Главная - Семейный отдых
План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Звуковая культура речи. Конспект занятия по звуковой культуре речи для детей с общим недоразвитием речи

Конспект занятия

« Звуковая культура речи: звук Ж»

для детей группы общеразвивающей направленности,

в возрасте от 4 до 5 лет

Дата:

Образовательная область : Речевое развитие

Занятие: Развитие речи

Приоритетное направление : Речевое развитие, интегрируется с физическое развитие, социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие.

Цель: воспитание звуковой культуры речи.

Задачи:

Образовательные:

Упражнять детей в правильном и чётком произнесении звука Ж (изолированного, в звукоподражательных словах); в умении определять слова со звуком Ж.

Развивающие:

Развивать память, внимание, речевое дыхание.

Формировать фонематический слух.

Воспитательные:

- Воспитывать умение внимательно слушать ответы своих товарищей.

Предварительная работа: б еседа о насекомых, рассматривание картинок, изготовление жуков на ниточке.

Формы работы: Индивидуальная, совместная деятельность воспитателя с детьми.

Методы:

Словесные : вопросы к детям, загадывание загадок, отрывок из рассказа «Поющий букет» В. Бирюкова (беседа по ходу рассказа)

Наглядные : жук «Жук Жукович», карточка с изображением жука и цветка.

Практические : игровые упражнения - «Волшебная дорожка », дыхательное упражнение: «Жук на ниточке». «Доскажи словечко».

чистоговорки, «Внимательные ушки »,

Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная, двигательная. Индивидуальная работа: Чистоговорка со звуком Ж.

Материалы и оборудование:

Демонстрационный материал: коробочка с жуком, аудиозапись «Жуки»,карточка с изображением жука и цветка.

Раздаточныйматериал: жук на ниточке, зеркала на каждого ребенка.

Мотивация: путешествие в школу для жуков.

Ход занятия:

Вводная часть

Мотивационный момент:

Воспитатель : У меня в руках коробочка, и оттуда всё время доносится какая-то песенка. Хотите послушать? (ответы детей )

Звучит песенка жуков:

Мы жуки, жуки,

Мы живем у реки.

Жу-жу-жу-жу-жу-жу.

Мы летаем и жужжим,

Соблюдаем свой режим.

Жу-жу-жу-жу-жу-жу.

Кто поёт эту песенку? (ответы детей)

Воспитатель: Давайте откроем коробочку и посмотрим, угадали ли вы.

Воспитатель: Да, здесь действительно находятся жуки. Какую песенку они пели?(ответы детей)

Воспитатель: Правильно. Посмотрите, наш большой жук, а зовут его Жук Жукович взлетел и поёт: Ж-ж-ж-ж-ж. Поёт он звонко, с голосом. Он предлагает и вам научиться петь его песню. Вы согласны? А для того чтобы научиться петь такую же песенку Жук Жукович приглашает вас в свою школу для жуков. Вы согласны полететь в школу для жуков? (ответы детей)

Воспитатель: Для начала превратимся все в жуков:

Покружились, покружились

И в жучков превратились.

Итак, мы с вами оказались в школе жуков.Присаживайтесь на свои места. Возьмите зеркала. Начинаем учить песенку жука. Откройте широко рот. Положите язычок на нижнюю губу. А теперь тихонько поднимите его кверху и спрячьте за верхние зубы. Закройте рот. Отдохните немного. Давайте повторим. Как только язычок спрячется за верхние зубы, сделайте круглыми губы и начинайте петь: жжжжжжжжжжж.

Спойте песенку жука негромко (хоровые и индивидуальные ). А теперь мальчики споют громко песенку жука, а девочки споют тихо песенку жука.

Дети пропевают песенку жука.

Воспитатель: Молодцы! А Жук Жукович для вас приготовил немало заданий. Первое из них упражнение «Волшебная дорожка ». Помогите жуку долететь до цветка. Проведите пальчиком по дорожке от жука до цветка, произнося при этом отчётливо звук: жжж.

(Дети выполняют упражнение «Волшебная дорожка»- один ребенок выходит к доске, выполняет данное упражнение индивидуально, а когда показывает воспитатель, произносят хором)

Воспитатель: Хорошо. А теперь мы сыграем в игру «Внимательные ушки ». Я буду произносить слова и если вы услышите слово со звуком Ж хлопните в ладоши.

(Шум, жук, чай, живот, кот, жаба, животное, звезда).

Воспитатель: Молодцы, вы были очень внимательны! В этой необычной школе малыши-жуки исполняют сложные песенки. Внимательно их послушайте, а потом повторите.

Звучат слоговые песенки:

Жа-жа-жа-жа – мы нашли в лесу ежа

Жу-жу-жу-жу – дали яблоко ежу

Же-же-же-же – ёжик съел его уже

Жи-жи-жи-жи – нам животик покажи

(Дети вместе с воспитателем проговаривают эти чистоговорки: хоровые и индивидуальные ответы).

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть.

Физкультминутка.

На лужайке, на ромашке

Жук летал в цветной рубашке.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу

Я с ромашками дружу.

Тихо по ветру качаюсь,

Низко-низко наклоняюсь.

На цветке я посидел,

отдохнул и полетел.

А теперь прилетайте на свои места.

Воспитатель: Обратите внимание, что наш жук еще и на ниточке. Давайте подуем на жуков и они полетят:

Дыхательное упражнение: «Жук на ниточке».

В группу к нам жук влетел

Зажужжал и запел: ж-ж-ж-ж

Жук на нос хочет сесть

Не дадим ему присесть.

Воспитатель: А сейчас, я прочитаю вам стихотворение, которое называется «Почему букет поет?»
Жук в рубашке полосатой
Прилетел играть к ребятам,
На цветок лиловый сел -
Песню звонкую запел,
Сока сладкого хлебнул,
В колокольчике заснул,
Да попал в букет к Маринке
И жужжит, жужжит в корзинке!
А Марина не поймет:
Почему букет поет? (Н. Головина)

Воспитатель: Почему же пел букет? (ответы детей) Хотите послушать рассказ о том, как жук заснул в колокольчике и, попав к девочке, испугался? Я буду рассказывать, а вы мне, когда попрошу, помогайте.

Воспитатель читает отрывок из рассказа «Поющий букет» В. Бирюкова:

Летел жук по своим делам, жужжал: «Жжжуть как пить хочется». (О чем и как жужжал жук? (Хоровой и индивидуальные ответы ))

Увидел он на лугу лиловый цветок, обрадовался: «Тут я найду, чем жжжажжжду утолить». Залез в колокольчик, осмотрелся: «Красиво! Жжить можно!» (Что прожужжал жук?) Попробовал усиками дно цветка и сказал: «Сок! Вкусный!»

Попил, и весело ему стало. «Жжить хорошо!» – запел жук. (О чем он запел?)

Пел он, пел и не заметил, как уснул. Шла по лугу девочка, цветы собирала. Набрала разных цветов, поставила в банку с водой.

И вдруг раздалось жужжание: «Жжжуть! Куда я попал? Тут люди жживут». (О чем жук жужжал на этот раз?)

Воспитатель: Следующее задание Жука Жуковича « Доскажи словечко ». Я буду читать стихотворения, а вы будете угадывать последнее слово. Слова, которые вы будете угадывать должны начинаться со звука «ж». Отвечаем хором:

Лежебока рыжий кот

Отлежал себе…(живот)

Вяжет мама длинный шарф

Потому что сын…(жираф).

И бежит Айболит к бегемотикам

И хлопает их по… (животикам).

Солнце светит очень ярко

Бегемотам стало… (жарко).

Воспитатель: Молодцы, ребята! Жук Жукович рад, что вы со всеми заданиями справились.

Нам пора возвращаться в детский сад. Давайте три раза покружимся вокруг себя, и превратимся обратно, в девочек и мальчиков.

III .Заключительная часть

Воспитатель:

А кто сегодня приходил к нам в гости?

А для чего он приходил?

Ребята, где мы сегодня с вами были?

У вас все получилось или были трудности?

Ребята, а Жук Жукович хочет посмотреть, как вы занимаетесь физкультурой, а потом рассказать своим друзьям жукам, как нужно заниматься, чтобы быть здоровыми.

Тема: «СТРАНА ЗВУКОВ».

Задачи: развивать слуховое внимание и фонематический слух; учить различать неречевые и речевые звуки; уточнить артикуляцию гласных звуков; , придумывать слова на заданный гласный звук; дифференцировать понятия «звук», «слово»; учить различать короткие и длинные слова; учить управлять голосом, менять его силу, громкость; воспитывать умение слушать других; воспитывать доброе отношение к окружающим.

Ход занятия

Учитель-дефектолог (У.-д.). Ребята, вы хотите попасть в страну звуков? Эта страна невидимая, но она окружает нас всюду, потому что звуки есть везде. Их нельзя увидеть, их можно только услышать и произнести. Давайте вспомним, какие звуки можно услышать, сидя дома.

Дети вспоминают, что слышали шум ветра, дождя, гром, как едет машина, поезд, поют птицы, лают собаки.

У.-д. Ребята, а ведь у каждого предмета свой «голос». Давайте с вами послушаем голоса различных предметов.

Игра «Внимательные ушки».

Педагог за ширмой производит шумы разными предметами, а дети отгадывают, какой предмет звучал. (Стучал барабан, звенел колокольчик, звучал бубен, рвали бумагу, переливали воду, стучали мячом, шарик катился по столу и т.д.)

У.-д. А ведь у каждого человека тоже есть свой голос. Вы узнаете друг друга по голосу? Давайте поиграем.

Игра «Ну-ка глазки закрывай, кто позвал тебя, узнай!».

У.-д. Все живые существа имеют свой голос и издают разные звуки,

У.-д. Ребята, а чем мы умеем издавать звуки? (Ногами.) Давайте потопаем тихо-тихо. А сейчас громко-громко. А чем ещё умеем издавать звуки? (Руками.)

Давайте потрём ладошки и послушаем, какой звук получился… А теперь тихо похлопаем… А теперь громко… А ещё чем мы издаём звуки? (Ртами.)

Закройте рот и попробуйте сказать слово «здравствуйте». Ничего не получилось?

Дети рассказывают, что рот умеет открываться и закрываться, язык, зубы, губы помогают нам издавать звуки.

В этот момент раздаётся шорох. Дети прислушиваются, идут на шорох и находят в сухих листьях маленького ёжика.

У.-д. Хотите, я расскажу вам историю про ёжика?

Дети располагаются на ковре, и педагог рассказывает историю, сопровождая её показом картинок-символов, вызывающих активное звукоподражание.

Однажды маленький ёжик отправился гулять один. Он топал по лесу - топ-топ-топ. Вдруг он увидел, что заблудился. Ёжик испугался и тихо заплакал, и слёзки закапали - кап-кап-кап. А тут ещё туча закрыла солнышко, и дождь забарабанил по сухим листьям - бам-бам-бам. А потом загудел сильный ветер -у-у-у; завыл - в-в-в. Ёжику стало совсем страшно, и он заплакал громко-громко, и слезы закапали сильнее - кап-кап-кап! Но вдруг зашуршали листья - ш-ш-ш. Из-под них выполз большой жук. Он сказал: «Не плачь, ёжик, я отведу тебя домой, а по дороге спою тебе песенку». И жук запел - ж-ж-ж. Потом они встретили комарика, который тоже согласился провести ёжика домой и при этом пел свою песенку - з-з-з. А потом им встретился весёлый ручеёк. Он сказал, что приведёт ёжика к самому дому. Они побежали вместе и пели песенку ручейка - с-с-с. Ручеёк привёл ёжика к самому дому, а там его уже ждала мама. Она согрела чай, и чайник радостно стучал крышкой - б-б-б. Мама поцеловала ёжика, а он сказал, что больше не будет гулять один, и радостно зафыркал - пфф-пфф-пфф.

У.-д. Ребята, а вы знаете, что звуки очень дружат друг с другом, и когда они соединяются, то получаются слова. Если звуков мало, то слово получается короткое, а если звуков много, то слово получается длинное. Давайте поиграем в слова!

Игра «Длинные и короткие слова».

Дети садятся вокруг стола, на котором большой лист бумаги и два мелка: длинный зелёный и короткий красный. Педагог показываем детям картинки, вместе произносят слова и «прохлопывают». После чего выбирают длинный или короткий мелок. Один из детей ещё раз проговаривает слово и одновременно рисует дорожку. Длинные слова оставляют длинную дорожку, а короткие - короткую.

У.-д. А сейчас посмотрим, что у нас получилось. Запомните, что слова бывают длинными и короткими.

Какие короткие слова вы запомнили? (Кот, дом, шар, лук, сыр.)

А какие длинные слова запомнили? (Че-ре-па-ха, по-пу-гай, са-мо-лет, ма-треш-ка, со-ба-ка.)

А сейчас мы с вами попадём на улицу гласных звуков. Давайте вспомним, что умеют делать гласные звуки. (Петь, громко кричать, растягиваться.)

Игра «Испорченный телевизор».

Дети выстраиваются друг за другом. Педагог показывает первому ребёнку беззвучно артикуляцию любого гласного звука. Дети поворачиваются друг к другу и передают «изображение» звука. Последний ребёнок должен угадать, какой звук ему передали и громко его крикнуть.

Игра «Тянем звуки».

Разные варианты игры: дети берутся за руки и, произнося гласные звуки, растягивают свой круг; дети присаживаются, как маленькие грибочки, произносят гласные звуки и «растут» вместе с ними. И т.д.

Игра «Хоровод гласных звуков».

Дети бегают друг за другом по кругу, если слышат гласные звуки, которые произносит педагог. А когда услышат согласный звук, который нельзя произносить протяжно, останавливаются.

У.-д. Ребята, на улицу гласных звуков пускают только тех, кто с ними знаком. Каждый из вас назовёт любой гласный звук и получит красный билетик.

Дети называют гласные звуки: а, о, у, и, ы, э.

В это время волшебная дорожка, ведущая на улицу гласных звуков, превращается в звуковую дорожку, на которой нарисованы символы гласных звуков. Дети идут по дорожке, пропевая гласные звуки. Дорожка ведёт к домикам, на которых тоже символы гласных звуков.

У.-д. Ребята, в этих домиках живут мальчики и девочки. Давайте угадывать их имена!

Аня, Алла, Алёнка, Андрей, Алёша.

Ульяна.

Оля.

Ира, Инна, Игорь, Ильюша.

А ещё в этих домиках живут картинки. Но они вышли погулять и забыли, кто где живёт. Поможем им найти домики?

Игра «Где чей домик?»

Дети по очереди переворачивают картинки, лежащие на ковре, громко называют слово, протяжно произнося первый звук, называют его и решают, в каком из домиков живёт эта картинка.

У.-д. Вот и закончилась наша игра со звуками. Вы немножко устали. Смотрите-ка, а ведь наш ёжик тоже устал. Давайте споем ему колыбельную песенку, а петь будем нежно и ласково.

Дети по очереди берут на руки ёжика, качают его, нежно напевая на мотив колыбельной: а-а-а-а-а-а-а; у-у-у-у-у-у-у; о-о-о-о-о-о-о; и-и-и-и-и-и-и; ы-ы-ы-ы-ы-ы-ы; э-э-э-э-э-э-э.

Ёжик уснул. Скажем «тс-с-с» и выйдем из группы и будем вести себя тихо, не будем издавать громких звуков, чтобы не разбудить ёжика.

И. Лебедева

Светлана Малуева
Занятие по речевому развитию «Звуковая культура речи: знакомство со звуками [ж] и [ш]»

Занятие по речевому развитию «Звуковая культура речи: знакомство со звуками [ж] и [ш]».

Цель: Упражнять детей в отчетливом произнесении слов со звуками ж и ш, развивать фонематический слух, упражнять в различение звуков на слух.

Материал: картинки, в названии которых есть звуки Ж и Ш; кружки синие и зеленые; два домика на доске; ворота.

Ход занятия :

Влево, вправо повернитесь и друг другу улыбнитесь!

Давайте вспомним наши правила поведения на занятии:

«Каждый день всегда, везде,

На занятиях в игре,

Громко, четко, говорим,

Никуда мы не спешим!»

О чем это стихотворение?

О том, что нужно стараться говорить красиво и четко.

Этому мы учимся на наших занятиях по развитию речи. Сегодня мы будем учиться различать звуки. Чтобы узнать о каких звуках идет речь, отгадайте загадки:

«Кто длиннее, чем чулок?

У кого ни рук, ни ног?

Кожа, словно чешуя.

По земле ползёт … (змея)» (достаёт из коробки змею)

А какая песенка у змеи?

Правильно, Ш-Ш-Ш-Ш… Эта песенка звучит глухо- Да?

Давайте обозначим его таким движением (воспитатель показывает зигзагообразное движение кистью руки от себя (ползёт змея).

А теперь отгадайте другую загадку:

«В темноте летает кто-то,

Издавая громкий звук.

Кто там спорит с самолётом?

Ну, конечно майский…. (жук)» (достаёт из коробки жука)

А как звучит песенка жука? Твёрдо? И звонко!

Движения у нас будут такие: поставим руки перед грудью, скрестим кисти и подвигаем ими вверх и вниз (летает жук).

Чем отличаются эти звуки? Если приставить руку к горлышку, то мы можем ощутить, как работают наши голосовые связки. Давайте попробуем-Когда произносим звук [ш] - горлышко молчит, а когда звук [ж] - дрожит.

Теперь попробуем не запутаться… (Воспитатель помогает детям освоить зависимость между звуком и соответствующим движением.)

Я буду называть звуки, а вы постарайтесь различить, какое движение нужно сделать. (Произносятся звуки ш, ш, ж, ш, ж, ж, ш, ж, ж, ш, ж)

Сегодня на занятие я подобрала веселые чистоговорки на эти звуки. Мы сейчас все вместе будем произносить их.

Вспоминаем, что чистоговорки – это народные фольклорные шутки, которые нужны для правильного произношения.

1. Аш-аш-аш есть у Маши карандаш. - медленно

2. Шу-шу-шу, тихо осенью в лесу. - быстрее

3. Ша-ша-ша, наша Даша хороша. – быстро

4. Жа-жа-жа, я поймал ужа. - тихо

5. Жу-жу-жу, я вчера поймал пчелу. - медленно

6. Жи-жи-жи, книжки, сказки хороши. - тихо

Физкультминутка

Молодцы! Давайте немного разомнёмся!

Я – весёлый майский жук, (Показать на себя)

Я без дела не сижу! (Покачать пальчиком)

Над землёй кружу – кружу, (Развести руки, имитация полёта)

И жужжу, жужжу, жужжу…

На носочки поднимаюсь, (делаем движения по тексту)

Приседаю, выпрямляюсь.

Ручки в пояс, ножки врозь

Ножки прямо, ножки – вкось!

Моя песенка – жужжалка (развести руки, поднять плечики)

Надоела всем. А ж-ж-жалко!

Молодцы. Давайте присядем за столы и будем играть дальше

Сейчас мы поиграем в игру «Будь внимательным».

Я буду называть слова, а вы, если услышите звук Ж, поднимите синий кружок, если услышите в слове звук Ш., поднимите зеленый кружок. И так:

Жираф, шар, журавль, кошка, жук, шишка, лягушка, ромашка, мышка, жеребёнок, машина, шапка, гараж, снежинка, ежи, ковш, золушка.

А теперь новая игра. Она называется «Засели домик». У нас на доске два домика и ворота с замком, который нужно открыть и освободить наши звуки.

Здесь картинки с изображением предметов, в названиях которых есть звук Ш или Ж. В левом домике живет звук Ш, а в правом – Ж. Тот, кого я вызову, подойдёт к доске, покажет картинку всем и громко её назовёт. Если в слове будет звук Ш, то его надо поселить в домик, который находится с левой стороны. А если в слове будет звук Ж, то картинку надо определить в домик справа. (Первые две картинки воспитатель кладёт сам, потом поочерёдно вызываются дети).

Рефлексия .

Ребята, давайте вспомним:

какие звуки мы учились различать на сегодняшнем занятии?

Вам понравилось занятие? (что было интересным, а что вам показалось трудным).

Вы молодцы! Теперь вы не будите путать звуки ш-ж.

Все старались быть внимательными, правильно поднимали кружочки, старались запомнить стихи.

Я очень рада тому, что вы справились почти со всеми заданиями.

Цель. Выяснить, как дети владеют умениями, которые были сформированы в старшей группе.

Ход занятия

Педагог просит детей объяснить, что за предметы лежат перед ними и для чего они нужны на занятии по развитию речи (фишки (мелкие предметы), картинки из математических наборов, листочки бумаги, карандаши).

Воспитатель следит за правильностью употребления детьми слов, конструированием предложений.

Затем читает «Считалочку» А. Шабунина:


Шли
Бараны
По дороге,
Промочили
В луже
Ноги.
Раз,
Два,
Три,
Четыре,
Пять.
Стали
Ноги
Вытирать.
Кто платочком,
Кто тряпицей,
Кто дырявой рукавицей.

Педагог объясняет детям задание: «Послушайте забавную считалку еще раз. Будьте внимательны. Сосчитайте слова со звуком ц и поднимите нужную карточку… (Два слова.) Сейчас я повторю считалку, а вы сосчитайте слова со звуком ч и поднимите соответствующую карточку. (Три слова.)

А теперь очень сложное задание. Сосчитайте слова со звуком р . (Десять слов.) То, что вы ошиблись, не беда. А вот то, что вы работаете несамостоятельно, плохо.

Теперь новое задание. Быстро нарисуйте решетку из трех ячеек. Отметьте фишкой (фишками), где в слове сундучок (или сучок ) слышится звук ч ; в словеплащ – звук щ , в слове жужелица – звук ж .

Покажите (можно на пальцах), сколько звуков вы слышите, когда я произношука- . Как вы думаете, это слово или часть слова? Попробуем вспомнить слова, начинающиеся на ка- : каша, камыш, канарейка- . Вы вспомнили, да и то с моей подсказкой, лишь несколько слов, начинающихся на ка-. В действительности в русском языке таких слов очень много. Давайте откроем словарь: кабан, каблук, кавалер, камень, калитка, кадет, кактус, казус .

Все ли слова вы знаете? А кто такой кадет? А кавалер? Что такое казус?»

Затем воспитатель уточняет, какое сейчас время года и какой месяц.

«Сентябрь – первый месяц осени. Как вы думаете, слово или предложение я сейчас произнесла? В предложении чаще всего несколько слов. В этом предложении их..? (Четыре.) Назовите слова в том порядке, в котором они стоят в предложении».

Завершая занятие, педагог выясняет у детей, чему они сегодня научились.

«А еще, – добавляет воспитатель, – мы тренировали внимание».

Занятие 4. Лексико-грамматические упражнения

Цель. Активизировать словарь детей. Помогать дошкольникам точно характеризовать предмет, правильно строить предложения.

Ход занятия

Воспитатель говорит детям, что сегодня он будет выяснять, насколько успешно будущие школьники овладевают родным языком и насколько богат их словарь. Затем дает детям задание: «Какими словами можно ответить на вопрос „кто это“? (Иногда детям необходима подсказка, например, название какого-либо животного.) А на вопрос „что это“?



Вспомните слова, отвечающие на вопросы: „Какой?“ (Синий.) , „Какая?“(Сладкая.) , „Какое?“ (Холодное.)

Перечислите, что может делать человек. Вспомните повадки животных».

«А кому и для чего нужны остальные сумки?» – уточняет воспитатель.

Предлагая рассмотреть картинку с изображением головных уборов (из того же пособия), педагог спрашивает: «Кто в какой шапочке отправится в школу? А кому и в каких случаях потребуется шляпа (платочек в горошек)?»

Занятие 5. Для чего нужны стихи?

Цель. Побеседовать с детьми о том, зачем люди сочиняют, читают и декламируют стихи. Выяснить, какие программные стихотворения дети помнят.

Ход занятия

Педагог показывает детям сборники стихов: одного автора и разных авторов, обычные и подарочные издания. Поясняет, что во всех этих книгах напечатаны стихи: о любви, природе, человеческих радостях и огорчениях, стихи серьезные и шуточные. Затем предлагает обсудить ряд вопросов:

– Зачем люди пишут стихи?

– Как вы узнаете стихотворение на слух? (В стихотворении строчки рифмованные, очень ритмичные. Лишнее или не очень точное по смыслу слово может нарушить эту ритмичность.) Вспомните, как сочинял стихи Незнайка, как он мучился и потом отказался быть поэтом.

– Все ли могут писать по-настоящему хорошие стихи? Вот такие, например:


Зимнее утро
(отрывок)

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит,
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
А. Пушкин

– Слушать стихи, конечно, приятно, а вот стоит ли их учить наизусть?



Выслушав рассуждения детей, воспитатель обобщает: «Чем больше хороших стихотворений вы услышите и запомните в детстве, тем богаче, ярче и выразительнее будет ваша речь. Окружающим всегда приятна беседа с доброжелательным культурным человеком. А культурный человек – это человек с хорошими манерами и богатой, образной речью.

В средней и старшей группах мы учили очень хорошие стихотворения. Давайте вспомним их».

Педагог читает первые строчки из русских народных песенок: «Тень-тень-потетень», «Дед хотел уху сварить»; из стихотворений Ю. Кушака «Олененок», А. Барто «Я знаю, что надо придумать», И. Сурикова «Детство», В. Орлова «Ты скажи мне, реченька лесная», И. Белоусова «Осень».

Тема: «Звуковая культура речи. Звук «Ц»

Упражнять детей в произнесении звука «ц» (изолированного, в слогах, в словах)

Совершенствовать интонационную выразительность речи

Учить различать слова со звуком «ц».

Развитие фонематического слуха, творческого воображения, мелкой моторики пальцев рук

Ход занятия.

К нам в гости пришёл наш друг Гном и просит его научить правильно произносить звук «ц». Поможем?

Воспитатель предлагает обратиться к волшебным зеркалам и сделать артикуляционную гимнастику.

Комплекс артикуляционной гимнастики

«Улыбка»

Удерживать сильно растянутые губы в улыбке Зубы сомкнуты и не видны.

«Птенчик»

«Лопаточка»

Рот открыть. Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Занести «лопатку» в рот, стараясь не напрягать язык.

«Заборчик»

Улыбнуться (зубы сомкнуты и не видны).Удерживать губы в таком положении.

«Наказать непослушный язычок»

Приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить «пя –пя -пя…».

«Трубочка»

Открыть рот, высунуть широкий язык и загнуть его боковые края вверх. Подуть в «трубочку». Можно придерживать «трубочку» из языка губами.

«Часики»

Растянуть губы в улыбку. Рот приоткрыть. Кончиком узкого языка попеременно дотрагиваться до уголков рта.

А сейчас послушайте загадку:

Два конца, два кольца,

А посередине гвоздик.

Воспитатель хвалит детей и, слегка интонируя слова, произносит: солнце, ножницы, цапля, кольца.

Какой звук я выделила? Звук «ц» правильно. Его тоже надо научиться правильно и чётко произносить. Наш Гномик уже просится с ним поиграть. Присоединяйтесь.

Воспитатель просит кратко и громко несколько раз произнести звук «ц» (ц-ц-ц-ц-ц) – губы в улыбочке, кончик языка упирается в нижние зубы.

Вспомните, какая птичка поёт эту песенку. Конечно, синичка. Сделайте из пальчиков клювики и пусть ваши синички поговорят друг с другом. (Дети выполняют упражнение).

Гимнастика для глаз.

Наша волшебная синичка «полетает», а мы последим за ней глазками. Покажите Гномику, как мы тренируем глазки

Полетела вверх синичка, покружилась, покружилась и на землю опустилась.

Походила вправо, влево, на окошко полетела.

Далеко улетела (всматриваются вдаль) вновь на форточку присела.

Ей ресничками маши и в дорогу проводи.

Воспитатель предлагает посмотреть на картинки животных и разучить звукоподражания.

Белочка - цик- цик

Лошадка – цок-цок

Бабушка цыплят созывает – цып-цып

Кошка мышку ловит – цап-цап.

Воспитатель предлагает детям объединиться в круг. Пальчиковая игра «Пальчики здороваются»

С одновременным проговариванием слогов ца, цо, цу, цы. Сначала правой рукой, затем левой затем одновременно двумя руками.

Игра «Разговорчивые человечки»

Стоя в круге парами (обращаясь, друг к другу) проговорить за воспитателем комбинации слогов в различных интонациях, сопровождая произвольными движениями:

Са-ца; сы-цы; со - цо; сэ – цэ; су-цу

Воспитатель предлагает так же проговорить чистоговорку, сопровождая танцевальными движениями :

ЦА –ЦА-ЦА – вот идёт овца.

ЦУ –ЦУ –ЦУ –накормлю овцу.

ЦЫ –ЦЫ –ЦЫ – несу сено для овцы.

ЦЕ –ЦЕ –ЦЕ –сена дам овце.

Дети садятся за столы. Предлагается игра «Лабиринт»

(на картинках дети видят изображения предметов со звуком «ц» ,им предлагается подобрать как можно больше слов к первой картинке, например:»Птица какая - птица красивая, птица маленькая …

К следующей картинке двигаться по направлению стрелки.

Таблица (птица – солнце –яйцо-цыплёнок и т. д.)

А сейчас посмотрите на картинки на ваших столах и послушайте задание:

«Назовите предметы, нарисованные на картинке и обведите те из них, в которых слышится звук «ц»

Один ребёнок проговаривает ход выполнения у доски-остальные дети выполняют задание на своих местах.

Все славно поработали и заслуживают весёлого отдыха.

Дети поют и танцуют с Гномом «Танец червяков» (диск -Е. Железнова)

В вечернее время детям предлагаются раскраски с изображением зайца и цапли.

Родители получают домашнее задание: разучить с детьми загадку:

«На шесте - дворец, во дворе – певец. Кто это» - скворец

Литература и, использованная для составления конспекта:

О. Новиковская – «100 упражнений для развития речи

В. Гербова – «Занятия по развитию речи в средней группе детского сада»

Рабочая тетрадь «Уроки грамоты для малышей» (Школа семи Гномов)

Л. Комарова «Автоматизация звука «Ц» в игровых упражнениях.

Е. Железнова - «Логоритмика»

Департамент среднего профессионального и начального профессионального

образования Томской области

ОГБОУ «Томский государственный педагогический колледж»

(ОГБОУ «ТГПК»)

Формирование звуковой культуры речи у детей средней группы

Шарик Шурик

Выполнила: студентка 543 группы

3 курс заочного отделения

Солоницина Ксения Леонидовна

Проверила: воспитатель

средней группы

Емельянова Светлана Анатольевна

 


Читайте:



Курсовая работа нормативно-техническая документация на фирменное блюдо салат "цезарь с форелью"

Курсовая работа нормативно-техническая документация на фирменное блюдо салат

Регистрация на сайте Перед началом работы с FOODCOST пользователи должны зарегистрироваться. Ссылка на форму регистрации В открывшемся окне...

200 грамм овсяных хлопьев

200 грамм овсяных хлопьев

Домохозяйки часто сталкиваются с проблемой измерения ингредиентов. Между тем, процесс очень важен для приготовления вкусных блюд для гостей и...

Муж женится на другой во сне

Муж женится на другой во сне

Когда случается жениться во сне, наутро важно вспомнить сюжетные подробности своего сновидения. Дело в том, что сонник предлагает множество...

Не хочет жениться во сне

Не хочет жениться во сне

В статье на тему: "сонник жениться во сне мужчине" - представлена актуальная информация по этому вопросу за 2018 год.Овен 21.03 – 20.04 Телец 21.04...

feed-image RSS