Главная - Детские поделки
Сюжетно-ролевые игры в средней группе детского сада. Сюжетно-ролевая игра с детьми средней группы «На день рождения к бабушке

Перечень

игр для детей средней возрастной группы

(4 – 5 лет)

Подготовила: воспитатель Куликова Ю.В.


«Дом, семья»

Цели и задачи: Побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку. Раскрывать нравственную сущность деятельности взрослых людей: ответственное отношение к своим обязанностям, взаимопомощь и коллективный характер труда.

Оборудование: предметы домашнего обихода, атрибуты для оборудования домика, куклы, одежда, посуда, мебель.

Роли: мама, папа, дети, бабушка, дедушка.

Ход игры: Игру воспитатель может начать с чтения художественного произведения Н. Забилы «Ясочкин садик», одновременно в группу вносится новая кукла Ясочка. После чтения рассказа педагог предлагает детям поиграть так, как Яся, помогает приготовить игрушки для игры.

Затем воспитатель может предложить детям пофантазировать, как бы они играли, оставшись дома одни.

В последующие дни воспитатель вместе с детьми может оборудовать домик на площадке, в котором будет жить Ясочка. Для этого нужно убрать в домике: помыть Пол, повесить шторы на окна. После этого педагог может побеседовать в присутствии детей с родителями недавно переболевшего ребенка о том, чем он болел, как мама и папа заботились о нем, как лечили его. Также можно провести игру-занятие с куклой («Ясочка простудилась»).

Затем воспитатель предлагает детям самостоятельно поиграть в «семью», наблюдая со стороны за игрой.

При последующем проведении игры педагог может внести новое направление, предложить детям поиграть, как будто бы у Яси день рождения. Перед этим можно вспомнить, что делали дети, когда у кого-то в группе праздновался день рождения (дети по секрету готовили подарки: рисовали, лепили, приносили из дому открытки, мелкие игрушки. На празднике поздравляли именинника, играли в хороводные игры, плясали, читали стихи).

После этого педагог предлагает ребятам на занятии по лепке слепить бублики, печенье, конфеты - угощение, а вечером отпраздновать день рождения Ясочки.

В последующие дни многие дети уже могут в само стоятельных играх с куклами развивать различные вари анты празднования дня рождения, насыщая игру собственным опытом, приобретенным в семье.

С
целью обогащения знаний детей о труде взрослых воспитатель, предварительно договорившись с родителями, может дать детям поручение помочь дома маме и приготовлении еды, в уборке комнаты, в стирке, а по том рассказать об этом в детском саду.

Для дальнейшего развития игры в «семью» педагог выясняет, у кого из детей есть младшие братья или сестры. Можно детям прочитать книгу А. Барто «Младшим брат» и рассмотреть в ней иллюстрации. В группу воспитатель приносит новую куклу-младенца и все необходимое для ухода за ней и предлагает детям представить, как будто у каждого из них есть маленький братик или сестричка, рассказать, как бы они помогали маме ухаживать за ним.

Воспитатель может также организовать игру в «семью» на прогулке.

Игру можно предложить группе детей из трех чело век. Распределить роли: «мама», «папа» и «сестра». В центре внимания игры кукла-младенец «Алеша» и новая кухонная посуда. Девочкам можно предложить убрать в игровом домике, переставить мебель, выбрать поудобнее место для «Алешиной» колыбели, постелить постель, перепеленать малыша, уложить его спать. «Папу» можно отправить на «базар», принести траву - «лук». После этого в игру воспитатель может включить и других детей по их желанию и предложить им роли «Ясочки», «друга папы - шофера», который может отвезти всю семью в лес отдыхать, и т. д.

Воспитатель должен предоставлять детям самостоятельность в развитии сюжета, но также внимательно следить за игрой и умело использовать ролевые взаимоотношения детей для укрепления реальных положительных взаимоотношений между ними.

Закончить игру воспитатель может предложением идти (всей семье) обедать в группу.

Сюжет игры в «семью» воспитатель совместно с детьми может постоянно развивать, переплетая с играми в «детский сад», в «шоферов», «мамы и папы», «бабушки и дедушки». Участники игры в «семью» могут отводить своих детей в «детский сад», принимать участие в (утренниках», «днях рождения», чинить игрушки; «мамы и папы» с детьми в роли пассажиров отправляться в автобусе на загородную прогулку в лес, или «шофер» отвозить на «скорой помощи» маму с заболевшим сынишкой в «больницу», где его принимают, лечат, ухаживают, и т. д.

«
Детский сад»

Цели и задачи : расширить знания детей о назначении детского сада, о профессиях тех людей, которые здесь работают, – воспитателя, няни, повара, музыкального работника, воспитать у детей желание подражать действиям взрослых, заботливо относиться к своим воспитанникам.

Оборудование: тетрадь для записи детей, куклы, мебель, посуда кухонная и столовая, наборы для уборки, мед. инструменты, одежда для повара, врача, медсестры и др.

Роли: воспитатель, младший воспитатель, логопед, заведующая, повар, музыкальный руководитель, физкультурный руководитель, медсестра, врач, дети, родители.

Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть в детский сад. По желанию назначает детей на роли. В игре воспитатель с детьми обыгрывает различные ситуации: «Утренний прием», «Наши занятия», «На прогулке», «На музыкальном занятии», «На физкультурном занятии», «Осмотр врача», «Обед в д/саду» и др.

Воспитатель принимает детей, беседует с родителями, проводит утреннюю зарядку, занятия, организует игры... Младший воспитатель следит за порядком в группе, оказывает помощь воспитателю в подготовке к занятиям, получает еду… Логопед занимается с детьми постановками звуков, развитием речи… Муз. руководитель проводит муз. занятие. Врач осматривает детей, слушает, делает назначения. Медсестра взвешивает, измеряет детей, делает прививки, уколы, дает таблетки, проверяет чистоту групп, кухни. Повар готовит еду, выдает ее помощникам воспитателя.

«
Поликлиника»

Цели и задачи: Вызвать у детей интерес к профессии врача. Воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения, развивать у детей способности принимать на себя роли, развивать интерес к игре.

Оборудование: халаты, шапки, карандаш и бумага для рецептов, фонендоскоп, тонометр, градусник, аптечка, вата, бинт, пинцет, ножницы, губка, шприц, мази, таблетки, порошки и т.д.

Роли: врач, медсестра, работник регистратуры, санитарка, больные.

Ход игры: Воспитатель обыгрывает различные ситуации «Запись к врачу», «На приеме у лор врача», «На приеме у хирурга», «На приеме у окулиста» и др.

Больной идет в регистратуру, берет талон к врачу, идет на прием. Врач принимает больных, внимательно выслушивает их жалобы, задает вопросы, прослушивает фонендоскопом, измеряет давление и температуру, смотрит горло, делает назначение. Медсестра выписывает рецепт, врач подписывает. Больной идет в процедурный кабинет. Медсестра делает уколы, перевязывает ранки, смазывает мазью и т.д. Санитарка убирает кабинет, меняет полотенце.

В ходе игры дети наблюдают за тем, как врач лечит больных – делает перевязки, измеряет температуру. Воспитатель оценивает, как дети общаются между собой, напоминает о том, чтобы выздоровевшие не забывали благодарить врача за оказанную помощь.

Ситуация 1. Воспитатель предлагает ребенку дополнительную роль пациента, а сам берет основную роль доктора. Воспитатель: " давай поиграем в" Доктора": я буду доктором, а ты - пациентом. А что нужно врачу? (ребенок с помощью взрослого раскладывает на столе медицинские принадлежности из аптечки). А это у нас баночка с мазью, а это шприц..." (Постепенно ребенок сам начинает называть и расставлять необходимое).

Воспитатель надевает шапочку и белый халат: " Я - доктор. Приходите ко мне на прием. Заходите, здравствуйте. У вас болит горлышко или животик? Когда вы заболели? Давайте посмотрим горлышко. Откройте рот. Скажите а-а-а-а. Ай, ай, какое красное горлышко. Сейчас смажем, не больно? А голова у вас не болит?

Игра с одним ребенком привлекает внимание других детей. Воспитатель, заметив наблюдающих за игрой детей, говорит: "У вас тоже что-то заболело? Становитесь в очередь, больные. Подождите"


Ситуация 2. Воспитатель играет доктора, двое детей - больных. Воспитатель "А теперь давайте поиграем так, как будто я – доктор. Я у себя в кабинете. У меня есть телефон. Вы заболели, звоните мне и вызывайте врача, Дзинь, дзинь! У меня звонит телефон. Алло! доктор слушает. кто звонил? Девочка Катя? Вы заболели? У тебя болит голова или животик? А температуру ты измеряла? Какая высокая! Скажи мне Катя, где ты живешь?

Я приеду к тебе. Буду тебя лечить. А пока пей чай с малиной и ложись спать. До свидания! У меня опять звонит телефон. Алло, кто звонит? Мальчик Дима? На что жалуешься? Насморк? Давно заболел? Ты капли закапывал или пил таблетки? Не помогает? Приходи ко мне сегодня. Я тебе другое лекарство выпишу. До свидания!

Ситуация 3. Доктор сам звонит пациентам, узнает как они себя использует чувствуют, дает советы. В процессе разговора по телефону воспитатель использует систему альтернативных и подсказывающих вопросов, которые показывают вариативность игровых действий и способствуют в дальнейшем развитию творчества.

«
Больница»

Цели и задачи: вызвать у детей интерес к профессиям врача, медсестры; воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.

Оборудование: халаты, шапки, карандаш и бумага для рецептов, фонендоскоп, тонометр, градусник, вата, бинт, пинцет, ножницы, губка, шприц, мази, таблетки, порошки и т.д.

Роли: врачи, медсестры, больные, санитарки.

Ход игры: Больной поступает в приемный покой. Медсестра регистрирует его, проводит в палату. Врач осматривает больных, внимательно выслушивает их жалобы, задает вопросы, прослушивает фонендоскопом, измеряет давление, смотрит горло, делает назначение. Медсестра выдает лекарства больным, измеряет температуру, в процедурном кабинете делает уколы, перевязки, обрабатывает раны и т.д. Санитарка убирает в палате, меняет белье. Больных посещают родные, друзья.

В ходе игры воспитатель оценивает, как дети общаются между собой, напоминает о том, чтобы выздоровевшие не забывали благодарить врача за оказанную помощь

«
Зоопарк»

Цели и задачи: расширять знания детей о диких животных, их повадках, образе жизни, питании, воспитывать доброту, отзывчивость, чуткое, внимательное отношение к животным, культуру поведения в общественных местах, расширить словарный запас детей.

Оборудование: крупный строительный материал, дикие животные (игрушки), посуда для кормления животных, инвентарь для уборки (ведра, метлы, совки), халаты, шапки, санитарная сумка (фонендоскоп, градусник, вата, бинт, пинцет, ножницы, шприц, мази, таблетки, порошки), касса, билеты, деньги.

Роли: строители, водитель, грузчики, животные, работники зоопарка, ветеринарный врач, кассир, экскурсовод, посетители зоопарка.

Ход игры: Строители строят зоопарк. Водитель привозит животных. Грузчики разгружают, ставят клетки с животными на место. Работники зоопарка ухаживают за животными (кормят, поят, убирают в клетках). Ветеринарный врач осматривает животных (измеряет температуру, прослушивает фонендоскопом), лечит больных. Кассир продает билеты. Экскурсовод проводит экскурсию, рассказывает о животных, говорит о мерах безопасности.

Воспитатель сообщает детям, что в город приехал зоопарк, и предлагает сходить туда. Дети покупают билеты в кассе и идут в зоопарк, слушают экскурсовода. Там рассматривают животных, рассказывают о том, где они живут, чем питаются. В ходе игры следует обращать внимание детей на то, как надо обращаться с животными, как ухаживать за ними.

«
Магазин»

Цели и задачи: научить детей классифицировать предметы по общим признакам, воспитывать чувство взаимопомощи, расширить словарный запас детей: ввести понятия «игрушки», «мебель», «продукты питания», «посуда». Вызвать у детей интерес к профессии продавца, формировать навыки культуры поведения в общественных местах, воспитывать дружеские взаимоотношения.

Оборудование: весы, касса, халаты, шапочки, сумки, кошельки, ценники, товары по отделам, машина для перевозки товаров, оборудование для уборки.

Роли: директор магазина, продавцы, кассир, покупатели, водитель, грузчик, уборщица.

Ход игры: В ходе игры воспитатель обыгрывает с детьми игровые ситуации «В овощном магазине», «Одежда», «Продукты», «Ткани», «Сувениры», «Кулинария», «Книги», «Спорттовары».

Водитель привозит на машине товар, грузчики разгружают, продавцы разлаживают товар на полках. Директор следит за порядком в магазине, заботится о том, чтобы в магазин во время завозился товар, звонит на базу, заказывает товар. Приходят покупатели. Продавцы предлагают товар, показывают, взвешивают. Покупатель оплачивает покупку в кассе, получает чек. Кассир получает деньги, пробивает чек, дает покупателю сдачу, чек. Уборщица убирает помещение.

В ходе игры педагогу необходимо обращать внимание на взаимоотношения между продавцами и покупателями.

«
Парикмахерская»

Цели и задачи: расширить и закрепить знания детей о работе парикмахера, воспитывать культуру поведения в общественных местах, уважение, вежливое обращение к старшим и друг к другу, учить благодарить за оказанную помощь и услугу, расширять словарный запас детей.

Оборудование: зеркало, набор расчесок, бритва, ножницы, машинка для стрижки волос, фен для сушки, бигуди, лак для волос, одеколон, альбом с образцами причесок, краска для волос, халаты, пелеринки, полотенца, касса, чеки, деньги, швабра, ведра, тряпки для пыли, для пола.

Роли: парикмахеры – дамский мастер, мужской мастер, мастер маникюра, кассир, уборщица, клиенты.

Ход игры: дети знакомятся с тем, что в парикмахерской есть несколько залов: женский, мужской, маникюрный, в них работают хорошие мастера, и они быстро приведут прическу и ногти в порядок.

Кассир выбивает чеки. Уборщица подметает, меняет использованные полотенца. Посетители снимают верхнюю одежду, вежливо здороваются с парикмахером, просят сделать стрижку, советуются с парикмахером, платят в кассу, благодарят за услуги. Парикмахер моет волосы, сушит, причесывает, делает стрижки, красит волосы, бреет, освежает одеколоном, дает рекомендации по уходу за волосами. Можно соединить с игрой «Дом, семья»

В ходе игры педагогу необходимо обращать внимание на взаимоотношения между работниками парикмахерской и клиентами.

«
Водители»

Цели и задачи: Знакомить детей с работой транспорта, трудом транспортников: шофер, оператор, диспетчер, автослесарь и др. Дать знания о том, что шоферы перевозят большое количество пассажиров, доставляют различные грузы в города и села нашей большой страны. Чтобы машины вышли в рейс и своевременно доставили грузы, их ремонтируют, чистят, смазывают, заправляют топливом. Расширить представления детей о труде транспортников, об общественной их значимости. Воспитывать интерес и уважение к труду транспортников, побуждать желание работать также добросовестно, ответственно, как и взрослые, заботиться о сохранности техники. Способствовать возникновению сюжетно-ролевых и творческих игр: «Уличное движение», «Водители», «Светофорчик», «Бензозаправочная станция» и других.

Оборудование: Знаки дорожные, кепки с трафаретами «такси», «молоко», «хлеб», «грузы», «стройка», «скорая помощь», «пожарная», рули разного диаметра – 5-10 шт., силуэты разных машин для одевания на шею, жезлы полицейские, автозаправочная станция из коробок., игрушки-заменители.

Роли: водитель, пассажиры, полицейский, пешеходы.

Ход игры: На машинах возят кукол, строительный материал. Водитель ведет машину осторожно, чтобы не наехать на людей. Машины заправляют бензином, едут на стройку, сгружают строительный материал, засыпают песок. Водитель едет на зеленый свет светофора, на красный – стоит.

Водитель такси - возит людей на работу, в театр, в кино.

Водитель грузовой машины - наливает бензин в машину, моет ее, ставит в гараж.

Водитель автобуса - ведет машину осторожно, аккуратно, кондуктор продает билеты. Автобус развозит людей, куда им надо: в гости, на работу, домой.

На перекрестке стоит полицейский – регулирует движение.

Пешеходы идут по тротуару. Дорогу переходят на зеленый свет.

Для пешеходов специальный переход – «зебра». Соблюдаем правила дорожного движения.

Водитель пожарной машины - привозит пожарных на пожар, помогает выдвигать лестницу, разворачивать пожарный рукав.

Водитель «Скорой помощи» - помогает загружать больных в машину, подает носилки, едет осторожно.


«Строительство»

Цели и задачи : познакомить детей со строительными профессиями, обратить внимание на роль техники, облегчающей труд строителей, научить детей сооружать постройку несложной конструкции, воспитать дружеские взаимоотношения в коллективе, расширить знания детей об особенностях труда строителей, расширить словарный запас детей: ввести понятия «постройка», «каменщик», «подъемный кран», «строитель», «крановщик», «плотник», «сварщик», «строительный материал».

Оборудование: крупный конструктор, различные строительные материалы, униформа, каски, инструменты, строительная техника, образцы материалов, журналы по дизайну, игрушки для обыгрывания постройки, предметы-заместители.

Роли: строитель, каменщик, шофёр, грузчик.

Ход игры: Выбор объекта строительства. Выбор строительного материала, способа его доставки на строительную площадку. Строительство. Дизайн постройки. Сдача объекта.

Воспитатель предлагает детям отгадать загадку: «Что за башенка стоит, а в окошке свет горит? В этой башне мы живем, и она зовется …? (дом)». Воспитатель предлагает детям построить большой, просторный дом, где бы могли поселиться игрушки. Дети вспоминают, какие бывают строительные профессии, чем заняты люди на стройке. Они рассматривают изображения строителей и рассказывают об их обязанностях. Затем дети договариваются о постройке дома. Распределяются роли между детьми: одни – Строители, они строят дом; другие – Водители, они подвозят строительный материал на стройку, один из детей – Крановщик. В ходе строительства следует обращать внимание на взаимоотношения между детьми. Дом готов, и туда могут вселяться новые жители. Дети самостоятельно играют.

«
Библиотека»

Цели и задачи: отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость библиотек; расширять представления о работниках библиотеки, закреплять правила поведения в общественном месте; знакомить с правилами пользования книгой; пробуждать интерес и любовь к книгам, воспитывать бережное к ним отношение.

Оборудование: формуляры, книги, картотека.

Роли: библиотекарь, читатели.

Ход игры: Оформление формуляров читателей. Приём заявок библиотекарем. Работа с картотекой. Выдача книг. Читальный зал.

Воспитатель говорит детям: «В нашей группе открылась библиотека, и в библиотеку можно записаться всем. Давайте сначала вспомним, как работает библиотекарь».

Дети рассказывают, что библиотекарь заводит абонемент на каждого читателя, в который он вкладывает формуляр из книги, прежде чем выдать ее читате­лю. Принимая книгу от читателя, библиотекарь внимательно смотрит, не повреждена ли она, не испачкана и не измята ли. При беседе с читателем библиотекарь спрашивает, о чем он хочет почитать, советует взять ту или иную книгу. При библиотеке имеется и читальный зал, где читают детские журналы, рассматривают картинки. Библиотекарь предупреждает каждого читателя, чтобы он не измял книгу, когда будет ехать из библиотеки домой на транспорте, посоветовать ему прочитать эту книгу дома дочке или сыну, а по дороге домой в автобусе только посмотреть картинки и т. д.

Затем выбирается ребёнок на роль библиотекаря. Можно также предложить ребятам объединять игру с другими сюжетами (например, с играми в «семью», в «путешествие», в «детский сад», в «школу» и т. д.).

    Дом, семья

    Детский сад

    Поликлиника

    Больница

  1. Парикмахерская

    Водители

    Строительство

    В жизни детей 4–5 лет сюжетно-ролевая игра продолжает развиваться и занимает ведущее место. Ребенок с увлечением выстраивает сюжеты, стремится к проигрыванию самых разнообразных ролей, становится более инициативным. Возросшие возможности позволяют ему выбирать тему и намечать замысел игры, обустраивать игровое пространство при помощи предметов, использовать в игре различные атрибуты. Педагог направляет свои усилия на обогащение ролевого поведения и взаимоотношений детей в игре, которые проявляются через диалог и игровое действие.

    Воспитатель побуждает детей к планированию, то есть к созданию элементарного замысла, который будет воплощен в игре; учит их описывать сюжетные события, очерчивать (называть) круг действующих лиц (персонажей) в игре, раскрывать их взаимодействие.

    Традиционные сюжеты
    Любимыми сюжетами у детей 4–5 лет остаются игры в больницу и в магазин, в которых ребятам наиболее легко воплотить свой жизненный опыт. Педагог, вводя в игру новые роли, помогает расширить представления детей об игровом образе, о разнообразии ролей и ролевого поведения. Например, в игре в магазин шоферы, привозящие в магазин продукты, могут одновременно выступать и в роли грузчиков, могут менять свои роли на другие, например, на роли кладовщиков, работающих на складе. Дети, исходя из своего жизненного опыта, могут проигрывать различные ситуации, происходящие в медицинских кабинетах, так как каждый из них хотя бы раз побывал в поликлинике.

    Как подготовить детей к игре?
    Осваивая новые сюжеты, роли и игровые действия, ребенок обогащает игру новым содержанием, и, следовательно, она будет оставаться для него интересной. Воспитателю крайне важно поддерживать этот интерес, содействуя обогащению жизненного опыта, предоставляя ребенку время и место для игры, стимулируя его творческую активность. Обогащению игровых сюжетов способствуют экскурсии и целевые прогулки, рассказы о профессиях, тематические беседы, дидактические и театрализованные игры, показ иллюстраций. Все эти формы взаимодействия взрослого с ребенком становятся содержанием предварительной работы, которая подготавливает детей к игре.

    Предварительная работа должна быть целенаправленной, педагогически емкой, многогранной, что позволит охватить целиком используемую в игре тему. В такого рода работе задействованы все способы и формы взаимодействия взрослого с ребенком в педагогическом процессе детского сада; в ней как ни в какой другой работе видно взаимодействие и взаимопроникновение различных видов детских игр. Игра вбирает в себя все, что происходит в жизни ребенка.
    1.Целевые прогулки и экскурсии позволят педагогу поближе познакомить детей с деятельностью взрослых, дадут им возможность побеседовать с представителями данной профессии, удовлетворить интерес малышей. Добиваясь намеченной цели, мудрый педагог превратит экскурсию в увлекательное путешествие.
    2.Рассказы о профессиях заинтересуют ребят живыми образными сравнениями, дадут пищу для воображения. Если снабдить такой рассказ иллюстрациями, то у детей возникнет желание познакомиться поближе: применить или изготовить подобные инструменты, произвести действия. Можно воспользоваться книгой серии «Школа семи гномов» «Какие бывают профессии» Увлекают детей и придуманные воспитателем рассказы, специально нацеленные на то, чтобы воспроизвести какую-либо ситуацию, рассказать о событии («Как я побывала в аэропорту», «Как девочка потерялась на вокзале», «Как я была в новом магазине» и др.). Эти рассказы, идущие от лица значимого для ребенка взрослого, обеспечивают свежесть восприятия и вызывают веру в подлинность события.
    3.Тематические беседы призваны прояснить представления детей о той или иной игровой (жизненной) ситуации, их мнение относительно какого-либо сюжета. Педагог вовлекает ребят в диалог и наводящими вопросами вызывает их речевую активность. Беседа по какому-либо сюжету позволяет показать модели замыслов игры и их развитие: «Знаешь, обычно доктор сначала раскладывает инструменты, а потом вызывает больных», «Когда шофер поставил машину в гараж, что он мог обнаружить?»; «Как лучше начать игру? Подумай, где будет место для аэродрома?»
    4.Дидактические игры помогут детям научиться игровым действиям и поведению (взвешивать товар, ремонтировать машину, выслушивать пациента, определять качество товара), а также соблюдать правила в игре, быть организованными, проявлять лидерские качества. Для проведения дидактических игр вам понадобятся различного рода предметы, которые можно найти в разделах «Игровые наборы», «Инструменты и оружие», «Наборы посуды»,
    5.Театрализованные игры научат детей обыгрывать готовые сюжеты, понимать и воплощать в действии игровой план, быть выразительным в роли. В создании интерьера для проведения театрализованных игр вам поможет специальные наборы мебели.
    6.Иллюстрации будут дополнять все увиденное и услышанное детьми до этого. Дети увидят в них массу деталей, которые можно спокойно рассмотреть и которые они до этого не замечали. Яркие краски иллюстраций вызовут эмоциональные переживания, вызовут желание подражать действиям изображенных персонажей. Различного рода иллюстрации и плакаты вы найдете в разделе «Наглядно-дидактические пособия».

    Я подобрала сожетно-ролевые игры из различных источников и оформила небольшую картотеку, которую удобно использовать в работе.












    Светлана Ходеева
    Картотека сюжетно-ролевых игр в средней группе

    Картотека сюжетно – ролевых игр в средней группе .

    1. «Магазин» .

    2. «Семья» .

    3. «Автобус» .

    4. «Больница» . «У зубного врача» .

    5. «Пароход» . «Моряки» .

    6. «Прачечная» .

    7. «Салон красоты» .

    8. «День рождения» .

    9. «Мы переходим улицу» .

    10. «Зоопарк» .

    11. «Театр» .

    12. «Кукольный театр» .

    13. «Экскурсия в музей» .

    14. «Кафе» .

    15. «Детский сад» .

    16. «Музыка для кукол» .

    «Музыка для кукол» .

    Развивать интерес в игре. Содействовать желанию детей самостоятельно подбирать игрушки, атрибуты для игры. Воспитывать вежливость, дружеские отношения, бережное отношение к игрушкам.

    Атрибуты.

    Куклы, музыкальные инструменты (бубен, барабан, балалайка)

    «Детский сад»

    Развивать интерес к игре. Продолжать обучать выстраиванию игрового пространства в соответствии с сюжетом игры , посредством конструктивной деятельности. Закреплять знания детей о работе воспитателя, няни, развивать интерес и уважение к их труду. Развивать умение применять полученные знания в коллективной творческой игре. Воспитывать доброжелательность, отзывчивость, умение согласовывать свои действия с другими участниками игры.

    Атрибуты.

    Куклы, коляски, игрушки, мебель, посуда.

    «Кафе»

    Продолжать знакомить детей с трудом взрослых. Воспитывать навыки культуры общения. Способствовать обогащению игровых навыков.

    Атрибуты.

    Фартуки, скатерти, меню, кондитерские изделия (пирожное, шоколад, печенье, конфеты, фрукты, напитки (сок, чай, кофе, карандаши, блокноты, посуда, подносы, салфетницы, вазочки с цветами, деньги.

    «Экскурсия в музей»

    Нацеливать детей на самостоятельное распределение ролей и умению действовать в соответствии с ними. Отображать в игре события общественной жизни, поведения в культурных местах, учить внимательно, доброжелательно относиться друг к другу. Развивать речь, обогащать словарь детей.

    Атрибуты.

    Репродукции картин , игрушки, деньги, билеты, табличка «Касса» .

    «Театр»

    Формировать у детей умение играть совместно, способствовать развитию ролевых действий, отражать в игре отдельные действия из литературных произведений, просмотров мультфильмов, иллюстраций. Развивать правильное взаимоотношение детей в коллективе, согласовывать свои действия с действиями партнёров по игре. Развивать выразительность речи. Воспитывать интерес и желание играть.

    Атрибуты.

    Деньги, билеты, табличка «Касса» , шапочки животных.

    «Кукольный театр»

    Учить детей разыгрывать знакомые сюжеты из сказок с игрушками, развивать умение стремиться выразительно передавать особенности голоса, эмоциональные состояния персонажей, воспитывать самостоятельность и творчество детей в игре.

    Атрибуты.

    Ширма, фигурки кукольного театра, пальчикового, деньги, билеты, табличка «Касса» .

    «Зоопарк»

    Закреплять знания детей о представителях зоопарка, формировать игровые умения, вступать в ролевое взаимодействие друг с другом, развивать у детей творческое отношение к игре, учить сообща выполнять задуманное, воспитывать культуру общения, дружеские взаимоотношения.

    Атрибуты.

    Игрушечные дикие звери, знакомые детям, клетки (из строительного материала, билеты, деньги, табличка «Касса» , лопатки, метёлочки, ведёрки.

    «Мы переходим улицу»

    Развивать интерес в игре, закрепить правила поведения на тротуаре, на проезжей части, воспитывать чувство уважения к окружающим – пешеходам, водителям.

    Атрибуты.

    Условные обозначения автомобилей (шапочки – картинки , светофор, пешеходный переход, рули, куклы, коляски.

    «День рождения»

    Развивать умение создавать игровую обстановку, использовать предметы ближайшего окружения. Формировать интерес к общему замыслу игрового сюжета , умение действовать согласованно. Воспитывать дружеские взаимоотношения между играющими в ходе игровой деятельности. Повторить нормы поведения в гостях. Совершенствовать умения и навыки за столом.

    Атрибуты.

    Торт, подарки, шары, колпачки на голову, дуделки, посуда, кондитерские изделия (пирожное, шоколад, печенье, конфеты, фрукты, напитки (сок, чай, кофе, мебель, куклы, посуда.

    «Салон красоты»

    Обогащать знания детей о труде парикмахера. Побуждать детей самостоятельно распределять роли, подготавливать необходимые условия. Создавать условия для творческого самовыражения. Способствовать установлению в игре ролевого взаимодействия и усвоению ролевых взаимоотношений. Формировать навыки культурного поведения в общественных местах. Воспитывать вежливое обращение, уважение к труду парикмахера.

    Атрибуты.

    Зеркало, накидка для клиента, фартук мастера, телефон, инструменты парикмахера – расческа, ножницы, флакончики для одеколона, лака, фен, заколки.

    «Прачечная»

    Развивать интерес в игре. Формировать по ложительные взаимоотношения между детьми. Воспитывать у детей уважение к труду прачки, бережного отношения к чистым вещам - результату ее труда.

    Атрибуты : стиральная машина, верёвка, прищепки, тазики, гладильная доска, утюг, стиральные порошки (пустые баночки, бельё постельное, халаты.

    «Пароход» . «Моряки» .

    Учить детей взаимодействовать в игре, договариваться. Способствовать развитию диалогической речи, фантазии, воображения, ориентировки в пространстве, игрового навыка. Воспитывать культуру поведения, взаимовыручку, доброжелательное отношение друг к другу, умение договариваться, желание участвовать в совместных играх.

    Атрибуты.

    Строитель, бескозырки, воротнички, штурвал, рупор, подзорная труба, сети, рыба, спасательный круг, якорь.

    «Больница» . «У зубного врача» .

    Формировать у детей умения принимать на себя роль и выполнять соответствующие игровые действия,. Развивать умение вступать в ролевое взаимодействие со сверстниками (строить ролевой диалог, умение договариваться друг с другом в игре) . Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, уважение к труду врача.

    Атрибуты.

    Зеркало (для осмотра зубов, шпателя, баночки с мазями, куклы, халат, вата, термометры, телефон, банки, грелки, шприцы, коробочки от лекарств, талоны на приём к врачу, ширма, фонендоскоп, карандаши, бумага.

    «Автобус»

    Закрепить знания о труде водителя и кондуктора, повторить правила поведения в автобусе. Развивать интерес в игре. Формировать положительные взаимоотношения между детьми. Воспитывать у детей уважения к труду взрослых.

    Атрибуты.

    Кепка шофёра, руль, ключи, документы, сумка кондуктора, деньги, билеты, светофор, набор инструментов для починки автобуса, макет автобуса из ткани.

    «Семья»

    Закреплять представления детей о семье, об обязанностях членов семьи. Развивать интерес к игре. Продолжать учить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, развивать сюжет . Способствовать установлению в игре ролевых взаимодействий и взаимоотношений между играющими. Воспитывать любовь и уважение к членам семьи и их труду.

    Атрибуты.

    Мебель, посуда, куклы, коляски, телефон, сумки, фартук.

    «Магазин»

    Продолжать знакомить детей с социальной действительностью, через закрепление представлений детей о профессии продавца. Обучать способам практического применения знаний в речевой, игровой, трудовой, коммуникативной деятельности. Формировать дифференцированные представления о нормах и правилах поведения между детьми. Закреплять правила поведения в общественных местах (магазин) . Воспитывать у детей уважение к труду взрослых.

    Атрибуты.

    Весы, касса, муляжи овощей и фруктов, деньги, кошельки, макаронные изделия, кондитерские изделия, напитки, молочные продукты.

    «ПАРИКМАХЕРСКАЯ»

    Задачи:
    1. Развивать у детей интерес к сюжетно-ролевым играм, помочь создать игровую обстановку, наладить взаимодействие между теми, кто выбрал определённые роли. Учить детей реализовывать и развивать сюжет игры. 2. Формировать дружеские взаимоотношения в игре, умение изменять своё ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнёров. Учить осуществлять игровые действия по речевой инструкции. 3. Обогатить знания детей о труде парикмахера, воспитывать уважение к труду парикмахера. 4. Активизировать словарь детей: парикмахер, мастер, ножницы, расческа, прическа, фен, стрижка, стрижет, челка, накручивать на бигуди.
    Предварительная работа:
    1. Рассказ воспитателя о профессии парикмахера, о значимости труда. 2. Рассматривание картин, фотоиллюстраций о работе парикмахера. 3. Беседа с детьми «Как я с мамой ходил в парикмахерскую». 4. Экскурсия в парикмахерскую (с родителями). Наблюдение за работой мастера. 5. Чтение С.Михалкова «В парикмахерской». 6. Рассмотреть несколько причесок у мальчиков и девочек в группе (косы, короткая стрижка). 7. Дидактические игры «Что мы видели, не скажем, а что делали – покажем». «Для чего эти предметы»; 8. Подготовка игровой зоны для игры «Парикмахерская». Роли, которые могут исполнять дети:  парикмахер;  клиент Игровые действия 1. Надевание на клиента пелеринки. 2. Причесывание. 3. Стрижка. 4. Мытье головы. 5. Вытирание полотенцем. 6. Сушка феном. 7. Накрутка на бигуди. 8. Плетение косичек. 9. Завязывание хвостиков. 10. Закалывание заколок. 11. Клиенту, пока сохнет голова, можно предложить посмотреть модный журнал. Развивающая предметно-игровая среда 1. Зеркало. 2. Тумбочка для хранения атрибутов игры. 3. Разные виды расчесок (расчески должны быть с редкими, неострыми зубьями, ручки короткие, закругленные). 4. Флаконы от шампуней яркой, привлекательной формы. 5. Бигуди на один оборот пряди.
    6. Пластмассовые ножницы. 7. Игрушечный фен. 8. Пелеринка для клиента. 9. Фартук-накидка для парикмахера. 10. Полотенце. 11. Заколки, разноцветные резиночки, бантики. 12. Журнал с образцами причесок.
    Ход игры
    Сюрпризный момент (художественное слово). (Воспитатель - подходя к игровой зоне «Парикмахерская») Кто сегодня парикмахер? Разрешите, буду я. (надевает фартук, подготавливает игровую зону для игры) Я вам сделаю прическу, Например, как у меня. Здравствуйте, вы проходите, (приглашает заинтересовавшуюся девочку присоединиться к игре) Перед зеркалом садитесь, Я накидку завяжу. И, конечно, первым делом Аккуратно причешу. А теперь накрутим челку На большие бигуди, Заплетем косички сбоку, Хвост завяжем позади. Это все закрепим лаком Или гелем для волос, Подведем помадой губки И чуть-чуть припудрим нос. Я все сделала отлично, Похвалите же меня. Ведь теперь моя подружка Стала лучше, чем была! (обращает внимание детей на девочку, которой сделала прическу) Воспитатель объявляет детям, что скоро праздник – «Новый год». И к празднику, чтобы всем быть красивыми, необходимо сделать аккуратную прическу. - Ребята, а вы были в парикмахерской? Кто там работает? Вы знаете, как называется профессия человека, который подстригает, делает причёски? (ответы детей). Правильно парикмахер. Воспитатель, взяв на себя роль парикмахера, объясняет детям его роль в игре, при этом дает образец действий и общения. «Здравствуйте, проходите, пожалуйста, присаживайтесь». «Какую прическу Вы бы себе хотели?» «Заплести косичку или завязать хвостик?» «Вы хотите две косички? Очень хорошо» «Пожалуйста!» «Вам понравилось?» «Я тоже рада, что Вам понравилось». «Приходите к нам еще, я сделаю новую прическу». «Пожалуйста, следующий!». Далее, воспитатель помогает распределить роли, дети закрепляют название инвентаря парикмахера (ножницы, электромашинка, расческа, полотенчики, шампунь, фен). Способы выхода из игры  «Какие у Вас у всех красивые и разнообразные прически! Молодцы наши парикмахеры. А сейчас наша парикмахерская закрывается, но завтра она опять будет работать. Обязательно приходите».  Если игра не затухает, то можно заранее предупредить детей, что парикмахерская скоро закроется, осталось совсем мало времени, поэтому обслуживается последний клиент. Не
    успевшие дети могут придумать себе прическу и прийти завтра. Таким образом, в игре будут участвовать все дети и никто не расстроится. Итоги игры: Игра в парикмахерскую закончена. Она вам понравилась? Что делали? Воспитатель: А завтра парикмахерская снова ждёт своих клиентов.
    Конспект сюжетно-ролевой игры

    «БОЛЬНИЦА»
    (средняя группа) Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Речевое развитие».
    Задачи:
    1. Развивать у детей интерес к сюжетно-ролевым играм, помочь создать игровую обстановку, наладить взаимодействие между теми, кто выбрал определённые роли. Учить детей реализовывать и развивать сюжет игры. 2. Формировать дружеские взаимоотношения в игре, умение изменять своё ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнёров. Учить осуществлять игровые действия по речевой инструкции. 3. Формировать положительное отношение к врачам (ветеринарам), медсестрам, понимание ответственности работников этой профессии за жизнь людей (животных), а также чуткое, внимательное отношение к заболевшему (человеку, животному). 4. Активизировать словарь детей: ростомер, рецепт, маска, шапочка, кушетка, лекарство, таблетки, мазь, весы, фонендоскоп, бинт, вата.
    Предварительная работа:
    1. Рассказ воспитателя о профессии врача (ветеринара), о значимости его труда. 2. Рассматривание картин, иллюстраций о работе доктора (ветеринара, медсестры). 3. Беседа с детьми «Что нужно делать, чтобы не заболеть?», «Я укола не боюсь, если надо уколюсь». 4. Экскурсия в медицинский кабинет детского сада. 5. Чтение художественной литературы по теме: «Мой мишка» Александровой; «Заболел петух ангиной» А. Крылова; «Айболит», К. Чуковский, В. Сутеев «Про бегемота, который боялся прививок». 6. Прослушивание песни «Кукла заболела» муз. А Филиппенко, сл. Т. Волгиной; 7. Дидактические игры «Для чего эти предметы», «Что нужно доктору?» 8. Подготовка игровой зоны для игры «Больница». Роли, которые могут исполнять дети:  врач (доктор)  медсестра  ветеринар  больной (пациент) Игровые действия 1. Осматривать больного (слушать, ставить градусник, осматривать больное место). 2. Лечить. 3. Назначать лечение. 4. Отпускать процедуры, лекарства, делать уколы, прививки.
    Развивающая предметно-игровая среда 1. Стол, стулья, кушетка, ширма. 2. Халат детский белый, шапочка. 3. Комплект игры «Доктор». 4. Баночки, коробочки.
    Ход игры
    Ребята, посмотрите, кого я вам привела. Это кукла – Катя. Настроение у Кати плохое совсем, давайте спросим у куклы, что же с ней случилось? Наша кукла заболела. Утром даже не поела. Еле глазки открывает. Не смеется, не играет. Целый день она молчит. Даже «мама» не кричит. Кто же сможет помочь нашей кукле? (ответы детей). Правильно, ребята, это доктор (врач). Давайте отведем скорее куклу к врачу (все отправляются в игровую зону «Больница»). Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько здесь медицинских принадлежностей (дети рассматривают их, называют). Воспитатель надевает шапочку («приписывая» себе роль «врача») - А теперь я хочу расспросить куклу Катю, что же у нее болит. «Покажи горлышко. Сейчас тебе температуру измеряем (ставит кукле градусник). Теперь послушаю тебя. У тебя - ангина». Воспитатель: Мне нужна помощь. Необходимо госпитализировать больную куклу, и проследить, чтобы она принимала лекарство, которое я ей прописала. Кто же мне поможет? Ну конечно медсестра (вовлекает в игру одного из наблюдавших за ней детей, надевает ребенку белый халат, шапочку, выдает лекарство). Ожила вдруг кукла снова, Вот теперь она здорова! Может глазками моргать. Наклоняясь, маму звать. Воспитатель: А теперь у меня обеденный перерыв. Меня заменит другой врач (предлагает ребенку занять ее место). Процедура «лечения» может повториться с двумя тремя куклами, которых приводят в больницу дети. Воспитатель дает образец действий и общения. «Здравствуйте больной, проходите, пожалуйста, присаживайтесь, что у вас болит?». Художественное слово, для вовлечения детей в сюжетную игру: Зайка ушко простудил- Форточку закрыть забыл. Нужно доктора позвать И лекарство зайке дать. Плачет мишка-медвежонок. Уколол его ежонок. Прямо в носик черный. Лесовик проворный. Несчастная кошка поранила лапу. Сидит и ни шагу не может ступить. Скорей, чтобы вылечить кошкину лапу, Нам нужно к врачу поспешить.
    Всегда внимательно, с любовью Добрый доктор лечит нас, И поправив нам здоровье- Больше всех бывает рад.
    Конспект сюжетно-ролевой игры

    «МАГАЗИН»
    (средняя группа) Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Речевое развитие».
    Задачи:
    1. Развивать у детей интерес к сюжетно-ролевым играм, помочь создать игровую обстановку, наладить взаимодействие между теми, кто выбрал определённые роли. Учить детей реализовывать и развивать сюжет игры. 2. Формировать дружеские взаимоотношения в игре, умение изменять своё ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнёров. Учить осуществлять игровые действия по речевой инструкции. 3. Обогатить знания детей о труде продавца, воспитывать уважение к труду продавца. 4. Активизировать словарь детей: продавец, покупатель, пакет, прилавок, ценники, весы, продукты питания, молочные продукты, хлебобулочные изделия, фрукты, овощи.
    Предварительная работа:
    1. Рассказ воспитателя о профессии продавца, о значимости его труда. 2. Рассматривание картин, фотоиллюстраций о работе продавца. 3. Беседа с детьми о разнообразии видов магазинов: овощной, продовольственный, магазин игрушек. 4. Экскурсия в магазин (с родителями). Наблюдение за работой продавца. 5. Рассказ воспитателя о пользе продуктов питания. 6. Беседа по картине в « Магазине». 7. Дидактические игры «Чудесный мешочек»; «Я загадаю вам загадки, отыщите мне отгадки», «Узнай профессию». «Кому что нужно для работы». 8. Подготовка игровой зоны для игры «Магазин». Роли, которые могут исполнять дети:  продавец;  покупатель;  шофер. Игровые действия: Продавец: одевает форму, предлагает товар, взвешивает, упаковывает, раскладывают товар на полках (оформляет витрину), получает деньги, сдаёт покупателю сдачу. Покупатели: приходят за покупками, выбирают товар, узнают цену, советуются с продавцом, соблюдают правила поведения в общественном месте, устанавливают очередь, оплачивают покупку. Шофер: доставляет определённое количество разнообразных товаров, выгружает привезённый товар. Развивающая предметно-игровая среда 1. Прилавок.
    2. Спец.одежда (фартук, шапочка). 3. Касса, деньги, ценники. 4. Продукты питания: муляжи овощей и фруктов, разные выпечки из соленого теста, коробки (из под конфет, печенья, тортов, пирожных, чая, шоколадок, сока, напитков), колбасы, рыбы, упаковки из под молока, стаканчики, баночки от йогуртов. 5. Весы. 6. Сумки, корзины, пакеты.
    Ход игры
    Сюрпризный момент (художественное слово). Воспитатель: - Ребята, я загадаю вам загадку, послушайте внимательно: Надо хлеба нам купить, Иль подарок подарить, - Сумку мы с тобой берём, И на улицу идём, Там проходим вдоль витрин И заходим в…. Дети: - магазин Воспитатель: - Молодцы! Правильно! Я предлагаю вам поиграть в интересную игру «Магазин». -Посмотрите (воспитатель показывает на детскую машинку-грузовик), кто-то привез овощи и фрукты, кто же это мог быть? (ответы детей - шофер), но он не успел их выгрузить в магазин. Поможем ему? (выгружают, раскладывая овощи отдельно от фруктов). -Ребята, а как называется человек, который этот товар продает? (ответы детей - продавец). Воспитатель: - Верно! Продавец. Давайте распределим роли, продавцом буду я. А кто хочет быть покупателями? -Первым покупателем будет Кузьма, а остальные занимайте очередь. 2-й покупатель: - Кто крайний? 1-й покупатель: - я. 2-й покупатель: - Тогда я за вами. 3-й покупатель: тоже занимает очередь и т. д. Воспитатель (за прилавком): - Здравствуйте, что желаете? 1й покупатель:- Здравствуйте! Взвесьте мне сыр, пожалуйста, и подайте сок. Воспитатель: - Пожалуйста, вам пакет нужен? 1й покупатель: - да Воспитатель (укладывает товар в пакет): - с вас «3 рубля» за покупку. 1й покупатель (рассчитывается): - спасибо, до свидания. Воспитатель: - Спасибо за покупку. До свидания! Приходите ещё! Воспитатель меняется ролями с детьми: - ребята, я тоже хочу сделать покупку, может кто-то хочет меня заменить? Ребенок встает за прилавок и принимает роль продавца. Воспитатель встает в очередь: - Кто последний? Я буду за вами. На протяжении всей игры воспитатель напоминает детям речевые обороты, необходимые для вежливого общения продавца и покупателя, правила поведения в магазине, помогает справиться с ролью, если возникают трудности, хвалит детей.
    Конспект сюжетно-ролевой игры

    «ПОЧТА»
    (средняя группа) Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Речевое развитие».

    Задачи:
    1. Развивать у детей интерес к сюжетно-ролевым играм, помочь создать игровую обстановку, наладить взаимодействие между теми, кто выбрал определённые роли. Учить детей реализовывать и развивать сюжет игры. 2. Формировать дружеские взаимоотношения в игре, умение изменять своё ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнёров. Учить осуществлять игровые действия по речевой инструкции. 3. Познакомить детей c работой почты, с профессией почтальона. Формировать у детей представления о назначении почты, как средстве связи. 4. Активизировать словарь детей: почта, почтальон, почтовый ящик, адресат, телеграмма, письмо, посылка, открытка, марка, газета, конверт.
    Предварительная работа:
    1. Рассказ воспитателя о профессии почтальона, о значимости его труда. 2. Рассматривание картин, иллюстраций о работе почтальона. 3. Экскурсия на почту (с родителями). 4. Чтение художественной литературы по теме: С. Маршак “ Почта”, 5. Просмотр м/ф «Каникулы в Простоквашино», «Зима в Простоквашино», «Снеговик- почтовик». 6. Загадки по данной тематике. 7. Дидактические игры «Кому - что нужно для работы», «Назови свой адрес». 8. Конструирование из бумаги. Тема «Конверт». 9. Подготовка игровой зоны для игры «Почта». Роли, которые могут исполнять дети:  почтальон (разносит почту по адресам)  оператор (принимает посылки)  адресат  посетители почты  водитель-грузчик Игровые действия Пишут поздравительные письма и открытки своим родным и знакомым, опускают их в почтовый ящик, отправляют посылки, покупают на почте газеты, марки, конверты. Развивающая предметно-игровая среда 1. Форма почтальона. 2. Сумка почтальона. 3. Почтовый ящик. 4. Конверты с бумагой, открытки, газеты, посылки. 5. Телефон. 6. Печать.
    Ход игры
    Звучит песенка почтальона (воспитатель привлекает детей к ее прослушиванию) Почта ходит, ездит и летает, Почте путь открыт везде, А когда и суши не хватает, Плыть готова по воде.

    Припев
    Недаром каждый знает, что письмо Не примчится в дом само, И в любые времена Почта всем нужна. Почтальон счастливей всех, поверьте, Почтальон всегда в пути, Новость в запечатанном конверте Должен в срок он принести. Почта ходит, ездит и летает, Почте путь открыт везде, А когда и суши не хватает, Плыть готова по воде. Воспитатель: Ребята, о ком, и о чём поется в этой песне? (ответы детей). Правильно о почте и о почтальоне. А кто знает, зачем людям нужна почта? (ответы детей). Давайте заглянем в наш почтовый ящик, может для нас там есть письмо или открытка (достают письмо). А как вы думаете от кого это письмо? Посмотрите, здесь нарисован Снеговик, наверное, от Снеговика (предположения детей). Воспитатель читает письмо: - Дорогие ребята, пишет вам Снеговик. Дедушка Мороз загрустил, потому что не успевает раскрасить поздравительные открытки с Новым годом, и я не знаю, что делать. Помогите, пожалуйста! Ребята, мы сможем помочь дедушке Морозу? (ответы детей). Воспитатель: тогда принимаемся за работу (раздает шаблоны открыток и карандаши). После завершения работы воспитатель обращается к детям с вопросом: - Как же Дедушка Мороз получит открытки? Ведь ему нужно успеть их заполнить поздравлениями с Новым годом (ответы детей). Правильно, отправим посылкой (дети складывают открытки в посылку, пишут адрес, наклеивают картинку Деда Мороза). Воспитатель: вот теперь нужно пойти на почту и отправить нашу посылку. (Воспитатель подводит детей к уголку «Почта», совместно с детьми выбирают оператора, который будет принимать посылку). Оператор принимает посылку, взвешивает ее, ставит печати. Воспитатель: Молодцы ребята, доброе дело сделали, помогли Дедушке Морозу, он будет очень рад, а мы будем ждать от него ответа.
    Связь игры в почту с другими сюжетно-ролевыми играми:
    Игры в детский сад: дети пишут письмо на телевидение и просят показать любимый мультфильм, почтальон приносит письмо для мамы, детям приходит посылка от сказочного героя. Игры в больницу: отправить письмо кукле Кате, которая лежит в больнице. Игры в транспорт: пассажиры уезжают в другой город и дают телеграмму родственникам, чтобы их встретили. Игры в семью: Выписать или купить газеты или журналы, опустить письмо в почтовый ящик, отправить посылку бабушке с дедушкой.

    Конспект сюжетно-ролевой игры

    «СЕМЬЯ»
    (средняя группа) Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Речевое развитие».
    Задачи:
    1. Развивать у детей интерес к сюжетно-ролевым играм, помочь создать игровую обстановку, наладить взаимодействие между теми, кто выбрал определённые роли. Учить детей реализовывать и развивать сюжет игры, использовать различные предметы – заместители. 2. Формировать ролевое взаимодействие (мама-папа-дочка-сын). 3. Учить детей выполнять домашние обязанности. Закреплять представления детей о семье, об обязанностях членов семьи. 4. Воспитывать любовь и уважение к членам семьи и их труду. 5. Активизировать словарь детей: семья, родственники, друзья, кухонная посуда, чайный сервиз, столовые принадлежности, завтрак, обед, ужин, утро, день, ночь, сутки, уют, порядок, семейные праздники, забота.
    Предварительная работа:
    1. Рассматривание семейных фотографий 2. Беседы о семье, о семейных праздниках. 3. Пальчиковая игра «Семья». 4. Чтение произведений: К.Ушинского «Петушок с семьей», Е.Благининой «Научу обуваться и братца», В.Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо» 5. Беседы: «Какая бывает посуда», «Моя семья», «Как я маме помогаю», «Кто, кем работает?». 6. Оформление стенда с фотографиями детей «Мамины помощники». 7. Дидактические игры: «Угостим куклу чаем», «Накормим куклу обедом» «Как нужно встречать гостей», «Для чего эта посуда», «Накроем стол к чаю (обеду)», «Уложим куклу спать», «Собираемся на прогулку». 8. Подготовка игровой зоны для игры «Семья». Роли, которые могут исполнять дети:  мама, папа, дочка, сынок;  бабушка, дедушка;  гости. Игровые действия: Мама. Собирает и провожает дочку в детский сад, мужа на работу; ухаживает за младшим ребёнком (кукла), гуляет с ним, убирает в доме, готовит еду; встречает ребёнка из детского сада, мужа с работы; кормит их, общается, укладывает детей спать. (Собирается и идёт на работу; возвращается с работы домой; отдыхает, общается со своими детьми и мужем; помогает бабушке, укладывает детей спать). Папа – водитель. Собирается на работу; отводит ребёнка в детский сад; идёт на работу; подвозит грузы (кирпичи) на стройку, разгружает их, едет за новыми; забирает ребёнка из детского сада; возвращается домой; помогает жене по дому; приглашает соседей в гости на чай; провожает соседей; общается с детьми, играет с ними, укладывает их спать. Дети – дошкольники. Встают, собираются и идут в детский сад; в детском саду занимаются: играют, рисуют, гуляют; возвращаются с детского сада, играют, помогают родителям, укладываются спать.
    Развивающая предметно-игровая среда 1. Куклы. 2. Детская мебель (стол, диван, кресла, «Кухня» (плита, мойка, духовка), кроватка для куклы с постельными принадлежностями), ванночка. 3. Телефон. 4. Коляска для куклы. 5. Набор игрушечной посуды. 6. Фартук, полотенце, одежда, сумки.
    Ход игры
    (Слышится плач ребенка) Воспитатель: Ребята, вы слышите? Кто- то плачет? Достает из коляски куклу-пупса… кто это? Дети: Малыш! Воспитатель: Как вы думаете, почему малыш плачет? Кто ему нужен? Дети: Ему нужны мама и папа. Воспитатель: Конечно, малышу нужны мама и папа. Значит, ему нужна семья. Кто будет мамой малыша? Кто - папой? (воспитатель помогает детям распределить роли, дети рассказывают о выбранной роли в игре). Ребенок – мама. Я буду заботиться о всех членах семьи, готовить еду, стирать одежду. Ребенок – папа. Я буду зарабатывать деньги, помогать по дому и хозяйству, ездить за покупками. Воспитатель: А вот как зовут малыша неизвестно. Как же мама с папой назовут мальчика? (придумывают имя «сыночку»). Воспитатель: А семья может быть большая, у Ванечки могут быть сестрички и братишки (предлагает детям распределить роли). Вот какая большая дружная семья, в ней – папа, мама, маленький сыночек Ванечка, сыночек Алеша, и дочка Анечка. Воспитатель: А можно в нашей семье я буду бабушкой? А какие обязанности в семье у бабушки? (ответы детей). Правильно, бабушка читает внукам сказки, воспитывает их, печет пироги, вяжет теплые носочки. Воспитатель: А что делают дети в семье? (ответы детей). Правильно, помогают папе и маме. Воспитатель: Очень хорошо! Теперь у малыша есть мама, папа, сестричка, братик и бабушка. Воспитатель связывает игру «Семья» с другими сюжетно – ролевыми играми, такими как -«Почта», «Магазин», «Больница» для вовлечения всех детей. Распределяет роли между детьми. Воспитатель следит за ролевыми взаимоотношениями детей. Помогает развивать сюжет.

    Основным занятием дошкольников являются игры, способствующие познанию мира, помогающие строить взаимоотношения с ровесниками и старшими, содействующие овладению родным языком, оказывающие помощь в получении разнообразных новых знаний, столь необходимых в этот период. Они развивают познавательные процессы, формируют сноровку и опыт детей, учат их рассуждению, анализу, мотивации.

    Особым видом игр являются сюжетно-ролевые, которые позволяют ребятам ощутить себя в роли взрослых, потренироваться в нахождении коммуникативных контактов. Они не содержат конкретных договоренностей или программ, давая малышам шанс показать оригинальность и свои способности. Возникают сюжетно-ролевые игры в средней группе по инициативе самих дошкольников.

    В дошкольном возрасте у малыша только возникает осознание себя индивидом с личными стремлениями и потенциалом. Он обретает целый мир, концентрирующийся для него сначала в семье и постепенно расширяющийся. Сюжетно-ролевые игры являются подлинной социальной практикой детей, дублируют их реальную жизнь. Вот почему использование их для разностороннего воспитания ребят в детском учреждении является насущной проблемой.

    Эта игра строится на сотрудничестве малышей с взрослыми. Ей свойственны эмоциональная интенсивность, вдохновение, задор, творческая фантазия. Основным источником, питающим детскую игру, является окружающая жизнь ровесников и родителей. Базой является иллюзорное или созданное воображением положение, в котором малыш представляет себя в амплуа взрослого, и играет эту роль в придуманной им обстановке. К примеру, играя в магазин, представляет себя продавцом, обслуживающим покупателей-ровесников.

    Для сюжетно-ролевой игры характерна независимость детей. Они свободно подбирают лейтмотив и содержание забавы, устанавливают развитие сюжета, распределяют роли. Каждый малыш волен избирать средства для претворения своей задумки. Возможности у него для этого неограниченные: стул может стать ракетой для полета на Марс, диван – автомобилем, а ковер – магазином. Это позволяет ребенку принимать участие в тех сферах взрослой жизни, которые пока еще ему недосягаемы. Вся прелесть игры для ребят в том, что они сами находят партнеров и вводят свои правила. Однако важнейшим является воплощение ребенком в игре своего представления, отношения, взгляда на разыгрываемое событие.

    Информация и опыт, которые получает ребенок в сюжетно-ролевой игре, дополняются, конкретизируются и преобразуются. Сам процесс игры и ее результат доставляет ребенку развлечение.

    Структура игры: сюжет

    Фабула, суть и амплуа служат конструктивными элементами сюжетно-ролевых игр. Без сюжета их не бывает. Он является ее основным звеном и олицетворяет собой отображение малышом акций и происшествий из жизни и практики.

    Реализуя сюжет, дети:

    • вертят баранку руля;
    • стряпают пищу;
    • обучают школьников писать и считать;
    • лечат пациентов;
    • делают прически в салоне.

    Фабулы бывают разными:

    • бытовыми (семейные, детсадовские);
    • производственными, связанными с профессиональной работой человека (больница, магазин, парикмахерская);
    • социальными (разнообразные празднования).

    В продолжение человеческой истории, обусловленные периодами, культурой, природными и географическими нюансами, детские игровые сюжеты изменялись. К примеру, игры северных народностей отображают детали оленеводства и охоту на животных той местности. Дети из приморских районов играют в строителей кораблей, портовых работников. Неординарные происшествия, случающиеся в различные времена и кардинально отражающиеся на судьбах мира, также горячо отзывались в детском воображении, и неизменно рождали свежие сюжеты игр. В продолжение целых десятилетий, российские ребятишки играли в войну, партизан, а полет Ю.А. Гагарина стал толчком для создания игр на тему космоса.

    Существуют и постоянные сюжеты, связывающие человеческие генерации: школа, больница, транспорт. Безусловно, все они отличаются национальным колоритом.

    Наполнение игр связано с серьезностью понимания ребенком действий взрослых. Младшие дошкольники, изображающие медиков, неоднократно повторяют манипуляции: измерение температуры, осмотр горла, прививки. Сценарий сюжетно-ролевой игры в средней группе усложняется: дети уточняют специализацию врачей и поступают, как в заданной роли, при этом приветливо увещевая их не опасаться сделать укол, перевязать рану или принять лекарство.

    На смену внешней стороне реальной жизни, отраженной в игре, по мере понимания общественного значения труда приходит отражение взаимоотношений людей. Причем шутя можно заменить предметы: представить кубик хлебом, утюгом, прибором, а можно даже просто их вообразить, к примеру, представить, как будто есть акваланг. Малыши комбинируют различные истории, добавляя в игру сцены из жизни, из кино или книг, а самыми ценными бывают дополнения из других игр или иллюстраций.

    Отличия игр детей младшего возраста от старших зависит от ограниченности их опыта. Игры детей средней группы характеризуются целостностью сюжета. Обычно их интересуют определенные сценарии, но они быстро отзываются на свежие впечатления, добавляя их к знакомым играм. Обогащает смысл игры сотрудничество детей, внесение каждым чего-то своего, индивидуального. В этот период малыши начинают обобщать и сокращать изображаемые ситуации, которые их не слишком интересуют.

    Средние дошкольники взвешенно выбирают сюжет, заранее его разбирают и незамысловато намечают план. Появление свежих сюжетов навеяно новыми ощущениями. При обобщении различных обстоятельств, кроме воображаемых и несуществующих действий, ребята пользуются речевыми толкованиями: «Как будто мы уже пообедали и сразу пошли в зоопарк»… Такие разъяснения замещают пропущенные эпизоды. Используется этот прием для того, чтобы не разрушать логичность игры.

    Игровая позиция ребенка

    Смысл игры дошкольник воплощает посредством роли, которую он играет. Малыш уподобляет себя какому-либо персонажу и поступает соответственно тому, каким он видит этого героя. Каждое амплуа поддерживает собственные правила манеры держать себя. Повиновение малыша законам роли становится ключевой деталью игры. Отклонение кого-то из участников от правил создает недовольство компаньонов. Дошкольники оценивают поступки партнеров и свои собственные, основываясь на этих законах.

    Возникновение ролей происходит именно в среднем дошкольном возрасте, когда их соблюдение является важным поводом для забавы. Ребенок хочет не заурядно играть, а осуществлять свою роль. 4-5-летний малыш понимает значение игры как отношения персонажей, которые он передает речью, мимикой, жестами. Дети относятся к ролям избирательно, вот почему назначение их становится весьма эмоциональным процессом, требующим помощи педагога. Отношение малыша к своему амплуа влияет на качество его исполнения. Воспитатель должен учитывать, что дошкольники неохотно берутся за роли, которые не подходят им по половой принадлежности.

    В средней группе сюжет игры и ее содержание усложняются при помощи:

    • нарастания целеустремленности, очередности и согласованности;
    • поэтапного переключения от детального расклада игры к сокращенному;
    • употребления воображаемых поступков и устных замен.

    Направленность становления сюжетных игр

    Возникновение совместной игры допускает стремительное преобразование тем и самого устройства игр. Темы закономерно изменяются от обиходных к трудовым, а позднее к социальным.

    Содержание игр также развивается. Помимо действий, появляется отражение различных общественных отношений и поступков. У ребят в игру включаются их непосредственные жизненные навыки, знания, почерпнутые из литературы, сообщений родителей. Основные черты умений тоже изменяются: дети изображают не только те случаи, участниками которых они были, но и такие, которые стали объектами их наблюдений во время экскурсий, прогулок, дома и на улице. В процессе расширения игровой тематики и углубления смысла происходит преображение структуры, в которой обособляется предварительный этап, входящий в проектирование сюжетно-ролевой игры в средней группе.

    Поначалу на этапе подготовительного периода ребята лишь определяют тему игры, назначают роли. Затем шаг за шагом они договариваются о развитии сюжетной линии, планируют ее. Предварительное соглашение необходимо в связи с богатством ощущений и многогранностью отображаемых в игре фактов. Взыскательность к качеству выполнения ролей увеличивается. Причем при договоре учитываются интересы всех игроков. Для такого соглашения нужны координационные способности, понимание потенциала участников, вот почему обычно происходит сговор детей, привыкших играть сообща. На предварительной стадии детьми готовится игровая атмосфера, отбираются игрушки, что требует руководства педагога.

    К среднему дошкольному возрасту численность игроков увеличивается. Изменяются также нормативы, предъявляемые к игрушкам. Средние дошкольники хотят, чтобы игрушка соответствовала их представлениям и намерениям. Они отдают преимущество более затейливым, похожим на прототип игрового предмета.

    Построение сюжетно-ролевых игр

    Сюжетная игра должна развиваться, переходя на другой, более высокий уровень. Одной из таких вариаций является игра-фантазирование. Заключается в построении иллюзорного мира, увлекательного и занятного. Такая коллективная игра помогает развивать творческую фантазию детей. Дети должны научиться соединять различные случаи, координируя в общей фабуле личные задумки.

    Конечно, у дошкольников еще пока не получается самим выстраивать игру-фантазию без предметных действий и ролей, только на речевом уровне. Их может направлять педагог. Готовность дошкольников средней группы осиливать такие умения связана с увеличением объема их знаний о жизни. Каждый ребенок старается реализовать в игре собственный, уже довольно непростой план. Причем все ярче желание малыша играть коллективно.

    Однако сложность и многогранность детских идей затрудняет построение общей игры, поэтому необходимо приложить больше стараний, чтобы их согласовать.

    Заблаговременное проектирование и строгое соблюдение плана нетипично для сюжетной игры. Ее специфическими чертами являются факультативность, независимость. Поначалу дошкольники обычно устанавливают только общую тему игры, а позже эпизоды нарастают.

    Единый сюжет суммируется из инициатив игроков уже во время развлечения. Состыковка детских предложений в коллективе 4 человек – трудная миссия даже для старших малышей. Непонимание и невыполнимость соотнесения несовместимых идей нередко заставляет игру распадаться почти в самом начале или переводит ее в накатанную колею непритязательного сюжета. Желание раскрутить занимательную игру уходит на второй план, а на первом оказывается удовлетворение от коллективных действий с ровесниками.

    Для реализации своих творческих возможностей и согласованности действий, вопреки всей прихотливости их личных желаний, значимо освоение детьми нового способа выстраивания игры – коллективного сюжетного сложения. Оно заключается в умении ребят строить непривычные расстановки эпизодов, включающие разнообразное предметное содержание, причем с ориентацией на ровесников-участников. Каждый ребенок должен уметь разъяснить, что он хочет сделать в ближайший момент, и услышать от других, чего желают они. Дети должны суметь скомбинировать в общей фабуле свою инициативу с пожеланиями иных игроков.

    Научиться такой игре можно с помощью участия детей и взрослого, который поможет организовать игру с придумыванием, проходящую устно. Она дает возможность педагогу естественно и произвольно подтолкнуть дошкольников к соединению и координации различных эпизодов. При этом создание свежей фабулы не скрыто для малышей ролью. Такая игра понятна детям только как коллективные действия с воспитателем. Играя индивидуально, малыши снова вернутся к прежним игрушкам. Однако непривычные навыки коллективного создания сюжетов позволят им сочинять гораздо более сложные фабулы игр, и слаженно осуществлять их.

    Чтобы не стать независимой фантазией любого игрока, выдумкам требуется смысловая поддержка, ориентирующая фантазию в одном направлении. Такой базой становятся известные детям фабулы. Коллективные игры рекомендуется инициировать не сочинением новой фабулы, а фрагментарным видоизменением известной, и только потом переходить уже к неизвестным. При подготовке желательно использование приобретенного детьми опыта придумывания игр, когда все игроки вносят свежие сюжетные эпизоды.

    Учитывая названную детьми тему, педагог подталкивает их внести дополнения и предлагает добавочный вариант. Ему не следует критиковать детскую инициативу, чтобы дети чувствовали удовольствие от своих идей. В индивидуальной игре коллективное творчество продолжится, а это значит, что подготовительный этап достиг своей цели. Сюжетно-ролевая игра станет успешной, если педагог ее организует методично, планомерно и регулярно. Наблюдение за детьми дает воспитателю информацию для размышлений, понимания игровых задумок и эмоций и, опираясь на эти факты, проектирования игр для средних дошкольников.

    Воспитатель влияет на выбор игры тем, что сохраняет заинтересованность детей, содействует начинаниям и предприимчивости, приохочивая их обдумывать тему, выбирать после обсуждения самую увлекательную. При затухании игры воспитатель может разнообразить ее свежими героями и действиями. Опытных педагогов сплачивает с детьми умение встать на их точку зрения и наравне участвовать с ними в игре, которая осуществляется результативно, при условии разумного руководства ею педагога.

    Привычные сюжеты игр

    Самым простым воплощением жизненного опыта дошкольников средней группы являются их излюбленные игры в больницу и магазин. В них педагоги расширяют понятия детей о ролевых образах, к примеру, в игре в магазин, водители, которые доставляют товар, выполняют параллельно и функции грузчика. Разнообразить эпизоды, происходящие в кабинете доктора, могут ребята на основе своих жизненных впечатлений.

    Развитие сюжетно-ролевой игры «Шофер»

    Задачи, которые ставит педагог:

    • совершенствование и обогащение игрового сюжета, отражение в нем коммуникации людей;
    • замена ролевых заявлений собеседованием;
    • становление позитивного микроклимата в коллективе, способности ребят учитывать пожелания ровесников, оказание им доступной помощи;
    • организация творческой обстановки.

    Перед началом игры проводится огромная подготовительная работа. Дети в процессе прогулок наблюдают за работой водителей, читают рассказы об их труде, рассматривают картины с изображением различных видов транспорта. Воспитатель проводит тематические беседы, к примеру, какими видами транспорта управляют шоферы, из каких частей и деталей состоит автомобиль. На занятиях малыши рисуют машины, создают аппликации, воспроизводящие колеса автомашин, собирают из деталей конструктора грузовики. Воспитатель при возможности может показать презентацию о работе шоферов, организовать настольные дидактические игры: как починить автомобиль, что необходимо водителю, организует постановку сценок о том, как шофер привез продукты в детский сад. Огромное удовольствие доставляют ребятам знакомые всем подвижные игры о воробушках и автомобиле, о сигналах светофора.

    Игру стараются оснастить реальными и сделанными родителями средней группы предметами: рулем, одеждой, водительскими правами. Педагог вначале игры может создать проблемную ситуацию – сообщить о звонке в полицию. Выбирают шофера, механика, который будет чинить полицейскую машину, девочку назначают мыть этот автомобиль. У воспитателя есть повод напомнить детям правила дорожного движения и подвести итоги.

    Сюжетно-ролевая игра «Больница» в средней группе

    Педагог ставит задачу:

    • знакомство дошкольников с действиями медиков;
    • уважение к их профессии;
    • запоминание детьми врачебных терминов;
    • обучение взаимодействию в игре.

    Оборудованием для игры становятся игрушки и реальные предметы врачебной одежды. При подготовке проводится экскурсия во врачебный кабинет. Детям читают рассказы писателей и сказки К.И. Чуковского, они просматривают мультфильм «Айболит», рассматривают картинки по теме, готовят инсценировки: на приеме у стоматолога, в травмпункте, вызов врача на дом.

    Среди дошкольников в игровой форме распределяются роли педиатра, травматолога, медсестры, санитара, провизора. Воспитатель набирает штат сотрудников для вновь открывшейся поликлиники и проводит по ней заочную экскурсию, объясняя назначение различных кабинетов.

    В процессе игры малыши могут меняться ролями. Пациенты приводят к докторам своих заболевших кукол, ведут диалоги о температуре и других симптомах их заболеваний. Медики ставят термометры, слушают дыхание, назначают лекарства. Воспитатель наблюдает течение игры, исподволь ориентирует детей. Напоследок подводит итоги, делает вывод, непременно поощряет за интересную игру, предлагает всем витамины.

    Сюжетно-ролевая игра «Автобус» в средней группе

    • помогает конкретизировать и детализировать понятия дошкольников о правилах безопасности на дороге, на улице, в транспорте;
    • фиксирует стабильность привычек соблюдения ПДД;
    • расширяет лексикон ребят по теме.

    На подготовительном этапе рассматриваются картинки, изображающие автобус и шофера, проводятся экскурсии к проезжей части дороги и к остановке автобуса, наблюдение за действиями водителя.

    Воспитатель читает стихи и рассказы С. Михалкова, Б. Житкова, Е. Носова и др. Ребенка, который принял роль шофера, подготавливают индивидуально. Вначале дети занимаются строительством на площадке или в группе дороги, автобусной остановки, бензоколонки, пешеходного перехода. Педагог проводит беседу об опасности движущихся на скорости автомобилей и об осторожности пешеходов и пассажиров. Он выступает в роли инспектора полиции. Водитель подъехавшего к остановке автобуса обращается к пассажирам с предложением занять места. Дети со своими куклами рассаживаются и берут билеты у кондуктора. Водитель сообщает название остановок и напоминает, как надо вести себя в транспорте: поочередно входить в салон автобуса без толкания, оплачивать проезд, не занимать места для инвалидов и т.д.

    Инспектор ГИБДД выражает признательность ребятам за то, что они соблюдают правила дорожного движения.

    Сюжетно-ролевая игра «Семья» в средней группе

    • перерабатывает социальный и игровой опыт детей по теме;
    • закрепляет понятия дошкольников о долге членов семьи;
    • мотивирует малышей творчески воспроизводить быт семьи в игре;
    • воспитывает привязанность и уважительное отношение к родственникам и их труду.

    Предварительная подготовка основана на беседе на бытовые темы: как дети играют с куклой, как помогают маме, кто в семье кем работает. В процессе продуктивных действий ребята рисуют картинки и лепят из пластилина продукты, овощи, изготавливают альбомы с различными прическами и другими обиходными картинками.

    Педагог читает им рассказы, стихотворения на семейные темы, проводит беседы, осуществляет дидактические игры в дочки-матери, как надо встречать гостей, о назначении посуды, учит накрывать стол.

    На занятии по развитию речи дошкольники составляют рассказ по картине. Начинается игра с вступительной беседы, в ходе которой дети сообщают, как в их семьях заботятся друг о друге, затем происходит распределение ролей мамы, папы, дочери и других персонажей.

    На следующем этапе малыши показывают обыденную семейную жизнь: ходят в магазин, в поликлинику, в парикмахерскую, готовят обед, встречают гостей.

    Участники игры получают огромное удовольствие, а воспитатель подводит итоги и хвалит детей.

    Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская» в средней группе

    • углубляет у малышей понятие о работе сотрудников салона;
    • учит применению приобретенных прежде знаний о мире красоты;
    • воспитывает уважительное отношение к труду мастера;
    • создает заинтересованность новой для них профессией;
    • налаживает доброжелательные и приязненные взаимоотношения ребят в группе;
    • закрепляет информацию о нормах, как вести себя в публичном месте;
    • активизирует словарный запас детей.

    Для игры потребуются предметы, связанные с темой. В ходе игры дошкольники, отвечая на вопросы педагога, рассказывают о том, что они наблюдали при посещении реальной парикмахерской, какое там оборудование, чем занимаются работники и клиенты.

    Воспитатель берет на себя роль администратора. Поочередно несколько детей, выступая в роли клиентов, ведут диалог, озвучивая пожелания, как бы они хотели постричься. Подведение итогов игры также проходит в форме живой беседы – вопросов воспитателя и ответов дошкольников.

 


Читайте:



Макароны, фаршированные фаршем и сыром, в духовке: особенности приготовления, рецепты и отзывы

Макароны, фаршированные фаршем и сыром, в духовке: особенности приготовления, рецепты и отзывы

Макароны, фаршированные фаршем - блюдо, популярное в Италии, но отлично прижившееся и в других кухнях мира. В Италии можно для приготовления этого...

Яблочная шарлотка в мультиварке

Яблочная шарлотка в мультиварке

Добрый день дорогие друзья сегодня с вами будем готовить очень вкусную выпечку под названием шарлотка. Есть очень много рецептов приготовления...

Постный суп из опят. Как сварить суп из опят

Постный суп из опят. Как сварить суп из опят

Многих хозяек интересует вопрос, который касается выбора опят. Какие лучше: свежие или мороженые? Давайте попробуем разобраться. Во-первых, нужно...

Заливное из языка: пошаговый рецепт с фото

Заливное из языка: пошаговый рецепт с фото

В меню праздничного застолья,зачастую включают заливное из языка. Неопытные хозяйки опасаются браться за подобные кулинарные изыски, считая их...

feed-image RSS