Главная - Игры с детьми
Конспект урока образ животных в искусстве. Конспект урока по окружающему миру "образы животных в народном творчестве". Уровень усвоения знаний

План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс

Учитель: Мишенина Наталья Александровна

Тема урока: «Декоративная стилизация животного мира»

Цель урока :

Формирование у учащихся представления о многообразии и образной выразительности животного мира в природе и искусстве.

Задачи урока для преподавателя:

Образовательные:

Познакомить учащихся с разнообразием форм животного мира.

Сформировать понятия об образности животного мира через понятие в изобразительном искусстве «стилизация » «типизация»

Выявить особенности форм животного мира и представить их в своём понимании стилизации животного с использованием графического материала.

Воспитательные:

Пробудить интерес учащихся к разнообразию животного мира.

Раскрыть понятия «Образ животного» в изобразительном искусстве. Привить трудолюбие в исполнении практической работы.

Развивающие: Развить наблюдательность учащихся в процессе работы на уроке с изучением и рассматриванием различных форм и видов животного мира.

Научить проводить анализ форм животного мира, через типизацию и особенности строения.

Задачи урока для учащихся:

Образовательные:

Понять особенности (формы, закономерности) животного мира в природе и искусстве.

Уметь определять признаки особенностей животного.

Выработать навык представления орнаментального мотива и образа животного объединённого одним понятием «стилизация».

Воспитательные:

Соотнести образы животных в различных видах изобразительного искусства.

Бережно относится к окружающему миру.

Развивающие:

Развить наблюдательность в процессе изучения форм животного мира.

Научиться выделять и обобщать формы животных при помощи орнаментальных мотивов.

Зрительный ряд:

презентация по теме «Декоративная стилизация животного мира»

Изображение стилизованных животных в работах учащихся.

Наглядные формы животных, как контурные изображения.(индивидуальный раздаточный материал).

Материалы:

Карандаш простой, цвет. карандаши

Гелиевая ручка (черная)

Альбом

Оборудование:

аудиозаписи, компьютер, проектор, презентация по теме

План урока:

Организационная часть

Беседа о разнообразии животного мира его форм. Использование орнаментальных мотивов в искусстве стилизации животного мира.

Объяснение последовательности практической работы.

Постановка задачи по стилизации одного из представителей фауны.

Практическая работа.

Подведение итогов.

Домашнее задание.

Ход урока:

Последовательность проведения занятия

время

Наглядное и звуковое оформление

Этап урока

Преподаватель проверяет готовность к уроку учащихся.

Орг. момент

Учащиеся определяют жанры изобразительного искусства (натюрморт, пейзаж, портрет, анималистический жанр)определяя что объединяет в данном слайде все эти жанры. (использование узоров, орнаментов, декоративность изображений.

2 слайд

Этап мотивации и актуализации знаний

Художник творчески переосмысливает реально существующие объекты природы и окружающего мира, что является основным творческим методом и выразительным средством декоративно-прикладного искусства. Основной задачей художника в данном процессе является создание нового художественного образа, имеющего повышенную выразительность и декоративность.

Через метод формообразования создается новый орнамент художник синтезирует , изменяет, декорирует

3слайд

Открытие обучающимися новых знаний

Преподаватель «подводит» учащихся к понятию « стилизация». Термин вывешивается на доске. Учащиеся дают определения данному термину, выбирая наиболее полную характеристику понятия, формулируя тему урока, определяя задачи урока.

4слайд

«Открытие»

обучающимися нового знания

Целеполагание

Преподаватель уточняет тему урока-«Стилизация животного мира»

5 слайд

Преподаватель повторяет понятие стилизация (используя примеры на слайде в качестве образца) систематизируя знания учащихся

6 слайд

Первичное закрепление

Объяснение технических приёмов в изображении стилизованных образов животных (линия, пятно)

7слайд

Изучение нового материала

Демонстрация иллюстраций работ мастеров. Преподаватель обращает внимание на выразительность силуэта, особенности линий, графики в передаче образа животного.

8слайд

9слайд

10слайд

Изучение нового материала

Творческое задание по выявлению типичных признаков группы животных

11 слайд

Творческая, практическая деятельность

Учащиеся определяют алгоритм работы, свои дальнейшие действия по стилизации форм

12 слайд

Самостоятельная работа учащихся над образной выразительностью объектов животного мира. При необходимости индивидуальная работа преподавателя с учащимися.

13 слайд

14 слайд

Творческая, практическая работа

Анализ выполненных работ учащихся. Коллективная оценка и определение лучших работ.

15 слайд

Рефлексия

12.

Домашнее задание

16 слайд

17 слайд

13.

Подведение итогов урока: «хочется отметить, что, владение приемами стилизации позволяет личности (художнику) более творчески решать задачи, которые ставит перед ним жизнь и профессиональная деятельность».

18 слайд

Рефлексия

Костанайская область

Узункольский район

КГУ «Троебратская средняя школа»

Мастер – класс

по изобразительному искусству в 3 «А» классе

«Создание образа животного с помощью графических материалов»

Провела: Гайдамака Ольга Николаевна

Тема: Создание образа животного с помощью графических материалов.

Вид искусства: графика.

Цель урока : Познакомить учащихся с разнообразием анималистического жанра (в особенности семейства кошачьих); дать представление о выражении художником – анималистом характера зверя.

Задачи урока:

    обобщение видов и жанров в изобразительном искусстве; знакомство с жанром анималистики; ознакомление учащихся с образом снежного барса; научить передавать в рисунках красоту линий, формы, определять пропорции изображаемого предмета; способствовать формированию у учащихся умений владеть графическими материалами, умений использования средств выразительности графики при создании изображений животных на листе бумаги;

    развитие восприятия, внимания, памяти, наглядно-образного и логического мышления, мелкой моторики рук.

    воспитание художественной культуры, интереса учащихся к графическому искусству; прививать интерес, любовь, любознательность к живой природе; способствовать нравственно-патриотическому воспитанию.

Методы и приемы: словесный, наглядный, практический, стимулирующий.

Наглядный материал: презентация; методические таблицы «Последовательность рисования животного»; репродукции и иллюстрации художников-анималистов, образцы снежного барса в живописи, в графике; музыкальное сопровождение (релаксирующая музыка); видеоролик о снежном барсе, методический рисунок.

Ход урока.

Орг. момент.

Приветствие: Прозвенел и смолк звонок,

Начинается урок!

Мы за парты дружно сели

И на доску посмотрели.

Мы сегодня опять

Учиться будем рисовать.

Проверка готовности учащихся к уроку.

Вводная часть.

Начнем урок с повторения ранее изученного.

Как мы уже знаем, существует несколько видов изо. искусства. – Вспомните и перечислите их.

Над каким видом изобразительного искусства мы начали работу на предыдущих уроках? (графика) (Слайд) - Сегодня на уроке мы продолжим работать в технике графика, самом древнем виде изобразительного искусства. - Что же такое графика?

Что означает в переводе с греческого языка? (Слайд)

- Графика – это прежде всего рисунок, искусство линейное, строгое, основанное на сочетании чёрного и белого, причём белым является сама бумага, а чёрным – карандаш, уголь или другой «сухой» материал.

Каждый вид искусства «говорит» на своём языке (об этом мы беседовали на уроках живописи).

На каком языке говорит графика? - Каковы её главные выразительные средства? (Слайд)

- Верно, линия и сочетание чёрных и белых пятен – основные изобразительные средства графики, её язык, скупой и лаконичный.

Используется ли в графике цвет?

- Цвет в графике используется, но он условен, подчинен линии и не играет главной роли, как в живописи.

Существует множество жанров изо.искусства. В зависимости от того, что изображено на картине, можно определить её жанр.

Какие жанры знаете вы?

Существуют ли в графике жанры?

- Конечно, и пейзаж, и натюрморт, и портрет мы можем увидеть в технике графика.

- Сегодня мы познакомимся с новым жанро м в изобразительном искусстве, который существует в графике.

Послушайте стихотворение:

« Если видишь на картине нарисован слон,

Крокодил, жираф, горилла, кошка иль питон,

Или звери Аргентины, иль пингвин Арктический

Значит, жанр такой картины АНИМАЛИСТИЧЕСКИЙ (Слайд)

- Жанр изо. искусства, произведения которого посвящены животным и птицам называется анималистическим. А художники, занимающиеся этим – анималистами.

Изображение птиц и животных – тема в искусстве едва ли не самая древняя. Еще первобытные люди изображали на скалах и стенах пещер бизонов, коней, сцены охоты. (Слайд)

Художники всех времён рисовали, лепили, писали красками животных. Так родился анималистический жанр в изобразительном искусстве. Этот жанр есть и в живописи, и в скульптуре, и в книжной графике, и в графическом рисунке. Анималисты рисуют картины о жизни животных, птиц, насекомых, иллюстрируют книги о природе. Они хорошо знают повадки, образ жизни и внешний вид животных и птиц, которых изображают.

Сообщение темы, постановка целей урока: - Тема н ашего урока «Создание образа животного с помощью графических материалов ». (Слайд) - Значит сегодня на уроке мы представим себя в роли художников - ….. (анималистов) - Какую цель поставим перед собой на уроке?

- А вот какое животное мы сегодня будем изображать, догадайтесь по описанию. Это животное относится к семейству кошачьих. Этот осторожный и скрытный зверь – настоящий отшельник. Живет он высоко в горах, у самых ледников. Густой дымчато-серый пятнистый мех защищает от холода и делает его неприметным среди скал. Это сильный и быстрый хищник, двигается мягко, плавно, прыгает легко и бесшумно. Этот царственный зверь во многих культурных традициях разных стран мира символизирует силу и независимость. - О ком идет речь? (снежный барс) - Как иначе его называют? (ирбис ) (Слайд) - Снежный барс является национальным символом нашего государства. В Стратегии развития страны до 2030 года Казахстан характеризуется как «молодой барс, готовящийся к прыжку». Это символ, олицетворяющий мощь и величие независимого Казахстана, символ силы и благородства. Ему присущи элитарность, независимость, ум, мужественность, храбрость, хитрость. В современном мировом пространстве за Казахстаном закрепился образ азиатского барса.

Вспомните, где у нас в стране использовано изображение барса? - Что вам известно о барсе из уроков познания мира? - Ну, вот мы готовы отправиться в удивительный мир анималистического жанра, где важны наблюдательность и точность, чтобы верно передать облик и повадки животного. - А вы знаете, что у каждого животного свой характер. Животные как люди, бывают смелые и трусливые, добрые и злые. - Рассмотрите репродукции художников. (Слайды) - Обратите внимание на то, как художник передает всю пластику и выразительность образа животного с его характером. Беседа о барсе: - Что вы можете сказать о барсе? - Чтобы правильно передать образ животного, нужно хорошо представлять его в реальности. - Я вам предлагаю посмотреть видеоролик, для того, чтобы ближе познакомимся с этим животным до того, как будем приступать к его изображению. Просмотр видеоролика. Введение в практическую деятельность. - Внешне мы теперь хорошо представляем снежного барса. Это достаточно красивый, изящный, благородный вид кошачьих. Имеет очень мощное, пропорциональное тело и красивый длинный хвост. Объяснение задания - А теперь представим, что мы в мастерской художника. - Какие графические художественные материалы потребуются художнику– графику? -Каких видов бывают простые карандаши? - Когда будем использовать мягкий карандаш? - Когда твердый?

- А теперь выполним творческую работу – графический рисунок снежного барса.

Практическая работа - поэтапное выполнение рисунка

- Мы с вами будем использовать таблицу с поэтапным выполнением рисунка животного.

Работа в паре: - Поработайте в паре : проанализируйте внешность животного. - Какова форма туловища? - Головы? и т.д. - Для того, чтобы животное получились реалистично, рассмотрите этапы, как правильно его рисовать.

Инструктаж: - Как расположим альбомный лист?

1. Приступая к работе, нам необходимо не только уместить, но и композиционно разместить на листе форму рисуемого предмета. Для этого лёгким касанием карандаша наметить границы будущего рисунка, определяя его высоту и ширину.

А затем взаимное положение отдельных частей туловища.

1 этап (Слайд): - Чтобы начать рисовать, разбиваем тело животного на геометрические фигуры.

В процессе работы не следует сосредотачивать своё внимание на кончике карандаша, проводимых линиях, а нужно ориентироваться на всю изображаемую форму в целом. Не забываем о законах перспективы: предметы, находящиеся дальше – меньше; ближе – больше)

2 этап - (Слайд) Соединяем части воедино. Прорисовываем части животного, такие, как небольшие ушки, мордочку, лапы, большой хвост. Изобразим барса стоящим на скале, будто он смотрит вдаль. Это добавит выразительность в наш рисунок:

3 этап - (Слайд) Осторожно избавляемся от дополнительных линий и добавляем детали животного: глаза, нос, рот, прорабатываем лапы.

Когда уточнены намеченные формы и выявлены отдельные части и мелкие детали, необходимо подчеркнуть на рисунке характерные черты для придания ему выразительности.

4 этап - (Слайд) Добавляем объем четкими штрихами. Наносим на красивую шерстку пятнышки. Многообразные узоры на теле барса демонстрируют различные виды пятен окраса шерсти. Основными художественно- выразительными средствами являются: линия, штрих, тон, точка.

5 этап - (Слайд) Усиливаем все тени. Осталось навести чёткими линиями контуры и рисунок готов.

Наш Барс получился очень красивым! (Примерный образец барса в графике).

Проверка первичного усвоения - повторение этапов работы над рисунком учащимися.

Заключительный инструктаж- разработка критериев оценивания : - Приступая к работе, разработаем критерии, которыми будете руководствоваться при создании рисунка, а в дальнейшем самооценивании и взаимооценивании работ: (Слайд)

Повторение правил т /б при работе с карандашом.

Применение знаний на практике

Физминутка (музыкальная)

Самостоятельная работа – поэтапное выполнение рисунка животного (под музыкальное сопровождение)

Во время практической работы делаю целевые обходы:

1) контроль организации рабочего места;

2) контроль правильности выполнения приемов работы;

3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;

4) контроль объема и качества выполненной работы.

Выставка. Анализ работ учащихся

1) Экспресс – просмотр рисунков, анализ удачных работ (взаимооценивание) - Какие, на ваш взгляд, рисунки получились наиболее удачными? Все ли критерии, которые мы с вами разработали, соблюдены в данных работах?

2) Самооценивание.

А теперь каждый из вас сами оцените свою работу по тем же критериям:

Если ваша работа соответствует всем критериям – ставим оценку «5» («Я молодец!»

Если есть отклонения хотя бы от одного критерия – оценка «4» («Мне нужно еще поработать»)

Если недочеты во многих критериях – оценка «3» («Сегодня у меня не все получилось»)

Рефлексия. (Слайд) - С помощью цветных сигналов отразите результаты своей работы на уроке: (зеленый – я молодец,

желтый – мне нужно ещё поработать,

красный – сегодня у меня не всё получилось)

Итог урока: - С каким жанром изо.искусства мы сегодня познакомились? (анималистический)

- Кто такие анималисты? (художники, рисующие животных)

В какой технике мы работали? (в технике графика)

Домашнее задание. Подобрать иллюстрации к анималистическому жанру.

Уборка рабочего места.

Предмет : Изобразительное искусство

Класс : 2 «Б»

Тема урока: «Изображение животного в объёме. Образ животного в выразительной позе. Пластилин

Цель урока: познакомить детей со скульптурой и учить выполнять изображение животного пластическим способом из целого куска пластилина и передать позу.

Планируемые результаты:

Предметные:

Понимание значения искусства в жизни человека и общества,

Дальнейшее развитие и углубление знаний о скульптуре;

Развитие творческих способностей, умения выполнять фигуру в объёме

Личностные:

Приобретать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности;

Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование для учителя: мини выставка скульптур –статуэток, слайды

Оборудование для ученика : одноцветный пластилин, стека, доска для лепки, тряпочки для рук

Этап урока.

Методы и приёмы

Хроно-

метраж

Планируемые результаты

(УУД)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг. момент словесный

2 мин.

Здравствуйте, ребята.

Приветствовать учителя

Умение сконцентрироваться на работу

Мотивационный (повторение ранее изученного)

Фронтальный опрос

Знакомство с новым материалом Эвристический вопрос

схема-опора

5 мин.

3 мин.

Ребята, давайте вспомним, над какой темой вы работаете в этой четверти? (О чём говорит искусство)

Скажите, о чём могут рассказать произведения искусства (о настроении, о характере героев, о добре и зле).

Вы рисовали природу – море. Как вы передавали образ ласкового, тёплого моря, а как выразили образ шторма на море?

Как цвет помогает показать настроение моря?

Сегодня мы продолжим знакомиться с тем, как выразить образ животного и передать его характер.

Посмотрите на слайды.

Можно ли определить какое настроение, характер у этих животных?

Что нам помогает этому? (Движение, поза).

Давайте порассуждаем, как выглядит доброе животное. Оно спокойно сидит или лежит, играет, веселится.

А какие позы принимает животное, если его рассердить? (принимает боевую стойку или прыгает, шерсть поднимается, спину выгибает, а морда – оскаленная.)

Давайте покажем эти позы руками и лицом. Доброе -….., рассерженное-….

Обратите внимание, Чем изобразил художник этих слайд (карандашом, красками.)

А теперь посмотрите я принесла вам вот такие изделия (показ статуэток зверей.

Это статуэтки.

С помощью каких материалов выполнил художник зверей?

Искусство создания объёмных художественных произведений путём резьбы или лепки называется скульптура.

Из каких материалов можно выполнить скульптуры? (дерево, бронза, гипс, чугун).

А давайте отгадаем загадку!

Я слеплю кого угодно:

Волка, куклу в платье модном.

На уроке мы творим.

Очень нужен… (пластилин)

Молодцы! Сегодня мы будем работать с пластилином!

Активно слушать,

отвечать на вопросы

Оценивать свои знания

Самостоятельно или с помощью опоры формулировать тему урока, цель

Наблюдать за презентацией, Анализировать

Аргументировать свое мнение,

под руководством учителя или самостоятельно

Умение пользоваться полученной информацией

Умение самостоятельно определять круг учебных задач

Умение наблюдать, делать выводы,

Эвристический полилог,

наглядно-иллюстративный

Ребята, а какими получаются работы выполненные из пластилина, в отличие от работ, выполненных в графике и живописи? Объёмные! Верно!

Как вы думаете, для чего нужна стека? Посмотрите у себя на столах, как вы думаете, что же это? Ножичек, верно! А для чего она нужна? Чтобы украшать изделие и помогать при лепке.

Определять особенности работы с пластилином

Умение внимательно следить за материалом, рассуждать, доказывать

Педагогический показ Демонстрационный

объяснение

5 мин.

Сейчас я покажу Вам как правильно вылепить фигурку животного.Демонстрация работы над изделием.

1. Итак, ребята, сначала я хорошо разомну пластилин руками, чтобы он был податливым.

2. Мне необходимо сделать большую заготовку. Я сжимаю кусок пластилина. Формирую его в виде закруглённой морковки.

3. Я сейчас вытяну пальцами узкую часть морковки ещё сильнее, получится шея животного.

4. Затем, загните небольшую часть шеи вперёд - получится голова. Пальцами дорабатываю, придаю форму голове.

5. Для того чтобы сделать ноги, надрежу стекой нижнюю часть пополам. Вытяну пальцами передние ноги. Затем- задние ноги. Прищипну лапы.

6. Мне остаётся сделать ушки, гриву, хвост, некоторые элементы можно выполнить прищипыванием, например уши. Посмотрите.

7. Украшение можно выполнить стекой- процарапать шерстку, наметить глаза, пасть.

А вот теперь самое важное- я придам фигурке позу.

Например, согну задние ноги- животное сидит. (показ)

Поставлю ноги в позу бега.

А теперь выгну спину.

Наблюдать и усваивать приёмы и порядок выполнения работы

Умение следить и усваивать практические приёмы работы

Постановка творческой задачи Инструктаж

2 мин.

Итак, дети! Вам предстоит вылепить фигурку животного и придать ей выразительную позу. Что Вам для этого понадобится?

Помимо этого, хорошее настроение и фантазия!

Принимать задачу общую и личную

Умение воспринимать задание, мобильно выполнять работу, Формирование ответственного творческого отношения к работе

Практическая работа учащихся Практическая работа

20 мин.

Ребята, Вам необходимо работать в тишине, под тихую музыку.

Управлять темпом работы. Поощрять класс, показывать лучшие работы.

Самостоятельно выполнять задание

Умение общаться в группе

Подведение итогов урока Демонстрационный, обобщающий опрос.

3 мин.

Задача: подвести итоги. Учитель осуществляет общее руководство выполнением задания

Итак, ребята, наш урок подходит к концу. Отложите на край парты стеки и тряпочки.

    Приготовьтесь к итогу темы.

    Как называется искусство лепки?

    Как можно передать характер и настроение животного в лепном образе?

А теперь принесите аккуратно свои работы на выставку. (на парте у доски)

Встаньте, успокойтесь. Сделаем шаг назад! Мы на выставке скульптур животных

Сегодня хорошо поработали, потрудились все,

Кто хочет показать и доказать, что на нашей выставке можно увидеть наиболее творческие, оригинальные работы. Пожалуйста.

Осматривать выставку

Оценивать достижения свои и других

Умение анализировать результаты труда своего и одноклассников

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж №1»

Технологическая карта урока

Изобразительного искусства

Выполнила студентка 46 группы

Исаева Ирина

Проверила: Абросимова Г.А.

Отметка:

Дата: 9. 03.2017

Челябинск, 2017

Беседа для младших школьников на тему: "Знакомство с творчеством художников-анималистов, основоположников анималистического жанра в России".

Горбова Надежда Юрьевна, преподаватель МБОУ ДОД "Детская школа искусств" Яранского района Кировской области, город Яранск.
Описание: данный конспект урока знакомит с творчеством основоположников анималистического жанра в России, дается краткая история жанра.
Назначение: предназначен для учителей ИЗО, педагогов дополнительного образования с целью знакомства младших школьников с изображением мира животных в творчестве художников-анималистов.
Цель: знакомство детей с творчеством художников-анималистов В. А. Ватагина, И. С. Ефимова, Д. В. Горлова, являющихся основоположниками анималистического жанра в России.
Задачи:
- продолжение изучение анималистического жанра;
- развитие интереса к изучению животного мира;
- развитие способностей сравнивать, анализировать;
- закрепление знаний о многообразии художественных средств, материалов с помощью которых можно воплотить образ животного;
- закрепление знаний о графических материалах;
- расширение кругозора.

Материалы и оборудование: фотоматериалы о творчестве художников, кроссворд о животных в загадках.
Ход урока
I.Организационный момент (проверка готовности учащихся)
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность.

II. Актуализация знаний учащихся по теме:
Учитель: Ребята, на прошлом уроке мы рассмотрели как образ животного воплощается в народном декоративно-прикладном искусстве.
- Давайте вспомним, с какой народной игрушкой мы познакомились? (богородской, городецкой, филимоновской).
- Образ какого животного в них воплощается? (конь, олень, индюк, баран, курочки, медведь).
- Какие еще виды декоративного народного творчества мы рассмотрели, где встречается образ животного? (образ животного встречается и в городецкой росписи: конь, кот, лев, павлин; народной вышивке, жостовских подносах).

III. Изучение новой темы.
Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством русских художников-анималистов, которые всю свою жизнь посвятили животным: изучали их повадки, рисовали, воплощали их образ в различных художественных материалах. Животные являются главной темой, «героем» произведения, его изображение является основной целью художника.
Художников, работающих в этом жанре, называют анималистами.
Анимализм (от лат. animal животное, зверь) - один из древнейших жанров изобразительного искусства, посвящённый животному миру.
Примеры непревзойденного совершенства в изображении животных даёт первобытное искусство. Наскальные рисунки, найденные в Испании (Альтамира), Франции (Ласко, Фон-де Гом), России (на Южном Урале), поражают удивительной жизненностью передачи облика и движений животных – быков, диких лошадей, оленей, медведей, бизонов. Изображали их простыми средствами: углём, глиной.

В Древнем Египте, в государствах древней Америки изображения животных, в которых видели воплощения богов, встречаются в живописи, скульптуре, украшениях, выполнявших часто роль «оберегов» от злых сил. Кошка, крокодил, черный бык, жук-скарабей - всё это священные животные Египта.


Жрецы из этой страны считали, что любое его изображение не только украсит дом, но и защитит всех живущих в нем от беды, негативной энергии и даже болезней и смерти.


Изображение жука-скарабея часто встречается в ювелирных изделиях.
В Китае, в его темпераментном искусстве, зверь изображается в различных материалах: драгоценных металлах, фарфоре, фаянсе, камне, бумаге. Ребята, какое животное изображено на фотографии?


Ученики: дракон.
Учитель: Китайский дракон означает все положительное, доброе и несет позитивное начало.


В Китае также любят изображать тигров. Тигр символизирует страсть, могущество и отвагу, но также разрушение и свирепость. Его положительное значение определялось тем, что он изгонял и пожирал диких свиней, которые опустошали поля.
Рельефные узоры со сказочными зверями украшают стены древнерусских белокаменных храмов (Дмитровский собор во Владимире, церковь Покрова на Нерли).


В средневековом искусстве звери и птицы стали «говорящими» символами: собака означала верность и защиту, голубь – мир и надежду, обезьяны – низменные людские страсти и желания. Особое место занял образ агнца (ягнёнка) – символ невинной жертвы Христа.


Давайте проследим путь художников, которые посвятили свое творчество миру животных во всем его многообразии в России, - это В. А. Ватагин, И. С. Ефимов, В. А. Серов, Д. В. Горлов.
Каждый из них был яркой индивидуальностью, каждый шел своим самостоятельным путем, и все они вместе стояли у истоков анималистического жанра в России.
Василий Алексеевич Ватагин (1884-1969).
Василий Алексеевич Ватагин был великим тружеником - поражает огромное количество работ, оставшихся после него. Произведения Ватагина хранятся во многих музеях страны, в том числе в Третьяковской галерее и в Русском музее.
Бескорыстная преданность Ватагина делу своей жизни, требовательность к себе, способность учиться до конца своих дней сделали его одной из выдающихся фигур в анималистическом жанре. Его можно назвать основоположником московской анималистической школы.
«С тех пор, как я помню себя, моим любимым занятием было рисование»,-вспоминает Ватагин в своих автобиографических заметках.
Как вы думаете, кого он рисовал?
Ученики: животных.
Учитель: Так как вся жизнь художника была отдана изучению и изображению мира животных.
Стиль работ Ватагина начала 1900-х годов складывался под влиянием его многочисленных путешествий по России и за границей. Он объездил север и юг России, в течение нескольких лет рисовал в зоопарках Европы, собирая материал об экзотических животных для Московского университета, посетил Грецию, Сицилию, Константинополь.
Ватагин рисует животных графическими материалами.


Создает скульптуру в дереве и камне.


У художника была склонность изображать животных очень натуралистично.


Очень много рисовал животных из Московского зоопарка.




Ребята, как вы думаете, какими графическими материалами выполнены рисунки?
Ученики: цветные карандаши, акварель.
Учитель: Да, верно! Художник использует всего три цвета, но какие выразительные рисунки получились. Главным выразительным средством служит линия .
Постепенно он вырабатывает язык простой и ясный. Его «палитра» обогащается, помимо дерева, он работает в мраморе, фаянсе, терракоте, майолике, режет по кости. Он досконально изучил возможности различных материалов и научился ими пользоваться.
Чувство неиссякаемой любви к животному миру, восторг и преклонение перед его поразительным разнообразием и совершенством,-лежали в основе творчества Ватагина. Он часто обращается к жанру звериного портрета:
Ребята, чья это голова?


Ученики: Голова мартышки,
Учитель: В портретах животных Ватагин пытливо и доброжелательно проникает во внутренний мир зверя. В жанровых скульптурах он умеет тактично и ясно передать проявления звериной ласки, дружбы, любви. Таковы его «Играющие пантеры»,


«Играющие медведи», «Обезьяна с детенышем» и многие другие. Ватагин обладал «чувством зверя», как говорил он сам, помогающим ему любить и творчески осмысливать мир живой природы.
Ребята, вы наверно читали про Маугли?
Ученики: да.
Учитель: «Маугли» была любимой книга Ватагина. К ней он рисовал иллюстрации». В этих иллюстрациях объединились его глубокое знание животного мира и фантастические воспоминания путешествия художника по Индии.



Помимо «Маугли» Ватагин проиллюстрировал большое количество детских книг с произведениями А. Чехова, Л. Толстого, Джека Лондона, Сетон-Томпсона и других.

Физминутка «Звериная зарядка»

Звериная зарядка
Раз - присядка,
Два - прыжок.
Это заячья зарядка.
А лисята как проснуться
(кулачками потереть глаза)
Любят долго потянуться
(потянуться)
Обязательно зевнуть
(зевнуть, прикрывая рот ладошкой)
Ну и хвостиком вильнуть
(движение бедрами в стороны)
А волчата спинку выгнуть
(прогнуться в спине вперед)
И легонечко подпрыгнуть
(легкий прыжок вверх)
Ну, а мишка косолапый
(руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса)
Широко расставив лапы
(ноги на ширине плеч)
То одну, то обе вместе
(переступание c ноги на ногу)
Долго топчется на месте
(раскачивание туловища в стороны)
А кому зарядки мало –
Начинает все сначала!
(развести руки в стороны на уровне пояса ладонями вверх)

Учеником Василия Ватагина был Дмитрий Владимирович Горлов. Творческая деятельность Горлова тесно связана с детьми и работой для них.
Художник занимался разработками детских игрушек.
В то время был скучный ассортимент безжизненных муляжей с натуральной окраской.
Им было разработано более ста образцов изделий из дерева и папье-маше, многие из которых с движением, с шарнировкой. Пользовался успехом его слоненок, выполненный из различных деталей. Он двигал ушами и хоботом, мог то степенно, как взрослый слон, выхаживать, то озорно бежать. А щенок поворачивал голову и, в зависимости от градуса поворота, был то грустным, то веселым.


Слон резиновый.
Его игрушки несли добро.
Сам художник очень любил животных - в его доме постоянно были собака, кролики, голуби, мыши. Рисовать же Дмитрий Владимирович начал с двух лет. В годы Гражданской войны было не до учебы, приходилось много работать и даже выступать в цирке. Недолго позанимался в разных студиях, а главные уроки художника-анималиста получил, наблюдая за животными и делая их зарисовки. Про это с гордостью писал в анкете: специальность приобрел в Московском зоопарке.
Вместе с Ватагиным Горлов работал и над скульптурными группами животных – для нового входа в Московский зоопарк (1936):


«У меня нет любимого материала, - пишет он, - есть любимая тема… любой материал интересен, но самое интересное – подобрать к нему ключи». И он работал в дереве, камне, терракоте, майолике, фаянсе, шамоте, фарфоре, металле, папье-маше…


Рысенок, фарфор.


Медвежонок на пне.


Вот такой дикобраз - карандашница. Это не только скульптура животного, но и полезная вещь)). Его зверюшки очень добрые, уютные.
Дмитрий Владимирович считал себя в первую очередь скульптором-анималистом, но никогда не расставался с карандашом и ручкой. Рисование было для него настолько насущной необходимостью, что к концу жизни сам художник был ошеломлен количеством нарисованного и написанного.
Кроме игрушек и фарфора заслуженный художник РСФСР Дмитрий Владимирович Горлов оформил около шестидесяти книг.




Ребята, вы все наверно знакомы с баснями Ивана Андреевича Крылова. Назовите их пожалуйста.
Ученики: «Лебедь, рак и щука», «Ворона и лисица», «Свинья под дубом».
Учитель: Молодцы! Дмитрий Владимирович Горлов создал серию из восьми горельефов к памятнику Крылову из бронзы.



Иллюстрация к басне И.Крылова "Квартет"


Другой замечательный художник Валентин Серов выполнил множество замечательных иллюстраций к басням Крылова. Этому делу он посвятил более 15 лет.



С детства Валентин Александрович обожал всякую «животину». Он любил наблюдать за животными, подмечать особенности поведения и сходства с людьми. Художник рисовал их много и охотно.
Работа настолько увлекла художника, что в результате появилось громадное количество набросков, зарисовок и законченных картин на тему крыловских басен.


Посмотрите какое интересное композиционное решение иллюстрации к басне «Ворона и Лисица». Отталкиваясь от строки «На ель ворона взгромоздясь», Серов дает нам почувствовать, что ворона действительно высоко поднялась, усевшись на еловую ветвь. Художник помещает ее на первый план, откуда она видит внизу крошечную лисичку, всячески изощряющуюся в лести.
Серов пытается придать каждому герою индивидуальные черты.
Ученик Валентина Серова, Иван Семенович Ефимов (1878-1959), продолжает экспериментировать с материалами, создавая образы животных.
«И. С. Ефимов – особенный художник: не скульптор, а изобретатель новых форм»- говорил о нем А. А. Фаворский.
Особенно привлекала художника возможность использования новых, мало употребляемых прежде материалов. Удивительно точно художник чувствует материал, он помогает ему в воплощении образа.



В этой скульптуре шар, пустой внутри, наполняется водой, его держит легкий медный поясок – обруч с рыбками. Желтой меди дельфин, блестя своим телом, устремлен вниз, вдоль шара. Эта работа еще раз подтверждает насколько безграничная фантазия Ивана Ефимова.
С удиви¬тельной характерностью передавая повадку своих моделей, Ефимов в то же время осваивает материал, обыгрывая фактуру тонких медных листов, разрезая их ножницами, заги¬бая стружками и т. п. Он работает также в бронзе («Бой лосей», 1936), дереве («Медведица», 1927), стекле («Береговица», 1923),фаянсе («Зебра», 1927; «Кошка с шаром», 1935)


И. С. Ефимов своими работами сделал большой шаг в осуществлении своей идеи о слиянии архитектуры со скульптурой: его парковые скульптуры-фонтаны прекрасно вписываются в воздушную среду. Особенно выразителен сквозной рельеф «Олень с виноградом» (1950).


Художник выполняет даже рисунки из проволоки.
Ребята, как вы думаете, что это за животные на рисунке?


Ученики: баран и кенгуру.
Учитель: Да, верно, выполненные из проволоки. Как необычно!

IV. Закрепление изученного на уроке.
В основе творчества художников, с которыми мы сегодня познакомились, лежала неиссякаемая любовь к животному миру, восторг и преклонение перед его поразительным разнообразием и совершенством.
Чтобы стать хорошим художником-анималистом, необходимо глубоко изучить натуру, собрать много материала о животных, их повадках и жизни. Для начала можно начать с зоопарка.
Если у художника есть любовь к какой-то теме, то ему безразлично какими художественными материалами работать.

V. Заключительный этап урока.
1) Сегодня на уроке мы более подробно познакомились с каким жанром изобразительного искусства? (анималистическим)
2) Что такое анималистика? (изображение животных).
3) Кто первым выполнил рисунки животных и где они находились? (первобытные люди рисовали в пещерах)
4) С творчеством каких русских художников-анималистов вы познакомились сегодня на уроке? (Серов, Ватагин, Горлов, Ефимов).
5) С помощью каких материалов художники воплощали образ животного? (глина, металл, рисовали акварелью, карандашами).
Если позволяет время, можно предложить детям разгадать кроссворд.

По горизонтали:

1. Кто осенью холодной
Ходит хмурый и голодный?
(Волк)

3. Живет спокойно, не спешит,
На всякий случай носит щит.
Под ним, не зная страха,
Гуляет... (черепаха)

7. Зверь я горбатый,
А нравлюсь ребятам.
(Верблюд)

По вертикали:

2. Что за коняшки -
На всех тельняшки.
(Зебры)

4. У порога плачет,
Коготки прячет,
Тихо в комнату войдет,
Замурлычет, запоет.
(Кошка)

5. Зимой спит,
Летом - ульи ворошит.
(Медведь)

6. За деревьями, кустами
Промелькнуло будто пламя.
Промелькнуло, пробежало...
Нет ни дыма, ни пожара.
(Лиса)

Домашнее задание: постараться выполнить копию рисунка животного, выполненного художником-анималистом.
Буду рада конструктивной критике.

Художественная деятельность для школьников

Урок изобразительного искусства

во 2 классе

Программа и УМК Б.М Неменского «Школа России»

Тема урока: Изображение и фантазия. Фантастическое животное.

Цель урока:

познакомить с понятием «фантазия», изображениями сказочных птиц и фантастических животных.

Задачи урока:

Дать представление о роли фантазии в искусстве, в работе художника, о связи фантазии с реальностью;

Развивать умение сравнивать, комбинировать, анализировать, делать выбор, развивать фантазию и воображение, навыки самостоятельного творческого мышления;

Совершенствовать технику работы графическими материалами;

Воспитывать любовь к животным, интерес к предмету.

Форма урока : урок- знакомство с искусством.

Интеграция: изобразительное искусство, история, окружающий мир.

Тип урока : введение и сообщение новых знаний, с использованием ИКТ.

Формы и методы обучения:

Объяснительно-иллюстративный;

Фронтальная и индивидуальная.

Личностные:

осознавать необходимость уважительного отношения к произведениям декоративно-прикладного искусства, значимость эмоционально-ценностного отношения к собственной деятельности, как основе творчества;

развивать фантазию и воображение, способность к созданию художественного образа, эстетической оценке произведений искусства и работ обучающихся.

Познавательные:

осуществлять анализ реально существующих форм животных и умение творчески преображать формы реального животного мира в условно-декоративные.

Регулятивные:

формировать навыки самостоятельной работы, развивать образное воображение, способность к творчеству, планировать время, работу, оценивать и анализировать результаты работы.

Коммуникативные: развивать потребность в коллективной деятельности, способствовать накоплению опыта общения, ведения диалога, дискуссии, определять общую цель и пути ее достижения, принимать активное участие в работе парами, учиться высказывать и отстаивать свое мнение.

Предметные:

понимать «язык» декоративного искусства, освоить основные способы стилизации и комбинирования форм для получения новой вымышленной формы, формировать изобразительные умения, навыки, чувство формы, ритма.

Оборудование:

изделия художественных промыслов с изображениями сказочных птиц, карточки для работы в группе, детские работы, презентация по теме урока.

Художественные материалы:

акварельные краски, кисти, бумага.

Ход урока

1. Организационный момент

Проверка готовности обучающихся к уроку.

Спасибо, садитесь.

Девизом нашего урока станут слова режиссёра, актёра и педагога Константина Станиславского: «Фантазия, как и воображение, необходима художнику» (материал презентации)

2. Разминка для художников

1) Рисование в воздухе.

Ваша рука – кисточка. Рисуем в воздухе цветок, бабочку, дом.

2) Блиц-турнир.(сопровождается материалом презентации: фото, иллюстрации)

Как зовут художников, которые рисуют без кистей и красок?

(Мороз, Осень)

Назовите единственное на Земле рисующее существо.

(Человек)

Какой материал для рисования заливает лицо от стыда?

Её художник «вгоняет в краску». Назовите её.

Что, по мнению художников, маслом не испортишь?

(Картину)

Ткань на языке живописца - это что?

(Холст, полотно)

3. Актуализация знаний

На доске фото животных, репродукции картин (материал презентации),

выставка детских рисунков.

Учитель: - Кого изображали на прошлом уроке изобразительного искусства?

Обучающиеся: - Мы рисовали птиц родного края.

Учитель: - Как называют художников, изображающих животных?

Обучающиеся: - Их называют анималистами.

Учитель: - Правильно, а как произошло это слово?

Обучающиеся: - От латинского слова «анимал» - животное.

Учитель: - Каких художников-анималистов вы знаете?

Обучающиеся: - Василий Ватагин, Евгений Чарушин, Валентин Серов.

4. Беседа по теме урока

Учитель: - На прошлом уроке мы рисовали птиц, реально существующих в окружающем мире. Что такое реальность? Реальность - это то, что вокруг нас, то, что существует на самом деле. Реальный мир во всём его многообразии проявлений – это бесценная кладовая, из которой художник черпает темы для своих картин.

Наша школа – это реальность?

Обед в школьной столовой – это фантазия?

Змей-Горыныч, обучающийся с нами в классе, – это реальность? Это, конечно, фантазия.

Фантазия - это импровизация на свободную тему. Фантазировать - значит воображать, сочинять, представлять.Фантазия - мечта, продукт воображения, помогает создавать новое, обогащает человека.

Мастер Изображения рисует не только то, что видит вокруг, но и то, что ему подсказывает фантазия.В основе любой фантазии - правда жизни. Ведь художник способен фантазировать только на основе увиденного в окружающем мире.

5. Работа в группах

Повторение правил работы в группе.

Каждая группа получает карточку. Участники группы знакомятся с фантастическим животным, чтобы рассказать о нем классу.

Кого увидел Мастер Изображения?

Каждая группа знакомит класс со своей информацией. (сопровождается материалом презентации: иллюстрации)

6. Физминутка

Цель: отвлечь ребёнка, переключить его внимание, снять усталость, восстановить силы и обучить основам здоровой жизни.

Чтоб красиво рисовать,

Надо пальцы нам размять.

Кулачки все крепко сжали

И немного подержали.

Подержали и разжали.

Мне ладошки показали.

Делай быстро, детвора.

Рисовать теперь пора.

7. Работа с учебником

Учитель: - Откроете учебник на странице 62. Сегодня мы познакомимся с реальной или сказочной птицей?

Обучающиеся: - Со сказочной птицей.

Учитель: - Видели такую птицу в природе?

Обучающиеся: - Не видели.

Учитель: - Это сказочная птица Сирин, один из самых любимых образов русского декоративно-прикладного искусства. Когда-то в старые времена легенды о сладкоголосой птице Сирин привезли на Русь купцы и путешественники. Она была наделена сильным голосом, который завораживал людей, сводил их с ума. Прилетает птица Сирин один раз в сто лет из Рая. Люди слушали сладкие и заманчивые песни птицы, шли за ней следом, отчего обязательно погибали.

Вы сказали, что не видели в природе такую птицу, а отдельные элементы, части?

Обучающиеся: - Это части птицы и человека.

Учитель: - Художник соединил в одно целое разные части разных образов. В этом ему помогла фантазия.

Задание: придумать и изобразить свое фантастическое животное, похожее на зверя, птицу или рыбу.

8. Работа в парах

Обсуди с партнером, какое животное придумал и решил изобразить.

9. Творческая практическая деятельность обучающихся

Повторение правил техники безопасности и личной гигиены с краской, кистью и водой.

Фантазия художника щедра,

Она нам дарит столько неожиданного...

Представь, насколько б жизнь была бедна,

Коль не было бы в ней чудес невиданных.

Творите! Желаю успехов в работе.

10. Электронная физминутка для глаз «Пчелка» (http://pedsovet.su)

Цель: эффективное переключение внимания и снятие утомления с глазодвигательных мышц.

11. Итог урока

Что такое фантазия?

Что вдохновляет Мастера Изображения придумывать фантастические образы?

Каких животных вы придумали и изобразили?

12. Выставка и анализ рисунков

13. Домашнее задание (дифференцированное)

Красная группа: найти в литературных произведениях примеры фантастических животных, принести книги в класс.

Синяя группа: вылепить из пластилина фантастическое животное и дать ему устную зарисовку-характеристику.

Зеленая группа: найти фото или рисунок фантастического животного и войти в его образ.

14. Эмоционально – художественная рефлексия

Обучающимся предлагается два изображения - пейзажи. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая – радостным, веселым. Ученики выбирают тот пейзаж, который соответствует их настроению от урока, ставят туда магнит-звездочку.



15. Уборка рабочего места

Список использованной литературы

1. Бушкова Л. Ю. Поурочные разработки по изобразительному искусству по программе Неменского Б. М. «Изобразительное искусство и художественный труд»: 2 класс. М.: ВАКО, 2011.

2. Коротеева Е. И. Изобразительное искусство. Искусство и ты. 2 класс: учебник для общеобразовательных организаций/ Е. И. Коротеева; под ред. Б. М. Неменского. - М.: Просвещение, 2013.

3. Неменский Б. М. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству. 1-4 классы: пособие для учителя / Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Е. И. Коротеева. - М.: Просвещение, 2010.

4. Светлова И. Е. Развиваем воображение и фантазию. М.: Эксмо, 2005.

Интернет-ресурсы

 


Читайте:



Эскадренные миноносцы ссср

Эскадренные миноносцы ссср

5 июля 2004 года экипаж эсминца «Бесстрашный» был построен по большому сбору. Заместитель Командующего Северным Флотом, вице-адмирал Доброскоченко,...

Нелюбимые корабли кайзера Флот Германской Империи в мире Царя Алексея Петровича

Нелюбимые корабли кайзера Флот Германской Империи в мире Царя Алексея Петровича

Обзор нового линкора 4 уровня от VoodooKam. Наконец вышли в свет новые с иголочки линкоры и я сегодня хочу вам рассказать о корабле, который не...

ВМФ США. Состав ВМФ США. Базы ВМФ США. ВМС США: организация и боевой состав Корабельный состав вмс

ВМФ США. Состав ВМФ США. Базы ВМФ США. ВМС США: организация и боевой состав Корабельный состав вмс

Какой-либо повод для научного анализа здесь отсутствует. ВМФ России и ВМС США существуют раздельно друг от друга, в разных временных эпохах. Также,...

Линейные крейсера типа «Конго

Линейные крейсера типа «Конго

Победа в войне с Россией дала мощный толчок развитию японского военно-морского флота. Как и в прежние годы, японские специалисты ориентировались на...

feed-image RSS