Главная - Беременность
Гуманизм шекспира гуманизм эпохи возрождения. Уильям шекспир - величайший драматург-гуманист англии Гуманизм Шекспира гуманизм эпохи Возрождения

В художественном мире трагедий раннего Шекспира также проявился ренессансный взгляд на мир и человека: в основе трагических коллизий пока лежит просто непонимание шекспировскими героями того, что человек прекрасен практически во всех своих проявлениях. Вот трагедия «Ромео и Джульетта» (1595) — здесь красивая любовь юных Ромео Монтекки и Джульетты Капулетти, происходящих из двух враждующих друг с другом родов, становится жертвой родительской вражды. Эта вражда то притихает, то разгорается: слуги Капулетти только и думают о том, как законным образом вызвать на ссору слуг Монтекки, драка между слугами перерастает в драку между племянниками, а затем уже хватаются за мечи и порываются в драку и сами почтенные отцы семейств, сдерживаемые своими женами.

И естественно, что любовь юных наследников двух враждующих родов не может не быть воспринята отцами семейств с ненавистью и ужасом. А ведь в довершение ко всему ни Ромео, ни Джульетта не могут оставаться в стороне от жизни своих семейств. И вот Ромео в ссоре убивает брата Джульетты Тибальта, и синьора Капулетти, мать Джульетты, требует казни Ромео. Да и в душе Джульетты борются чувство любви и долг перед своим родом. Джульетта тайно обвенчалась с Ромео. Но вот она узнает о том, что ее Ромео стал убийцей ее брата:

ДЖУЛЬЕТТА Мне ль осуждать супруга моего? О бедный мой, кто ж пощадит тебя, Коль я, твоя жена трехчасовая, Не пощадила? Но зачем, злодей, Убил ты брата моего? Но брат ведь Злодейски б моего убил супруга! Супруг мой жив; Тибальт его убил бы; Тибальт убит — иль сам бы стал убийцей…

Подобное развитие сюжета характерно для целого ряда греческих трагедий, позже — для трагедий, написанных в традициях классицизма (XXVII-XVIII век), например, для знаменитой трагедии П. Корнеля «Сид». Но классицистическая трагедия четко утверждала приоритет долга над чувством, и главный герой, допустим, корнелевского «Сида» в качестве расплаты за пощечину, нанесенную его отцу, убивает отца своей возлюбленной Химены, которая, в свою очередь, повинуясь долгу перед отцом, требует казни для своего возлюбленного, хотя в то же время понимает, что по-другому ее возлюбленный поступить не мог.

Шекспир же в своей трагедии, вовсе не развенчивая понятия долга, в то же время реабилитирует и человеческое чувство. Ромео и Джульетта в конечном счете гибнут — и вина за это в глазах зрителей ложится не на самих влюбленных, не посмевших принести любовь в жертву родовой чести, но на отцов двух семейств, которые в жертву фамильным амбициям принесли любовь, а невольно и жизнь своих детей. И «положительный герой» трагедии, герцог Веронский, в финале обращается к отцам враждующих семейств:

А где ж враги — Монтекки, Капулетти? Вас бич небес за ненависть карает, Лишив вас счастья силою любви.

В финале отцы двух семейств примиряются — и Монтекки обещает воздвигнуть золотую статую Джульетты, а в ответ слышит слова Капулетти:

Ромео статую воздвигну рядом: Ведь оба нашим сгублены разладом.

Гуманизм Шекспира до 1600 года — это гуманизм эпохи Возрождения, гуманизм, базирующийся на утверждении безграничной красоты свободного и деятельного человека, сбросившего цепи средневекового самоотречения. Даже трагические коллизии в художественном мире хроник и трагедий раннего Шекспира — это либо случайные события в мире, управляемом разумным провидением, либо — следствие средневековых предрассудков, все еще сковывающих человека («Ромео и Джульетта»), но уж никак не следствие порочности самой человеческой природы.

Гуманизм Шекспира после 1600г. — это трагический гуманизм, исполненный разочарования в человеческой природе, вызванный к жизни переоценкой идеалов Возрождения. Отныне все большее предпочтение Шекспир отдает жанру трагедии, причем в основе трагических коллизий лежит, как правило, человеческая порочность. Теперь уже сам человек делает собственную жизнь невыносимой; шекспировский мир превращается в бесконечную Цепь вероломных обманов и кровавых расправ; теперь в художественном мире шекспировских пьес постоянно присутствует мотив изначально заложенного в земную жизнь несовершенства, ощущение какого-то трагического неустройства.

Уже в трагедии «Гамлет» (1601) отчетливо проявился трагический гуманизм нового шекспировского взгляда на жизнь. Написана трагедия на материале датской легенды XIII века, и уже до Шекспира было сделано несколько переложений этого сюжета, но эти переложения, как правило, сводились к простой схеме: жажда мести за отравленного отца и имитация безумства для осуществления этой цели. Но Шекспир использовал сюжет известной легенды для создания трагедии с глубочайшим философским содержанием.

Итак, шекспировский Гамлет, принц датский, возвращается в Данию из Виттенберга, где он учился в университете, потрясенный двумя трагическими событиями: гибелью отца и тем, что его мать, королева Гертруда, «и башмаков не износив, в которых шла за гробом», вновь вышла замуж. На глазах университетского юноши Гамлета рушится мир:

О боже, зверь, лишенный разуменья, Скучал бы дольше! — замужем за дядей, Который на отца похож не боле, Чем я на Геркулеса. Через месяц! Еще и соль ее бесчестных слез На покрасневших веках не исчезла, Как вышла замуж. Гнусная поспешность — Гак броситься на одр кровосмешенья! Нет и не может в этом быть добра.

В заклинании шекспировского призрака уже запечатлелись черты гуманистической этики Возрождения. Еще даже античная традиция допускала вовлечение в орбиту мести любого человека — даже родной матери мстящего. Можно вспомнить в этой связи трагедию Софокла «Электра» и трагедию Еврипида с тем же названием. В художественном мире этих трагедий месть Ореста и Электры родной матери была освящена божественной волей, Еврипид, решившийся пойти значительно дальше Софокла по пути неканонического, нетрадиционного толкования сюжета, осмелился уже усомниться в том, что эта месть есть однозначное благо», показать сомнения и колебания Ореста, который не хочет этой мести, воспринимает ее как трагическую необходимость.

И все же даже в еврипидовском мире человеческая правота не желающего мстить Ореста сталкивается в давлением божественной воли, которая непреклонна — мстить!

Что же касается шекспировского «Гамлета», то здесь сам призрак убитого ставит предел мести: «Не запятнай себя, не умышляй на мать свою». Конечно, можно объяснить это и тем, что степень вины шекспировской королевы Гертруды была меньше, нежели степень вины соответственно софокловской и еврипидовской (а прежде — еще и эсхиловской) Клитемнестр. Только ведь шекспировский призрак не концентрирует особого внимания на степени вины королевы Гертруды. Сам факт того, что он предупреждает Гамлета о том, чтобы тот не мстил матери, то есть предполагает саму возможность такой мести, свидетельствует о том, что поступок Гертруды (выход замуж за убийцу своего мужа — хотя и без прямого участия в убийстве), в соответствии с нравственными нормами шекспировской эпохи, сравним с преступлением Клавдия — убийцы и узурпатора трона.

Сами слова призрака, сам акцент на словах «на мать твою» предполагают, что дело прежде всего в том, что Гертруда — мать обреченного на месть Гамлета. Мать — и потому неприкосновенна. Объект мести указан Гамлету только один — это Клавдий.

Гамлет теперь должен исполнить посмертную волю отца — да он и сам считает для себя позором не отомстить за злодеяние. Но Гамлет обладает одним свойством, которое в конце концов и сделало его имя нарицательным: он не способен действовать без рассуждений; перед тем, как что-то сделать, он должен знать полную правду.

И вот Гамлет, не доверяя до конца тому, что явился действительно призрак его отца, решает проверить, на самом ли деле Клавдий является убийцей: ради этого он даже нанимает актеров, чтобы они сыграли перед королевской семьей пьесу, по ходу действия которой должно произойти убийство, подобное тому, которое совершил Клавдий, причем королева-жена убитого, согласно сюжету, должна сойтись с убийцей; при этом Гамлет, не доверяя себе до конца, просит своего друга Горацио.

Гуманизм Шекспира гуманизм эпохи Возрождения

Другие сочинения по теме:

  1. Г. Сервантес «Дон Кихот» и В. Шекспир «Ромео и Джульетта». Эпоха Возрождения в большинстве европейских стран охватывает ХV и ХVI...
  2. Эта великая прогрессивная эпоха была долгой и прошла через несколько стадий, обозначаемых как Раннее Возрождение, Ренессанс и Высокое и Позднее...
  3. Эпоха Возрождения в большинстве европейских стран охватывает ХV и ХVI столетия. Это было время, когда народ начал выступать против феодалов,...
  4. В 1605 г. В. Шекспир пишет две трагедии — «Макбет» и «Король Лир». В «Короле Лире» трагический гуманизм «позднего» Шекспира...
  5. В 16 в Германия испытывала влияние Франции (рядом с которой находилась) и Италии (с которой торговала сев. Германия). Более того,...
  6. Цель: познакомить учащихся с основными событиями жизни драматурга и (лаконично) с понятием «эпоха Возрождения»; совершенствовать навыки работы с текстом и...
  7. Великие творения искусства — в этом их особенность — открывают широчайшие просторы для индивидуального восприятия, и каждый вправе видеть, находить...
  8. Возрождение, или Ренессанс (фр. Renaissance, итал. Rinascimento) — эпоха в истории культуры Европы, которая пришла на смену культуре средневековья и...
  9. Единение английской наций, духовный подъем, напряженность культурной жизни — при таких условиях на границе ХVІ-ХVІІ ст. появилась в английской литературе...
  10. К «поздним» относятся трагедии, созданные Шекспиром с 1601 по 1608 гг.: «Гамлет», «Отелло», «Макбет», «Кориолан», «Антоний и Клеопатра», «Король Лир»...
  11. Единение английской нации, духовный подъем, напряженность культурной жизни — при таких условиях на границе ХVI-ХVII ст. появилась в английской литературе...
  12. Английский драматург, поэт, который создал всемирно известные сонеты (1593-1600), драматические произведения: «Ромео и Джульетта» (1594), «Гамлет» (1601), «Отелло» (1604), «Король...
  13. В начале XVII ст. столкновенье мира, в котором властвуют «сила золота и губительные страсти», со старым светом жестокого феодального насилия...
  14. Известно, что имя Меркуцио Шекспир взял из достоверных ему источников, что послужило толчком для внедрения его в только зарождающуюся пьесу....
  15. Литературные персонажи, которые за глубиной художественного обобщения выходят за пределы конкретных произведений и отображенной в них эпохи, называют «вечными образами»....

Трагедия возрожденческого гуманизма в творчестве В. Шекспира, Ф. Рабле, М. Де Сервантеса

Театр сыграл особую роль в возрождении. В XVI-XVII веке театр выполнял особую функцию. То, что давалось на театре, часто больше привлекало своей злободневностью, чем какой-то глубокомысленностью, которую ныне мы привыкли ждать от театра, той учительской ролью, которую мы связываем с именами великих драматургов. В эпоху Возрождения в центр всей драматургии была поставлена моральная философия, в рамках которой четко обозначалась линия светской этики. Впервые в литературе (и особенно в драматургии) поэт, драматург или писатель прямо осуждает своего персонажа, рассуждает о его поведении, дает ему моральные советы. Все это должно было служить определенным воспитательным целям, выполнять назидательные функции. В драматургии разрабатываются проблемы достоинства человека, основанного не на знатности происхождения или богатстве, а на высоких нравственных качествах и способности самосовершенствования, дается новая оценка труда, творчества, волевой активности человека и, конечно, выстраиваются принципы повседневной жизни.

Творчество Уильяма Шекспира впитало в себя все важнейшие излучения эпохи Возрождения - эстетические (синтезируя традиции и мотивы популярных романтических жанров, таких как ренессансная поэзия и проза, фольклор, гуманистическая и народная драма) и идеологические (Шекспир рассуждает о миропорядке, критикует защиту феодально-патриархального уклада и политическую централизацию, ставит под сомнение мотивы христианской этики, ренессансные неоплатонизм и стоицизм, идеи сенсуализма и макиавеллизма и пр.) Пинский Л. Шекспир. М.: Худож. лит., 1971. . Идеологию гуманизма вместе с идеалами народа всегда можно считать основой пьес Шекспира. Шекспир умел чутко уловить противоречивость Возрождения, отсюда - динамика и драматизм его пьес, именно поэтому они полны столкновений, конфликтов. Шекспир постиг тенденции времени и потому для него характерно динамичное отношение к действительности, что во многом определяет эволюцию его творчества.

Шекспир осознавал комические и трагические несообразности жизни, но изображал их традиционно: трагическое ужасно, комическое - это фарс. Будучи гуманистом, он верил в гармоническое разрешение жизненных противоречий. Суть пьес определяют те, кто вносит гармонию в государство, в общественные и личные отношения (Ромео и Джульетта, Виола, Генрих V). Носителей зла (Тибальда, Шейлока, Мальволио) - Шекспир оставляет в одиночестве. Безоговорочное торжество принципов гуманизма, умение растворить идеи в ситуациях и сложных образах свидетельствуют о высоком мастерстве Шекспира. Если сфера хроник - человек и государство Левидова И.М. Шекспир: Библиогр. рус. пер. и Крит. лит. на рус. яз., 1748-1962. / Отв. ред. М.П. Алексеев. - М.: М.: Книга, 1964 , то темой большинства трагедий является отношение человека и эпохи, внутренний мир человека. Социальный конфликт у Шекспира - прежде всего противоречие нравственное, семейное ("Гамлет", "Король Лир"), личное ("Отелло"). Основной темой трагедий Шекспира является человек и общество. Тема раскрывается через столкновение отдельных личностей, но конфликт охватывает всю цепь бытия: приобретая всемирный, даже космический характер, он одновременно проецируется в сознание героя. Независимо от этого суть трагического гуманизма Шекспира заключается в образе главного героя. Герои трагедий - титаны и по мощи характеров, и по способности в личных бедах видеть беды общественные и всемирные. Сама грандиозность достоинств - разума (Брут, Гамлет), чувства (Ромео, Отелло), силы характера (Макбет) - влечёт героя к гибели. В финале трагедий всегда есть возврат к некоему равновесию, существовавшему вначале. Драматизируя историю, Шекспир рисует её через столкновения отдельных людей. Человек - средоточие всей драматургии Шекспира, и изображение человеческой личности во всей её многогранности, значительности и величии, сложности и динамике духовного развития - важнейшее художественное достижение Шекспира.

Франсуа Рабле - типичный человек Возрождения по своим симпатиям и привязанностям, об этом говорит и его необычная - странническая, почти бродячая жизнь, и разнообразие занятий. Рабле - не только гуманист, но и медик, юрист, филолог, археолог, натуралист, богослов. Все эти занятия, как и все умственное, нравственное и социальное брожение его эпохи отразились в его романах. ПО форме романы мифологически-аллегорические. Великое значение книг Рабле ("Гаргантюа" и "Пантагрюэль" составляют одно нераздельное целое) заключается в соединении отрицательных и положительных сторон. Стоя на почве несомненной исторической действительности, Рабле сатирически клеймил существовавшую систему воспитания, с преобладанием в ней сухой и нелепой схоластики. Объект его критики - система гражданского права, приемы медицины, направление политики, вечные войны, с их ужасными последствиями, и победы, с их гнусными результатами, злоупотребления в судопроизводстве. Самой жесткой критике подверглась церковь в лице ее высших и низших представителей, причем он стоит вне и выше всяких партий, с одинаковой строгостью осуждая все, что находит дурного у католиков, лютеран, кальвинистов и т.д. Орудие сатиры Рабле - смех. В положительной стороне его романов на первом плане теория воспитания, в которую он вложил все, что почерпнул из своего житейского опыта и из своих научных знаний.

Главная тема произведений Мигеля де Сервантеса - человеческие свойства и человеческие отношения. Проступающие в "Назидательных новеллах" Сервантеса, они еще более глубоко выражены в "Дон Кихоте". Идея "Дон Кихота" - создать пародию на рыцарские романы. Дон-Кихот, бедный провинциальный идальго, сведенный с ума чтением рыцарских романов и решивший восстановить древний институт странствующего рыцарства, подобно героям рыцарских романов, выезжает на подвиги в честь своей воображаемой "дамы" для защиты всех обиженных и угнетенных в этом мире. "Дон Кихот" очень важен для понимания последующей литературной традиции. Разрушив старый рыцарский роман, Сервантес вместе с тем заложил фундамент для нового типа романа, что означало огромный шаг вперед в развитии художественного реализма. Здесь по-новому трактуются гуманистические идеалы Культурология. Энциклопедия. В 2-х т. М.: РОССПЭН, 2007. . Подход к действительности становится разносторонним и расширяется в философскую концепцию жизни без какого-либо ущерба для конкретности и живости образов. Значительно превосходя в этом отношении существовавшие в ту пору жанры психологического, социально-сатирического и бытового романа, роман Сервантеса был вначале XVII в. явлением исключительным, значительно опередившим свою эпоху. Идеи, образы, манера повествования, общий тон и отдельные стилистические черты "Дон Кихота" находят широкий отклик в европейской литературе.

Возрождение в Германии

Гуманизм зародился в Германии в 1430-е годы, на столетие позже, чем в Италии, под воздействием ее культуры. Его первые веяния проявились в пору Базельского собора...

Импрессионизм в русской живописи конца XIX – начала XX веков

Константин Алексеевич Коровин 1861--1939 Оба родителя хорошо его рисовали, друзьями дома были популярные в 1860-1870-х годах живописцы Л. Л. Каменев и И. М. Прянишников. Тринадцати лет вслед за старшим братом...

Истоки театрального искусства эпохи античности

Сам Аристотель в «Поэтике» обращает внимание на то, что постепенно развиваясь, трагедия приобретает самостоятельный вид, отделившись от сатировской драмы, возникая при тирании, которая способствовала её развитию...

Круг идей и противоречия эпохи Возрождения

Однако, возвеличивание индивидуальности - это только одна сторона ренессансной идеологии. Ведь гениальные художники Высокого Возрождения вместе с глубинами самоутвержденной человеческой личности чрезвычайно остро...

Музыкально-театральные жанры

Трагедия (от нем. Tragцdie из лат. tragoedia от др. - греч. фсбгщдЯб) - жанр художественного произведения, предназначенный для постановки на сцене, в котором сюжет приводит персонажей к катастрофическому исходу. Трагедия отмечена суровой серьёзностью...

Пластическая выразительность в создании сценического образа

Сцена поединка Гамлета и Лаэрта, завершающая трагедию, дает основания для разнообразных толкований образа Гамлета, служит ключом к его пониманию. Гамлет -- философ, Гамлет -- мыслитель, Гамлет -- прозревший мститель, Гамлет, борющийся за трон...

Портретисты первой половины XIX в.

"Первая четверть XIX века ознаменовалась в искусстве созданием романтического портрета. Основная линия развития русского романтического портрета прошла в творчестве О.А. Кипренского, раннего Тропинина и раннего Венецианова"...

Постмодернизм и особенности его проявления в музыкальном искусстве

Один из самых ярких представителей постмодернизма в музыке - английский композитор М. Найман. Его музыка внешне кажется удивительно простой и вместе с тем в ней скрывается внутренняя сложность и глубина. Она отмечена сильным и выпуклым ритмом...

Религиозные мотивы в творчестве Репина

Художником больших задач и далеко простирающихся горизонтов назвал Репина Стасов. Репин долгие годы был со Стасовым в тесной дружбе. В своих мемуарах он называет его "рыцарем в благороднейшем смысле слова", "рожденным для искусств"...

Сравнение экранизаций "Гамлета" в различных версиях

Творчество Моне

"Моне - Это просто глаз, но, Боже, что за глаз!" Именно так охарактеризовал великого художника, своего друга и соратника, французский импрессионист Поль Сезанн...

Творчество Федерико Феллини

феллини кино режиссер неореализм Во все годы своего развития кинематография Италии считалась одной из сильнейших в Европе. Она прошла все этапы становления и развития искусства кино, характерные также для других стран...

Творчество Шекспира

Шекспир был коренным жителем графства Варвик.Предки его обживали Варвикшир с давних пор. По всему краю прослеживаются их фамильные связи и среди простых землепашцев, и среди ремесленников, и в дворянских семействах...

Итальянский гуманизм - представляет собой сложное и многогранное историческое явление. Гуманизм тесно связан с различными сферами социально-политической и культурной жизни Италии 14-16 вв., с общественным сознанием отдельных классов и слоев...

Человек в искусстве эпохи Возрождения

В течение 15 века, в Италии сложилось мощное гуманистическое движение. Центрами Ренессансной культуры этого периода не только Флоренция, Милан, Венеция, Рим, но и Феррара, Мантуя, Урбино, Болонья. Сформировалась новая интеллигенция...

Уильям Шекспир - гуманист, драматург и человек Возрождения

450 лет со дня рождения Уильям Шекспира

Никто не превзошел Шекспира как драматурга. Роль Гамлета, созданная еще в XVI веке - о ней мечтают все актеры, как спортсмены о золотой медали на Олимпиаде. Пьесы Шекспира ставят до сих пор, киностудии снимают киноленты по его произведениям, и независимо от того, одеты ли герои в исторические костюмы или современные одежды - все диалоги и мысли звучат очень актуально. Чем объясняется феномен Шекспира как поэта и драматурга? В первую очередь тем, что он уже тогда, в эпоху Возрождения, затронул общечеловеческие ценности. Он буквально "взорвал" драматургию того времени, когда показал на сцене внутренний мир человека, превращая назидательные и фарсовые сюжеты в бессмертные произведения. Уильям Шекспир был гуманистом. Идеалы эпохи Возрождения, где главным был Человек, его умение любить и сила личности, он перенес на сцену. О его биографии есть разные сведения. В разное время затевались "антишекспировские" кампании, где оспаривалось его авторство. Но это только подчеркивает значимость его творчества.
Родился Уильям Шекспир в семье ремесленника и торговца, одно время бывшего городским головой. С 11 лет поступил в грамматическую школу, где преподавались грамматика, логика, риторика и латынь. На этом обучение Шекспира закончилось. В комедии «Как вам это понравится» (1599) Шекспир делится своими школьными воспоминаниями: «плаксивый школьник с книжной сумкой, с лицом румяным, нехотя, улиткой, ползущий в школу». О юности Шекспира известно немного: в 1582 г. он женился на Энн Хетеуэй, которая была на восемь лет старше мужа, в 1583 г. у них родилась дочь Сьюзен, в 1585 г. двойня – сын Гамнет и дочь Джудит.
В 1585 г. Шекспир покинул родной город. С конца 1580-х гг. – актёр королевской труппы, с 1594 г. – пайщик и актёр труппы «Слуги лорда-камергера», с которой был связан всю творческую жизнь. Шекспир и его товарищи основали театр «Глобус» (1596), в котором ставились почти все его пьесы. На флаге, который поднимали перед спектаклем над зданием театра, был изображён Геракл, держащий в руках глобус, и начертано по-латыни: «Весь мир лицедействует» (изречение римского писателя Петрония). У круглого здания диаметром 25 м крыша была лишь над частью сцены, вокруг помещались четыре галереи для зрителей, зрители также могли стоять перед сценой. Декораций почти не было – главным украшением спектакля были костюмы. Из-за недостатка места на небольшой сцене могло поместиться только 12 актёров. Спектакль сопровождала музыка в исполнении маленького оркестра. В конце спектакля часто играли небольшую юмористическую пьесу-фарс с пением и танцами. Зрители были очень разными – от простолюдинов до высокородных лордов. В «Глобусе» работали постоянные актёры, что позволяло поддерживать высокое качество сценического исполнения. Женские роли играли юноши. После вступления на трон Якова I (1603) сведений о выступлениях Шекспира на сцене нет, но он продолжал писать пьесы для своей труппы, которая с этого времени именовалась труппой короля.
В 1612 году Шекспир, никому ничего не объяснив, возвращается в Стратфорд-на-Эвон и, как ни в чем не бывало, продолжает спокойную семейную жизнь со своей женой Энн. К тому времени он - уже достаточно обеспеченный человек, имеющий дворянский титул. Причиной неожиданного прекращения столь удачной карьеры драматурга и отъезда из столицы была, по всей видимости, болезнь. В марте 1616 Шекспир составляет и подписывает завещание, которое впоследствии вызовет так много недоумений насчет его личности, авторства и станет поводом к тому, что назовут «шекспировским вопросом». Принято считать, что Шекспир умер в тот же день, что и родился - 23 апреля. Два дня спустя последовало погребение в алтаре церкви Святой Троицы на окраине Стратфорда, в метрической книге которой об этом и была сделана запись.
Мировое значение творчества Шекспира объясняется тем, что он в увлекательном и динамичном сценическом действии, крупными мазками создал целую галерею ярких, запоминающихся образов. Среди них и мощные, прямо идущие к цели, наделённые сильными страстями характеры, и склонные к постоянным размышлениям и колебаниям типы, мудрецы и насмешники, преступники и простаки, отважные друзья и хитроумные предатели. Как главные, так и многие второстепенные персонажи Шекспира стали нарицательными: Гамлет, Офелия, леди Макбет, Отелло, Дездемона, Яго, Король Лир, Ромео и Джульетта, Фальстаф. Шекспир своими мыслями, темами, мотивами и образами дал импульс к созданию множества произведений литературы, живописи, скульптуры, музыки; наиболее значительные его произведения неоднократно экранизированы.
Творчество Шекспира составляет целую эпоху в развитии мировой драматургии. Шекспир достиг величайшей для своего времени глубины в изображении больших исторических противоречий, борьбы старого с новым. Поэтому его произведения не теряют своей остроты и всегда воспринимаются читателями и зрителями с большим интересом и волнением.

Произведения У. Шекспира, имеющиеся в районной библиотеке
Избранное в лучших переводах знаменитых русских поэтов [Текст] /пер. с Б. Пастернака, М. Кузьмина, И. Евсы. – М.: Эксмо, 2009. – 352с.: ил. – (Мировая классика)
Гамлет, принц Датский [Текст]: трагедии /пер. с англ. Б. Пастернака. – СПб.: ИГ «Азбука-классика», 2009. – 224с.
Исторические драмы [Текст] / пер. с англ. – Л.: Лениздат, 1990. – 767с.: ил.
Как вам это понравится. Мера за меру [Текст]: пьесы / пер. с англ. Т. Щепкиной-Куперник. – М.: ООО «Изд-во АСТ», 2003. – 315с.
Комедии [Текст] / пер. с англ. – М.: Эксмо, 2010. – 576с. – (Зарубежная классика)
Комедии, хроники, трагедии [Текст]: в 2-х т. / пер. с англ. ; вступит. ст. и коммент. Д. Урнова. – М.: Худож. лит., 1989. – Т.1. – 783с.; Т. 2 - 670с.
Король Лир. Много шума из ничего. Сон в летнюю ночь [Текст] / пер. с англ. Т.Л. Щепкиной-Куперник. – М.: Профиздат, 2005. – 416с. – (Литературные шедевры)
Лирика [Текст]. – М.: Эксмо, 2009. – 480с. – (Всемирная б-ка поэзии)
Мера за меру. Король Лир [Текст]: пьесы / пер. с англ. предисл. О. Сороки. – М.: Известия, 1990. – 256с.
Ромео и Джульетта [Текст]: трагедии / пер. с англ. Б. Пастернак. – М.: Эксмо, 2012. – 192с.
Сонеты [Текст] / пер. с англ. С.Я. Маршака. – СПб.: ИГ Азбука-классика, 2009. – 224с.
Трагедии [Текст] / пер. с англ. – М.: Эксмо, 2010. – 704с. - (Зарубежная классика)

К середине XIV века в Европе появляется новое философское течение – гуманизм, который ознаменовал собой новую эру в развитии человеческого общества под названием эпоха Возрождения. Средневековая Европа в те времена находилась под тяжелым бременем церковных предрассудков,

Всякая свободная мысль жестоко подавлялась. Именно в то время во Флоренции и зародилось философское учение, заставившее взглянуть на венец творения божьего по-новому.

Гуманизм эпохи Возрождения – это совокупность учений, представляющих человека мыслящего, умеющего не только плыть по течению, но и способного сопротивляться и действовать самостоятельно. Основным его направлением является интерес к каждому индивидууму, вера в его духовные и физические возможности. Именно гуманизм эпохи Возрождения провозгласил иные принципы формирования личности. Человек в этом учении представляется как созидатель, он индивидуален

И не пассивен в своих мыслях и поступках.

Новое философское направление взяло за основу античную культуру, искусство и литературу, акцентировав внимание на духовной сущности человека. В средние века наука и культура были прерогативой церкви, которая очень неохотно делилась накопленными знаниями и достижениями. Гуманизм эпохи Возрождения приоткрыл эту завесу. Сначала в Италии, а потом постепенно и по всей Европе стали образовываться университеты, в которых, наряду с теософскими науками, стали изучать и светские предметы: математику, анатомию, музыку и гуманитарные предметы.

Самыми известными гуманистами итальянского Возрождения являются: Пико делла Мирандола, Данте Алигьери, Джованни Боккаччо, Франческо Петрарка, Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти и Микеланджело Буанаротти. Англия дала миру таких гигантов, как Вильям Шекспир, Фрэнсис Бэкон. Франция подарила Мишеля де Монтеня и Франсуа Рабле, Испания – Мигеля де Сервантеса, а Германия – Эразма Роттердамского, Альбрехта Дюрера и Ульриха фон Гуттена. Все эти великие ученые, просветители, художники навсегда перевернули мировоззрение и сознание людей и показали человека разумного, красивого душой и мыслящего. Именно им обязаны все последующие поколения за подаренную возможность взглянуть на мир иначе.

Гуманизм в эпоху Возрождения во главе всего поставил добродетели, которыми обладает человек, и продемонстрировал возможность их развития в человеке (самостоятельно или при участии наставников).

Антропоцентризм отличается от гуманизма тем, что человек, согласно этому течению, является центром мироздания, а все, что располагается вокруг, должно служить ему. Многие христиане, вооружившись этим учением, провозгласили человека высшим созданием, при этом взвалив на него и самый большой груз ответственности. Антропоцентризм и гуманизм эпохи Возрождения очень существенно разнятся между собой, поэтому нужно уметь четко разграничивать эти понятия. Антропоцентрист – это человек, являющийся потребителем. Он считает, что ему все обязаны чем-либо, он оправдывает эксплуатацию и не задумывается над уничтожением живой природы. Его основным принципом являются следующий: человек имеет право жить так, как ему хочется, а остальной мир обязан служить ему.

Антропоцентризм и гуманизм эпохи Возрождения были в дальнейшем использованы многими философами и учеными, такими как Декарт, Лейбниц, Локк, Гоббс и другие. Эти два определения неоднократно брались за основу в различных школах и течениях. Самым значительным, конечно, для всех последующих поколений стал гуманизм, в эпоху Возрождения посеявший семена добра, просвещения и разума, которые мы и сегодня, спустя несколько веков, считаем наиважнейшими для человека разумного. Мы, потомки, наслаждаемся сегодня великими достижениями литературы и искусства Ренессанса, а современная наука основывается на многих учениях и открытиях, которые зародились в XIV веке и существуют до сих пор. Гуманизм эпохи Возрождения попытался сделать человека лучше, научить его уважать себя и окружающих, а наша задача – суметь сохранить и преумножить лучшие его принципы.

О Шекспире правды не знает никто, есть лишь легенды,
мнения, некоторые документы и его великие произведения.

Никто не превзошел Шекспира как драматурга. Роль Гамлета, созданная еще в XVI веке - о ней мечтают все актеры, как спортсмены о золотой медали на Олимпиаде. Пьесы Шекспира ставят до сих пор, киностудии снимают киноленты по его произведениям, и независимо от того, одеты ли герои в исторические костюмы или современные одежды (как в голливудском фильме "Шекспир", например) - все диалоги и мысли звучат очень актуально. Чем объясняется феномен Шекспира как поэта и драматурга? В первую очередь тем, что он уже тогда, в эпоху Возрождения, затронул общечеловеческие ценности. Он буквально "взорвал" драматургию того времени, когда показал на сцене внутренний мир человека, превращая назидательные и фарсовые сюжеты в бессмертные произведения. Уильям Шекспир был гуманистом. Идеалы эпохи Возрождения, где главным был Человек, его умение любить и сила личности, он перенес на сцену. О его биографии есть разные сведения. В разное время затевались "антишекспировские" кампании, где оспаривалось его авторство. Но это только подчеркивает значимость его творчества.

Из биографии
Уильям Шекспир родился с Стратфорде, небольшом городке на берегу реки, 23 апреля 1564 года. Его мать, Мари Ардэн, происходила из дворянского рода, отец был зажиточным горожанином и одно время играл серьезные роли в местной политике - был мэром городка и олдерменом. Отцу принадлежало несколько домов в Стратфорде, он торговал зерном, шерстью и мясом, поэтому у маленького Уильяма была возможность учиться в местной "грамматической" школе.
В школе преподавали основы риторики и грамматики, однако основным предметом была латынь: ученики читали в подлинниках великих мыслителей и поэтов древности - Сенеку, Овидия, Виргилия, Горация, Цицерона. Знакомство с произведениями лучших умов своего времени отразилось в дальнейшем на его творчестве. В то же время, живя в маленьком провинциальном городке, где все друг друга знали и общались независимо от сословий, Шекспир был хорошо знаком с жизнью простых горожан. Он стал знатоком фольклора, и многие черты будущих героев были списаны с местных жителей. Смекалистые слуги, чопорные вельможи, страдающие люди, кому было тесно в рамках условностей - все эти герои появились впоследствии в его комедиях и трагедиях.


Телец по гороскопу, Уильям отличался трудолюбием, тем более что начать работать ему пришлось очень рано - с 16 лет, потому что его отец запутался в делах и не мог содержать всю семью. Биографические сведения об этом времени разнятся. По одним данным, Уильям работал сельским учителем. По другой легенде он был подмастерьем в лавке мясника, и, по преданию, уже тогда был гуманистом - перед забоем животных "он произносил над ними торжественную речь". В восемнадцатилетнем возрасте Уильям женился на Анне Хатауэй, которой было в то время 26 лет. Через три года после женитьбы он переехал в Лондон. По легенде, Шекспир бежал от местного помещика, который преследовал его за то, что Уильям убивал оленей во владениях вельможи (убить оленя богача считалось доблестью).
В Лондоне Шекспир получил работу в театре. Он присматривал за лошадьми приезжающих, и был поначалу "штопальщиком пьес" ("playpatcher"), или, говоря современным языком, рерайтером - перерабатывал старые пьесы для новых постановок. Вероятно, он пробовал себя как актер, но не стал знаменит. Вскоре Шекпир стал драматургом театра. Его творчество еще при жизни было оценено современниками по достоинству - в 1599 году, когда был образован театр "Глобус" (Globe), Шекспир стал одним из пайщиков. Видимо, в материальном плане его жизнь сложилась благополучно.


О творчестве
Шекспир по своей значимости для Англии занимает такое же место, как для России Пушкин. В трагедиях, и особенно комедиях, Шекспир широко использовал обороты народной речи, которые впоследствии органично вошли в литературный язык. Но ценность его творчества была не только в этом. За 20 лет творческой жизни он создал то, что остается актуальным на протяжении пяти столетий. Его сонеты, трагедии и комедии стали классикой. Благодаря Шекспиру в литературе появились новые идеи, новый взгляд на жизнь. В театре на сцене героями стали живые люди, а не носители строго определенных идей, как это было свойственно драматургии того времени. Уильям брал за основу распространенные сюжеты, и привносил в них передовые идеи того времени - эпохи Возрождения.
Известная и любимая всеми комедия "Укрощение строптивой" - один из примеров. В основу комедии лег сюжет домостроевского фарса, когда мужчина, в общем-то грубый и недалекий - Фернандо, укрощает "строптивую" и сварливую Катарину. В конце Катарина произносит монолог, в котором прославляет патриархат, и суть которого в том, как прекрасно быть замужней покорной женой. Шекспир в своей комедии "Укрощение строптивой" пошел дальше фарса, показав гуманистические идеалы того времени. Катарина уже не сварливая тетка, а девушка, которая страдает от условностей того времени и от поведения своего отца, которому просто необходимо быстрее выдать замуж дочерей для приумножения капитала. Красавица-сестра Бьянка пользуется успехом у мужчин и очень хочет замуж, а Катарина, из-за своего характера - от рождения сильного и активного (идеал эпохи Возрождения), борется за свое счастье. Она не хочет просто так выходить замуж, лишь бы порадовать отца - она хочет любить и быть любимой.


В то же время, образ отца комичен - он и сам страдает от неадекватного поведения дочки, которая пользуется дурной славой среди местного мужского населения, и поэтому спит и видит, когда найдется смелый - и обязательно очень богатый! - мужчина, чтобы поскорее избавиться от проявлений характера старшей дочери. В этой комедии помимо интересного сюжета и веселых диалогов, Шекспиру удалось показать несколько идей, которые по сей день современны, а в некоторых странах их даже можно назвать передовыми. В общем-то, суть пьесы не в прославлении находчивости мужчин, и даже не равноправия мужчины и женщины. Шекспир здесь показал "равноценность" мужчины и женщины, которые гармонично дополняют друг друга, и последний монолог "покорной" жены Катарины как раз об этом. В ее словах звучит уважительное отношение к мужу:

"... В заботах о тебе
Он трудится на суше и на море,
Не спит ночами в шторм, выносит стужу,
Пока ты дома нежишься в тепле,
Опасностей не зная и лишений.
А от тебя он хочет лишь любви,
Приветливого взгляда, послушанья -
Ничтожной платы за его труды".

Катарина не просто скандалила, а доказывала свою ценность как личности, которой нужен достойный партнер. Петруччо оказался таким - смелым и находчивым, который искренне заинтересовался девушкой (хотя деньги сыграли первоочередную роль). Второй идеей, которая достаточно завуалирована, но отражает русскую пословицу "Не все то золото, что блестит" стало поведение прелестницы Бьянки, которая также обнаружила свой характер: "Так ты ведешь себя еще глупее, коль ставишь деньги на мою покорность". С другой стороны, почему бы в этой фразе не увидеть то, что Бьянка просто по ходу пьесы кое-чему научилась у своей сестрицы?

Первый период творчества отличается особенной яркостью и жизнерадостностью. Шекспир в эти годы создал блестящий ряд комедий: кроме "Укрощения строптивой", широко известны пьесы "Двенадцатая ночь", Сон в летнюю ночь", "Как вам это понравится", "Много шума из ничего". К первому периоду творчества Шекспира относятся его сонеты. Они широко известны, но интересно, что в отличие от предшественников, поэт в сонетах воспевает дружбу. По мнению Шекспира, она богаче любовной страсти. В сонетах нашли выражение разные мысли и чувства поэта. Он рассуждает о дружбе, любви, и о... государстве. Даже цикл исторических хроник - кровавых драм ("Генрих IV", "Генрих V"), написанных в это время, не так мрачен: все завершается торжеством главного героя, есть и комедийный персонаж - сэр Фальстаф. Пожалуй, здесь Шекспир - желая того или нет - старался показать жизнь, как она есть - с радостью и трагедией. Позднее он уже не будет так весел.
Трагедия "Гамлет" открывает второй этап творчества поэта и драматурга. Здесь уже нет разудалого веселья, и герои из победителей все чаще превращаются в жертв, однако они все равно борются и живут. Почти все актеры мечтают сыграть Гамлета, потому что на сцене разворачивается внутренний мир Гамлета, его метания, страдания, муки выбора. В то же время Гамлет пытается осмыслить свои действия, он тяжело размышляет о жизни и не видит выхода даже в смерти.

Когда б не страх чего-то после смерти,
Неведомой страны, откуда ни один
Еще доселе путник не вернулся.
Вот что колеблет и смущает волю,
Что заставляет нас скорей сносить страданья,
Чем убегать к иным, неведомым бедам,
Да, малодушными нас делает сомненье...


После встречи с призраком отца - жизнь Гамлета переворачивается. И если он раньше был нежным мечтателем и просвещенным человеком, то теперь мир перевернулся и предстал своей другой стороной: "Каким докучным, тусклым и ненужным, Мне кажется, все, что ни есть на свете! О мерзость!". Поклявшись отомстить отцу, Гамлет совершает тяжелый выбор и решается уничтожить убийцу отца - Клавдия. Но ненависть и убийство влекут за собой тяжелые последствия: Гамлет убивает невинного Полония, став причиной сумасшествия и гибели любимой женщины Офелии. Его мать, королева и нынешняя жена Клавдия, тоже становится жертвой, хотя цели и Гамлета, и Клавдия совпадают - первый хочет убрать королеву от "плотного сгустка мяса", как он называет Клавдия, а Клавдий хочет оставить себе трон и жену. Но королева выпивает яд, предназначенный для Гамлета, и умирает. В трагедии от одного убийства - разворачивается целая серия смертей. Попутно Шекспир в "Гамлете" показывает и другие стороны жизни общества, которое Гамлет (вслед за автором) считает несправедливым. Речь идет о сцене, где 20 тысяч солдат - простых людей - посланы вельможей на смерть ради кусочка земли в Польше, за аренду которого жалко отдавать "пять дукатов". И хотя Гамлет делает свой вывод - о собственной нерешительности, но тема неценности человеческой жизни уже обозначена. Толкований "Гамлета" написано тысячи томов - каждый исследователь находит в нем что-то свое. Каждый актер и режиссер ставит трагедию, чтобы также показать свое, выделить какие-то свои акценты, и все они оказываются справедливы. И это еще раз подчеркивает грандиозность Шекспира как драматурга. Умирая, Гамлет все же спас одну жизнь - своего друга Горацио, найдя для него нужные слова: "Дыши в суровом мире, чтоб мою поведать повесть". В этот же, второй период творчества, написаны и другие известные трагедии - "Отелло", "Король Лир", "Макбет". Произведения третьего творческого цикла не так известны: "Цимбелин", "Зимняя сказка", "Буря".

Они написаны в жанре аллегорической фантастики, так как заказчиком театра, для которого писал Шекспир, уже становится знатная публика, которая хотела веселья и развлечений. Но и здесь гуманистические идеалы тоже находят свое выражение - это вера талантливого поэта и драматурга в светлое будущее человечества, обещание безмятежного спокойствия.

 


Читайте:



Фаршированные перцы, тушенные на сковородке

Фаршированные перцы, тушенные на сковородке

Фаршированные перцы готовятся очень просто и быстро. Такое блюдо выглядят невероятно аппетитно, а наполнять овощ можно совершенно любой начинкой –...

Что такое личность в психологии, ее структура и типы

Что такое личность в психологии, ее структура и типы

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже Студенты, аспиранты, молодые ученые,...

К чему это - разбиться во сне?

К чему это - разбиться во сне?

Это сновидение может в ряде случаев оказаться вещим. Поэтому, если вам приснится реалистичная картина автоаварии, то этот сон, особенно перед...

К чему снится сало женщине

К чему снится сало женщине

Многим будет интересно знать, к чему может сниться сало, ведь подобное видение нельзя растолковать однозначно. Чтобы дать правильную трактовку,...

feed-image RSS