Реклама

Главная - Мистике
Как в романе раскрывается понятие война народная. Сочинение ««Мысль народная» в романе «Война и мир. Изображение жизни простых солдат

Роман Л. Н. Толстого создавался в 1860-е годы. Это время стало в России периодом наивысшей активности крестьянских масс, подъема общественного движения.
Центральной темой литературы 60-х годов XIX века стала тема народа. Для ее рассмотрения, а также для освещения многих крупных проблем современности писатель обратился к историческому прошлому: событиям 1805-1807 годов и войне 1812 года.
Исследователи творчества Толстого расходятся во мнении, что он подразумевал под словом “народ”: крестьян, нацию в целом, купечество, мещанство, патриотически настроенное патриархальное дворянство. Безусловно, все эти слои входят в толстовское понимание слова “народ”, но лишь тогда, когда они являются носителями нравственности. Все, что безнравственно, исключается Толстым из понятия “народ”.
Своим произведением писатель утверждал решающую роль народных масс в истории. По его мнению, роль выдающейся личности в развитии общества ничтожна. Сколь бы ни был гениален человек, он не может по своему желанию направлять движение истории, диктовать ей свою волю, распоряжаться действиями огромной массы людей, живущих стихийной, роевой жизнью. Историю творят люди, массы, народ, а не человек, возвысившийся над народом и взявший на себя право по собственному желанию предугадывать направление событий.
Толстой разбивает жизнь на восходящее течение и нисходящее, центробежное и центростремительное. Кутузов, которому открыт закономерный ход мировых событий в его национально-исторических пределах, является воплощением центростремительных, восходящих сил истории. Писатель подчеркивает нравственную высоту Кутузова, так как этот герой связан с массой простых людей совместными целями и действиями, любовью к родине. Он получает свою силу от народа, испытывает те же чувства, что и народ.
Писатель также акцентирует внимание на достоинствах Кутузова как полководца, деятельность которого неизменно была направлена к одной цели, имевшей общенациональное значение: “Трудно вообразить себе цель более достойную и более совпадающую с волей всего народа”. Толстой подчеркивает целеустремленность всех действий Кутузова, сосредоточенность всех сил на задаче, вставшей перед всем русским народом в ходе истории. Выразитель народно-патриотического чувства, Кутузов становится и направляющей силой народного сопротивления, поднимает дух войск, которыми командует.
Толстой изображает Кутузова как народного героя, который добился самостоятельности и свободы только в союзе с народом и нацией в целом. В романе личность великого полководца противопоставлена личности великого завоевателя Наполеона. Писатель разоблачает тот идеал безграничной свободы, который приводит к культу сильной и гордой личности.
Итак, значение великой личности автор видит в ощущении совершающейся истории как воли провидения. Великие люди, подобные Кутузову, обладающие нравственным чувством, своим опытом, умом и сознанием угадывают требования исторической необходимости.
“Мысль народная” выражена и в образах многих представителей дворянского класса. Путь идейного и нравственного роста ведет положительных героев к сближению с народом. Герои испытываются Отечественной войной. Независимость частной жизни от политической игры верхов подчеркивает нерасторжимую связь героев с жизнью народа. Жизнеспособность каждого из персонажей проверяется “мыслью народной”.
Она помогает Пьеру Безухову обнаружить и проявить свои лучшие качества; Андрея Болконского солдаты называют “наш князь”; Наташа Ростова достает подводы для раненых; Марья Болконская отвергает предложение мадемуазель Бурьен остаться во власти Наполеона.
Ярче всего близость к народу проявляется в образе Наташи, в которой изначально заложен русский национальный характер. В сцене после охоты Наташа с удовольствием слушает игру и пение дядюшки, который “пел так, как поет народ”, а затем она пляшет “Барыню”. И все окружающие поражаются ее умению понять все то, что было во всяком русском человеке: “Где, как, когда всосала в себя из этого русского воздуха, которым она дышала, - эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, этот дух?”
Если Наташе до конца свойственны черты русского характера, то в князе Андрее русское начало перебивается наполеоновской идеей; однако именно особенности русского характера помогают ему понять всю лживость и лицемерие Наполеона, его кумира.
Пьер попадает в крестьянский мир, и жизнь сельчан наводит его на серьезные мысли.
Герой осознает свое равенство с народом, даже признает превосходство этих людей. Чем больше он познает сущность и силу народа, тем больше восхищается им. Сила народа заключается в его простоте и естественности.
По Толстому, патриотизм - свойство души любого русского человека, и в этом отношении разница между Андреем Болконским и любым солдатом его полка незначительна. Война заставляет каждого действовать и поступать так, как не поступать нельзя. Люди действуют не по приказу, а повинуясь внутреннему чувству, ощущению значительности момента. Толстой пишет, что они объединились в своих стремлениях и действиях, когда почувствовали опасность, нависшую над всем обществом.
В романе показаны величие и простота жизни роевой, когда каждый делает свою часть общего дела, и человеком движет не инстинкт, а именно законы общественной жизни, как понимает их Толстой. И такой рой, или мир, состоит не из обезличенной массы, а из отдельных личностей, не теряющих в слиянии с роем своей индивидуальности. Это и купец Ферапонтов, сжигающий свой дом, чтобы он не достался неприятелю, и московские жители, оставляющие столицу просто из соображения, что жить в ней под Бонапартом нельзя, даже если не угрожает никакая опасность. Участниками роевой жизни становятся мужики Карп и Влас, не отдающие сено французам, и та московская барыня, которая покидала Москву со своими арапками и моськами еще в июне из соображения, что “она Бонапарту не слуга”. Все эти люди- деятельные участники народной, роевой жизни.
Так, народ для Толстого - сложное явление. Писатель не считал простой народ легко управляемой массой, так как понимал его гораздо глубже. В произведении, где “мысль народная” стоит на первом плане, изображены самые разные проявления народного характера.
Близок к народу капитан Тушин, в образе которого сочетаются “малое и великое”, “скромное и героическое”.
Тема народной войны звучит в образе Тихона Щербатого. Этот герой, безусловно, полезен в партизанской войне; жестокий и безжалостный к врагам, этот характер естественен, но Толстому мало симпатичен. Образ данного персонажа неоднозначен, как неоднозначен и образ Платона Каратаева.
При встрече и знакомстве с Платоном Каратаевым Пьера поражает тепло, добродушие, уют, спокойствие, исходящие от этого человека. Он воспринимается почти символически, как что-то круглое, теплое и пахнущее хлебом. Каратаеву свойственна удивительная приспособляемость к обстоятельствам, умение “обжиться” в любых обстоятельствах.
В поведении Платона Каратаева неосознанно выражается истинная мудрость народной, крестьянской философии жизни, над постижением которой мучаются главные герои эпопеи. Свои рассуждения этот герой излагает в притчеобразной форме. Это, например, легенда о невинно осужденном купце, страдающем “за свои да за людские грехи”, смысл которой заключается в том, что надо смиряться и любить жизнь, даже когда страдаешь.
И тем не менее, в отличие от Тихона Щербатого, Каратаев вряд ли способен к решительным действиям; его благообразие приводит к пассивности. Ему противопоставлены в романе богучаровские мужики, поднявшиеся на бунт, выступившие за свои интересы.
Наряду с истиной народностью Толстой показывает и псевдонародность, подделку под нее. Это отражено в образах Ростопчина и Сперанского - конкретных исторических лиц, которые, хотя и пытаются взять на себя право говорить от имени народа, ничего общего с ним не имеют.
В произведении собственно художественное повествование временами прерывается историко-философскими отступлениями, по стилю близкими к публицистике. Пафос философских отступлений Толстого направлен против либерально-буржуазных военных историков и писателей. По мнению писателя, “мир отрицает войну”. Так, на приеме антитезы строится описание плотины, которую видят русские солдаты во время отступления после Аустерлица - разоренную и безобразную. В мирное же время она утопала в зелени, была аккуратной и отстроенной.
Так, в произведении Толстого особенно остро стоит вопрос о нравственной ответственности человека перед историей.
Итак, в романе Толстого “Война и мир” наиболее близко к духовному единению приходят люди из народа, поскольку именно народ, по мнению писателя, является носителем духовных ценностей. Герои, воплощающие “мысль народную”, находятся в постоянном поиске истины, а следовательно, в развитии. В духовном единении писатель видит путь к преодолению противоречий современной ему жизни. Война 1812 года была реальным историческим событием, где идея духовного единения осуществилась.

Роман \«Война и мир\» был задуман как роман о декабристе, возвращающемся после амнистии в 1856 году. Но чем больше Толстой работал с архивными материалами, тем больше он понимал, что, не рассказав о самом восстании, и, глубже, о войне 1812 года, нельзя написать этот роман. Так, замысел романа постепенно трансформировался, и Толстой создал грандиозную эпопею. В центре романа Л.Н. Толстого «Война и мир» находится изображение Отечественной войны 1812 года, всколыхнувшей весь русский народ, показавшей всему миру его мощь и силу, выдвинувшей простых русских героев и великого полководца - Кутузова. В то же время великие исторические потрясения вскрыли истинную сущность каждого отдельного человека, показали его отношение к Отечеству. Толстой изображает войну как писатель-реалист: в тяжелых трудах, крови, страданиях, смерти. Также Л. Н. Толстой стремился в своем произведении раскрыть народное значение войны, объединившей все общество, всех русских людей в общем порыве, показать, что судьба кампании решалась не в штабах и ставках, а в сердцах обычных людей: Платона Каратаева и Тихона Щербатого, Пети Ростова и Денисова… Да перечислишь ли всех? Другими словами говоря, автор-баталист рисует масштабный образ русского народа, поднявшего «дубину» освободительной войны против захватчиков. Позже, говоря о романе, Толстой писал, что главная мысль романа - \«мысль народная\». Она заключается не только в изображении самого народа, его быта, жизни, но в том, что каждый положительный герой романа в конце концов связывает свою судьбу с судьбой народа. Здесь есть смысл вспомнить историческую концепцию писателя. На страницах романа и особенно во второй части эпилога Толстой говорит о том, что до сих пор вся история писалась как история отдельных личностей, как правило, тиранов, монархов, и никто до сих пор не задумывался над тем, что является движущей силой истории. По мысли Толстого – это так называемое \«роевое начало\», дух и воля не одного человека, а народа в целом. И насколько силен дух и воля народа, настолько вероятны те или иные исторические события. Так победу в Отечественной войне Толстой объясняет тем, что столкнулись две воли: воля французских солдат и воля всего русского народа. Эта война была справедливой для русских, они воевали за свою Родину, поэтому их дух и воля к победе оказались сильнее французских духа и воли. Поэтому победа России над Францией была предопределена.Война 1812 года стала рубежом, испытанием всех положительных героев в романе: для князя Андрея, который чувствует необыкновенный подъем перед Бородинским сражением, веру в победу для Пьера Безухова, все мысли которого направлены на то, чтобы помочь изгнанию захватчиков, он даже разрабатывает план убийства Наполеона, для Наташи, отдавшей подводы раненым, потому что не отдать их было нельзя, не отдать было стыдно и гадко, для Пети Ростова, принимающего участие в военных действиях партизанского отряда и погибающего в схватке с врагом, для Денисова и Долохова. Все эти люди, отбросив все личное, становятся единым целым, участвуют в формировании воли к победе. Эта воля к победе особенно ярко проявляется в массовых сценах: в сцене сдачи Смоленска, вспомним купца Ферапонтова, который, поддавшись какой-то неведомой, внутренней силе, велит все свое добро раздать солдатам, а что нельзя вынести – поджечь, в сцене подготовки к Бородинскому сражению, солдаты надели белые рубахи, как бы готовясь к последней схватке, в сцене боя партизан с французами. Вообще, тема партизанской войны занимает особое место в романе. Толстой
подчеркивает, что война 1812 года была народной, потому что сам народ поднялся на борьбу с захватчиками.
Действовали уже отряды старостихи Василисы Кожиной, Дениса Давыдова, создают свои отряды и герои романа - Василий Денисов и Долохов. Тема народный войны находит свое яркое выражение в образе Тихона Щербатого. Образ этого героя неоднозначен, в отряде Денисова он выполняет самую «грязную» и опасную работу. Он беспощаден к своим врагам, но именно во многом благодаря таким людям Россия победила в войне с Наполеоном. Неоднозначен и образ Платона Каратаева, в условиях плена вновь обратившегося к своим истокам. Наблюдая за ним, Пьер Безухов понимает, что живая жизнь мира выше всяких умствований и что счастье – в нем самом. Однако в отличие от Тихона Щербатого Каратаев вряд ли способен к решительным действиям, его благообразие приводит к пассивности.
Показывая героизм русского народа, Толстой во многих главах романа говорит о бедственном положении крестьян, угнетаемых крепостным правом. Передовые люди своего времени, князь Болконский и граф Безухов, пытаются облегчить крестьянскую долю. В заключение можно сказать, что Л.Н. Толстой в своем произведении, пытается
доказать читателю мысль, о том, что решающую роль в жизни государства играл и будет играть народ. И что именно русский народ смог разгромить считавшуюся непобедимой армию Наполеона

Цель:

Ход урока

II. «Мысль народная» — главная мысль романа.

  1. Основные конфликты романа.

вследствие войны 1812 года.

Л.Н. Толстой

Просмотр содержимого документа
««Мысль народная» в романе «Война и мир»»

Урок 18.

«Мысль народная» в романе «Война и мир»

Цель: обобщить по всему роману роль народа в истории, отношение автора к народу.

Ход урока

Урок-лекция проводится по плану с записью тезисов:

I. Постепенное изменение и углубление замысла и темы романа «Война и мир».

II. «Мысль народная» - главная мысль романа.

    Основные конфликты романа.

    Срывание всех и всяческих масок с придворных и штабных лакеев и трутней.

    «Русские душой» (Лучшая часть дворянского общества в романе. Кутузов как предводитель народной войны).

    Изображение нравственного величия народа и освободительного характера народной войны 1812 года.

III. Бессмертие романа «Война и мир».

Чтобы произведение было хорошим,

надо любить в нем главную, основную мысль.

В «Войне и мире» я любил мысль народную,

вследствие войны 1812 года.

Л.Н. Толстой

Материал лекции

Л.Н. Толстой, исходя из его высказывания, считал «мысль народную» главной мыслью романа «Война и мир». Это роман о судьбах народных, о судьбе России, о народном подвиге, об отражении истории в человеке.

Основные конфликты романа - борьба России с наполеоновской агрессией и столкновение лучшей части дворянства, выражающей общенациональные интересы, с придворными лакеями и штабными трутнями, преследующими как в годы мира, так и в годы войны эгоистические, корыстные интересы, - связаны с темой народной войны.

«Я старался писать историю народа», - говорил Толстой. Главный герой романа - народ; народ, брошенный в чуждую его интересам, ненужную и непонятную войну 1805 года, народ, поднявшийся в 1812 году на защиту Родины от иноземных захватчиков и разгромивший в справедливой, освободительной войне огромную неприятельскую армию, руководимую непобедимым до тех пор полководцем, народ, объединенный великой целью - «очистить свою землю от нашествия».

В романе более сотни массовых сцен, в нем действуют свыше двухсот поименно названных людей из народа, но значение образа народа определяется, конечно, не этим, а тем, что все важные события в романе оцениваются автором с народной точки зрения. Народную оценку войны 1805 года выражает Толстой словами князя Андрея: «Отчего мы под Аустерлицем проиграли сражение? Нам там незачем было драться: поскорее хотелось уйти с поля сражения». Народную оценку Бородинского сражения, когда на французов «была наложена рука сильнейшего духом противника», высказывает писатель в конце I ч. III т. романа: «Нравственная сила французской, атакующей армии была истощена. Не та победа, которая определяется подхваченными кусками материи на палках, называемых знаменами, и тем пространством, на котором стояли и стоят войска, - а победа нравственная, та, которая убеждает противника в нравственном превосходстве своего врага и в своем бессилии, была одержана русскими под Бородином».

«Мысль народная» всюду присутствует в романе. Мы отчетливо ощущаем ее в том беспощадном «срывании масок», к какому прибегает Толстой, рисуя Курагиных, Ростопчина, Аракчеева, Бенигсена, Друбецкого, Жюли Карагину и др. Их спокойная, роскошная петербургская жизнь шла по-старому.

Часто светская жизнь дается через призму народных взглядов. Вспомните сцену оперно-балетного представления, на котором Наташа Ростова знакомится с Элен и Анатолем Курагиными (т. II, ч. V, гл. 9-10). «После деревни... все это было дико и удивительно ей. ... -... ей становилось то совестно за актеров, то смешно за них». Представление нарисовано так, будто его смотрит наблюдательный, со здоровым чувством красоты крестьянин, удивленный тем, как нелепо забавляются господа.

Более ярко «мысль народная» ощущается там, где изображаются близкие к народу герои: Тушин и Тимохин, Наташа и княжна Марья, Пьер и князь Андрей - все они русские душой.

Именно Тушин и Тимохин показаны как подлинные герои Шенграбенского сражения, победа в Бородинском сражении, по словам князя Андрея, будет зависеть от того чувства, которое есть в нем, в Тимохине и в каждом солдате. «Завтра, что бы там ни было, мы выиграем сражение!» - говорит князь Андрей, и с ним соглашается Тимохин: «Вот, ваше сиятельство, правда, правда истинная.»

Носителями народного чувства и «мысли народной» выступают во многих сценах романа и Наташа, и Пьер, понявший «скрытую теплоту патриотизма», которая была в ополченцах и солдатах накануне и в день Бородинского сражения; Пьер, «попростевший», по словам слуг, в плену, и князь Андрей, когда он стал для солдат своего полка «нашим князем».

Человеком, воплотившим в себя дух народа, Толстой изображает Кутузова. Кутузов - подлинно народный полководец. Выражающим нужды, мысли и чувства солдат, он выступает и во время смотра под Браунау, и во время Аустерлицкого сражения, и во время освободительной войны 1812 года. «Кутузов, - пишет Толстой, - всем русским существом своим знал и чувствовал то, что чувствовал каждый русский солдат...» Во время войны 1812 года все его усилия направлены к одной цели - очищению родной земли от захватчиков. От имени народа Кутузов отклоняет предложение Лористона о перемирии. Он понимает и неоднократно говорит, что Бородинское сражение есть победа; понимая, как никто, народный характер войны 1812 года, он поддерживает предложенный Денисовым план развертывания партизанских действий. Именно его понимание чувств народных заставило народ выбрать этого в немилости находящегося старика в предводители народной войны против воли царя.

Также «мысль народная» полно проявилась в изображении героизма и патриотизма русского народа и армии в дни Отечественной войны 1812 года. Толстой показывает необычайную стойкость, мужество и бесстрашие солдат и лучшей части офицерства. Он пишет, что не только Наполеон и его генералы, но все солдаты французской армии испытывали в Бородинском сражении «чувство ужаса перед тем врагом, который, потеряв половину войска, стоял так же грозно в конце, как и в начале сражения».

Война 1812 года не была похожа на другие войны. Толстой показал, как поднялась «дубина народной войны», нарисовал многочисленные образы партизан и среди них - запоминающийся образ крестьянина Тихона Щербатого. Мы видим патриотизм мирных жителей, оставлявших Москву, бросавших и уничтожавших свое имущество. «Они ехали потому, что для русских людей не могло быть вопроса: хорошо ли, или дурно будет под управлением французов в Москве. Под управлением французов нельзя быть: это было хуже всего».

Так, читая роман, мы убеждаемся, что писатель о великих событиях прошлого, о жизни и нравах различных слоев русского общества, отдельных людях, о войне и мире судит с позиции народных интересов. А это и есть та «мысль народная», которую любил в своем романе Толстой.

Перед вами великолепное сочинение рассуждение по русской литературе на тему «МЫСЛЬ НАРОДНАЯ» в романе Л. Н. Толстого «ВОЙНА И МИР». Сочинение рассчитано на учеников 10 класса, однако может быть использовано и учениками других классов в рамках подготовки к урокам русского языка и литературы.

«МЫСЛЬ НАРОДНАЯ» в романе Л.Н. Толстого «ВОЙНА И МИР»

Толстой – один из величайших писателей России. Он жил во время крестьянских волнений, и поэтому его захватывали все важнейшие вопросы эпохи: о путях развития России, о судьбах народа и его роли в истории, о взаимоотношениях народа и дворянства. Толстой решил искать ответы на все эти вопросы в изучении событий начала XIX века.

По замыслу Толстого, главной причиной победы русских в 1812 году и была эта «мысль народная », это единство народа в борьбе с завоевателем, его поднявшаяся огромная непоколебимая сила, дремлющая до времени в душах людей, которая своей громадой опрокинула врага и заставила его бежать. Причина победы была и в справедливости войны против завоевателей, в готовности каждого русского встать на защиту Родины, в народной любви к своему отечеству. Исторические деятели и незаметные участники войны, лучшие люди России и стяжатели, карьеристы проходят по страницам романа «Война и мир». В нем насчитывается более пятисот действующих лиц. Толстой создал множество неповторимых характеров и показал нам массу людей. Но эти сотня людей Толстой представляет себе не как безликую массу. Весь этот огромный материал связан единой мыслью, которую Толстой определил как «мысль народную «.

Семьи Ростовых и Болконских отличаются друг от друга по своему сословному положению и по атмосфере, которая царила в их домах. Но эти семьи объединяет единая любовь к России. Вспомним смерть старого князя Болконского. Последние слова его были о России: «Погибла Россия! Погубили! «. Он переживал за судьбу России и судьбы всех русских людей. Всю свою жизнь он служил только России, и, когда пришла его смерть, все его мысли, конечно, были обращены к Родине.

Рассмотрим патриотизм Пети. Петя ушел на войну совсем юным и не пожалел своей жизни для отечества. Вспомним Наташу, которая готова бросить все ценности только потому, что хочет помочь раненым. В той же сцене Наташиным устремлениям противопоставляются устремления карьериста Берга. Только лучшие люди России могли совершать подвиги во время войны. Подвиги не могли совершать ни Элен, ни Анна Павловна Шерер, ни Борис, ни Берг. Эти люди не испытывали патриотических чувств. Все их побуждения были корыстны. Во время войны они, следуя моде, перестали говорить по-французски. Но разве это доказывает их любовь к России?

Бородинское сражение — кульминационный момент в произведении Толстого. Толстой сталкивает на Бородинском сражении почти всех героев романа. Даже если персонажи не находятся на Бородинском поле, то их судьбы полностью зависят от хода действий войны 1812 года. Сражение показано глазами невоенного человека – Пьера. Безухов считает своей обязанностью быть на поле битвы. Его глазами мы видим сплочение войска. Он убеждается в правоте слов старого солдата: «Всем народом навалиться хотят «. В отличие от Аустерлицкого сражения участникам Бородинского сражения были понятны цели войны 1812 года. Писатель считает, что совпадение миллионов причин помогает победе. Благодаря желаниям простых солдат, командиров, ополченцев и всех остальных участников сражения, стала возможна нравственная победа русского народа.

Любимые герои Толстого — Пьер и Андрей — тоже участники Бородинского сражения. Безухов глубоко чувствует народный характер войны 1812 года. Патриотизм героя отливается во вполне конкретные дела: оснащение полка, денежные пожертвования. Переломным этапом жизни Пьера становится его пребывание в плену и знакомство с Платоном Каратаевым. Общение со старым солдатом подводит Пьера к «согласию с самим собой «, простоте и цельности.

Война 1812 года — важнейшая веха в жизни Андрея Болконского. Андрей отказывается от карьеры военного и становится командиром егерского полка. Глубоко понимает Андрей Кутузова, полководца, стремившегося избежать ненужных жертв. Во время Бородинского боя князь Андрей заботится о своих солдатах и пытается вывести их из-под обстрела. Предсмертные мысли Андрея проникнуты чувством смирения:

«Любить ближних, любить врагов своих. Все любить, любить бога во всех проявлениях».

В результате поисков смысла жизни Андрей смог преодолеть свой эгоизм и тщеславие. Духовные искания приводят героя к нравственному просветлению, к естественной простоте, к способности любить и прощать.

Лев Толстой с любовью и уважением рисует героев партизанской войны. И одного из них Толстой показал более крупным планом. Этот мужик - Тихон Щербатый, типичный русский крестьянин, как символ народа-мстителя, борющегося за свою родину. Он был «самым полезным и храбрым человеком » в отряде Денисова, «оружие его составляли мушкетон, пика и топор, которым он владел, как волк владеет зубами ». В отраде Денисова Тихон занимал исключительное место, «когда надо было сделать что-нибудь особенно трудное и невыполнимое- выворотить плечом из грязи повозку, за хвост вытащить из болота лошадь, оседлать ее и залезть в самую середину французов, пройти в день по пятьдесят верст, - все указывали, посмеиваясь, на Тихона ». Тихон чувствует сильную ненависть к французам, настолько сильную, что бывает очень жестоким. Но мы понимаем его чувства и симпатизируем этому герою. Он всегда занят, всегда в действии, необыкновенно быстра его речь, даже его товарищи говорят о нем с ласковой иронией: «Ну, ловок », «эка бестия ». Образ Тихона Щербатого близок Толстому, который любит этого героя, любит весь народ, высоко ценит «мысль народную» . В романе «Война и мир» Толстой показал нам русский народ во всей его силе и красоте.

Пик творческой деятельности Льва Толстого приходится на середину XIX века. Россия содрогалась от возмущения крестьянских масс, поэтому идея народной сознательности в процессе развития общества стала ключевой темой в литературных произведениях многих писателей того времени. «Мысль народная» в романе «Война и мир» раскрывает героический образ русского народа на фоне событий Отечественной войны 1812 года.

Что подразумевал Толстой под словом народ

Писатели девятнадцатого века показывали народ то в образе угнетенного царем крестьянства или всей русской нации, то патриотического дворянства или социальной прослойки купечества. Толстой с любовью говорит «народ» каждый раз, когда речь идет о нравственных людях. Всех, кто ведет себя аморально, отличается ленью, алчностью и жестокостью, автор лишает права быть причастными к указанному сообществу граждан.

Люди, живущие в пределах одного государства, представляют его основу, являются материалом истории, не зависимо от сословия и образования. У нас есть гений, великий человек? Его роль в развитии человечества ничтожна, утверждает Толстой, гений является продуктом своего общества, завернутым в яркую обертку таланта.

Единолично никто не может управлять миллионами людей, создавать историю целого государства, по своему плану провоцировать вектор событий, тем более их последствия. В романе «Война и мир» автор отвел роль творца истории народу, руководят которым рациональные жизненные желания и инстинкты.

Мысль народная в образе Кутузова

Решения, выносимые в кулуарах власти, на законодательном уровне, русский классик называет восходящим течением развития общества. Это, по его мнению, центробежная сила истории. События, имеющие место среди простого населения, являются процессом нисходящего развития истории, центростремительной силой развития социальных связей.

Поэтому образ Кутузова наделен высокими нравственными качествами. События показывают, что генерал оказывается связанный с народом одной цепью государственных проблем. Ему близки проблемы, переживаемые простыми людьми, находящимися намного ниже Кутузова по социальной лестнице. Тревогу, горечь поражений и радость побед легендарный полководец чувствует также естественно, как его солдаты. У них одна задача, двигаются они одной дорогой событий, защищая Родину.

В романе Кутузов является ярким представителем народа, потому что его личные цели абсолютно совпадают с целями русского населения. Автор всячески акцентирует внимание читателя на достоинствах главнокомандующего русской армией. Его авторитет в глазах солдат и офицеров несокрушимый. Дух войска, которым он командует, зависит от его настроения, здорового самочувствия, от его физического присутствия на поле сражения.

Мысль народная в образах вельмож

Можно ли графа или князя считать народом? Свойственно ли было представителям русского дворянства отвечать требованиям исторической необходимости? Сюжетная линия романа явственно отображает нравственное развитие положительных персонажей, их слияние с народными массами в период Отечественной войны 1812 года.

Лев Толстой подчеркивает, что воля к победе, к избавлению от присутствия вражеской армии на территории своей земли проверяется мыслю народной. Пьер Безухов в одном потоке с беженцами заканчивает поиски смысла жизни, видя его в самой идее достойного выживания перед лицом опасности.

Наташа Ростова не может оставаться равнодушной и оставить раненых солдат. Молодая графиня бросается на поиски дополнительных подвод, чтобы вывезти раненых из пылающей Москвы. По Смоленской дороге она пытается помогать страждущим и умирающим от ран воинам.

Марья Болконская, сестра князя Андрея, чуть не поплатилась жизнью за желание вырваться из оккупированной врагом территории. Девушка не пристает на уговоры мадам Бурьен подождать французов в своей усадьбе, вступает в открытый конфликт с мужиками за возможность находиться с соотечественниками на русской земле.

Князь Болконский с начала сюжета почитает Наполеона, как передового современника, несущего новые идеи равенства и братства. На поле сражения под Аустерлицем его заблуждение рассеивается, когда он видит нездоровое восхищение Бонапарта, разглядывающего тела множества убитых солдат обеих армий.

Андрей Болконский погибает, оставаясь маленьким человеком, верным присяге, своему народу и императору.

Патриотизм есть русское начало

Лев Толстой относится к патриотизму, как явному признаку народности, объединяющему все социальные сословия в минуты опасности. Капитан Тушин, героически защищающий позиции артиллерии, наделенный как простой человек «малым и великим». Таким же неоднозначным персонажем вступает Тихон Щербатый, безжалостный к врагам, но жестокий в душе человек в целом.

Юный Петр Ростов погибает, принимая участие в партизанском движении, которое стало важным фактором победы. Платон Каратаев, попав в плен, проявляет мужественное спокойствие, исповедуя любовь к жизни в ситуациях испытания, как основную идею христианства. Добродушие и смиренное терпение Лев Толстой превыше всего ценит в русском человеке.

История знает сотни примеров героических подвигов, порой, имена героев оказываются не известные. Остается только память и слава патриотическому несгибаемому духу русского народа, который в мирные дни остается ревнивым хранителем и носителем духовных ценностей.

 


Читайте:



Объяснения церковных и домашних молитв

Объяснения церковных и домашних молитв

1 Начальнику хора. Псалом Давида, 2 когда приходил к нему пророк Нафан, после того, как Давид вошёл к Вирсавии. 3 Помилуй меня, Боже, по великой...

Как женить на себе мужчину по знаку зодиака Как выйти замуж за деву

Как женить на себе мужчину по знаку зодиака Как выйти замуж за деву

Полное собрание материалов по теме: как выйти замуж за мужчину деву? от специалистов своего дела. Дева Как добиться, чтобы он сделал предложение...

Как космическая медицина спасает людей на земле

Как космическая медицина спасает людей на земле

Так или иначе, жизнь на нашей планете обязана своим возникновением сочетанию космических и планетарных условий, а теперь она в результате долгой...

Рис - это зерновая культура

Рис - это зерновая культура

Рис - рододнолетних имноголетних травянистых растений семейства Злаки; крупяная культура. Очень требователен к условиям выращивания ,...

feed-image RSS