Главная - Игры с детьми
Лишний человек евгений онегин. Сборник идеальных эссе по обществознанию Евгений онегин лишний человек в обществе


Около девяти лет, почти половину своей творческой жизни, отдал Пушкин созданию романа, вложив в него плоды "ума холодных наблюдений и сердца горестных замет".

При всей широте тематики романа "Евгений Онегин" — это прежде всего роман об умственной жизни и исканиях русской дворянской интеллигенции 20-х годов XIX века. К созданию образа своего современника Пушкин обращался в ранних романтических произведениях, например, в "Кавказском пленнике". Однако герой этого произведения не удовлетворил автора, так как он получился романтичным. Обстоятельства, в которых он действовал, были тепличными, прошлое его оставалось туманным, причины разочарованности — неясными. Поэтому к мысли создать типичный образ современника Пушкин возвратился в главном произведении — романе "Евгений Онегин".

Теперь перед нами также разочарованный герой, и в этом можно увидеть связь с романтическими поэмами, однако изображен он совсем иначе: подробно описано его воспитание, образование, среда, в которой он родился и живет. Поэт не только указывает явные признаки его разочарованности, но ставит своей целью объяснить причины, ее породившие.

Понятие "лишний человек" появилось в 1850 году, когда вышел "Дневник лишнего человека" И. С. Тургенева. Однако же у Пушкина в его черновиках мелькает замечание о том, что Онегин на светском рауте "как нечто лишнее стоит", и именно Пушкин впервые в русской литературе создает образ "лишнего человека".

Онегин — "светский петербургский молодой человек", столичный аристократ; "Забав и роскоши дитя", он получил типичное для аристократической молодежи того времени домашнее образование и воспитание под руководством француза-гувернёра, который, "чтоб не измучилось дитя, учил его всему шутя, не докучал моралью строгой..."

Онегин ведет типичную для "золотой молодежи" того времени жизнь: балы, рестораны, прогулки по Невскому проспекту, посещение театров. На это ушло у него восемь лет. Но Онегин выделяется из общей массы аристократической молодежи. Пушкин отмечает его "мечтам невольную преданность, неподражательную странность и резкий, охлажденный ум", чувство чести, благородство души. Это не могло не привести Онегина к разочарованию в жизни, в светском обществе.

Хандра и скука овладели Онегиным. Отойдя от "света пустого", он пробует заняться какой-либо полезной деятельностью. Из попытки писать ничего не вышло. У Евгения не оказалось призвания: "зевая, за перо взялся", да и привычки к труду у него нет: "труд упорный ему был тошен". Попытка борьбы с "душевной пустотой" посредством чтения тоже оказалась безуспешной. Книги, которые он читал, или не удовлетворяли, или оказывались созвучными его мыслям и чувствам и только укрепляли их.

И вот Онегин пытается заняться устройством жизни крестьян в имении, которое он получил в наследство от дяди:

Ярем он барщины старинной
Оброком легким заменил...

Однако, вся его деятельность помещика-хозяина этой реформой и ограничилась. Прежние настроения, хотя и несколько смягченные жизнью на лоне природы, продолжают владеть им. Он везде чувствует себя чужим и лишним: и в великосветских, и в провинциальных гостиных. Ему было тяжело и несносно видеть пред собою

Одних обедов длинный ряд,
Глядеть на жизнь как на обряд
И вслед за чинною толпою
Идти, не разделяя с ней
Ни общих мнений, ни страстей.

Незаурядный ум Онегина, его свободолюбивые настроения и критическое отношение к действительности ставили его высоко над "светской чернью" , особенно среди поместного барства, тем самым обрекая на полное одиночество. Порвав со светским обществом, в котором он не нашел ни высоких интересов, ни настоящих чувств, а лишь пародию на них, Онегин теряет связь с людьми.

От "душевной пустоты" не смогли спасти Онегина и такие сильные чувства, как любовь и дружба. Он отверг любовь Татьяны, так как выше всего ценил "вольность и покой", не сумел разглядеть всю глубину ее души и ее чувства. Пресытившись любовью светских дам, Онегин разочаровался в этом чувстве. Его отношение к любви рассудочно и притворно. Оно выдержано в духе усвоенных светских "истин", главная цель которых — обворожить и обольстить, казаться влюбленным.

Как рано мог он лицемерить,
Таить надежду, ревновать,
Разуверять, заставить верить,
Казаться мрачным, изнывать.

И, наконец, дружба Онегина с Ленским окончилась трагически. Как бы благородный ум Онегина ни протестовал против поединка, верх все-таки взяли социальные условности, сформированные светом. Онегин убил своего друга Ленского, так как не смог возвыситься над общественным мнением того поместного дворянства, которое он внутренне презирал. Он испугался "шепота, хохотни глупцов", сплетен Зарецких, Петушковых, Скотининых.

И вот общественное мненье,
Пружина чести, наш кумир.
И вот на чем вертится мир! —

восклицает Пушкин. Итог жизни Онегина безрадостен:

Дожив без цели, без трудов
До двадцати шести годов,
Томясь в бездействии досуга
Без службы, без женыя, без дел,
Ничем заняться не умел...

В. Г. Белинский назвал Онегина "эгоистом поневоле", "страдающим эгоистом", Потому что таковым "сильную, недюжинную натуру" сделало общество. "Зло скрывается не в человеке, но в обществе", — писал критик. Скептицизм Онегина, разочарование — это отражение общего "недуга новейших россиян", который охватил в начале века значительную часть дворянской интеллигенции. Пушкин осуждает не столько героя, сколько светскую среду, сформировавшую его как личность.

Очевидно, что Онегины обречены на бездействие. Превращение Онегина в "лишнего человека", безусловно, было неизбежным в то время. Он относился к той просвещенной части дворянской интеллигенции, которая избегала служить царизму, не желала быть в рядах молчалиных, но стояла и в стороне от общественной деятельности. Несомненная заслуга Пушкина в том, что он в своем романе показал трагедию "лишних людей" и причины появления их в среде дворянской интеллигенции 20-х годов XIX века.

Прежде чем рассматривать образы главных героев, нужно понять, что для романа Пушкина главным приемом их создания служит типизация. Литературный тип - это не просто образ героя, отмеченный неповторимой индивидуальностью, в нем особым образом - через черты характера, через ту же индивидуальность, - воплощены черты, присущие не только самому человеку, но и определенной социальной группе, "порождением" и представителем которой он (в социально-психологическом плане) является. Именно так созданы образы героев романа, и особенно заметно это в образе главного героя - Евгения Онегина.

Как человек Онегин очень необычен, индивидуальность его неоспорима, но... он же и очень типичен, не случайно же о нем один из "проницательных читателей"" - А. А. Бестужев - отозвался так: "Вижу человека, которых тысячи встречаю наяву". Традиционное для своего круга воспитание, традиционное времяпрепровождение, традиционные интересы, "тоскующая лень", взывающее, демонстративное пренебрежение интересами окружающих - вот основные черты, характеризующие не только Онегина, но и значительную часть "молодых людей" того времени, которые позже, после появления романа, будут названы "лишними людьми". Однако можно ли винить только Онегина в том, что он таков? Наверное, нет, потому что каждый человек в большей или меньшей степени несет в себе черты той среды, к которой он принадлежит, и Онегин не исключение. Поэтому "лишним", то есть ни к чему не приспособленным, можно признать и тот социальный круг, к которому принадлежит герой и "законы жизни" которого он блестяще усвоил и по которым до поры до времени спокойно живет.

Однако "Онегина душа" далеко не так проста и однозначна, как об этом можно было бы судить по его поведению. Образ Евгения Онегина в романе "Евгений Онегин" очень противоречив, внутренний конфликт в нем очевиден, и наиболее полно это проявляется в его отношениях с Татьяной. Тот Евгений, который "дает уроки" Татьяне, совсем не похож на Евгения, автора письма к по-настоящему любимой им женщине, которая для него теперь недоступна - хотя и продолжает его любить... Попытаемся понять причины "преображения" главного героя, историю возрождения его души - именно "возрождения", потому что любовь возрождает человеческое даже в душе самого, казалось бы, закоренелого эгоиста.

Оказавшись в деревне, Онегин надеялся, что "перемена мест" поможет ему избавиться от скуки, и, на самом деле, "два дня" ему казалось, что это так, но "на третий" день он убедился, "что и в деревне скука та же". Это естественно, ведь причины "скуки" в нем самом, здесь внешние факторы мало что значат. Провинциальное дворянство, примитивное по уровню духовной жизни, не могло вызвать интерес у него, а его попытки "порядок новый учредить" привели к тому, что "И в голос все решили так, Что он опаснейший чудак". Один только Ленский оказался не то чтобы близок Евгению, но "они сошлись", причем Пушкин едко замечает, что это была дружба "от делать нечего". Восторженность Ленского и скептицизм Онегина - это и в самом деле "лед и пламень", но других "достойных" его внимания людей вокруг Евгения Онегина просто нет... Пожалуй, главное, что отличает героев, - это способность ощущать любовь и все, что с этим чувством связано.

Для Ленского любовь - это чувство, в которое он играет по законам романтизма, он создает себе придуманный, идеальный образ Ольги, настолько далекий от реальности, что становится непонятно: неужели можно быть таким... не понимающим самых очевидных вещей? Однако поэт-романтик и в жизни играет в романтику, он строит ее так, как будто пишет "оду", вот только "читать" эту "оду-жизнь" ему приходится самому... Онегин же очень точно и глубоко понимает людей, ему удается проникнуть в душу каждого, с кем его сводит судьба, однако его поведение, его отношение к людям может вызвать только осуждение. Все понимая, он затевает игру с Ольгой, нанеся тем самым душевную травму влюбленному Ленскому; осознавая глупость дуэли, он, думая о том, что его могут высмеять, принимает вызов Ленского, потакая этим тем же самым нравам, которые так открыто презирает: "Но шепот, хохотня глупцов..." - и это после того, как достаточно строго "отчитывает" себя за свое поведение: "но Евгений Наедине с своей душой Был недоволен сам собой "... И даже тогда, когда ещё можно было что-то исправить, понимая, что лучше всего будет "разойтись им полюбовно", Онегин не делает первым шаг навстречу Ленскому, потому что "дико светская вражда Боится ложного стыда". Поэтому, когда он пишет в письме Татьяне "Несчастной жертвой Ленский пал", он, по совести, должен уточнить, что Ленский стал жертвой его, Евгения Онегина, ложного самолюбия, его неумения возвыситься над обстоятельствами, по самому большому счету - его эгоистического отношения к окружающим.

Это же чувство мешает ему понять по-настоящему и Татьяну, получив письмо которой, "Онегин живо тронут был". Встретившись с ней, он ведет себя так, как должен вести себя герой "модного романа", внутренне наслаждаясь ролью "учителя", но при этом любуясь собой и не желая понять, что чувствует и без того обескураженная своим "проступком" Татьяна. Продолжение "игры" с влюбленной в него девушкой следует на именинах, где "как-то взор его очей Был чудно нежен", и "взор сей нежность изъявил: Он сердце Тани оживил". Однако гибель Ленского разлучает героев, следующая встреча которых состоялась тогда, когда Татьяна была уже замужней дамой, и именно эта Татьяна вызвала в душе Евгения Онегина бурное чувство, которое он считает любовью. Он преследует Татьяну, пишет ей письма, укоряет ее в том, что она не отвечает на его чувство, забывая при этом, что в ее нынешнем положении она, собственно говоря, и не может ответить на них иначе, как нарушив свой супружеский долг, что для Татьяны, "русской душою", неприемлемо изначально. Разумеется, Онегин искренно страдает, однако имеет ли он моральное право писать ей: "Когда б вы знали, как ужасно Томиться жаждою любви..."? Кому, как не ей, знать это?..

Финал того периода жизни Евгения Онегина, который нам показывает в романе Пушкин, - это подлинное крушение. Поняв, что именно он потерял в лице Татьяны, он оказывается перед необходимостью навсегда вычеркнуть ее из своего сердца, и это сейчас, когда она заняла в нем такое большое место... Чем и для чего жить дальше? Какой может быть эта "постылая свобода", из опасения потерять которую он когда-то был так слеп и глух? Герой не может не вызвать сочувствия, и как-то не очень успокаивает то, что он, в общем-то, заслужил то, что преподнесла ему судьба, заслужил своим равнодушием к себе и людям, которое в конце концов и отомстило ему так жестоко.

Много спорили о том, можно ли считать Евгения Онегина человеком, близким к декабристам, но, думается, сам Пушкин не ставил такой цели перед собой, он не стремился создать образ декабриста, он писал роман, в котором "отразился век И современный человек Изображен довольно верно", и с этим не поспоришь: как социально-психологический тип Онегин, конечно, не вызывает никаких сомнений, он более чем убедителен в качестве представителя своего времени и своей социальной группы.

А. С. Пушкин сумел обогнать свою эпоху - он создал абсолютно уникальное произведение, роман в стихах. Образ Евгения Онегина великий русский поэт сумел преподнести совершенно особым образом. Герой выступает перед читателем сложным и неоднозначным. И его изменения проявляются на протяжении всего произведения в динамике.

Онегин - представитель высшего света

Описание характера Онегина в романе «Евгений Онегин» можно начать с тех характеристик, которые дает А. С. Пушкин своему герою. Это следующие «факты»: во-первых, Онегин является аристократом из Санкт-Петербурга. Что же касается его отношения к окружающим людям и жизненной философии, то поэт описывает его как «эгоиста и повесу». Подобное воспитание культивировалось в дворянской среде того времени. Дети высокопоставленных особ отдавались на попечение иностранных воспитателей. И к началу юности гувернеры обучали их основным навыкам, наличие которых можно проследить и у главного героя пушкинского произведения. Онегин владел иностранным языком («и по-французски совершенно…»), умел танцевать («легко мазурку танцевал»), а также обладал хорошо развитыми навыками этикета («и кланялся непринужденно»).

Поверхностность образования

В начале произведения Онегин описывается через авторское повествование. Пушкин пишет о душевном недуге, который постиг его героя. Описывая характер Онегина в романе «Евгений Онегин», можно подчеркнуть: первопричиной этой «хандры» вполне может быть тот конфликт, который характеризовал отношения Онегина с обществом. Ведь с одной стороны, главный герой подчинялся установленным в дворянском социуме правилам; с другой - внутренне бунтовал против них. Нужно отметить, что хотя Онегин и был воспитанным, это образование не отличалось особой глубиной. «Чтоб не измучилось дитя, всему учил его шутя» гувернер из Франции. Помимо этого, Онегина можно назвать и соблазнителем. Ведь он умел «казаться новым, шутя невинность изумлять».

Основные черты в начале произведения

Онегин является очень противоречивой личностью. С одной стороны, его неприглядными качествами характера являются эгоизм и жестокость. Но с другой, Онегин наделен тонкой душевной организацией, он очень раним, и обладает духом, стремящимся к истинной свободе. Именно эти качества и являются наиболее привлекательными в Онегине. Они делают из него еще одного «героя нашего времени». Знакомство с главным героем происходит в первой главе, во время его раздраженного и желчного монолога. Читатель видит «молодого повесу», который ни в чем не видит ценности и смысла, испытывает равнодушие ко всему на свете. Онегин иронизирует по поводу болезни своего дядюшки - ведь она оторвала его от светской жизни, однако ради денег он способен какое-то время потерпеть «вздохи, скуку и обман».

Быт Онегина

Такая образованность была свойственна представителям его круга. Характер Онегина в романе «Евгений Онегин» на первый взгляд может показаться легкомысленным. Онегин в беседе легко мог процитировать несколько стихов или латинских фраз, а его ежедневная жизнь проходила в совершенно однообразной среде - балы, обеды, посещение театров. Быт главного персонажа произведения поэт представляет посредством описания кабинета Онегина, которого он называет «философом в осьмнадцать лет». На столе у главного героя рядом Байроном находится столбик с куклою, а также большое количество разнообразных туалетных принадлежностей. Все это дань моде, увлечениям, аристократическим привычкам.

Но больше всего душу главного героя занимает «наука страсти нежной», что также можно упомянуть в описании характера Онегина в романе «Евгений Онегин». Однако после знакомства со своим главным героем Пушкин предупреждает читателей о том, что не стоит поддаваться соблазну воспринимать Онегина как «пустышку» - он вовсе не таков. Все светское окружение и привычный жизненный уклад не вызывают у главного героя никакого энтузиазма. Этот мир наскучил Онегину.

Хандра

Жизнь главного героя была совершено спокойной и безоблачной. Его пустое существование заполняли развлечения и заботы о собственной внешности. Главным героем овладевает «английский сплин», или же русская хандра. Сердце Онегина было пустым, а ум не находит себе применения. Ему опостыл не только литературный труд. Главный герой берется за книгу, однако и чтение не доставляет ему никакого удовольствия. Ведь Онегин разочаровался в жизни, и поверить книге он не в состоянии. Овладевшую им апатию главный герой называет «разочарованием», с охотой прикрывая себя образом Чайльд-Гарольда.

Однако главный герой не хочет и не умеет по-настоящему трудиться. Поначалу он пробует себя в качестве писателя - однако выполняет эту работу «зевая», и вскоре откладывает ее в сторону. И такая скука подталкивает Онегина к тому, чтобы путешествовать.

Онегин в деревне

В деревне главный герой снова сумел «воспрять духом». Он счастлив наблюдать за красотами природы, и даже делает попытки облегчить жизнь крепостных крестьян путем смены тяжкой барщины на «легкий налог». Однако снова Онегина догоняет его мучительница - скука. И он обнаруживает, что и в деревне испытывает те же самые чувства, что и в аристократической столице. Онегин рано просыпается, плавает в реке, но все равно ему наскучивает и эта жизнь.

Поворотное знакомство

Однако декорации меняются после того, как главный герой знакомится с Ленским, а потом и с сестрами Лариными, живущими по соседству. Близкие интересы и хорошее воспитание позволяют сблизиться Онегину с Ленским. Главный герой обращает внимание на старшую сестру, Татьяну. А в ее сестре, Ольге (которая являлась возлюбленной Ленского), Онегин видит только лишь «безжизненность черт и души». Черты характера Татьяны в романе «Евгений Онегин» противопоставляют ее главному герою. Она близка к народной жизни, несмотря на то, что плохо говорит по-русски.

Ее лучшие черты были воспитаны няней, которая передала Татьяне понятие о нравственном долге, а также основы народного мироощущения. Цельность характера Татьяны в романе «Евгений Онегин» проявляется в смелости, с которой она делает признание возлюбленному, а также в благородстве ее намерений, верности супружеской клятве. Отповедь Онегина делает ее взрослее. Героиня меняется внешне, однако сохраняет лучшие качества характера.

Что касается характера Ольги в романе «Евгений Онегин», то этой героине поэт отводит второстепенную роль. Она хороша собой, однако Онегин сразу видит ее душевную пустоту. И этот характер очень быстро вызывает неприятие у впечатлительного читателя. В образе Ольги великий русский поэт выражает свое отношение к ветреным девушкам своей эпохи. Об их портрете он говорит так: «Я прежде сам его любил, но надоел он мне безмерно».

Характер Ленского в романе «Евгений Онегин»

Ленский предстает перед читателем в образе свободолюбивого мыслителя, который получил образование в одном из европейских университетов. Поэзия его овеяна духом романтизма. Однако Пушкин спешит предостеречь читателя о том, что в действительности Ленский остается невеждой, обычным русским помещиком. Хотя он и симпатичен, однако не слишком утончен.

Порядочность героя

Онегин отвергает чувства Татьяны. На все ее любовные признания он отвечает грубой отповедью. В этот момент времени искренность и чистота чувств деревенской девушки оказываются Онегину не нужны. Однако Пушкин оправдывает своего героя. Онегин отличался порядочностью и честностью. Он не позволял себе глумления над чувствами другого человека, над его наивностью и чистотой. К тому же, причиной отказа Лариной была холодность самого Онегина.

Поединок с Ленским

Следующая поворотная точка в раскрытии характера Онегина - это его дуэль с Ленским. Но в этом случае Онегин не демонстрирует благородства, предпочитая не отказываться от поединка, исход которого был предопределен. Над решением Онегина подобно дамоклову мечу висело мнение общества, а также извращенность существовавших в той среде ценностей. И главный герой не открывает свое сердце чувству настоящей дружбы. Ленский погибает, и Онегин расценивает это как собственное преступление. И бессмысленная смерть друга пробуждает «сон души» главного героя. Характер Евгения Онегина в романе «Евгений Онегин» меняется: он понимает, насколько одиноким является, и его отношение к миру приобретает другие оттенки.

Повторная встреча с Татьяной

Вернувшись в столицу, на одном из балов главный герой снова встречает «ту самую Татьяну». И его очарованию нет предела. Она замужняя женщина - но лишь теперь Онегин оказывается способным увидеть родственность их душ. В любви к Татьяне он усматривает возможность своего духовного воскресения. Кроме того, Онегин узнает, что ее любовь к нему тоже еще жива. Однако для главной героини оказывается совершенно неприемлемой мысль о возможной измене законному мужу.

В ее душе происходит поединок между чувствами и долгом, и разрешается он не в пользу любовных страстей. Татьяна оставляет Онегина на коленях в одиночестве. И сам поэт также покидает своего героя именно во время этой сцены. Чем закончится его жизнь, остается неизвестным. Исследования литературоведов и историков показывают, что поэт планировал «отправить» Онегина на Кавказ, или же превратить его в декабриста. Однако это осталось тайной, которая была сожжена вместе с заключительной главой произведения.

Автор романа и его главный герой

Многогранность характеров в романе «Евгений Онегин» раскрывается в процессе сюжетного развития поэмы. Описывая те события, которые происходили в произведении после дуэли Онегина с Ленским, Пушкин включает в текст небольшое упоминание о молодой горожанке. Она спрашивает, что произошло с Ольгой, где теперь находится ее сестра, и что с Онегиным - где «этот пасмурный чудак»? И автор произведения обещает рассказать об этом, но не теперь. Пушкин специально создает иллюзию авторской свободы.

В этом приеме можно усмотреть как замысел талантливого рассказчика, который ведет непринужденный разговор со своими читателями. С другой стороны, так Пушкин может быть охарактеризован, как настоящий мастер, который в совершенстве владеет избранной манерой подачи произведения. Автор произведения выступает в качестве одного из персонажей романа только в отношении самого Онегина. И это указание на личные контакты выделят главного героя среди других персонажей. Пушкин упоминает о «встрече» с Онегиным в столице, описывает то первое смущение, которое охватило его во время этой встречи. Такой была манера общения главного героя - язвительные шутки, желчь, «злость мрачных эпиграмм». Также Пушкин сообщает читателю об общих планах увидеть со своим главным героем «чуждые страны».

В поэтическом наследии Пушкина роман «Евгений Онегин» занимает одно из центральных мест. Произведение начинает новый период в русской литературе. В «Евгении Онегине», как в зеркале, отразилась русская жизнь пушкинского периода времени. Восьмилетие (1823 – 1831 г.г.), в течение которого писался роман, было поворотным в истории России и в нелёгкой судьбе самого автора. В романе нашли своё отражение чаяния и думы поэта, его мировоззрение и чувства.

«Евгений Онегин» — не просто роман, а роман в стихах, он подчиняется особым художественным законам. Он свободен от классических канонов в области литературного сюжета и открыт «непредсказуемой свободе сюжета жизни».

Центральная фигура романа – Евгений Онегин. Кто же такой Евгений Онегин, и почему именно он встал в начало списка «лишних людей» в русской литературе?

На арене жизни — молодой дворянин со сложным, противоречивым характером. Он родился на берегах Невы; получил типичное для того времени образование. Французские учителя, гувернеры учили его так, «чтоб не измучилось дитя». Годы учёбы быстро миновали, и вот уже Евгения Онегина ожидает свет.

«Острижен по последней моде,
Как dandy лондонский одет…»

Он знал французский в совершенстве, легко и непринуждённо танцевал, был умён и мил, то есть совершенным образом вписывался в стандарты высшего света. Онегин старался взять от молодой жизни всё, на что у него хватало времени: балы, визиты, рестораны, балет, встречи, маскарады…

Но слишком рано молодой, блестящий dandy пресытился светом и разочаровался всем.

Как человек неглупый, он стал искать выход из положения. Принялся было за сочинительство, но поверхностное отношение к любому делу, неспособность сосредоточиться на серьёзных занятиях привело к тому, что «ничего не вышло из пера его». Начал было читать, «а всё без толку».

Отчасти положение спаслось тем, что Онегин, пусть и по печальному поводу, но меняет место жительства и оказывается в деревне. Но хандра, скука и тоска догоняют его и здесь.

На любовные чувства скромной барышни Татьяны он отвечает отказом. Да ещё и читает ей проповедь на эту тему:

«Учитесь властвовать собою;
Не всякий вас, как я поймет;
К беде неопытность ведёт».

Знакомство Онегина с молодым соседом Ленским тоже ни к чему хорошему не приводит. Между ними случилась дуэль и Ленский погибает. Онегина начинают грызть муки совести. Он уезжает в путешествие по России. Хандра везде «следует» за ним.

Путешественник возвращается в столицу. И что он видит? Новую Татьяну – замужнюю женщину, светскую даму. Это уже не та восторженная, скромная деревенская барышня.

«Она его не замечает,
Как он не бейся, хоть умри.
Свободно дома принимает,
В гостях с ним молвит слова три,
Порой одним поклоном встретит,
Порою вовсе не заметит…»

Теперь в сердце Онегина вспыхивает любовь. Но Татьяна отвергает его. Онегин вынужден расстаться с ней навсегда.

Обратимся подробнее к фигуре Онегина. Онегин – умный, «добрый мой приятель», человек — интеллигент старого образца. Он способен к определённой деятельности (одно из его добрых деяний – уничтожение барщины, замена её оброком), но не способен к упорному труду. Он лишен силы воли, требовательности и критичности к себе. У него нет сил, необходимых для осмысленного, полезного общественного дела.

Онегин — человек, подходящий под категорию «лишних людей» в русской литературе. Термин «лишний человек» возник в 1850 году после выхода в свет повести И.С. Тургенева «Дневник лишнего человека». Лишний человек – тип дворянина, страдающего от скуки, тоски и одиночества. Лишнему человеку свойственны душевная усталость, саморазрушение, глубокий скептицизм.

Недовольный, скучающий в обществе Онегин, живёт во имя каких-то высоких начал и идеальных стремлений. На деле же высокие идеи о человеческой личности, о свободе и её правах Евгений готов лишь применить к себе, а в других этих прав не только не признает, но и не выносит.

Заключение

Роман «Евгений Онегин» — одно их самых значимых, выдающихся произведений нашего поэта Александра Пушкина. Главный герой, Онегин, праздный и скучающий, знаком русской литературе как типаж «лишнего человека».

Онегин не имеет перспективы самореализации; у него есть способности, но нет воли. На всём протяжении повествования отношение автора романа к Онегину – ироническое, без сарказма; c оттенками симпатии к главному герою.

Истоки характера и духовная эволюция Онегина в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

В образе Евгения Онегина Пушкин отразил историю формирования личности молодого человека из дворянской среды, показав его путь с детства и до возраста зрелого мужчины.

Как многие дети дворян, Евгений получал образование с помощью гувернёра-француза, который «учил его всему шутя». «Когда же юности мятежной пришла Евгению пора...», он становится светским «денди», молодым повесой, ведущим праздный образ жизни: обеды, ужины, приёмы в домах богатых и знатных господ, балы, театры, игра в карты. Но главным занятием, в чём он особенно преуспел, становится «наука страсти нежной»:

Как рано мог он лицемерить,
Таить надежду, ревновать,
Разуверять, заставить верить...

Но, как оказалось, пустая, однообразная жизнь стала вызывать скуку, потом раздражение, разочарование и принесла хандру. Видимо, Евгений отличался от других молодых людей, которых светская жизнь и безделье вполне устраивали. Если он решил заняться делом, значит, его духовное развитие продолжается, и результаты ещё впереди. Однако вскоре выяснилось, что «труд упорный ему был тошен», поэтому писатель или поэт из него не получится, а чему-либо другому он также не был обучен. К чтению Онегин относился вдумчиво, но чересчур критично («там скука, там обман иль бред, в том совести, в том смысла нет»), и это помешало ему по-настоящему заняться самообразованием: «как женщин, он оставил книги».

Таким образом, воспитание героя оказалось поверхностным, не принесло необходимых результатов. Объясняется это тем, что дворянское общество начала девятнадцатого века было оторванным от своих русских корней и лишало подрастающее поколение национальных основ в образовании. Молодые люди, нередко от природы богато одарённые, не находили применения своим силам, хотя могли бы принести пользу обществу. Онегин отличается от многих, бесцельно живущих: он пытается изменить свою жизнь. В.Г.Белинский писал: «Ему не хочется того, чем так довольна, так счастлива самолюбивая посредственность».

Незаурядность натуры героя отмечали и автор, выступавший в роли приятеля Евгения, и Татьяна, любимая героиня Пушкина в романе «Евгений Онегин».
Итак, в результате разочарований в светском образе жизни, герой испытывает состояние духовного поиска. Казалось бы, положительные перемены должен был принести переезд в деревню, когда Евгений становится наследником богатого поместья. Он даже смог, наконец, применить свои познания в экономике:

Ярем он барщины старинной
Оброком легким заменил;
И раб судьбу благословил.

Но «и в деревне скука та же», – делает вывод Онегин, бежавший от столичного безделья и хандры. Его не привлекает даже красота сельских пейзажей, а знакомств с соседями-помещиками Евгений просто избегал. И всё-таки есть в его жизни кое-что новое, положительно влияющее на его душу. Это дружба с молодым поэтом Ленским, хозяином соседнего имения, который недавно вернулся из Германии, где получал образование. Впервые Онегин чувствует себя старшим товарищем, готовым пощадить чувства юного друга, и они долго беседуют на различные темы.

Новый поворот в судьбе Онегина и его духовном развитии приносит встреча с Татьяной Лариной. Евгений отвергает любовь этой девушки, так как уверен, что не создан для семьи, не хочет терять свободу, да и вряд ли когда-нибудь полюбит её. Он понимает, что Татьяна прекрасна душой, что она во многом отличается от других барышень, но в то время Онегин не собирался менять что-либо в своей жизни.

В данный момент Татьяна, видимо, обладает гораздо большей духовной зрелостью, чем Евгений. Он ведёт себя непоследовательно и эгоистично: раздражён чувствительностью девушки, хочет отомстить другу. Вызвав ревность Ленского тем, что бестактно повёл себя с его невестой, Евгений соглашается на дуэль с другом и убивает его. Все эти поступки говорят о далёкой от совершенства духовной организации Онегина. Но именно эти события повлекли за собой те процессы, которые через муки совести, через страдания и раскаяние вели к очищению души и её совершенствованию, так как Евгений очень тяжело переживал убийство Ленского.

А.С.Пушкин не показал в романе, что происходило с героем во время путешествия. Остаётся только догадываться, почему мы видим Онегина в конце произведения совершенно другим. Это уже не безответственный эгоист и не скучающий от безделья человек. Он способен на сильное и глубокое чувство. Встретив Татьяну на одном из светских приёмов, он понимает вдруг, насколько дорога она ему:

Чтоб продлилась жизнь моя,
Я утром должен быть уверен,
Что с вами днём увижусь я.

Эти слова Евгений пишет Татьяне, которую полюбил неожиданно для себя, когда она уже была замужем. Новые чувства и страдания от безответной любви открывают в характере неведомые ранее для Онегина качества. В письме к Татьяне звучат мотивы, не свойственные человеку эгоистичному или равнодушному:

Внимать вам долго, понимать
Душой всё ваше совершенство,
Пред вами в муках замирать,
Бледнеть и гаснуть... вот блаженство!

Видимо, теперь, когда Евгений выходит на новый уровень нравственности, он становится духовно ближе Татьяне, хотя она этого не поняла. Да и поздно ей оценивать духовные совершенства Онегина.
Будущее главного героя остаётся неизвестным. Онегин прошёл сложный путь. Можно предположить, что после крушения надежд на счастье в любви он готов, наверное, сблизиться с будущими декабристами, чтобы обрести, наконец, цель в жизни.

 


Читайте:



Помог Гераклу добыть яблоки в саду Гесперид, дочерей Атланта

Помог Гераклу добыть яблоки в саду Гесперид, дочерей Атланта

Многое в современном мире мире построено на образцах, данных философами, учёными и поэтами древней Греции. Культура эллинов будоражила умы...

Почему иностранцы считают русскую смекалку грозным оружием?

Почему иностранцы считают русскую смекалку грозным оружием?

Русский народ славен не только широтой души и гостеприимством, но и смекалкой – умением быстро ориентироваться в пространстве, находить остроумный...

Ошеломляющие факты о возможностях волновой генетики (2016)

Ошеломляющие факты о возможностях волновой генетики (2016)

Технологии жидкой квантовой информационной матрицы - новая прорывная технологии поли-био-технического применения, которые интенсивно развиваются в...

Герман Стерлигов. Все в село. Жизнь после миллионов: кто променял состояние на рай в шалаше Московский миллионер уехавший в деревню

Герман Стерлигов. Все в село. Жизнь после миллионов: кто променял состояние на рай в шалаше Московский миллионер уехавший в деревню

Банварлал Доши, основатель компании DR International В начале июня 2015 года имя одного из богатейших людей Индии Банварлала Доши не сходило со...

feed-image RSS