Разделы сайта
Выбор редакции:
- Как космическая медицина спасает людей на земле
- Рис - это зерновая культура
- Урок анатомии или доктор смерть Полезная информация для туриста в Амстердаме
- Как космическая медицина спасает людей на земле
- Звуки природы имеют намного большее влияние на психику, нежели вы могли подумать
- Как оформить зону любви по фен-шуй?
- Ключевые фразы роберта кийосаки Лучшие цитаты кийосаки
- Цитаты «чтение. Афоризмы о Чтении. Цитаты о Чтении Чтение есть создание собственных
- Самые яркие цитаты великой фаины раневской на все случаи жизни Не пить пиво рыбкой раневская
- Понятие брака в законодательном поле Определение брака в законодательстве рф
Реклама
Цитаты печорин григорий александрович. Жизненная философия героя VІІ Домашнее задание |
МКОУ «СОШ №5 г. Михайловска»
Чухрай Евгения Валерьевна Методическая разработка урока литературы в 10 классе по теме: «В чем смысл жизни?» Цель урока : смоделировать учебную ситуацию, при которой в результате исследовательской деятельности учащиеся придут к решению проблемного вопроса: в чем смысл жизни? Задачи: формирование исследовательских навыков обучающихся, умения работать с информацией, представляя результаты в различных формах; развитие интеллектуально-творческого и эмоционально-образного мышления. Организационные формы: самостоятельная групповая деятельность с опорой на результаты перспективного домашнего задания; исследовательская работа. Главной формой организации учебной деятельности учащихся является работа в малых группах, преобладают активные и интерактивные методы и приемы обучения: «поле проблем», «аналитик» и др. В ходе урока дети решают ряд лингвистических задач (ЛЗ!) Ожидаемые результаты: Личностные: развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Метапредметные: умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения; формирование умения самостоятельно и аргументированно оценивать свои действия и действия одноклассников; умение строить логическое рассуждение, включая установление причинно-следственных связей, делать умозаключения; Умение работать в группе - владение навыками самопрезентации, умение эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; умение слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение. Умение видеть культурологические связи Предметные: понимание литературы как особого способа познания жизни, формирование потребности в диалоге с текстом, способности к сотворчеству с писателем в процессе читательского восприятия, умения в процессе чтения вставать на позицию другого; воспитание квалифицированного читателя, владеющего основными стратегиями чтения, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые монологические (устные и письменные) высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в диалоге по поводу прочитанного. Оборудование: текст произведения, раздаточный материал, толковые словари, презентация, видеофрагмент из фильма «Печорин. Герой нашего времени». Ход урока Организационный этап (1 мин.) Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть и уверена, мы с вами на сегодняшнем уроке будем плодотворно сотрудничать! Актуализация изученного материала и создание проблемной ситуации (6 мин). Посмотрите на слайд и скажите, о чем мы будем сегодня с вами рассуждать? (рукопись «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова, вид Кавказских гор, портрет Лермонтова, 1838-1839 годы, картинка «В чем смысл жизни?») Последняя картинка, возможно, не совсем понятна вам, потому что она словно бы нарушает связную, логическую цепочку произведения «Герой нашего времени». А тем не менее последняя картинка напрямую связана с темой нашего урока и основополагающим вопросом, которые вы назовете сами. Не верите? Позвольте вам это доказать! (Видеофрагмент «Монолог Печорина») Давно замечено, что человек отличается от всех живых существ тем, что ищет смысл в своем существовании. Как часто люди страдают и мучаются от того, что не могут понять цели своего существования. Как часто человеку мешает наслаждаться собственным бытием мысль: «К чему я иду?» Конечно, всеми этими вопросам и задаются только люди высокоразвитые, стремящиеся к познанию. Таким был и главный герой Печорин. «Журнал Печорина» полон размышлений о смысле жизни, о взаимоотношениях личности и общества, о месте поколения в череде поколений, о роли человека в истории. Основная черта характера Печорина - стремление к самопознанию. Тема судьбы – одна из постоянных тем в раздумьях Печорина, введенных в контекст повести «Княжна Мери»: «Неужели мое единственное назначение на земле – разрушать чужие надежды?». В новелле «Фаталист» она становится центральной и на сегодняшнем уроке нам предстоит ответить на вопросы: Почему Печорин не нашел счастья в жизни? В чем его трагическая обреченность? В чем смысл жизни (на основе анализа повестей «Княжна Мери» и «Фаталист»?) Понравился ли вам роман, внимательно ли вы его читали? Какой же будет тема нашего урока? Какие цели вы считаете нужным перед собой поставить? Трудно предположить? Я предлагаю посмотреть на известное произведение по-новому, а к формулировке темы и целей вернуться позднее. ЛЗ! Обратимся к эпиграфу – стихотворению А. А. Фета – и выпишем ключевые слова (жизнь, пронеслась без следа, душа рвалась, с какой целью, последнее новоселье, холодная постель) Жизнь пронеслась без явного следа. Душа рвалась - кто скажет мне куда? С какой заране избранною целью? Но все мечты, всё буйство первых дней С их радостью - всё тише, всё ясней К последнему подходят новоселью. Так, заверша беспутный свой побег, С нагих полей летит колючий снег, Гонимый ранней, буйною метелью, И, на лесной остановясь глуши, Сбирается в серебряной тиши Глубокой и холодною постелью. Сделайте вывод, может ли это стихотворение быть иллюстрацией к журналу Печорина? Итак, тема нашего урока: «В чем смысл жизни?» и размышлять об этом мы будем, анализируя повести «Княжна Мери» и «Фаталист». А почему? (Потому что именно эти главы написаны в виде дневника Печорина, где он откровенно описывает свои чувства, мысли и поступки, размышляя о смысле своей жизни). 3.Целеполагание. Правильно, ребята. Посмотрите на слайд – перед нами проблемная ситуация. А давайте разберемся, чем проблемная ситуация отличается от обычной? (Дети, анализируя ситуацию, определяют, что дорога содержит ситуацию выбора, который должен сделать сам человек. Любой поступок, осознанный или нет, меняет его жизнь в большей или меньшей степени.) Давайте вместе сформулируем задачи урока (вспомнить – узнать- суметь). «Поле проблем» ПРИЕМ «ИДЕАЛ» 4.Погружение в тему. Групповая работа «Аналитики». Я предлагаю вам побыть аналитиками. Перед вами лежат словари, чистые листы и листы с пословицами народов мира о смысле жизни, пути. Выберите те пословицы, которые, по вашему мнению, наиболее подходят к нашему герою и произведению в целом, изучите словарные статьи и оформите как кластер. ЛИ! 1 группа – Жизнь, 2 группа – Путь, 3 группа – Смысл, 4 группа – Предназначение Раздаточный материал Жизнь изжить – и других бить, и самому биту быть. (Русская) Жизнь наскучила, а к смерти не привыкнешь. (Русская) Лучше умереть стоя, чем жить ползая. (Украинская) В голове, словно в аду, ничего не видать. (Украинская) Кто всю жизнь прожил мошенником, вряд ли умрет честным человеком. (Английская) Лучше славная смерть, чем постыдная жизнь (Английская). Тот, кто всем угождал, умер раньше, чем появился на свет (Английская). Тот, кто живет с калеками, и сам хромать научится (Английская). Хочешь, чтобы тебя оценили – умри (Итальянская). Кто боится смерти, тот покойник среди живых (Армянская). Лучше быть царем в аду, чем рабом в раю (Бенгальская). Лучше раньше умереть, чем позже сдохнуть (Еврейская). Дереву лучше сломиться, чем расти криво – человеку лучше умереть, чем жить кривдой. (Монгольская) Только перед смертью человек узнает, что ему надо было делать (Осетинская). Чем желать смерти врагу, лучше пожелай себе долгой жизни (Туркменская). И ад, и рай в душе человека (Японская). (Защита мини-исследований) Вывод: Печорин много размышляет о смерти. Думая о том, что ни один человек не оценит его верно после смерти, Печорин задается вопросом: зачем же в таком случае жить, что-то делать, чего-то добиваться? И сам же даст ответ: из любопытства. Любопытство и в самом деле - основное чувство, которое движет Печориным. Оно заставляет героя все время испытывать судьбу и вмешиваться в жизнь других людей. Продолжим работу. Вопросы для обсуждения главы «Княжна Мери» для первой группы 1.Зачем Печорин добивался любви Мери? Как понять его утверждение: «А что такое счастье? Насыщенная гордость»? Последователен ли Печорин в соблюдении этой жизненной позиции? 2.Каковы взгляды Печорина на дружбу? Как это проявляется в его отношениях с окружающими людьми? Как Печорина характеризуют его отношения с Вернером и Грушницким? 3.Почему из всех женщин Печорин выделял Веру? Найдите объяснение этому в дневниковых записях от 16 и 23 мая. Задания для 2-й группы 1 .Прочитайте внутренний монолог Печорина перед дуэлью (запись от 16 июня). Искренен ли Печорин в этом признании или он лукавит даже перед самим собой? 2. Почему рассказ о дуэли дается автором в воспоминаниях Печорина (через полтора месяца в крепости N)? Каково поведение Печорина во время дуэли? Что положительного и что отрицательного подчеркивает автор в его образе? 3. Можно ли посочувствовать герою или он достоин осуждения? Как проявляется мастерство Лермонтова в изображении жизни и психологии людей в этом эпизоде? Задания для третьей группы для обсуждения главы «Фаталист» 1.Каково отношение к предопределенности в судьбе у Вулича? у Печорина? у автора? У кого из них оно неоднозначно и почему? 2.Зачем Лермонтов вводит в повествование мысль о том, что Печорин чувствовал скорую гибель Вулича? Ищет ли Вулич смерти? Ищет ли смерти Печорин? Почему? 3.Как Печорина характеризует его желание испытать судьбу? Какие черты его личности проявляются в сцене захвата пьяного казака? Задания для четвертой группы для обсуждения главы «Фаталист» 1. К кому из героев относится название главы? Какой художественный смысл при этом выявляется? 5.Докажите, что глава «Фаталист» - это философское произведение. Вывод: Печорин предстает в «Журнале» человеком, глубоко чувствующим и страдающим. Мастерство автора в создании психологического портрета Печорина проявляется в изображении его внутренней жизни, его самоанализа, сюжетно-композиционных особенностях романа. Жизнь Печорина - это ряд происшествий, каждое из которых открывает новую грань его души, одаренность и глубину его личности, но его характер уже сложился и не меняется, не развивается. Печорин полон противоречий. Мы видим, что в нём соединились два мира, два человека. «Во мне два человека: один живёт в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его". "У меня врождённая страсть противоречить; целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку». Подведение итогов. Давайте вернемся к проблемному вопросу, который мы поставили в начале урока. Пьер Безухов в романе Л. Н. Толстого на вопрос «Зачем жить?» находит ответ: «Затем, что есть Бог, тот Бог, без воли которого не упадёт волос с головы человеческой». А что бы ответил Григорий Печорин? Личность Печорина сложна и противоречива. Сам того не желая, он становится виновником несчастий других. Его душа «испорчена светом», и вся его жизнь - расплата за собственные поступки. 5. Рефлексия. Составьте синквейн по теме «Смысл жизни»: 1 строка – тема или предмет (1 существительное) 2 строка – описание предмета (2 прилагательных) 3 строка – описание действия (2 глагола) 4 строка - фраза, выражающая отношение к предмету 5 строка – синонимы, расширяющий или обобщающий смысл темы или предмета (1 слово) или 1 строка – ключевое слово/слова в формулировке проблемы 3 строка – предложение, отражающее авторскую позицию 4 строка – название литературного произведения с указанием автора 5 строка – вид искусства, на основе которого будет построен аргумент 2 6 строка – цитата с обобщающим смыслом 2) Попробуйте проанализировать проведенный урок и ваше участие в нем. Или Эссе . (обращение к эпиграфу) Как смысл жизни отражается в характере человека и его поступках? (обращение к эпиграфу) Изменилось ли во мне что-то после прочтения романа «Герой нашего времени»? 2.* Напишите сочинение-рассуждение, продолжив фразу: «По-моему, смысл жизни заключается в …» Я благодарю вас за работу. Надеюсь, сегодняшний урок запомнится вам и поможет задуматься над такими важными, взрослыми вопросами и делать правильный выбор. До свидания! Использованные ресурсы 1. Алабугина Ю.В. Школьный толковый словарь русского языка: более 5000 слов. – М.: Астрель, 2012. 2. Вагина С. Г., Гливинская О. В., Михайлюк Я. В.. Реализация метапредметного подхода в преподавании гуманитарного цикла предметов в общеобразовательной школе. – М. 3. Даль В. И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. – М.: Эксмо, 2012. 4. Толковый словарь русского языка. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2008. 5. Золотая коллекция пословиц и поговорок/сост. Т. В. Скиба. – Ростов н/Д: Владос, 2011. 6. Лермонтов М. Ю. Герой нашего времени. –М.: «Мартин», 2012 7. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. – 4-е изд. – М.: Азбуковник, 2010. 8. Шевырёв С. А. О романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», критическая статья. Проблема цели и смысла жизни на страницах романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»Давно замечено, что человек отличается от всех живых существ тем, что ищет смысл в своем существовании. Как часто люди страдают и мучаются от того, что не видя г или не могут понять цели своего существования. Как часто человеку мешает наслаждаться собственным бытием мысль: «К чему я иду?» Конечно, всеми этими во и росам и задаются только люди высокоразвитые, стремящиеся к познанию. Таким был Печорин. «Журнал Печорина» полон размышлений о смысле жизни, о взаимоотношениях личности и общества, о месте поколения в череде поколений, о роли человека в истории. Основная черта характера Печорина — стремление к самопознанию. Он постоянно анализирует свои мысли, поступки, желания, симпатии и антипатии. Печорин не сумел реализовать себя в чем-то, поэтому все его душевные и умственные силы направлены на самопознание, оно — этап становления его личности. Никто не оценит Печорина объективнее, чем он сам это делает. Подводя итоги своей жизни в ночь перед дуэлью с Грушницким, Печорин сравнивает себя с человеком, зевающим на бале и не едущим домой потому только, что его карета еще не подана. Это рассуждение не стоит понимать слишком узко: иногда считают, что эти слова Печорина выражают его стремление вырваться из светских гостиных. Мне кажется, что слова Печорина о бале и карете следует воспринимать как чистую аллегорию. Не в светских гостиных ему тесно, а в атмосфере, его окружающей. Его трагедия состоит именно в том, что он не может вырваться из этой атмосферы. Печорин просто-напросто теряет смысл своего существования, пытается найти его, никак не находит, и от этого страдает еще больше. Единственное занятие, которое остается Печорину — это формировать себя как личность. В процессе формирования он задается бесконечными вопросами: «Зачем я жил? для какой цели я родился?» Самой горькой и тяжелой для него является мысль, что, видимо, ему существовало «назначение высокое», но он его не угадал и поэтому оказался «выброшенным на обочину» жизни. В результате своих размышлений Печорин приходит к выводу, что живет исключительно для того, чтобы разрушать чужие надежды и губить судьбы. Действительно, все люди, с которыми судьба его сталкивает, становятся несчастными. Так было с Бэлой, которую он зачем-то похитил; с Мери, которую эксперимента ради заставил полюбить себя; с Грушницким, которого он убил на дуэли; с Верой; с Максимом Максимычем и, наверное, со многими другими, кто просто не упомянут в романе. Печорин прекрасно сознает, что губит людей, но абсолютно к этому равнодушен, впрочем, как и к собственной судьбе. Им владеет скука, поэтому даже смерть кажется герою лишь еще одним событием в ряду обыденных происшествий. Печорин много размышляет о смерти. Думая о том, что ни один человек не оценит его верно после смерти, Печорин задается вопросом: зачем же в таком случае жить, что-то делать, чего-то добиваться? И сам же даст ответ: из любопытства. Любопытство и в самом деле — основное чувство, которое движет Печориным. Оно заставляет героя все время испытывать судьбу и вмешиваться в жизнь других людей. Испытывая судьбу, Печорин не склонен верить в предопределение. Об этом автор говорит в главе «Фаталист», которая начинается очень важным для Печорина вопросом: зачем человеку даны воля и рассудок, если существует предопределение? Именно поэтому Печорин принимает пари Вулича. Отчасти это пари нужно Печорину и для того, чтобы убедиться в собственной исключительности. Но если человек думает, что выше его желаний нет ничего на свете, то он не обретает волю, а теряет себя. Печорин принадлежит к поколению, потерявшему веру в добро и справедливость. У этого поколения нет уверенности в завтрашнем дне. Сам Печорин называет своих современников и себя «жалкими потомками», у которых нет ни убеждений, ни гордости, ни наслаждения, ни страха, кроме страха смерти. Когда у человека нет веры, у него нет и уверенности ни в чем. Теряется смысл жизни. Так же и Печорин с его раздвоенным сознанием и вечными экспериментами над судьбой лишен веры. Для него жизнь пуста и бессмысленна. В этом не только его трагедия, но и трагедия целого поколения. (Незаурядная личность, наделённая умом и силой воли, стремлением к активной деятельности, не может проявить себя в окружающей жизни. Печорин не может быть счастлив и не может никому дать счастье. В этом его трагедия.) Вывод: Вообще говоря, Печорин - человек неординарный, умный, образованный, сильный волей, храбрый... Кроме того, его отличает постоянное стремление к действию, Печорин не может удержаться на одном месте, в одной обстановке, в окружении одних и тех же людей. Не от этого ли он не может быть счастлив ни с одной женщиной, пусть даже с той, в которую влюблен? Через некоторое время его одолевает скука и он начинает искать чего-то нового. Не от этого ли он ломает их судьбы? Печорина не прельщает такая судьба, и он действует. Действует, не считаясь с чувствами других людей, практически не обращая на них внимания. Да, он эгоист. И в этом его трагедия. Но один ли Печорин в этом виноват? (видео-монолог Печорина из к/ф 2006 г.) Итак, "все". Кого он имеет в виду? Естественно, общество. Да, то самое общество, которое мешало Онегину.С одной стороны неординарный, умный человек, с другой стороны эгоист, разбивающий сердца и разрушающий жизни, он - "злой гений" и в то же время жертва общества. 4. Печорин – «лишний человек»,как и Онегин.Сравнить двух героев. Печорин-герой? VІ Итоги урока 1. Проблемные вопросы: - в чем трагедия Печорина? Позитивные и негативные качества Печорина? Почему Лермонтов нарушает последовательность романа? Оценивание учащихся. Заключительное слово учителя : Печорин не может быть счастлив и не может никому дать счастья – в этом его трагедия. Мы видим двух Печориных. Поступки его противоречивы. Только что по велению своего сердца он мчится в погоню за Верой. В нём пробуждаются лучшие человеческие качества. Видим его благородный порыв, но … конь издох, идти он дальше не мог, мысли его постепенно приходят в обычный порядок, и вот он уже опять холоден, опять с привычной насмешкой смеётся над собой и судит себя. Это может сделать только Печорин. Эпизод прощания с Мери также важен для понимания Печорина. Мы увидели, что в нём сочетаются как бы два человека. Его поведение противоречиво: то он поддаётся порыву своего сердца, то с хладнокровием обдумывает свои поступки. В нём сочетаются эгоизм и человечность, жестокость и способность к жалости, отзывчивость. Николаевская Россия не дала Печорину возможности действовать, лишила его жизнь высокой цели и смысла, и герой постоянно ощущает свою ненужность, ему скучно, он не удовлетворяется ничем. Ни талант, ни способности, ни умение оказаться победителем во всех стычках с судьбой и людьми не приносят Печорину счастья и радости. VІІ Домашнее задание Сделать карточку с вопросами по роману,на которые еще не нашли ответ, характеристика женских образов романа. УРОК № 58 Тема. Урок развития речи. Печорин и байронический герой. Печорин и Онегин. Цель: обобщить образ Печорина; раскрыть трагедию одаренной личности в условиях самодержавия; во-говорить сходство и контрастность образов Печорина, Онегина, «байронического героя»; развивать критическое мышление и толерантное отношение к окружающим. Оборудование: таблицы результатов групповой работы с предыдущего урока, заготовка трех кругов («Круги Вена»), маркеры. Тип урока: развитие связной речи. В одиночестве человек чувствует себя менее одинокой. Дж. Байрон ХОД УРОКА И. Актуализация опорных знаний Беседа Почему Печорин вмешался в жизнь контрабандистов? Чем закончилось его вмешательства? Как складываются взаимоотношения Печорина с «водяным обществом» в повести «Княжна Мери»? Что общего у Печорина и Вернера? Почему они не стали друзьями? С какой целью Лермонтов противопоставил Печоріну Грушницького? Что вам понравилось в личности Печорина, а чего вы не понимаете? 2. Проверка домашнего задания Проводится анализ записей в таблице Елвермана (основная работа - с информацией второй колонки). Пример: Мотивация учебной деятельности Учитель. О поколении, к которому принадлежит Печорин, Герцен писал: «...Все мы в большей или меньшей степени Онєгіни, если только не предпочитаем быть чиновниками или помещиками... Мы занимаемся всем: физикой, философией, любовью, военным искусством, мистицизмом, чтобы только рассеяться, чтобы забыть о огромную пустоту, которая угнетает нас...». Роман Пушкина повлиял на формирование замысла Лермонтова - создать образ «героя своего времени». Иначе как объяснить наличие в романе «Герой нашего времени» того, что было задумано, но не воплощено в окончательном варианте текста «Евгения Онегина»? А если говорить про общие черты обеих упомянутых героев и байроновского типа героя, то следует признать их в чем-то очень похожими, но одновременно и сугубо индивидуальными. (Объявление темы, цели урока и работа с эпиграфом.) Работа над темой урока 1. Печорин и байронический герой. Коллективная работа Беседа Какие черты байронического героя вы заметили в образе Печорина? (Одиночество непокоренного свободолюбивого бунтаря со стражденною душой, постоянное недовольство собой, своей жизнью и стремление найти «себя настоящего», свое место в жизни) Что, по вашему мнению, мешает Печоріну жить полноценной жизнью? (Противоречия жизни: он расценивает самого себя как «нравственного калеку», у которого зсохлась, испарилась, умерла «кращаполовина души». Перед дуэлью Печорин задумывался: для чего он жил, для какой цели родился? Он говорит: «А, действительно, она существовала и, наверное, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе своей силы безграничны». И он не нашел деятельности, которая соответствовала бы его «безграничным силам». Он потратил их на ломание жизни «честных контрабандистов», похищения Белы, убийство Грушницького т.д. Он чувствует, что приносит горе или гибель каждому, с кем сближается. А это свидетельствует о обостренное чувство совести у героя.) 2. Печорин и Онегин. Коллективная работа с последующим обобщением Беседа Что объединяет героев романов Пушкина и Лермонтова? Что их отличает? Чем отличаются сцены дуэли в романах «Евгений Онегин» и «Герой нашего времени»? Почему Пушкин винит своего героя в убийстве, а Лермонтов прощает Печорина, находит ему оправдание? Каковы проблемы личного счастья в романе Пушкина, а какие - в романе Лермонтова? Как их решают герои? Почему героев обоих романов называют «героями своего времени»? Можно ли их назвать «лишними людьми»? Почему? Итог Евгений Онегин Пушкина живет типичным для «золотой молодежи» того времени жизнью: балы, рестораны, прогулки по Невскому проспекту, посещение театров. Он выделяется из общей массы аристократической молодежи. Автор подчеркивает его «мечтам преданность, странность и резкий, холодный рассудок, честь, благородство души. Онегин не разочаровался в образе жизни и интересах светского общества, ему импонирует политическая и социальная ситуация в России. Лермонтовский Печорин сначала стремится светских удовольствий, потом разочаровывается в них, делает попытку заняться наукой, читать книги и охладевает ко всему. Герцен назвал Печорина «младшим братом Онегина». Печорин - это «Онегин нашего времени, герой нашего времени»,- так сказал о нем Белинский. «Онегин скучает, Печорин глубоко страдает.» Состояние Печорина является трагичнее, он по натуре более талантливый и чувственный. Это - сильная и волевая личность, которая стремится деятельности. И несмотря одаренности и богатстве духовных сил он, по его собственному признанию,- «нравственный калека». Его характер и поведение полны противоречий. Противоречия Печорина, по определению Лермонтова,- «болезнь» поколения того времени. Печорин говорит: «Целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или разуму». С одной стороны, Печорин - скептик, разочарована человек, с другой,- в нем огромная жажда жизни и деятельности. В нем здо-кадровый смысл борется с чувствами, умом и сердцем. Свое внимание к женщинам Печорин объясняет потребностью честолюбия, но мы видим, что он способен на глубокую любовь. За Онегиным мы замечали то же самое. Цель и смысл жизни для Онегина имели свой философский интерес, но не стали основным вопросом, как для Печорина. Кто виноват в том, что Печорин превратился в «умную ненужность», в «лишнего человека»? Сам герой на вопрос отвечает так: «Во мне душа испорчена светом», то есть светским обществом, в котором он жил и от которого убежать не смог. «Моя бесцветная молодость протекла в борьбе с собой и миром: лучшие мои чувства, боясь насмешек, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли.» В 20-е годы XIX ст., годы Онегина, из дворянского сословия вышли декабристы. А Печорин - человек 30-х годов, типичный герой своего времени. Рефлексия V. «Круги Вена» Сравниваются байронический герой, Онегин и Печорин - три круга имеют общую поверхность и индивидуальные плоскости: круги заполняются сначала коллективно, затем работа продолжается в тетрадях. VI. Возвращение к эпиграфа урока. Написание эссе, темой которого является эпиграф Домашнее задание Подготовиться характеризовать женские образы романа. Тема: Моральные ценности личности на примере главных героев произведений Пушкина А.С. «Евгений Онегин» и Лермонтова М.Ю. «Герой нашего времени».
|
Читайте: |
---|
Популярное:
Новгородская область: Информация для туриста |
Новое
- Рис - это зерновая культура
- Урок анатомии или доктор смерть Полезная информация для туриста в Амстердаме
- Как космическая медицина спасает людей на земле
- Звуки природы имеют намного большее влияние на психику, нежели вы могли подумать
- Как оформить зону любви по фен-шуй?
- Ключевые фразы роберта кийосаки Лучшие цитаты кийосаки
- Цитаты «чтение. Афоризмы о Чтении. Цитаты о Чтении Чтение есть создание собственных
- Самые яркие цитаты великой фаины раневской на все случаи жизни Не пить пиво рыбкой раневская
- Понятие брака в законодательном поле Определение брака в законодательстве рф
- Почему на Троицу мы молимся на коленях?