Реклама

Главная - Дети 6-7 дет
Ленком спектакль день опричника действующие лица. Театральная афиша - отзывы о спектакле. Сколь долго ставился спектакль

Замыслу Марка Захарова, патриарха театральной и кинорежиссуры, уже лет десять. Говоря по правде, мало кто верил, что на сцене респектабельного и в последние годы конъюнктурного «Ленкома» действительно может появиться «День опричника», мрачнейшая притча Владимира Сорокина о ближайшем будущем России. Однако невероятное случилось. И это событие, что ни говори. Постановка здесь - самого мэтра, а не его правых и левых рук, как нередко бывало прежде. В ролях заняты лучшие из лучших - от легендарного Леонида Броневого (его персонаж князь Собакин вставной и ненужный, но выезд актера на сцену в инвалидной коляске дарит залу несколько минут счастья) до темпераментного Антона Шагина (адъютант Федька). Государя Платона Николаевича и вовсе играют по очереди Дмитрий Певцов и Виктор Вержбицкий.

Действие, правда, перенесли «через 100 лет после премьеры», но кого это может смутить? К эзоповым ухищрениям давно привыкли все, в будущее никто не верит, а настоящее - вот оно, более чем наглядно и узнаваемо. Даже первая бросающаяся в глаза декорация, газовая труба с китайскими иероглифами, кажется атрибутом сегодняшним.

Декорации, раз уж зашла о них речь, в «Дне опричника» выразительные, пусть Алексей Кондратьев не обладает таким индивидуальным почерком, как покойный Олег Шейнцис, ушедший из жизни ровно десять лет назад - тогда же, когда родился замысел этого спектакля. Подвижные гигантские конструкции четко указывают на незначительность человека в рамках системы, часы идут назад, на стенах висят волчьи головы, посреди сцены возвышается ржавая ракета. В опричной России неважно, какой год: всегда здесь и сейчас. День опричника - и день сурка, он такой же, как остальные дни.

Во всяком случае, так было у Сорокина, ответившего своим днем бодрого палача на хрестоматийные 24 часа из жизни жертвы - основу основ неформальной советской литературы, солженицынский «Один день Ивана Денисовича». У Захарова все несколько иначе: его Комяга (Виктор Раков, абсолютно органичный в роли деловитого карателя) просыпается опричником, а закат встречает свободным человеком. В его жизни этот день поворотный.

Здесь первая и, вероятно, важнейшая претензия к ленкомовской инсценировке. Сразу можно было предположить, что апофеоз сорокинского гротеска, «опричную гусеницу», Захаров на сцену переносить не будет: какой возрастной рейтинг ни ставь, как ни закавычивай ритуальную гомосексуальную оргию в кругу спецслужбистов-убийц, все равно подведут под статью (а если нет такой статьи, придумают специально). Однако худрук «Ленкома» пошел дальше. Он ввел в сюжет любовную линию, сделав главной героиней - к финалу вырастающей и вовсе в Богородицу - вдову Куницыну и, соответственно, свою дочь и любимую актрису Александру Захарову.

Можно сколько угодно критиковать несколько однообразную манеру Захаровой или даже злорадно вспоминать ее возраст, якобы непригодный для романтического материала. Однако в этом театре она безусловная звезда, ее появление на сцене встречают едва ли не овацией; сама же условная стилистика режиссуры позволяет принять любое допущение в области кастинга. Но не в драматургии. Проблема с вдовой Куницыной в том, что она выводит сорокинское повествование в иную, не органичную ему плоскость. Выдающийся душегуб Комяга, даже гордящийся своим душегубством, вдруг предстает перед нами застенчивым мальчиком, который влюбился в незнакомую женщину - да так, что послал к чертям всю свою карьеру. В рамках самой общей театральной абстракции в такое не поверить никак, ни за что.

Чтобы стало понятно, вспомните «Убить дракона», последний кинофильм Захарова, где нежную деву Эльзу держал в невестах правая рука Дракона - карьерист и мерзавец Генрих. Играли их те же Захарова и Раков. Теперь представьте себе финал той истории, в которой Ланселот гибнет, а Генрих исправляется, предлагает Эльзе побег - и так влюбленные ускользают от тирана-ящера. Можно такое себе представить? Даже в полном надежд 1988-м, когда вышел фильм, - маловероятно. А сегодня, когда день опричника действительно настал, и подавно.

В остальном, как оказалось, эклектичная эстрадная эстетика «Ленкома» не так уж противоречит велеречивому монолиту филигранной сорокинской сатиры. В спектакле полно отсебятины, и часто веришь в нее без труда: если такого в книге не было, то могло бы быть. Номер с ясновидящей Прасковьей Мамонтовной (Татьяна Кравченко), помыкающей китайскими рабынями и топящей печь собраниями сочинений русской классики, - из числа таких. Как и дуэт государя - Певцов превосходно играет кого-то наподобие Дракона с его тремя разными головами, меняя интонационные регистры на ходу, - с его зятем, графом-извращенцем Урусовым (Александр Сирин). Фактурный Сергей Степанченко оказался идеальным Батей, приближенным силовиком. Лучшая роль спектакля, вне сомнений, принадлежит Ивану Агапову: его персонаж, загадочный Демьян Златоустович, выходит в начале первого и второго акта, чтобы выразительно прочитать залу проповедь из «Теллурии»: «Аще взыщет государев топ-менеджер во славу КПСС и всех святых для счастья народа и токмо по воле Божьей, по велению мирового империализма, по хотению просвещенного сатанизма…»

Макаронический волапюк Сорокина гениально передает кашу в мозгах, где сложное сплетение давно потерявших смысл штампов убило даже намек на любую идеологию или веру. Но Захаров противоречит писателю и самому себе: нет, не убило, и в кромешной тьме можно полюбить, и спастись тоже, а за ночью последует рассвет. Трудно сказать, чего больше в этом катастрофически неровном, но все же неординарном спектакле, прекраснодушия или отчаяния, идеализма или цинизма (ведь публика любит хеппи-энды). Ясно лишь одно: Сорокин искал и безошибочно нашел в обычном, похожем на нас человеке опричника, а Захаров все еще надеется отыскать в опричнике человеческое.

Ленком подготовил для своих поклонников и критиков грандиозную и по-настоящему интригующую почву для размышлений. Речь, конечно, идет о премьере 2016 года, которая вызвала так много толков и споров, еще даже не состоявшись. Билеты на спектакль «День опричника» в Ленкоме после объявления премьерной даты постановки начали раскупать с невероятной скоростью.

Заранее нашумевшая премьера

Спектакль был поставлен по одноименной сатирической повести Владимира Сорокина. Уже одно это вызвало интерес культурной публики и критиков. Нашумевшая пьеса, опубликованная в 2006 году, переведена уже на десять языков, и продолжает свое триумфальное шествие по свету.

Художественный руководитель Ленкома Марк Захаров, выступивший режиссером спектакля, к постановке этой антиутопии шел без малого девять лет. Огромный срок для осмысления и переосмысления сути сюжета!

Режиссер даже пробовал когда-то репетировать пьесу с актерами, но позже на время свернул работу. Он счел, что его сценическая версия этого злободневного произведения может всерьез обострить отношения Ленкома с властями.

Когда было принято очередное решение возобновить работу над спектаклем, против постановки высказался сам автор. Владимир Сорокин посчитал, что время этой пьесы уже прошло, что ставить ее теперь не к месту. Тем не менее, режиссер смог уговорить писателя, и спектаклю все же суждено увидеть свет. Долгожданная премьера постановки - 30 ноября 2016 года.

Сценические решения режиссера и актерский состав

Марк Захаров получил со стороны автора полную свободу действий. Он не просто перенес действие пьесы в будущее и рассказал о фантазийных событиях в России 2027 года. В его ироничном прочтении постановка получилась совершенно уникальной по двум причинам:

— во-первых, действие в спектакле происходит даже не в указанный в романе 2027-м, а примерно через 100 лет после премьеры;

— во-вторых, в режиссерской инсценировке нашлось место не только самому «Дню опричника», но и некоторым фрагментам из «Теллурии», на которых настоял Владимир Сорокин.

По словам режиссера, игра со временем избавляет всех от излишней ответственности, за которую он переживал ранее.

Спектакль расскажет об одном дне из жизни главного героя - Андрея Комяги, состоящего на государственной службе.

Этот понедельник, начавшийся похмельем, выдался не самым простым, но насыщенным событиями.

Герой успеет переделать множество важных и не очень важных дел, попутно показав зрителю Россию образца далекого года. Восстановлена монархия, отгородились от Запада, все пошло по известному кругу...

Помимо гениального и уважаемого режиссера, в спектакле задействован сильный актерский состав, состоящий сплошь из звезд сцены. Главную роль исполняет Народный артист России Виктор Раков. На его творческом счету - блестящее воплощение множества образов на сцене Ленкома, более 80 ролей в фильмах и сериалах.

В постановке принимают участие такие потрясающие и широко любимые актеры, как Леонид Броневой, Дмитрий Певцов, Александра Захарова, Виктор Вержбицкий. Поклонники Ленкома и этих несомненных звезд подмостков считают своей обязанностью купить билеты на «День опричника».

У этого уникального во многих отношениях спектакля, вне всякого сомнения, есть все шансы стать самой громкой премьерой нового театрального сезона. Зрители и критики уже готовятся наслаждаться творчеством легендарного московского коллектива.

Стоимость билетов:
Бельэтаж 1300-3600 рублей
Амфитеатр 2700-3100 рублей
Партер 1500-4000 рублей

Продолжительность - 2 часа 25 минут с 1 антрактом

ПОСТАНОВКА - МАРК ЗАХАРОВ
ХУДОЖНИК-ПОСТАНОВЩИК - АЛЕКСЕЙ КОНДРАТЬЕВ
РЕЖИССЁР - ИГОРЬ ФОКИН
КОМПОЗИТОР - СЕРГЕЙ РУДНИЦКИЙ
ХОРЕОГРАФ-ПОСТАНОВЩИК - СЕРГЕЙ ГРИЦАЙ
ХУДОЖНИК ПО КОСТЮМАМ - ИРЭНА БЕЛОУСОВА
ХУДОЖНИК ПО СВЕТУ - ЕВГЕНИЙ ВИНОГРАДОВ
ХУДОЖНИК-ТЕХНОЛОГ - АРТЕМИЙ ХАРЛАШКО
ТЕХНИЧЕСКИЙ ДИРЕКТОР - ДМИТРИЙ КУДРЯШОВ
ДИРЕКТОР ТЕАТРАЛЬНОГО ПРОЕКТА - МАРК ВАРШАВЕР
ПЕДАГОГ-БАЛЕТМЕЙСТЕР - АНТОН ЛЕЩИНСКИЙ
ХОРМЕЙСТЕР - ИРИНА МУСАЭЛЯН
ЗВУКОРЕЖИССЁРЫ - АНДРЕЙ КУШНИКОВ, ГУРГЕН ШАУМЯН
SOUND-РЕДАКТОР - ЮРИЙ ФЕДОРКОВ
АССИСТЕНТ РЕЖИССЁРА - НАТАЛЬЯ КУЧКО
ПОМОЩНИК ХУДОЖЕСТВЕННОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО ТРУППЕ - ИННА БОМКО
ЗАМЕСТИТЕЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОГО РУКОВОДИТЕЛЯ - ЮЛИЯ КОСАРЕВА
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ГРУППА - СЕРГЕЙ ВОЛЬТЕР, АРМЕН КАИРЯН, ДЕНИС ФРАНЦЕВ, ХРИСТОФОР ЧУССИ

МУЗЫКАЛЬНЫЙ АНСАМБЛЬ под управлением Народного артиста России СЕРГЕЯ РУДНИЦКОГО в составе:
АНАТОЛИЙ АБРАМОВ
НИКОЛАЙ ПАРФЕНЮК
АНЖЕЛИКА ВОРОПАЕВА
СЕРГЕЙ ГОРБУНОВ
ВЛАДИМИР ЖУЧКОВ
ОЛЕГ ЗАРИПОВ
АЛЕКСЕЙ ПОЛЯКОВ
АЛЕКСАНДР САМСОНОВ
ЖАННА ТЕРЕХОВА

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА И ИСПОЛНИТЕЛИ:
КОМЯГА, коренной опричник - ВИКТОР РАКОВ
КУНИЦЫНА, вдова - АЛЕКСАНДРА ЗАХАРОВА
ФЕДЬКА, адъютант Комяги - АНТОН ШАГИН, СТАНИСЛАВ ТИКУНОВ
БАТЯ, глава опричного Приказа - СЕРГЕЙ СТЕПАНЧЕНКО
ГОСУДАРЬ ПЛАТОН НИКОЛАЕВИЧ - ДМИТРИЙ ПЕВЦОВ
КНЯЗЬ СОБАКИН, воевода в отставке - ЛЕОНИД БРОНЕВОЙ
ПРАСКОВЬЯ МАМОНТОВНА, ясновидящая - ТАТЬЯНА КРАВЧЕНКО
БУТУРЛИН, генералиссимус, князь - ВЛАДИМИР ЮМАТОВ
ГОСУДАРЫНЯ АРИНА АБРАМОВНА - АНАСТАСИЯ МАРЧУК, ЕКАТЕРИНА МИГИЦКО
УРУСОВ, зять Государя, граф - АЛЕКСАНДР СИРИН
ДЕМЬЯН ЗЛАТОУСТОВИЧ - ИВАН АГАПОВ
АВЕРЬЯН, целовальник - ДМИТРИЙ ГИЗБРЕХТ
Коренные опричники
ПОСОХА - СЕРГЕЙ ЯКОВЛЕВ, ВИКТОР ДОЛГИЙ
КРЕПЛО - АЛЕКСЕЙ ПОЛЯКОВ
ХРУЛЬ - АЛЕКСЕЙ СКУРАТОВ
ОХЛОП - КИРИЛЛ ПЕТРОВ
СИВОЛАЙ - МАКСИМ АМЕЛЬЧЕНКО
МАЖОРДОМША - ПОЛИНА ЧЕКАН
1-АЯ КИТАЯНКА - АЛИСА САПЕГИНА
2-АЯ КИТАЯНКА - АЛЕКСАНДРА ВОЛКОВА
Группа телевизионщиков - ДМИТРИЙ МАЛЬЦЕВ, ДМИТРИЙ НИКОНОВ, АЛЕКСЕЙ КОКОРИН, АНДРЕЙ СЕРГИЕВСКИЙ, ИВАН ЛЕШУК, ВИТАЛИЙ БОРОВИК
Помощники опричников - АЛЕКСАНДР ПОДГОРНОВ, ОЛЕГ МАТЮТА, ИЛЬЯ МИХЕРЁВ, АЛЕКСЕЙ СПИРИДОНОВ, ДАНИИЛ МАТВЕЕВ, ФИЛИПП МАЛЫШЕВ, ИГОРЬ БОЛДИН, АНТОН МАРТЬЯНОВ, АЛЕКСАНДР КАРГИН, ПЁТР КАЗАКОВ

Спектакль «День опричника» поставленный Марком Захаровым в театре Ленком, безусловно большое событие в театральном мире. Своеобразная антиутопия по романам Владимира Сорокина «Теллурия» и «День опричника». Однако, чтобы его смотреть нужно быть знакомым хотя бы с одним из произведений, иначе после его просмотра можно выйти с брезгливо поджатыми губами и величественно сказать, что спектакль неоднозначный и там много мата. На самом деле мата там не много, просто язык на котором разговаривают персонажи это язык сквернословия. Я имею ввиду, что собственно мата там мало, но сквернословия хоть отбавляй, если не сказать, оно там сплошное.

Действие романа Сорокина происходит в 2027 году, а действие спектакля – на сто лет позже этого. Я шёл на спектакль, ожидая увидеть очень едкую сатиру на действующую власть и… не увидел этого, что меня сильно удивило потому что в памяти живу ещё воспоминания о довольно едком "Борисе Годунове". Авторы спектакля подчёркивают, что действие событий спектакля происходит как бы на сто лет позже, нежели в романе. С одной стороны, это оправдано, потому что спектакль разнится с событиями книг, а с другой стороны, думаю, перенос на 100 лет позже это такая подстраховка, чтобы ни у кого не возникло сомнений в гражданской лояльности администрации театра. Их можно понять, долго ли лишить сейчас театра (давненько не было спектаклей в «Сатириконе»), да и московские власти немало делают для театров, чтобы так уж неблагодарно их пародировать… Но это, пожалуй, единственное, НО, которое я хотел отметить, потому что во всём остальном Ленком на высоте.

В ролях: Леонид Броневой, Виктор Раков, Александра Захарова, Татьяна Кравченко, Сергей Степанченко, Дмитрий Певцов, Александр Сирин, Иван Агапов, Владимир Юматов, Антон Шагин, Екатерина Мигицко, Анастасия Марчук, Дмитрий Гизбрехт, а также много актёров второго-третьего плана, которые смотрятся ничуть не хуже актёров ведущих ролей. Это настоящий спектакль, звучащий как оркестр – здесь слышны все голоса и не один не фальшивит.

Оба действия открываются монологами Ивана Агапова. Наряженный высшим иерархом церкви, с большими золотыми часами на запястьях герой Агапова выглядит настоящим. Страшно, глупо и смешно звучит словесная окрошка, произносимая им с интонациями, напоминающими патриарха.
Опричник Комяга, которого исполняет Виктор Раков - по книге - это палач, уверовавший в свое правое дело, убивающий и насилующий с чувством государственного долга, в спектакле предстаёт мятущимся интеллигентом на службе у власти. Он спасает от «круговухи» вдову олигарха Куницыну и возвращает ей отнятого ребенка. В нём видна усталость: убийство и насилие для него трудная работа, не вызывающая дрожания азарта, как у коллег.
Александра Захарова, вдова Куницына, влюбляющаяся в Комягу, пощадившего ее при расправе. Она возвращает ему отобранные государевой службой чувства и дает силы и смелость выйти из окружающей тьмы.
Государь Платон Николаевич в исполнении Дмитрия Певцова - это персонаж гротескный, смесь Ивана Грозного и Адольфа Гитлера. Впрочем, в спектакле много гротеска. Настолько много, что порой сами актёры не могут сдержать ехидные улыбки.
Глава опричного приказа, Батя - Сергей Степанченко. Он играет опытного, тертого мужика, который за простоватыми манерами прячет хищный оскал и жестокость.
Роль Леонида Броневого - маленький эпизод. Старейшего артиста театра вывозят на кресле-коляске, он - князь Собакин, охраняющий сиротское заведение Аверьяна, за стены которого и опричники не могут прорваться. Собакин символ дряхлой власти, потрясающей былым величием.

Критики сходятся на том, что Марк Захаров переписал Сорокина, убрав провокационные сцены и, избрав главным оружием против драконов - смех. Пожалуй, да, я соглашусь с этим, ведь это театральная постановка, а не фильм. И ещё, «День опричника» один из немногих спектаклей, которые хочется пересмотреть, посмаковать, а также перечитать повести Сорокина, чтобы понять, что же осталось за кулисами, и погрузиться в гипотетическое будущее, в надежде, что оно никогда не наступит.

В репертуаре московского театра Ленком спектакль «День опричника» всегда привлекает внимание зрителей. Это одна из новых постановок, которая получила одобрение критиков и завоевала любовь у гостей театра.

Если вы хотите отправиться в театр на спектакль «День опричника», купить билеты на него стоит заблаговременно. В основе постановки романы российского писателя Владимира Сорокина, который в своих произведениях исследует человеческую натуру и не боится описывать самые темные и страшные стороны души человека.

  • Премьера спектакля «День опричника» в Ленкоме прошла 30 ноября 2016 года.
  • Спектакль создан на основе романов В. Сорокина «День опричника» и «Теллурия». Само слово «опричник» - это архаизм, который обозначает человека, состоящего в рядах опричного войска или другими словами, телохранителя.
  • Билеты на спектакль «День опричника» в Ленком станут прекрасным подарком для тех, кто ценит качественные и смысловые постановки.

«День опричника» - это фантасмагорическое представление о том, какой может стать наша страна и как будут жить наши соотечественники, если народ не перестанет воспевать тиранов и воздвигать им памятники. Сатирическое описание писателя на многое способно открыть глаза и заставить задуматься о насущных проблемах.

Приобретая билеты на «День опричника», вы попадете на остроумный спектакль, который, вполне возможно, изменит ход ваших мыслей.

Купить билеты на спектакль «День опричника»

Если вы решили посетить театр Ленком, тогда рекомендуем ознакомиться с афишей на нашем сайте и выбрать те мероприятия, которые придутся вам по душе. Одним из самых популярных спектаклей этого театра является «День опричника». Покупать билеты на него мы рекомендуем заблаговременно, ведь в зале практически всегда аншлаг, такое большое количество зрителей хотят лично увидеть эту интересную постановку.

Что же выделяет нас среди других билетных агентов Москвы и почему вам следует купить билеты на «День опричника» именно у нас?

  • Опыт работы нашей компании в сфере продаж билетов на различные культурные мероприятия составляет порядка 13 лет. За это время мы получили заслуженную репутацию надежного билетного партнера и стали одними из лучших специалистов в своей сфере.
  • С нашей помощью вы сможете купить билеты в Ленком в любое удобное время.
  • Гарантируем подлинность приобретаемых билетов и высокий уровень обслуживания.
  • Мы предлагаем своим клиентам качественную информационную поддержку - наши менеджеры помогут выбрать подходящее мероприятие, помогут разобраться со схемой зала, подскажут самые комфортные места и помогут забронировать билеты.
  • У нас действуют скидки на групповые заказы, специальные предложения для корпоративных клиентов, бонусы и др. Выбирая нас, вы узнаете, как легко и просто можно стать обладателем заветных билетов на спектакль «День опричника» в Ленком.
  • Для оплаты билетов вы сами сможете выбрать любой подходящий способ - оплатить наличными, рассчитаться картой онлайн, осуществить денежный перевод.
  • Мы экономим ваше личное время и предоставляем услугу бесплатной курьерской доставки билетов для жителей Москвы и Санкт-Петербурга.
  • Наша команда точно знает, как организовать качественный досуг. Поэтому вы можете смело обращаться к нам за помощью в приобретении билетов на спектакль «День опричника» в театре Ленком и другие мероприятия.

Если вы все раздумываете над выбором своего досуга, посетите один вечер театральному искусству и вы получите новые эмоции и яркие впечатление. Спектакли Ленкома ждут вас! Постановка «День опричника» обязательно понравится как театралам со стажем, так и новичкам.

Читать Владимира Сорокина - труд и счастье. Бездна ассоциаций, упоенное словотворчество, чертова смесь эпох, абсурдятина ситуаций и поступков, жуткие предвидения, вечная турбулентность и полное отсутствие гравитации как указующего ориентира.

Ставить Сорокина в театре - задача неподъемная, но так мощно влекущая, что Марк Захаров шел к реализации "Дня опричника" десять лет - гипнотически и безнадежно, как кролик в пасть удава. Или, точнее, как целая страна гипнотически и безнадежно следует проложенному антиутопией курсу. Премьера состоялась, результат ни на что не похож и похож сразу на все - как сам Сорокин.

Первое, что взял Захаров, - пестрота метода. Где все возможно и все органично - от смутных параллелей до прямых подсказок и простеньких метафор наподобие часов, резво идущих вспять. Где совершенно необязательно сцеплять действо единым сюжетным стержнем - и здесь на помощь приходит параллель главная, литературная, классическая: гоголевские "Мертвые души", которые тоже делали срез всей толщи русского общества, не страшась хирургической стерильности эксперимента, и которые в любом театре становятся бобслеем ярких концертных выходов.

Действие благоразумно отнесено еще на сотню лет дальше - в не случайный 2137-й год. Любимая Сорокиным китайская тема заявлена еще до открытия занавеса: труба с иероглифами несет в Китай белое русское топливо, мерно постукивает занавес из бамбука. В сценографии Алексея Кондратьева державное золото эффектно сочетается с мрачным, черным, устрашающим. Начало повести сохранено: пробуждение Комяги, главного опричника (могутный Виктор Раков), от сладкого сна про белого коня, и затем визит охранной стаи к врагу государства Куницыну и его уничтожение. А вот насилие над вдовушкой будет имитировано Комягою и заменено давней и тайной любовью, потому что мрака сорокинских фантазий не выдержал даже Ленком - понадобился свет в конце туннеля. Пусть мистический, божественный, с Богородицей, которой уподобится вдовушка к финалу, с перспективным младенцем на руках и с бегством в никуда - только бы отсюда. Но это уже к концу второго акта, где в оруэлловские реалии вплетутся ноты фирменного ленкомовского романтизма - с рок-оперной статуарностью поз и прорывом, несмотря ни на что, к надежде на авось. В роли вдовушки Александра Захарова, у которой фантастическая задача совместить несовместное: беспросветное с просветленным.

Захаров шел к реализации "Дня опричника" десять лет - гипнотически и безнадежно, как кролик в пасть удава

А между стартом и финишем - цепь концертных выходов, актерских бенефисов, явление народу ключевых образов смутного времени. От Распутина в юбке - ясновидящей Прасковьи Мамонтовны (упоительная роль Татьяны Кравченко), смышленого оруженосца Федьки (Антон Шагин) и воеводы в отставке князя Собакина (еще один короткий, но яркий концертный выход - точнее, выезд - Леонида Броневого) до Государя (Дмитрий Певцов) - полного скорби за все скверны человечества, но непредсказуемого даже для самого себя. Отца-кукловода этого летаргического, выпавшего из времени царства, где не поймешь, какой век на дворе - то ли сословный XVIII с плетьми, дубинами да острогами, то ли технологичный XXI с мониторами да телегруппами. Весь остальной мир отлетел куда-то в тартарары, между ним и Россиею непроходимая стена воздвигнута, все борзописцы-пасквилянты давно перевешаны, русской классикой отапливают помещения, и каждое веское слово государево порождает в нижестоящих членах общества трясучку.

Оба акта предваряют взятые из сорокинской "Теллурии" монологи. Их возглашает Демьян Златоустович (Иван Агапов) - не то поп, не то боярин с золотым гербом на груди. Взгляд его тяжел, монологи длинны и поначалу как бы связны, идеологичны и категоричны, но вскоре транспонируются в зону абсурда и становятся угрожающе бессвязны. Зал здесь замирает, потому что слишком это похоже на речи телевизионных вещунов: каждый термин в отдельности ясен, и смыслы их разнообразны, от патриотизма и сатанизма до смартфона седьмого поколения, но все они стекают в одну воронку - в злобу неизбывную, причем ко всему сразу. И все они парадоксальны и на слух невероятны, как, например, православный коммунист. И все они, однако, отражают гипотетическую реальность, включая и ту, что забрезжила уже после публикации "Дня опричника". Из "Теллурии" взят и центральный образ спектакля - сверкающий гвоздь-меч, которым утыкана сцена и которым пронзены мозги подданных.

Спектакль-импровизация ушел от повести очень далеко, но сохранил ее дух и ее вкус к лукаво простодушной витиеватости стиля и слова, к "многосторонним маньякам", ко всем этим "бздык-бздык" - бессмысленным и беспощадным. В нем хорошо гуляет некий народ-богоносец, с рыком грозным восстает из пепла серого и потом варит суп с котом в буквальном смысле слова.

Спектакль-пунктир, спектакль-дайджест. Его хочется пересмотреть - чтобы уловить упущенное в этом перенасыщенном вареве, уловить и просмаковать. И перечитать вдохновившую его повесть - все, что осталось за кулисами. И снова погрузиться в гипотетическое будущее, где воздвигают памятники Ивану Грозному и Малюте Скуратову. И снова думать, что оно, авось, никогда не наступит. Сказано же - антиутопия.

 


Читайте:



Греческая богиня любви и красоты – Афродита: мифы, фото, картинки, видео дочери Зевса выходящей из пены морской Афродита – дочь Крона

Греческая богиня любви и красоты – Афродита: мифы, фото, картинки, видео дочери Зевса выходящей из пены морской Афродита – дочь Крона

Афродита (греч. Ἀφροδίτη) – богиня любви, красоты и страсти. Согласно многочисленным мифам, она родилась из пены в водах Пафоса, на острове Кипр,...

Как нарисовать планеты солнечной системы?

Как нарисовать планеты солнечной системы?

Все загадочное и необычное всегда притягивает и завораживает. Наверняка именно такая реакция бывает при просмотре раздела энциклопедий о космосе,...

Урок: Немецкий алфавит - Немецкий язык онлайн - Start Deutsch

Урок: Немецкий алфавит - Немецкий язык онлайн - Start Deutsch

Алфавит в немецком языке: интересные факты и особенности произношения каждого звука! Немного истории и удобные запоминалки! А также про то, какую...

Полезные свойства полыни горькой и меры безопасности при лечении

Полезные свойства полыни горькой и меры безопасности при лечении

В медицине Полыни горькой трава применяется для повышения аппетита и улучшения функции органов желудочно-кишечного тракта при гипо- и анацидном...

feed-image RSS