Главная - Пчеловодство
Тетради KUMON. Японская методика обучения детей. Волшебная математика, или как умножают японцы

В 1954 году жил-был в Японии учитель математики Тору Кумон, и однажды его сын Такеши принес из школы двойку по арифметике. Г-н Кумон не растерялся и стал каждый день давать сыну простые задания на сложение, которые умещались на одном листочке. Вскоре Такеши стал лучшим в классе, а родители одноклассников повели своих детей на занятия к его отцу.

Прошло 60 лет. Теперь обучающие центры KUMON расположены почти в 50 странах мира. Более 4 миллионов детей в них занимаются по специальным рабочим тетрадям.

В России тетради центра KUMON выпускает издательство «Манн, Иванов и Фербер». Мы поговорили с руководителем детского направления «МИФ.Детство» Анастасией Креневой о том, чем отличается японская методика развития детей от российской; чему и как учат тетради KUMON и какие еще развивающие пособия для детей есть в России.

Что такое KUMON и в чем их «фишки»?

KUMON - это японская методика развития навыков, которые обычно должно быть сформированы у ребенка к школе. В центрах KUMON учат держать карандаш, проводить линии, вырезать, клеить, считать, писать цифры и буквы.

Всего в серии, которую мы издаем, более 50 рабочих тетрадей -- каждая для конкретного навыка и возраста. В тетрадях по 40 заданий, и они рассчитаны на месяц-два занятий. Главное -- заниматься каждый день, последовательно и понемногу. Это очень важно. Ключевой принцип всей методики -- последовательное усложнение. Сначала всегда самое простое, потом сложнее и сложнее. Именно этим они отличаются от большинства отечественных изданий.

Так, например, нередко можно встретить такое: открываешь тетрадь для подготовки руки к письму, а там одним из первых задание -- обвести по пунктирной линии цветочек или солнышко. И сразу возникает вопрос: как 2-летний ребенок, который еще даже карандаш толком держать не умеет, сможет это сделать? Это же сложно -- нужно окружность нарисовать и прямые линии, выходящие под разными углами. Не каждый взрослый хорошо справится. В KUMON по-другому. Все начинает с очень и очень простых вещей. Сначала ребенок учится вести короткую линию, в следующем задании линия удлиняется, потом появляется один изгиб, затем несколько и т.д. То есть, по логике японцев, задание с солнышком стояло бы в самом конце тетради...

Другая особенность в том, что KUMON -- это не только механическая отработка навыка. Эти тетради приучают ребёнка к самостоятельности. Участие родителей здесь сводится к нулю. Благодаря иллюстрациям, дизайну страниц все задания интуитивно понятны ребенку. Он открывает тетрадь и сам все делает, без подсказок. Плюс японцы постоянно повторяют родителям, что детей нужно обязательно хвалить. Когда вы хвалите детей, это повышает их самооценку, они начинают верить в свои силы, а сами занятия вызывают у них только положительные эмоции. Они сами хотят заниматься каждый день. А это очень важно -- ведь так у ребенка еще и вырабатывается полезная привычка к занятиям.

Я слышала, что японцы продумывают даже толщину бумаги для детей. Это так?

Да, они продумали все, что только можно. Тетрадки для детей 2 лет - маленького формата; тетрадки для детей постарше - большого. Плотность бумаги тоже разная. Например, в тетрадках для малышей используется самая плотная бумага. Чем старше ребенок, тем бумага тоньше. Всё делается для того, чтобы ребенку было удобно писать. В 2 года ему еще трудно держать карандаш и вести линию, поэтому он сильно давит на бумагу. Если бумага будет тонкой, она порвется, а это расстроит малыша. Удовлетворения от выполненного задания не будет. И в следующий раз ему не захочется заниматься.

Другой пример продуманности, причем далеко не очевидный, в иллюстрациях к заданиям. В начале тетради задания очень простые, а иллюстрации к ним яркие, со множеством деталей. Ребёнок воспринимает это всё как игру и погружается в неё. Чем дальше, тем задания сложнее. А картинка при этом становится менее насыщенной и красочной. Почему? Тут тоже очень просто: чем сложнее задание, тем сильнее ребенку нужно концентрироваться. Его ничто не должно отвлекать.

То есть причины популярности KUMON в том, что там все очень продумано?

Да, но не только. Дело еще и в эмоциях родителей, которые видят реальный результат. Ребенок не умел, например, держать карандаш или пользоваться ножницами. Сделал 40 упражнений -- и теперь у него это прекрасно получается.

Кстати, мы сделали для себя открытие. Выяснилось, что у наших детей проблемы с вырезанием. Самая популярная тетрадка во всей серии -- «Учимся вырезать». В принципе, этому есть объяснение. Аналоги, которые предлагают сегодня на рынке, -- тетради с аппликациями. Но как ребенок вырежет кружок или квадрат для аппликации, если он еще резать бумагу не умеет? В KUMON все последовательно: сначала учимся делать просто разрезы, короткие, по толстым линиям, потом линии становятся тоньше и длиннее, появляются углы, дуги, волны и только потом окружности и линии сложных форм.

Еще одна фишка в том, что в тетрадях на вырезание ребенок не просто вырезает -- в конце у него получается какая-нибудь игрушка, с которой он потом может играть. Например, какая-то змейка, которую он вырезал по спирали. Или, например, ты вырезаешь одеяло, и накрываешь нарисованную девочку этим одеялком.

Какие типы развивающих тетрадей есть в России?

Развивающие детские тетради можно разделить на два типа. Первый - это тетради комплексного развития. Это такие развивалки общего характера. Здесь в рамках одной тетради или серии может быть всё: и математика для малышей (формы, противоположности, соответствия и т.д.), и общее развитие речи (группы слов по тематикам), и творческие задания (дорисовать, слепить, приклеить). Ребенок, развивается, узнает новое, конечно. Но процесс совсем другой, это интеллектуальное развитие. Такие тетради не “ставят руку” и не учат именно вырезать, как делает это KUMON.

Или, например, сейчас довольно популярны тетради с наклейками. Они по-своему замечательны и интересны. Задания здесь тоже на общее развитие и параллельно на развитие мелкой моторики. То есть обычно сначала нужно подумать, решить, что и куда клеить, и только потом клеить.

В аналогичных же тетрадях KUMON нужно просто клеить. И все. Полная концентрация только на этом задании. Там будет нарисовано, к примеру, яблоко с пустым кружком. И ребенок должен аккуратно в этот белый кружочек вклеить круглую наклейку. Суть не в том, чтобы он узнал, что это яблоко и что оно зеленого цвета. Или чтобы он узнал, чем большой “большой” отличается от “маленький”. От начала и до конца тетради его учат приклеивать наклейки и бумагу на бумагу. Главное, что к концу занятий он делает это идеально!

Понятно. А какой второй тип тетрадей?

Второй тип тетрадей с уклоном именно в математику, вроде пособий Людмилы Петерсон для дошкольников. Или, например, у Жени Кац есть интересные тетради на развитие математического мышления. Там представлены всякие головоломки, игровые задания на логику, внимательность. Работая в такой тетради, ребенок даже не понимает, что занимается математикой, цифр там очень мало. Женя, кстати, считает, что раньше 5 лет не стоит мучить ребенка цифрами. Он, конечно, запомнит, как они выглядят, но что именно эта цифра обозначает, он в 2-3-4 года не понимает. У него еще не развито математическое мышление.

Получается, базовым навыкам у нас никто и не учит?

Получается, что так. Целенаправленно не учат, опосредованно -- учат. Исключение -- тема подготовки руки к письму. У многих издательств есть такие тетради. Правда, опять же, большинство из них построены по принципу “обведи заштрихованные линии и продолжи сам”.

С точки зрения японцев, в таких заданиях нет особого смысла. Например, ребенку 2-3 лет предлагают обвести и дорисовать зубчики на расческе. Но как как ребенку их нарисовать? Куда поставить карандаш? Где остановиться? Ребенок 2-3 лет еще не понимает этого.

Да, это, конечно, механическая отработка. Но так ребенок никогда не научится проводить линии осознанно. Если мы возьмем аналогичную тетрадку KUMON, то увидим, что каждое задание будет представлять собой лабиринт -- от очень простого (вроде прямого туннеля) до сложного. В лабиринте всегда обозначены его начало и конец. Эти подсказки нужны ребенку для того, чтобы он понимал, куда поставить карандаш и где остановиться. Ребенок сначала продумывает маршрут, а потом сам осознанно ведет линию по чистому листу туда, куда ему нужно. Именно этот навык поможет ему потом писать и рисовать.

И последнее. Какой основной принцип воспитания есть у японцев, который неплохо бы перенять и нам?

Японцы очень просят родителей не вмешиваться в то, что делает ребенок. В чем проблема многих наших мам? Например, ребенок начинает проводить линию и у него не получается. Мама тут же вырывает у него ручку и говорит: «Подожди, ты все не так делаешь!». Это неправильный посыл. Даже если ребенок вообще ничего не сделал, его обязательно нужно похвалить. Хотя бы за то, что он постарался.

Подготовила старший воспитатель Людмила Николаевна Шадрина

Для большинства российских мам методика Шичиды – это нечто неизвестное, в отличие от методик раннего развития по Доману, Монтессори, Никитиным и других, находящихся на слуху в среде «продвинутых» родителей. Но сей факт не может умалить достоинств метода Шичиды, который получил широкое распространение по всему миру. Недаром в Японии (а также в некоторых других странах – Таиланде, Сингапуре, США) открыто уже около 460 развивающих детских центров, пользующихся большим спросом. Информация о методике еще только начинает появляться в России, однако «завоевание» уважения родителей и педагогов происходит серьезными темпами. И это при том, что никаких школ развития по Шичиде в нашей стране пока нет, как нет и мало-мальски серьезной литературы и русскоязычных сайтов, посвященных данной методике раннего развития. Чем же метод Шичиды так увлекает молодых мам?

Профессор Макото Шичида: «Все дети рождаются гениями»

Макото Шичида (Makoto Shichida, 1929-2009) – японский профессор, обладатель докторской степени в области образования, член Международной Академии образования, советник Японской ассоциации по математике. За существенный вклад в изучение головного мозга и его возможностей Макото Шичида был удостоен в 1997 году высшей Почетной премии Всемирного научного совета, а в 1998 году – Всемирной премии мира.

Шичида посвятил жизнь исследованиям и практической деятельности в области обучения и образования, написав более 100 книг (некоторые из них были переведены на английский язык) и создав собственную уникальную методику раннего развития детей. Сайт Макото Шичиды: shichida.co.jp

По мнению Макото Шичиды, дети от рождения гениальны и обладают уникальными способностями. Задача родителей – не дать малышу «растерять» данные от природы таланты. Как и многие другие специалисты в области раннего развития, Шичида считает, что все новорожденные имеют одинаково высокий потенциал. Однако в отличие, например, от Домана, Макото Шичида утверждает, что родителям не стоит увлекаться академическим обучением крохи. Главное – обеспечить ребенку такие условия, чтобы его мозг в них максимально развивался.

Правополушарное развитие по методу Макото Шичида

Современное дошкольное образование направлено на развитие левого полушария мозга, отвечающего за логику и аналитическое мышление. Правому же полушарию, связанному с бессознательным, интуитивным, практически не уделяется внимания.

Основная идея Шичиды, отличающая его методику от других – это необходимость развития правого полушария головного мозга. Японский профессор говорит о «высокой емкости памяти» правого полушария, которое быстро обрабатывает и накапливает информацию, поступающую в виде изображений. В отличие от левого полушария, представляющего собой что-то типа оперативной памяти (быстро «скидывающего» ненужное), правое, по аналогии, является неким неограниченным по объему жестким диском, информация на котором сохраняется навсегда в виде зрительных образов. Левое полушарие развивается благодаря медленному обучению, с многократными повторами. Правое же полушарие, напротив, связано с подсознанием и интуицией, и информация в нем усваивается очень быстро.

Для нормального функционирования мозга человеку, разумеется, необходимы оба полушария. Они работают синхронно: правое хранит огромное количество информации, а левое в нужные моменты извлекает, обрабатывает и использует ее.

Шичида утверждает, что у детей до 3 лет именно правое полушарие доминирует (у них не развито аналитическое мышление и логика), и в силах родителей создать вокруг ребенка среду, которая будет стимулировать правополушарное развитие – основу будущих способностей. Тем более, что малыши очень любят и хотят учиться.

Уже с 3 лет левое полушарие начинает проявлять себя – у ребенка появляется логика и лингвистические навыки. К 6 годам мозг ребенка сформирован примерно на 80%, а левое, логическое полушарие окончательно «подчиняет» себе правое. Поэтому Шичида и считает идеальным для правополушарного развития возраст с полугода до 6 лет.

Макото Шичида говорит о важности развития правого полушария в раннем возрасте следующее:

«Когда ребенок рождается, его правое и левое полушария соединены несколькими триллионами временных нервных связей. Если в первые три года жизни ребенка они не используются (не заполняются информацией), то попросту исчезают. Это не значит, что после 3 и 33 лет с человеком не нужно заниматься, но эффект снижается в несколько раз».

В книге «Дети гениев» Шичида называет правое полушарие «изображением мозга», объясняя это тем, что именно правое полушарие ответственно за фотографическую память и способность видеть сны. Люди с хорошо развитым правым полушарием мозга, а значит, обладающие фотографической памятью, легко восстанавливают в памяти любую когда-либо увиденную картинку. Они грамотно пишут, обладают огромным багажом знаний, поскольку сохраняют в голове информацию из множества книг, имеют абсолютный слух, могут видеть проблему с разных сторон. Таким людям легко учиться, в школе и университете им не приходится заниматься зубрежкой. По мнению Макото Шичиды, «когда правое и левое полушария будут хорошо развиты, у ребенка будет высокий уровень потенциала, ребенок сможет превзойти все наши ожидания и показать свои самые сильные стороны. Такие дети быстрее запоминают огромные объемы информации и вспоминают прочитанное или увиденное с точностью, причем вся информация является им понятной, а также они способны улучшить свои спортивные возможности».

Это кажется чудом, не так ли? Однако множество исследований, проведенных Шичидой, свидетельствуют о том, что быстрый, мигающий показ различных изображений приносит реальную пользу в развитии детей дошкольного возраста. Кроме того, согласно исследованиям ученых из Гарвардского университета, выдающиеся люди действительно имеют одинаково развитые полушария головного мозга.

Методика раннего развития Макото Шичиды

Говоря кратко, система Макото Шичида базируется на следующих основных принципах:

  • дети гениальны с рождения;
  • ЛЮБОВЬ родителей к ребенку – это основа обучения;
  • в процессе развития важно задействовать все органы чувств малыша (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание);
  • в раннем возрасте необходимо уделять максимальное внимание развитию правого полушария мозга, которое доминирует у детей до 3 лет;
  • успех занятий зависит от их систематичности и последовательности.

Развитие по Шичиде направлено на развитие возможностей правого полушария: фотографической памяти, математических способностей, высокой скорости обработки информации, визуализации, способностей к изучению иностранных языков, музыкальных способностей, интуиции, экстрасенсорного восприятия. Дети, которых развивают по данной методике, учатся использовать правое полушарие осознанно, а не на бессознательном уровне, как это делает большинство взрослых людей.

Каковы же методы развития Шичиды?

  1. Создание теплой, благожелательной обстановки во время занятий . В школах Шичиды занятия с детьми проводятся в маленьких группах – не более 6 человек, причем с обязательным присутствием одного из родителей каждого ребенка. Ощущение связи с мамой или папой помогает малышам чувствовать свою защищенность, делает их более уверенными, стимулирует мозговую активность. Методика Макото Шичида подчеркивает важность гармоничных и любящих отношений с детьми в отношении их умственного развития. Занятия должны проходить в обстановке расслабленности, а не давления, поэтому время для них нужно подбирать с тем учетом, чтобы у ребенка было хорошее настроение.
  2. Продолжительность занятий в школе Шичиды – не более 50 минут . Но полчаса практических занятий в день Макото Шичида считает необходимыми для достижения мозгом ребенка максимального потенциала.
  3. Настрой на занятия . Как уже было сказано выше, для успеха занятий по Шичиде важно, чтобы малыш был в хорошем настроении, а также не был перевозбужден. Перед началом выполнения упражнений рекомендуется дать ребенку послушать музыку с альфа-волнами, которая активирует работу мозга. Что такое альфа-волны, или альфа-сигналы? Это некие вибрации, на которых основаны интуиция, телепатия и ясновидение. Альфа-волны испускает мозг в моменты расслабления и медитации. Шичида считает, что дети, в отличие от взрослых, умеют считывать альфа-сигналы, и эту способность необходимо развивать. Что касается конкретных примеров, примером музыки с альфа-волнами являются аудиозаписи «Волны Океана» (Ocean Waves) доктора Джеффри Томпсона, «Отдых и заземление» от Kelly Howell. Также в школах Шичиды практикуют дыхательные упражнения перед выполнением основных заданий.
  4. Динамичность и разнообразие форм занятий с ребенком . Методика Шичиды охватывает широкий спектр заданий – гуманитарных, музыкальных, математических, на изучение иностранных языков, физических. И, конечно, все задания должны быть интересными для ребенка. В идеале каждое упражнение по методу Шичиды выполняется за 1-2 минуты (максимум – 5 минут). Если процесс затягивается, ребенку нужно помочь и в дальнейшем использовать более простые задания.

В занятия по методу Шичиды входят следующие игры и упражнения:

  • игры на развитие воображения (представить себя кем-то другим, составить историю);
  • упражнения на развитие функции ESP (ясновидение, телепатия, психометрия, предвидение);
  • демонстрация флеш-карточек для развития фотопамяти;
  • игры с карточками (развивают память, фантазию);
  • игры с танграмами, пазлами, конструкторами (развивают воображение, творческие способности);
  • математика (распознавание количества точек на карточках, знакомство с цифрами);
  • музыка и физические упражнения;
  • творческие задания (лепка, рисование);
  • чтение книг.
  1. Не нужно ожидать моментального эффекта от занятий . Родители не должны требовать от малыша воспроизведения демонстрируемых изображений. Информация в процессе занятий откладывается на подсознательном уровне и будет извлечена тогда, когда действительно понадобится.

Принципы воспитания от Макото Шичида

Макото Шичида советует родителям верить в ребенка и его потенциал, не требовать от него невозможного, не сравнивать с другими детьми, как можно чаще хвалить и реже – указывать на недостатки. Учебные успехи ребенка не должны быть для вас главной ценностью. Помните, что все дети от рождения идеальны, и старайтесь проявлять любовь к малышу всеми возможными способами. К слову, когда профессор Шичида однажды побеседовал с группой детей, он услышал от них, что их родители любят их недостаточно. Поэтому не будьте столь уверены, что именно ваш ребенок получает достаточное количество внимания и любви. Советы Макото Шичида о том, как проявлять любовь к ребенку:

Крепкие 8-секундные объятия

После того, как малыш выполнил вашу просьбу или задание, похвалите его: «Спасибо тебе большое, ты мне так помог (так порадовал меня)! Я очень сильно тебя люблю!» и крепко обнимите. За 8 секунд объятий ваша любовь дойдет до сердца ребенка, считает Макото Шичида. Этот способ помогает справляться с капризами и плохим поведением. Похвала делает малыша более уверенным в себе, мотивирует на хорошие поступки.

Внимательно слушайте ребенка

Многие мамы стараются больше говорить с ребенком, но важно не только говорить самим, но и слушать малыша. Односторонние разговоры, особенно в назидательно-нравоучительном ключе, заставляют ребенка замкнуться и почувствовать себя нелюбимым. Слушайте и старайтесь СЛЫШАТЬ. Хорошо в разговоре с детьми действует практика «метода эха», при котором взрослый играет пассивную роль, повторяя, как эхо, слова ребенка, анализируя их и задавая вопросы. Например: «Мама, не хочу ходить в садик». – «Ты не хочешь ходить в садик… Что тебе там не нравится?». – «Саша меня обижает». – «Саша тебя обижает. А почему он так делает?».

Используйте метод 5-минутного настроя

Этот метод используется, когда есть необходимость коррекции каких-либо нарушений поведения малыша – сосание пальца, разбрасывание игрушек, нежелание идти в детский сад, истерики и т.п. Через 5 минут после засыпания, когда сознание ребенка уже спит, подсознание продолжает бодрствовать и реагировать на поступающую извне информацию. В это время можно эффективно воздействовать напрямую на подсознание малыша, шепотом рассказывая ему о том, каким станет его поведение.

Например, мальчик, 2 года, сосет палец. Мама через 5 минут после того, как он заснет, начинает говорить ему следующее: «Сыночек, ты уже такой большой, тебе целых два годика. Ты счастливый и спокойный, мы с папой тебя очень любим и всегда заботимся о тебе. Ты чувствуешь себя уверенным и любимым. Тебе не нужно сосать пальчик. Сейчас ты будешь спать крепко, сладким сном. Тебе очень хорошо. Завтра ты проснешься в радостном настроении, и мы вместе поиграем».

Макото Шичида рассказывает в своей книге, что все мамы, чьи дети имели те или иные нарушения поведения, заметили улучшения после использования данной методики. Один ребенок через три дня без слез пошел в садик, другой – менее чем через неделю перестал сосать пальчик.

Методика Шичида: за и против

Методы развития Шичиды, с одной стороны, подтверждены многолетними исследованиями японского профессора и имеют некоторые точки соприкосновения с другими методиками. А с другой – любые обещания развить экстрасенсорные способности, интуицию и прочие «эфемерные» материи зачастую воспринимаются как обман. Однако, независимо от вашей позиции на тему ясновидения, отрицать методику профессора Шичида не стоит.

Однозначными плюсами методики являются: упор на любовь и гармоничные отношения родителей и ребенка; стремление наполнить жизнь малыша разнообразными и интересными для него заданиями; наличие системы, облегчающей ежедневные занятия с ребенком; отсутствие у взрослых цели как можно скорее научить кроху читать и считать, т.е. развить у него академические навыки.

К недостаткам метода можно отнести уже упомянутые выше предположения автора о развитии сверхспособностей – не всем они нравятся. Однако кого-то именно эта часть методики Шичида и привлекает. А упражнения типа «Шар энергии», кажущиеся некоторым излишне магическими, можно сравнить с любыми другими детскими играми, где малыш просто тренирует воображение.

Некоторым в методике не нравится пункт о показывании огромного количества карточек, которые должны быть постоянно разными. Действительно, если следовать методу Шичиды досконально, распечатывание тысяч карточек может представлять проблему. А показ изображений на компьютере не слишком полезен для зрения малыша.

В любом случае, мамы, использующие методику Шичида в занятиях с детьми, отзываются о ней с восторгом. Они рассказывают о блестящих успехах своих малышей, имеющих хорошую память, рано начинающих говорить и с легкостью осваивающих чтение и счет. Можно ли считать это заслугой методики или же самих мам – сложно сказать. Одно можно утверждать наверняка: общение с ребенком, игры с ним и занятия точно не пропадут даром.

Непосредственно о самих занятиях по методике Шичиды речь пойдет в следующей статье – .

Япония до конца позднего Средневековья была скрыта от всего мира: ни въехать, ни выехать. Но как только высокие стены пали, мир активно начал изучать эту загадочную страну, в частности, образование в Японии.

Кратко о главном

В стране Восходящего солнца образование - это одна из первых и главных целей в жизни. Именно оно определяет будущее человека. Система образования в Японии почти не изменилась с 6 века. Хотя после Второй мировой войны на нее оказали сильное влияние британские, французские и, в особенности, американские системы. Учиться жители Японии начинают практически с пеленок. Сначала им родители прививают манеры, правила поведения, учат основам счета и чтения. Дальше ясли, детский сад, младшая, средняя и старшие школы. После них университеты, колледжи или школы специальной профессиональной подготовки.

Учебный год разделен на три семестра:

  • Весенний. С 1 апреля (это и начало учебного года) по середину июля.
  • Летний. С 1 сентября по середину декабря.
  • Зимний. С начала января по конец марта. Учебный год заканчивается в марте.

После каждого семестра ученики сдают промежуточные тесты, а в конце года экзамены. Помимо уроков японцы имеют возможность посещать кружки и участвовать в фестивалях. Теперь подробнее рассмотрим образование в Японии

Дошкольные заведения

Как уже было сказано, этикет и манеры поведения прививают родители. В Японии существуют две разновидности детских садиков:

  • 保育園 (Hoikuen) - государственный центр по уходу за детьми. Эти учреждения рассчитаны для самых маленьких. Согласно правительственному указу, они были созданы специально для поддержки работающих матерей.
  • 幼稚園 (Youchien) - частный детский сад. Такие заведения рассчитаны для детей старшего возраста. Здесь обучают пению, рисованию, чтению и счету. В более дорогих заведениях учат английский язык. Так что в школу они приходят полностью подготовленными.

Стоит отметить, что основная функция детских садов не столько обучение, а социализация. То есть, детей учат взаимодействовать со сверстниками и обществом в целом.

Начальная школа

Образование в Японии в начальной школе начинается с шести лет. Большинство этих заведений - государственные, однако встречаются и частные. В начальной школе преподают японский язык, математику, естествознание, музыку, рисование, физкультуру и труд. С недавнего времени в обязательном порядке ввели обучение английскому языку, который раньше начинали преподавать только в средней школе.

Кружков, как таковых, в начальной школе нет, зато проводятся внеклассные мероприятия, такие как спортивные соревнования или постановка театральных спектаклей. Учащиеся ходят в повседневной одежде. Единственный обязательный элемент экипировки: желтая панама, зонтик и дождевик такого же цвета. Это обязательные атрибуты, когда класс ведут на экскурсию, чтобы не потерять детей в толпе.

Средняя школа

Если перевести на русский счет, то это обучение с 7 по 9 классы. К предметам младшей школы добавляется более углубленное изучение наук. Увеличивается количество уроков с 4 до 7. Появляются клубы по интересам, в которых ученики задействованы до 18.00. Преподавание каждого предмета закреплено за отдельным учителем. В классах учится более 30-ти человек.

Особенности образования в Японии можно проследить в формировании классов. Во-первых, учеников распределяют по уровню знаний. Особенно часто это встречается в частных школах, где считают, что ученики с плохими отметками плохо повлияют на отличников. Во-вторых, с началом каждого семестра учеников распределяют в разные классы, чтобы они учились быстро социализироваться в новом коллективе.

Старшая школа

Обучение в старшей школе не считается обязательным, но те, кто желает поступить в вуз (а на сегодняшний день это 99% учащихся), должны ее окончить. В этих заведениях основное внимание сосредоточено на подготовке учащихся к вступительным экзаменам в университеты. Также ученики принимают активное участие в школьных фестивалях, кружках, посещают экскурсии.

Дзюку

Современное образование в Японии не заканчивается исключительно на школах. Существуют специальные частные школы, предлагающие дополнительные занятия. Их можно разделить на два вида по направлениям обучения:

  • Неакадемические. Учителя обучают разнообразным видам искусства. Есть спортивные секции, также можно научиться чайной церемонии и традиционным настольным японским играм (сеги, го, маджонг).
  • Академические. Ориентированы на изучение разных наук, включая языки.

Эти школы в основном посещают ученики, которые пропустили занятия в школе и не могут усвоить материал. Хотят успешно сдать экзамены или подготовится к вступлению в вуз. Также причиной, по которой ученик может настоять на посещении такой школы, может быть более тесное общение с учителем (в группах около 10-15 человек) или за компанию с друзьями. Стоит отметить, что такие школы дорого стоят, поэтому не все семьи могут их себе позволить. Однако школьник, не посещающий дополнительных занятий, имеет заведомо проигрышное положение в кругу сверстников. Единственное, чем он может это компенсировать - самообучение.

Высшее образование

Высшее образование в Японии в основном получают мужчины. Для женщин, как и столетия назад, отведена роль хранительницы домашнего очага, а не руководительницы компании. Хотя исключения встречаются все чаще. К учреждениям высшего образования относят:

  • Государственные и частные университеты.
  • Колледжи.
  • Школы специальной профессиональной подготовки.
  • Технологические колледжи.
  • Учреждения дальнейшего высшего образования.

В колледжах в основном учатся девушки. Обучение составляет 2 года, и преподают в основном гуманитарные науки. В технологических колледжах изучают отдельные специальности, срок обучения 5 лет. После его окончания студент имеет возможность поступить в университет на 3 курс.

В стране существует 500 университетов, 100 из которых государственные. Чтобы поступить в государственное учреждение необходимо сдать два экзамена: «Общий тест достижений первой ступени» и экзамен в самом университете. Для поступления в частное заведение необходимо сдавать только тест при университете.

Стоимость обучения высокая, колеблется от 500 до 800 тысяч йен в год. Существуют программы, позволяющие получить стипендию. Однако там большой конкурс: на 3 миллиона студентов всего 100 бюджетных мест.

Образование в Японии, кратко говоря, дорогое удовольствие, но именно от него зависит качество жизни в будущем. Только те японцы, которые окончили высшие учебные заведения, имеют возможность получить высокооплачиваемую работу и занимать руководящие должности.

Языковые школы

Система образования в Японии - культ, ведущий страну к успеху. Если на постсоветском пространстве диплом - это красивая пластиковая корочка, свидетельствующая, что 5 лет человек чем-то занимался, то в стране Восходящего солнца диплом - это пропуск в светлое будущее.

Из-за старения нации высшие учебные заведения принимают иностранных студентов. Каждый гайдзин (иностранец) имеет возможности получить стипендию, если его знания в определенной области высокие. Но для этого необходимо хорошо знать японский язык, поэтому в стране существуют специальные языковые школы для иностранных студентов. Также они предлагают краткосрочные курсы японского языка для туристов.

Учиться в Японии сложно, но весело. Ведь ученики имеют возможность развиваться гармонично, самостоятельно принимать решения и решать собственное будущее. Итак, образование в Японии, интересные факты:

  • В начальной школе ученикам не задают домашнее задание.
  • Начальное и среднее образование обязательное и бесплатное в государственных учреждениях.
  • Чтобы поступить в школу, нужно сдать экзамены, те, кто не смог пройти, могут попытать удачу в следующем году.
  • Школьницам нельзя красить волосы, носить макияж и украшения, кроме наручных часов. За внешним видом учеников в школах тщательно следят. Даже носки могут отобрать, если они не такого цвета, как нужно.
  • В школах нет уборщиков. Начиная с начальной, ученики после окончания занятий сами убирают классы и коридоры.

  • Также за каждой группой учеников класса закреплены свои обязанности. Есть группа, которая отвечает за уборку школьной территории, организацию мероприятий, здравоохранение и т. д.
  • В школах часто меняется состав учащихся, чтобы дети учились быстрее вливаться в коллектив. В высших учебных заведениях группы формируются согласно выбранным предметам для изучения.
  • «Система пожизненного найма». Образование в Японии знаменательно еще и тем, что многие вузы сотрудничают со старшими школами, принимая учеников с хорошими отметками. А над вузами стоят известные компании, которые принимают выпускников на работу. Японец, окончивший вуз, может быть уверен в будущем трудоустройстве и карьерном продвижении. Многие японцы проходят путь от младшего сотрудника до руководителя отдела/филиала и уходят на пенсию с чувством выполненного перед страной долга.
  • Каникулы длятся всего 60 дней в году.
  • В средней и старшей школе учреждена уникальная униформа.
  • Каждый учебный год начинается и заканчивается церемониями, на которых приветствуют новичков и поздравляют выпускников.

Кружки и фестивали

Развитие образования в Японии уходит корнями в глубокую древность. Уже в 6 веке существовала национальная система образования. Японцы всегда были сторонниками раннего и гармоничного развития. Эта традиция сохраняется и сегодня. В средней и старшей школе ученикам предоставляется возможность посещать кружки по интересам. За каждым кружком закреплен свой научный руководитель, но он вмешивается в деятельность клуба только когда предстоят соревнования или творческие конкурсы между школами, что случается достаточно часто.

Во время каникул ученики посещают организованные школой экскурсии. Поездки проводятся не только в пределах страны, но и за ее границами. После поездок каждый класс обязан предоставить стенгазету, в которой подробно изложит все, что было в поездке.

В старшей школе особое внимание уделяется такому мероприятию, как осенний фестиваль. На каждый класс школа выделяет 30 000 йен и закупает футболки. А ученики обязаны придумать мероприятие, которым будут развлекать гостей. Чаще всего в классах организовывают кафетерии, комнаты страха, в актовом зале могут выступать творческие коллективы, спортивные секции устраивают небольшие соревнования.

Японскому школьнику некогда бродить по улицам города в поисках развлечений, их ему достаточно и в школе. Правительство сделало все возможное, чтобы оградить подрастающее поколение от влияния улицы, и эта затея у них отлично получилась. Дети всегда заняты, но они не бездумные роботы - им дано право выбирать. Большинство школьных и университетских мероприятий учащиеся организовывают самостоятельно, без помощи научных руководителей. Они приходят во взрослую жизнь уже полностью подготовленными, в этом и состоит главная особенность образования в Японии.

В 1954 году жил-был в Японии учитель математики Тору Кумон, и однажды его сын Такеши принес из школы двойку по арифметике. Г-н Кумон не растерялся и стал каждый день давать сыну простые задания на сложение, которые умещались на одном листочке. Вскоре Такеши стал лучшим в классе, а родители одноклассников повели своих детей на занятия к его отцу.

Прошло 60 лет. Теперь обучающие центры KUMON расположены по всему миру - почти в 50 странах. Более 4 миллионов детей занимаются в центрах по специальным рабочим тетрадям.

В России тетради центра KUMON выпускает издательство «Манн, Иванов и Фербер ». Мы поговорили с руководителем детского направления «МИФ.Детство» Анастасией Креневой о том, чем отличается японская методика развития детей от российской; чему и как учат тетради KUMON и какие еще развивающие пособия для детей есть в России.

- Что такое KUMON и в чем их «фишки»?

KUMON - это японская методика развития навыков, которые обычно должны быть сформированы у ребенка к школе. В центрах KUMON учат держать карандаш, проводить линии, вырезать, клеить, считать, писать цифры и буквы.

Всего в серии, которую мы издаем, более 50 рабочих тетрадей - каждая для конкретного навыка и возраста. В тетрадях по 40 заданий, и они рассчитаны на месяц-два занятий. Главное - заниматься каждый день, последовательно и понемногу. Это очень важно. Ключевой принцип всей методики - последовательное усложнение. Сначала всегда самое простое, потом сложнее и сложнее. Именно этим они отличаются от большинства отечественных изданий.

Так, например, нередко можно встретить такое: открываешь тетрадь для подготовки руки к письму, а там одним из первых задание - обвести по пунктирной линии цветочек или солнышко. И сразу возникает вопрос: как двухлетний ребенок, который еще даже карандаш толком держать не умеет, сможет это сделать? Это же сложно - нужно окружность нарисовать и прямые линии, выходящие под разными углами. Не каждый взрослый хорошо справится. В KUMON по-другому. Все начинается с очень и очень простых вещей. Сначала ребенок учится вести короткую линию, в следующем задании линия удлиняется, потом появляется один изгиб, затем несколько и т.д. То есть, по логике японцев, задание с солнышком стояло бы в самом конце тетради...

Другая особенность в том, что KUMON - это не только механическая отработка навыка. Эти тетради приучают ребёнка к самостоятельности. Участие родителей здесь сводится к нулю. Благодаря иллюстрациям, дизайну страниц все задания интуитивно понятны ребенку. Он открывает тетрадь и сам все делает, без подсказок. Плюс японцы постоянно повторяют родителям, что детей нужно обязательно хвалить. Когда вы хвалите детей, это повышает их самооценку, они начинают верить в свои силы, а сами занятия вызывают у них только положительные эмоции. Они сами хотят заниматься каждый день. А это очень важно - ведь так у ребенка еще и вырабатывается полезная привычка к занятиям.

- Я слышала, что японцы продумывают даже толщину бумаги для детей. Это так?

Да, они продумали все, что только можно. Тетрадки для детей двух лет - маленького формата; тетрадки для детей постарше - большого. Плотность бумаги тоже разная. Например, в тетрадках для малышей используется самая плотная бумага. Чем старше ребенок, тем бумага тоньше. Все делается для того, чтобы ребенку было удобно писать. В два года ему еще трудно держать карандаш и вести линию, поэтому он сильно давит на бумагу. Если бумага будет тонкой, она порвется, а это расстроит малыша. Удовлетворения от выполненного задания не будет. И в следующий раз ему не захочется заниматься.

Другой пример продуманности, причем далеко не очевидный, в иллюстрациях к заданиям. В начале тетради задания очень простые, а иллюстрации к ним яркие, со множеством деталей. Ребенок воспринимает это все как игру и погружается в нее. Чем дальше, тем задания сложнее. А картинка при этом становится менее насыщенной и красочной. Почему? Тут тоже очень просто: чем сложнее задание, тем сильнее ребенку нужно концентрироваться. Его ничто не должно отвлекать.

- То есть причины популярности KUMON в том, что там все очень продумано?

Да, но не только. Дело еще и в эмоциях родителей, которые видят реальный результат. Ребенок не умел, например, держать карандаш или пользоваться ножницами. Сделал 40 упражнений - и теперь у него это прекрасно получается.

Кстати, мы сделали для себя открытие. Выяснилось, что у наших детей проблемы с вырезанием. Самая популярная тетрадка во всей серии - «Учимся вырезать». В принципе этому есть объяснение. Аналоги, которые предлагают сегодня на рынке, - тетради с аппликациями. Но как ребенок вырежет кружок или квадрат для аппликации, если он еще резать бумагу не умеет? В KUMON все последовательно: сначала учимся делать просто разрезы, короткие, по толстым линиям, потом линии становятся тоньше и длиннее, появляются углы, дуги, волны и только потом окружности и линии сложных форм.

Еще одна фишка в том, что в тетрадях на вырезание ребенок не просто вырезает - в конце у него получается какая-нибудь игрушка, с которой он потом может играть. Например, какая-то змейка, которую он вырезал по спирали. Или, например, ты вырезаешь одеяло, и накрываешь нарисованную девочку этим одеялком.

- Какие типы развивающих тетрадей есть в России?

Развивающие детские тетради можно разделить на два типа. Первый - это тетради комплексного развития. Это такие развивалки общего характера. Здесь в рамках одной тетради или серии может быть все: и математика для малышей (формы, противоположности, соответствия и т.д.), и общее развитие речи (группы слов по тематикам), и творческие задания (дорисовать, слепить, приклеить). Ребенок развивается, узнает новое, конечно. Но процесс совсем другой, это интеллектуальное развитие. Такие тетради не «ставят руку» и не учат именно вырезать, как делает это KUMON. Или, например, сейчас довольно популярны тетради с наклейками. Они по-своему замечательны и интересны. Задания здесь тоже на общее развитие и параллельно на развитие мелкой моторики. То есть обычно сначала нужно подумать, решить, что и куда клеить, и только потом клеить.

Что такое ментальная арифметика и почему она нужна каждому человеку.

Ментальная арифметика - это программа комплексного развития интеллекта и мышления детей, основанная на формировании навыка быстрого устного счета

На занятиях дети учатся быстрому счету с помощью специальной счетной доски (абакус, соробан). Педагоги объясняют, как правильно перебирать костяшки на спицах, чтобы малыши могли почти мгновенно получить ответ на сложный пример. Постепенно привязка к счетам ослабевает и дети представляют те действия, что совершали со счетами, в уме.

Программа рассчитана на 2-2,5 года. Сначала ребята осваивают сложение и вычитание, затем - умножение и деление. Навык приобретается и развивается за счет многократного повторения одних и тех же действий. Методика подходит практически всем детям, принцип обучения - от простого к сложному.

Занятия проходят один-два раза в неделю и длятся один-два часа.

Древние счеты абакус, на которых считают дети, известны уже более 2,5 тысяч лет

В Японии счет на абакусе включен в официальную школьную программу

Вот уже более 50 лет ментальная арифметика входит в систему государственного образования в Японии. Интересно, что после окончания школы люди продолжают совершенствовать свои навыки в устном счете. В Стране восходящего солнца ментальную арифметику считают чем-то вроде спорта. По ней даже проводят соревнования. В России теперь тоже ежегодно проводятся международные турниры по Ментальной арифметике.

Ментальная арифметика развивает механическую и фотографическую память

Когда дети считают, они задействуют сразу оба полушария мозга. Ментальная арифметика развивает фотографическую и механическую память, воображение, наблюдательность, улучшает концентрацию внимания.

Повышается общий уровень интеллекта. Это значит, что ребятам легче усваивать большие объемы информации в сжатые сроки. Сразу видны успехи в иностранных языках. На заучивание стихов и прозы теперь не надо тратить весь день.

У школьников более медлительных ускоряется быстрота реакции. Они начинают не просто молниеносно считать, но быстрее думать и принимать решения, не связанные с арифметикой.

Бывают и неожиданные результаты. Как-то в центр пришел мальчик, который занимался теннисом. Мама рассказала, что у ее сына проблемы с координацией движений. Неожиданно их удалось решить именно за счет интенсивов по ментальной арифметике.

Взрослым ментальная арифметика дается сложнее, оптимальный возраст для начала занятий - 5-14 лет

Развивать мозг с помощью ментальной арифметики можно в любом возрасте, но наилучших результатов можно добиться до 12–14 лет. Детский мозг очень пластичен, подвижен. В юном возрасте в нем наиболее активно формируются нейронные связи, поэтому наша программа дается легче ребятам до 14 лет.

Чем старше человек, тем сложнее ему абстрагироваться от своего опыта и знаний и просто доверять абакусу. Я осваивала эту методику в 45 лет и постоянно сомневалась, правильно ли у меня получается, нет ли ошибки. Это очень мешает обучению.

Но чем труднее человеку осваивать этот счет, тем больше от него пользы. Человек как бы преодолевает себя, с каждым разом у него получается все лучше и лучше. Занятия не проходят даром, мозг взрослого человека также активно развивается.

Только не стоит ожидать от взрослого таких же результатов, как от ребенка. Мы можем научиться методике, но посчитать так же быстро, как это делает второклассник, уже не получится. Как показывает опыт, оптимальный возраст, с которого лучше начинать занятия - 6 и 7 лет.

Лучших результатов добивается тот, кто регулярно занимается дома

Обязательное условие занятий - ежедневные тренировки на абакусе. Всего 10-15 минут. Детям необходимо отрабатывать формулу, которую им дал на уроке преподаватель, и доводить свои действия до автоматизма. Только в этом случае ребенок научится считать быстро. Здесь важна организационная роль родителей, которым нужно следить за регулярными тренировками.

Дети не устают на занятиях за счет постоянной смены видов деятельности

Основной вид деятельности на ментальной арифметике - счет на абакусе. Дети считают разными способами: на слух, в рабочих тетрадях, у школьной доски на демонстрационном абакусе, используя электронный тренажер «Веселый соробан», на ментальной карте (это графическое изображение абакуса, с помощью которого дети представляют, как передвигают косточки на счетах).

 


Читайте:



Постинор - официальная инструкция по применению

Постинор - официальная инструкция по применению

Михаил Пуговкин финансовый аналитик Москва 14 декабря 2013 Здравствуйте. Как и у многих здесь, с детства, сколько себя помню, у меня...

Генеральный директор Астахов И

Генеральный директор Астахов И

Лимит выручки для отнесения компаний к субъектам малого предпринимательства увеличен с 25 июля 2015 года. Если раньше малыми считались компании с...

Как заморозить на зиму белые грибы: сырыми, вареными, жареными Как заготовить белые грибы в домашних условиях

Как заморозить на зиму белые грибы: сырыми, вареными, жареными Как заготовить белые грибы в домашних условиях

В сезон тихой охоты, когда урожай грибов удался, возникает вопрос о том, что можно сделать на зиму из белых грибов . Конечно же, в первую очередь -...

Строение кисти руки и запястья

Строение кисти руки и запястья

Анатомия человека - крайне важная область науки. Без знания особенностей человеческого тела невозможно разработать эффективные методы диагностики,...

feed-image RSS