Разделы сайта
Выбор редакции:
- Таблица критическая точка разных веществ
- Параметры критической точки
- Поет михаил александрович
- Квантовый предел за порогом(древний манускрипт
- Сонька Золотая Ручка (Блювштейн Софья Ивановна) – биография Кто такая сонька золотая ручка биография
- Начальные геометрические сведения
- Бим бом пародийная группа
- Уполномоченный аникеев Аникеев григорий викторович записаться на прием
- Программа для расчета баланса водопотребления и водоотведения
- Фуросемид Мочегонные таблетки для спортсменов
Реклама
Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в процессе коррекционно-развивающей деятельности. Взаимодействие воспитателя и логопеда в группе для детей с тнр |
Проведение всего комплекса коррекционного обучения при логопедической работе требует совмещения специальных занятий по исправлению недостатков речи с выполнением общих программных требований . Для логопедических групп разработан особый режим дня, отличающийся от обычного. Предусмотрено проведение логопедом фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий. Наряду с этим в расписание занятий входит время для занятий по типовой комплексной программе для детей дошкольного возраста («Развитие», «Радуга», «Детство» и др.): математика, развитие речи и ознакомление с окружающим, экология, рисование, лепка, физкультурные и музыкальные занятия. Наряду с этим в вечернее время выделяются часы для работы воспитателя с подгруппами или отдельными детьми по коррекции (развитию) речи в соответствии с заданием учителя-логопеда. Воспитатель планирует свою работу с учетом требований, как типовой комплексной программы, так и речевых возможностей детей и их продвижения в освоении коррекционной программы, реализуемой логопедом в соответствии с характером речевого нарушения. В связи с этим возникает необходимость обеспечить взаимодействие, преемственность в работе воспитателя и логопеда в логопедической группе . Воспитатель должен знать основные направления коррекционной программы, возрастные и индивидуальные особенности формирования речи дошкольников, понимать особенности произносительной и лексико-грамматической сторон речи и учитывать речевые возможности каждого ребенка в процессе учебной и внеучебной деятельности. Совместно с логопедом воспитатель планирует занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, подготовке к грамоте и подготовке руки к письму. Преемственность в работе логопеда и воспитателя предполагает не только совместное планирование, но и обмен информацией, обсуждение достижений детей, как в речи, так и на других занятиях. Все это фиксируется в специальной тетради. Таким образом, воспитатель логопедической группы выполняет помимо общеобразовательных и ряд коррекционных задач, суть которых - в устранении недостатков в сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями речевого дефекта . При этом воспитатель обращает свое внимание не только на коррекцию имеющихся недостатков в развитии ребенка, на обогащение представлений об окружающем, но и на дальнейшее развитие и совершенствование деятельности сохранных анализаторов. Этим создается основа для благоприятного развития компенсаторных возможностей ребенка, что в итоге влияет на эффективное овладение речью. Компенсация речевого недоразвития ребенка, его социальная адаптация и подготовка к дальнейшему обучению в школе диктуют необходимость овладения под руководством воспитателя теми видами деятельности, которые предусмотрены программами массового детского сада общеразвивающего типа . Особое внимание воспитатель должен уделять развитию восприятия (зрительного, слухового, тактильного), мнестических процессов, доступных форм наглядно-образного и словесно-логического мышления, мотивации. Важный аспект работы в логопедической группе - развитие познавательной активности и познавательных интересов у детей. При этом нужно учитывать своеобразное отставание в формировании познавательных процессов в целом, которое складывается у детей под влиянием речевого недоразвития, сужения контактов с окружающими, неправильных приемов семейного воспитания и других причин. Правильное, педагогически оправданное взаимодействие воспитателя и логопеда, объединяющее их усилия в интересах коррекции речи у детей, в своей основе имеет создание доброжелательной, эмоционально-положительной обстановки в логопедической группе. Психологическая атмосфера в детском коллективе укрепляет веру детей в собственные возможности, позволяет сглаживать отрицательные переживания, связанные с речевой неполноценностью, формировать интерес к занятиям. Для этого воспитатель, как и учитель-логопед, должны иметь знания в области возрастной психологии, индивидуальных психофизических различий у детей дошкольного возраста. Им необходимо уметь разбираться в различных негативных проявлениях поведения детей, вовремя замечать признаки повышенной утомляемости, истощаемости пассивности и вялости. Правильно организованное психолого-педагогическое воздействие воспитателя в большинстве случаев предупреждает появление стойких нежелательных отклонений в поведении, формирует в логопедической группе коллективные доброжелательные, социально приемлемые отношения. Работа воспитателя по развитию речи во многих случаях предшествует логопедическим занятиям, готовит детей к восприятию материала на будущих логопедических занятиях, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых знаний и умений. В других случаях воспитатель сосредотачивает свое внимание на закреплении результатов, достигнутых детьми на логопедических занятиях. В задачу воспитателя логопедической группы также входит повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей в каждом периоде коррекционного процесса, контроль за правильным использованием поставленных или исправленных логопедом звуков, усвоенных грамматических форм и т.п. Особое внимание воспитателя должно быть обращено на детей с поздним началом речевой деятельности, имеющих отягченный анамнез, отличающихся психофизиологической незрелостью. Воспитателю не следует фиксировать внимание детей на возникновении возможных ошибок или запинок в речи, повторений первых слогов и слов. О таких проявлениях необходимо сообщить логопеду. В обязанности воспитателя входит также хорошее знание индивидуальных особенностей детей с общим недоразвитием речи, по-разному реагирующих на свой дефект, на коммуникативные затруднения, на изменения условий общения. Важное значение имеет речь воспитателя в повседневном общении с детьми логопедической группы . Она должна служить образцом для детей с речевыми нарушениями: быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, образно-выразительной и грамматически правильной. Следует избегать сложных инвертированных конструкций, оборотов, вводных слов, усложняющих понимание речи. На это обращали свое внимание выдающиеся педагоги, методологи развития речи у детей дошкольного возраста Е.И.Тихеева и Е.А. Флерина. Специфика работы воспитателя в логопедической группе заключается в том, что воспитатель организует и проводит занятия по заданию учителя-логопеда. Индивидуальные или подгрупповые занятия с детьми воспитатель планирует во второй половине дня после дневного сна (до или после полдника). На вечерний логопедический сеанс приглашается 5-7 детей. Рекомендуются следующие виды упражнений : · закрепление хорошо поставленных звуков (произношение слогов, слов, предложений); · повторение стихотворений, рассказов; · упражнения на развитие внимания, памяти, логическое мышление, фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза; · активизация связной речи в беседе на знакомые лексические или бытовые темы. В процессе коррекционной работы воспитателем уделяется большое внимание развитию мелкой моторики. Так, во внеучебное время можно предложить детям складывать мозаику, пазлы, фигуры из спичек или счетных палочек, тренироваться в развязывании и завязывании шнурков, собирать рассыпанные пуговицы или мелкие предметы, карандаши разного размера. Детям можно предложить работу в тетрадях для развития навыков письма, рекомендованные для детей с речевыми нарушениями. Особое место в работе воспитателя занимает организация подвижных игр для детей с речевыми нарушениями, ввиду того, что дети данной категории часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Планируя работу по организации игровой деятельности, воспитатель должен четко представлять реальность физических возможностей каждого ребенка и дифференцированно подбирать подвижные игры. Подвижные игры, которые обычно составляют часть физкультурных, музыкальных занятий, могут быть проведены на прогулке, на праздничных утренниках, в час развлечений. Игры с движением необходимо сочетать с другими видами деятельности детей. Подвижные игры одновременно помогают успешному формированию речи. В них часто встречаются присказки, четверостишия, они могут предваряться считалкой для выбора водящего. Такие игры способствуют также развитию чувства ритма, гармоничности и координированности движений, положительно влияют на психологическое состояние детей. Работа воспитателя по обучению детей сюжетно-ролевой игре - также необходимый элемент педагогической деятельности в логопедической группе. В сюжетно-ролевых играх воспитатель активизирует и обогащает словарь, развивает связную речь, обучает ритуальному взаимодействию в знакомых ребенку социально-бытовых ситуациях (прием у врача, покупки в магазине, поездка в транспорте и пр.). Сюжетно-ролевые игры способствуют развитию коммуникативно-речевых навыков, стимулируют общительность детей, воспитывают социальные навыки и умения. На основании изложенного в первой главе материала следует заключить: 1. На современном этапе в России идет активный процесс развития системы коррекционно-развивающего обучения детей с проблемами в развитии (в том числе речевом), представляющего собой качественно новый уровень образовательного процесса, позволяющий рано выявлять и своевременно оказывать детям логопедическую и иную помощь. 2. Понимание сложной структуры речевого дефекта, опора на имеющиеся классификации речевых нарушений позволяет представить психолого-педагогическую характеристику дошкольников с речевым недоразвитием разного уровня, на основе которой организуется стратегия и тактика логопедической работы в специализированной группе детского сада, осуществляется выбор необходимых логопедических и общепедагогических приемов коррекционной помощи. 3. Успех и эффективность коррекции речевого недоразвития у дошкольников определяется системой логопедической работы, одним из элементов которой является активное взаимодействие и преемственность в работе учителя-логопеда и воспитателей логопедической группы в целостном коррекционно-развивающем процессе. 4. В основе системы логопедической работы лежит индивидуально-дифференцированный личностный подход, позволяющий. удовлетворять потребности и интересы каждого конкретного ребенка, учитывать его индивидуальные особенности, направленно и эффективно осуществлять коррекцию речи у детей дошкольного возраста. Работа учителя-логопеда с воспитателями в старшей группе компенсирующей направленности. В соответствии с программой Н.В. Нищевой. Взаимодействие логопеда с воспитателями группы является одной из наиболее важных составляющих коррекционной работы. В перечень обязятельной документации логопеда входит тетрадь взаимодействия с воспитателями. Как правило, эта тетрадь содержит следующие 3 раздела: Логопедические пятиминутки Игры и упражнения Индивидуальная работы с детьми Логопедические пятиминутки могут использоваться воспитателями на любых занятиях. Они должны быть короткими, разнообразными, интересными и обязательно соответствовать теме недели, способствуя развитию всех компонентов речи и неречевых психических функций у детей. Логопед указывает задачи каждой пятиминутки и дает методические рекомендации к их проведению. Логопедические пятиминутки служат для логопедизации совместной деятельности воспитателя с детьми и содержат материалы по развитию лексики, грамматики, фонетики, связной речи, упражнения на закрепление и дифференциацию поставленных звуков, по развитию навыков звукового и слогового анализа и синтеза, развитию фонематических представлений и неречевых психических функций, связной речи и коммуникативных навыков, то есть для повторения и закрепления материала, отработанного с детьми логопедом. Игры и упражнения, рекомендуемые логопедом, могут использоваться воспитателями в качестве физкультминуток на занятиях или в качестве динамических минуток на прогулках и во второй половине дня. Они необходимы для развития общей и тонкой моторики, координации движений, развития подражательности и творческих способностей. Они должны быть выдержаны в рамках лексической темы. Именно в играх раскрывается эмоциональное отношение ребенка к значению слова. Для индивидуальных занятий воспитателя с детьми во второй половине дня отводится от 30 до 40 минут. Ежедневно логопед рекомендует воспитателю занятия с тремя детьми, включающие общую и специальную артикуляционную гимнастики, задания на автоматизацию и дифференциацию звуков, задания по тем разделам программы, которые усваиваются с наибольшим трудом. Их логопед расписывает отдельно каждому ребенку. Опыт успешной работы воспитателей и логопеда в 2017/2018 учебном году в старшей логопедической группе детского сада № 15 в г. Долгопрудном Московской области. (1 год обучения) Начиная с первой недели октября 2017 года была заведена отдельная тетрадь, в которую в течение всего года учитель-логопед вносил задания для воспитателей. Воспитатели использовали их для работы с детьми и закрепления пройденного на логопедических занятиях материала. Каждую пятницу учитель-логопед выдавал воспитателям новые задания в соответствии с предстоящей лексической темой и давал устные рекомендации. Многие задания выполнялись утром, начиная с 7 часов утра, когда еще пришло мало детей и была возможность для занятий с ребенком в тихой обстановке. Рано утром дети приходят в детский сад, как правило, отдохнувшие, после ночного сна, они не успели устать от заданий и подвижных игр. Занятия с воспитателем воспринимались детьми хорошо, дети с удовольствием их выполняли по утрам. Необходимо отметить, что воспитателей необходимо обучать всем техникам по проведению упражнений. Требуется неоднократный показ и контроль воспитателей при выполнении заданий логопеда в течение всего года. Воспитатели иногда неверно понимают задание, привносят в него свои коррективы, не учитывая его специфики и важности выполнения именно определенным образом. Во второй половине дня во время проведения в детском учреждении платных кружковых занятий, в группе оставалось меньшее, чем днем количество детей. Здесь у воспитателя также появлялась возможность провести небольшое индивидуальное или мини-групповое занятие для детей. Воспитатели располагались в группе за столами, а остальным детям выдавались настольные игры для тихого времяпровождения. Дети, не обучающиеся в логопедической группе, учились вести себя тихо, не мешать товарищам, не требовать к себе постоянного внимания. Большей частью занятия логопеда выполнялись на улице или были вплетены в другие основные занятия воспитателей – в занятия по математике, развитию речи, и др. Упражнения на развитие моторики или подвижные игры легко вписывались в динамическую паузу на общегрупповом занятии. Часто динамические паузы и логопедические минутки проводились воспитателем перед приемом пищи, когда детей необходимо было собрать всех на ковре и подождать несколько минут, пока младший воспитатель пригласит детей к столу. Важно отметить оснащенность группы всеми необходимыми дидактическими материалами для проведения занятий. Не по всем лексическим темам были необходимые изображения и картины для пересказа. Это необходимо учитывать при подготовке к началу учебного года в летнее время. Необходимо вовремя закупать и подготавливать необходимые дидактические материалы и игры для занятий как логопеда, так и воспитателей группы. Когда воспитатели группы научились правильно выполнять задания логопеда, когда они стали находить время на их выполнение и стали стремиться к полноправному участию в коррекционном процессе, речевое развитие многих детей пошло ускоренным темпом. 1 квартал. Октябрь. 1 неделя Осень. Признаки осени. Деревья осенью.
Еженедельные задания логопеда воспитателям 1 квартал. Октябрь. 2 неделя Овощи. Огород
Еженедельные задания логопеда воспитателям 1 квартал. Октябрь. 3 неделя Фрукты. Сад.
Еженедельные задания логопеда воспитателям 1 квартал. Октябрь. 4 неделя Лес. Ягоды. Грибы
Еженедельные задания логопеда воспитателям 1 квартал. Ноябрь. 1 неделя Одежда
Еженедельные задания логопеда воспитателям 1 квартал. Ноябрь. 2 неделя Обувь
Еженедельные задания логопеда воспитателям 1 квартал. Ноябрь. 3 неделя Игрушки
Еженедельные задания логопеда воспитателям 1 квартал. Ноябрь. 4 неделя Посуда
Воспитателю прежде всего приходится иметь дело с естественными для ребека возрастными особенностями речи, иначе говоря, фонетическим (произношение отдельных звуков и их сочетаний) и музыкальным (ритм, темп, интонация, модуляция, сила, чистота голоса) своеобразием детской речи. Преодоление таких недочетов не представляет особых затруднений, так как воспитатель правильными методами обучения лишь помогает естественному процессу нормального развития детской речи, ускоряя го. Этим он облегчает ребенку овладение такой сложной деятельностью, как речь, и способствует более раннему умтсвенному развитию его. Особенности взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями дошкольного учреждения на логопункте. Федеральные государственные образовательные стандарты указывают на необходимость интегрирования образовательных областей, образовательного процесса в целом. Естественно, это необходимо и в коррекционно-развивающей работе. Применительно к коррекции речевых нарушений процесс интеграции предполагает создание предметно-развивающей среды, стимулирующей личностное и речевое развитие ребенка, профессиональный рост педагогов, их тесное взаимодействие с родителями, и непосредственно сам процесс коррекционно-развивающей деятельности. В настоящее время почти в каждом ДОУ существуют логопункты. Прежде всего, это связано со снижением уровня речевого развития детей дошкольного возраста. Современное овладение правильной речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности ребёнка и успешного обучения в школе. Большинство авторов (Р.Е.Левина, А.В. Ястребова и другие) связывают неуспеваемость по русскому языку школьников, прежде всего, с уровнем недоразвития речи. В связи с тенденцией к ухудшению речи детей в дошкольном возрасте, отсутствием в нашем городе логопедических детских садов, в наше дошкольное учреждение стали попадать дети с более тяжёлыми речевыми нарушениями. Работа логопеда в образовательном учреждении по своей структуре и функциональным обязанностям значительно отличается от работы логопеда речевого сада. Это связано в первую очередь с тем, что логопед на логопункте встраивается в общеобразовательный процесс, а не идёт с ним параллельно, как это принято в речевых садах. Работа логопеда строится с учётом внутреннего расписания ДОУ. Основными задачами учителя-логопеда на логопункте являются: Формирование и развитие фонематического слуха у детей с нарушеними речи; Коррекция нарушений звуковосприятия и звукопроизношения; Своевременное предупреждение и преодоление трудностей речевого развития; Привитие детям коммуникативных навыков; Решение задач социального и речевого развития; Логопед вынужден вклиниваться в процесс обучения в тот день, когда ребёнок посещает его занятия. Сами дети с речевыми нарушениями получают коррекционную помощь порционно, а не ежедневно, как дети логопедической группы. Также необходимо помнить, что ребёнок должен посетить все занятия дошкольного учреждения. Из опыта работы я сделала вывод, что необходимо забирать ребёнка либо до занятия, либо ближе к концу, чтобы он успел усвоить и групповой материал. Таким образом, возникла необходимость тесного взаимодействия и взаимопомощи между логопедом и воспитателями той возрастной группы, дети которой посещают логопедические занятия. В этом союзе логопед выступает как организатор и координатор коррекционной работы, именно он оказывает максимальную логопедическую помощь. А воспитатель, в свою очередь, ежедневно и достаточно продолжительно общаясь с детьми, знает их интересы и возможности, следовательно, может определить оптимальные формы включения необходимых заданий коррекционной и развивающей направленности. Для достижения оптимальных результатов коррекционной работы были разработаны Формы взаимодействия с воспитателями 1. Поиски новых форм и методов работы с детьми, имеющими речевые патологии, подвели нас к вопросу о планировании и организации четкой, скоординированной работы логопеда и воспитателей в условиях МБДОУ. 2. По утрам встречаемся с воспитателями и начинается обмен информацией по результатам проделанной работы за прошедший день, обсуждение достижений детей, выявление трудностей, которые возникли. 3. Особое внимание обращаем на проведение логопедических разминок разработанных логопедоми нашего детского сада, где воспитатель упражняет детей в правильном речевом дыхании, чувстве ритма и выразительности речи, работает над просодической стороной речи, развивает артикуляционный аппарат и мелкую моторику. 4.Одним из условий повышения качества коррекционной работы, считаем проведение воспитателем логочаса по тетради взаимодействия, поэтому ежедневно обсуждаем задания разработанные логопедом для каждого ребенка, куда входят: упражнения на автоматизацию и дифференциацию поставленных звуков, и контроль за ними; лексико-грамматические задания и упражнения на развитие связной речи. 5. Организации совместной деятельности и совершенствованию профессионального мастерства педагогов помогает использование разнообразных форм связи: личные контакты, практические семинары, открытые просмотры, методические посиделки, деловые игры, совместные обсуждения новинок методической и научной литературы. Необходимо, чтобы все взрослые, окружающие ребенка, четко представляли цель своей деятельности, которая заключается, с одной стороны, в полноценном развитии ребенка, имеющего отклонения в речевом развитии, а с другой - в слаженном взаимодействии между собой. 6. Важное значение имеет самостоятельная деятельность воспитателя, где он осуществляет наблюдение за состоянием речевой деятельности детей в каждом периоде коррекционного процесса: проводит логочас, организует подвижные и сюжетно – ролевые игры, не забывая контролировать правильное использование поставленных или исправленных логопедом звуков. Провожу для воспитателей консультации, семинары-практикумы о: Правилах и условиях проведения артикуляционной гимнастики Необходимости ежедневных занятий Индивидуальной работе с подгруппами детей, имеющими одинаковые дефекты Автоматизации уже поставленных звуков (проговаривание слогов, слов, фраз, заучивание стихотворений) Контроле произношения детьми уже поставленных звуков во время режимных моментов Работа воспитателя и работа логопеда различна при исправлении и формировании звукопроизношения по организации, приёмам, по продолжительности. Она требует различных знаний, умений, навыков. Основное отличие: логопед исправляет нарушения речи, а воспитатель под руководством логопеда активно участвует в коррекционной работе. Воспитатель активно участвует в коррекционном процессе, способствуя устранению речевого дефекта и нормализации психики проблемного ребёнка в целом. В своей работе он руководствуется общедидактическими принципами, при этом некоторые из них наполняются новым содержанием. Это – принципы системности и последовательности, принцип индивидуального подхода. Принцип системности и последовательности предполагает адаптацию содержания, методов и приёмов деятельности воспитателя к требованиям, предъявляемым задачами конкретного этапа логопедического воздействия. Поэтапность в работе логопеда обусловлена представлением о речи как системе, усвоение элементов которой протекает взаимосвязанно и в определённой последовательности. Учитывая последовательность овладениями этими сторонами речи на логопедических занятиях, воспитатель подбирает для своих занятий доступный детям речевой материал, в котором содержатся уже усвоенные ими звуки и, по возможности, исключены ещё не изученные. При автоматизации звуков нами использовался ведущий вид деятельности ребёнка дошкольного возраста – игра, а именно игра дидактическая, которая представляет собой многоплановый, сложный процесс; она является игровым методом обучения, и формой обучения, и самостоятельной деятельностью, и средством всестороннего развития личности. Обучающий материал, который преподносится ребёнку в игре, усваивается быстрее, легче и даёт более высокие результаты. Индивидуальную работу воспитатель может строить на занятиях с учётом речевых проблем каждого ребёнка. Так, зная, что у ребёнка звук [c], находится на этапе автоматизации, воспитатель может включить задания с данным звуком даже минимально во все занятия группы. Например, на занятии по математике предложить счёт предметов, в названии которых есть данный звук. На занятии по подготовке к освоению грамоты каждому ребенку предлагается разобрать слова с теми звуками, которые они в настоящее время исправляют у логопеда. Лексико-грамматические задания направлены на повтор пройденного материала у логопеда. Это даёт возможность воспитателю лишний раз выявить проблемы ребёнка и помочь в их преодолении. В свободное игровое время воспитатель предлагает ребёнку не поиграть просто в дидактическую игру, а в игру, которая соответствует лексической логопедической теме. («Мамы-детки», «Наоборот») Совершенствование связного высказывания проходит в формировании полного ответа на занятиях по составлению рассказов и описаний по лексической теме. В играх и упражнениях «Я сказочник», «Не покажем, а расскажем». Во второй половине дня воспитатель также может предложить детям потренировать мелкую моторику рук: «Собери бусы», «Выложи рисунок», «Колпачки», штрихование, лепка, вырезывание. Тем самым идёт не только отработка общих задач группы по подготовке руки к письму, но и выполняется коррекционная работа по взаимодействию мелкой моторики и артикуляционного аппарата. Работа воспитателя и работа логопеда различна при исправлении и формировании звукопроизношения по организации, приёмам, по продолжительности. Основное отличие: логопед исправляет нарушения речи, а воспитатель под руководством логопеда активно участвует в коррекционной работе, закрепляет полученные у детей знания. Воспитатель активно участвует в коррекционном процессе, способствуя устранению речевого дефекта и нормализации психики проблемного ребёнка в целом. Воспитатель регулярно отслеживает динамику звукопроизношения у всех детей группы или у какого-то конкретного ребенка. Опираясь на результаты своих наблюдений, педагог предлагает ребенку только тот речевой материал, который ему под силу. Воспитателю становится легче подобрать стихотворения к празднику (в случае затруднений помогает учитель-логопед). Возникает меньше проблем в занятиях: воспитатель знает, каких ответов он может ожидать от ребенка и не стремится требовать от последнего невозможных усилий. Тем самым у ребенка не провоцируется боязнь отвечать на занятиях; не происходит закрепление неправильного произношения тех звуков, которые ему еще не под силу. Воспитатель при подборе речевого материала призван помнить о речевых проблемах каждого ребенка. Но у него не всегда есть возможность отследить те моменты, которые могут помешать в работе над правильным закреплением речевого материала. В массовой методической литературе не всегда напечатаны подходящие чистоговорки, скороговорки, стихотворения. Наглядный пример: чистоговорка «Суду – суду – суду – Лариса мыла посуду». Ее нельзя использовать для автоматизации звука [С], если у ребенка нет звуков [Л и Р]. Об этом воспитатель может и не знать, если ориентируется только на звук [С]. В этом случает воспитатель сам или с помощью логопеда ее переделывает («Суду – суду – суду – я буду мыть посуду» или «Суду – суду – суду – мама моет посуду»). Учитель-логопед помогает воспитателю подбирать речевой материал, который соответствует норме звукопроизношения детей с речевыми нарушениями. Рекомендует воспитателю работать с готовыми печатными изданиями, советует использовать правильную с логопедической позиции методическую и детскую художественную литературу и речевой материал. Все занятия воспитателя, дидактические игры, режимные моменты используются для упражнения детей в доступной самостоятельной речи. Основой для этой работы служат навыки, приобретенные детьми на коррекционно-логопедических занятиях. В течение дня воспитатель организует в группе такие режимные моменты, как умывание, одевание, прием пищи, и одновременно упражняет детей в кратких или развернутых ответах на вопросы (в зависимости от этапа коррекционно-логопедической работы и индивидуальных речевых возможностей ребенка). Утренние и вечерние прогулки укрепляют физическое состояние детей, обеспечивают полноценный сон. Правильная организация детского коллектива, четкое проведение режимных моментов оказывают положительное воздействие на физическое и психическое состояние ребенка и, следовательно, на состояние его речи. Умение правильно подойти к каждому конкретному ребенку, учитывая его индивидуальные психологические особенности, педагогический такт, спокойный, доброжелательный тон - именно эти качества необходимы воспитателю при работе с детьми с речевыми нарушениями. Одной из удачных форм является тетрадь взаимодействия логопеда и воспитателей. Её использование помогает осуществлять коррекционную работу в утренние и вечерние часы. Содержание тетради включает в себя: игровые приемы, направленные на развитие артикуляционного аппарата, речевого дыхания, координации общих моторных движений и мелкой моторики пальцев рук; рекомендации по автоматизации звуков у детей; перечень заданий и упражнений, направленный на развитие познавательных процессов, лексико-грамматического строя и связной речи в соответствии с лексической темой. В конце недели с воспитателями группы за круглым столом проходит обсуждение полученных результатов работы за неделю. Важно, чтобы воспитатель и логопед одновременно, решали как коррекционно-воспитательные, так и общеразвивающие задачи. Таким образом согласованный подход к общему и речевому воспитанию детей при организации игр, занятий, оздоровительных мероприятий и других видов деятельности, выработка единых педагогических установок по отношению к отдельным детям и группе в целом становятся основой взаимодействия, к чему и стремится наш коллектив. Только в тесном сотрудничестве всех участников коррекционно-образовательного процесса возможно успешное формирование личностной готовности детей с нарушениями речи к школьному обучению. Опыт показывает, что выпускники нашего детского сада намного легче адаптируются к условиям школы, наиболее общительны, адекватно оценивают свою деятельность, умеют преодолевать возникающие трудности, не испытывают боязни перед публичным выступлением, наиболее успешны в обучении. Ярошевич Т.Я.
Оригинал: скачать Обеспечить воспитание физически здорового и развитого ребенка можно только при условии тесного взаимодействия всего педагогического коллектива ДОУ, медицинского персонала и родителей. С целью повышения эффективности коррекционно-развивающей работы в условиях ДОУ и объединения усилий в данном направлении, в нашем учреждении выстроилась модель сотрудничества учителя-логопеда и инструктора по физической культуре. Преемственность и взаимосвязь в работе учителя-логопеда и инструктора по физической культуре способствует эффективности и прочному закреплению результатов логопедической работы. Коррекцией речевого и общего развития детей дошкольного возраста с ОНР занимается не только учитель-логопед, но и инструктор по физической культуре. Если учитель-логопед развивает и совершенствует речевое общение детей, то инструктор по физической культуре на специальных занятиях с детьми решает задачи общего физического развития, укрепления здоровья, развития двигательных умений и навыков, что способствует формированию психомоторных функций. Особое внимание обращается на возможность автоматизации поставленных учителем-логопедом звуков, закрепления лексико-грамматических средств языка путем специально подобранных подвижных игр и упражнений, разработанных с учетом изучаемой лексической темы. В начале учебного года учитель-логопед знакомит инструктора по физической культуре с диагнозами детей (их ре¬чевой характеристикой), психологической характеристикой и возрастными особенностями. Выявив уровень психоречевого развития детей, совместно определяются цели, задачи формирования речедвигательных навыков и составляются планы индивидуально-коррекционных занятий. В ходе совместной коррекционно-развивающей деятельности инструктором по физической культуре осуществляются следующие задачи: Совместная деятельность учителя-логопеда и инструктора по физической культуре представлена на схеме 1. При планировании занятий учитель-логопед учитывает тематический принцип отбора материала, с постоянным усложнением заданий. Он позволяет организовать коммуникативные ситуации, в которых педагог управляет когнитивным и речевым развитием детей. Тематический подход обеспечивает концентрированное изучение материала, многократное повторение речевого материала ежедневно, что очень важно как для восприятия речи, так и для её актуализации. Концентрированное изучение темы способствует успешному накоплению речевых средств и активному использованию их детьми в коммуникативных целях, оно вполне согласуется с решением, как общих задач всестороннего развития детей, так и специальных коррекционных. Концентрированное изучение материала служит также средством установления более тесных связей между специалистами, так как все специалисты работают в рамках одной лексической темы. В результате концентрированного изучения одной темы на занятиях учителя-логопеда и инструктора по физической культуре дети прочно усваивают речевой материал и активно пользуются им в дальнейшем. Учитель-логопед знакомит инструктора по физической культуре с тематическим планом работы на учебный год, согласно ему совместно составляется комплекс речевого материала для развития движений. В специальной коррекционной работе в процессе физического вос-питания решаются задачи словесной регуляции действий и функций активного внимания путем выполнения заданий, движений по образцу, наглядному показу, словесной инструкции, развитие пространственно-временной организации движения. Существенные изменения вносятся в раздел «Подвижные игры». Он планируется в соответствии с лексическими темами логопедических занятий и работой воспитателя. Например. При отработке учителем-логопедом лексической темы «Домашние животные» на занятии по физической культуре используется подвижная игра «Кролики», в которой дети закрепляют умение прыгать на двух ногах, продвигаясь вперед, а также навык падежного согласования существительных (с мячом: кто у собаки? - у собаки щенок; кто у коровы? – у коровы теленок). Изучая лексическую тему «Профессии», на занятии по физической культуре используется подвижная игра «Пожарные на учении», в которой дети упражняются в умении влезания на гимнастические стенки и закрепляют употребление глаголов будущего времени (Я буду пожарным. Я буду строителем. Я буду учителем.). Цель такого планирования - закрепление и расширение словаря ребенка, формирование основных грамматических категорий, активизация речи детей. Зачастую в силу особенностей развития детей с ОНР инструктору по физкультуре приходится менять правила игры, то есть «раздвигать» регламентированные рамки. Это может проявляться как в усложнении, так и в упрощении правил. Используется и сюжетная форма занятий, которая также способствует развитию речи. Все сюжетные занятия, темы к ним, игры согласовываются с учителем-лого¬педом, исходя из того этапа речевого развития, на котором находится ребенок в данный период времени. На этих занятиях прослеживается связь между развитием речи и формированием движений. Чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. Но и формирование движений происходит при участии речи. Это один из основных элементов двигательно-пространственных упражнений. Ритм речи, особенно стихов, поговорок, пословиц, используемый на сюжетных занятиях, способствует развитию координации общей и тонкой произвольной моторики. Движения становятся более плавными, выразительными, ритмичными. С помощью стихотворной речи вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память; стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, эмоциональностью, без специальных установок настраивая детей на игру. Все разделы занятия (вводная, основная, заключительная части) подчинены данной теме. Материал для произношения и для проговаривания текста подбирает учитель-логопед, в соответствии с речевыми нарушениями дошкольников, с учетом их возраста и этапов логопедического воздействия, а комплексы упражнений составляет инструктор по физической культуре с учётом необходимых речедвигательных навыков. В Приложении 1 представлен план взаимосвязи учителя-логопеда и инструктора по физической культуре по лексическим темам. Дети, научившись управлять отдельными движениями, получают уверенность в своих силах, и эта уверенность способствует успеху работы по развитию общей и артикуляционной моторики. Стихотворные тексты нормализуют темп речи детей, что сказывается на формировании слоговой структуры слова. Дети вслушиваются в звуки, слова, контролируя собственную речь. Во время такой физкультурной деятельности укрепляется артикуляционный аппарат ребёнка, развивается фонематический слух. В свою очередь, в коррекционной работе учителя-логопеда присутствует двигательная активность детей, способствующая развитию общей и мелкой моторики. Преемственность и взаимосвязь в работе учителя-логопеда и инструктора по физической культуре способствует эффективному и прочному закреплению результатов логопедической работы. Например, при изучении лексической темы «Зимние забавы» инструктор по физкультуре проводит сюжетное физкультурное занятие «Зимние забавы». При выполнении общеразвивающих упражнений инструктор использует загадки о предметах для зимних забав, а дети имитируют движения хоккеиста. Палка я не простая, Объясняя основные виды движения, инструктор использует стихотворную форму (метание правой и левой рукой в цель). Мы сейчас увидим с вами, В заключительной части также используется стихотворная речь, которая восстанавливает ритм дыхания. Раз, два, три, четыре, пять, На занятиях широко используются нетрадиционное оборудование и пособия, изготавливаемые из подручных средств, бросового материала (бутылки пластиковые, банки): «Дорожка здоровья», «Змейка-шагайка», «Косички», «Мешочки для метания», «Коррекционные следы», «Цветные брусочки» и многое другое. При подборе материала к занятию необходимо знать уровень развития двигательных качеств, эмоциональное состояние ребенка, его двигательный и словарный запас, состояние здоровья. Таким образом, взаимосвязь учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР имеет большое значение и является залогом успешности коррекционно-развивающей работы. 1. Волосовец Т.В., Сазонова С.Н. Организация педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида: Практическое пособие для педагогов и воспитателей. - М.: Гуманит, 2004г. Приложение 1 План взаимосвязи учителя-логопеда и инструктора по физической культуре по лексическим темам |
Новое
- Параметры критической точки
- Поет михаил александрович
- Квантовый предел за порогом(древний манускрипт
- Сонька Золотая Ручка (Блювштейн Софья Ивановна) – биография Кто такая сонька золотая ручка биография
- Начальные геометрические сведения
- Бим бом пародийная группа
- Уполномоченный аникеев Аникеев григорий викторович записаться на прием
- Программа для расчета баланса водопотребления и водоотведения
- Фуросемид Мочегонные таблетки для спортсменов
- Как повысить тестостерон у мужчин — препараты, продукты