Главная - Сделать самому
Фёдор Самончук и эсминец "Гром" — а был ли подвиг? Фёдор Самончук и эсминец «Гром» — а был ли подвиг? Анатолий шарков, военный историк

Немецкий эсминец В98 и тонущий эсминец "Гром"

14-го Октября 1917-го года эсминец «Гром», находясь на Кассарском плёсе во время патрулирования, столкнулся с превосходящими силами немецкой эскадры, среди которых был линкор «Кайзер». Попытавшись уйти от сражения эсминец, однако, попал под залп «Кайзера» и потерял ход, снаряд попал в машинное отделение и вывел из строя силовую установку эсминца. Эсминец стал кренится на левый борт, а через некоторое время из-за обстрела немецкими кораблями неподвижной цели на эсминце возник пожар. Экипаж и командир корабля покинули эсминец, даже не потрудившись уничтожить документы и главное — схемы минных заграждений! Команда перешла на канонерскую лодку «Храбрый», которая была в отряде патрулирования с эсминцем.

Дата указана неверно, что вызывает сомнения в достоверности фото.

Подсудное дело, я вам скажу, но времена неспокойные, 17-й год, разруха армии и флота из-за новых законов и законопроектов правящего тогда либерального большинства во главе с А. Керенским, воевать уже особенно никто не хочет, так что подобное безрассудство останется на их совести. К тонущему эсминцу подошел немецкий эсминец «В 98» и высадил десантную партию — офицер и пять матросов. Они осмотрели судно, забрали документы, подняли немецкий флаг, однако убедившись, что судно не спасти, немцы покинули его, предварительно спустив флаг и через некоторое время эсминец затонул.

Однако на видео, показанном выше, рассказывается совершенно альтернативная версия. По этой версии, один моряк (Фёдор Евдокимович Самончук) не покинул тонущий эсминец, а принял бой, даже потопив или повредив один из немецких эсминцев. Считается, что моряк добровольно покинул канонерскую лодку «Храбрый» и прыгнул обратно на «Гром». Дождавшись подхода немецкого эсминца, моряк выпустил по нему торпеду, затем бросил факел в пороховой погреб и взрывом погреба моряка сбросило в воду, где его подобрали немцы, а моряк затем сбежал из плена и в 1918-м году вернулся к себе на Родину — деревню Переделка.

В 1955-м году Федор Самончук был награжден Орденом Боевого Красного Знамени.

А был ли подвиг, спросите вы? Весьма сомнительно, ведь имея немецкие фотографии того времени отчётливо видно, что во время захвата «Грома» немецкой партией на борту эсминца никого не было, а сам эсминец ещё находится на плаву и взрыва никакого не следует, к сожалению.

Немецкий эсминец В98 и тонущий эсминец «Гром»

Не знаю, зачем официальной историографии потребовалось создавать героя и подвиг, когда до того было много настоящих героев и подвигов, которые, скорее всего, остались в тени веков и про которые мы уже никогда не узнаем.

О том, что в этой истории правда, а что вымысел, спорят и любители, и ненавистники нашей истории. Несомненно одно: герою повествования независимо от того, был ли он и впрямь героем или подсадной уткой патриотической пропаганды, действительно вручили советскую награду за мнимый или реальный подвиг, совершённый в октябре 1917-го, но… ещё до Октябрьской революции.

Как известно, основные силы Балтийского флота Российской империи, отправленные на Дальний Восток для борьбы с Японией (так называемая 2-я Тихоокеанская эскадра), были уничтожены в Цусимском сражении 14–15 (27–28) мая 1905 года. Однако спешно осуществлённая кораблестроительная программа позволила до некоторой степени восстановить военно-морское равновесие на Балтике. Правда, русский флот чувствовал свою моральную слабость и не собирался рисковать в открытом бою с линейными силами германского противника. К тому же в случае вооружённого конфликта он оказывался запертым на Балтике, вырваться откуда не имел никаких шансов. Поэтому упор в межвоенный период делался на укрепление береговой обороны и на усиленное развитие минно-торпедного дела, чему в немалой степени способствовало создание удачной серии эсминцев типа «Новик».

С самого начала Первой мировой войны плавание по Балтийскому морю стало для немцев серьёзной проблемой. Их торговый флот терпел потери от русских мин в собственных водах, а попытки нанести удар по вражеским базам заканчивались порой очень плачевно. Вопиющий случай - рейд на Балтийский порт (ныне Палдиски в Эстонии) в ноябре 1916-го. В ходе него немецким кораблям удалось, правда, обстрелять город и причинить некоторый ущерб портовым сооружениям, но этот успех не соответствовал потерям: 7 из 11 участвовавших в операции новейших эскадренных миноносцев подорвались на минах и затонули. Ещё один эсминец остался на плаву, получив серьёзные повреждения.

После самоубийственного набега германский флот 11 месяцев не осмеливался вести активные боевые действия на Балтике. И лишь ускорившийся развал русской армии, приведший к падению Риги, которое, в свою очередь, спровоцировало так называемый Корниловский мятеж, подал немецким стратегам надежду на быстрое продвижение к Петрограду. А для этого настоятельно требовалась поддержка с моря. Немцы спешили покончить с революционной Россией. В их собственном тылу, не только в сухопутных войсках, уставших от войны, но также и на флоте, появились явные признаки приближающейся социальной бури. Так, матросы крейсера «Нюрнберг», арестовав своих начальников, попытались по примеру броненосца «Потёмкин» увести корабль к нейтральным берегам; на пути в Норвегию, окружённые миноносцами, они принуждены были сдаться. А экипаж линкора «Принц-регент Луитпольд», выбросив за борт нескольких офицеров, в полном составе сошёл на берег.

Для захвата Моонзундских островов (операция «Альбион») германское военно-морское командование собрало значительные силы: 11 линкоров, 9 крейсеров, 57 эсминцев. Высадку 25-тысячного десанта поддерживали с воздуха около сотни самолётов. Всей этой ощетинившейся пушками армаде русские могли противопоставить лишь сравнительно небольшое по численности соединение кораблей, в число которых входили два устаревших линкора - «Гражданин» (бывш. «Цесаревич») и «Слава». Последний броненосец 1905 года постройки относился к злосчастному типу «Бородино». Все представители этого типа либо были потоплены японцами в Цусимском проливе («Бородино», «Император Александр III», «Князь Суворов»), либо сдались им в плен («Орёл»).

1 октября (ст. стиля) отряд русских эсминцев («Гром», «Забияка», «Победитель», а вскоре к ним присоединились миноносец «Константин» и канонерка «Храбрый») находился в дозоре на Кассарском плёсе у острова Даго (ныне Хийумаа, Эстония). Командир дивизиона капитан 2-го ранга Георгий Пилсудский (кстати, двоюродный брат знаменитого великопольского шовиниста и русофоба) был осведомлён о присутствии в этих водах превосходящих неприятельских сил, в том числе линкоров, чьи орудия главного калибра могли без труда расстреливать его корабли, оставаясь на безопасном для себя расстоянии, но приказал миноносцам стать на якорь. На «Громе» из-за этого приказа едва не вспыхнул бунт, однако моряки всё-таки подчинились.

Около 13:30 линкор «Кайзер» быстро двинулся по протраленному форватеру в сторону русских кораблей. Этого не случилось бы, когда б распропагандированные в пацифистском духе большевиками матросы минного заградителя «Припять» не отказались накануне ночью заминировать пролив Соэлозунд между Даго и Эзелем (Сааремаа). Командир минзага, старший лейтенант Сергей Медведев, так вспоминал об этом акте саботажа: «…Десяток моих молодцов следовало бы вздернуть на рее, если бы революция не освободила их от этой печальной участи. Я имел предписание уже в истекшую ночь поставить заграждения, но моя доблестная команда, узнав о цели похода, устроила общее собрание, на котором наотрез отказалась идти на постановку. На их взгляд, видите ли, операция представляла слишком много риска. Ерунда, вранье. Они не трусы, а просто шпана. Так и сказал им. Смеются, а комитет бездействует, идя, как и все прочие, на поводу у нескольких негодяев. Это не матросы, а б…и. Все пробовал. Унизился до упрашивания - какой черт! Вожжа под хвост попала. Точно подменил их кто-то. Не желаем - и баста!.. Приходила даже мысль пустить себе пулю в лоб. Думал, не переживу этого позора. Но на утро смилостивились - видно, совесть заела. Идет, говорят, Сергей Иванович, была не была, на вашу ответственность…». Однако было уже поздно.

Третьим залпом немецкий линкор, чей огонь корректировался с берега, накрыл «Гром». Тяжёлый 305-миллиметровый снаряд прошил русский миноносец насквозь. Он не разорвался, но повредил обе корабельные машины.

Описание дальнейшего находим у Алексея Косинского в его книге «Моонзундская операция Балтийского флота 1917 года», изданной в Ленинграде в 1929 году (тогда же автора арестовали и отправили в Соловецкий лагерь особого назначения, где он и погиб в 1930-м): «»Храбрый», бывший еще совсем недалеко, сейчас же повернул к «Грому», и так как благодаря его меньшей длине ему было удобнее, нежели миноносцам, буксировать «Гром», то начальник дивизиона и приказал ему подойти к последнему и, взяв его на буксир, вести на ост… В 15 ч. 10 м. из тумана показались девять больших неприятельских нефтяных миноносцев… Видя подавляющие силы противника, кап. 2 р. Пилсудский в расстоянии 40–50 кабельтовых от него, перестроив дивизион в строй фронта, пошел на ост. С этого времени дивизион находился под непрерывным накрытием снарядов неприятеля. «Храбрый» и «Гром» также стреляли из кормовых орудий. Проходя на левом траверзе «Храброго», миноносцы своей волной раскачали его и «Гром», отчего буксиры лопнули. Командир «Храброго», ст. лейтенант Ренненкампф, подошел кормою к носу «Грома», рассчитывая стравить к себе на палубу его якорь и таким образом продолжать буксирование. В это время большая часть огня неприятеля сосредоточена была по ним. На «Громе» началось смятение, и, не дождавшись подхода «Храброго», человек 15 команды бросились в воду; подбирать их, конечно, не было времени, и с «Храброго» им бросили спасательные круги и тузик. Сняв всех людей с «Грома», «Храбрый» дал полный ход. Командир «Грома» лейт. Ваксмут не хотел оставлять своего корабля, и его перетащили на «Храбрый» силой. На «Громе» от попавших снарядов начался пожар. Бросившаяся в панике на палубу «Храброго» команда «Грома» не исполняла приказаний сойти вниз и внесла расстройство в команду лодки. Тогда ст. лейт. Ренненкампф приказал горнисту сыграть большой сбор, собрал команду на палубу и объявил, что для успеха дела он требует полного спокойствия, порядка и немедленного и точного исполнения приказаний с мостика; команде «Грома» запрещено было показываться наверху. Краткая, но спокойная и твердая речь командира возымела свое действие, и вскоре, когда один из неприятельских миноносцев продвинулся вперед и был в расстоянии от него около 40 кабельтовых, «Храбрый», развернувшись, открыл по нему огонь всем бортом. Команда хладнокровно делала свое дело, и неприятельский миноносец запарил, накренился и, по показаниям очевидцев, потонул… (Немцы признавали только повреждение «В-98», но не от торпеды, а от мины, да и в другой день. - М.Л.)

Чтобы «Гром» не был захвачен неприятелем, командир «Храброго» приказал стрелять по нему и по подходящим к нему миноносцам. На «Громе» пожар и крен увеличивались. Было замечено попадание в один из подходящих к «Грому» миноносцев, который отошел от него и ушел за свой отряд, причем некоторые полагали, что он, сильно поврежденный, затонул».

Итак, счёт уже 2:1 в нашу пользу. Хотя, увы, эти данные пока не подтверждены. Совершенно точно известно, что затонул русский «Гром», с которого, как утверждали немцы, абордажная партия успела забрать некие ценные карты минных полей, брошенные в то время, когда команда «в панике» покидала корабль. В доказательство немецкой версии приводится снимок, сделанный якобы за несколько минут до затопления «Грома». На фото видны два неизвестных корабля, стоящие друг другу в кильватер. Надпись внизу гласит: «B-98 schleppt russ. Zerstörer Grom» («»B-98″ тащит русский эсминец «Гром»»). Попытка буксировки, как мы укажем далее, могла иметь место, но данное фото, по всей вероятности, не относится к истории гибели «Грома» в бою 1 октября, а сфальсифицировано позднее. Никаких документов с погибшего эсминца в германских архивах не обнаружено.

Впрочем, всё это не отменяет того прискорбного факта, что русские потерпели в октябрьских моонзундских боях поражение. Кроме эсминца «Гром» был потерян ещё и линкор «Слава», последний из поколения «цусимцев». Получив три попадания ниже ватерлинии, русский броненосец принял больше тысячи тонн забортной воды, отчего дал такую осадку, которая исключала возможность прохода фарватером Моонзунда. Командование отдало приказ снять экипаж и взорвать «Славу» прямо в фарватере, чтобы под её прикрытием отвести уцелевшие корабли на север. Что и было сделано. Острова архипелага оказались заняты немцами, более 20 000 из находившихся на них русских солдат попало в плен.

Может быть, для того чтобы смягчить впечатление от этих потерь, Петроградское телеграфное агентство распространило иную версию произошедших событий: «…когда «Гром» уже был покинут командой, к нему подошел неприятельский миноносец с целью увести его на буксире. Оставшийся на нем минный машинист выпустил мину в неприятельский корабль, который затонул вместе со всей командой».

Выступая через несколько дней на возобновившемся после вынужденного моонзундскими событиями перерыва Втором съезде моряков Балтфлота на борту бывшей царской яхты «Полярная звезда», машинный старшина с «Грома», большевик Андрей Везденев, попросил его участников «принять самые решительные меры борьбы с желтой прессой и правительством, которые называют нас предателями и обливают грязью», а также назвал имя моряка-героя - Фёдор Самончук.

Фёдор Самончук

Петроградская газета «Вечернее время» привела на своих страницах свидетельство другого очевидца, комендора Сергея Алексеева, также рассказавшего о подвиге Самончука: «Мы видели, как он пополз к одному из трех наших минных аппаратов, в котором еще не был стравлен воздух, и ждал приближения к «Грому» немецкого миноносца, надеявшегося его захватить. Сраженный миной, выпущенной Ф. Самончуком, он быстро пошел на дно. Следом за ним под водою начал скрываться и «Гром»».

Какой бы соблазнительной ни казалась «патриотическая» версия гибели «Грома», советская историография поначалу придерживалась версии, изложенной Косинским. Даже в воспоминаниях одного из непосредственных участников тех событий фигурировал потопленный (канонеркой «Храбрый») немецкий эсминец, а также некий оставшийся на борту «Грома» спятивший торпедист, который, отказавшись покинуть корабль, «нелепо размахивая руками в сторону противника, все еще откалывал свой жуткий танец».

Лишь в 1950-х годах начались поиски родственников балтийца. И тут неожиданно выяснилось: Фёдор Самончук жив! Живёт у себя на родине, в белорусской деревеньке Переделка.

Вот как, по его словам, всё произошло в памятный день 1 октября 1917 года на Кассарском плёсе: «»Гром» потерял ход. Командир дал команду всем надеть капковые бушлаты. К нашему кораблю подошла канонерская лодка «Храбрый», чтобы снять экипаж. Я тоже перешел на «Храбрый».

Увидев, что приближается немецкий корабль, вернулся. Думал об одном: «Гром» не достанется врагу! Когда их эсминец оказался на траверзе торпедного аппарата, я выпустил торпеду. Видел, как корабль погружается в воду. Решил открыть кингстоны, но они были залиты водой. Поднялся на верхнюю палубу. На камбузе нашел кусок ветоши, обмакнул ее в луже мазута, вытекшего из перебитого трубопровода, поджег и бросил в ближайший пороховой погреб. То ли снаряд попал в пороховой погреб «Грома», то ли от моего факела, но раздался взрыв, выбросивший меня в море. Потерял сознание. Когда пришел в себя, понял, что я на корабле, слышал шум двигателей. В помещении была сплошная темнота. Чей корабль - наш или германский? Рядом были тела мертвых. Оказалось, меня подобрали немцы, когда спасали своих моряков. Потом отправили в Либаву в германский концлагерь. Бежать оттуда удалось только со второй попытки. Ночью шел, а днем отсыпался: боялся, что поймают и расстреляют. Был без документов, время жуткое: 1918 год. Три месяца добирался до родной хаты. Мать к тому времени получила похоронку. Вот такая одиссея приключилась…»

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 июля 1955 года Фёдора Самончука за мужество и героизм наградили орденом Красного Знамени. Через два года на экраны советских кинотеатров вышел фильм «Балтийская слава», где герой, прототипом для которого послужил Самончук, погибает, взрывая свой эсминец. Затем, уже в 1970-м, увидел свет роман Валентина Пикуля «Моонзунд» (впоследствии довольно удачно экранизированный), где один из персонажей, Трофим Семенчук, представлен ярым большевиком. Вот теперь и справочники, говоря о подвиге Самончука, не забывали упомянуть, что балтийские моряки в моонзундских боях именно «под руководством большевиков преградили путь немцам с моря к революционному Петрограду» (напрочь забыв о фактически роковой роли минзага «Припять»).

Как бы там ни было, а эхо «Грома» прокатилось далеко, отозвавшись в сердцах и судьбах потомков Фёдора Евдокимовича: сына, капитана 2-го ранга Павла Фёдоровича Самончука, и внуков Сергея и Евгения, офицеров Краснознамённого Черноморского флота.

|
гром среди ясного неба, гром эсминец элдридж
«Гром» - эскадренный миноносец типа «Орфей», построенный по программе «усиленного» судостроения на 1913-1917 годы (так называемая «большая» судостроительная программа), и принадлежащий первой серии эскадренных миноносцев типа «Новик».

  • 1 История
    • 1.1 Легенда о подвиге Фёдора Самончука
  • 2 Тактико-технические характеристики
    • 2.1 Энергетическая установка
    • 2.2 Вооружение
  • 3 Примечания

История

11 октября (28 сентября по старому стилю) 1913 года «Гром» был зачислен в списки судов Балтийского флота, и в ноябре заложен на Усть-Ижорской судоверфи Металлического завода в Санкт-Петербурге.

28 июня 1915 года «Гром» был спущен на воду, и 17 мая 1916 года вступил в строй, где вошёл в состав 1-го дивизиона минной дивизии Балтийского флота.

Во время Первой мировой войны «Гром» нёс дозорную и конвойную службы, обеспечивал и прикрывал действия других сил флота в Балтийском море. 1917 году «Гром» принимал участие в февральской революции.

В 13:45 14 октября 1917 года «Гром», находящийся в составе дозора на Кассарском плёсе, попал под залп германского линкора «Кайзер», открывшим огонь по кораблям дозора. Снаряд попал в машинное отделение эсминца, но не взорвался. Из строя были выведены две турбины, «Гром» получил крен на левый борт. Когда в 15:30 в пролив Соэлозунд вошли германские корабли, «Гром» получил ещё несколько попаданий, и на нём начался пожар. Экипаж и офицеры спешно покинули корабль, оставив на борту секретные документы, в том числе карты минных заграждений.

Перед тем как оставить пролив, германский эсминец «B 98» высадил на «Гром» офицера и пятерых матросов. Над «Громом» был поднят германский флаг. Убедившись, что увести его не получится, немцы были вынуждены оставить (предварительно спустив флаг) тонущий эсминец. Вскоре «Гром» затонул.

Легенда о подвиге Фёдора Самончука

Могила Самончука на Восточном кладбище Минска.

Относительно гибели эсминца существует альтернативная версия, которой придерживались советские историки, и которую ставят под сомнение нынешние. Согласно этой легенде, во время эвакуации личного состава на канлодку «Храбрый», на борт «Грома» вернулся минный старшина Фёдор Евдокимович Самончук. Увидев приближающийся германский миноносец («G-7», 1911 года), он дождался пока тот подойдёт вплотную, и торпедировал его с небольшой дистанции. После чего Самончук закинул в артиллерийский погреб «Грома» горящий факел (чтобы корабль не достался врагу). Взрывной волной Самончука снесло за борт, и долгое время его считали погибшим, когда как он попал в плен, из которого бежал (дважды), и вернулся на родину лишь спустя несколько лет (по другим данным, Фёдор Евдокимович уже в 1918 году вернулся на родную Лоевщину, деревня Переделка). июле 1952 году (22 июля 1955 года) Указом Президиумом Верховногоовета СССР Фёдор Самончук был награждён Орденом Боевого Красного Знамени.

В 1957 году режиссёром Яном Фридом был снят фильм «Балтийская слава» о событиях операции «Альбион» (включая эпизод с боем на Кассарском плесе). Прототипом главного героя фильма Фёдора Лютова стал Фёдор Самончук, правда по сюжету он погибает, взорвав эсминец «Гром» вместе с собой.

Также подвиг Самончука описан в художественном романе Валентина Пикуля «Моонзунд» (Самончук в романе представлен старшиной Трофимом Семенчуком).

Тактико-технические характеристики

Энергетическая установка

На «Громе» были установлены четыре паровых котла «Вулкан», каждый из которых располагался в отдельном отсеке, и две паровые турбины «Кертис-АЕГ-Вулкан», суммарной мощностью в 30 000 л. с.. Так же на турбинах «Кертис-АЕГ-Вулкан» имелась блокировка маневровых клапанов, что повышало их надёжность при эксплуатации.

Вооружение

После модификации 1916 года, когда на «Гром» была установлена более совершенная зенитная пушка, вооружение его выглядело следующим образом (до 1916 года орудий главного калибра было всего два, а торпедных аппаратов - четыре):

  • Главный калибр : Четыре 102/60-мм орудия разработки Обуховского завода (при техническом содействии фирмы «Виккерс»);
  • Одна 63-мм зенитная пушка;
  • Два 7,62-мм пулемёта;
  • Три трёхтрубных надводных 457-мм торпедных аппарата (ТА);
  • и до 80 мин заграждения.

Примечания

  1. 1 2 Класс «Орфей» (рус.)(недоступная ссылка - история). Российский Императорский флот в первой мировой войне. Проверено 6 октября 2009. Архивировано из первоисточника 26 октября 2009.
  2. Эскадренные миноносцы типа "Новик" (рус.). Военно-Морская Коллекция. Проверено 6 октября
  3. Верстюк А. Н., Гордеев С. Ю. Корабли минных дивизий. От «Новика» до «Гогланда». - М.: Военная книга, 2006. - С. 3. - ISBN 5-902863-10-4.
  4. Степанов Ю. Г., Цветков И. Ф. Указатель кораблей (эскадренных миноносцев типа "Новик") (рус.). "Эскадренный миноносец "Новик"". Проверено 8 октября 2009. Архивировано из первоисточника 7 апреля 2012.
  5. 1 2 Больных А. Г. Балтика: На задворках Великой войны (рус.) // Больных А. Г. Морские битвы Первой мировой: Трагедия ошибок. - М: АСТ, 2002.
  6. Косинский А. М., фон Чишвиц А. Г. Моонзунд 1917. Последнее сражение русского флота: Великая забытая война. - Эксмо, 2009. - ISBN 978-5-699-33085-0.
  7. Больных А. Операция «Альбион», октябрь 1917 года (рус.) // Больных А. Трагедия ошибок. - АСТ, 2002. - ISBN 5-17-002146-1.
  8. Лопарёв А., Лопарёв Д. Операция "Альбион" (рус.). Морская крепость Императора Петра Великого(недоступная ссылка - история). Проверено 1 марта 2010. Архивировано из первоисточника 13 августа 2007.
  9. "Лейтенант Ильин" Россия 1914 г. (рус.). Корабли. Проверено 1 марта 2010. Архивировано из первоисточника 9 апреля 2012.
  10. ЦГАВМФ, Ф. 29, Д. 37, Л. 18.
  11. Моонзунд (рус.) // Флот в первой мировой войне: двух томах. / под ред. Н. Б. Павловича. - М: Воениздат, 1964. - Т. 1. - С. 293.
  12. 1 2 Самончук Павел Федорович, ЛНВМУ, 1960 г.в. (рус.). Нахимовское военно-морское училище. Проверено 1 марта 2010. Архивировано из первоисточника 9 апреля 2012.
  13. 1 2 Рудный В. А. 4. Моонзунд и Муху-вяйн (рус.) // Рудный В. А. Истинный курс и другие достоверные истории. - М: ДОСААФ, 1978.
  14. Информация о фильме «Балтийская слава» на Кино-Театр.ру. (рус.)
  15. 102/60 мм (рус.)(недоступная ссылка - история). Проект Корабли ВМФ СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны. Проверено 31 августа 2009. Архивировано из первоисточника 17 октября 2008.
  16. 45-см торпедный аппарат образца 1913 г. (рус.)(недоступная ссылка - история). Проект Корабли ВМФ СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны. Проверено 31 августа 2009.

гром небесный смотреть, гром победы раздавайся, гром среди ясного неба, гром эсминец элдридж

Гром (эсминец) Информацию О

15 проектов малых судов для прогулок и туризма. Любое из них, если вы обладаете достаточными навыками в работе с деревом, можно построить самостоятельно на домашней судоверфи.

61. Эсминец «Гром», Польша

В период между первой и второй мировым i войнами польский военно-морской флот располагал двумя эсминцами: «Вихрь» («Wicheг», чертежи показаны в «Микромоделях») и «-Буря» («Вигга»). В мае 1937 г. в Гдыню прибыл новый эсминец «Гром», построенный английской верфью «Сэмьюэл Уайт энд компани» в Каусе, а в декабре - однотипный корабль «Молния» («Віузкашіса»). 30 августа 1939 г. дивизион польских эсминцев в составе кораблей «Гром» (его вид относится к августу 1939 г.), «Молния» и «Буря» по заданию командования (операция «Акула») иаправил-ся в Англию, базируясь поочередно в Росайте, Плимуте, Гарвиче и Скапа-Флоу. Затем «Гром» был направлен с остальным дивизионом на норвежский фронт. 4 мая 1940 г. при патрулировании фьорда Ромбаккен эсминец был потоплен немецкими самолетами. В заблокированных кормовых отсеках корабля погибли 59 человек. Название «Гром» было присвоено новому кораблю, который несет службу на военно-морском флоте ПНР, храня традиции погибшего «Грома». Основные характеристики: длина - 114 м, ширина - 11,3 м, осадка - 3,1 м, стандартное водоизмещение - 2144 т, мощность паровых турбин - 54 ООО л. с, скорость - 39 уз, команда - 190 чел.

Вооружение: семь 120-миллиметровых пушек на одиночной и трех сдвоенных платформах (1X1, 3X2), четыре 40-миллиметровые зенитные пушки (2X2), восемь пулеметов (4X2), шесть 533-миллиметровых торпедных аппаратов (2 X 3), два аппарата для глубинных бомб, 60 мин.

Недавно наткнулся на подобное видео, которое сразу же вызвало большое число вопросов:

Изначальный интерес к Моонзундской операции у меня появился после просмотра культового фильма, снятого по одноименному роману В. Пикуля «Моонзунд». Фильм, наверное, смотрели многие из вас, верно? Интересное и вполне неплохое кино, хоть и снятое по роману, да и не совсем историчное местами. Небольшой отрывок в тему:

Книгу затем перечитал и через много лет поехал осматривать остатки батареи лично и посмотреть на те места, где в далёком 1917-м году разразилось сражение, итоги которого оказали существенное влияние на поражение и выход России из Первой мировой войны. Однако, рассказ будет не об этом, а о подвиге белоруса Фёдора Евдокимовича Самончука.

14-го Октября 1917-го года эсминец «Гром», находясь на Кассарском плёсе во время патрулирования, столкнулся с превосходящими силами немецкой эскадры, среди которых был линкор «Кайзер». Попытавшись уйти от сражения эсминец, однако, попал под залп «Кайзера» и потерял ход, снаряд попал в машинное отделение и вывел из строя силовую установку эсминца. Эсминец стал кренится на левый борт, а через некоторое время из-за обстрела немецкими кораблями неподвижной цели на эсминце возник пожар. Экипаж и командир корабля покинули эсминец, даже не потрудившись уничтожить документы и главное — схемы минных заграждений! Команда перешла на канонерскую лодку «Храбрый», которая была в отряде патрулирования с эсминцем.

Дата указана неверно, что вызывает сомнения в достоверности фото.

Подсудное дело, я вам скажу, но времена неспокойные, 17-й год, разруха армии и флота из-за новых законов и законопроектов правящего тогда либерального большинства во главе с А. Керенским, воевать уже особенно никто не хочет, так что подобное безрассудство останется на их совести. К тонущему эсминцу подошел немецкий эсминец «В 98» и высадил десантную партию — офицер и пять матросов. Они осмотрели судно, забрали документы, подняли немецкий флаг, однако убедившись, что судно не спасти, немцы покинули его, предварительно спустив флаг и через некоторое время эсминец затонул.

Однако на видео, показанном выше, рассказывается совершенно альтернативная версия. По этой версии, один моряк (Фёдор Евдокимович Самончук) не покинул тонущий эсминец, а принял бой, даже потопив или повредив один из немецких эсминцев. Считается, что моряк добровольно покинул канонерскую лодку «Храбрый» и прыгнул обратно на «Гром». Дождавшись подхода немецкого эсминца, моряк выпустил по нему торпеду, затем бросил факел в пороховой погреб и взрывом погреба моряка сбросило в воду, где его подобрали немцы, а моряк затем сбежал из плена и в 1918-м году вернулся к себе на Родину — деревню Переделка.

В 1955-м году Федор Самончук был награжден Орденом Боевого Красного Знамени.

А был ли подвиг, спросите вы? Весьма сомнительно, ведь имея немецкие фотографии того времени отчётливо видно, что во время захвата «Грома» немецкой партией на борту эсминца никого не было, а сам эсминец ещё находится на плаву и взрыва никакого не следует, к сожалению.

Немецкий эсминец В98 и тонущий эсминец «Гром»

Не знаю, зачем официальной историографии потребовалось создавать героя и подвиг, когда до того было много настоящих героев и подвигов, которые, скорее всего, остались в тени веков и про которые мы уже никогда не узнаем.

Могила минного старшины Эсминца «Гром» Фёдора Самончука

В романе Пикуля Самончук представлен старшиной Трофимом Семенчуком, также подвиг показан в фильме «Балтийская слава» 1957-го года.

 


Читайте:



Пятнадцатый лунный день: советы астролога в день Соблазнов и Искушений 15 лунный день рождения в козероге

Пятнадцатый лунный день: советы астролога в день Соблазнов и Искушений 15 лунный день рождения в козероге

Символ: змей, шакал Камни: гагат, агат, морион. Сегодняшний день . Это очень важный период. 15 лунный день с одной стороны, является очень...

Чакры человека и их правильное раскрытие Как понять, что чакры закрыты

Чакры человека и их правильное раскрытие Как понять, что чакры закрыты

Как и обещала, размещаю материал о чакрах. Возможно, кому-то это покажется интересным. Сама я использую этот метод, но совсем недавно и о...

Си третьей октавы. Октавная система. Что такое октава на клавиатуре пианино

Си третьей октавы. Октавная система. Что такое октава на клавиатуре пианино

http://www.rock.kg/rock/forum2/topic.php?forum=1&topic=208&start=4 В: Что такое вибрато?О: Это особое колебание голоса ("дрожание" с небольшой...

Греческая богиня любви и красоты – Афродита: мифы, фото, картинки, видео дочери Зевса выходящей из пены морской Афродита – дочь Крона

Греческая богиня любви и красоты – Афродита: мифы, фото, картинки, видео дочери Зевса выходящей из пены морской Афродита – дочь Крона

Афродита (греч. Ἀφροδίτη) – богиня любви, красоты и страсти. Согласно многочисленным мифам, она родилась из пены в водах Пафоса, на острове Кипр,...

feed-image RSS