принципу были построены районы Химки-Ховрино (арх. К. Алабян) и кварталы Юго-Запада Москвы (арх. Я. Белопольский, Е. Стамо и др.), район "Дачное" Ленинграда (арх. В. Каменский, А. Жук, А. Мачерет), микрорайоны и кварталы во Владивостоке, Минске, Киеве, Вильнюсе, Ашхабаде. В годы массового строительства панельных пятиэтажек использовались стандартные проекты и дешевые строительные материалы "без архитектурных излишеств".

Государственный Кремлёвский дворец

В 1961 г. в Москве были построены гостиница "Юность" (арх. Ю. Арндт, Т. Баушева, В. Буровин, Т. Владимирова; инженеры Н. Дыховичная, Б. Зархи, И. Мищенко) с использованием таких же крупных панелей, что применялись в жилищном строительстве, кинотеатр "Россия" ("Пушкинский") с его выдвинутым козырьком. Одним из лучших общественных сооружений этого времени стал Государственный Кремлёвский дворец,1959-1961 (арх. М. Посохин), при строительстве которого рационально была решена проблема сочетания современного сооружения с историческими архитектурными ансамблями. В 1963 г. завершилось строительство Дворца пионеров в Москве, представляющего собой комплекс из нескольких зданий разной высоты, объединённых между собой пространственной композицией.

РАСШИРЕНИЕ КУЛЬТУРНЫХ СВЯЗЕЙ

Либерализация общественно-политической жизни сопровождалась расширением международных культурных связей. В 1955 г. вышел первый номер журнала "Иностранная литература". Он стал для советских читателей единственной возможностью познакомиться с творчеством многих крупных западных писателей, книги которых в СССР не издавались по цензурным соображениям.

В октябре 1956 г. в Москве в музее им. Пушкина И. Эренбург организовал выставку картин П. Пикассо. Впервые в СССР были показаны полотна одного из самых известных художников XX в. В декабре того же года работы Пикассо отправили в Ленинград, в Эрмитаж, где выставка спровоцировала студенческий митинг в центре города. Студенты публично делились впечатлениями.

Плакат VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов

В июле 1957 г. в Москве прошел VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов, символом которого стал придуманный П. Пикассо Голубь мира. Форум стал во всех смыслах значимым событием для советских юношей и девушек, они впервые познакомились с молодежной культурой Запада.

В 1958 г. в Москве состоялся первый Международный конкурс им. П. И. Чайковского. Победу одержал молодой американский пианист X. Ван Клиберн, выпускник Джульярдской школы, где он учился у Р. Левиной, русской пианистки, уехавшей из России в 1907 г. В Америке о его победе писали так: "он стал неожиданно знаменит, выиграв премию Чайковского в Москве в 1958 году, стал первым американцем, снискавшим триумф в России, где он превратился в первого фаворита; по возвращении в Нью-Йорк его встречали как героя массовой демонстрации".

Победитель конкурса им. Чайковского Х. Ван Клиберн

Большой резонанс в мировой музыкальной жизни вызвали первые зарубежные гастроли коллективов Большого и Кировского театров. В спектаклях классического репертуара и постановках современных композиторов ("Спартак" А. И. Хачатуряна, "Кармен-сюита" Р. К. Щедрина, "Легенда о любви" А. Д. Меликова) перед западным зрителем предстали М. М. Плисецкая, Е. С. Максимова, В. В. Васильев, И. А. Колпакова, Н. И. Бессмертнова. В конце 1950-х - начале 1960-х гг. балет превратился в "визитную карточку" советского искусства за рубежом.

М. Плисецкая

В целом, период «оттепели» стал благотворным временем для отечественной культуры. Духовный подъем содействовал становлению творчества деятелей литературы и искусства нового поколения. Расширение научных и культурных контактов с зарубежными странами способствовало гуманизации советского общества, наращиванию его интеллектуального потенциала.

"Не хлебом единым"

К. М. Симонов

"Живые и мертвы"е

В. П. Аксенов

"Звездный билет", "Пора, мой друг, пора"

А. И. Солженицын

"Один день Ивана Денисовича"

Б. Л. Пастернак

"Доктор Живаго"

Театр

Художественный руководитель

Современник

О. Н. Ефремов

Ленинградский Большой драматический театр

Г. А. Товстоногов

Театр на Таганке

Ю. П. Любимов

1957 г. создание крупнейшего в мире синхрофазотрона.

1957 г. создание Сибирского отделения АН СССР.

"Реабилитирована" генетика.

Удостоены Нобелевских премий:

    1956 г. Н.Н. Семенов за теорию химических цепных реакций

    1962 г. Д.Л. Ландау за теорию жидкого гелия

    1964 г. Н.Г. Басов и А.М. Прохоров за исследования в области квантовой радиофизики.

ИССЛЕДОВАНИЕ КОСМОСА

1957 г. запущен в космос первый искусственный спутник Земли.

1963 г. первый полет женщины-космонавта. Ею стала Валентина Терешкова.

Преодоление сталинизма в литературе и искусстве. Первое послесталинское десятилетие было ознаменовано серьёзными переменами в духовной жизни. Известный советский писатель И. Г. Эренбург назвал этот период «оттепелью», наступившей после долгой и суровой сталинской «зимы». И в то же время это была не «весна» с её полноводным и свободным «разливом» мыслей и чувств, а именно «оттепель», за которой мог вновь последовать и «лёгкий морозец».

На перемены, начавшиеся в обществе, первыми откликнулись представители литературы. Ещё до XX съезда КПСС появились произведения, обозначившие рождение нового направления в советской литературе - обновленческого. Суть его состояла в обращении к внутреннему миру человека, его повседневным заботам и проблемам, нерешённым вопросам развития страны. Одной из первых таких работ стала опубликованная в 1953 г. в журнале «Новый мир» статья В. М. Померанцева «Об искренности в литературе», где он впервые поставил вопрос о том, что «честно писать - это значит не думать о выражении лиц высоких и невысоких читателей». Здесь же поднимался и вопрос о необходимости существования различных литературных школ и направлений.

В журнале «Новый мир» появились статьи В. Овечкина (ещё в 1952 г.), Ф. Абрамова, ставшие широко известными произведения И. Эренбурга («Оттепель»), В. Пановой («Времена года»), Ф. Панфёрова («Волга-матушка река») и др. Их авторы отошли от традиционной лакировки реальной жизни людей. Впервые за многие годы был поставлен вопрос о губительности той атмосферы, которая сложилась в стране. Однако власть признала публикацию этих работ «вредной» и отстранила А. Твардовского от руководства журналом.

Сама жизнь поставила вопрос о необходимости изменить стиль руководства Союзом писателей и его отношений с ЦК КПСС.

Попытки главы Союза писателей А. А. Фадеева добиться этого привели к его опале, а затем и к самоубийству. В своём предсмертном письме он отмечал, что искусство в СССР «загублено самоуверенно-невежественным руководством партии», а литераторов, даже самых признанных, низвели до положения мальчиков, уничтожали, «идеологически ругали и называли это партийностью». Об этом же говорили в своих произведениях В. Дудинцев («Не хлебом единым»), Д. Гранин («Искатели»), Е. Дорош («Деревенский дневник»).

Освоение космоса, разработка новейших образцов техники сделали любимым жанром читателей научную фантастику. Романы и повести И. А. Ефремова, А. П. Казанцева, братьев А. Н. и Б. Н. Стругацких и др. приоткрывали для читателя завесу будущего, позволяли обратиться к внутреннему миру учёного, человека.

Власть искала новые приёмы воздействия на интеллигенцию. С 1957 г. регулярными стали встречи руководства ЦК с деятелями литературы и искусства. Личные вкусы Хрущёва, выступавшего на этих встречах с многословными речами, приобретали характер официальных оценок. Бесцеремонное вмешательство не находило поддержки не только у большинства самих участников этих встреч и у интеллигенции в целом, но и у самых широких слоёв населения.

После XX съезда КПСС было несколько ослаблено идеологическое давление и в области музыкального искусства, живописи, кинематографии. Ответственность за «перегибы» прежних лет была возложена на Сталина, Берию, Жданова, Молотова, Маленкова и др.

В мае 1958 г. ЦК КПСС издал постановление «Об исправлении ошибок в оценке опер «Великая дружба», «Богдан Хмельницкий» и «От всего сердца», в котором признавались бездоказательными и несправедливыми прежние оценки Д. Шостаковича, С. Прокофьева, А. Хачатуряна, В. Мурадели, В. Шебалина, Г. Попова, Н. Мясковского и др. В то же время призывы интеллигенции отменить и другие постановления 1940-х гг. по идеологическим вопросам отвергались. Подтверждалось, что они «сыграли огромную роль в развитии художественного творчества по пути социалистического реализма» и «сохраняют актуальное значение». Политика «оттепели» в духовной жизни, таким образом, имела вполне определённые границы.

Одним из ярких примеров допустимых пределов «оттепели» стало «дело Пастернака». Публикация на Западе его запрещённого романа «Доктор Живаго» и присуждение ему Нобелевской премии поставили писателя буквально вне закона. В октябре 1958 г. Б. Пастернак был исключён из Союза писателей. Он вынужден был отказаться от Нобелевской премии, чтобы избежать высылки из страны.

Настоящим потрясением для миллионов людей стал выход в свет произведений А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», «Матрёнин двор», поставивших проблемы преодоления сталинского наследия в повседневной жизни советских людей.

Стремясь предотвратить массовый характер антисталинских публикаций, что било не только по сталинизму, но и по всей советской системе, Хрущёв в своих выступлениях обращал внимание писателей на то, что «это очень опасная тема и трудный материал» и заниматься им надо, «соблюдая чувство меры». Официальные «ограничители» действовали и в других сферах культуры. Резкой критике за «идеологическую сомнительность», «недооценку руководящей роли партии», «формализм» и т. п. регулярно подвергались не только писатели и поэты (А. Вознесенский, Д. Гранин, В. Дудинцев, Е. Евтушенко, С. Кирсанов, К. Паустовский и др.), но и скульпторы, художники, режиссёры (Э. Неизвестный, Р. Фальк, М. Хуциев), философы, историки.

Тем не менее в те годы появилось немало литературных произведений («Судьба человека» М. Шолохова, «Тишина» Ю. Бондарева), кинофильмов («Летят журавли» М. Калатозова, «Сорок первый», «Баллада о солдате», «Чистое небо» Г. Чухрая), картин, получивших всенародное признание именно благодаря своей жизнеутверждающей силе и оптимизму, обращению к внутреннему миру и повседневной жизни человека.

Развитие науки. Партийные директивы, ориентировавшие на развитие научно-технического прогресса, стимулировали развитие отечественной науки. В 1956 г. открыли Международный исследовательский центр в Дубне (Объединённый институт ядерных исследований). В 1957 г. было образовано Сибирское отделение Академии наук СССР с широкой сетью институтов и лабораторий. Создавались и другие научные центры. Только в системе Академии наук СССР за 1956-1958 гг. было организовано 48 новых НИИ. Расширилась и их география (Урал, Кольский полуостров, Карелия, Якутия). К 1959 г. в стране имелось около 3200 научных учреждений. Численность научных работников страны приближалась к 300 тысячам.

К числу крупнейших достижений отечественной науки того времени можно отнести создание самого мощного в мире синхрофазотрона (1957); спуск на воду первого в мире атомного ледокола «Ленин»; запуск в космос первого искусственного спутника Земли (4 октября 1957 г.), отправку в космос животных (ноябрь 1957 г.), первый полёт человека в космос (12 апреля 1961 г.); выход на трассы первого в мире реактивного пассажирского лайнера Ту-104; создание быстроходных пассажирских судов на подводных крыльях («Ракета») и т. д. Возобновились работы в области генетики.

Однако, как и прежде, приоритет в научных разработках отдавался интересам военно-промышленного комплекса. На его нужды работали не только крупнейшие учёные страны (С. Королёв, М. Келдыш, А. Туполев, В. Челомей, А. Сахаров, И. Курчатов и др.), но и советская разведка. Так, космическая программа была лишь «приложением» к программе создания средств доставки ядерного оружия.

Таким образом, научно-технические достижения «хрущёвской эпохи» закладывали основу для достижения в перспективе военно-стратегического паритета с США.

Советский спорт. Годы «оттепели» были ознаменованы триумфальными победами советских спортсменов. Уже первое участие советских легкоатлетов в Олимпиаде в Хельсинки (1952) было отмечено 22 золотыми, 30 серебряными и 19 бронзовыми медалями. В неофициальном командном зачёте команда СССР набрала одинаковое количество очков с командой США. Первым золотым призёром Олимпиады стала метательница диска Н. Ромашкова (Пономарёва). Лучшим спортсменом Олимпиады в Мельбурне (1956) был назван советский бегун В. Куц, ставший двукратным чемпионом в беге на 5 и 10 км. Золотыми медалями Олимпиады в Риме (1960) были награждены П. Болотников (бег), сёстры Т. и И. Пресс (метание диска, бег с барьерами), В. Капитонов (велоспорт), Б. Шахлин и Л. Латынина (гимнастика), Ю. Власов (тяжёлая атлетика), В. Иванов (академическая гребля) и др. Блестящих результатов и мировой известности добились на Олимпиаде в Токио (1964): в прыжках в высоту В. Брумель, тяжелоатлет Л. Жаботинский, гимнастка Л. Латынина и др. Это были годы триумфа великого советского футболиста-вратаря Л. Яшина, сыгравшего за спортивную карьеру более 800 матчей (в том числе 207 - без пропущенных голов) и ставшего серебряным призёром Кубка Европы (1964) и чемпионом Олимпийских игр (1956).

Успехи советских спортсменов вызвали небывалую популярность соревнований, чем создавали важную предпосылку для развития массового спорта. Поощряя эти настроения, руководство страны обратило внимание на строительство стадионов и дворцов спорта, массовое открытие спортивных секций и детско-юношеских спортивных школ. Это закладывало хорошую основу для будущих мировых побед советских спортсменов.

Развитие образования. По мере построения основ индустриального общества в СССР сложившаяся в 30-е гг. система образования нуждалась в обновлении. Она должна была соответствовать перспективам развития науки и техники, новых технологий, переменам в социально-гуманитарной сфере.

Однако это входило в противоречие с официальным курсом на продолжение экстенсивного развития экономики, который требовал ежегодно новых рабочих для освоения строящихся предприятий.

Для решения этой проблемы во многом и была задумана реформа образования. В декабре 1958 г. был принят закон, согласно которому вместо семилетки была создана обязательная восьмилетняя политехническая школа. Среднее образование молодёжь получала, оканчивая либо школу рабочей (сельской) молодёжи без отрыва от производства, либо техникумы, работавшие на базе восьмилетки, либо среднюю трёхгодичную трудовую общеобразовательную школу с производственным обучением. Для желающих продолжить образование в вузе вводился обязательный производственный стаж.

Запоминаем новые слова

Политехническая школа - школа, основанная на обучении основам техники, рабочих профессий.

Проверяем свои знания

  1. Что означала политика «оттепели» в духовной сфере?
  2. Покажите на примерах пределы «оттепели» в культурной жизни.
  3. Какие процессы в общественной жизни зародились под воздействием «оттепели»?
  4. Какие задачи должна была решать реформа образования 1958 г.?
  5. В чём вы видите противоречивый характер «оттепели» в духовной сфере?

Учимся быть историками

  1. Используя текст данного параграфа и материалы других параграфов учебника, посвящённых культуре, науке и спорту, составьте таблицу основных этапов развития советской науки и культуры до середины 1960-х гг.
  2. Посмотрите два фильма этого периода, представляющие полярные жанры (например, «Карнавальная ночь», «Человек-амфибия»). Сравните их по собственной системе критериев. Отобразите проделанную работу в виде презентации.
  3. «Пройдёт совсем немного времени, и забудется и Манеж, и кукуруза... А люди будут долго жить в его домах. Освобождённые им люди... И зла никто не будет иметь - ни завтра, ни послезавтра... В нашей истории достаточно злодеев - ярких и сильных. Хрущёв - та редкая, хотя и противоречивая фигура, которая олицетворяла собой не только добро, но и отчаянное личное мужество, которому у него не грех поучиться всем нам», - писал о Н. С. Хрущёве кинорежиссёр М. М. Ромм. Это мнение представителя части интеллигенции. По данным же современных опросов, большинство жителей нашей страны деятельность Н. С. Хрущёва оценивают негативно. Напишите историческое эссе на тему «Уроки хрущёвской «оттепели».
  4. Расспросите своих дедушек, бабушек, людей старшего поколения о каких событиях жизни страны 1950-х - первой половины 1960-х гг. они помнят, какие из них представляются им самыми важными. Как они относились к Н. С. Хрущёву в тот период и как относятся сейчас? Оформите эти рассказы в виде интервью.
 


Читайте:



Женское начало и мужское начало: символы "инь" и "ян"

Женское начало и мужское начало: символы

В каждом из нас, независимо от пола, присутствуют обе энергии, женская (Инь) и мужская (Ян), но для гармонии и ощущения целостности личности важно,...

В чем разница и сходство между католиками и православными

В чем разница и сходство между католиками и православными

Католики и православные - в чем разница? Отличия православия от католицизма? В этой статье - ответы на эти вопросы коротко простыми словами....

Объяснения церковных и домашних молитв

Объяснения церковных и домашних молитв

1 Начальнику хора. Псалом Давида, 2 когда приходил к нему пророк Нафан, после того, как Давид вошёл к Вирсавии. 3 Помилуй меня, Боже, по великой...

Как женить на себе мужчину по знаку зодиака Как выйти замуж за деву

Как женить на себе мужчину по знаку зодиака Как выйти замуж за деву

Полное собрание материалов по теме: как выйти замуж за мужчину деву? от специалистов своего дела. Дева Как добиться, чтобы он сделал предложение...

feed-image RSS